Научная статья на тему 'Основные положения антикризисного организационно-экономического механизма АПК Сибири'

Основные положения антикризисного организационно-экономического механизма АПК Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения антикризисного организационно-экономического механизма АПК Сибири»

Означает ли сказанное, что задача оценки эффективности бюджетной поддержки во всех случаях является безнадежной, за ее решение не следует и браться ни в каких случаях? Отнюдь нет. Во многих отдельных случаях она может решаться с помощью различных приближенных методов. Например, одним из таких методов может быть метод регрессионного анализа. Если мы найдем адекватное приближение для результативного показателя Р, а основные влияющие факторы, в том числе величину поддержки, объемы используемых ресурсов и природно-климатические условия можем измерить для разных регионов в разные годы, то можно будет найти коэффициенты производственной функции, связывающей Р со всей совокупностью факторов. Коэффициент при П будет характеризовать отдачу одного рубля поддержки. Правда, это будет оценка средней отдачи поддержки по всей совокупности регионов. Но такого рода оценки можно рассчитывать и в рамках одного региона, тогда мы будет получать среднюю оценку эффективности поддержки для всех хозяйств данного региона, что, разумеется, также является некоторым упрощением, ибо эффективность поддержки разных товаропроизводителей, очевидно, отличается.

Для оценки эффективности поддержки в стране в долгосрочном периоде можно попытаться сопоста-

вить на основе регрессионного анализа результаты развития сельского хозяйства большого числа стран, использующих разные объемы поддержки, за определенный период. Регрессионный анализ или группировки покажут, позитивно или негативно сказывается поддержка на развитии сельского хозяйства.

Наконец, если мы хотим оценить совокупный экономический эффект поддержки программы для конкретного региона, целесообразно попытаться сделать это расчетно-конструктивным методом для тех направлений и мероприятий, для которых это возможно, например, для вложений в строительство новых объектов, освоение новых технологий и т.п. Для тех же мероприятий, где прямой метод невозможен, например, для субсидирования конкретных видов продукции, применять оценки, полученные на основе регрессионного анализа. Таким образом, из нашего рассмотрения можно сделать следующие выводы:

1) оценка эффективности региональной бюджетной поддержки является сложной методологической задачей, не имеющей однозначного и простого решения;

2) для приближенной оценки конкретных программ поддержки следует применять совокупность методов, в том числе, расчетно-конструктивный метод, метод регрессионного анализа и другие методы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

МЕХАНИЗМА АПК СИБИРИ

И.В. Курцев, акад.РАСХН, гл. науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Антикризисный характер организационноэкономического механизма АПК как одно из главных условий устойчивого агарного развития в условиях Сибири важен по двум позициям, каждая из которых определяет свой способ воздействия на складывающуюся ситуацию. Во-первых, это связано с предвидением, выявлением и предупреждением отрицательного воздействия на АПК тех или иных факторов; данное направление предполагает реализацию общей антикризисной стратегии развития АПК. Во-вторых, этого требует необходимость преодоления отрицательных последствий современных кризисных явлений в финансово-экономической сфере хозяйственной жизни страны; необходимые меры осуществляются при этом в режиме оперативного реагирования на кризисную ситуацию.

В системе организационно-экономических мер по обеспечению устойчивого развития АПК одним из главных и в то же время наиболее острым по общественному восприятию является вопрос о собственности. В собственности на недвижимость ключевое значение в сельском хозяйстве имеет земельная собственность.

Важнейшим условием эффективного землепользования является комплексное осуществление мер по защите в рамках действующего законодательства сельскохозяйственных земель от малоупорядоченного дробления на различного рода вы-делы и оптимизации их площадей в хозяйствах различных организационно-правовых форм. Необходимо ограничить вывод сельскохозяйственных угодий из активного оборота. Стихийный процесс сокращения посевных площадей нужно заменить плановой трансформацией малопродуктивной пашни в кормовые угодья путем их залужен ия.

Наряду с этим необходимы совершенствование федерального законодательства и усиление

борьбы с противоправными операциями в землепользовании в целях упорядочения владения и пользования гражданами принадлежащими им земельными долями.

Для обеспечения позитивных сдвигов в АПК важное значение имеет совершенствование организационных форм сельскохозяйственного производства. Необходимые в этой области меры непосредственно связаны с развитием многоукладного сельского хозяйства.

В условиях Сибири более, чем в других регионах, дальнейшее развитие сельского хозяйства связано с необходимостью развития крупнотоварного сельскохозяйственного производства и преодоления сложившейся за последнее время общей тенденции перехода к преимущественно семейному типу хозяйствования.

В дополнение к крупнотоварному сектору должны развиваться малые формы хозяйствования, главным образом по пути повышения их жизнеспособности и эффективности. В связи с этим целесообразно увеличить размеры землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств, которые, несмотря на положительную в этом динамику, остаются недостаточными во многих хозяйствах для применения современных технических средств и для того, чтобы само хозяйство было вполне дееспособной экономической единицей. Должна возрасти их роль в производстве мяса и молока.

Чтобы более эффективно использовать производственный потенциал семейных хозяйств, требуется, прежде всего, решить проблемы реализации их продукции на базе совершенствования всех каналов: через сельскохозяйственные организации, перерабатывающие предприятия, потребительскую кооперацию, создаваемые самими хозяйствами кооперативы,

самостоятельную продажу на рынке. Необходимо развивать взаимодействие хозяйств населения с сельскохозяйственными организациями на обоюдовыгодной основе, содействовать, при желании владельцев, их перерастанию в крестьянские (фермерские) хозяйства.

Неблагоприятная для сельского хозяйства макроэкономическая ситуация с ее антиаграрным рынком и диспаритетом цен определяет стабильно неблагополучное финансово-экономическое состояние хозяйств. С учетом характера и масштабности задачи финансово-экономического оздоровления сельхозпроизводителей нужна совокупность мер как текущего характера по противодействию проявлениям современного финансово-экономического кризиса, так и долгосрочного действия, выражающих и волю государства, и целенаправленную систему хозяйствования самих предприятий, обеспечивающих их финансово-экономическую устойчивость.

Серьезными негативными последствиями грозит происходящее и возможное в будущем снижение цен реализации сельскохозяйственных продуктов для производителей из-за уменьшения в условиях современного кризиса платежеспособности организаций, осуществляющих заготовку и переработку продукции. Предотвращение падения доходности сельхозтоваропроизводителей, как и необходимость высокоэффективного сельского хозяйства вообще, требует более широкого применения ресурсосберегающих технологий и научных систем ведения сельского хозяйства, увеличения государственной поддержки сельского хозяйства по инновационным направлениям, обеспечивающим снижение затратности сельскохозяйственного производства, поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей. Необходимо прекратить принудительное и преднамеренное банкротство сельскохозяйственных организаций, списать с них безнадежные долги, в первую очередь по пени и штрафам.

В 1990-е и начале 2000-х гг. было много утрачено из того, что было достигнуто в развитии материально-технической базы сельского хозяйства Сибири в предшествующие периоды. По уровню технического оснащения сельское хозяйство Сибири находится на уровне 1960-х гг.

Для развития и укрепления материальнотехнической базы сельского хозяйства, прежде всего, необходимо развивать инвестиционные возможности непосредственных товаропроизводителей за счет роста эффективности их основной производственной деятельности.

Серьезно ограничивает инвестиционные возможности сельхозтоваропроизводителей и сдерживает развитие их материально-технической базы ускорившийся в условиях кризиса рост банковских ставок по кредитам. Для улучшения ситуации необходимы бюджетное субсидирование в более полном объеме банковских процентов, авансирование сельхозтоваропроизводителей под будущую продукцию, отсрочка для них платежей по кредитам.

Антикризисный организационно-экономический механизм АПК предполагает развитие продовольственного рынка как системы экономических отношений в сфере продуктообмена, включающих методы регулирования движения сельскохозяйственной продукции, в том числе создание межрегиональных продовольственных фондов, образуемые для их реализации институциональные формирования и объекты инфраструктуры.

В проявлениях современного финансово-экономического кризиса значительным потенциалом отри-

цательных последствий для агропродовольственного рынка обладает группа факторов, обусловливающих снижение доходов населения - безработица, рост тарифов на коммунальные услуги, повышение розничных цен и др. Ослаблению их влияния, безусловно, будет способствовать выполнение социальных программ - повышение уровня оплаты труда работников бюджетных организаций и учреждений, увеличение пенсий, рост пособий по безработице и др. Это гарантируется органами власти федерального центра и регионов. Но полностью устранить снижение доходов населения все вместе взятые социальные программы не в состоянии. В этих условиях неизбежно падение спроса на продовольственные товары и, как следствие, снижение воспроизводственных возможностей сельского хозяйства с уменьшением объемов производства сельскохозяйственной продукции. Основные меры противодействия этому - увеличение государственных закупок сельскохозяйственной продукции, оказание продовольственной помощи населению с низкими доходами, ограничение крупными торговыми сетями наценок на продовольственные товары.

В условиях Сибири нельзя не учитывать возрастающие в условиях кризиса тарифы на перевозку сельскохозяйственных грузов, прежде всего, железнодорожным транспортом. Помимо удорожания сельскохозяйственных товаров, это затрудняет сбыт в районах сосредоточения их производства при недостаточном обеспечении продовольствием населения, проживающего за пределами развитых сельскохозяйственных территорий. Противодействовать этому могло бы введение льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственных грузов как социально значимых товаров.

Необходимым условием преодоления кризисного состояния АПК является перевод агропромышленного производства на инновационный путь развития, который возможен при консолидации усилий и взаимодействии органов власти (создание благоприятных экономических условий и прямая поддержка инноваций), науки (разработка прогрессивных технологий и создание для них соответствующих научных предпосылок), образования (подготовка и переподготовка кадров по освоению современных технологий) и бизнеса по различным направлениям деятельности (инвестирование инноваций).

Применительно к современным условиям первостепенное значение имеет организационноэкономическое обеспечение освоения инноваций в массовой практике сельскохозяйственного производства за счет совершенствования организации инновационного процесса, экономического стимулирования инновационной деятельности на всех уровнях управления АПК, повышения восприимчивости сельхозтоваропроизводителей к нововведениям.

Усиление антикризисной направленности организационно-экономического механизма АПК в значительной мере связано с повышением регулирующей роли государства в формировании отвечающих в большей мере интересам сельхозтоваропроизводителей условий их функционирования.

Ключевое значение имеет обеспечение паритетных соотношений цен на продукцию сельского хозяйства и используемые в отрасли промышленные средства производства и услуги. Одновременно с оптимизацией ценовых соотношений меры государственного регулирования должны охватывать другие важные аспекты экономического механизма АПК, в числе которых совершенствование условий реализации сельскохозяйственной продукции, раз-

витие системы льготного кредитования, поддержка инвестиционной деятельности, финансовое оздоровление хозяйств, усиление инновационной направленности агарного развития АПК.

Более весомым должно быть участие федерального центра как держателя резервных и стабилизационных фондов в финансовой поддержке сельского хозяйства.

ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА ЗЕМЕЛЬНОМ РЫНКЕ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ, НО И СУДЬБЫ КРЕСТЬЯНСТВА

М.Е. Голышев, к.э.н., член Экспертного совета по развитию АПК в Приволжском ФО, зам. рук. Управления Роснедвижимости по Нижегородской области

Прошло уже семь лет после принятия закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и более семнадцати - после старта земельной реформы, а земельный вопрос так и остается не решенным, поскольку находящиеся в собственности граждан земельные паи представляют собой условные земельные доли.

К настоящему времени из 12 млн собственников земельных долей только около 2 млн осуществили государственную регистрацию прав, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные фонды (капиталы) сельскохозяйственным организациям и заключили договора аренды на земельные участки. Площадь таких земель составляет 19,3% (22,7 млн га) в структуре сельскохозяйственных угодий распределенных на земельные доли. В собственность сельскохозяйственных организаций оформлено 4,5 млн га.

Использование остальных земельных долей осуществляется сельскохозяйственными организациями:

1) на правах аренды без государственной регистрации договоров, составленных в простой письменной форме - 51,6 млн га;

2) на правах представительства (фактически самозахват невостребованных земельных долей) -23,9 млн га;

3) без оформления прав - 14,9 млн га.

Это означает, что большая часть земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не может находиться в обороте, поскольку

кадастровые работы не проведены и земельная собственность находится без надлежащего правового оформления. К тому же, около 80 процентов собственников земельных долей непосредственно не заняты в аграрном производстве.

Неурегулированность прав на земельные доли, использование их преимущественно на основе краткосрочных договоров аренды приводят к многочисленным нарушениям прав собственников земельных долей, возникновению земельных споров, повышению социальной напряженности на селе.

Организации, созданные на базе бывших колхозов и совхозов, в процессе реорганизации оказались без земли. Они должны были сформировать земельные ресурсы заново, привлекая участки и земельные доли, находящиеся в собственности граждан и государства.

Однако большинство сельскохозяйственных организаций не имеют финансовых возможностей для того, чтобы подготовить землеустроительную документацию, оплатить работу по оформлению сделок с собственниками земельных долей и участков. Как правило, доходы этих организаций не позволяют им платить высокую арендную плату или купить земельные доли и участки. Сельское хозяйство имеет сотни миллиардов долгов. Кредиторская задолженность сельхозпредприятий ПФО за 2008 г. составила 65,1 млрд руб., к уровню предыдущего года она выросла на 13%. Ситуация по регионам отражена в табл. 1.

Таблица 1 - Кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций

Фактически на 01.01. 2008 г., тыс. руб. Фактически на 01.01. 2009 г., тыс. руб. Удельный вес просрочен-но й задолженности в общем объеме задолженности, %

всего в том числе просроченная

Республика Башкортостан 8358678 5930928 1629210 27,5

Республика Марий Эл 1130158 840141 114099 13,6

Республика Мордовия 6399474 6880845 396756 5,8

Республика Татарстан 13532659 17542062 1456014 8,3

Удмуртская Республика 2698960 2835572 450946 15,9

Чувашская Республика 1170751 1522926 28745 1,9

Пермский край 2445460 3595259 766076 21,3

Кировская область 2550402 2642758 564555 21,4

Нижегородская область 5950832 6225813 357784 5,7

Оренбургская область 3481674 4468198 420612 9,4

Пензенская область 2475842 4142252 440153 10,6

Самарская область 3203555 2963943 258122 8,7

Саратовская область 2529854 2707218 330730 12,2

Ульяновская область 1698436 2805162 310793 11,1

Итого по округу 57626735 65103077 7524595 11,6

Закон предусмотрел для муниципальных и региональных органов власти первоочередное право покупки земель сельхозназначения, однако финансовые средства на покупку этих земель пока выделяются минимальные.

Сегодня появился своеобразный бизнес, когда дельцы, пользуясь тяжелым положением кре-

стьян, обогащаются на скупке у собственников земельных долей за бесценок (часто, заключая фиктивные договоры дарения, чтобы обойти преимущественное право покупки сособственников и субъектов Российской Федерации), а затем переводят выделенные в счет этих долей земельные участки в земли других категорий (земли поселений, земли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.