УДК 796:001.92 + 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ
А.А. Ионов - кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Софронов - преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN STUDENTS EDUCATION
A.A.Ionov - Candidate of Education, associate professor N.N. Sofronov - teacher The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: ionov [email protected]
Ключевые слова: физическое воспитание, физическое состояние, спортивное воспитание, физкультурно--спортивная деятельность, физическое развитие, фактор оздоровления, физическое развитие, физическое совершенствование, социально-педагогическая система, физическая культура личности, здоровый образ жизни.
Аннотация. Основная масса молодежи в России является студентами. И не имеет значения, где именно они обучаются: в вузах, техникумах или в училищах - физкультура и спорт являются неотъемлемой частью их жизни. И если это не везде является таковым, этим должно заниматься правительство, в особенности муниципальное.
Key words: physical training, physical state, sports training, physical training and sports activity, physical development, health improvement factor, physical perfection, educational and social system, personal physical culture, healthy life-style.
Summary. The majority of young people in Russia are students. And it does not principally matter where especially they are being educated: in universities, in technical colleges, or in vocational and training schools, physical culture and sports are an unintegral part of their life. And if it does not hold true, this should be the case for the government, especially the municipal one, to deal with.
Сейчас в России 7,5 миллиона студентов. В тысяче вузов и еще двух тысячах филиалов. Поэтому, физическое воспитание учащейся молодежи обязано играть такую же важную роль в образовательном процессе, как и изучение профильных предметов, и отнимать не меньше времени, чем факультативные занятия.
В ходе социологических опросов подавляющее большинство респондентов в качестве основных причин своей физкультурной пассивности указывают отсутствие свободного времени и условий для занятий. На основе этого многие исследователи делают вывод о том, что именно эти причины являются основными барьерами на пути включения населения в активные занятия физкультурой и спортом.
Само собой разумеется, и это вряд ли нужно доказывать, что для занятий физкультурой и спортом в свободное время нужно иметь это свободное время. Столь же очевидно, что для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной активности нужны определенные условия (трудно представить, например, как можно заниматься плаванием, не имея бассейна или какого-то водоема).
Но вместе с тем, не следует и преувеличивать роль указанных факторов. И дело даже не в том, что определенное свободное время имеют практически все люди и что для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной деятельности не нужны какие-то особые условия (например, нужны ли какие-то особые условия для того, чтобы ежедневно делать зарядку?!).
Важно учесть и другое. Каждый человек в свободное время сам выбирает, чем ему заниматься, исходя из своих интересов, потребностей, из сложившейся у него системы знаний и ценностных ориентации. Даже при крайнем дефиците времени и отсутствии надлежащих условий он будет заниматься теми видами деятельности, которые считает наиболее важными для себя, от которых он ожидает наиболее значимых результатов, положительных эмоций и т.д. И наоборот, даже при наличии у него времени и условий, он не будет заниматься теми видами деятельности, которые не представляют для него ценность, вызывают у него негативные эмоции и т.д.
Те лица, которые ссылаются на нехватку времени для занятий физкультурой и спортом, находят время для того, чтобы в свое свободное время заниматься другими видами деятельности, например, смотреть телевизор, слушать музыкальные записи, ходить в кино, на танцы и т.д. Так, 39,8% опрошенных студентов регулярно и 41,4% часто читают газеты и журналы, 43,7% - регулярно и 37,3% часто смотрят телевизионные передачи и видеозаписи, 53,8% старшеклассников-юношей и 64,1% девушек регулярно читают книги, газеты, журналы и т.д. Выбор школьниками и студентами именно этих видов деятельности, а не занятий физкультурой и спортом, свидетельствует не об отсутствии времени для этих занятий, а в первую очередь о том, что они по своей значимости, интересу и полезности уступают, в оценке молодых людей, другим формам проведения досуга.
Можно отметить ряд причин низкой значимости и привлекательности для многих людей физкультурно-спортивной деятельности.
Прежде всего, необходимо учитывать широко распространенные в общественном сознании стереотипы - представление о том, что вся ценность занятий физическими упражнениями и спортом сводится лишь к их воздействию на здоровье и физическое развитие человека, мнение о негативном влиянии спорта на духовную культуру людей, укоренившийся в общественном сознании образ "пана-спортсмена" (физически крепкого, здорового человека с накачанными в результате занятий спортом мышцами, но с ограниченным интеллектом, узким культурным кругозором и т.д.) и т.д.
Второй фактор, существенно снижающий привлекательность физкультурно-спортивной деятельности в глазах людей, - переоценка состояния своего здоровья и физического развития.
Но и для многих людей, скептически оценивающих состояние своего здоровья и физического развития, признающих существенные изъяны в своем физическом состоянии, занятия физкультурой и спортом как одно из средств коррекции этих изъянов в силу ряда причин не будут достаточно важными, привлекательными и значимыми.
Прежде всего, надо учитывать, что, как считают многие люди, сам человек вряд ли что может изменить в состоянии своего здоровья и физического развития. В физкультурно-спортивной деятельности, как обосновано специалистами, заключены огромные возможности для решения широкого круга социально-педагогических и культурных задач. Используются ли эти возможности в настоящее время, и в какой же мере?
Как известно, для современного этапа развития человеческой цивилизации характерны такие процессы, как стремительный прогресс производственных технологий, снижение доли физического труда в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности, этого главного у предшествующих поколений регулятора физического состояния и разнообразных функций организма человека, и т.д. В этих условиях возрастает роль физкультурно-спортивной деятельности как фактора оздоровления и физического совершенствования человека. Важно, чтобы каждый человек, начиная с раннего
возраста, заботился о своем здоровье и физическом развитии, освоил соответствующие знания и средства (в первую очередь речь идет об активных и регулярных занятиях физкультурой и спортом), позволяющие ему целенаправленно воздействовать на имеющиеся у него дефекты в физическом развитии и здоровье, чтобы он делал это не "по принуждению", а в результате внутренней потребности физического совершенствования.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в решении этой задачи имеются существенные трудности и проблемы.
Вот лишь некоторые цифры в подтверждение этого применительно к нашей стране. У 30% детей, поступающих в школу, налицо явные недостатки физического развития и состояния психики. До 10% детей дошкольного возраста физически не подготовлены к началу занятий в школе. 17-19% учащейся молодежи имеют избыточный вес. От 6 до 12% школьников страдают гипертонией, до 50% имеют нарушения различной степени в опорно-двигательном аппарате. Значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, часто (более 4 раз в году) болеют острыми респираторными заболеваниями (среди неорганизованных детей часто болеющие составляют почти половину). В связи с различными заболеваниями пропускают дошкольные учреждения и школу соответственно до 30 и до 20 дней. К окончанию 10-го класса у 45%>> детей ухудшается зрение.
В последние годы наметилась тенденция к снижению уровня физического развития и повышению заболеваемости студентов. В среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания, у 25% наблюдается снижение остроты зрения. По данным комплексной оценки состояния здоровья только 30% студентов признаны здоровыми. Среди заболеваний, приводящих к временной утрате трудоспособности, на первом месте находятся ОРЗ и грипп. По данным медицинских исследований, от I к IV курсу число студентов с заболеваниями нервной системы возрастает в 4-6 раз.
Еще менее значимые результаты достигнуты в использовании занятий физкультурой и спортом для воздействия на духовный мир занимающихся, их нравственность, эстетическую культуру, культуру общения, творческие способности и т.д. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, выявленные в ходе социологических исследований.
Так, например, из числа опрошенных студентов лишь 46%, судя по их ответам, часто испытывают положительные эмоции в ходе занятий по физическому воспитанию. 12% постоянно имеют негативные эмоции на этих занятиях, а более половины (52,3%) -испытывают их время от времени. Более 60% отметило, что они редко получают эстетическое удовольствие в ходе занятий по физическому воспитанию, либо совсем не испытывают это чувство. Редко удовлетворяется на занятиях и их потребность в общении с другими людьми и природой.
Реальная практика спорта, данные педагогических и социологических исследований свидетельствуют также о многочисленных негативных, дисфункциональных явлениях, к которым приводят активные занятия спортом.
Односторонность сложившейся системы физкультурно-спортивной работы проявляется и в том, что если ставится задача выйти за рамки физического воспитания, использовать физкультуру и спорт для эстетического, нравственного, экологического воспитания, для отдыха и развлечения различных групп населения и т.д., то чаще всего для этих разнообразных целей используется один и тот же набор физических упражнений, видов спорта, спортивных соревнований и форм их организации.
Существенное негативное влияние на социальный эффект занятий спортом оказывает и модель организации спортивных соревнований, которая используется не только в рамках спорта высших достижений, но и массового спорта, "спорта для всех". Она предусматривает жесткую конкуренцию, соперничество спортсменов друг с другом, учет при выявлении победителей только результатов, показанных ими в узкоспециализированном виде игровой деятельности, разделение спортсменов на группы в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовки и спортивного мастерства и т.д. Именно эта модель спорта, чаще
всего применяемая на практике, и порождает большинство упомянутых выше негативных явлений. Она вырабатывает у спортсменов, тренеров и зрителей ориентацию не на красивые и благородные поступки, не на гармоничное развитие физических и духовных способностей, а на победу любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов), содействует проявлению насилия, грубости, агрессивности, национализма. Лица, слабо физически развитые, психологически неустойчивые, боятся принимать участие в спортивных соревнованиях, опасаясь проигрыша и связанных с ним негативных явлений. Участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (на основе указанной модели) и подготовка к ним нередко является причиной возникновения у них сильных стрессов. Исследования, проведенные директором психиатрического института в Вашингтоне Лоуренсом Брейном, выявили весьма тревожные данные о 23 миллионах американских детей, не достигших еще одиннаццатилетнего возраста. Среди этих детей в возрасте от шести до одиннадцати лет зафиксировано много случаев стресса, и часто они связаны именно с соревнованиями, в том числе спортивными. Детей губит безудержное соперничество и связанные с ними отчаяние и нервное перенапряжение. Указанная модель спорта затрудняет и социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), поскольку сужает сферу их социальных контактов, изолирует их от лиц, не имеющих таких ограничений.
Сложившаяся система физкультурно-спортивной работы не позволяет в полной мере осуществить гуманистическое воздействие на личность и потому, что ее организация не соответствует принципам гуманистической педагогики и психологии. В частности, не учитываются личностные особенности занимающихся, вся активность обычно исходит лишь от педагога (преподавателя, тренера, организатора), а ученики выступают как пассивный объект их педагогического воздействия, т.е. «наблюдается практически полное подчинение спортсменов-учащихся воле тренера, даже в повседневной жизни, что совершенно несовместимо с принципами, на которых строится вся деятельность в демократическом обществе», и т.д.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что формы работы, сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы, предполагают активное включение человека либо в занятия физкультурой и спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности - искусство (занятия музыкой, живописью и т.п.), науку, техническое творчество и т.д. Вследствие этого физкультурно-спортивная деятельность, искусство и другие виды духовно-творческой деятельности, способные органично дополнить друг друга в системе социально-педагогического воздействия на человека, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.
Отмеченные выше трудности и проблемы остро ставят вопрос о необходимости совершенствования физкультурно-спортивной работы с населением, поиска новых, нетрадиционных форм и методов ее организации.
Пути решения
В поисках путей решения обсуждаемой проблемы важное значение придается существенной переориентации целей и задач физкультурно-спортивной работы с населением.
При традиционном подходе в качестве основных целей и задач этой работы признаются: оздоровление (сохранение и укрепление здоровья), физическое совершенствование (формирование определенных физических качеств, двигательных умений и навыков), а также выявление, отбор и подготовка спортсменов, способных успешно выступать и побеждать в соревнованиях различного уровня, прежде всего на чемпионатах мира, Европы, на Олимпийских играх. Причем, хотя в качестве приоритетных декларировались первые две задачи, но реально нередко именно последняя задача выступала на переднем плане.
Укажем основные новые ориентиры в этом плане.
Прежде всего, подчеркивается необходимость сместить акцент (в рамках массовой физкультурно-спортивной работы с населением) с последней задачи на решение первых двух,
особенно на задачу оздоровления, укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения. При этом речь идет о том, чтобы этот акцент был реальным, а не декларативным. Ставится вопрос о том, чтобы рассматривать социальное здоровье населения в качестве основного критерия эффективности физкультурно-спортивной работы.
Обращается внимание на необходимость перехода от такой системы этой работы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранения и укрепления здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом.
В качестве основных показателей и компонентов здорового образа жизни и физической культуры личности рассматриваются:
• отношение личности к своему телу как к ценности;
• ценностного потенциала физической культуры. В рамках такого подхода в содержании физкультурного воспитания выделяются три основных компонента;
• социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.
Разногласия в рамках двух указанных подходов касаются лишь используемых терминов, и не затрагивает сути дела, содержательной трактовки указанной деятельности. И в первом и во втором варианте она рассматривается как педагогический процесс формирования здорового образа жизни и физической культуры личности, усвоения ею помимо ценностей двигательного характера широкого потенциала культурологических ценностей -интеллектуальных, интенционных, валеологических и др.
В качестве важной задачи физкультурно-спортивной работы с населением рассматривается и задача формирования активного отношения к спорту, «спортивного воспитания». Ученый из Голландии Вим де Хеер считает, что спортивное воспитание - это «составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт». По его мнению, "спортивное воспитание заключает в себе в качестве составных компонентов помощь со стороны взрослых, а также создание предпосылок для следующих процессов: а) достижение хороших спортивных результатов в сочетании с моральным удовлетворением от спортивной деятельности; б) формирования спортивного поведения; в) определения места спорта в общем укладе жизни.
С учетом того, что речь идет о «введении воспитуемого в круг ценностей и эталонов «чистой» культуры спорта», возможно, более точно говорить о формировании спортивной культуры. Спортивная культура, по мнению В.И. Столярова включает в себя:
- интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты,
- знания в области спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
- умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях.
Спортивное воспитание может иметь различную ориентацию (прагматическую, утилитарную, гуманистическую) в зависимости от того, для решения каких задач предусматривается использование спорта. Для характеристики спортивного воспитания с гуманистической ориентацией В.И. Столяров ввел понятие "спортивно-гуманистическое воспитание". Цель этой воспитательной работы состоит в том, чтобы сформировать у спортсменов, тренеров, организаторов спортивных соревнований, зрителей и других
субъектов спортивной деятельности т.д. знания о тех гуманистических, духовно-культурных идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, вызвать интерес к этим идеалам и ценностям, стремление их реализовать, а также сформировать такие умения, навыки, эмоциональные реакции, которые действительно позволяют это сделать.
Еще одна важная задача, которой особенно много внимания уделяется в последнее время - приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма. Для обозначения этой деятельности в литературе чаще всего используются термины «олимпийское образование» и «олимпийское воспитание». Иногда применяются и другие термины, например, «воспитание в духе олимпизма», «воспитание в духе олимпийских идеалов и ценностей», «воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание внутри олимпийского движения» и др.
Главным показателем такой культуры является поведение в спортивных соревнованиях, соответствующее принципам «честной игры» («фэйр плэй»). Как отмечается в «Манифесте о честной игре» [1977], который был разработан и опубликован в 1977 г. Международным Советом спорта и физического воспитания при ЮНЕСКО, честная игра характеризует образ действий спортсмена, вытекающий из чувства собственного достоинства и включающий в себя: честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным, осознание того, что соперничество - непременное условие соревновательного спорта и что противник -необходимый партнер в спорте; уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и достойно принимать поражение.
В целом под олимпийской культурой следует понимать всю совокупность связанных с олимпийским образованием знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентации, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной социальной группы и даже общества в целом).
Важная особенность инновационного подхода к физкультурно-спортивной деятельности состоит и в том, что ее цели и задачи не ограничивают чисто "физкультурными" и "спортивными". С ней связывают и другие социально-педагогические, культурные цели и задачи.
Для иллюстрации такого подхода используем статью Н.Р. Локаловой «Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога». Традиционно считается, отмечает автор статьи, что цель школьных уроков физкультуры состоит в развитии физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и в укреплении их здоровья. По ее мнению, это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Однако важно не упускать из виду и психологические аспекты этих занятий.
Первый из них, как отмечает Н.Р. Локалова, состоит в том, что занятия физкультурой могут выступать как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной Деятельности. В результате занятий физическими упражнениями может быть улучшено мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информацию. Эта задача особенно важна для уроков физкультуры в школе, где часто у учащихся наблюдается умственное переутомление. Поэтому активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, считает автор статьи, безусловно, первоочередной задачей.
Она подчеркивает, что решение этой задачи требует дифференцированного использования физических упражнений, различающихся по виду и длительности выполнения, а также учета индивидуально-типологических особенностей и степени физической подготовленности учащихся. Так, например, анализ показал, что н иб л
благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказывают уроки физкультуры со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения), самое неблагоприятное - интенсивные (бег в полную силу на 500 и 100 м). Промежуточное положение занимают уроки с низкой интенсивностью и эмоциональностью упражнений (выполнение строевых упражнений, разучивание элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах). В течение таких уроков учащиеся некоторое время находятся без действия, ожидая своей очереди. Аналогичные данные, свидетельствующие о дифференцированном воздействии физической нагрузки на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации, получены на студентах и спортсменах.
Другой психологический аспект школьной физкультуры, отмечает Н.Р. Локалова, состоит в том, что она должна быть направлена на двигательное развитие учащихся. Она обращает внимание на то, что, как считал основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий.
В связи с этим автор статьи подчеркивает, что по своему психологическому содержанию развитие психомоторики тесно связано с формированием образа двигательного действия, с совершенствованием механизмов произвольного управления двигательными действиями, с развитием познавательной сферы субъекта. Поэтому на уроках физкультуры, объектом которой становится сама двигательная деятельность, создаются наилучшие возможности для развития психомоторики. Причем, перед учителем физкультуры, считает Н.Р. Локалова, должна стоять задача не только формировать у учащихся адекватный и точный образ каждого усваиваемого двигательного действия, но и научить их формировать образы и планировать выполнение новых двигательных действий самостоятельно. А это возможно, когда учащиеся хорошо усвоили все психологические приемы формирования образа двигательного действия.
Автор статьи обращает внимание также на тесную связь психомоторного развития учащихся с развитием их познавательных процессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование. В связи с этим, по ее мнению, физкультура не меньше, чем другие школьные предметы, предоставляет возможности для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий.
В заключение автор статьи отмечает, что, к сожалению, в современных учебных и методических пособиях по физическому воспитанию не уделяется должного внимания двум вышеобозначенным психологическим аспектам физического воспитания в школе. Даже в новейшем учебном пособии по психологии физического воспитания эти задачи не нашли отражения в числе целей физического воспитания школьников. По мнению автора статьи, взгляд на школьную физкультуру с психологической точки зрения, которая на первый план выдвигает развитие личности учащегося, отражает новое, зарождающееся направление на гуманизацию физкультурно-спортивной деятельности.
Обращается внимание на использование занятий физкультурой и спортом для формирования и других составляющих культуры личности: познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, нравственных качеств, эстетической и экологической культуры, культуры общения, эмоционального развитию личности и т.д. К. Зухора (Польша) подчеркивает, например, что, поскольку физическое воспитание в настоящее время стремится подключиться к новому течению просвещения, оно не может оставаться исключительно «игрой биологических сил» и ограничиваться стремлением
ассоциировать условные рефлексы со все более сложными системами навыков. По его мнению, прежде всего оно, должно стать процессом формирования культуры личности, развивать творческие и экспрессивные способности человека.
С нашей точки зрения, в этих определениях понятия «социального поведения», равно как и в определениях понятий «социального воспитания» и «социального обучения», смешиваются различные вещи:
1. Социальное поведение (социальное воспитание, социальное обучение) вообще как поведение (воспитание, обучение), которое предполагает выполнение (формирование) тех или иных социально-культурных ролей, норм, правил.
2. Определенная форма (разновидность) такого поведения.
Литература
1. Гавриков, А.Л. Образование взрослых в XXI веке: новая роль университетов в его развитии / А. Л. Гавриков, Н.П. Литвинова. - Л., 2001. - С. 54-66.
2. Давыдов, Я.П. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России / Я.П. Давыдов, В.П. Сальников, В.Я. Слепов. - СПб., 2000. - С. 38-54.
3. Добротворская, С.Г. Проектирование и реализация систмы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни : автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.Г. Добротворская. - Казань, 2002. - 49 с.
4. Кричевский, В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием / В.Ю. Кричевский. - СПб., 2001. - С. 61-68.
5. Физическая культура студента. - М. : Гардарики, 1999. - 448 с.
Literature
1. Gavrikov, A.L. Education of grown-ups in the XXI century: a new role of universities in its development / A.L. Gavrikov, et al. - St. Peterburg, 2001. - P. 54-66.
2. Davydov, Ya.P. Principles of pedagogical psychology at Ministry of Internal Affairs Higher School / Ya.P. Davydov, et al. - St. Petersburg, 2000. - P. 38-54.
3. Dobrotvorskaya, S.G. Students educational orientation at healthy life-style system designing and realization: Abstract of a Doctor of Education Thesis / S.G. Dobrotvorskaya. - Kazan, 2002. - 49 pp.
4. Krychevskey, V.Yu. Essays of education history and management theory / V.Yu. Krychevskey. - St. Peterburg, 2001. - P. 61-68.
5. Student's physical culture. - Moscow: Gardariki, 1999. - 448 pp.