Научная статья на тему 'Основные положения Бобат-терапии'

Основные положения Бобат-терапии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4467
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бобат-терапия. / Bobat-therapy.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н С. Ахметова, Т В. Варзина, А А. Кизатова, М Б. Сейсембекова

Цель статьи – ознакомить врачей с задачами и методами Бобат терапии. Базовыми принципами терапевтического воздействия являются: ингибиция – торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений; фасилитация – усиление правильных (нормальных) движений; стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положения тела в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н С. Ахметова, Т В. Варзина, А А. Кизатова, М Б. Сейсембекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL STATEMENTS OF BOBATH THERAPY

The aim of this article to familiarize physicians with the objectives and methods of Bobath therapy. The basic principles of the therapeutic effects are: inhibition inhibition of pathological movements, postures and reflexes that hinder the development of normal movements; facilitation strengthening the right (normal) movements; stimulation with tactile and kinesthetic stimulations necessary for the child to feel better right moves and body position in space.

Текст научной работы на тему «Основные положения Бобат-терапии»

16 Rogalewski А. Shneider A. E.Bringelstain W-F. Shnabitz. Toward a multimodal neuroprotective treatment Of Stroke. - Stroke. -2006. - 37. - Р.1129-1136.

17 Пизова Н.В. Производные янтарной кислоты в терапии цереброваскулярных заболеваний // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2010. - № 1. - С. 67-68.

18 Камчатнов П.Р. Михайлова Н.А. Жданова С.В. Коррекция свободнорадикального окисления у больных с расстройствами мозгового кровообращения // Трудный пациент, 2010.

19 Бадалян О.Л. Савенков А.А. Таишева К.Х. Тертышник О.Ю. Возможности применения Нейрокса в комплексном лечении хронической ишемии мозга // РМЖ, 2010. - №8.

20 Дума С.Н. Рагино Ю.И. Роль антиоксидантов в коррекции психовегетативных, астенических и когнитивных нарушений // Трудный пациент, 2011. - С.7.

21 Шмырев В.И. Крыжановский С.М. Лечение ишемического инсульта: комплексная терапия холином альфосцератом и этилметил гидроксипиридина сукцинатом // Поликлиника. - М.: Медицинская пресса, 2013. - №2 (ч.1).

22 Пономарева Л.П. Тимошкина Н.Ф. Саранцева Л.Н. Буланов А.А. Клинический опыт применения Церетона при ишемическом инсульте и дисциркуляторной энцефалопатии // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2010. -№2.

Э.Б. АТАНТАЕВА

"Денсаулыц галамшар" медициналыц орталыгы, Алматы ц.

МИ-^АНТАМЫРЛЫ ПАТОЛОГИЯ КЕЗ1НДЕГ1 ЦЕРЕТОН МЕН НЕЙРОКС ЖЭНЕ ОНЫН, Б1РЛЕСТ1РЕ ^ОЛДАНУДАГЫ НЕЙРОПРОТЕКТИВТ1 ЕМ1 (ШОЛУ)

Туйш: Цереброваскулярлы; патологияга ;арсы церетон мен нейроксты жэне олардын бiрiктерiн ;олдана отырып,

ЖYPгiзiлген нейропротективтт терапия туралы кептт клиникалы; зерттеулердi талдау негiзiнде аталган дэрi-дэрмектердi

ары ;арай пайдалануды ^сынуга MYмкiндiк бередГ

ТYЙiндi сездер: цереброваскулярлы; патология, нейропротекция.

E.B. ATANTAYEVA

Medical center "Health to a Planet" of Almaty

NEUROPROTECTIVE THERAPY WITH TSERETON AND NEYROKS'S USE, AND THEIR COMBINATIONS AT TSEREBROVASKULYARNY

PATHOLOGY (REVIEW)

Resume: The analysis of multiple clinical investigations dedicated neuroprotective therapy using cereton and neirocs and their combination within the patients with cerebrovascular pathology allows to recommend their for further successful using. Keywords: cerebrovascular pathology, neuroprotective therapy.

УДК: 616.8-053.2-085

Н.С. АХМЕТОВА, Т.В. ВАРЗИНА, А.А. КИЗАТОВА, М.Б.СЕЙСЕМБЕКОВА

Республиканский детский реабилитационный центр «Балбулак»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БОБАТ-ТЕРАПИИ

Цель статьи - ознакомить врачей с задачами и методами Бобат терапии. Базовыми принципами терапевтического воздействия являются: ингибиция - торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений; фасилитация - усиление правильных (нормальных) движений; стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положения тела в пространстве. Ключевые слова: Бобат-терапия.

Бобат-терапия является наиболее признанным методом воздействия на двигательные функции на нейрофизиологическом уровне и активно применяется при работе с детьми, имеющими церебральные нарушения двигательного аппарата. История: В конце 40-х годов прошлого столетия Карел и Берта Бобат сформулировали концепцию помощи людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы. Позже эта

24

концепция получила название «Бобат-терапия». Исторически такой вид терапии относится к так называемым нейроразвивающим подходам к помощи людям с двигательными нарушениями. Эти подходы базируются на представлении о том, каким образом можно ограничить проявления патологического контроля над положением тела и движениями и стимулировать у пациента максимально нормальные или правильные движения.

Изначально в концепции Бобат двигательные схемы ребенка с гипертонусом описывались с точки зрения запуска нескольких тонических рефлексов, включая шейный тонический и лабиринтный рефлексы. Такая точка зрения существовала с позиции, что эти рефлексы объясняли патологические схемы активности, наблюдаемые у ребенка с гипертонусом или дистонией. В настоящее время бобат-терапевты в своем методе перешли от использования «положения (позы) рефлекторного подавления» к динамическим «схемам рефлекторного подавления». Бобат-терапевты модифицировали схему рефлекторного подавления и разработали управление движением из ключевых точек, которые обеспечивали рефлекс-тормозящие движения. Таким образом, ребенок мог быть более активным, и схема и качество движений могли бы быть направленными и управляемыми, а вся последовательность движения могла бы быть облегчена без влияния гипертонуса.

Цель статьи - ознакомить врачей с целью, задачами и методами Бобат терапии

Принципы Бобат-терапии: В концепции Бобат существуют три базовых принципа [1] терапевтического воздействия: ингибиция - торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений; фасилитация - усиление правильных (нормальных) движений; стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положения тела в пространстве. Необходимо стимулировать движения у любого, даже самого «тяжелого» ребенка [2]. Это достигается путем использования различных ортопедических

приспособлений и техникой ручного обращения (когда терапевт своими руками удерживает пациента, распределяет его вес, перемещает его). Бобат-концепция базируется на двух фундаментальных положениях [4]: нейрофизиологичности и целостности. Нейрофизиологический принцип устанавливает, что отклоняющиеся от нормы стереотипы положения тела и двигательные стереотипы тесно взаимосвязаны с отклоняющимся от нормы тонусом, так же как и нормальные двигательные стереотипы связаны с нормальным тонусом. При этом нормальные движения, которые прививаются ребенку во время проведения корригирующих мероприятий, способствуют

нормализации его тонуса. Движения больного церебральным параличом не исправляются, и он не обучается им заново, ему прививаются двигательные ощущения, максимально приближенные к движениям, выполняемым в реальной жизни, и таким образом пациент приобретает необходимый ему сенсомоторный опыт.

Согласно принципу целостности пациент рассматривается как единое целое. При этом именно моторика имеет центральное значение для его целостного развития. Она обеспечивает общую координацию, когда положение тела и его движения образуют единое целое. Простые движения образуют двигательные комплексы, в управлении которыми участвуют высшие уровни моторного контроля.

Воздействие же на общую моторику ведет к улучшению контроля над отдельными движениями и положениями. Также в терапии применяют следующие принципы:

1) акцент на качестве движения;

2) акцент на перспективу метода, его долгосрочный результат;

3) индивидуальная программа реабилитации двигательных возможностей ребенка;

4) пациент рассматривается как целое с позиций его психологических особенностей, мотивации, окружения, степени патологических изменений, сопутствующих заболеваний, анамнеза и т.д;

5) участие родителя ребенка в реабилитационной программе является существенным. Также существенным, как и обучение родителя методу;

В процессе Бобат-терапии решается целый комплекс задач [9]:

• выявление моторных возможностей человека, их тренировка, закрепление и стимулирование;

• противодействие проявлению патологических стереотипных положений и движений;

• препятствие возникновению контрактур и деформаций;

• развитие нормальных сенсомоторных навыков прежде, чем отклоняющиеся от нормы поведенческие стереотипы войдут в привычку.

Среди основных положений Бобат-терапии особого внимания заслуживают следующие:

1) стимулирование активных автоматических двигательных реакций (при помощи пассивных движений ничему научиться нельзя);

2) терпеливое ожидание реакций со стороны ребенка;

3) постоянное приспосабливание терапии к актуальному состоянию и реакциям ребенка, использование вариативных техник взаимодействия;

4) учет имеющихся у ребенка проблем в развитии, ненормальных реакций, дополнительных отклонений и нарушений перцепции, умственного развития, социальной интеграции, а также влияния этой интеграции на его повседневную жизнь и активность;

5) постепенное ослабление контроля с целью повышения самостоятельной активности ребенка.

Реализация Бобат-терапии возможна благодаря нейропластичности. Путем стимуляции компенсаторных возможностей детского организма и активирования пластичности мозга эта система создает в организме ребенка новое функциональное состояние [5], которое открывает возможности для более быстрого моторного и психического развития ребенка.

Методика обучения движению в последние годы имеет все большее распространение в различных странах в связи с [6]

• достоверной статистической эффективностью ее использования при физической реабилитации детей с двигательными нарушениями;

возможностью сочетания ее с элементами других методик физической реабилитации;

относительной простотой ее использования, не требующей дополнительного дорогостоящего специального оборудования;

• возможностью использования ее в домашних условиях после подбора соответствующих упражнений специалистом-кинезотерапевтом.

25

Важно отметить, что эта система не является альтернативной к существующим методам реабилитации, она лишь дополняет и существенно расширяет эффективность применения существующих методов восстановительного лечения. Повышение социальной активности пациента с ограниченными возможностями является неотъемлемой составляющей современной реабилитологии. Боббат-терапия является составной частью медицинской реабилитации, посредством активной работы пациента, его родителей под контролем терапевта значительно улучшаются двигательные функции, социальные навыки. Метод имеет мультидисциплинарное приложение и его основные принципы всегда должны применяться

специалистами при работе с пациентами, имеющие поражение нервной системы различной степени (психологи, логопеды, дефектологи, неонатологи, реаниматологи, терапевты и т.д.). Для достижения результата учитываются индивидуальные

эмоциональные, психоречевые и двигательные особенности пациента, его возможности, на которые опираются элементы терапии, постепенно развивая их при постоянной стимуляции, коррекции. И такие необходимые действия в повседневной жизни, как коммуникация, ежедневная активность,

самостоятельное движение, самообслуживание, ходьба станут доступными для ребенка с ограниченными возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Помощь детям с церебральным параличом /PeHaTe Хольц Пер. с нем. А.Н. Неговориной; Под. ред. с предисловием Е.В.Клочковой. - М.:Теревинф,2007. - 341 с.

2 Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие /Ненси Р. Финни под.ред. Е.В. Клочковой , пер. с англ.Ю.В. Липес, А.В. Снеговский, 3-е изд.-М.: Теревинф,2009. - 336с.

3 Мартынюк В. .Ю., Яковлева Л.П. Бобат терапия-образ жизни// Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения, 2012. - 13. -С.15.

4 Berta Bobath, Karel Bobath Die motorische Entwicklung bei Zerebralparesen.- Stuttgart: Thieme, 1998

5 Eugene E. Bleck Orthopaedic Management in Cerebral Palsy.- Mac Keith Press, 1987

6 Авила О.Г.Теория методики двигательного обучения, используемой при физической реабилитации детей с функциональными нарушениями ЦНС // - Минск: 2012.

7 Исанова В.А Нейрореабилитация: Руководство по медико-социальной и педагогической реабилитации. -Казань: Бриг, 2005.

8 Susan Edwards Neurological Physiotherapy. - Churchill Livingstone, 2002.

9 Гайдукевич С.Е. и др. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации // - Минск: 2008. - С.94.

10 Margaret J. Mayston People With Cerebral Palsy: Effects of and Perspectives for Therapy // Neural Plasticity, 2001. -Vol. 8.- №1-2.-Р. 51-69.

11 Дамулин И.В. Основные механизмы нейропластичности и их клиническое значение// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2009. - С. 4-8,.

АХМЕТОВА Н.С., ВАРЗИНА Т.В., КИЗАТОВА А.А., СЕЙСЕМБЕКОВА М.Б.

«Балбулац» Республикалыц балалар оцалту орталыгы

БОБАТ - ЕМ1Н1Н, НЕГ1ЗГ1 ЕРЕЖЕЛЕР1

Туйш: Макаланыц максаты - дэрiгерлердi Бобат емЫщ мшде^п^ мен эдiстерiмен таныстыру. Емдт эсер етудщ базалы; принциптерг ингибация - д^рыс ;имыл-к;озгалыстардыц дамуына кедерп кел^ретш дене мен рефлекстердщ калыптарыныц патологиялы; ;имыл-к;озгалыстыц тежелу^ фасилитация - д^рыс ;имыл-к;озгалыстардыц ^шею^ бала кецкттте денесшщ д^рыс ;имыл-к;озгалысын сезiнуi y^1^ кажетт тактильдi жэне кинестетикалы; стимулдардыц кемепмен стимуляциялау. ТYЙiн сездер: Бобат-терапия

AKHMETOVA N.S., VARSINA T.V., KIZATOVA A.A., SEISEMBEKOVA M.B.

«Balbulak» Republican children rehabilitation center

FUNDAMENTAL STATEMENTS OF BOBATH THERAPY

Resume: The aim of this article - to familiarize physicians with the objectives and methods of Bobath therapy. The basic principles of the therapeutic effects are: inhibition - inhibition of pathological movements, postures and reflexes that hinder the development of normal movements; facilitation - strengthening the right (normal) movements; stimulation with tactile and kinesthetic stimulations necessary for the child to feel better right moves and body position in space. Keywords: Bobat-therapy.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.