УДК 339.747
М.Ю. Репотецкая, Ю.А. Репотецкий СГГА, НГАУ, Новосибирск
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АПК НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
M.Yu. Repotetskaya, Yu.A. Repotetsky SSGA, Novosibirsk State Agrarian University
ANTICRISIS MEASURES AND CONCEPTS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN NOVOSIBIRSK REGION
As an agricultural branch has a peculiar position in national economies of most countries, its management comes to the support of agriculture by the government. But as we know, all the agriculture of Russia is operating very intensely now. The burden of the unsolved problems is laid on agricultural producers. The country is in great need of the national program on agriculture revival and the development of the efficient system of management all over the vertical of authorities, where the balance of interests and mutual responsibility is observed.
Потребность сельского хозяйства в государственной поддержке определяется целями аграрной политики. Одна из них - сохранение земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса, вторая - устойчивое развитие сельских территорий как истока формирования самобытности и культуры страны, третья - увеличение производства продовольствия.
Земельная реформа привела к многоукладности сельского хозяйства: теперь есть индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и сельхозкооперативы. Многие коллективные хозяйства в эти годы меняли собственника, разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему. Иногда вместо улучшения их финансового состояния - их разоряли. Всё это, к сожалению, сопровождалось расхищением уцелевшего имущества, падением производства и другими отрицательными явлениями. А это подрывает продовольственную безопасность, увеличивает число безработных и стимулирует отток работоспособного сельского населения в город. Многие вновь созданные сельскохозяйственные предприятия попадают под процедуру банкротства, и, таким образом, земельные наделы переходят от одного арендатора к другому по 56 раз. Встречались случаи и преднамеренного банкротства с целью захвата земель сельскохозяйственного назначения. Семейные фермы не управлялись с делами, выживали более крупные коллективы. Возник и медленно развивался процесс объединения предприятий. Так появились крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) и вместо колхозов - сельские производственные кооперативы (СПК). Как правило, частные.
Причинами кризисного финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций и в целом отрасли сельского хозяйства явились следующие факторы:
- Диспаритет цен между промышленными товарами и услугами, используемыми в сельскохозяйственном производстве, и сельскохозяйственной продукцией;
- Большой объем на рынке продовольствия импортной сельскохозяйственной продукции (от 20 до 60%);
- Значительное уменьшение государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Никто из государственных органов, кроме Минсельхоза, в деревне ничего не координирует, нет саморегулирующего рынка. Российскую деревню оставили без скота, кормов, удобрений и техники. Наши работники сельского хозяйства не могут конкурировать на равных с западными фермерами хотя бы из-за отсутствия достаточной государственной поддержки. Потенциально это создаёт угрозу потери продовольственной независимости страны.
Так, например, в Москве доля импорта в питании людей достигла 78 %. Если бы правительство города несколько лет назад не стало вкладывать городские средства в развитие крупных сельхозпредприятий отдельных областей, москвичи сегодня целиком бы жили на чужеземных продуктах.
Однако, как показывает практика, всё сельское хозяйство России работает сегодня очень напряженно. Вся тяжесть нерешённых проблем ложится на сельхозпроизводителей. Это одна из основных причин того, что в настоящее время лишь единицы хозяйств ведут эффективную работу и осуществляют, по крайней мере, простое воспроизводство.
Таким образом, земельная реформа не только не решила своей главной задачи, она завела Россию в тупик - экономический и социальный: крестьянин не стал хозяином земли. Общая тенденция последнего десятилетия -сокращение сельскохозяйственных угодий, особенно пастбищ; уменьшение на треть пахотных угодий сельхозпредприятий; усиление активности индивидуальных и частных форм сельского хозяйства; сокращение объёмов производства. Эти процессы связаны с общим структурным кризисом в российской экономике, фактическим устранением государства от проблем сельских регионов, развитием рынка сельскохозяйственной продукции и его новых субъектов, уничтожено больше 60 % крупного рогатого скота. На селе почти прекращено сооружение дорог, жилья, школ, больниц и т. д.
Надежды на изменение ситуации с финансированием сельского хозяйства связывают с законом «О развитии сельского хозяйства» [1]. В нем предусматривается значительное увеличение объемов государственной поддержки аграрной сферы. Статьей «Государственная поддержка доходности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей» предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета всем сельскохозяйственным товаропроизводителям в фиксированных размерах: в 2007 г. - 380 руб., 2008 г. - 450 руб., 2009 г. - 600 руб. в расчете на один гектар сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений [2].
В настоящее время в Федеральном бюджете и бюджете Новосибирской области предусмотрены такие статьи расходов на поддержку
сельскохозяйственного производства, как расходы на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение химических средств защиты растений, субсидирование процентной ставки по кредитам, на поддержку элитного семеноводства и племенного дела.
Нельзя не отметить, что в последнее время финансирование деревни увеличилось. На 2008-2012 г.г. утверждена Государственная программа по развитию сельского хозяйства [3].
Но кризис, охвативший страну осенью прошлого года, привёл к ограничению кредитной массы, повышению учётной ставки, преждевременному возврату денег. В этих условиях сложившуюся модель экономики, опирающуюся в основном на экспорт сырья, топлива и на колоссальный импорт продовольствия, госпрограмма уже не изменит. Разработка аграрной политики в стране должна заключаться, прежде всего, в создании условий, позволяющих рентабельно работать подавляющему числу сельхозпредприятий. Это задача и экономическая, и социальная, и политическая.
В связи с ситуацией, сложившейся на сегодняшний момент в агропромышленном комплексе, необходимы следующие антикризисные меры:
1. Государственное регулирование цен на основные виды материально-технических ресурсов и энергоносители.
2. Государственная поддержка посреднических структур, закупающих сельскохозяйственную продукцию, и перерабатывающих предприятий в виде предоставления льготных кредитов, сокращения налогов; участие государства в качестве основного учредителя или акционера.
3. Снижение ставок НДС на продукты питания первой необходимости и ограничение торговой надбавки для предприятий, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания.
4. Замена всех налогов, которыми в настоящее время облагаются сельскохозяйственные производители, единым налогом на землю.
5. Реструктуризация кредиторской задолженности сельскохозяйственных производителей - поставщикам.
6. Разработка системы дотирования детских учреждений, учебных заведений, больниц и других бюджетных организаций при закупках ими отечественного продовольствия.
7. Информационная поддержка товаропроизводителей.
Согласно разработанной в Сибирском отделении Российской Академии сельскохозяйственных наук концепции развития АПК Новосибирской области необходимо:
1) Совершенствование земельных отношений;
2) Кооперация и агропромышленная интеграция;
3) Формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса;
4) Демонополизация перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий;
5) Создание рыночной инфраструктуры;
6) Решение проблем социального развития села и кадрового обеспечения АПК.
Учитывая низкий уровень технологии в АПК необходимо провести реструктуризацию убыточных предприятий.
Стране нужна национальная программа по возрождению сельского хозяйства. Необходимо принятие законов о продовольственной безопасности, торговле, диспаритете цен, а также утверждение программы об импортозамещении, развитии машиностроения для АПК и восстановлении творческого потенциала аграрной науки.
Для эффективной работы аграрных предприятий, кроме действия внутрихозяйственных факторов, необходимо создание определённых условий на различных уровнях управления - от федерального до районного.
Построение рациональной системы управления по всей вертикали власти, в которой соблюдался бы баланс интересов и взаимной ответственности, представляется чрезвычайно важным.
Общество заинтересованно не только в повышении уровня продовольственной самообеспеченности страны, улучшения финансового состояния хозяйств и, как следствие, укреплении экономики страны, а также в сохранении исторического уклада жизни сельского населения, окружающей среды и природы в глобальном масштабе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: федер. закон [от 29.12.2006 № 264-ФЗ] // Консультант Плюс.
2. Репотецкая, М.Ю. Причины кризисов в АПК и эффективные меры, стимулирующие дальнейшее развитие сельскохозяйственной отрасли [Текст] /М.Ю. Репотецкая, Ю.А. Репотецкий// Гео-Сибирь-2008. Т. 2. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 2: сб. материалов IV Междунар. науч. конгр. «ГЕО-Сибирь-2008», 22-24 апр. 2008 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2008. - С. 104-106.
3. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2007. - 382 с.
© М.Ю. Репотецкая, Ю.А. Репотецкий, 2009