ного использования всех своих сил и возможностей.
По мнению П.А. Рудика, психологическая подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психических функций спортсмена с целью достижения больших успехов в определенном виде спорта, на изучении психических состояний и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям избранного вида спорта.
Тогда же была озвучена необходимость выделения психологической подготовки спортсмена как особого компонента образования в рамках именно подготовки, а не тренировочного процесса. Это объективное требование, т. к. все субъекты спортивной деятельности постоянно сталкиваются с такими проявлениями психологической нагрузки, как стресс, фрустрация, мотивация движения, внутригрупповые конфликты, эмоциональные срывы и т. п.
Психологическая подготовка спортсмена (в рамках теоретического обоснования) должна включать такие дисциплины, как психология спорта и общая психология и представлять собой педагогический процесс, акцентированный на состояние готовности спортсмена. Состоит она из трех уровней: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический.
С точки зрения формирования ответственности следует выделить социальнопсихологический уровень, т. к. он связан с главным объектом спорта - соревнованием, где происходит противоборство двух тактик, техник и сил, а главным объектом является команда - т. е. отношения в команде как коллективе, становление личности и спортивного коллектива.
В заключение следует сказать, что актуализируют необходимость психологической подготовки спортсменов современные высокие требования к соревновательной деятельности, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий.
1. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. М., 2005.
2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1999.
3. Ответственность члена спортивной команды: социально-педагогический анализ. Тамбов, 2003.
Поступила в редакцию 9.08.2012 г.
UDC 796/799
FORMATION OF ATHLETE PERSONAL RESPONSIBILITY IN PROCESS OF HIGH SCHOOL TRAINING
Mikhail Ivanovich STAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor-consultant of Pedagogical and Age Psychology Department, Honored Worker of Higher Education of Russian Federation, e-mail: kpivp@mail.ru
Lyubov Konstantinovna IVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social and Family Pedagogics Department, e-mail: ivanova175@yandex.ru
Viktoria Leonidovna SIMONOVICH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: Vsimonovich@list.ru
The problems of the modern training of athletes, identity conditions of formation athlete’s personality under psychological training, the impact on the understanding of the practice of their social values are considered.
Key words: athlete training; responsibility; moral and spiritual formation; internal; external, study-production practice; psychological component of training.
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
© Сергей Юрьевич ДУТОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, e-mail: osmanov@bk.ru
Физическая культура в школьном возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Охрана здоровья населения является одной из сфер национальной безопасности, недооценка этого приводит к негативным социальным, медицинским, демографическим последствиям и отражается на экономике страны.
Ключевые слова: физические упражнения; физическое развитие; физическая культура; здоровье; здоровый образ жизни.
Стремление к разностороннему физическому развитию, здоровью, красоте сложения существовало всегда. Эти качества человека высоко ценились еще с древних времен. Двигательная активность в виде занятий физической культурой не изобретение XXI в. Физическая культура и спорт как общественное явление развивались в историческом процессе [1-4].
Физические упражнения в первобытном обществе были тесным образом связаны с трудовыми процессами, воспитанием, культовыми обрядами, искусством, военным делом. В поисках пищи люди тренировали силу, ловкость, меткость - необходимы качества охотников. Об этом свидетельствуют наскальные изображения эпохи палеолита (около 50 тыс. лет назад). Тогда уже зарождались соревнования в играх с мячом, палками.
При рабовладельческом строе (У-У1 в. до н. э.) совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений, крупномасштабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика являются свидетельством более высокой ступени физического развития. Наряду с танцами распространение получили стрельба из лука, фехтование, борьба, кулачные бои, плавание, конные состязания. Частые войны требовали от бойцов ловкости и силы. Эти качества проверялись сначала в спортивных поединках. В маленькой Олимпии проводились крупнейшие праздники древности - спортивные состязания. По предания, Олимпийские игры учредил мифический герой эллинов Геракл в ознаменование одной из своих побед, а в со-
стязании в беге между четырьмя своими братьями увенчал победителя ветвью со священного оливкового дерева.
По другой версии, основателем игр был сам верховный бог греков - Зевс. Во время Олимпийских игр раз в четыре года в Элладе смолкал звон оружия, прекращались войны. В самой Олимпии и близ храма, перед которым произносилась спортивная клятва, царил вечно мир. Так, в классической Элладе спорт, служивший вначале для подготовки воинов, вступил в противоречие с духом войны и превратился в своеобразный культ красоты, здоровья, гармоничного развития человеческого тела. В Афинах физическое воспитание сложилось как часть военного воспитания. В школах и гимназиях для сыновей богатой верхушки физическое воспитание гармонично сочеталось с моральным и духовным. Вершиной такого воспитания были состязания в виде ежедневных соревнований и крупных состязаний в присутствии публики. Наиболее значительными и стабильными соревнованиями в Греции были игры в Олимпии (766 г. до н. э. - 193 г. н. э.), в программу которых входили различные виды бега, борьба, пятиборье, ристания на колесниках, конные состязания, бег с оружием, иногда художественные конкурсы. Но это были состязания с культовым значением, участвовать в которых могли исключительно греки.
В Древнем Риме физическое воспитание имело выраженный военный уклон. На Марсовом поле регулярно проводились военные игры и занятия по строевой подготовке. Тра-
диционные римские игры - бои гладиаторов, состязания боевых колесниц - проводились не на стадионе, а на арене цирка.
В эпоху феодализма яркими носителями господствующей физической культуры были рыцари - профессиональные военные. В рыцарском воспитании наряду с военной подготовкой большое место отводилось физической подготовке, в которую входили бег, прыжки, лазание по шесту, борьба, плавание. Рыцари имели право участвовать в турнирах. В поздний период феодализма проводились соревнования с использованием оружия -пики, алебарды, кинжала, ножа, большого меча, шпаги.
Идеалом Возрождения (в Италии, Франции, Германии, Англии) был образ гармоничного человека, способного к достижению высоких результатов во всех областях жизни. Поиски античного образца привели итальянских и немецких гуманистов к греческой гимнастике, которая заняла определенное место в теоретических изысканиях в области воспитания. Подробное описание античной гимнастики дал итальянский врач X. Мерку-риалис, а первую школу (прообраз современной спортивной школы), в которой рационально сочетались теория и практика физического воспитания, основал Ф. да Фельтре. Осознание значимости физических упражнений как эффективного средства воспитания способствовало написанию учебников. Так, немецким гуманистом Лота была написана книга «Некоторые мысли воспитания детей» (1693 г.).
Великий врачеватель Симон Андре Тис-со еще 300 лет назад, когда не существовало профилактики заболеваний, а медицина была представлена чисто эмпирическими приемами, увидел поразительные возможности физических упражнений. За несколько тысяч лет до этого и на Западе (в активной Греции), и на Востоке (в древних Индии и Китае) существовали различные системы занятий физическими упражнениями, которые выдержали проверку временем, и в наши дни успешно конкурируют с самыми современными оздоровительными методами.
Красоту сильного человеческого тела воспевали Гойя и Леонардо да Винчи, она вдохновляла Джека Лондона и Александра Блока, о ней мечтали Антон Чехов и Лев Толстой, писавший: «Красота телесных форм
всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии». Атлетическая красота немыслима без здоровья и силы. При этом физическая гармония должна обязательно сочетаться с высокими нравственными качествами.
В ходе исторического процесса развития культуры физическая культура превращается в самостоятельную область общественно необходимой деятельности. Развитие духовной культуры (философии, науки, теории воспитания), материальной культуры (культуры материального производства, его процессов и продуктов), а также усложнение и обострение социальных отношений в процессе развития общества определяют и развитие физической культуры. Постепенно в ее недрах формируются и затем выделяются в самостоятельные части (компоненты) физическое воспитание, спорт и физическая рекреация [1; 5-8].
Физическая культура является составной частью общей культуры человечества. Она выступает как сложный феномен, значимость которого для каждого конкретного человека и общества в целом определяется наличием ценностного потенциала. Главной ценностью физической культуры и спорта, особенно в наше время, является создание идеала достойного образа жизни и образа гармонично развитого человека. Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т. е. человек, в котором гармонично сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство.
В мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется в:
- повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
- широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
- продлении активного творческого долголетия людей;
- организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
- использовании физической культуры и спорта как важных компонентов нравст-
венного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
- вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;
- использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
- резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;
- возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;
- развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
- многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг [4; 7; 9].
Развитие физкультуры и спорта в нашей стране является вопросом первостепенной важности, т. к. здоровье нации в решающей мере определяется уровнем развития физической культуры и спорта. Наша система физического воспитания располагает комплексом профилактических и гигиенических мероприятий, направленных на всестороннее развитие и поддержание на долгие годы физической работоспособности и двигательной активности людей.
Действующий федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и принятая «Национальная доктрина образования» рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств эффективного решения социально-экономических задач общества, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержки высокой умственной и физической работоспособности молодежи, воспитания патриотизма, подготовки молодежи к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами.
Основной целью федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта
(включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Физическое состояние и здоровье населения любой страны является важнейшим критерием ее благополучия. Именно данный критерий лежит в основе сохранения и воспроизводства человеческого потенциала в интересах национальной безопасности государства. В начале XXI столетия социальнотехногенное развитие общества стало все больше характеризоваться динамичным прогрессом социальных, но вместе с тем, и снижением природных, физических и психических качеств человека [10; 11].
Значение физической культуры и спорта в жизни человека трудно переоценить. Занятия физической культурой и спортом являются импульсом и движущей силой для всестороннего развития личности, стимулом и школой для духовного, физического и социального становления, воспитания психологически устойчивого восприятия стрессовых ситуаций, связанных с воздействием внешних факторов. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом. Понимание того, что будущее страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества.
Физическая культура - это одно из средств эффективного развития социальноэкономических задач общества, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержки высокой умственной и физической работоспособности молодежи, воспитания патриотизма, подготовки молодежи к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами.
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое здоровье, физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые
позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно открыто новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество [6-8; 11-14].
В числе факторов, формирующих здоровый образ жизни, главным является физическая культура. Двигательная культура - это умение воспринимать движения как символ прекрасного, естественного, свободного способа самовыражения взаимопонимания и сосуществования в пространстве тел: наличие правильной осанки, способов самостоятельного накопления своего двигательного опыта и использование его для предупреждения заболеваний.
Оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволит обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни. Физическая культура - основа социальнокультурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.
Физическая культура представляет собой сложное социально-культурное явление, которое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие потребности, социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики и в этой части принадлежит общественному сознанию. Она, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на
производстве, в быту, в общении. Поэтому сегодня необходимо создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.
По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. Согласно докладу о состоянии здоровья детей в Российской Федерации 32,1 % детей признаны здоровыми (1 группа здоровья), 51,7 % имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья), 16,1 % - хронические заболевания (3, 4, 5 группы здоровья) [15].
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Тамбовской области составляет 10,1 % от общего числа населения области. Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу (14,5 %). Причем по городам этот показатель в среднем составляет 14,5 %, в то время как по районам он составляет всего лишь 8,4 %.
Назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи, высокого уровня гражданственности и патриотизма. Физическая культура отражает уровень современных знаний о закономерностях гармонического развития духовных и физических способностей человека в связи с удовлетворением его многообразных, развивающихся потребностей на основе возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательной функции в процессе культурного развития физической культуры с целью формирования физической культуры личности. Ибо действительным содержанием культуры является физкультурное совершенство человека, понимаемое как единство духовного и физического.
Для того чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на