Научная статья на тему 'Когда аграрный локомотив вывезет экономику страны из кризиса?'

Когда аграрный локомотив вывезет экономику страны из кризиса? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всероссийская научно-практическая конференция / Белгород / крестьянин / Социальное государство / миссия крестьянства / миссия социального государства / The All-Russia scientifically-practical conference / Belgorod / Peasant / the social state / peasantry mission / mission of the social state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лубков А. Н.

Представлены результаты прошедшей в Белгороде Всероссийской научно-практической конференции «Миссия российского крестьянства в формировании социального государства». Дан обзор сделанных на ней докладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the All-Russia scientifically-practical conference which have passed in Belgorod «Mission of the Russian peasantry in formation of the social state» are presented. The review of the reports made on it is given.

Текст научной работы на тему «Когда аграрный локомотив вывезет экономику страны из кризиса?»

Экономика

V

КОГДА АГРАРНЫЙ «ЛОКОМОТИВ» ВЫВЕЗЕТ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

ИЗ КРИЗИСА?

Отчёт с Всероссийской научно-практической конференции в Белгороде

А.Н. ЛУБКОВ,

кандидат экономических наук,

заслуженный экономист Российской Федерации,

редактор журнала «Аграрный вестник Урала»

Ключевые слова: Всероссийская научно-практическая конференция, Белгород, крестьянин, социальное государство, миссия крестьянства, миссия социального государства.

22-23 октября 2009 года в Белгороде состоялась Всероссийская научнопрактическая конференция на тему «Миссия российского крестьянства в формировании социального государства». Её инициаторами выступили Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, администрация Белгородской области, Российская академия сельскохозяйственных наук, Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия. Что и говорить, весьма представительные организаторы. Не менее представительные участники конференции собрались и в актовом зале Белгородской ГСХА. Только одних действительных членов и членов-кор-респондентов Россельхозакадемии насчитывалось 15 человек, в том числе 10 академиков РАСХН, среди них два вице-президента Россельхозакадемии: директор ВНИИЭСХ И.Г. Ушачёв и ректор Орловского ГАУ Н.В. Парахин, академик-секретарь отделения экономики и земельных отношений РАСХН В.А. Клюкач, а также В.В. Милосердов, Э.Н. Крылатых, Г.В. Беспахотный, И.В. Курцев, В.В. Кузнецов, А.А. Черняев, И.Ф. Хицков. Зарубежных учёных представлял директор Национального научного центра «Институт аграрной экономики», академик Украинской академии аграрных наук П.Т. Саблук.

В работе конференции приняли участие заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ М.Е. Николаев, представители депутатского корпуса областного Собрания, а также ответственные работники Центрального федерального округа, Министерства сельского хозяйства РФ, департамента АПК Белгородской области, представители СМИ.

Открыл конференцию вице-президент Россельхозакадемии, директор ВНИИЭСХ, академик И.Г. Ушачёв. Он отметил, что в настоящее время происходят серьёзные изменения в аграрной политике России, идёт переосмысление роли сельского хозяйства и кре-

стьянства в обществе, меняется понимание его миссии. Продовольственная безопасность страны остаётся важнейшей функцией крестьянства. Но его роль и значение намного разнообразнее: крестьянство обеспечивает сохранение и поддержание сельского образа жизни, выполняет экологические, рекреационные, туристические, демографические и многие другие функции в обществе. Пытаясь обосновать миссию крестьянства в формировании Российского государства, учёный назвал это сословие своеобразной «корневой системой», обеспечивающей формирование и функционирование подлинно социального государства. Назрело время критической оценки не только прошлого и настоящего российского крестьянства, но и моделирование его образа в обозримом будущем.

Затем с основным докладом на тему «Состояние и перспективы развития аграрного сектора и сельских территорий Белгородской области» выступил губернатор Белгородской области, член-корреспондент РАСХН Е.С. Савченко. В начале выступления он подчеркнул, что значение сегодняшней конференции видит в том, что она внесёт заметный вклад в формирование идеологии современной, отвечающей мировым стандартам экономики сельского хозяйства и развития сельских территорий. Сегодня в агропромышленном комплексе России благодаря поддержке государства происходят позитивные изменения, формируется многоукладная сельская экономика, основанная на разных формах собственности и хозяйствования, внедряются новые технологии, развиваются системы кредитования товаропроизводителей, страхования, агролизинга. Агропромышленный комплекс избавляется от образа хронически депрессивного сектора, повышается его инвестиционная привлекательность. Все эти факторы несмотря на сложные экономические условия создают предпосылки для устойчивого функционирования АПК Белгородской области, позволяют ему наращивать объёмы производства продукции.

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42; тел. 8 (343) 350-97-49

На долю сельского хозяйства в области приходится более 15% основных фондов, 12% валового регионального продукта. В АПК работает каждый шестой работник отраслей материального производства. В 2009 году объём товарной продукции сельского хозяйства был почти в 1,5 раза выше, чем в отрасли добычи полезных ископаемых, а ведь на долю Белгородчины приходится 40% всей добычи железорудного сырья. Во всех категориях хозяйств имеется 2,1 млн га сельскохозяйственных угодий, из них 1,6 млн га пашни, что примерно составляет 1,4% от всей пашни в России. В сельской местности проживает 512 тыс. человек, или каждый третий.

В областном АПК функционируют 103 промышленных и 211 сельскохозяйственных предприятий, 1764 крестьянских (фермерских) хозяйства; насчитывается 240 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, доля которых в объёме аграрного производства составляет 17,5%. В 2009 году объём валовой продукции в сельском хозяйстве всех категорий возрос по сравнению с 2000 годом почти в 2 раза, в том числе в животноводстве - в 2,3 раза, в растениеводстве - в 1,6 раза. Несмотря на то, что 1990 год был самым благоприятным по погодным условиям, и тогда валовой сбор зерна составил 2138 тыс. т, в 2009 году белгородские земледельцы превысили этот уровень - он достиг 2200 тыс. т.

По сравнению с дореформенным уровнем возросло производство семян подсолнечника в 2,2 раза, мяса скота и птицы (в живом весе) - в 3,2 раза, в том числе мяса птицы - в 21,2 раза, свинины - в 3,6 раза, производство яиц увеличилось в 4,5 раза. Всё это стало возможным благодаря принятию и осуществлению целевых программ развития свиноводства и птицеводства. Объём инвестиций в свиноводство в 2005-2009 годах составил 53 млрд руб. Были введены в эксплуатацию новые мощности на 408 тыс. т

The All-Russia scientifically-practical conference, Belgorod, peasant, the social state, peasantry mission, mission of the social state.

производства свинины в год. Создано более 9 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест с уровнем заработной платы свыше 15 тыс. руб. в месяц.

Объём инвестиций в птицеводство за эти годы составил 34,5 млрд руб. Введены в эксплуатацию новые производственные мощности на 530 тыс. т мяса птицы в год. Создано более 15 тыс. новых рабочих мест с уровнем заработной платы около 20 тыс. руб. в месяц.

К сожалению, из-за неблагополучной конъюнктуры развития сахарного производства и недостаточной государственной поддержки, отметил в своём докладе губернатор, производство корней сахарной свёклы уменьшилось по сравнению с 1990 годом наполовину. Аналогичное положение - и в молочном животноводстве, где по-прежнему слабо восстанавливается поголовье коров, включая и личные подворья. В связи с этим в области принята целевая программа развития молочного животноводства, которая охватывает не только агрохолдинги и мегафермы (на их долю уже сегодня приходится более 35% производства молока), но и семейные молочные фермы - так называемые экофермы на 100 коров со шлейфом молодняка. В области предусматривается создать в 2009-2012 годах 54 такие фермы с высоким уровнем механизации, позволяющим обслуживать данное поголовье скота всего двум человекам.

Забегая вперёд, надо сказать, что в ходе поездки по области участники конференции познакомились в Белгородском районе с работой одной из них

- семейной фермы Орловых. Молочная компания выбрала площадку, осуществила отвод земель и строительство фермерских построек для содержания коров и тёлочек, а также площадки для хранения кормов, строительство жилого дома, закупила высокопродуктивный молочный скот, провела конкурс среди сельских семей на вакантную должность фермера. Она же собирает, перерабатывает и продаёт молоко. Для обеспечения таких семейных ферм кормами в области создана кормовая компания, которая производит сено и сенаж в упаковке, подвозит его к кормовой площадке.

Для переработки сырого молока компания предусматривает строительство мини-заводов. Эта же компания реализует готовую молочную продукцию. Фермер рассчитывается с молочной и кормовой компаниями сырым молоком: 600 тыс. л - за строительство, 400 тыс. л - за корма, 200 тыс. л - за электроэнергию и другие услуги. Полученное сверх этих норм молоко поступает в личный доход семьи.

Чтобы повысить товарность личных подсобных хозяйств (а их насчитывается в области более 200 тысяч), разработан и запущен проект, который называется «Семейные фермы Бело-горья». Он объединяет, кооперирует и

интегрирует все личные подворья. В 2009 году в эту программу включено 16 тыс. подворий. В будущем планируется значительно увеличить их число, с тем чтобы придать импульс развитию сельских территорий, так как личное подворье, которое производит и поставляет продукцию на рынок - мощный фактор стабильности на селе. Данная программа имеет различные направления: «Парное молоко», «Домашняя птица», «Овощеводство», «Грибоводство», «Пчеловодство», «Цветоводство», «Торговая сеть «Фермер».

Компания «Семейные фермы Бело-горья» создала свои дилерскую, дистрибьюторскую и торговую сети. Сегодня в области действует уже более 20 розничных магазинов по продаже продукции личных подсобных хозяйств. В будущем планируется, что сеть таких магазинов охватит всю область.

Важнейшим фактором стабильности сельских территорий является развитая социальная инфраструктура. Сегодня в сельском хозяйстве области реализуется целый ряд социальных программ, которые объединены в так называемый социальный сельский кластер. В него входят в обязательном порядке образовательные, досуговые, лечебные учреждения, структуры административнокоммунального назначения, охраны правопорядка, а также храм, благоустроенное кладбище, сельский парк. По каждому из этих направлений разработаны специальные подпрограммы, которые хорошо вписываются в приоритетный национальный проект «Здоровье». Поставлена задача -восстановить на территории Белгородской области все разрушенные храмы за счёт попечительских и спонсорских денег, ибо поддержание духовности без этих учреждений невозможно.

Разумеется, все эти меры, и прежде всего создание новых рабочих мест, повышение товарности личных подсобных хозяйств граждан, создание нормальных условий для труда и отдыха, возможность дать детям образование, развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, интенсивное строительство дорог и благоустроенного жилья, расширение информатизации, позволили повысить качество жизни, увеличить рождаемость и снизить смертность сельского населения. Интегральная оценка уровня жизни населения в сельских территориях (по методике профессора Малашенко) повысилась. Её индекс возрос с 0,4835 в 2006 году до 0,7997 в 2008 году, или почти в 1,7 раза. И ещё один очень важный показатель, который всегда волновал и волнует россиян, не привыкших ещё за короткий промежуток перестройки экономических и социальных отношений в нашей стране к резкой поляризации доходов на душу населения, - это индекс соци-

Экономика

альной справедливости, который можно выразить соотношением между доходами 10% самых бедных жителей и 10% самых богатых. Так вот, он увеличился с 0,0220 в 2006 году до 0,3095 в 2008 году. А это означает, что в первом случае разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями сельских жителей превышал 46 раз, а во втором случае составляет лишь 3,23 раза, что по европейским нормам является практически идеальным. И всё это свершилось за какие-то 3 года! Закономерно возникает вопрос: за счёт чего это произошло? Ответ на него мы получили в поездке по предприятиям области. На Белгородчине в течение последних пяти лет интенсивно и системно развивалось агропромышленное производство, востребованное рынком, где уровень личных доходов работающих в 1,5-2 раза превысил этот показатель в целом по экономике.

Таким образом, выводы из доклада губернатора напрашивались сами собой: социальная миссия государства, точнее, региональных органов власти, заключается в том, чтобы обеспечить крестьянам и другим сельским жителям условия для гармоничного развития личности путём регулирования экономики. И надо сказать, что эта важнейшая функция государства в области выполняется неукоснительно. Видимо, это и вызвало живую мини-дискуссию среди участников конференции, так как во многих регионах страны эта конституционная миссия социального государства не всегда соблюдается. И не случайно президент РФ Д.А. Медведев среди приоритетов на долгосрочную перспективу в своём выступлении в средствах массовой информации «Россия, вперёд!» выделил в развитии агропромышленного комплекса прежде всего социальные факторы: доступность современных социальных услуг, рост доходов населения, улучшение условий труда и быта.

Академик РАСХН, доктор экономических наук, профессор Э.Н. Крылатых, обращаясь к докладчику, сказала:

- Уважаемый Евгений Степанович! Вы привели убедительные цифры производственного и социального развития аграрного сектора и сельских территорий Белгородской области. И всё же что ещё нужно сделать, чтобы сдвиги стали более масштабными?

- Вкладывать средства не только в модернизацию агропромышленного производства, но и в развитие социальной инфраструктуры села. Надо перестать декларировать эту простую истину, а от слов переходить к делу. К сожалению, сегодня мы тратим на её развитие в 5-7 раз меньше, чем в Республике Беларусь. Если будет и у нас такое внимание к селу со стороны государства, то затраты окупятся сторицей.

Директор НИИ экономики и организации АПК Центрально-Чернозёмного

района, академик РАСХН И.Ф. Хицков:

- Евгений Степанович, не приведёт ли дальнейшее развитие агрохолдингов к ликвидации ЛПХ? Ведь в личных подсобных хозяйствах не может развиваться современное промышленное производство, которое будет соперничать с агрохолдингами.

- И не надо. Мы не ставим такую задачу. У ЛПХ свои функции, своя производственная и рыночная ниши. Они призваны производить высококачественную, экологически чистую, но трудоёмкую продукцию. Эту работу не смогут сделать агрохолдинги. С целью повышения товарности ЛПХ мы развиваем в каждом районе закупочные, перерабатывающие, снабженческо-сбытовые и другие кооперативы. Такая самоорганизация сельского населения является мощным фактором социальной стабильности.

Директор Поволжского НИИ экономики и организации АПК, академик РАСХН, профессор А.А. Черняев:

- Что нужно сделать на федеральном уровне для развития агропромышленного комплекса?

- Государство должно стать активным регулятором производства и сбыта продукции, как это делается в развитых рыночных странах. Мы переоценили саморегулирующую роль рынка на первых этапах аграрной реформы. Сегодня положение выправляется, хотя и медленно. По моему глубокому убеждению, сельское хозяйство не должно быть заложником политиков.

Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН М.А. Коробейников:

- Все понимают, что нужно поднимать село. Что, по-вашему, нужно для этого сделать?

- Государство должно повернуться к селу не в пол-оборота, а полностью.

Руководитель Центра мониторинга социально-трудовой сферы села, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН Л.В. Бондаренко:

- Социальный кластер - это белгородское изобретение? Или вы пошли по белорусскому пути?

- Это наше доморощенное изобретение. Мы не ориентируемся на Беларусь, так как не пошли на строительство агрогородков. Наш путь другой, менее дорогостоящий: отремонтировать социальные объекты, которые были построены при советской власти, модернизировать их, информатизировать село, а самое главное - сделать социально-культурные объекты доступными для сельских жителей, особенно для молодёжи. Сейчас мы затрачиваем на эти цели 12,5% средств федерального бюджета и 87,5% областного. Источники - налоги на прибыль, прежде всего с агрохолдингов и агрофирм, ориентированных на рынок и дающих основную массу прибыли. Часть денег, которые они за-

рабатывают, опосредованно возвращается селянам через обновление инфраструктуры села.

Руководитель Всероссийской ассоциации «Аграрное образование», ректор Орловского ГАУ, профессор, вицепрезидент Россельхозакадемии, академик РАСХН Н.В. Парахин:

- Евгений Степанович, вы же не будете отрицать, что важным фактором развития сельского хозяйства и сельских территорий Белгородчины стала высокая насыщенность интеллекта в сельской местности? Скажите, что нужно сделать, чтобы этот процесс и дальше расширялся и углублялся? И следующий вопрос: не будут ли агрохолдинги выдавливать из села крестьянство, не уничтожат ли они его?

- Действительно, с развитием индустриального производства повысилась востребованность в квалифицированных кадрах, а они, как известно, являются решающим фактором в подъёме любой экономики, в том числе и аграрной. Поэтому приобретению новых знаний, повышению профессионального мастерства в области придаётся большое значение, в том числе через систему непрерывного профессионального образования.

На второй вопрос отвечу так: хол-дингизация несёт и плюсы, и минусы, о которых мы уже говорили. Но это объективный процесс. В ходе аграрной реформы у нас обанкротилось 300 хозяйств, резко упало сельскохозяйственное производство. Для его восстановления мы пошли по пути создания агрохолдингов, используя пустующие земельные ресурсы. Одновременно договорились с руководителями агрохолдингов, что они, увеличивая продажи и прибыль, должны выполнять социальную миссию: обустраивать село, облагораживать его территорию. И это у нас делается. Конечно, используются на эти цели и бюджетные средства. Мы использовали накопленный и оправдавший себя опыт Орловской области.

Ведущий заседание конференции вице-президент Россельхозакадемии И.Г. Ушачёв, глядя на лес поднятых рук лиц, желающих задать вопрос губернатору, предоставил слово академику РАСХН В.В. Милосердову как одному из инициаторов конференции. Тот сказал:

- Не секрет, что в нашей стране существует вопиющий социальный разрыв в доходах между различными слоями населения. В Белгородской же области в течение короткого промежутка времени удалось в какой-то мере выровнять доходы населения. В чём здесь секрет?

- Я уже подробно останавливался на этом вопросе. Секрет прост - хребтом нашей областной экономики стала аграрная. Благодаря модернизации и освоению новейших технологий здесь резко повысилась производительность труда. Это позволило нам со-

Экономика

здать новые высокооплачиваемые рабочие места, что, в свою очередь, пополнило областной бюджет за счёт налогообложения и дало нам возможность поддерживать малоимущие слои населения.

В тот же день участники конференции посетили ряд сельскохозяйственных организаций, агрохолдингов, фермерских и домашних хозяйств населения. Программой предусматривались встречи с руководителями и специалистами различных сфер производства и обслуживания. Сопровождал в поездке участников конференции заместитель председателя правительства Белгородской области, начальник департамента АПК В.Я. Родионов.

Запомнилась одна из таких встреч в Ракитянском районе с руководством крупного агрохолдинга ООО «БЭЗРК-Белгранкорм». Его генеральный директор А.В. Орлов сообщил, что в компании имеется более 71 тыс. га пашни, от своей деятельности в 2009 году получено более 1,8 млрд руб. прибыли. Это стало возможным не только за счёт наращивания производства, но и благодаря сокращению издержек в связи с освоением новых современных технологий, отвечающих международным стандартам. Однако, по его прогнозам, 80% предприятий района нуждаются в модернизации и техническом переоснащении сельскохозяйственного производства. После завершения такой работы это может привести к изменению крестьянского уклада, ликвидации мелких сельских поселений. Он высказал идею о том, что в будущем самой целесообразной моделью расселения станут благоустроенные районные центры, которые должны быть связаны между собой и областным центром хорошими автомобильными дорогами.

На это директор ННЦ «Институт аграрной экономики» УААН, академик П.Т. Саблук заметил, что такой подход к расселению сельских жителей неперспективен, ибо без развития периферийных населённых пунктов будет происходить процесс обезлюдива-ния сельских территорий. Ректор Белгородской ГСХА А.В. Турьянский сказал, что данная компания для специалистов строит современный комфортабельный поселок, где каждый его обитатель будет располагать индивидуальным благоустроенным домом с земельным участком для отдыха и ведения подсобного хозяйства. В аграрном вузе учатся более 40 детей сотрудников агрохолдинга, что в будущем станет важной социальной составляющей эффективности производства на много лет вперёд.

Следующий день был посвящён обсуждению представленных на конференцию докладов. Её участники высоко оценили опыт Белгородской области по развитию агарного сектора и

сельских территорий, обеспечению занятости и доходов сельского населения, а также по подготовке кадров для агропромышленного комплекса, сохранению и поддержанию крестьянского образа жизни, быта и досуга.

Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ М.Е. Николаев в своём выступлении подчеркнул, что Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и научным учреждениям Рос-сельхозакадемии надо обобщить опыт Белгородской области по развитию сельских территорий и аграрной экономики на основе повышения человеческого капитала. «Грустно было смотреть на «Золотую осень -2009» на ВВЦ. Её устроители, включая Минсельхоз РФ, не нашли на самой большой выставочной площадке страны даже маленького уголка для организации экспозиции материалов по устойчивому развитию сельских территорий, не было даже организовано специального целевого семинара по данной тематике, а ведь теперь это - функция министерства. Зато с каким размахом там провели «поросячьи бега». Здесь есть над чем задуматься руководству Министерства при проведении «Золотой осени» в следующем году».

Сенатор высказал сожаление, что не везде так комплексно подходят к развитию сельских территорий, сохранению и поддержанию крестьянского образа жизни, как это делается в Белгородской области да ещё в некоторых регионах, которые можно пересчитать по пальцам. Он отметил, что проведённые в 2009 году репрезентативные выборочные исследования в регионах страны выявили, что 50% крестьян не желают, чтобы их дети унаследовали статус своих родителей. Разумеется, это приведёт к исходу селян с традиционных мест обитания, обезлюдива-нию многих сельских территорий, что ставит под сомнение выполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и саму российскую государственность.

Вокруг ключевых понятий «крестьянин», «социальное государство», «миссия крестьянства», «миссия социального государства» разгорелись бурные дебаты, где выступающие высказывали прямо противоположные взгляды, что, разумеется, свидетельствует о политизации научной общественности и неравнодушии докладчиков к затронутой на конференции теме.

«Возмутителем спокойствия» стал академик Россельхозакадемии В.В. Ми-лосердов. В своём выступлении, сославшись на мнение известного отечественного историка В.О. Ключевского, он привёл следующее понятие крестьянина: «Это вольный человек, который становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тягловом участке, и переставал быть крестья-

нином, как скоро бросал хлебопашество и принимался за другое занятие». Интерпретируя это высказывание историка, академик считает, что крестьянин

- это сельский житель, работающий на земле. Земля является главным источником его труда, создания общественных благ (сельскохозяйственной продукции), его существования и выполнения его обязательств по отношению к государству.

Сделав исторический обзор трансформации роли крестьянства, он сказал: «Шли годы, менялся общественно-политический строй, сменялись правительства, но неизменным оставалось отношение государства к крестьянину как к неполноценному члену общества, постоянному источнику дани. Каждая новая власть, включая нынешнюю, старалась насильственно менять устоявшийся уклад экономической жизни крестьян, используя столыпинский принцип: если палка искривлена, то чтобы её выпрямить, нужно сильно изогнуть в противоположную сторону. Вот и гнули: и при царе, и в периоды военного коммунизма, коллективизации, послевоенного восстановления народного хозяйства, и в нынешний период аграрной реформы. Сегодня около 90% всех бедных в стране проживают на селе. Сельские жители, особенно в глубинке, лишены самых элементарных условий жизни. Зарплата на селе в 2,5 раза ниже, чем в среднем по стране. У двух третей работников она ниже прожиточного минимума. Разница в доходах населения отдельных регионов так велика, как будто речь идёт не об одной, а о разных странах, которые находятся на разных ступенях развития. Словом, в стране, где существует такой социальный разрыв, никто не может чувствовать себя спокойно, а государство не может называться социальным при многострадальном крестьянстве».

Иную позицию по отношению к раскрестьяниванию и миссии крестьянства в строительстве социального государства занял главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, доктор философских наук В.И. Староверов. «Внедрение индустриальных технологий, - отметил он,

- потребовало включения крестьянства, которое жило довольно обособленно, в более интенсивные и устойчивые отношения с обществом. И с этого началось сословное раскрестьянивание - уменьшение его доли и численности в сельском населении. В современной России фактически разрушен этот сословный срез общества. Сегодня мы имеем дело с его остатками. Поэтому, пытаясь говорить на этой конференции о социальной миссии крестьянства, мы в действительности говорим об аграрном населении и об аграрном деле вообще, а не о крестьянской составляющей. Доказательством тому служит и доклад губернатора Белгородской области Е.С. Сав-

Экономика

ченко». По мнению выступавшего, речь надо вести не о миссии крестьянства в формировании социального государства, а о миссии государства в сохранении и адаптации остатков искореняемого сегодня российского крестьянства.

Директор Всероссийского НИИ экономики и нормативов РАСХН, академик Россельхозакадемии В.В. Кузнецов в своём выступлении напомнил собравшимся слова А.В. Чаянова из его работы «Организация крестьянского хозяйства» (1925 г.) о том, что крестьянин будет работать на земле, если будет получать доход не меньше, чем в городе. В противном случае исход его с земли будет неминуем.

Пожалуй, более сдержанную позицию по этому вопросу заняла академик Россельхозакадемии, профессор Э.Н. Крылатых: «Крестьянство - это особый социальный слой, особая группа людей, которые живут и работают в сельской местности, ведут самобытный образ жизни, создают прямо или косвенно общественные блага для удовлетворения собственных потребительских нужд через семейный бюджет и выполняют свои обязательства перед государством». По её расчётам, этот социальный слой насчитывает в стране около 10 млн человек. «Но это вопрос, - сказала она в заключение, - достаточно дискуссионный». Она предложила расширить научные исследования по проблемам идентификации крестьянства, привлекая для этих целей научные силы не только РАСХН, но и РАН.

Многие из выступивших - академик РАСХН И.В. Курцев, член-корреспондент РАСХН Л.В. Бондаренко и др. -подчёркивали, что несмотря на все трудности и многочисленные нерешённые проблемы, широкомасштабную латентную безработицу крестьянство ещё сохранило способность к воспроизводству. И чтобы не утратить её окончательно, развитие агропромышленного комплекса должно стать не только важным экономическим, но и приоритетным социально-нравственным проектом, реализация которого внесёт неоценимый вклад в возрождение России и превращение её в подлинное социальное государство.

Эта же мысль прозвучала и на приёме в честь участников конференции, который дал губернатор Белгородской области Е.С. Савченко. Произнося тост за российское крестьянство, он сказал: «Крестьянство, пожалуй, единственное сословие, которое достойно того, чтобы в социальном государстве получить в своё распоряжение те блага, которые во многом его же усилиями создавались и создаются сегодня».

Лучше, как говорится, не скажешь! И всё же остался какой-то осадок незаконченности, незавершённости, недосказанности. Не давал покоя вопрос, который как заноза застрял в го-

лове: кто же ты, российский крестьянин - великий незнакомец (как определил тебя 40 лет назад известный крестьяновед Теодор Шанин) или нынешний осколок крестьянского сословия, попавшего под локомотив нового технического уклада и урбанизации? И куда ты идёшь в ХХ1 веке? На каком распутье ты сегодня находишься? Может, действительно, правы радика-

лы-учёные, считающие, что социальное государство тебя призвано спасти, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны. И если уж речь заходит о том, чтобы нынешняя власть возвращала долги селянам, то кому из них: тем, кто живёт на селе на правах наследования, или тем, кто обрабатывает землю или пасёт скот, является собственником

Экономика

или наёмным работником? Когда диктовались эти строки, наборщица, пожилая интеллигентная женщина, московская обывательница в прямом смысле этого слова, заметила: «Нашли о чём волноваться - кому возвращать долги. Да всем, кто живёт на селе. Если сельский житель разбогатеет, то и государство станет богатым». Может, так и будет.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА АГРОФОРУМЕ «АПК РОССИИ - ОСНОВА ВЫВОДА СТРАНЫ ИЗ КРИЗИСА»

Е.Б. СКРЫННИК, министр сельского хозяйства Российской Федерации

В настоящий момент сельское хозяйство является современной и конкурентоспособной отраслью экономики. В условиях кризиса агропромышленный комплекс показывает устойчивое развитие практически по всем направлениям.

За 9 месяцев производство мяса скота и птицы увеличилось на 6,8% по сравнению с прошлым годом. Производство молока осталось на уровне соответствующего периода прошлого года.

Несмотря на засуху, в этом году будет получен высокий урожай зерновых - 90 млн т. Это выше среднегодовых показателей за последние 10 лет. Мы полностью обеспечиваем внутренние потребности в зерне (77 млн т) и сохраняем экспортный потенциал на уровне 19 млн т, что позволит нам занять прочное место в тройке ведущих стран - экспортёров пшеницы на мировом рынке.

Такие результаты стали возможны благодаря системной активной государственной аграрной политике, проводимой в последнее десятилетие. Значительный импульс развитию сельского хозяйства придали национальный приоритетный проект «Развитие АПК» и продолжившая его Государственная программа развития сельского хозяйства.

В текущем году из федерального бюджета на развитие отрасли было выделено 183 млрд руб., что на 30% больше, чем в 2008 году.

Дополнительная косвенная поддержка отрасли оценивается Министерством в 30 млрд руб. Это единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможеннотарифной политики.

Кредитный портфель отрасли за 8 месяцев составляет 486 млрд руб., что создаёт устойчивые предпосылки для поступательного развития АПК.

Вместе с тем Министерство продолжает проводить системную плано-

вую работу по повышению эффективности государственной поддержки.

■ Введены критерии оценки эффективности использования средств на основе многоуровневой системы контроля от региона до конечного получателя.

■ Создан общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку. Он включает в себя более 500 тыс. предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств из 83 субъектов страны.

■ Создаётся единая система информационного обеспечения агропромышленного комплекса. Она позволит структурировать отрасль в едином информационном поле и решит задачу по системному обмену данными между федеральными и региональными властями, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями.

■ В целях повышения оперативности и системности принимаемых решений Министерством согласованы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции с учётом биоклиматичес-кого потенциала субъектов Федерации и их места на агропродоволь-ственном рынке страны.

■ Введена обязательная отчётность субъектов по всем базовым показателям Государственной программы в виде подготовки и защиты агропромышленных паспортов регионов в рамках подписанных соглашений по выполнению показателей Госпрограммы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетными задачами на ближайшее время станут.

■ Совершенствование земельного законодательства.

■ Доработка для представления в правительство Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

■ Принятие отраслевых программ по развитию свиноводства и семеноводства в Российской Федерации

до 2012 года.

■ Разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственно-го рынка. Нам нужно значительно расширить возможности по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции.

■ Мы завершаем работу над концепцией страхования в сельском хозяйстве, осуществляемого с государственной поддержкой. Система будет работать прежде всего на покрытие катастрофических убытков в сельскохозяйственном производстве и станет предельно прозрачной и эффективной.

■ Министерством завершается работа над концепцией развития региональных агропромышленных парков. Они будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функции продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозтоваропроизводителей.

■ Также утверждается стратегия ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Объединённая зерновая компания».

Новые задачи требуют согласованных предложений и действий от всех участников аграрного рынка. Для объединения интересов отечественных производителей создаётся Национальный союз зернопроизводителей России. Его деятельность будет направлена на решение практических задач аграрного сектора. Союз станет ключевой экспертной и аналитической площадкой, будет участвовать в разработке стратегии развития отрасли и внедрении современных методов управления рыночными процессами в АПК.

В завершение хочу подчеркнуть, что мы должны переходить от экстенсивного развития к инновационному. У нас нет другого пути, чтобы повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли.

АПК РОССИИ - ОСНОВА ВЫВОДА СТРАНЫ ИЗ КРИЗИСА Резолюция Всероссийского агропромышленного форума

Всероссийский агропромышленный форум «АПК России - основа вывода страны из кризиса», состоявшийся 9 октября 2009 года в Москве, поднял вопросы аграрной политики и социального развития села, связанные с повышением устойчивости экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства, развитием сельских территорий России, преодолением последствий мирового финансовоэкономического кризиса в АПК.

На форуме отмечалось, что в условиях кризиса, охватившего все отрасли народного хозяйства страны, в агропромышленном комплексе в рамках реализации Государственной программы проводятся структурные преобразования, направленные на рост объёмов отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, импортозаме-щение и повышение продовольственной безопасности страны, особенно по мясной и молочной продукции.

По итогам 2008 года общая валовая продукция отрасли в стоимостном выражении достигла 2 трлн 600 млрд руб., что на 10% больше, чем в 2007 году.

Перевыполнен показатель Госпрог-раммы по производству скота и птицы в живой массе. Объём производства составил 9 млн 300 тыс. т, что на 380 тыс. т больше планового значения.

Обновлён парк основных видов сельскохозяйственной техники. Приобретено 24 тыс. тракторов и 13 тыс. комбайнов.

Привлечено кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки на сумму 421 млрд руб.

В целом на реализацию мероприятий Государственной программы в 2008 году направлено 138 млрд руб.

Прибыль, полученная сельскохозяйственными организациями, составила 117 млрд руб., рентабельность - 15,3%.

По Федеральной целевой программе «Социальное развитие села» введено 1 млн 760 тыс. кв. м жилья (плановый показатель превышен на 18%), в том числе для молодых специалистов - 859 тыс. кв. м (+32%). Перевыполнены показатели по уровню обеспеченности питьевой водой (+7%) и газификации (+10%).

По Федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 914 тыс. га сельскохозяйственных угодий и на 11% увеличен объём внесения минеральных удобрений.

Для выполнения показателей и мероприятий Государственной программы в рамках антикризисного плана правительства Российской Федерации на поддержку агропромышленного комплекса в 2009 году из федерального бюджета выделено 183 млрд руб., что на

30% больше, чем в 2008 году.

Эти меры позволили в кризисный период сохранить рост производства в сельском хозяйстве несмотря на его падение в других отраслях экономики.

В рамках антикризисного плана в АПК было дополнительно направлено 87 млрд руб. Эти средства были использованы на следующие цели:

■ 45 млрд руб. - на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк»;

■ 25 млрд руб. - на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг»;

■ 17 млрд руб. - субсидии на уплату процентов по кредитам.

В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления правительства Российской Федерации о пролонгации кредитов с субсидированием процентной ставки: краткосрочных - на 6 месяцев, инвестиционных - на 3 года (т.е. максимальный срок по инвестиционным кредитам продлен с 8 до 11 лет).

Увеличены сроки лизинга техники и оборудования до 15 лет. На 12 месяцев продлены сроки оплаты авансовых платежей.

Правительственной комиссией по системообразующим организациям отобрано 37 предприятий агропромышленного комплекса для предоставления гарантий на сумму 45 млрд руб. Принято положительное решение по 7 предприятиям на сумму 17,5 млрд руб.

Важную роль играет косвенная государственная поддержка. Она оценивается Министерством в 30 млрд руб. и включает в себя единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.

Антикризисные меры правительства позволили сельскому хозяйству остаться одной из немногих отраслей с положительной динамикой развития в первом полугодии 2009 года.

В 2009 году урожай зерновых ожидается на уровне 93 млн т, что выше средних показателей за последние 10 лет и достаточно для покрытия внутренних потребностей и сохранения экспортного потенциала.

Укрепилось экономическое положение значительной части сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств. Россия вошла в тройку мировых поставщиков пшеницы.

Принятые за последние годы на федеральном и региональном уровнях организационные и экономические меры стали хорошей основой для положительных изменений в животноводческой отрасли страны. Они позволят произвести в 2009 году на отечественных предприятиях 9 млн 900 тыс. т мяса, что на 6,5% выше уровня прошлого года.

Экономика

Комплекс мер, принятых в молочном животноводстве, позволил стабилизировать ситуацию на рынке молока.

Значительное влияние на эти позитивные процессы оказало повышение правового статуса аграрного сектора. В принятом Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» агропромышленный комплекс с 2007 года признан одной из приоритетных отраслей экономики.

Важнейшей задачей в сложных экономических условиях становится обеспечение адресности, прозрачности и эффективности средств государственной поддержки отрасли, формирование результативной аграрной политики.

Для этого Минсельхозом России проводится следующая системная работа:

■ внедрены критерии оценки эффективности использования средств на основе многоуровневой системы контроля от региона до конечного получателя;

■ создан общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку (более 500 тыс. предприятий);

■ для повышения эффективности и системности принимаемых в отрасли решений создаются прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия с учётом био-климатического потенциала регионов и их роли в агропродовольственном рынке страны;

■ создаётся система государственного информационного обеспечения агропромышленного комплекса.

Государство оказывает поддержку сельхозтоваропроизводителям в пострадавших от засухи регионах: пролонгируются кредиты, предоставляется отсрочка уплаты лизинговых платежей и возможность товарного кредитования из интервенционного фонда.

Несмотря на снижение объёмов производства зерна, вызванное засухой, и незначительное сокращение производства молока, в сельском хозяйстве в целом в первом полугодии 2009 года была обеспечена положительная динамика развития. А заложенная к настоящему моменту в агропромышленном комплексе финансовая, технологическая и инфраструктурная основа является залогом выполнения Государственной программы в 2009 году.

Вместе с тем возможности и потенциал агропромышленного комплекса используются не полностью. Продолжает оставаться главной проблемой повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

Без высокоэффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса невозможно начать решение многих первоочередных и стратегических задач по развитию соци-

ально-ориентированной экономики страны и обеспечению России достойного места на мировом агропро-довольственном рынке. Страна является вполне конкурентоспособной по зерну: пшенице и ячменю. К конкурентоспособности приближаются продукция птицеводства и растительное масло.

Необходимо отметить, что Россия достигает высоких показателей по валовому сбору зерна, и этих объёмов достаточно для покрытия внутренних потребностей и сохранения экспортного потенциала. Однако из-за недостаточно развитой инфраструктуры агропродовольственного рынка возможности по хранению, переработке и сбыту зерна ограничены.

В ускорении научно-технического прогресса в сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит учёным Россель-хозакадемии и отраслевых научно-исследовательских учреждений, которые своими разработками и новациями создают соответствующую базу для развития инновационной деятельности в отрасли. При этом формирование инновационной модели непрерывного профессионального образования, повышение квалификации (особенно управленческого персонала), закрепление на селе молодых кадров с высшим образованием и создание для них приемлемых социально-бытовых условий продолжают оставаться острой проблемой.

В выступлениях и дискуссиях на агрофоруме отмечено, что правительством Российской Федерации и Мин-сельхозом России приняты необходимые меры по поддержке АПК страны в условиях кризиса, а также высказаны предложения по его дальнейшему финансовому оздоровлению.

Участники агропромышленного форума считают целесообразным.

1. Одобрить принятые меры и подходы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, направленные на:

■ повышение уровня и эффективности использования государственной поддержки аграрного сектора (особое внимание будет уделено обеспечению финансовой устойчивости и платёжеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий), увеличение объёмов субсидированных кредитов и их доступности;

■ снижение уровня бедности сельского населения, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся его слоёв;

■ увеличение государственного участия в финансовом обеспечении реализации социальных программ на селе, включая развитие сельских территорий и строительство жилья для молодых специалистов;

■ повышение почвенного плодородия, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счёт неиспользуемых и ранее выведенных из

оборота пахотных земель;

■ совершенствование механизмов регулирования агропродовольственного рынка и развитие его инфраструктуры, устранение ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции и материально-технических и энергетических ресурсов;

■ осуществление контроля над обязательным выполнением показателей Госпрограммы.

2. За счёт консолидации усилий аграрной науки, управленческих и банковских структур, союзов (ассоциаций) и непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей всемерно способствовать:

■ переходу агропромышленного производства на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли, внедрению новых информационных технологий, широкому использованию современной техники и информационных ресурсов в повседневной работе;

■ повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе за счёт роста качества, снижения производственных затрат и себестоимости, улучшения упаковочной тары;

■ обеспечению производства сельскохозяйственной продукции на долгосрочной контрактной основе, что позволит устранить проблему несистемного производства и сбыта на рынке;

■ повышению рыночной эффективности агропромышленного комплекса на основе разрабатываемых региональных прогнозных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции с учётом биоклиматического потенциала субъектов и их роли на продовольственном рынке страны, что позволит производить качественную сельхозпродукцию по оптимальным ценам, в объёмах, востребованных на внутреннем и международном рынках;

■ обеспечению продовольственной безопасности страны как основы экономической и политической независимости России в сфере международных отношений;

■ развитию инфраструктуры и улучшению рыночной среды, доступности для населения страны безопасного, качественного и недорогого продовольствия;

■ планомерному развитию всех входящих в АПК подотраслей, комплексов и производств;

■ принятию необходимых мер по дальнейшему стимулированию развития малых форм хозяйствования на селе;

■ разработке и принятию законодательных актов, обеспечивающих создание экономических льгот, увеличение государственного регулирования агропромышленного производства,

Экономика

снижение торговых наценок на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, повышение объёмов государственных закупок, закупочных цен и эффективное использование земельных ресурсов;

■ ускорению принятия Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;

■ совершенствованию законодательной базы на федеральном и региональном уровнях в соответствии с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

■ принятию разрабатываемых Мин-сельхозом России федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы:

«О развитии сельского хозяйства»;

«О племенном животноводстве»;

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

«О ветеринарии»;

«Об учёте животных и продукции животного происхождения и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

«О семеноводстве»;

«О карантине растений»;

«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

«О мелиорации земель»;

■ совершенствованию правового регулирования земельных отношений путём внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «Об ипотеке» и другие законодательные акты;

■ разработке программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающей значительное расширение возможностей по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции;

■ принятию концепции развития региональных агропромышленных парков, которые будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функции продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозтоваропроизводителей.

Участники Всероссийского агропромышленного форума считают своей основной целью всемерно способствовать решению важных национальных задач по ускорению темпов экономического роста сельскохозяйственной отрасли, повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, успешному преодолению финансово-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.