Научная статья на тему 'Антикризисное управление агропромышленным сектором с применением мер государственного регулирования на примере Ивановской области'

Антикризисное управление агропромышленным сектором с применением мер государственного регулирования на примере Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление агропромышленным сектором с применением мер государственного регулирования на примере Ивановской области»

говременную политику в отношении величин долга без непосредственного учета изменения постоянных расходов. При изменении удельного веса постоянных расходов в валовой марже целевой уровень финансового рычага корректируется.

Модели, построенные на базе предположений, описанных в таблице 2, позволили выдвинуть, в частности, следующие гипотезы (табл. 3).

Выводы:

1. Представляет интерес изучение вопросов теории инвестиций во взаимосвязи с методами операционного анализа, предполагающего разделение расходов на переменные и постоянные, в связи с чем введено новое понятие «операционно-финансовый рычаг», а также определено содержание финансовой поли-

тики, заключающейся в поддержании его на постоянном уровне.

2. Намечены пути решения ряда проблем теории финансов общего характера. Наиболее существенным является решение вопросов, связанных с оценкой влияния риска банкротства на цену долга, стоимость акций и процесс принятия управленческих решений. Другим результатом является исследование значения финансовой стратегии корпорации для принятия инвестиционных решений на уровне предприятий.

3. Результаты проведенного исследования должны найти отражение при разработке новых теоретически обоснованных критериев оценки инвестиционных проектов, базирующихся на моделях ценообразования рисковых активов.

Д. О. Дмитриев

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ СЕКТОРОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Агропромышленный комплекс Ивановской области представлен 699 предприятиями и организациями: среди них: 383 сельскохозяйственных предприятия различных организационно-правовых форм; 82 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности; 102 предприятия производственной инфраструктуры. Так же в области насчитывается 762 крестьянских (фермерских) хозяйства. Их количество постоянно сокращается, вместе с тем, среди них появляются крупные, эффективно работающие хозяйства, мало чем отличающиеся по объемам производства от коллективных. Производством сельскохозяйственной продукции в области также занимаются также 102,3 тысяч хозяйств населения.

В целом 2005 год был благоприятным для производства растениеводческой продукции. Поэтому, несмотря на снижение посевных площадей, удалось стабилизировать ее производство. На 40% больше, чем в 2004 году произведено льно-волокна, на 3% - картофеля, на 1% -кормов, на уровне 2004 года - производство овощей и немного ниже зерна.

Продолжают расти продуктивность дойного стада и привесы животных. В минувшем году получено от каждой коровы по 3300 кг молока, но увеличение продуктивности на 193 кг не воспол-

нило недобор молока из-за сокращения поголовья коров. Производство молока снизилось на 4,6%.

Аналогичная ситуация с реализацией скота и птицы на убой - 14,7 тыс. тонн или 94% к уровню прошлого года.

Среди областей ЦФО Ивановская область занимает 5 место по надою молока на корову (Московская, Владимирская, Белгородская, Липецкая) и 6 место - по среднесуточному надою на корову.

Стабильно работают большинство отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. За прошедший год темп роста производства продукции составил 101,5%.

В 2005 году в АПК произведено валовой продукции на сумму 11,7 млрд. руб., в том числе на 6,9 млрд. руб. сельхозпродукции. Доля сельского хозяйства в ВРП области составляет 8,6%, для сравнения в среднем по РФ - 4,6%.

В консолидированный бюджет предприятиями АПК уплачено: в 2005 году 1,1 млрд. руб., что составляет 15% от доходной части областного бюджета, в т.ч. сельхозпредприятиями -свыше 240 млн. руб. налогов.

Принципиально важно, что в последние годы сельскохозяйственные предприятия вышли из сферы хронически убыточной отрасли. До 1999 года отрасль была хронически убыточной. В 2005 году совокупный уровень рентабельнос-

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006

© Д. О. Дмитриев, 2006

Антикризисное управление агропромышленным сектором..,

ти составил 9%. Количество прибыльных хозяйств - 178, что составило 2/3 от общего их количества. Однако экономическая ситуация в сельском хозяйстве остается крайне сложной. За 2004-2005 годы суммарная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций по всем обязательствам выросла в 1,3 раза и достигла 374 млрд. руб., превысив дебиторскую задолженность в 4,8 раза. Просроченную кредиторскую задолженность имели 77% предприятий. Такого сложного финансового положения нет ни в одной другой отрасли экономики страны.

Среди основных проблем АПК можно выделить межотраслевой диспаритет цен и доходов и крайне тяжелое финансовое положение вследствие этого. На сегодняшний день коренного перелома в развитии сельского хозяйства не произошло. Усилилась неэквивалентность в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики. Продолжается непрерывный рост цен на энергоносители, сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения. За период с 2000 г. по 2004 г. цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию выросли в 2,4 раза, а цены на приобретенные сельскохозяйственными организациями промышленную продукцию и услуги - в 2,9 раза.

По расчетам, проведенным по «Методике определения объема финансовых ресурсов, изъятых из аграрного сектора экономики через систему цен», разработанной Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики и Минсельхозом России, в 2004 году совокупный объем потерь, понесенных сельхозтоваропроизводителями области, составил 611 млн. руб., в том числе коллективным сектором - 421,5 млн. руб. Вышеназванная величина характеризует объем финансовых ресурсов, изъятых из оборота отрасли вследствие худших условий хозяйственной деятельности, по сравнению с другими отраслями. Только при условии возврата финансовых ресурсов, изъятых у сельского хозяйства через систему цен, в отрасли будет собственный ресурс для воспроизводственных целей и для инвестиций

Для сравнения, объем областной поддержки по всем направлениям составляет в текущем году 175 млн. руб.

Повышение тарифа на электроэнергию с 1,26 руб. за 1 квч до 2,19 руб. (74%) оценивается для сельхозтоваропроизводителей в 62 млн.

руб. за год, хотя потребление электроэнергии снизилось на 17%. Если удорожание ГСМ за 2004 год составило 28 млн. руб., то в 2005 году -оценивается в 39 млн. руб.

Разумеется, в такой ситуации сельскохозяйственные товаропроизводители не могут приобретать в полном объеме необходимые материально-технические ресурсы, своевременно и в полной мере рассчитываться с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, страховать посевы и имущество.

Из-за нехватки финансовых ресурсов снижается уровень технической оснащенности сельского хозяйства, сокращается и стареет машинно-тракторный парк. Выбытие основных фондов в 4,4 раза опережает их ввод.

Все более острой проблемой становится тот факт, что используемый в настоящее время машинно-тракторный парк самортизирован более чем на 80%. При этом на один трактор в сельскохозяйственных предприятиях в 1990 году приходилось 55 га пашни, то в 2005 году - на этот устаревший трактор 155 га. Этим, прежде всего, объясняется, увеличение площадей необрабатываемых земель.

В сельскохозяйственном производстве не используется более 80 тыс. га пашни. Крайне медленно растет уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Слабой и неустойчивой остается кормовая база животноводства. Не преодолен процесс сокращения поголовья сельскохозяйственного скота.

В сельской местности сохраняется сложная демографическая ситуация. Смертность в 1,7 раза превышает рождаемость. Остается высоким уровень явной и скрытой безработицы (11%). В последние два-три года в Ивановской области в разряд главных перешла проблема кадров. За прошедший год количество работников, занятых в сельском хозяйстве снизилось еще на 2,7 тысяч человек или на 14%. Ухудшается их качественный состав. Высшее образование имеют только 50% главных специалистов хозяйств.

Все это дополняется еще и тем, что в период с 1991 по 2003 год на селе не осуществлялись социальные программы. В результате многие деревни прекратили свое существование, возрос отток молодежи из села. На селе не только прекратили строить, но за 10 лет закрыто более половины дошкольных учреждений, школ, медпунктов, и одна треть магазинов и т.д.

Уровень оплаты труда работников сельскохозяйственных организаций является самым низким и составляет всего 39% от среднего по стране, тогда как в 1990 г. он превышал 95%. По этой причине, а так же из-за сокращения рабочих мест из села по-прежнему продолжается отток кадров специалистов и рабочих массовых профессий, что создает значительные трудности для воспроизводственного процесса.

Таким образом, ситуацию в агропромышленном комплексе Ивановской области можно охарактеризовать, как достаточно сложную, а по некоторым параметрам, как кризисную.

Государственная агропродовольственная антикризисная политика - важнейшая составная часть социально-экономической политики государства, обеспечивающая долгосрочное устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Государственным антикризисным регулированием агропромышленного производства признается система мер экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а так же на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства с целью стабилизации ситуации в АПК.

Организационно-экономический и институциональный механизмы регулирования аграрного сектора представляют собой конкретное выражение способов установления связей между организациями, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами в рамках определенных организационных форм и экономических институтов посредством использования совокупности экономических средств, методов и инструментов.

Государственное антикризисное регулирование агропродовольственного сектора должно осуществляться на нескольких уровнях. Они предполагают методы воздействия на механизмы конкуренции, согласования интересов субъектов аграрного рынка, механизмов их регулирования и смягчения негативных последствий для сельскохозяйственной отрасли.

В соответствии с уровнями организации их можно подразделить:

- на межотраслевое регулирование, регулирующее важнейшие макроэкономические процессы;

- отраслевое регулирование, ориентированное на решение проблем отдельных сфер и отраслей агропродовольственного сектора;

- региональное, содержащее комплекс мер воздействия на региональном уровне;

- функциональное, которое направлено на регулирование ключевых социально-экономических, инвестиционных, экологических и других функций;

- продуктовое, определяющее действие рыночного механизма по отношению к тому или иному продукту на агропродовольственном рынке.

Цель экономического антикризисного регулирования АПК - обеспечить устойчивое развитие агропромышленного производства и на этой основе удовлетворить внутренний спрос на продовольствие, а промышленности в сырье, создать условия для социального развития села. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи, предусматривающие: повышение доходности производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществление структурных изменений в АПК, стимулирование роста объемов производства и расширение сбыта продукции; повышение технологического уровня аграрного производства; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке; развитие социальной сферы села.

В современных социально-экономических условиях эффективность государственного экономического регулирования АПК прямо обусловлено рациональным сочетанием мер, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с существующей агропродо-вольственной политикой, регулирование агро-продовольственного сектора осуществляется в форме бюджетной поддержки и внебюджетного регулирования субъектов агропродоволь-ственного рынка.

К инструментарию государственного регулирования относится все, что обеспечивает паритет цен в экономике. Основную часть проводимых с этой целью мероприятий принято называть государственной помощью. На самом деле, это не является помощью в принятом смысле, а относится к деятельности государства, направленной на создание приемлемых условий хозяйствования для формирований АПК с учетом особенностей отрасли.

Принимаемые в последние годы антикризисные меры по поддержке агропромышленного комплекса, такие как финансовое оздоровление предприятий, субсидирование процентной кредитной ставки, развитие лизинга, осуществление

Антикризисное управление агропромышленным сектором..

программы социального развития села позволили несколько стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве Ивановской области.

В целях определения направлений государственной поддержки сельского хозяйства из регионального бюджета на среднесрочную перспективу, а так же в рамках нормативно-правовой базы регулирования сельскохозяйственного производства на уровне федерального центра, 25 ноября 2005 года был принят Закон «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области».

Согласно данному закону государственная поддержка представляет собой комплекс антикризисных мероприятий, осуществляемых в отношении:

- сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- лизинговых компаний;

- организаций, занимающихся реализацией мероприятий по строительству (приобретению) жилья в сельской местности;

- организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, производящих первичную переработку сельскохозяйственной продукции;

- организаций, предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства;

- сельскохозяйственных кредитных и потребительских кооперативов;

- фондов поддержки малого предпринимательства и сельского развития;

- образовательных, научных и научно-исследовательских учреждений сельскохозяйственного профиля.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства основывается на принципах:

- преимущественно программно-целевого способа государственной поддержки;

- дифференцированного подхода к стимулированию и поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив;

- оптимального использования природных, трудовых, финансовых и энергетических ресурсов;

- гласности и обоснованности в определении критериев финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- согласования общенациональных, региональных и общих интересов муниципальных образований с интересами сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- равной доступности государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- последовательности и устойчивости мер по поддержке сельскохозяйственного производства области.

Средства областного бюджета по основным направлениям развития отрасли предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям области в следующих формах:

- частичная компенсация затрат (субсидии) в виде субвенций муниципальным районам на реализацию молока с установлением ставок на 1 тонну реализованного молока;

- частичная компенсация затрат (субсидии) сельскохозяйственным товаропроизводителям на: реализацию льнопродукции; реализацию молодняка крупного рогатого скота на убой; производство (реализацию) продукции свиноводства;

- мероприятия по поддержке племенного животноводства и воспроизводства стада сельскохозяйственных животных с компенсацией части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на: приобретение и содержание племенного скота и птицы, услуги по искусственному осеменению и бонитировке скота;

- создание долголетних культурных пастбищ, включая приобретение семян многолетних трав и пчелосемей;

- приобретение семян сельскохозяйственных культур в специализированных семеноводческих организациях, в том числе: оригинальных, элитных, репродукционных, а также на их подработку (очистку);

- приобретение средств защиты растений сельскохозяйственных культур;

- повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиоративные мероприятия, на следующие виды расходов:

- известкование и фосфоритование почв, включая проектно-изыскательские и проектно-сметные работы;

- приобретение и внесение органических и минеральных удобрений;

- проведение землеустроительных работ, включая составление проектов перераспределения земель, на работы по межеванию земель и государственную регистрацию прав на земельные участки;

- страхование урожая сельскохозяйственных культур;

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

О. Н. Грабова

- проведение сезонных работ крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, производящими сельскохозяйственную продукцию;

- мероприятия, связанные с присоединением неплатежеспособных сельскохозяйственных товаропроизводителей к платежеспособным.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ивановской области осуществляется за счет выделения средств, предусмотренных федеральным и региональным бюджетом. Бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональном уровне проводится в соответствии с Законом Ивановской области «О бюджете Ивановской области» на очередной финансовый год.

Однако существующая структура бюджетных расходов требует существенных изменений. При формировании структуры расходов на АПК в федеральном бюджете необходимо ориентироваться, прежде всего, на финансовое обеспечение:

- структурных изменений в агропромышленном комплексе, поддержки приоритетных направлений развития агропромышленного, и прежде всего, сельскохозяйственного производства, а также мер по формированию инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка и его регулированию, организации залоговых операций на продовольственном рынке;

- мер по финансовому оздоровлению и реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей перед бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками продукции (услуг);

- мер по созданию условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики;

- формирования финансово-кредитного механизма обслуживания товаропроизводителей АПК, адекватного условиям рынка, развития Россельхозбанка, сельской кредитной кооперации, формирования системы страхования сельскохозяйственной деятельности.

Основная часть бюджетных расходов на аграрный сектор должна приходиться на прямые бюджетные субсидии, дотации и компенсации для поддержки производства ряда социально значимых видов сельскохозяйственной продукции и обеспечения уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Они необходимы для того, чтобы постепенно компенсировать сельскому хо-

зяйству изымавшийся смежными отраслями доход, повысить платежеспособность товаропроизводителей и улучшить их инвестиционную привлекательность. Это в свою очередь позволит товаропроизводителям привлекать кредиты коммерческих банков, процентную ставку по которым следует продолжать субсидировать государству.

С целью совершенствования механизма использования государственных инвестиций целесообразно, чтобы участие товаропроизводителей АПК в государственных программах, предусматривающих бюджетное финансирование, и само финансирование осуществлялись на строго конкурсной основе под соответствующие проекты или программы. Возвратность государственных капитальных вложений должна быть обеспечена обязательствами получателя, которые необходимо фиксировать в договоре, заключаемом по итогам конкурса. Целесообразно расширить сферу применения бюджетных ассигнований на условиях долевого участия получателей.

Система государственной поддержки должна быть гибкой, соответствовать как текущим, так и долгосрочным потребностям сельского хозяйства. Следует перейти от «сплошной» к адресной государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающей выделение средств при выполнении товаропроизводителями определенных договорных условий (реструктуризация задолжгнности, рост объемов производства, сокращение издержек и др.). Таким образом, для того чтобы вывести АПК из кризиса, для стабилизации и развития сельскохозяйственного производства необходимо увеличить объемы бюджетного финансирования аграрного сектора, осуществить модернизацию существующих форм и методов государственной поддержки, сформировать новые направления и механизмы её реализации.

Библиографический список

1. Даниленко Л. Обоснование необходимости государственного регулирования аграрного сектора // АПК: экономика и управление. -2006. - №3.

2. Клюзина С.В. Введение в государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Иваново: ИВГУ, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мухамеджанов Р.М., Захаров Ю.М. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.