Научная статья на тему 'Финансово-экономические возможности муниципальной власти г. Владикавказа в реализации программы «Здоровье нации»'

Финансово-экономические возможности муниципальной власти г. Владикавказа в реализации программы «Здоровье нации» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токаев Н.Х., Доев В.К.

В статье приведены результаты финансово-экономического анализа деятельности органов местного самоуправления по эффективному выполнению программы «Здоровье нации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические возможности муниципальной власти г. Владикавказа в реализации программы «Здоровье нации»»

Муниципальные финансы

УДК 33.796 (799)

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ г. ВЛАДИКАВКАЗА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»

Н. Х. ТОКАЕВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита E-mail: naira-m@yandex.ru

В. К. ДОЕВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента

E-mail: naira-m@yandex.ru Северо-Осетинский государственный университет

им. К. Л. Хетагурова

В статье приведены результаты финансово-экономического анализа деятельности органов местного самоуправления по эффективному выполнению программы «Здоровье нации».

Ключевые слова: финансово-экономический анализ, муниципальная программа «Здоровье нации».

В новых экономических условиях в ходе проводимых реформ развились трансформационные процессы, которые качественно меняют финансовые ориентиры в сфере предоставления услуг, оказываемых организациями физической культуры и спорта. В этих условиях вопросы принятия управленческих решений изменились по значимости и составу. Принятие эффективных управленческих решений в рыночных условиях предполагает знание новых аспектов финансирования отрасли (инвестиции, спонсорство, предпринимательство) [4].

Создание финансово-экономического механизма перспективного управления развитием физической культуры и спорта, реализация комплексного подхода к формированию услуг, предоставляемых населению, позволят местным,

региональным и федеральным органам управления развитием физкультурно-оздоровительной и спортивной сферы решать текущие и перспективные задачи по достижению результативности, повышению уровня качественного управления отраслью конкретного региона. Это свидетельствует, как отмечают некоторые авторы, об актуальности и необходимости научного исследования проблем формирования системы управления отраслью в составе социального сектора экономики [1, 3].

В Российской Федерации функционирует система государственного управления физкультурно-спортивной сферой. Основу системы составляют государственные органы управления физической культурой и спортом (региональные органы подчиняются федеральному ведомству, которое в разные годы имело статус либо министерства, либо государственного комитета).

Непосредственная подготовка спортсменов проводится в детских спортивных школах олимпийского резерва, школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, центрах олимпийской подготовки, структурно подчиненных региональным органам управления

физической культурой и спортом. Данные учреждения проводят первичную селекционную работу, организовывают учебно-тренировочный и соревновательный процессы, формируют резервы для сборных команд всех уровней.

Будучи бюджетными организациями, данные учреждения работают по принципам строгой финансовой дисциплины и отчетности, планирования деятельности, фактически выполняют государственный заказ на подготовку спортсменов-олимпийцев в определенные сроки [2, 5, 6].

Однако данная организационная схема не соответствует основным целям и потребностям развития «спорта для всех». Жесткое планирование вместо свободной инициативы, ограниченное число видов спорта (как правило, олимпийских), отбор только одаренных детей и разработка методик для их подготовки, а также отсутствие методик и организационных схем работы со взрослым населением и пенсионерами, другими «целевыми группами» — все это не способствует развитию «спорта для всех».

На взгляд авторов, необходимо выработать иные подходы, базирующиеся на принципах местного самоуправления (табл. 1).

С точки зрения авторов, движение «спорт для всех» должно развиваться в форме самоорганизующегося и саморегулирующегося социального явления. Внутренняя природа «спорта для всех» такова, что он представляет собой живой, постоянно изменяющийся процесс, творческое выражение общественных инициатив. Его ценность и социальная значимость как раз и заключаются в бесконечном разнообразии форм и видов занятий, их доступности для различных групп населения, гибком учете индивидуальных потребностей. Копирование жестоких управленческих схем, эффективных для развития спорта высших достижений, в данной ситуации неоправданно. Строгое планирование, учет и контроль существенно ограничивают возможности развития «спорта для всех». В то же время, социальная значимость «спорта для всех» обусловливает необходимость его государственной поддержки.

Таким образом, муниципальное регулирование «спорта для всех» должно сочетать гибкие формы управления и возможность финансовой и протекционистской помощи, а также обеспечивать режим благоприятствования. Например, в муниципальной программе «Здоровье нации», которая была разработана в г. Владикавказе в 2009 г., комплекс проблем, связанных с «большим спортом», оставался в компетенции областных органов управления физической культурой и спортом. Основной целью

Таблица 1

совокупность целей, форм и методов развития «спорта для всех»

слагаемые управленческих технологий «спорт, ориентированный на высшие достижения» «спорт для всех»

Цель Достижение высокого спортивного результата, победа на соревнованиях Укрепление здоровья, улучшение физических данных, общение, самовыражение, деятельность

Планирование Ежегодный календарный план мероприятий по установленной форме В план вносятся только основные традиционные мероприятия

Формы контроля Протоколы соревнований, присвоения разрядов и званий Выборочный контроль за проведением мероприятий, косвенные оценки улучшения «качества жизни»

Финансирование Бюджетное обеспечение спортив-но-образователь-ных учреждений, мероприятий календарного плана Бюджетное финансирование в виде «пусковых» средств, привлечение внебюджетных источников, использование личных средств граждан

Организационная схема Единоначалие, подчиненность региональному органу управления Выборность, самоуправление, коллегиальность, выдвижение инициатив «снизу вверх», протекционистская помощь

работы городского спорткомитета стало оздоровление жителей города средствами физической культуры и спорта, что соответствовало принципам местного самоуправления и Уставу г. Владикавказа, ставящего во главу угла интересы жителей городского сообщества.

Цель муниципальной программы «Здоровье нации» на период 2009—2014 гг. заключается в оздоровлении всех слоев населения города средствами физической культуры и спорта.

Деятельность комитета по физической культуре и спорту муниципального образования г. Владикавказа была переориентирована на массовую физкультурно-оздоровительную работу с населением.

Первые шаги по реализации программы «Здоровье нации» в городе показали, что в условиях регулирования социально-экономической жизни в Российской Федерации физкультурно-оздоровительная деятельность муниципальной власти является социально-значимой и способствует разрешению многих социальных проблем.

10

финансы и кредит

Был доказан приоритет программы «Здоровье нации» в обеспечении физического здоровья всех слоев населения.

Основные результаты исследований, выполненных по указанной программе, сводятся к следующему:

— в настоящее время в стране практически отсутствует система динамического контроля за здоровьем населения;

— слабо проводится работа по формированию мировоззрения и навыков здорового образа жизни, не проводятся психокоррекция, психодиагностика и психотерапевтическая работа с населением.

В связи с этим при муниципальном самоуправлении города в рамках программы «Здоровье нации» создан центр психического и физического здоровья, в структуру которого входят следующие подразделения:

— кабинет психофизической релаксации и психотерапии;

— учебный класс психокоррекции и психорегуляции;

— лаборатория функциональной диагностики;

— медицинский профилакторий и медпункт;

— кабинет массажа;

— фитобар.

Разработан «Паспорт здоровья» для каждого индивида, который формируется после обработки результатов комплексных исследований и содержит показатели физического развития, функционального состояния организма, уровня физического состояния, а также набор индивидуальных лечебно-оздоровительных мероприятий для каждого индивида в годовом цикле.

По результатам исследований следует заключить, что комиссия по физической культуре и спорту администрации местного самоуправления является наиболее эффективной и перспективной формой регионального управления физической культурой и спортом, что позволит успешно реализовать программу «Здоровье нации».

В настоящее время в г. Владикавказе функционируют залы фитнеса, аэробики, восточных единоборств, кикбоксинга, бокса, плавательные бассейны, многочисленные тренажерные залы.

Спортивные структуры города по единой системе предоставляют возможность всем слоям населения (детям, молодежи, людям зрелого и пожилого возраста) принимать участие в 20—25 доступных соревнованиях в течение года. Участие в соревновательном процессе выполняет роль вов-

лекающего механизма для стимуляции регулярных физкультурно-оздоровительных занятий.

С помощью физкультурного образования и воспитания населения (спортивные шоу, афиши, листовки, брошюры, буклеты, средства массовой информации, и т. д.) осуществляется формирование самодеятельного физкультурного движения.

Реализация программы «Здоровье нации» оказывает многоплановое воздействие на социальные процессы, происходящие в городе:

— улучшает состояние физического здоровья и работоспособности населения, особенно детей и молодежи, а также продлевает активное творческое долголетие жителей;

— влияет на «психологическое здоровье» общества, снижает факторы агрессивности, тревожности и неудовлетворенности, способствует формированию положительного эмоционального настроя;

— имеет высокую значимость в системе жизненных ценностей и является авторитетной для подавляющего большинства молодежи;

— является неотъемлемой чертой современной социально благополучной личности в противовес идеализации криминальных ценностей;

— противостоит распространению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), пропагандирует и распространяет идеи здорового образа жизни;

— участвует в формировании патриотического самосознания граждан, основанного на чувстве гордости за «свою» команду школы, улицы, города, страны;

— готовит молодежь к защите Родины и выполнению гражданских и семейных обязанностей;

— организует здоровый и активный досуг населения в выходные и праздничные дни;

— обеспечивает занятость детей и подростков деятельностью, которая им по душе;

— может являться платформой для гражданского мира и согласия на позициях признания ценности идей здорового образа жизни, несущих положительное содержание без политической окраски;

— предоставляет индивиду возможность самореализации в спортивной деятельности и получения общечеловеческого признания;

— способствует развитию спортивной индустрии (физкультурно-оздоровительных центров, предприятий по производству спортивного инвентаря и одежды, оказанию туристско-оздоровитель-ных услуг, и т. д.), которая является динамичной отраслью региональной экономики, обеспечивающей рабочие места и местные налоги.

Хорошо

Удовлетворительно - 37

Отлично - 20

Нет ответа - 1

Неудовлетворительно - 22

Рис. 1. Оценка возможностей для отдыха и спорта у детей и молодежи, в %

Основой социальной политики муниципального образования г. Владикавказа должно стать формирование устойчивых позитивных моделей поведения, что означает в данном случае широкое распространение идей здорового образа жизни и «моды» на активный и здоровый имидж.

В последнее время в Республике Северная Осетия — Алания (как и в Российской Федерации) наблюдается тенденция по значительному снижению основных показателей «здоровья нации», к которым относятся: низкие продолжительность жизни и рождаемость, низкий уровень здоровья школьников и студентов (снижающегося в процессе обучения), призывников, а также взрослого работающего населения. Данные негативные процессы напрямую связаны с недопониманием и недооценкой роли физической культуры как источника восстановления психофизических сил населения.

В 2009—2010 гг. авторами было проведено исследование на основе анкетного опроса и собеседования с респондентами, которые оценили возможности для отдыха и спорта у детей и молодежи в городе (рис. 1).

Положительную оценку возможностям для отдыха в городе дали 77 % респондентов, 22 % — отрицательную, 1 % — затруднился ответить на данный вопрос.

Наблюдения также позволили выявить, что одноразовые учебные занятия удовлетворяют в среднем 25—30 % от общей суточной двигательной потребности школьников и студентов. В связи с

этим возникает необходимость применения во внеучебное время различных физических занятий для компенсации двигательной недостаточности молодежи.

В Республике Северная Осетия — Алания финансирование сферы физической культуры и спорта с 2005 по 2010 г. уменьшилось на 313,1 млн руб. Объем финансирования из государственного бюджета составил в 2009 г. 334 886,3 тыс. руб., или 0,09 % расходной части бюджета по его функциональной классификации (табл. 2).

Изучение потребности малых предприятий сферы физкультуры и спорта в кредитах также показало наличие факторов, ограничивающих возможность привлечения финансовых ресурсов:

— отсутствие возможности привлечения бюджетных средств;

— высокие проценты по кредитам;

— отсутствие залога и гарантий.

В настоящее время наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры, однако банковский капитал практически не работает на рынке малого бизнеса в сфере физкультуры и спорта республики. Так, в целом, по мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита прежде всего затрудняют:

— очень высокие проценты;

— нереальные требования к залогу и гарантиям по возврату кредита;

— ограниченность сроков кредитования.

В качестве источников финансирования деятельности предприятий в сфере физкультуры и спорта выступают:

— собственные средства;

— средства учредителей;

— заемные средства родственников;

— кредиты банков и др.

Для «начинающих» предприятий структура источников финансирования смещена в сторону собственных средств и внешних ресурсов, получаемых в виде «партнерского» кредита, в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удается привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

Таблица 2

Динамика отдельных показателей развития сферы физической культуры и спорта в Республике северная Осетия — Алания за 2005—2010 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Количество занимающихся физической 28 473 32 326 37 050 48 144 48 465 50 700

культурой и спортом, чел.

Количество штатных работников, чел. 1 142 1 175 1 209 1 440 1 422 1 556

Финансовые средства, тыс. руб. 647 990,0 579 470,0 181 604,0 187 009,0 155 500,0 334 886,3

Количество спортивных сооружений, ед. 779 809 847 856 857 889

Распределение потребности предприятий сферы физкультуры и спорта республики в финансовых средствах представлено на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование показало, что важным фактором потребления услуг в области физкультуры и спорта выступает цена. Респонденты указали среднюю стоимость услуг для одного человека, которую они могли бы оплатить единоразово — около 70 руб. С учетом того, что средневзвешенный совокупный семейный доход составляет 8 167,5 руб. в месяц, а средневзвешенная численность детей в семье составляет 2,2 ребенка, цена на услуги становится решающим фактором как для населения, так и для организаций, предоставляющих эти услуги. Значительная часть населения (60—70 %) не в состоянии оплачивать услуги, предлагаемые на рынке услуг физкультуры и спорта. В то же время организации, предоставляющие подобные услуги, несут убытки и не обеспечивают покрытия их себестоимости, что сдерживает развитие предпринимательства в области физкультуры и спорта.

Необходимо отметить, что систематическое воздействие на организм неспецифических средств оздоровления значительно снижает производственное утомление, инактивирует влияние производственных вредностей, повышает иммунную устойчивость организма и т. д. Реабилитационные комплексы, которые функционируют в республике («Сосновая роща», «Асик», «Редант») состоят из 6—8 базовых блоков. Здесь имеются все условия для активного отдыха и проведения восстановительно-оздоровительных мероприятий.

Исследования последних лет доказали, что здоровье лишь на 7—8 % зависит от уровня медицины и здравоохранения и на 51 % — от влияния образа жизни. Поэтому муниципальные центры выполняют функцию активной пропаганды здорового образа жизни.

Опыт эксплуатации центров в различных условиях свидетельствует о значительной медицинской, социальной, экономической эффективности осуществляемых муниципальной властью мероприятий. В экономическом выражении, по различным оценкам, на каждый вложенный инвестиционный в данную систему рубль эффект отдачи составляет от 8 до 20 руб. (за счет снижения уровня травматизма и аварийных ситуаций, за счет снижения затрат на лечение и выплату компенсаций, а также за счет

Сумма финансовых средств, тыс. руб.

Рис. 2. Распределение предприятий сферы физкультуры и спорта республики по потребностям в финансовых средствах

снижения себестоимости производимой продукции и повышения работоспособности).

Таким образом, администрация местного самоуправления г. Владикавказа имеет большие возможности для эффективного развития и функционирования сферы услуг в области физической культуры и спорта и оздоровления всех слоев населения по программе «Здоровье нации». Вместе с тем необходимо:

1) обеспечить взаимодействие властей всех уровней: федерального, регионального и местного для реализации муниципальной программы «Здоровье нации»;

2) обеспечить поддержку предпринимателей, занимающихся экономической деятельностью в сфере физической культуры и спорта;

3) развивать сотрудничество с отечественными и зарубежными инвесторами для обеспечения притока инвестиций в индустрию физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Воронин Л. Г., Лапин В. А. Основы управления муниципальным хозяйством: учеб. пособие. М.: Дело. 1998. С. 188.

2. Гуськов С. И. Государство и спорт. М, 2006. С. 176.

3. Ермасова Н. Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. для вузов. М.: Изд-во Экзамен. 2004. С. 192.

4. Пронина Л. И. Совершенствование международных отношений — гарантия укрепления местного самоуправления //Финансы. 2000. № 6. С. 16-18.

5. Попов А. Н. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие. Челябинск, 1999.

6. Чернецкий А. М. Стратегическое планирование на уровне местного самоуправления // Региональная социо-экономическая политика. Екатеринбург. 2009. № 12. С. 43-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.