Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ "УПРАЗДНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ" В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ "УПРАЗДНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ" В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ / ГЛОБАЛИЗМ / НОМАДОЛОГИЯ / ЭФИРОКРАТИЯ / АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ / ОЧАГОВАЯ ГЕРИЛЬЯ / ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА / ВРЕМЕННЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЗОНЫ / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО / АРХАИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кафтан Виталий Викторович, Молодцов Игорь Николаевич

Цель исследования. В статье рассматриваются вопросы обеспечения государственной безопасности Российской Федерации на стратегическом уровне. Проанализированы основные социально-политические тренды, направленные на узурпирование государственной власти в различных сферах жизни современного социума, в рамках которых были определены наиболее значимые угрозы по формированию стратегической нестабильности. Выводы. В результате исследования авторы пришли к выводу, что главными субъектами реализации трендов «упразднение государственности» выступают представители транс-национальных корпораций, международных неправительственных организаций, некоммерческих структур, а также экстремистско-террористических групп и различных радикальных религиозных образований, которые предпринимают различные попытки по ограничению власти государственных структур и по организации на территории Российской Федерации очагов социально-политической напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN POLITICAL TRENDS OF STATE ABOLITION UNDER CONDITIONS OF STRATEGIC INSTABILITY

The purpose of the research. The article is about the issues of ensuring the state security of the Russian Federation at the strategic level. There were analyzed main socio-political trends aimed at the usurpation of state power in various spheres of modern society, within which the most significant threats to the formation of strategic instability were identified. Conclusions. As a result of the study, the authors conclude that the main actors in the implementation of the “abolition of statehood” trends are representatives of transnational corporations, international non-governmental organizations, non-profit structures, as well as extremist-terrorist groups and various radical religious entities that are making various attempts to limit the power of state structures and on the organization on the territory of the Russian Federation of centers of socio-political tension.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ "УПРАЗДНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ" В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ SOCIAL AND POLITICAL PHILOSOPHY

5.7.7 Социальная и политическая философия

Social and Political Philosophy

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-78-84

Основные политические тренды «упразднения государственности» в условиях стратегической нестабильности

В.В. Кафтан ©, И.Н. МОЛОДЦОВь ©

Департамент массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация

a E-mail: kaftanvit@mail.ru

ь E-mail: INMolodtsov@fa.ru

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются вопросы обеспечения государственной безопасности Российской Федерации на стратегическом уровне. Проанализированы основные социально-политические тренды, направленные на узурпирование государственной власти в различных сферах жизни современного социума, в рамках которых были определены наиболее значимые угрозы по формированию стратегической нестабильности. Выводы. В результате исследования авторы пришли к выводу, что главными субъектами реализации трендов «упразднение государственности» выступают представители транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций, некоммерческих структур, а также экстре-мистско-террористических групп и различных радикальных религиозных образований, которые предпринимают различные попытки по ограничению власти государственных структур и по организации на территории Российской Федерации очагов социально-политической напряженности.

Ключевые слова: государственность, стратегической нестабильности, глобализм, номадология, эфирократия, альтерглобализм, очаговая герилья, тактические медиа, временные автономные зоны, цифровое государство, архаизм

Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета ВТК-ГЗ-ПИ-40-22.

/-\

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кафтан В.В., Молодцов И.Н. Основные политические тренды «упразднения государственности» в условиях стратегической нестабильности // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 5. С. 78-84. Р01: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-78-84 V_/

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-78-84

Main Political Trends of State Abolition under Conditions of Strategic Instability

V.V. Kaftana ©, I.N. Molodtsovb ©

Department of Mass Communications and Media Business

of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

a E-mail: kaftanvit@mail.ru

b E-mail: INMolodtsov@fa.ru

Abstract. The purpose of the research. The article is about the issues of ensuring the state security of the Russian Federation at the strategic level. There were analyzed main socio-political trends aimed at the usurpation of state power in various spheres of modern society, within which the most significant threats to the formation of strategic instability were identified. Conclusions. As a result of the study, the authors conclude that the main actors in the implementation of the"abolition of statehood"trends are representatives of transnational corporations, international non-governmental organizations, non-profit structures, as well as extremist-terrorist groups and various radical religious entities that are making various attempts to limit the power of state structures and on the organization on the territory of the Russian Federation of centers of socio-political tension.

Key words: statehood, strategic instability, globalism, nomadology, etherocracy, alterglobalism, focal guerrilla, tactical media, temporary autonomous zones, digital state, archaism

Acknowledgments. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state order of the Financial University VTK-GZ-PI-40-22.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

В условиях быстротекучей постсовременности и расширения глобализационных процессов все чаще выдвигаются мнения о том, что роль государства неуклонно снижается. Возникают новые политические структуры, которые стремятся частично или полностью подменить государство в управлении социумом.

Об отмирании государства мечтали еще марксисты. Так, Ф. Энгельс утверждал, что появление государства как социального феномена являлось насущной необходимостью, которая оказала позитивное влияние человека и упорядочило его социальную жизнь, но в целом оно представляет собой «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса» и как следствие его существование не будет длиться вечно: «Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству... Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли, а с исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство» [Энгельс, 1989: 176-177].

Начиная с эпохи Нового Времени, когда в политической философии стали активно обсуждаться вопросы природы, устройства и функций государства, появились три направления научной мысли, так или иначе крити-

кующие государство и его роль в обществе. Сегодня эти учения превратились в политические тренды, которые в теоретическом и практическом плане решают задачи по упразднению государства или ограничению его функций.

Первый тренд (глобализм) связан с деятельностью утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна (во многом эта позиция разделяется и марксистами), которые провозгласили необходимость замены государства иной более «эффективной» системой организации общества, соответствующей его прогрессивному развитию.

Второй тренд (альтерглобализм) берет свое начало в традиции анархистов П.-Ж. Прудона, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, согласно которой от любых структур власти (в том числе и государственной) следует отказаться вообще, заменив их «гуманным порядком», «федерацией общин», «социальной взаимопомощью».

Третий тренд (архаизм) основывается на традиции общественного договора Ж.-Ж. Руссо, согласно которому государство, понимаемое как цивилизацион-но-культурное развитие, разрушило первоначальное естественное состояние людей, характеризуемое свободой, независимостью, нравственной неиспорченностью людей и необходим возврат к догосударственно-му существованию общества.

Рассмотрим указанные тренды и их социально-политическое воплощение более детально.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕНД ГЛОБАЛИЗМА

Глобализм связан с динамичным развитием управленческих организаций, появлением глобальных структур и надгосударственным характером реализации своего предназначения.

В рамках данного тренда, существование государства - временная мера организации социума, которая должна быть устранена в ходе эволюционного развития общества. По мнению сторонников глобализма, государства становятся сегодня тормозом развития мировой экономики, отнимая средства от 70 до 97% в виде налогов. Государственные границы мешают экспорту, импорту, обмену информации, культурным связям, обмену достижениями в науке и технике.

Футурологи предрекают, что первым шагом к самоуничтожению государства будет постепенная утрата им своих функций, сначала экономических. Вторым шагом - потеря политических функций. Третий шаг -ликвидация государственного капитала. Четвертый шаг - передача государственной собственности в частные руки.

Только после тотальной приватизации государ -ственной собственности и после исчезновения необходимости существования политических функций государства, по меткому выражению Ф. Энгельса -«Общество, по-новому организующие производство (на принципах свободы, равенства и единства), отправит всю государственную машину туда, где ей будет настоящее место: в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором» [Энгельс, 1989: 175].

Американский социальный мыслитель Э. Тоффлер в своем труде «Третья волна» выдвинул тезис, что в условиях современной реальности зарождается новая цивилизация, базирующаяся на ценности информации и информационно-коммуникативных технологиях. «Эта новая цивилизация столь глубоко революционна, что она бросает вызов всем нашим старым исходным установкам. Старые способы мышления, старые формулы, догмы и идеологии несмотря на то, что в прошлом они процветали или были весьма полезными, уже не соответствуют больше фактам. Мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых стилей жизни и способов коммуникации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий. Мы не можем втиснуть эмбриональный завтрашний мир в принятые вчера категории» [Тоффлер, 2004: 5].

Французский глобалист Ж. Аттали полагает, что информация формирует определенную структуру современного медиапространства, конструируя смыслы, насилие и шумы (хаотичность). По мнению исследователя, исторический путь развития человек обусловил формирования трех основных форм организации государственного насилия: порядок Сакрального (религиозная деятельность), порядок Силы (деятельность политической элиты) и порядок Денег (финансово-торговые отношения). При этом важно отметить, что в условиях функционирования глобализации последний стремится к созданию единой универсальной формы социальной организации планетарного масштаба - кочевничеству. Главная суть кочевых элит сводится в ликвидации своих национальных связей посредством включения

себя во всеобщую мировую информационно-коммуникационную сеть, в рамках которой распределяются необходимые человеку для существования ресурсы: «В единую сеть всечеловеческого гражданства будет включен каждый индивид, находящийся в постоянном передвижении, без адреса или стабильной семьи, выступающий придатком к кредитно-регистрационной карточке. Козлом отпущения будет тот, кто окажется лишенным денег, и кто угрожает порядку, оспаривая его способ распределения - он будет выключен из сети» [Аттали, 1993].

Ярким примером функционирования феномена «кочевничества» является технология создания гипертекста, который помогает с помощью инструментов-гиперссылок мгновенно перемещаться из одного пространства текстов в другое. Так, современное меди-апространство представляется бескрайней огромной степью, по которой в разные направления передвигаются кочевники-номады, ускользающие от невольного влияния социально-политических акторов, наделенных властными полномочиями, и реализуя тем самым гипертекстовую сеть, создающую эффекты интертекстуальности: децентрированность, «Смерть Автора», бесконечное цитирование разнородных текстов и т.д. «Номад не привязан ни к национальным интересам, ему безразличны ценности, морали, отечества, религии и частные достоверности» [Делез, Гваттари, 2007: 537]. Он обладает, в силу его неприкаянности, состояния везде и нигде - «шизофреническим» сознанием. Отсутствует у номадов и сама история: «Верно, что у кочевников нет истории, у них есть только география... История не перестает изгонять кочевников» [Там же: 664-665].

Российский политолог А. Неклесса полагает, что в условиях развития информационного социума традиционный истеблишмент (промышленников и финансистов) смела новая социальная элита - эфирокра-тия (люди воздуха), фундаментом для деятельности которой выступает нематериальное, «воздушное» производство. К эфирократам исследователь относит социальных акторов, занимающихся социальным инжинирингом, политтехнологиями и геоэкономикой, а также всех тех, кто работает в сфере медиаиндустрии. По мнению А. Неклессы процессы информатизации активизировали эволюцию в рядах эфирократии, вследствие чего они перешли от проектирования различных социальных систем и «инженерных утопий» к социальному переустройству планеты и строительству нового мирового общественного порядка.

Так, сегодня вся эта гибкая неоиндустрия (ТНК, НКО, «фабрики мысли», сетевые колледжи и др.) активно наполняет мир вполне реальной, осязаемой продукцией - в виде разнообразных образов, смыслов, концептов, семантических стереотипов, текстов, кодов и алгоритмов действия. «Сейчас даже войны становятся высокоинтеллектуальными операциями, что порою позволяет выносить собственно боевые действия, ведущиеся к тому же "умным оружием", просто за скобки.» [Неклесса, 2006].

В сущности, именно переход культурной дом инан-ты от технологий промышленных к механизмам нового уклада - управленческим, правовым, финансовым, предопределяет особую предметность постиндустриального театра действий... На наших глазах реализовался

кардинальный переворот в значимости социально-гуманитарного знания, в рамках которого вся социо-гуманитарная деятельность начинает осмысливаться не в качестве комплементарного «гарнира» к практической механике мира, но как сама плоть конструкций постсовременности.

Таким образом, в настоящее время процессы глобализации ведут к ослаблению национального государства и его институтов «Вестфальского мира» 1648 г. (от «ночного сторожа» и тотального регулятора общественной жизни к «электронному пастуху»). Разрушение национального суверенитета идет посредством возрастания роли наднациональных экономико-политических органов: форумов (Давос); клубов (Большая восьмерка, Двадцатка); транснациональных корпораций, а также с помощью расширения регулирующей деятельности структур гражданского общества, утверждающих приоритет личности перед государством.

Частичная утрата государством возможностей по урегулированию своей экономической ситуации на мировом рынке, появление транснациональных корпораций, располагающие более высоким производительным потенциалом, активизация глобальных экологических проблем и многое др., предполагают наличие наднациональных и субнациональных организаций сосредоточения власти. Вместо самодостаточного государства придет сеть, созданная международными организациями (МВФ, ВБ, ВТО), транснациональными корпорациями, НКО - свободными от территориального давления и представляющими открытую «мега-структуру без границ».

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕНД АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМА

Данный тренд указывает на революционный характер ликвидации государства. Поскольку в настоящее время наиболее прогрессивные революции происходят не столько в политической, сколько в экономико-технологической сфере, новые явления такие как дигита-лизация, виртуализация, компьютеризация позволят заменить государство иными самоорганизующимися социальными образованиями.

По утверждению бывшего идеолога, итальянской левацкой террористической организации «Красные бригады» А. Негри, на современной фазе развития мира исчезают государства-нации. Это связано с тем, что в условиях развития глобализации сформировалось особое мегагосударство - Империя (множество организаций коллективного капитала, например МВФ, ВТО, G8 и др.), которая в ходе своего функционирования, посредством тотального контроля социальной жизни социума, поглотила и деконструировала центральную власть (утрата государством своих полномочий в сфере обеспечения политики, обороны и культуры).

Противостоять империи способны «множества» -это «не этнос и не социальный класс», а социальная «сингулярность» людей, объединение, сформированное на идентичности (едиными финансово-экономическими взаимоотношениями: средствами производства, ресурсами, уровнем дохода, активами и т.д.). «Множество - это политический субъект, противостоящий власти. любая общность, которая создает себя как

таковую, единство личностей, которые сами создают то, что будет у них общего» [Хардт, Негри, 2006].

Одним из первых социальных проектов противодействия власти глобального капитала выступают очаговые герильи (исп.: guerilla - маленькая война), организованные лидером Кубинской революции 1959 г. команданте Э. Че Геварой. Он предложил создать в труднодоступных районах латиноамериканских джунглей особые свободные зоны, в которых революционеры организовывают параллельную государство со своей системой власти аналогичной настоящей, постепенно в них вовлекается местное население для участия в партизанской борьбе против правящего режима.

Сегодня возможности цифровых технологий позволяют создавать такого рода альтерглобалистские очаги сопротивления не на географической местности, а в пространстве социальных сетей. Научный интерес в этом отношении представляют концепции тактических медиа, временных автономных зон и цифрового государства.

Основу тактических медиа составляют независимые СМИ: «свободные журналисты», писатели, колумнисты, блогеры, социальные сети и многие др. Другими словами, все те представители современной медиаин-дустрии, которые способны противостоять влиянию «беспрепятственной власти денег над человеческим существом, не теряя при этом свои изначальные ориентиры на свободный доступ к информации, медиа-критику, сохранение неповрежденным содержания ме-диаконтента» [Гарсиа, Лонвинк, 2006: 248-252].

Таким образом, главной суть подобных коммьюни-ти сводится к организации особого сетевого виртуального пространства, которое способно обеспечить противодействие влиянию негативным медиа-образам, пропагандируемые государством.

Американский левый мыслитель П.Л. Уилсон (псевдоним от араб. «Хаким Бей» - мудрый человек, принимающий важные решения) полагает, что существующие в мире капиталистические системы способствовали театрализации общественно-политической жизни современного социума, которая негативно влияет на его развития. Для ограничения влияния «общества зрелищ» Уилсон предлагает захватить отдельные участки медиапространства и организовать в них временные автономные зоны (англ.: Temporary Autonomous Zone). «По всему миру люди покидают Сеть Отчуждения или "исчезают" себя из нее. Спазмы Симулированного Государства будут «театрализованными», но в большинстве случаев лучшей и наиболее радикальной тактикой станет отказ от участия в театрализованном насилии, уход от сферы симуляции, исчезновение» [Хаким, 2002: 21-22].

Онтологические анархисты из таких зон ведут войну против «Империи Лжи», с помощью СМИ власти объявляют их террористами и направляют на них всю свою подавляющую мощь. А в ответ «поэтический терроризм» бьет не по живой сущности, а по «зловредным» идеям, используя вышеуказанные зоны для реализации подлинной свободы слова и донесения до общества «реальной информации» о событиях и явлениях политической жизни.

Согласно концепции цифрового государства, один из главных признаков государственного суверенитета -

способность печатать собственные деньги. Фиатным деньгам (от лат.: fiat - декрет, указание, «да будет так»), которые государство вводило силой, жестко контролируя на своей территории оборот всех других валют на смену приходят криптовалюты, такие как биткоин. Биткоин - деньги, основанные на доверии, самоорганизации общества, в ее основе открытый код, а функционирование системы происходит децентрализовано в распределенной компьютерной сети. Считается, что благодаря использованию криптовалюты сбор налогов станет добровольным, а избирательное право и возможность влиять на власть окажется лишь у тех, кто будет платить налоги.

Для борьбы с традиционными для государства неэффективностью, коррупцией, популизмом и милитаризмом государственное управление будет разбиваться на множество функций (например, общественный транспорт, водопровод) и передается на аутсорсинг международной специализированной управленческой фирме с суперкомпьютерным обеспечением. Она может обслуживать одновременно тысячи органов власти любого уровня. Электронный парламент означает возможность каждого голосовать в интернете исходя из социального капитала (налоговой истории). Все административные единицы в такой организации становятся временными (адхократия). Окончательное становление такого «государства» означает отсутствие национальных границ и суверенитета.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕНД АРХАИЗМА

Данный тренд призывает к возврату к политико-управленческим структурам существовавшим в прошлом, сегодня этот тренд активно реализуется в радикальном исламизме. Так, согласно учению, пророком Мухаммедом и его потомками еще в далекой древности был создан образец идеального общества. Сегодня последователи исламистов активно призывают своих сторонников к возвращению к своим историческим истокам. В этой связи в радикальном исламизме можно выделить три основных направления развития архаизма: левореволюционное, правореволюционное и фундаменталистское.

Одним из основателей левореволюционного исламизма являлся лидер ливийской революции М. аль-Каддафи. Находясь под влиянием марксистско-ленинских идей, он предпринял попытку построить социалистическое общество в Ливии - джамахирии1, базирующегося на принципах «религии, нравственности и патриотизме». По его мысли, истинным законом человека выступают религия, традиции и обычаи, другие же законы - «те, которые специально создаются человеком против человека» не являются таковыми и в силу чего неправомерны [Каддафи, 1976].

Против политических и экономических реформ, проводимых Каддафи, выступили многие известные представители мусульманского богословия. Они обвинили революционера в несоблюдении и нарушении основных положений Корана. В качестве ответных мер

1 Джамахирия (араб.: «народовластие») принцип демократического управления, на котором, по мнению Каддафи, было основано правление пророка Мухаммада.

Каддафи организовал для представителей оппозиционного духовенства публичный экзамен на телевидении по знанию и пониманию ими основных тезисов Корана. В процессе опроса они не смогли ответить на поставленные вопросы, вследствие чего были скомпрометированы в глазах верующих, а в последующим лишены права на проведение проповеднической деятельности.

Принятие участия в гражданской войне в Ливии, отстранении от власти и убийстве Каддафи в 2011 г. не только войск НАТО и террористов из Аль-Каиды (запрещенная в РФ террористическая организация), но и целого ряда исламских государств (ОАЭ, Катара, Иордании) свидетельствует о привлекательности идей джамахирии для мусульман в целом и их опасности для монархий Персидского Залива, в частности.

Современным идеологом правореволюционного исламизма является лидер иранской революции аятолла А. Хаменеи утверждающий, что современное общество испытывает насущную потребность в светозарных знаниях и принципах ислама: «Так же, как еретические марксистские идеи не смогли устранить исламские знания из жизни людей, так, несомненно, и современные западные идеи не смогут преуменьшить притягательность и влияние исламских идей. Современный мир жаждет ислама. Если те, кто призывает к исламу, будут действительно выполнять свои обязанности, исламские идеи смогут проникнуть в души людей и распространиться по всему миру. Перспектива современного мира свидетельствует о том, что будущий век станет веком ислама» [Хаменеи, 1998: 4-5].

Основу фундаменталистского исламизма составляет религиозная программа салафия (араб.: «предки», прародители») предложенная проповедником ханба-литской общины Ибн Таймией, основная суть которой заключалась в осмыслении Корана и Сунны как абсолютной ценности, отказе от религиозных нововведений и в восстановлении чистоты мусульманской уммы до такого состояния, при котором она функционировала во времена пророка Мухаммеда.

В XVIII в. потомственный богослов из племени бедуинов Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, проповедующий возврат к «чистому исламу», возродил и развил идеи ханбалитского мазхаба, что положило начало новому религиозно-политическому движению, получившее название ваххабизм. Отличительными чертами ваххабизма от других религиозных движений салафитского толка, является нетерпимость его сторонников по отношению к «неверным» (борьба за очищение ислама, организация истребительного священного «джихада» против многобожников и мусульман - неваххабитов, уничтожение могил мусульманских святых и т.д.). Как следствие такой деятельности ваххабизм со временем стал едва ли не синонимом слепого терроризма, воюющего «за чистоту ислама», он по сию пору остается фундаментом для государственной идеологии Саудовской Аравии, и ее руководители на официальном уровне предпринимают разнообразные попытки откреститься от террористов, именующих себя последователями идей аль-Ваххаба.

Второе рождение идеи исламского фундаментализма получили после гибели СССР, когда исламские страны - бывшие колонии Запада стали использоваться

в его геополитических интересах, утратили марксистско-ленинскую идеологию, советскую моральную, военно-политическую и материально-экономическую поддержку. Значительная часть исламских государств, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке оказались слишком слабыми, не имеющими симпатий населения и традиций самостоятельного существования, не способными противостоять разгулу криминала, кланам и религиозным фанатикам (Сомали, Ирак, Ливия, Афганистан). В Судане или Чаде внутренние причины не сделали государство эффективным. В Западной Сахаре и Палестине государство так и не было создано.

В настоящие время идеологи исламского фундаментализма полагают, что возврат к ценностям и традициям шариата позволит решить в существующие мусульманском социуме проблемы, сложившиеся в результате экспансии западной культуры, а именно искоренение коррупции, преступности, бессердечной эксплуатации рабочего класса, борьба с духовным разложением молодежи и многие др. По их мнению, для этого «истинные защитники ислама» должны объединиться в особые добровольческие объединения - джа-мааты (араб.: «община, коллектив»), а после перейти в наступление и нанести превентивные удары по самим центрам западной экспансии. Основная цель подобных анклавов является компрометация действующей государственной власти с последующим ее захватом путем оказания давления на элиты, лоббирования интересов мусульманской общины, расширения сферы своего влияния за счет проникновения в структуры управления, а также проведение различных террористических акций: «Сначала та или иная власть должна быть скомпрометирована серией интенсивных пропагандистских акций, изображающих ее представителей лакеями Запада и гедонистического светского модернизма. Они враги ислама - не применяют его Закон (араб.: «шариат») и потому - неверные.» [Сиван, 1997: 5-7].

Анализ внешнеполитической ситуации в мире показал, что сейчас в западных странах функционируют несколько сотен радикально-исламистских организа-

ЛИТЕРАТУРА

1. Аттали Ж. Тысячелетие. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993.

2. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

4. Неклесса А.И. Люди воздуха. Повестка нового века // Гуманитарный портал. 15.09.2006 [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/labo-ratory/expertize/2006/2679 (дата обращение: 16.07.2022).

5. Хардт М., Негри А. Множество. Война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная Революция, 2006.

6. Гарсиа Д., Лонвинк Г. АВС тактических медиа // Киреев О. Поваренная книга медиаактивиста. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2006.

7. Хаким Бей. Хаос и анархия. Революционная сотериология. М.: Гилея, 2002.

8. Киреев О. Поваренная книга медиа-активиста. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2006.

9. Каддафи М. Зеленая книга. Политический аспект Третьей Всемирной Теории [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cityline.ru/politika/text/zelk-niga.html (дата обращения: 18.07.2022).

ций, предпринимающие попытки реализации проекта «экспансии салафитского вероучения». Результатом их деятельности является то, что сегодня существует большое количество регионов, где исламистам на некоторое время удавалось взять контроль над территориями в свои руки: отдельные районы Таджикистана, Филлипин, Индонезии, Сомали, Северной Африки. Наибольшего временного успеха добилась террористическая организация «Исламское государство», которой удалось установить свои порядки на значительной части Ирака и Сирии в 2013-2015 гг., но после вмешательства в войну в Сирии российской армии и поддержки ей правительственных сил, данная группировка утратила захваченные территории и перешла к дивер-сионно-террористической деятельности.

Современные исламистские группировки, влияние которых все время растет, вообще не признают легитимность власти национальных правительств. По мнению их идеологов, имеется только одна «исламская нация» (умма), а разделение уммы на множество отдельных государств искусственно и навязано Западом для организации постколониального контроля.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве вывода следует отметить, что несмотря на появление мощных транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций, некоммерческих структур, а также экс-тремистско-террористических групп и радикальных религиозных образований, которые пытаются узурпировать целый ряд государственных полномочий и функций во внешней и внутренней политике. Но в экономических, политических и духовных процессах, государство в настоящее время продолжает оставаться наиболее мощным социально-политическим объединением, существенно влияющим на все остальные уровни социума. Обеспечение нормальной жизнедеятельности отдельных людей, общества, страны и человечества в целом наиболее эффективно продолжает реализоваться через деятельность государства.

REFERENCES

1. Attali J. A millennium. On the threshold of the new millennium. Moscow: International Relations, 1993.

2. TofflerE. The Third wave. Moscow: AST, 2004.

3. Deleuze J., Guattari F. Anti-oedipus: Capitalism and schizophrenia. Yekaterinburg: U-Factoriya, 2007.

4. Nekless A.I. People of the air. The agenda of the new century. Humanitarian Portal. 15.09.2006 [Electronic resource]. URL: https://gtmarket.ru/labo-ratory/expertize/2006/2679 (data of accesses: 16.07.2022).

5. Hardt M., Negri A. Set. War and democracy in the era of empire. Moscow: Cultural Revolution, 2006.

6. Garcia D., Lonvink G. ABC tactical media. In: Kireev O. Cookbook of a media activist. Yekaterinburg: Ultra. Culture, 2006.

7. Hakim Bey. Chaos and anarchy. Revolutionary soteriology. Moscow: Gilea, 2002.

8. Kireev O. Cookbook of a media activist. Yekaterinburg: Ultra. Culture, 2006.

9. Gaddafi M. Green Book. The political aspect of the Third World Theory [Electronic resource]. URL: http://www. cityline.ru/politika/text/zelk-niga.html (data of accesses: 18.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лидер исламской революции: Следующее столетие станет веком ислама // Третий взгляд. 25.07.1998. № 58. С. 4-5.

11. Сиван Э. Радикальный ислам. Причины и последствия террористического насилия // Internationale Politik. 1997. № 8. С. 5-7.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989.

10. Leader of the Islamic Revolution: The next century will be the century of Islam. Third View. 25.07.1998. No. 58. Pp. 4-5. (In Rus.)

11. Sivan E. Radical Islam. Causes and consequences of terrorist violence. Internationale Politik. 1997. No. 8. Pp. 5-7. (In Rus.)

12. Engels F. The origin of the family, private property and the state. Moscow, 1989.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 76,33%

Статья поступила в редакцию 28.08.2022, принята к публикации 30.09.2022 The article was received on 28.08.2022, accepted for publication 30.09.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кафтан Виталий Викторович, доктор философских наук, профессор; заместитель руководителя Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ. Москва, Российская Федерация. E-mail: kaftanvit@mail.ru

Молодцов Игорь Николаевич, кандидат политических наук, доцент; руководитель Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ. Москва, Российская Федерация. E-mail: INMolodtsov@fa.ru

ABOUT THE AUTHORS

Vitaly V. Kaftan, Dr. Sci. (Philos.), Professor; deputy Head of the Department of Mass Communications and Media Business. Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. E-mail: kaftanvit@mail.ru

Igor N. Molodtsov, Cand. Sci. (Polit.), Associate Professor; Head of the Department of Mass Communications and Media Business. Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. E-mail: INMolodtsov@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.