Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационно-инвестиционной деятельности агробизнеса в России'

Государственная поддержка инновационно-инвестиционной деятельности агробизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ АГРОБИЗНЕСА / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РОСТ АГРОБИЗНЕСА / AGROBUSINESS FINANCING / ANTI-RECESSIONARY REGULATION / SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY / INVESTMENT APPEAL / AGROBUSINESS GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпусь Николай Петрович

В статье анализируется динамика финансирования сельского хозяйства России в период реализации национального проекта «Развитие АПК» c 2006 г. до настоящего времени, раскрываются основные направления антикризисного регулирования, позволившие отечественному агробизнесу преодолеть негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса и обеспечить рост производства продукции. Приводятся рекомендации по совершенствованию государственной поддержки инновационной активности и агробизнеса повышения на этой основе его экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state support of innovative

In article dynamics of financing of agriculture of Russia in realization of the national project «Agrarian and industrial complex Development» c 2006 till now is analyzed, the basic directions of the anti-recessionary regulation which has allowed domestic agrobusiness to overcome negative influence of world financial and economic crisis and to provide growth of production reveal. Recommendations about perfection of the state support of innovative activity and increase agrobusiness on this basis of its economic efficiency are resulted.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационно-инвестиционной деятельности агробизнеса в России»

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОБИЗНЕСА В РОССИИ

Н.П. Карпусь

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется динамика финансирования сельского хозяйства России в период реализации национального проекта «Развитие АПК» с 2006 г. до настоящего времени, раскрываются основные направления антикризисного регулирования, позволившие отечественному агробизнесу преодолеть негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса и обеспечить рост производства продукции. Приводятся рекомендации по совершенствованию государственной поддержки инновационной активности и агробизнеса повышения на этой основе его экономической эффективности.

Ключевые слова: финансирование агробизнеса, антикризисное регулирование, поддержка инновационной активности, инвестиционная привлекательность, рост агробизнеса.

В своем выступлении на Санкт-Петербургском экономическом форуме 18 июня 2010 г. министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник подчеркнула, что «российское сельское хозяйство является инвестиционно привлекательной отраслью, которая позволяет производить конкурентоспособную и экспортно-ориентированную продукцию с высокой добавленной стоимостью». Очевидно, имелось в виду не непосредственно сельскохозяйственное производство, которое и в странах с развитой рыночной экономикой является дотационным, а агробизнес, сочетающий производство сельскохозяйственного сырья с его переработкой и реализацией продукции. Министр отметила, что проводимая аграрная политика «открывает широкие возможности для российских и иностранных инвесторов по развитию бизнеса в агропромышленном комплексе», а в качестве показателя роста инвестиционной привлекательности отрасли были названы не сельскохозяйственные предприятия, а «эффективно работающие крупные российские и транснациональные компании: Данон, Каргил, Нестле, Юнилевер и другие» [1].

На наш взгляд, инвестиционно привлекательными непосредственно в сельскохозяйственном производстве могут быть только инновационные проекты. Однако до настоящего времени основная часть инвестиций, включая финансирование

реализации государственных программ, направляется на реанимацию расширенного воспроизводства в отдельных отраслях сельского хозяйства, и их экономическая эффективность обеспечивается, если производство сельскохозяйственного сырья сопровождается организацией его переработки и сбыта продукции. Поэтому представляется необходимым исследование места и роли инновационно-инвестиционной составляющей в восстановлении сельскохозяйственного производства, как основы последующего роста агробизнеса в России.

ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

По сравнению с предшествующими двумя десятилетиями финансово-экономические условия для развития агробизнеса в 2000—2006 гг. несколько улучшились. В частности, осуществлялись меры по совершенствованию краткосрочного и долгосрочного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, системы налогообложения, страхования урожая сельскохозяйственных культур, а также по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий. По данным Минэкономразвития России в 2000 г. доля инвестиций в основной капитал АПК составляла всего 6,8% от общего объема вложений в экономику страны и темпы прироста инвестиций в эту сферу экономики имели отрицательную динамику. К 2006 г. удельный вес инвестиций в основной капитал в АПК достиг 7,7%.

Более заметными являются изменения в финансировании сельского хозяйства с начала реализации в 2006 г. национального проекта «Развитие АПК». Провозглашение развития сельского хозяйства как одного из трех приоритетных национальных проектов являлось для агробизнеса главным событием 2005 г. По данным Минсельхоза России, из 138 млрд руб., выделенных на реализацию национальных проектов, для АПК отводилось 30,9 млрд руб. Эти средства выделялись на ускоренное развитие животноводства и малых форм хозяйствования, а также на поддержку образования, строительство жилья и других социальных объектов на селе.

Государственная поддержка непосредственно сельского хозяйства России в 2006 г. должна была возрасти до 38 млрд руб. (в бюджете 2005 г. было предусмотрено только 20 млрд руб.). В целом же, запланированная господдержка АПК увеличивалась на 23 млрд руб., или почти на 67% [2]. Однако, по данным Минэкономразвития России, из запланированных в бюджете на реализацию национального проекта «Развитие АПК» 20,9 млрд руб. фактически было профинансировано только 17,8 млрд руб., или 85,2%. Финансовые средства господдержки вкладывались в основном в машины, оборудование и транспортные средства, расходовались на частичную компенсацию сельхозпроизводителям части затрат на горючее. По расчетам Минсельхоза России, удорожание горюче-смазочных материалов в 2005 г. обошлось агросектору в дополнительные 20 млрд руб., но на компенсацию в 2006 г. было выделено только 5 млрд руб. Тем не менее мероприятия господдержки привели к некоторому росту рентабельности сектора АПК, развитию его материально-технической базы.

В 2007 г. на реализацию проекта развития АПК государственный бюджет предусматривал 23,5 млрд руб., т.е. на 12,4% больше по сравнению с 2006 г., но это

было существенно ниже темпов прироста инвестиций для трех других приоритетных национальных проектов («Здоровье» — 50,8%; «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — 24,8% и т.д.) [3].

В целом, реализация национального проекта по направлению «Ускоренное развитие животноводства» оказала положительное влияние на развитие этой отрасли. Благодаря притоку инвестиций наиболее динамично развивались свиноводство и птицеводство. Так, в результате получения кредитных ресурсов в 2006 г. на сумму 51,9 млрд руб. производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 7933 тыс. т, что на 4,6% больше, чем в 2005 г. В ходе реализации программы ОАО «Росагролизинг» закуплено 105 тыс. голов племенного скота на общую сумму 2,76 млрд руб., а также оборудования для животноводства на сумму 887 млн руб.

Благодаря принятым мерам по улучшению агротехники возделывания сельскохозяйственных культур, а также относительно благоприятным погодным условиям урожайность сахарной свеклы в 2006 г. увеличилась по сравнению со средним показателем предшествующих лет на 32,8%, подсолнечника — на 14,4%, картофеля — на 15,4%, овощей — на 9,4%. В то же время из-за относительно неблагоприятных погодных условий и недостаточного внесения удобрений совсем незначительно выросла урожайность зерновых культур.

Поскольку все предшествующие годы сельское хозяйство функционировало в условиях дефицита финансовых ресурсов, неблагоприятной инвестиционной ситуации, ухудшения состояния материально-технической базы отрасли, низкого уровня оплаты труда, последовательного ухудшения условий жизни сельского населения, реализация национального проекта лишь компенсировала накопленный недостаток ресурсов развития. Посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2006 г. во всех категориях хозяйств даже сократилась по сравнению с 2000 г. почти на 10% и составила 77 млн га, а численность занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилась с 9 млн человек до 7,38 млн. Из-за относительно низких темпов роста сельскохозяйственного производства по сравнению с отраслями промышленности доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте в 2006 г. составила менее 5%, против 6,6% в 2000 г. А по отношению к уровню 1990 г. объем производства продукции сельского хозяйства в 2006 г. составлял только 75,3%.

До начала 2008 г. темпы роста сельского хозяйства в целом оставались низкими. Показатели финансовой устойчивости большинства предприятий были значительно ниже нормативных, а размер получаемой прибыли — недостаточным для обновления техники и расширенного воспроизводства. Выбытие основных фондов многократно превышало их ввод. В частности, количество списанной техники по отдельным видам за период с 2000 по 2007 гг. превысило ее приобретение в 2,5—6 раз. Удельный вес новых машин и оборудования в общем их количестве на начало 2007 г. составлял: тракторов — 2,2%; сеялок — 1,5%; зерноуборочных комбайнов — 4,3%; доильных установок — 0,2%; грузовых автомобилей — 0,8%. Инвестируемых средств по-прежнему было недостаточно для обновления техники и технологии производства.

ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ АГРОБИЗНЕСА В ПЕРИОД ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Как известно, в Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг. были зафиксированы все виды поддержки агробизнеса на федеральном и региональном уровнях — финансовой, налоговой и таможенной. Однако в 2008 г. бюджет АПК был увеличен по сравнению с 2007 г. только на 60 млрд руб., хотя планировалось его увеличение на 76 млрд. Но в качестве антикризисной меры было принято решение о дополнительном выделении еще 87 млрд руб.

Анализ последствий предпринимаемых правительством антикризисных и протекционистских мер в агропромышленном комплексе показал, что сельскому хозяйству удалось остаться одной из немногих отраслей с положительной динамикой развития. Основным фактором, позволившим агробизнесу достичь положительных результатов, явились финансовые ресурсы, выделяемые из бюджетов всех уровней. Так, начиная с 2008 г. осуществлялось субсидирование 10-летних кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники. В 2008 г. Государственной программой были выделены средства на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в размере 8 млрд руб. В 2009 г. уставный капитал компании был дополнительно увеличен на 25 млрд руб. и составил 72 млрд 322 млн руб., поскольку механизм федерального лизинга был назван наиболее прозрачным и эффективным инструментом оказания адресной помощи сельскохозяйственным предприятиям и организациям [4].

Уже в 2008 г. в рамках технической модернизации по лизингу было приобретено 23 тыс. тракторов, 7900 зерноуборочных и 3000 кормоуборочных комбайнов. Всего по лизингу в 2008 г. предполагалось поставить 50 тыс. голов племенного скота и оборудования на 65 тыс. скотомест. Госпрограмма предусматривала увеличение реализации племенного молодняка в 2008 г. на 15,2% по сравнению с 2007 г. что позволило бы довести удельный вес племенного скота в общем поголовье до 8,3% [5]. Осуществление этой программы в полном объеме позволило бы обеспечить полный технологический цикл производства на молочно-товарных мини-фермах: от поставки коров и подготовки кормовой базы до хранения и переработки молока. Модульные молочные мини-заводы отечественного производства уже поставлены в Кировскую, Псковскую, Московскую, Читинскую, Иркутскую области. За все время реализации нацпроекта было модернизировано и вновь создано 266 тыс. скотомест. В целом, на начало 2009 г. «Росагролизинг» уже обеспечил поставку по лизингу на новых, более льготных условиях финансирования 105 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота во все Федеральные округа России (1).

Для фермерских хозяйств «Росагролизинг» установил в 2008 г. льготную систему гарантийного обеспечения: предоставление залога или поручительства требуется только на сумму одного годового платежа по договору лизинга, а сам срок лизинга увеличен в полтора раза — с 10 до 15 лет. При передаче племенного скота по договорам лизинга НДС уменьшается до 10% [6].

Заметным является доля лизинговых поставок и отдельных видов новой сельхозтехники. Сельхозпредприятия приобретали только современную высокопроизводительную и экономичную технику, позволяющую выполнять все работы быстрее и более качественно. По имеющимся оценкам, комбайнами, поставленными «Росагролизингом», убирается уже до 20% всего урожая в стране, а в некоторых регионах — до 50%. Средняя урожайность по хозяйствам, в которые эта компания поставила технику, составляет 27 ц/га, что на 22% выше, чем в среднем по стране [7]. Несмотря на эффективность лизинга, его удельный вес как формы кредитования в нашей стране крайне низкий и составляет 4—5%, тогда как в развитых странах — 15—20%.

В целом, из федерального бюджета в 2008 г. на реализацию Госпрограммы развития производства сельскохозяйственной продукции было направлено 138 млрд руб. 15,3% [8]. В 2009 г. было принято решение направить дополнительно на поддержку агропромышленного сектора 17 млрд руб. бюджетных средств. Эти средства выделялись для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Предусматривалось субсидирование процентной ставки в размере 80% ставки рефинансирования, и 100% — по кредитам, полученным на развитие мясного и молочного животноводства [9]. Следует отметить, что субсидирование ставки окажется действенной мерой государственной поддержки инновационной деятельности агробизнеса только в том случае, если кредитование станет более доступным для всех сельхозпредприятий, инициирующих нововведения.

Это позволило существенно увеличить объемы кредитования фермерских, крестьянских хозяйств, сельхозпредприятий и организаций АПК.

В целях реализации антикризисных мер 25 декабря 2008 г. правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики при Мин-сельхозе России утвердила перечень системообразующих организаций на оказание господдержки, куда вошли 34 предприятия АПК (2).

Этим крупнейшим сельхозпредприятиям были санкционированы банковские кредиты в объеме не менее 217 млрд руб. (кредитные потребности этих предприятий на 2009 г. оценивались в сумме 300 млрд руб.). В целом же потребности сельского хозяйства в субсидируемых кредитных ресурсах оцениваются в 400 млрд руб., из которых 200 млрд — долгосрочные кредиты. Из этой суммы только для завершения строительства начатых животноводческих комплексов необходимы более 70 млрд руб. [10].

Дополнительное ресурсное обеспечение Госпрограммы в рамках антикризисных мер на 2009 г. включало в себя увеличение уставного капитала ОАО «Рос-сельхозбанк» — на 45 млрд и ОАО «Росагролизинг» — на 25 млрд руб. [11]. Это позволило наряду с поддержкой системообразующих предприятий АПК в рамках антикризисной программы расширить лизинговые поставки современной техники и высокопродуктивного скота, а также налоговые льготы для аграрного сек-

тора экономики. В частности, для сельхозпроизводителей был продлен срок действия нулевой ставки по налогу на прибыль до 31 декабря 2012 г., до 1 января 2012 г. — срок освобождения от НДС на ввоз в Россию племенных животных и племенной продукции, включая организации, занимающиеся лизинговой деятельностью.

Минсельхозом России разрабатываются также отраслевые программы по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, созданию семейных животноводческих ферм. Так, в частности, в 2009 г. при поддержке «Россель-хозбанка» и «Росагролизинга» начато создание 50 семейных животноводческих молочных ферм, к 2011 г. их должно быть около 300, а в долгосрочной перспективе более 3 тыс. Стоимость одной такой фермы составляет приблизительно 30 млн руб. [12].

В целом, в результате корректировок финансирования, состоявшихся в начале года, ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства на 2009 г. с учетом антикризисных мер должно было составить 182 млрд руб. (что на 30% больше, чем в предыдущем году), или в 1,5 раза больше, чем первоначально предусматривалось бюджетом. Министерство концентрирует также внимание на реализации инновационной политики в отношении земель сельскохозяйственного назначения как важного направления повышения устойчивости аграрного производства и развития региональной экономики в целом.

Предпринятые антикризисные меры позволили в 2009 г. предотвратить падение аграрного производства и даже обеспечили его рост на уровне 101% (хотя производство мяса крупного рогатого скота уменьшилось на 3%, молока — на 0,5%).

Для успешного решения антикризисных задач в сельском хозяйстве России необходима более существенная поддержка инновационной активности предприятий малого и среднего агробизнеса, введение для них налоговых каникул, создание возможности беспрепятственно продавать свою продукцию, минуя перекупщиков.

***

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и антикризисных мер правительства финансирование отрасли в 2009 г. составило 190 млрд руб. Кроме того, такая косвенная поддержка, как льготное налогообложение, фиксированные цены на горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, таможенно-тарифное регулирование, оценивается еще в 30 млрд руб. Общий объем кредитов, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2009 г., составил 717 млрд руб., в том числе субсидированных государством — 384 млрд руб. Это укрепило предпосылки для дальнейшего устойчивого роста агропромышленного комплекса на основе внедрения инноваций.

Однако увеличение финансирования агробизнеса, налоговые и кредитные «послабления» смогут играть антикризисную стабилизирующую роль на основе внедрения инноваций, если они дойдут до непосредственных товаропроизводителей деревни, не потеряются в кабинетах чиновников, офисах поставщиков-посредников или финансовых структур. Очевидно, что резервы повышения результа-

тивности антикризисной политики по отношению к агробизнесу лежат в области не столько выработки все новых предложений, сколько совершенствования используемых для реализации этих мер инструментов.

Очевидно, что сохранить положительную динамику развития АПК возможно только при сохранении и усилении тенденции роста стимулирования инновационно-инвестиционной активности агробизнеса. Министерство сельского хозяйства предполагает осуществить для этого целый комплекс мер. Продолжается реализация программ по развитию молочного животноводства и семейных молочных ферм. На поддержку экономически значимых региональных программ, направленных на увеличение производства молока, в 2010 г. было выделено 3 400 млн руб. В целом, на реализацию Госпрограммы в 2010 г. выделялось 107,6 млрд руб. [13].

Поскольку динамичный рост сельскохозяйственного производства требует реализации новых подходов к развитию инфраструктурной составляющей, министерством разрабатывается программа инновационного развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Предполагается в кратчайшие сроки принять меры по реализации крупных инфраструктурных проектов на рынках зерна, мяса, молока, овощей.

Предусматривается также увеличение инвестиций для укрепления интеллектуального потенциала АПК. В начале 2010 г. в стране насчитывалось 59 высших учебных заведений, готовящих кадры для сельскохозяйственных организаций. Из общего числа руководителей, которые работают в сельском хозяйстве (это более 420 тыс. человек), только 35% имеют высшее образование. Поэтому вузам, исследовательским учреждениям, техникумам и профессиональным школам в сельской местности рекомендовано активно заниматься подготовкой квалифицированных специалистов (3). Кроме того, ведется работа по организации курсов повышения квалификации.

Программа развития инновационно-инвестиционной деятельности отечественного агробизнеса предусматривает консолидацию возможностей государства и бизнеса, комплекс мер по стимулированию и поддержке предпринимательской инициативы всех заинтересованных сторон. Реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности российской аграрной продукции и, как следствие, импортозамещению на рынках мяса и молока, наращиванию экспорта зерна.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Сроки лизинга по животноводческим комплексам и оборудованию увеличены с 10 до 15 лет, по тракторам — с 7 до 10 лет, по комплексам для хранения и переработки зерна — с 10 до 15 лет. На начало 2009 г. ставка за использование средств уставного капитала компании по племенной продукции составляет 0% годовых, а по сельскохозяйственной технике и оборудованию 2%. За период с 2002 г. компания снизила ставки по лизингу в 3,5 раза и, как результат, существенно уменьшила финансовую нагрузку на конечных лизингополучателей.

(2) По информации департамента экономических программ и анализа, этот перечень не являлся исчерпывающим и мог корректироваться.

(3) В 2009 г. создана комиссия по работе с отраслевыми вузами, академиями, университетами. Перед ректорами поставлены соответствующие задачи, одна из главных задач — добиваться того, чтобы выпускники аграрных вузов шли работать в сельскохозяйственное производство. Именно по этому показателю будет оцениваться работа сельскохозяйственных учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] http://www.agronews.ru/articleview.php?AId=1964

[2] Осипов А. Обыкновенно тяжелый год // Агробизнес. — 2006. — № 1.

[3] Экономика России: итоги и перспективы роста. — М.: Минэкономразвития РФ, 2007.

[4] http://www.mcx.ru/news/news/show/3300.78.htm — 04.03.2009.

[5] http://www.agro.ru/news/news.aspx?p=1030 // Крестьянские ведомости. — 01.14.2009.

[6] http://www.agro.ru/news/news.aspx?p=1592 — 06.20.2009.

[7] http://www.mcx.ru/news/news/show/3300.78.htm — 04.03.2009.

[8] http://www.regions.ru — 09.23.2009.

[9] Журнал агроменеджера «Новое сельское хозяйство»: http://www.nsh.ru — 02.26.2009.

[10] Там же — 03.18.2009.

[11] http://www.mcx.ru/news/news/show/3296.195.htm — 01.04.2009.

[12] http://www.mcx.ru/news/news/show/3292.78.htm — 03.30.2009.

[13] Скрынник Е.Б. Как добиться повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // http://www.zol.ru/review/show.php?ids[0]=6608

THE STATE SUPPORT OF INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY OF AGROBUSINESS IN RUSSIA

N.P. Karpus

People's Friendship University of Russia Mikluho-Maklaja str., 6, Moscow, Russia, 117198

In article dynamics of financing of agriculture of Russia in realization of the national project «Agrarian and industrial complex Development» c 2006 till now is analyzed, the basic directions of the anti-recessionary regulation which has allowed domestic agrobusiness to overcome negative influence of world financial and economic crisis and to provide growth of production reveal. Recommendations about perfection of the state support of innovative activity and increase agrobusiness on this basis of its economic efficiency are resulted.

Key words: agrobusiness financing, anti-recessionary regulation, support of innovative activity, investment appeal, agrobusiness growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.