Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРОНИКИ ИГОРЕВНЫ СКВОРЦОВОЙ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ"'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРОНИКИ ИГОРЕВНЫ СКВОРЦОВОЙ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРОНИКИ ИГОРЕВНЫ СКВОРЦОВОЙ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ"»

защиты, повысится эффективность профилактических мер. Важно, чтобы новые механизмы быстрее заработали на практике.

Имеет смысл подумать и о других решениях, в том числе необходимо внедрять систему управления профессиональными рисками, что в целом ряде производств уже происходит.

Одна из первоочередных задач — свести к минимуму воздействие вредных факторов. Каким образом? Сделать рабочие места более безопасными за счёт их технологического оснащения и создания необходимого комфорта для работников. Заводы и предприятия у нас все очень разные. Многие занимаются модернизацией производства, часть наших предприятий, к сожалению, находится ещё в совершенно допотопном состоянии.

Почему мы собрались здесь? Это хороший пример — Серпуховской лифтостроительный завод, где мы находимся. Мы сейчас прогулялись по основному производству. Значительную часть операций делают роботы. Участие людей в этом процессе минимизировано, стало быть, минимизирован травматизм. Кроме того, здесь, как и на целом ряде других производств, работники информируются и о рисках, и о мерах, которые должны эти риски компенсировать. Построена система защиты и охраны труда, надеюсь, достаточно современная, соответствующая самым высоким требованиям.

Понятно, что всё, о чём мы говорим, — это в значительной мере ответственность работодателей. Эта ответственность складывается не только из позитивных моментов, но и из последствий невыполнения тех или иных правил. С 2015 года предусмотрено увеличение административных штрафов за нарушение требований к охране труда в том случае, если не проводится специальная оценка условий труда, работники не обеспечиваются средствами защиты, а также если к работе допускаются люди, которые не прошли обязательный медосмотр и обучение правилам техники безопасности. У нас

такие требования есть, более того, ужесточается и уголовное законодательство, если вред причинён по вине работодателя и выражается в утрате здоровья или более тяжких последствиях.

Вполне вероятно, нужно составлять рейтинги предприятий по соблюдению условий труда. Давайте об этом поговорим. Это, кстати, станет и дополнительным стимулом для работодателей заниматься данным вопросом. К этой работе могли бы подключиться наши основные общественные объединения бизнеса, такие как РСПП, «Опора России», другие структуры, объединяющие бизнес, и, конечно, профсоюзы и экспертные организации.

Один из принципиальных вопросов — это профилактика. Поэтому особый акцент здесь должен быть сделан на повышении результативности диспансеризации. В ряде случаев её просто нет либо она проводится формально. У нас определена периодичность медицинских осмотров, которые проводятся для граждан, работающих в опасных условиях. Надо добиваться соблюдения всех этих правил.

Как показывает практика, основное количество профессиональных заболеваний, к сожалению, у нас выявляется не на стадии диспансеризации, а при обращении в центр профессиональной патологии. Большая часть таких центров находится в ведении регионов, которые должны, безусловно, внимательно относиться к их деятельности.

Есть примеры, когда на крупных промышленных предприятиях придают большое значение организации профилактики — и здесь, у нас, в Московской области, и во всех других регионах. В идеале так должно быть на всех предприятиях, с привлечением внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнёрства для финансирования программ добровольного медицинского страхования. Послушаем, что в этом плане было сделано нашими коллегами, поговорим о том, какие дополнительные решения должны быть приняты по всем направлениям, но начнём с аспекта здравоохранения.

Основные положения доклада Министра здравоохранения Российской Федерации ВЕРОНИКИ ИГОРЕВНЫ СКВОРЦОВОЙ «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ»

Неблагоприятные условия труда и здоровье работающих. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года главными целями в сфере здравоохранения и сохранения здоровья нации определены:

— коренное улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;

— совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи населению страны.

Достижение указанных целей невозможно без приоритетного решения ключевых вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, что в первую очередь касается работающего населения, составляющего половину всего населения страны.

В результате работы по повышению уровня оказания медицинской помощи населению и возрождению профилактической направленности в здравоохранении, в 2013 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на полгода — до 70,8 лет и достигла своего исторического максимума: у женщин — 76,3 года, а у мужчин превысила 65

лет. При этом прирост продолжительности жизни у мужчин превысил прирост продолжительности жизни у женщин более чем в 2 раза, что позволяет прогнозировать положительную динамику.

За 2013 год умерло на 34,5 тысячи человек меньше, чем в 2012 году, а общая смертность снизилась до показателя 13,0 на 1000 населения, достигнув намеченного целевого уровня.

Если основным результатом 2012 года явилось приближение к перекресту рождаемости и смертности, завершающему 20-летний период активной убыли населения, то в 2013 году мы преодолели перекрест и вышли на естественный прирост населения, который превысил 24 тыс. человек. Важно, что этот результат достигнут на фоне некоторого уменьшения показателей рождаемости (на 0,8%) — лишь за счет снижения смертности.

Однако, на фоне позитивных изменений, связанных со снижением смертности всего населения, важнейшей причиной прогрессирующей в стране трудонедостаточности является высокий уровень смертности населения в возрасте от 40 до 60 лет, в основном за счет смертности мужского населения трудоспособного возраста (феномен «мужской сверхсмертности») от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия (по данным Росстата коэффициент смертности на тысячу мужчин трудоспособного возраста (1990 г. — 7,6; 2010 г. — 9,9; 2011 г. — 9,3; 2012 г. — 8,9).

Существенную роль в создавшемся положении играют неблагоприятные условия труда — источники профессионального риска нарушения здоровья работников различных профессий.

Поэтому улучшение оказываемой медицинской помощи работающему населению в современных условиях становится одной из важнейших социально-экономических гарантий общества, которая может быть реализована внедрением современных эффективных моделей управления здоровьем.

В период с 2006 по 2012 год в стране реализовано важное направление приоритетного национального проекта «Здоровье» — дополнительная диспансеризации некоторых категорий работающего населения (работники бюджетной сферы и работники, занятые во вредных и опасных условиях труда), что позволило получить данные о распространенности заболеваний среди работающих.

Например, на фоне снижения показателей смертности от новообразований в трудоспособном возрасте за период с 1995 по 2012 годы (на 19,6%) частота заболеваемости новообразованиями с 1991 по 2012 годы, напротив, возросла. Темпы роста для всего трудоспособного населения составили 21,5%.

Рост заболеваемости на фоне снижения смертности от новообразований является признаком снижения доли запущенных случаев (Ш-1У стадия) и, соответственно, снижения летальности, о чем также

свидетельствует стабильный уровень первичной инвалидности в связи со злокачественными новообразованиями за последние 8 лет.

С 2013 года в стране проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения, особое внимание уделяется работающему населению. Цель диспансеризации не только выявить заболевания, но и провести коррекцию факторов риска этих заболеваний, организовать эффективное динамическое наблюдение, а также своевременное лечение и медицинскую реабилитацию больных. При этом используется дифференцированный подход к методам обследования разных возрастных групп населения с учетом вероятности развития тех или иных заболеваний.

Диспансеризация проводится в 2 этапа: при выявлении на первом этапе (имеющем характер скрининга) подозрений на патологию пациента направляют на уточняющую диагностику с помощью современных эндоскопических, лабораторных и других методов углубленного обследования.

За первый год прошли диспансеризацию 34,5 млн человек — 20,5 млн взрослых и 14 млн детей, проживающих во всех регионах страны. Численность работающего населения составила 10,5 млн человек.

Как показал анализ, почти 44% взрослого населения имеют уже сформировавшиеся хронические неинфекционные заболевания. Среди работающего населения эта доля составляет 34%.

У каждого 12-го гражданина были выявлены заболевания системы кровообращения, в том числе у каждого 20-го среди работающих лиц. У каждого 111-го — патология органов дыхания, в том числе у каждого 100-го среди работающих лиц, а у каждого 714-го — случай злокачественного новообразования, в том числе у каждого 1041-го среди работающих лиц.

Всего в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, за счет расширения диагностической линейки и двухэтапного механизма диспансеризации выяв-ляемость онкологических заболеваний возросла в 4,5 раза, что позволило в 2013 году диагностировать злокачественные новообразования более чем у 27 тысяч человек. Важно, что при этом часто выявлялись потенциально излечиваемые онкологические заболевания (7,6 тысяч случаев рака молочной железы и 3,8 тысяч — предстательной железы, в том числе среди работающих соответственно 4,5 и 1,1 тысяч).

Впервые в ходе диспансеризации диагностировано более 1,7 млн сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе среди работающих 802 740 (52,9 случаев на 1000 населения), около 28 тысяч онкологических заболеваний, в том числе среди работающих 14,6 тысяч (1,0 случай на 1000 населения). Еще 23% взрослого населения в целом и 24% среди работающих, являясь так называемыми «практически здоровыми людьми», имеют высокий сердечно-сосудистый риск из-за совокупности факторов риска.

О неформальном характере проведенной диспансеризации свидетельствует тот факт, что по ее результатам впервые было назначено лечение 21% обследованных (4,1 млн чел.), в том числе 16% среди работающих граждан (2,4 млн чел.), 70% из которых было в возрасте до 60 лет, 3,4% граждан (2% среди работающих граждан), то есть 28,7 тысяч человек, были госпитализированы для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и 2,6% (2% среди работающих граждан) были направлены на санаторно-курортное лечение.

Около 3,6 млн человек прошли углубленное профилактическое консультирование с последующим составлением индивидуального плана оздоровления.

Одним из основных направлений профилактической работы является диспансерное наблюдение. В результате проведенной в 2013 году диспансеризации выявлено, что диспансерному наблюдению подлежит в два раза больше граждан, чем наблюдалось до начала её проведения (всего диспансерному наблюдению подлежит 17% граждан).

Высокий охват диспансеризацией населения был обеспечен, в том числе, за счет активного использования выездных форм работы, которые активно развиваются в регионах страны, особенно, когда взаимодействие органов здравоохранения, работодателей и профсоюзов отлажено в рамках трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Особое место в работе по снижению предотвратимой смертности среди работающего населения занимают центры медицинской профилактики и центры здоровья, активно пропагандирующие принципы здорового образа жизни, в том числе по отказу от потребления табака, рациональному питанию и обеспечению физической активности на рабочем месте.

Также одним из важных механизмов сохранения и укрепления здоровья работающего населения являются обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Основной задачей данных осмотров является раннее выявление профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который устанавливает правила проведения осмотров, в том числе по объему лабораторных и функциональных исследований, необходимых для проведения осмотра, а также по формированию медицинской организацией

постоянно действующей врачебной комиссии, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».

На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

В ходе периодических медицинских осмотров в 2013 году в Российской Федерации было установлено 9 545 случаев профессиональных заболеваний (по данным центров профпатологии). При этом необходимо отметить, что в случае, если при проведении периодического медицинского осмотра у медицинских организаций, проводящих медицинские осмотры работающих, возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии, имеющий лицензию на право проведения экспертизы связи заболевания с профессией. В результате чего основное количество профессиональных заболеваний выявляется не по результатам периодического медицинского осмотра, а при обращении в центр профессиональной патологии.

В последние годы мы наблюдаем утяжеление первично выявленной профессиональной патологии, преобладание клинически выраженных тяжелых форм хронических заболеваний.

Несмотря на то, что по сравнению с началом 90-х годов, средние показатели числа случаев (736,7 на 100 работников в 2012 г.) и дней нетрудоспособности (57,2 на 100 работников в 2012 г.) при заболеваемости с временной утратой трудоспособности снизились на треть, средняя длительность одного случая заболевания выросла на 13,0% (по данным Росстата за 2012 г. — 12,9 дня), что свидетельствует о позднем обращении работника за медицинской помощью.

Меры, направленные на повышение эффективности оказания медицинской помощи работающему населению. За последние 5 лет совместными усилиями Минздрава России, Минтруда России и Роспотребнадзора реализован ряд мероприятий по развитию регулирования в области охраны здоровья работников, что, прежде всего, касается разработки и утверждения важных нормативных правовых актов.

Пересмотрены порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных

заболеваниях (приказ Минздрава России от 13.11.2012 № 911н), национальный перечень профессиональных заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 № 417н), утверждены порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н), положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н), требования к организации и выполнению работ при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, скорой, паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических мероприятий (приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н).

В настоящее время с учетом мнения медицинского сообщества и общественных организаций разработан новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными условиями труда, который отменит действие приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. В соответствии с процедурой подготовки нормативных актов данный документ направлен на рассмотрение рабочей группы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Учитывая, что критерии оценки качества медицинской помощи формируются на основе соответствующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения), Минздравом России проводится активная работа по их утверждению. При этом анализируется информация, поступающая от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, и результаты контрольных (надзорных) мероприятий Росздравнадзора за 2012-2013 годы за соблюдением медицинскими организациями лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности, в том числе при проведении медицинских экспертиз и медицинских осмотров.

В настоящее время подготовлены проекты стандартов медицинской помощи при профессиональных заболеваниях, связанных с воздействием ионизирующего излучения (хроническая лучевая болезнь, острое местное лучевое поражение области живота, головы и шеи, грудной клетки, конечностей, острая лучевая болезнь легкой, средней, тяжелой и крайне тяжелой степени тяжести), повышенного и пониженного давления окружающей газовой и водной среды (кессонная (декомпрессионная) болезнь, баротравма легких), а также при пневмокониозах.

Разработаны проекты клинических рекомендаций по лечению таких профессиональных заболеваний как: пневмокониозы, местные лучевые поражения,

хроническая лучевая болезнь, профессиональная нейросенсорная тугоухость, профессиональные дорсопатии и бронхиальная астма.

Подготовлены проекты приказов Минздрава России:

— «Об утверждении порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности с формой заключения»;

— «Об утверждении порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией с формой заключения»;

— «О внесении изменений в Приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» в части возможности трудоустройства инвалидов по слуху на работы в условиях производственного шума, вибрации, инфразвука, а также на работы на высоте, по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок, а также на работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.);

— «Об утверждении порядка медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортных средств»;

— «Об утверждении порядка проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) работников, занятых на подземных работах» и т.д.

В целях информирования работодателей и работающих о принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актах в сфере охраны здоровья работающих, проводимых научно-практических мероприятиях, рекомендациях по ведению здорового образа жизни, программах оздоровления работающего населения, включающих рационы питания для работающих на различных видах работ, о профилактике инфекционных заболеваний, включая правила поведения в период эпидемий, Минздравом России запущен портал «Здоровье работающего населения», который размещен на официальном сайте Министерства.

На этом портале предусмотрено размещение лучшего международного и российского опыта по реализации на определенных отраслях программ по сохранению и укреплению здоровья работающих, имеющих четкую профилактическую направленность.

Результаты оценки таких программ свидетельствуют об их эффективности. Так, например, на предприятии ООО «Газпром добыча Оренбург» целевые программы «Здоровый образ жизни» и «Преодоление курения табака» способствовали снижению показателя выхода на инвалидность на 45%.

В то же время ряд правовых и организационных вопросов остается нерешенным.

Меры, которые необходимо реализовать для совершенствования медицинской помощи работающему населению. Необходимо отметить значимость функционирования центров профпатологии. Всего в настоящее время в Российской Федерации организовано 85 таких центров. Из них 56 находятся в ведении субъектов Российской Федерации, 7 — муниципального уровня и 23 центра находится в ведении различных ведомств (11 — ФМБА России, 6 — Роспотребнадзор, 3 — ФАНО России, 3 — Минздрав России).

Справка:

ФМБА России — ФГБУ Государственный научный центр Российской Федерации «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России», г. Москва; ФГБУЗ «Волгоградский медицинский клинический центр ФМБА России», г. Волгоград; ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 144 ФМБА России», г. Санкт-Петербург; ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России», г. Москва; ФГБУЗ «Клиническая больница № 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России», г. Санкт-Петербург; ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 58 ФМБА России», г. Северодвинск; ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть №71 ФМБА России», г. Озерск; ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 70 — Уральский центр профессиональной патологии имени Ю.А.Брусницына ФМБА России», г. Екатеринбург; ФГБУЗ «Дальневосточный окружной медицинский центр ФМБА России», г. Владивосток; ФГБУЗ «Западно-Сибирский медицинский центр ФМБА России», г. Омск, ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр ФМБА России», г. Ростов-на-Дону.

Роспотребнадзор — ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья»; ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана»; ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий»; ФБУН «Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены»; ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека»; ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии».

ФАНО России — ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН»; ФГБУ «Научно-исследовательский институт

медицины труда и экологии человека ВосточноСибирского научного центра экологии человека» Сибирского отделения РАМН; ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Сибирского отделения РАМН.

Минздрав России — ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», ГБОУ ВПО «Северный государственный университет», ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.

Анализ показателей деятельности центров профессиональной патологии субъектов Российской Федерации за 2011-2013 годы показал, что в центрах профессиональной патологии работают 378 врачей-профпатологов (2011 г. — 317, 2012 г. — 355), тематическое усовершенствование по профпатологии за последние 5 лет пройдено 631 врачом, (2011 г. — 584, 2012 г. — 605), 471 врач имеет квалификационную категорию (2011 г. — 445, 2012 г. — 460), 124 врача имеют степени кандидата и доктора наук.

Укомплектованность штатами составляет 95% (2011 г. — 84%, 2012 г. — 89%), оборудованием — 86% (2011 г. — 86%, 2012 г. — 86%).

Коечная мощность центров профпатологии составляет 1782 койки (2011 г. — 1 753, 2012 г. — 1 769). С использованием данного фонда в центрах профпатологии в 2013 году был пролечен 64941 пациент (2011 г. — 63 859, 2012 г. — 64 206).

Наряду с оказанием медицинской помощи в стационарных условиях в центрах профпатологии организован амбулаторный прием врача-профпато-лога. Количество поликлинических посещений в смену в центрах профпатологии составляет 4936 (2011 г. — 4 547, 2012 г. — 4 824).

Одной из основных функций центра профессиональной патологии является экспертиза связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности. Для проведения указанных экспертиз в центрах профессиональной патологии созданы врачебные комиссии (рассмотрено дел всего — 123 541 (2011 г. — 122 647, 2012 г. — 121 450); проведено заседаний — 22 544 (2011 г. — 22 178, 2012 г. — 21 720); заболеваний, признанных профессиональными — 9545 (2011 г. — 8596, 2012 г. — 9732); заболеваниями, не связанными с профессией

— 10 121 (2011 г. — 7 632, 2012 г. — 6 585); медицинские противопоказания выявлены — 8 968 (2011 г. — 7 695, 2012 г. — 8 593); заключений не дано (нуждается в дообследовании) — 9327 (2011 г.

— 10 112, 2012 г. — 9 536)).

Число работников со стажем более 5 лет, прошедших периодический медицинский осмотр в центрах профессиональной патологии с привлечением медицинских организаций, составляет 178 526 человек (2011 г. — 185 148, 2012 г. — 181 903).

При этом центры профпатологии как самостоятельно, так и привлекая медицинские организации,

не могут обеспечить проведение периодических медицинских осмотров всех контингентов работающих во вредных и опасных условиях труда. Для исправления данной ситуации Минздравом России проводится комплекс мер по развитию организации системы профпатологической службы, в том числе по совершенствованию ее деятельности.

Для координации деятельности всей профпатологической службы, а также рассмотрения особо сложных случаев профессиональных заболеваний проводится работа по возобновлению деятельности Федерального центра профпатологии.

Исторически сложилось, что функции Федерального центра профпатологии были возложены на клинический отдел Научно-исследовательского института медицины труда РАМН (приказ Минздравмедпрома России от 23.06.1994 № 130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возложено на Центр профессиональной патологии Минздравоохранения Российской Федерации. Поэтому совместным приказом Минздрава России и РАМН от 28.01.2000 № 33/9 Федеральный центр профпатологии был переименован в Центр профпатологии Минздрава России.

Совместными приказами Минздравсоцразвития России и РАМН от 01.04.2005 № 248/18 и от 16.06.2005 № 408/146 на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН был создан Координационный центр профпатологии Минздравсоцразвития России и утверждено его положение.

Основной целью деятельности Центра являлась координация организаций, оказывающих медицинскую помощь работающему населению.

Однако приказом Минздравсоцразвития России от 12.12.2007 № 760 «О признании утратившими силу приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» приказы Минздравсоцразвития России и РАМН от 01.04.2005 № 248/18 «О создании Координационного центра профпатологии Минздравсоцразвития России» и от 16.06.2005 № 408/46 «Об утверждении Положения о Координационном центре профпатологии Минздравсоцразвития России» утратили силу.

Для возобновления работы Федерального центра профессиональной патологии необходимо поручить Минздраву России совместно с ФАНО России внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967

«Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» в части организации Федерального центра профессиональной патологии на базе ФГБУ «НИИ медицины труда» (согласие ФАНО России получено письмом от 11.04.2014 № 007-18.2-05/245).

Кроме того, необходимо актуализировать положения постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» с учетом статьи 63 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующей вопросы экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.

Одним из важнейших направлений в развитии службы профпатологии является создание единой персонифицированной системы учета лиц, страдающих профессиональными заболеваниями, которая позволит обеспечить достоверную статистику профессиональной заболеваемости и ее непрерывный мониторинг, что, в свою очередь, может быть положено в основу разработки научно обоснованных управленческих решений по ее профилактике. Поэтому предлагаем подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях формирования и ведения такого регистра уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Необходимо активно использовать ресурс профсоюзов в части эффективности контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, а также повышения уровня информированности граждан об их правах в сфере труда.

Несомненно, большое значение для сохранения и укрепления здоровья работающего населения имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ряде регионов страны в настоящий момент разрабатываются региональные целевые программы «Здоровье работающего населения». И такая деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть скоординирована с основными направлениями государственной политики в области охраны здоровья работающего населения.

Комплексное решение задач по охране здоровья работающих с учетом межведомственной системы мер позволит обеспечить достижение главных целей по сохранению трудового потенциала, продлению трудового долголетия, снижению заболеваемости, инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте, а также увеличению продолжительности жизни населения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.