защиты, повысится эффективность профилактических мер. Важно, чтобы новые механизмы быстрее заработали на практике.
Имеет смысл подумать и о других решениях, в том числе необходимо внедрять систему управления профессиональными рисками, что в целом ряде производств уже происходит.
Одна из первоочередных задач — свести к минимуму воздействие вредных факторов. Каким образом? Сделать рабочие места более безопасными за счёт их технологического оснащения и создания необходимого комфорта для работников. Заводы и предприятия у нас все очень разные. Многие занимаются модернизацией производства, часть наших предприятий, к сожалению, находится ещё в совершенно допотопном состоянии.
Почему мы собрались здесь? Это хороший пример — Серпуховской лифтостроительный завод, где мы находимся. Мы сейчас прогулялись по основному производству. Значительную часть операций делают роботы. Участие людей в этом процессе минимизировано, стало быть, минимизирован травматизм. Кроме того, здесь, как и на целом ряде других производств, работники информируются и о рисках, и о мерах, которые должны эти риски компенсировать. Построена система защиты и охраны труда, надеюсь, достаточно современная, соответствующая самым высоким требованиям.
Понятно, что всё, о чём мы говорим, — это в значительной мере ответственность работодателей. Эта ответственность складывается не только из позитивных моментов, но и из последствий невыполнения тех или иных правил. С 2015 года предусмотрено увеличение административных штрафов за нарушение требований к охране труда в том случае, если не проводится специальная оценка условий труда, работники не обеспечиваются средствами защиты, а также если к работе допускаются люди, которые не прошли обязательный медосмотр и обучение правилам техники безопасности. У нас
такие требования есть, более того, ужесточается и уголовное законодательство, если вред причинён по вине работодателя и выражается в утрате здоровья или более тяжких последствиях.
Вполне вероятно, нужно составлять рейтинги предприятий по соблюдению условий труда. Давайте об этом поговорим. Это, кстати, станет и дополнительным стимулом для работодателей заниматься данным вопросом. К этой работе могли бы подключиться наши основные общественные объединения бизнеса, такие как РСПП, «Опора России», другие структуры, объединяющие бизнес, и, конечно, профсоюзы и экспертные организации.
Один из принципиальных вопросов — это профилактика. Поэтому особый акцент здесь должен быть сделан на повышении результативности диспансеризации. В ряде случаев её просто нет либо она проводится формально. У нас определена периодичность медицинских осмотров, которые проводятся для граждан, работающих в опасных условиях. Надо добиваться соблюдения всех этих правил.
Как показывает практика, основное количество профессиональных заболеваний, к сожалению, у нас выявляется не на стадии диспансеризации, а при обращении в центр профессиональной патологии. Большая часть таких центров находится в ведении регионов, которые должны, безусловно, внимательно относиться к их деятельности.
Есть примеры, когда на крупных промышленных предприятиях придают большое значение организации профилактики — и здесь, у нас, в Московской области, и во всех других регионах. В идеале так должно быть на всех предприятиях, с привлечением внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнёрства для финансирования программ добровольного медицинского страхования. Послушаем, что в этом плане было сделано нашими коллегами, поговорим о том, какие дополнительные решения должны быть приняты по всем направлениям, но начнём с аспекта здравоохранения.
Основные положения доклада Министра здравоохранения Российской Федерации ВЕРОНИКИ ИГОРЕВНЫ СКВОРЦОВОЙ «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ»
Неблагоприятные условия труда и здоровье работающих. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года главными целями в сфере здравоохранения и сохранения здоровья нации определены:
— коренное улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;
— совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи населению страны.
Достижение указанных целей невозможно без приоритетного решения ключевых вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, что в первую очередь касается работающего населения, составляющего половину всего населения страны.
В результате работы по повышению уровня оказания медицинской помощи населению и возрождению профилактической направленности в здравоохранении, в 2013 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на полгода — до 70,8 лет и достигла своего исторического максимума: у женщин — 76,3 года, а у мужчин превысила 65
лет. При этом прирост продолжительности жизни у мужчин превысил прирост продолжительности жизни у женщин более чем в 2 раза, что позволяет прогнозировать положительную динамику.
За 2013 год умерло на 34,5 тысячи человек меньше, чем в 2012 году, а общая смертность снизилась до показателя 13,0 на 1000 населения, достигнув намеченного целевого уровня.
Если основным результатом 2012 года явилось приближение к перекресту рождаемости и смертности, завершающему 20-летний период активной убыли населения, то в 2013 году мы преодолели перекрест и вышли на естественный прирост населения, который превысил 24 тыс. человек. Важно, что этот результат достигнут на фоне некоторого уменьшения показателей рождаемости (на 0,8%) — лишь за счет снижения смертности.
Однако, на фоне позитивных изменений, связанных со снижением смертности всего населения, важнейшей причиной прогрессирующей в стране трудонедостаточности является высокий уровень смертности населения в возрасте от 40 до 60 лет, в основном за счет смертности мужского населения трудоспособного возраста (феномен «мужской сверхсмертности») от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия (по данным Росстата коэффициент смертности на тысячу мужчин трудоспособного возраста (1990 г. — 7,6; 2010 г. — 9,9; 2011 г. — 9,3; 2012 г. — 8,9).
Существенную роль в создавшемся положении играют неблагоприятные условия труда — источники профессионального риска нарушения здоровья работников различных профессий.
Поэтому улучшение оказываемой медицинской помощи работающему населению в современных условиях становится одной из важнейших социально-экономических гарантий общества, которая может быть реализована внедрением современных эффективных моделей управления здоровьем.
В период с 2006 по 2012 год в стране реализовано важное направление приоритетного национального проекта «Здоровье» — дополнительная диспансеризации некоторых категорий работающего населения (работники бюджетной сферы и работники, занятые во вредных и опасных условиях труда), что позволило получить данные о распространенности заболеваний среди работающих.
Например, на фоне снижения показателей смертности от новообразований в трудоспособном возрасте за период с 1995 по 2012 годы (на 19,6%) частота заболеваемости новообразованиями с 1991 по 2012 годы, напротив, возросла. Темпы роста для всего трудоспособного населения составили 21,5%.
Рост заболеваемости на фоне снижения смертности от новообразований является признаком снижения доли запущенных случаев (Ш-1У стадия) и, соответственно, снижения летальности, о чем также
свидетельствует стабильный уровень первичной инвалидности в связи со злокачественными новообразованиями за последние 8 лет.
С 2013 года в стране проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения, особое внимание уделяется работающему населению. Цель диспансеризации не только выявить заболевания, но и провести коррекцию факторов риска этих заболеваний, организовать эффективное динамическое наблюдение, а также своевременное лечение и медицинскую реабилитацию больных. При этом используется дифференцированный подход к методам обследования разных возрастных групп населения с учетом вероятности развития тех или иных заболеваний.
Диспансеризация проводится в 2 этапа: при выявлении на первом этапе (имеющем характер скрининга) подозрений на патологию пациента направляют на уточняющую диагностику с помощью современных эндоскопических, лабораторных и других методов углубленного обследования.
За первый год прошли диспансеризацию 34,5 млн человек — 20,5 млн взрослых и 14 млн детей, проживающих во всех регионах страны. Численность работающего населения составила 10,5 млн человек.
Как показал анализ, почти 44% взрослого населения имеют уже сформировавшиеся хронические неинфекционные заболевания. Среди работающего населения эта доля составляет 34%.
У каждого 12-го гражданина были выявлены заболевания системы кровообращения, в том числе у каждого 20-го среди работающих лиц. У каждого 111-го — патология органов дыхания, в том числе у каждого 100-го среди работающих лиц, а у каждого 714-го — случай злокачественного новообразования, в том числе у каждого 1041-го среди работающих лиц.
Всего в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, за счет расширения диагностической линейки и двухэтапного механизма диспансеризации выяв-ляемость онкологических заболеваний возросла в 4,5 раза, что позволило в 2013 году диагностировать злокачественные новообразования более чем у 27 тысяч человек. Важно, что при этом часто выявлялись потенциально излечиваемые онкологические заболевания (7,6 тысяч случаев рака молочной железы и 3,8 тысяч — предстательной железы, в том числе среди работающих соответственно 4,5 и 1,1 тысяч).
Впервые в ходе диспансеризации диагностировано более 1,7 млн сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе среди работающих 802 740 (52,9 случаев на 1000 населения), около 28 тысяч онкологических заболеваний, в том числе среди работающих 14,6 тысяч (1,0 случай на 1000 населения). Еще 23% взрослого населения в целом и 24% среди работающих, являясь так называемыми «практически здоровыми людьми», имеют высокий сердечно-сосудистый риск из-за совокупности факторов риска.
О неформальном характере проведенной диспансеризации свидетельствует тот факт, что по ее результатам впервые было назначено лечение 21% обследованных (4,1 млн чел.), в том числе 16% среди работающих граждан (2,4 млн чел.), 70% из которых было в возрасте до 60 лет, 3,4% граждан (2% среди работающих граждан), то есть 28,7 тысяч человек, были госпитализированы для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и 2,6% (2% среди работающих граждан) были направлены на санаторно-курортное лечение.
Около 3,6 млн человек прошли углубленное профилактическое консультирование с последующим составлением индивидуального плана оздоровления.
Одним из основных направлений профилактической работы является диспансерное наблюдение. В результате проведенной в 2013 году диспансеризации выявлено, что диспансерному наблюдению подлежит в два раза больше граждан, чем наблюдалось до начала её проведения (всего диспансерному наблюдению подлежит 17% граждан).
Высокий охват диспансеризацией населения был обеспечен, в том числе, за счет активного использования выездных форм работы, которые активно развиваются в регионах страны, особенно, когда взаимодействие органов здравоохранения, работодателей и профсоюзов отлажено в рамках трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Особое место в работе по снижению предотвратимой смертности среди работающего населения занимают центры медицинской профилактики и центры здоровья, активно пропагандирующие принципы здорового образа жизни, в том числе по отказу от потребления табака, рациональному питанию и обеспечению физической активности на рабочем месте.
Также одним из важных механизмов сохранения и укрепления здоровья работающего населения являются обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Основной задачей данных осмотров является раннее выявление профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который устанавливает правила проведения осмотров, в том числе по объему лабораторных и функциональных исследований, необходимых для проведения осмотра, а также по формированию медицинской организацией
постоянно действующей врачебной комиссии, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».
На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.
В ходе периодических медицинских осмотров в 2013 году в Российской Федерации было установлено 9 545 случаев профессиональных заболеваний (по данным центров профпатологии). При этом необходимо отметить, что в случае, если при проведении периодического медицинского осмотра у медицинских организаций, проводящих медицинские осмотры работающих, возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии, имеющий лицензию на право проведения экспертизы связи заболевания с профессией. В результате чего основное количество профессиональных заболеваний выявляется не по результатам периодического медицинского осмотра, а при обращении в центр профессиональной патологии.
В последние годы мы наблюдаем утяжеление первично выявленной профессиональной патологии, преобладание клинически выраженных тяжелых форм хронических заболеваний.
Несмотря на то, что по сравнению с началом 90-х годов, средние показатели числа случаев (736,7 на 100 работников в 2012 г.) и дней нетрудоспособности (57,2 на 100 работников в 2012 г.) при заболеваемости с временной утратой трудоспособности снизились на треть, средняя длительность одного случая заболевания выросла на 13,0% (по данным Росстата за 2012 г. — 12,9 дня), что свидетельствует о позднем обращении работника за медицинской помощью.
Меры, направленные на повышение эффективности оказания медицинской помощи работающему населению. За последние 5 лет совместными усилиями Минздрава России, Минтруда России и Роспотребнадзора реализован ряд мероприятий по развитию регулирования в области охраны здоровья работников, что, прежде всего, касается разработки и утверждения важных нормативных правовых актов.
Пересмотрены порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных
заболеваниях (приказ Минздрава России от 13.11.2012 № 911н), национальный перечень профессиональных заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 № 417н), утверждены порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н), положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н), требования к организации и выполнению работ при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, скорой, паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических мероприятий (приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н).
В настоящее время с учетом мнения медицинского сообщества и общественных организаций разработан новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными условиями труда, который отменит действие приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. В соответствии с процедурой подготовки нормативных актов данный документ направлен на рассмотрение рабочей группы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Учитывая, что критерии оценки качества медицинской помощи формируются на основе соответствующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения), Минздравом России проводится активная работа по их утверждению. При этом анализируется информация, поступающая от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, и результаты контрольных (надзорных) мероприятий Росздравнадзора за 2012-2013 годы за соблюдением медицинскими организациями лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности, в том числе при проведении медицинских экспертиз и медицинских осмотров.
В настоящее время подготовлены проекты стандартов медицинской помощи при профессиональных заболеваниях, связанных с воздействием ионизирующего излучения (хроническая лучевая болезнь, острое местное лучевое поражение области живота, головы и шеи, грудной клетки, конечностей, острая лучевая болезнь легкой, средней, тяжелой и крайне тяжелой степени тяжести), повышенного и пониженного давления окружающей газовой и водной среды (кессонная (декомпрессионная) болезнь, баротравма легких), а также при пневмокониозах.
Разработаны проекты клинических рекомендаций по лечению таких профессиональных заболеваний как: пневмокониозы, местные лучевые поражения,
хроническая лучевая болезнь, профессиональная нейросенсорная тугоухость, профессиональные дорсопатии и бронхиальная астма.
Подготовлены проекты приказов Минздрава России:
— «Об утверждении порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности с формой заключения»;
— «Об утверждении порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией с формой заключения»;
— «О внесении изменений в Приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» в части возможности трудоустройства инвалидов по слуху на работы в условиях производственного шума, вибрации, инфразвука, а также на работы на высоте, по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок, а также на работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.);
— «Об утверждении порядка медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортных средств»;
— «Об утверждении порядка проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) работников, занятых на подземных работах» и т.д.
В целях информирования работодателей и работающих о принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актах в сфере охраны здоровья работающих, проводимых научно-практических мероприятиях, рекомендациях по ведению здорового образа жизни, программах оздоровления работающего населения, включающих рационы питания для работающих на различных видах работ, о профилактике инфекционных заболеваний, включая правила поведения в период эпидемий, Минздравом России запущен портал «Здоровье работающего населения», который размещен на официальном сайте Министерства.
На этом портале предусмотрено размещение лучшего международного и российского опыта по реализации на определенных отраслях программ по сохранению и укреплению здоровья работающих, имеющих четкую профилактическую направленность.
Результаты оценки таких программ свидетельствуют об их эффективности. Так, например, на предприятии ООО «Газпром добыча Оренбург» целевые программы «Здоровый образ жизни» и «Преодоление курения табака» способствовали снижению показателя выхода на инвалидность на 45%.
В то же время ряд правовых и организационных вопросов остается нерешенным.
Меры, которые необходимо реализовать для совершенствования медицинской помощи работающему населению. Необходимо отметить значимость функционирования центров профпатологии. Всего в настоящее время в Российской Федерации организовано 85 таких центров. Из них 56 находятся в ведении субъектов Российской Федерации, 7 — муниципального уровня и 23 центра находится в ведении различных ведомств (11 — ФМБА России, 6 — Роспотребнадзор, 3 — ФАНО России, 3 — Минздрав России).
Справка:
ФМБА России — ФГБУ Государственный научный центр Российской Федерации «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России», г. Москва; ФГБУЗ «Волгоградский медицинский клинический центр ФМБА России», г. Волгоград; ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 144 ФМБА России», г. Санкт-Петербург; ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России», г. Москва; ФГБУЗ «Клиническая больница № 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России», г. Санкт-Петербург; ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 58 ФМБА России», г. Северодвинск; ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть №71 ФМБА России», г. Озерск; ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 70 — Уральский центр профессиональной патологии имени Ю.А.Брусницына ФМБА России», г. Екатеринбург; ФГБУЗ «Дальневосточный окружной медицинский центр ФМБА России», г. Владивосток; ФГБУЗ «Западно-Сибирский медицинский центр ФМБА России», г. Омск, ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр ФМБА России», г. Ростов-на-Дону.
Роспотребнадзор — ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья»; ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана»; ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий»; ФБУН «Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены»; ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека»; ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии».
ФАНО России — ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН»; ФГБУ «Научно-исследовательский институт
медицины труда и экологии человека ВосточноСибирского научного центра экологии человека» Сибирского отделения РАМН; ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Сибирского отделения РАМН.
Минздрав России — ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», ГБОУ ВПО «Северный государственный университет», ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.
Анализ показателей деятельности центров профессиональной патологии субъектов Российской Федерации за 2011-2013 годы показал, что в центрах профессиональной патологии работают 378 врачей-профпатологов (2011 г. — 317, 2012 г. — 355), тематическое усовершенствование по профпатологии за последние 5 лет пройдено 631 врачом, (2011 г. — 584, 2012 г. — 605), 471 врач имеет квалификационную категорию (2011 г. — 445, 2012 г. — 460), 124 врача имеют степени кандидата и доктора наук.
Укомплектованность штатами составляет 95% (2011 г. — 84%, 2012 г. — 89%), оборудованием — 86% (2011 г. — 86%, 2012 г. — 86%).
Коечная мощность центров профпатологии составляет 1782 койки (2011 г. — 1 753, 2012 г. — 1 769). С использованием данного фонда в центрах профпатологии в 2013 году был пролечен 64941 пациент (2011 г. — 63 859, 2012 г. — 64 206).
Наряду с оказанием медицинской помощи в стационарных условиях в центрах профпатологии организован амбулаторный прием врача-профпато-лога. Количество поликлинических посещений в смену в центрах профпатологии составляет 4936 (2011 г. — 4 547, 2012 г. — 4 824).
Одной из основных функций центра профессиональной патологии является экспертиза связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности. Для проведения указанных экспертиз в центрах профессиональной патологии созданы врачебные комиссии (рассмотрено дел всего — 123 541 (2011 г. — 122 647, 2012 г. — 121 450); проведено заседаний — 22 544 (2011 г. — 22 178, 2012 г. — 21 720); заболеваний, признанных профессиональными — 9545 (2011 г. — 8596, 2012 г. — 9732); заболеваниями, не связанными с профессией
— 10 121 (2011 г. — 7 632, 2012 г. — 6 585); медицинские противопоказания выявлены — 8 968 (2011 г. — 7 695, 2012 г. — 8 593); заключений не дано (нуждается в дообследовании) — 9327 (2011 г.
— 10 112, 2012 г. — 9 536)).
Число работников со стажем более 5 лет, прошедших периодический медицинский осмотр в центрах профессиональной патологии с привлечением медицинских организаций, составляет 178 526 человек (2011 г. — 185 148, 2012 г. — 181 903).
При этом центры профпатологии как самостоятельно, так и привлекая медицинские организации,
не могут обеспечить проведение периодических медицинских осмотров всех контингентов работающих во вредных и опасных условиях труда. Для исправления данной ситуации Минздравом России проводится комплекс мер по развитию организации системы профпатологической службы, в том числе по совершенствованию ее деятельности.
Для координации деятельности всей профпатологической службы, а также рассмотрения особо сложных случаев профессиональных заболеваний проводится работа по возобновлению деятельности Федерального центра профпатологии.
Исторически сложилось, что функции Федерального центра профпатологии были возложены на клинический отдел Научно-исследовательского института медицины труда РАМН (приказ Минздравмедпрома России от 23.06.1994 № 130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возложено на Центр профессиональной патологии Минздравоохранения Российской Федерации. Поэтому совместным приказом Минздрава России и РАМН от 28.01.2000 № 33/9 Федеральный центр профпатологии был переименован в Центр профпатологии Минздрава России.
Совместными приказами Минздравсоцразвития России и РАМН от 01.04.2005 № 248/18 и от 16.06.2005 № 408/146 на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН был создан Координационный центр профпатологии Минздравсоцразвития России и утверждено его положение.
Основной целью деятельности Центра являлась координация организаций, оказывающих медицинскую помощь работающему населению.
Однако приказом Минздравсоцразвития России от 12.12.2007 № 760 «О признании утратившими силу приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» приказы Минздравсоцразвития России и РАМН от 01.04.2005 № 248/18 «О создании Координационного центра профпатологии Минздравсоцразвития России» и от 16.06.2005 № 408/46 «Об утверждении Положения о Координационном центре профпатологии Минздравсоцразвития России» утратили силу.
Для возобновления работы Федерального центра профессиональной патологии необходимо поручить Минздраву России совместно с ФАНО России внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967
«Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» в части организации Федерального центра профессиональной патологии на базе ФГБУ «НИИ медицины труда» (согласие ФАНО России получено письмом от 11.04.2014 № 007-18.2-05/245).
Кроме того, необходимо актуализировать положения постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» с учетом статьи 63 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующей вопросы экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
Одним из важнейших направлений в развитии службы профпатологии является создание единой персонифицированной системы учета лиц, страдающих профессиональными заболеваниями, которая позволит обеспечить достоверную статистику профессиональной заболеваемости и ее непрерывный мониторинг, что, в свою очередь, может быть положено в основу разработки научно обоснованных управленческих решений по ее профилактике. Поэтому предлагаем подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях формирования и ведения такого регистра уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Необходимо активно использовать ресурс профсоюзов в части эффективности контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, а также повышения уровня информированности граждан об их правах в сфере труда.
Несомненно, большое значение для сохранения и укрепления здоровья работающего населения имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ряде регионов страны в настоящий момент разрабатываются региональные целевые программы «Здоровье работающего населения». И такая деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть скоординирована с основными направлениями государственной политики в области охраны здоровья работающего населения.
Комплексное решение задач по охране здоровья работающих с учетом межведомственной системы мер позволит обеспечить достижение главных целей по сохранению трудового потенциала, продлению трудового долголетия, снижению заболеваемости, инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте, а также увеличению продолжительности жизни населения Российской Федерации.