Научная статья на тему 'ИСЛАМИСТСКИЙ ТЕРРОРИЗМ, ПОЛИТИКА ЗАПАДА И ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)'

ИСЛАМИСТСКИЙ ТЕРРОРИЗМ, ПОЛИТИКА ЗАПАДА И ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМИСТСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ПОЛИТИКА СТРАН ЗАПАДА / МУСУЛЬМАНСКОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долгов Борис Васильевич

В статье рассматривается феномен исламистского терроризма в странах Западной Европы. В качестве основного метода научного исследования используется междисциплинарный подход. Подробно анализируется многоаспектный характер рассматриваемого явления, обусловленного как распространением радикальных течений политического ислама среди части европейского мусульманского сообщества, в особенности среди молодежи, так и двойными стандартами в политике стран НАТО в отношении радикального исламизма в арабо-мусульманском регионе. С одной стороны, страны НАТО боролись с исламистскими движениями, действия которых входили в противоречие с интересами Запада в Афганистане и африканском Сахеле, с другой стороны, поддерживали исламистских «повстанцев», пытаясь использовать их в своих целях для устранения «неугодных» режимов в Ливии и Сирии. Выявляются результаты такой политики, приведшие к возникновению очага радикального исламизма в форме «Исламского государства» и его экспансии в Сирии и Ираке. Рассматриваются основные аспекты «джихадистской» идеологии, влияние которой привело к усилению исламистской террористической активности. Особое внимание уделено рассмотрению и анализу внутренней ситуации в европейском арабо-мусульманском сообществе на примере его многочисленной общины во Франции. Рассматриваются острые социально-экономические проблемы, усугубленные пандемией COVID-19, затрагивающие в первую очередь мигрантско-мусульманскую среду (в особенности - ее молодежный сегмент) и являющиеся одним из наиболее важных факторов радикализации ее части. Подробно представлена деятельность многочисленных мусульманских организаций, отражающих интересы различных этнических групп и течений в исламе. Детально анализируется роль исламского фактора в качестве интегрального элемента социально-культурного ландшафта французского общества, часть которого не принимает данную реальность. В выводах констатируются сложность и многоплановость проблемы борьбы с исламистским вызовом, на который западное общество не дает адекватного ответа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIST TERRORISM, WESTERN POLITICS AND ISLAMIC FACTOR IN EUROPE (THE CASE OF FRANCE)

The article covers the phenomenon of Islamist terrorism in the countries of Western Europe. The key research method is interdisciplinary approach. The multidimensional nature of the phenomenon under consideration, which is related to the spread of radical trends of political Islam among a certain part of the European Muslim community, particularly among young people, and also to double standards in the politics of Western countries towards radical Islamism in the Arab Muslim region, is analyzed in details. On the one hand, Western countries fought against Islamist movements, whose actions were in conflict with the interests of the West in Afghanistan and the African Sahel, but, on the other hand, they supported Islamist «rebels» and tried to use them for their own purposes in order to remove «unwanted» regimes in Libya and Syria. The results of such politics, that has given rise to radical Islamism and ISIS and their expansion in Iraq and Syria are revealed. The main aspects of «jihadist» ideology, the influence of which has led to the intensification of Islamist terrorist activity, are examined. The particular attention is paid to the internal situation in the European Arab Muslim society on the example of its largest community in France. The difficult social and economic problems aggravated by the COVID-19 pandemic and affecting primarily the Muslim-migrant community (especially its youth segment), are exposed. They became most important factors in the radicalization of the part of Muslim community. The activities of numerous Muslim organizations reflecting the interests of various ethnic groups and trends in Islam are examined thoroughly. The role of Islamic factor which became the integral element of the social and cultural landscape of French society is analyzed. Also, it is exposed that a part of French society does not accept this reality. The author concludes that the problem of combating the Islamist threat is complex and diverse. Western society cannot adequately respond to this challenge.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМИСТСКИЙ ТЕРРОРИЗМ, ПОЛИТИКА ЗАПАДА И ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)»

Б01: 10.31249/аре/2021.04.07

Долгов Б.В.1, 2021

Исламистский терроризм, политика Запада и исламский фактор в Европе (на примере Франции)

Аннотация. В статье рассматривается феномен исламистского терроризма в странах Западной Европы. В качестве основного метода научного исследования используется междисциплинарный подход. Подробно анализируется многоаспектный характер рассматриваемого явления, обусловленного как распространением радикальных течений политического ислама среди части европейского мусульманского сообщества, в особенности среди молодежи, так и двойными стандартами в политике стран НАТО в отношении радикального исламизма в арабо-мусульманском регионе. С одной стороны, страны НАТО боролись с исламистскими движениями, действия которых входили в противоречие с интересами Запада в Афганистане и африканском Сахеле, с другой стороны, поддерживали исламистских «повстанцев», пытаясь использовать их в своих целях для устранения «неугодных» режимов в Ливии и Сирии. Выявляются результаты такой политики, приведшие к возникновению очага радикального исламизма в форме «Исламского государства» и его экспансии в Сирии и Ираке. Рассматриваются основные аспекты «джихадистской» идеологии, влияние которой привело к усилению исламистской террористичес-

1 Долгов Борис Васильевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН; ведущий научный сотрудник ИВ РАН (йо^ои. boris@list.ru).

кой активности. Особое внимание уделено рассмотрению и анализу внутренней ситуации в европейском арабо-мусульманском сообществе на примере его многочисленной общины во Франции. Рассматриваются острые социально-экономические проблемы, усугубленные пандемией COVID-19, затрагивающие в первую очередь мигрантско-мусульман-скую среду (в особенности - ее молодежный сегмент) и являющиеся одним из наиболее важных факторов радикализации ее части. Подробно представлена деятельность многочисленных мусульманских организаций, отражающих интересы различных этнических групп и течений в исламе. Детально анализируется роль исламского фактора в качестве интегрального элемента социально-культурного ландшафта французского общества, часть которого не принимает данную реальность. В выводах констатируются сложность и многоплановость проблемы борьбы с исламистским вызовом, на который западное общество не дает адекватного ответа.

Ключевые слова: исламистский терроризм, политика стран Запада, мусульманское сообщество, социально-экономические проблемы, радикальный исламизм.

В последнее время страны Западной Европы столкнулись с растущей угрозой террористических актов, совершающихся радикальными исламистами. С 2015 по 2021 г. террористические нападения (или попытки их совершить) имели место во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Испании, Швеции, Австрии, Дании. Жертвами терроризма стали сотни граждан этих стран.

Исламистский терроризм и внешняя политика Франции. Наибольшее число террористических актов произошло во Франции. Их исполнителями были, как правило, французские граждане, выходцы из мигрантской среды - либо воевавшие в рядах исламистских группировок в Сирии и Ираке, либо имевшие связи с организациями, исповедующими радикальную исламистскую идеологию. Наиболее масштабными актами террора были взрывы возле стадиона «Стад де Франс» и расстрел посетителей в концертном зале «Батаклан» и в нескольких кафе в Париже в ноябре 2015 г., а также террористические атаки в Руане и Ницце в 2016 г. Ответственность за данные террористические нападения взяло на

себя ИГИЛ, объявившее их «благословенным нашествием солдат халифата на крестоносную Францию» [Кере1, 2015, р. 2].

Одним из важнейших факторов, способствовавших росту терроризма на французской территории, стала внешнеполитическая и военная активность Франции по защите своих интересов в Африке. В частности, Франция предприняла ряд мер военного характера для противостояния подъему радикального исламизма в районе африканского Сахеля (в Мали, Центрально-Африканской Республике (ЦАР), Республике Чад, Буркина-Фасо, Нигере).

До начала 2010-х годов распространению радикального исламизма в Сахеле успешно противостоял режим Ливийской Джа-махирийи во главе с Муаммаром Каддафи, свержению которого в 2011 г. Франция способствовала самым активным образом1. После падения режима М. Каддафи связанные с «Аль-Каидой» исламистские группировки при поддержке некоторых племен туарегов, проживавших как в Ливии, так и в Мали, захватили значительную

1 Одним из активных инициаторов действий НАТО по свержению режима М. Каддафи в Ливии в 2011 г. был тогдашний президент Франции Николя Саркози. После начала военной операции НАТО в Ливии сын М. Каддафи Сейф аль-Ислам выступил с обвинениями в адрес Н. Саркози, утверждая, что для проведения своей предвыборной кампании в 2007 г. тот получил значительную финансовую помощь от семьи М. Каддафи, в обмен на которую обещал оказывать М. Каддафи политическую поддержку. Сейф аль-Ислам утверждал, что главная причина инициированной президентом Франции операции НАТО по свержению режима М. Каддафи - нежелание возвращать полученные от семьи М. Каддафи финансовые средства [Saif al-Gaddafi.., 2011]. Автор этих строк, находясь в Сирии в 2012 г. в составе международной делегации, слышал такие же утверждения и от французских журналистов, членов той же делегации. Причем они утверждали, что еще до принятия резолюции СБ ООН о «закрытии воздушного пространства Ливии», позволившей НАТО приступить к военной операции против режима М. Каддафи, боевые самолеты с подошедшего к берегам Ливии французского авианосца по приказу Н. Саркози приступили к бомбардировкам воинских подразделений и военных объектов армии М. Каддафи. Здесь необходимо добавить, что впоследствии во Франции против экс-президента Н. Саркози было начато судебное расследование по обвинению в том, что он оказывал давление на судебные органы с целью скрыть факт получения финансовой помощи от семьи М. Каддафи. В результате этого расследования Н. Саркози был приговорен к тюремному заключению сроком 3,5 года (из них 2,5 года условно).

часть территории Мали, 90% населения которого исповедует ислам. В 2012 г. они провозгласили здесь независимое государство туарегов Азавад, возглавляемое радикальными исламистами, со столицей в г. Томбукту, а в январе 2013 г. их вооруженные отряды продвинулись в центральные районы Мали, угрожая ее столице г. Бамако.

В конфликте в Мали, несмотря на соперничество и противоборство между полевыми командирами исламистов (в особенности между отрядами «Исламского государства в Великой Сахаре» и «Фронта освобождения Масина»), в 2019-2020 гг. исламистские группировки достаточно успешно координировали свои действия против малийской армии, миротворческого контингента ООН (миссия MINUSMA), объединенных сил стран «Сахельской пятерки» (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер, Чад) и французских военных. При этом французский воинский контингент, состоящий из более 5000 военнослужащих, продолжал проводить операции против антиправительственных исламистских группировок и, соответственно, нес серьезные потери. Так, только за одну неделю в декабре 2020 г. погибли шесть французских военнослужащих.

Двойные стандарты в отношении радикального исламизма.

Франция, как и другие страны Запада, пытается использовать исламистские силы для свержения «неугодных» режимов и продвижения своих интересов. Так, с начала конфликта в Сирии Франция поддерживала так называемых «повстанцев». Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус в интервью влиятельной французской газете «Le Monde» утверждал, что «Башар Асад -убийца своего народа. Он должен как можно скорее сложить свои полномочия» [Fabius, 2012]. А постоянный представитель Франции при ООН Мартен Бриан без предъявления каких-либо доказательств заявлял, что «сирийское правительство не только не обеспечивает безопасность гражданского населения, но и использует тяжелое вооружение для подавления оппозиции». В таком же ключе прозвучало и заявление постоянного представителя ФРГ при ООН Петера Виттига, утверждавшего, что «инциденты с об-

стрелами гражданского населения в Сирии - это результат действий правительственных сил» [Ayad, Geneste, 2012].

При этом информационная война против Сирии зачастую бумерангом била по тем, кто ее проводил. Одним из примеров стала гибель в Сирии в г. Хомсе известного французского журналиста телеканала «Франс-2» Жиля Жаки в январе 2012 г. во время минометного обстрела этого города боевиками так называемой Свободной сирийской армии. Именно об этих боевиках как о бойцах «народной оппозиции» Ж. Жаки собирался рассказывать в своей программе. Мариам Агнес, настоятельница самого крупного католического монастыря в Сирии, хорошо знавшая Ж. Жаки, в беседе с автором настоящей статьи с горечью говорила, что «сирийской оппозиции не существует, есть только бандиты, убивающие людей»1.

Тем не менее во Франции продолжали работу представительства лидеров сирийской зарубежной оппозиции, в частности офисы председателя Сирийского национального совета (СНС) Буркана Гальюна и одного из руководителей Комитета взаимодействия Хайсама Манна (подробнее см.: [Долгов, 2016, с. 112]).

Однако и среди французского журналистского сообщества находились те, кто пытался дать объективную оценку сирийского конфликта2. Самый известный среди них - Тьерри Мейсан, руководитель работавшей в Сирии журналистской группы, создатель независимого Интернет-сайта (voltairenet.org), разоблачавший приемы ведущейся против Сирии «информационной войны»3.

1 Беседа с Марьям Агнес. - Дамаск, 2012. - 09.01. - Архив автора.

2 Во время своего пребывания в Сирии автор встречался и беседовал с французскими независимыми журналистами, работавшими в г. Хама, и обсуждал с ними очевидные свидетельства действий «повстанцев» - разгромленный и сожженный Дом офицеров, в котором заживо сгорели сирийские офицеры и члены их семей, фотографии казненных боевиками сирийских граждан, лояльных властям, оружие, захваченное у боевиков, и т.д. - Хама, 2011. - 11.08. - Архив автора.

3 Как об одном из курьезов информационной войны Тьерри Мейсан рассказывал автору о создании в павильонах катарского телеканала «Аль-Джазира» макета Красной площади в Москве с целью возможного показа «протестных манифестаций». - Беседа с Т. Мейсаном. - Дамаск, 2012. - 07.01. - Архив автора.

Идеология ИГИЛ и исламистский терроризм. Такая политика Запада в значительной степени способствовала возникновению в Сирии очага радикального исламизма в форме так называемого «Исламского государства» (ИГИЛ). Его лидеры провозгласили своей ближайшей целью создание «исламского халифата» на территории Сирии, Палестины, Ирака, Ливана, Иордании, а стратегической задачей - воссоздание халифата путем так называемого «джихада» во всех странах, где существуют мусульманские сообщества. При этом в созданных ИГИЛ вооруженных группировках, действовавших в Сирии и Ираке, в 2014 г. было более 800 мусульман - граждан Франции [Thomson, 2014, p. 3]. К 2016 г. это число значительно возросло, как и общая численность боевиков ИГИЛ1.

Усилению влияния и дальнейшему распространению джи-хадистской идеологии ИГИЛ во многом способствовала пропагандистская кампания исламистских проповедников, которые использовали доктринальные концепции видных мусульманских улемов различных эпох, провозглашавших, что необходим «джихад фи сабили Аллах» (араб. «джихад во имя Аллаха»). Самые известные идеологи джихада, такие как Ибн Таймийа (1263-1328), Сейид Кутб (1906-1966), Хасан аль-Банна (1906-1949), Аббаси Мадани (1931-2019) говорили о создании «исламского государства», которое, по словам Аббаси Мадани, будет альтернативой «погрязшему в пороках западному обществу, которое находится в состоянии духовной деградации и идет к своему краху» [Мадани, 1989, с. 20]. О необходимости создания «исламского государства» заявляли также Айман аз-Завахири и Абу Бакр аль-Багдади, лидеры радикальных исламистских группировок «Аль-Каида» и ИГИЛ.

Экспансия ИГИЛ в 2014-2016 гг. на довольно значительной территории Сирии и Ирака при наличии в его отрядах, по подсчетам различных источников, до 30 тыс. боевиков (по другим данным - в два раза больше), естественно, требовала масштабного финансового обеспечения. С момента своего создания ИГИЛ финансировалось за счет пожертвований различных фондов, непра-

1 Видными руководителями боевиков ИГИЛ были французские граждане Адриен Гихаль и Томас Барнуэн, с 2018 г. находившиеся в плену у курдских формирований Сил демократической Сирии [Kepel, 2018, p. 392]. 178

вительственных, общественных, благотворительных организаций и частных лиц как из мусульманских, так и из европейских стран, а также за счет доходов от контрабандной продажи нефти, выплаты выкупа за захваченных заложников и другой криминальной деятельности (грабежи, рэкет, работорговля, наркобизнес). Немалая часть финансирования осуществлялась посредством системы хавала (араб. денежный перевод), в рамках которой сторонники радикальных исламистских группировок, легально занимающиеся каким-либо бизнесом в различных странах, в том числе в Европе, производили переводы денежных средств. Хавала предполагает строгую конспирацию. Непосредственного перемещения денег в этой системе не происходит, перевод осуществляется посредством электронных платежей и устных сообщений. Например, только в Испании, по данным полиции, хавала насчитывала около 250 легально функционировавших точек, таких как интернет-кафе или мясные лавки [ИГИЛ.., 2017, с. 73]. Кроме того, в бюджет ИГИЛ поступал доход от налогов, собиравшихся с населения, проживавшего на подконтрольных ИГИЛ территориях, а также доход от работы предприятий на этих территориях, в частности заводов и шахт таких прибыльных отраслей, как производство фосфатов и цемента (фосфатные предприятия в районе Эр-Рутба в провинции Ан-бар в Ираке, пять крупных цементных заводов в Ираке и Сирии, несколько предприятий по извлечению серы в провинции Найна-ва, главная соляная шахта Сирии в районе Ат-Табани в провинции Дейр-эз-Зор), причем часть этих предприятий принадлежала европейским компаниям.

Несмотря на подавление ИГИЛ на территории Сирии и Ирака в 2017-2018 гг., террористические акты с участием радикальных исламистов в странах ЕС не прекратились. Так, во Франции после повторной публикации карикатур на пророка Мухаммеда в журнале «Charlie Hebdo» в сентябре 2020 г. в Париже был совершен террористический акт с применением холодного оружия против четырех журналистов. В октябре 2020 г. в Париже был обезглавлен школьный учитель, показывавший эти карикатуры ученикам, затем в Лионе женщина с поясом смертника предприняла попытку совершить террористический акт, попытки терактов

имели место также в Ницце и Авиньоне. Стоит отметить, что незадолго до этого одна из французских салафитских мусульманских общин обнародовала фетву, фактически призывавшую к насильственным действиям против тех, «кто оскорбляет ислам». В Австрии в ноябре 2020 г. исламистский террорист совершил теракт, в результате которого погибли четыре человека и были ранены около 20 человек. В Дании в феврале 2021 г. в ходе контртеррористической операции были задержаны более десяти человек, у которых было изъято огнестрельное оружие, материалы для изготовления взрывчатых веществ, исламистская литература. В Швеции в марте 2021 г. в результате террористической атаки пострадали восемь человек.

Ислам и исламизм во Франции и меры властей. В ответ на растущую угрозу террористических актов во Франции прошли многочисленные манифестации под лозунгом «Республика в опасности!», а французские власти предприняли определенные меры по выявлению и нейтрализации радикальных мусульманских организаций. Из Франции были высланы более 200 исламистских террористов, отбывавших тюремное заключение. Была запрещена деятельность протурецкой радикальной организации «Серые волки», организовывавшей беспорядки в пригородах Лиона и Дижона, нападения на представителей курдской и армянской общин и занимавшейся созданием на французской территории лагерей для подготовки боевиков. В парламент Франции был направлен проект закона об укреплении уважения к принципам республики (так называемый Закон о борьбе с сепаратизмом), в котором предусматривались необходимые меры по недопущению создания замкнутых мусульманских общин, где могла бы проповедоваться исламистская идеология, обеспечению большей прозрачности в деятельности религиозных организаций и контролю связанных с ними НПО. В Австрии также осуществлялись определенные действия по предотвращению распространения радикального исламизма: в частности, были закрыты две мечети, которые посещали осужденные за терроризм, а также арестованы исламисты, участвовавшие в нападении на христианскую церковь и обвинявшиеся в подготовке террористических актов.

Президент Франции Эммануэль Макрон, выступив с резким осуждением террористических действий радикальных исламистов, заявил, что свобода слова и свобода выражения собственного мнения, в том числе и в форме карикатур, соответствуют европейским демократическим ценностям. Это заявление вызвало негативную реакцию части мусульманского сообщества в Западной Европе (в наибольшей степени - во Франции и Бельгии), а также ряда исламских стран, особенно Пакистана, Ирана и Турции, президент которой обвинил Э. Макрона в неуважении к исламской религии и напомнил, что большое число французских граждан являются мусульманами.

Очевидно, что публикации, высказывания и тем более карикатуры, задевающие религиозные чувства верующих, вряд ли совместимы с подлинной свободой слова. Настоящая свобода самовыражения должна сочетаться с ответственным отношением к словам, пониманием того, какими могут быть последствия тех или иных высказываний, и с уважением к исповедуемой сотнями миллионов людей религии. Но вместе с тем необходимо учитывать, что во Франции чрезвычайно сильны антиклерикальные традиции, сложившиеся еще в период Великой французской революции (1789), которые нашли определенное отражение в законодательстве Французской Республики, единственной страны в Западной Европе, провозглашающей светскость официальной государственной идеологией.

Тем не менее во Франции, где сегодня проживает самое многочисленное европейское мусульманское сообщество, ислам уже не является привнесенным извне феноменом, а становится интегральным элементом общественно-культурного ландшафта. Так, Франк Фрегози, видный ученый-исламовед, директор программы исламских исследований в Национальном центре научных исследований (CNRS), в беседе с автором настоящей статьи подтвердил, что «французский ислам представляет собой социальную и религиозную реальность»1. Многие представители мусульманского сообщества в Западной Европе - особенно те, кто родился здесь, и их

1 Беседа с Франком Фрегози. - Париж, 2014. - 12.05. - Архив автора.

последующие поколения - стали полноправными гражданами европейских стран. Значительная их часть тем не менее сохраняет свою исламскую идентичность. В 1980-1990-е годы во Франции появился целый ряд исламских организаций, выражавших интересы приверженцев различных течений в исламе, а также исповедующих ислам этнических групп. Среди них - Мусульманские коллективы Франции, Ассоциация марокканских трудящихся во Франции, Движение иммигрантских окраин, Ассоциация палестинцев во Франции, Объединение мусульман Франции, Консультативный совет турецких мусульман Франции (подробнее см.: [Долгов, 2017, с. 138]). В то же время с 2000-х годов в среде французского мусульманского сообщества стали появляться организации, выражавшие стремление части французских мусульман показывать свою принадлежность к мусульманской культуре, а не к исламской религии. В их число входили, в частности, Движение светских мусульман, а также женские правозащитные организации, самой влиятельной из которых была ассоциация «Ni putes ni soumises» (фр. «Не путаны и не подчиненные», NPNS), боровшаяся за равноправие женщин в мусульманской семье. Тем не менее надо признать, что, хотя эти организации активно выступали за демократические ценности, в защиту прав женщин и против исламского фундаментализма, большинство французских мусульман не разделяли подобную позицию. К тому же многие известные деятели и активисты Движения светских мусульман, как, например, основательница NPNS Фаделя Амара, были представителями берберских народностей и значительная часть из них состояла в различных политических партиях как левого, так и правого политического спектра.

С другой стороны, весьма влиятельной мусульманской организацией является Союз исламских организаций Франции (СИОФ). Инициаторами его создания в 1987 г. были молодые мусульманские активисты, исповедовавшие доктрину, близкую к идеологии египетского движения «Ихван муслимун» (араб. «Братья-мусульмане»). В настоящее время СИОФ возглавляет Амар Ласфар, представитель умеренного исламизма. СИОФ инициировал различные акции, отстаивая возможность сохранения исламской идентичности для мусульман - граждан Франции. 182

Французское мусульманское сообщество активно поддерживают арабские суннитские нефтедобывающие монархии - Королевство Саудовской Аравии (КСА) и Катар. Известные проповедники из КСА Салих ас-Сухейми1 и Мухаммад Рамзан аль-Хаджи-ри2 в 2013 г. посещали Францию и читали здесь свои проповеди, подтверждая «вечность исламских ценностей» и необходимость их защиты [Кере1, 2014, р. 202].

Усиление роли ислама во французском обществе происходит на фоне явного ослабления влияния христианской конфессии. Многие этнические французы и дети от смешанных браков принимают ислам, а количество прихожан в католических соборах Франции уменьшается, причем значительную часть прихожан сегодня составляют не европейцы. При этом французское востоковедческое сообщество проявляет повышенное внимание к изучению различных аспектов мусульманской религии и культуры. Так, на одном коллоквиуме, в котором участвовал автор, где рассматривались культурно-религиозные особенности одной из французских мусульманских общин и возможности проведения мусульманских обрядов в этой общине, на вопрос участницы коллоквиума о соответствии этих обрядов государственной идеологии светскости и Конституции Французской Республики никто не смог дать внятного ответа3.

1 Салих ас-Сухейми - один из основных идеологов саудовского режима. Он читал проповеди в мечети пророка в г. Медина, организовывал теологические конференции за рубежом и был активным участником интернет-дискуссий, в том числе рассчитанных на франкоязычную аудиторию, где выступал в роли комментатора религиозных текстов основателя ваххабизма имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

2 Мухаммад Рамзан аль-Хаджири - имам и преподаватель мусульманских учебных заведений в Восточной провинции Саудовской Аравии. Именно в этой провинции суннитские имамы стремились искоренить «отклонения от подлинного ислама», так как многие жители Восточной провинции исповедуют шиизм и выступают против ущемления своих прав правящей саудовской династией.

3 Коллоквиум Института изучения ислама и обществ мусульманского мира (L'institut de l'islam et des sociétés du monde musulman, IISMM). - Париж, 2014. - 12.10. - Архив автора.

Часть французского общества выражает неприятие и обеспокоенность в связи с усилением роли ислама в социокультурной и духовно-религиозной жизни страны. Отражением этой обеспокоенности стала активизация дискуссий о французской национальной идентичности и республиканских ценностях. Ряд общественно-политических организаций интерпретируют происходящие процессы как попытку «исламизации Франции». Такие заявления делали, в частности, представители молодежной организации «Génération identitaire» (фр. «Поколение идентичности»), основанной в 2012 г. и «прославившейся» своими антиисламскими и анти-мигрантскими акциями в 2016-2021 гг. Так, в формуляре приема в члены данной организации говорилось: «Перед лицом массовой иммиграции и исламизации настало время взять судьбу в свои руки. Наша страна, наш народ, наша цивилизация смогут защитить себя» (цит. по: [Гулиа, 2021]).

Тем не менее большая часть французского общества, так же как и власти Франции, достаточно толерантно относится к стремлению мусульман - граждан Франции сохранить свою исламскую идентичность, считая, что это соответствует демократическому французскому законодательству.

Социально-экономический фактор и радикализация части мусульманского сообщества. Наряду с вышеуказанными внешними факторами, связанными с участием Франции в конфликтах в мусульманских регионах, кризисные явления в социально-экономической сфере, коснувшиеся прежде всего французского мусульманского сообщества, стали главными причинами радикализации части французских мусульман.

Одна из наиболее острых социально-экономических проблем во Франции - рост числа безработных. В настоящее время уровень безработицы в стране оценивается в 8-9% [France unemployment.., 2021]. При этом в мусульманской среде, в том числе среди мусульман - граждан Франции, особенно среди молодежи, уровень безработицы иногда достигал 30-40%.

Рост безработицы во Франции и в Европе в целом, так же как появление так называемых новых бедных, в определенной степени является объективным процессом. Он обусловлен начавшимся в

1980-х годах выводом промышленных предприятий из Европы в те страны и регионы, где по причине дешевизны рабочей силы производство становится рентабельнее и предполагает большие прибыли. Поэтому современный французский рынок труда не нуждается в большом количестве трудовых ресурсов с низкой и средней квалификацией. Напротив, здесь требуются высококвалифицированные специалисты с достаточно высоким уровнем образования, преимущественно в High tech-сфере и IT-технологиях. Но представителям мусульманского сообщества, даже если они являются французскими гражданами, в силу ряда причин (в частности, из-за наличия во французском общественном дискурсе элементов исламофобии и расизма) достаточно сложно приобрести такой уровень профессиональной подготовки. Все это провоцирует определенную маргинализацию, в особенности в среде молодых французских мусульман, которые либо оказываются безработными, либо получают свой заработок в малом, иногда полукриминальном бизнесе или наркоторговле и, как правило, имеют проблемы с французским законодательством. Именно эта категория мусульманской молодежи, чрезвычайно восприимчивая к проповеди радикального исламизма, пополняет ряды потенциальных террористов.

В 2020-2021 гг. пандемия COVID-19 значительно усугубила экономическую ситуацию во Франции и в других странах Европы. Рост безработицы и потеря большого количества рабочих мест в первую очередь затронули европейское мусульманское сообщество, особенно молодых мусульман. При этом социально-экономические проблемы, обострившиеся во время пандемии, усилили социальное расслоение в обществе. Так, во Франции в 2021 г. около 1 млн французских граждан оказались за чертой бедности и около 8 млн обратились за продовольственной поддержкой в благотворительные организации1.

1 Сообщение телеканала Euronews от 30.01.2021. - Архив автора.

Противостояние исламистскому терроризму - сложная и многоаспектная задача. Ее решение зависит не только от принимаемых мер по актуализации законодательства и активизации работы правоохранительных органов. Непродуманные внешнеполитические действия стран НАТО зачастую приводили к усилению радикального исламизма, с последствиями которого им потом приходилось бороться. Одним из важных факторов радикализации является обострение социально-экономических проблем, которое затрагивает в первую очередь мусульманское сообщество. Еще один существенный фактор - кризис институтов западной демократии, отражением которого стали протестные движения «желтых жилетов» во Франции, поддержанные в ряде стран Европы, и невиданные в истории США протестные манифестации в ходе президентской кампании 2020 г. Все эти явления обусловлены в значительной степени общим кризисным состоянием современной западной общественно-экономической модели либеральной демократии. Исламистские движения, в том числе их радикальные течения, стали своеобразным нивилизационным вызовом, адресованным западной демократии. Идеологи исламизма проповедуют альтернативный, более справедливый (согласно их риторике) миропорядок в форме «исламского государства». В настоящее время западный социум не способен дать внятный ответ на этот вызов. Возможно, таким ответом может стать формирование социально ориентированной модели общественного развития, которая сможет вобрать в себя весь предыдущий опыт социальных преобразований.

Литература

Гулиа К. Во Франции решили ликвидировать ультраправую группировку / / RFI. - Париж, 2021. - 17.02. - URL: https://www.rfi.fr/ru/фран

ция/20210217-во-франции-решили-ликвидировать-ультраправую-группи

ровку (date of access: 25.06.2021).

Долгов Б.В. Арабо-мусульманское сообщество во Франции : исламская идентификация и светская демократия (1980-2016 гг.) / РАН. Ин-т востоковедения. - Москва : Ленанд, 2017. - 160 с.

Долгов Б.В. Феномен «Арабской весны» 2011-2016 гг. : причины, развитие, перспективы / РАН. Ин-т востоковедения. - Москва : Ленанд, 2016. - 198 с.

ИГИЛ : формула современного террора / Глазова А.В., Атаев А.В., Бирюков Е.С., Волхонский Б.М., Гладченко Л.В., Еникеев Р.Ш., Комисси-на И.Н., Коновалов И.П., Хизриев А.Я. ; Российский институт стратегических исследований. - Москва, 2017. - 294 с.

Мадани А. Азмат аль-фикр аль-хадис ва мубаррират аль-халль аль-исламий = Кризис современной мысли и оправдание исламского решения [араб. яз.]. - Мекка : Мактабат аль-Манар, 1989. - 188 с.

Ayad Ch., Geneste A. Le massacre d'Houla illustre l'affaiblissement du régime syrien // Le Monde. - Paris, 2012. - 28.05. - URL: https://www. lemonde.fr/internationaI/article/2012/05/28/le-massacre-d-houla-illustre-l-af faiblissement-du-regime-syrien_1708378_3210.html (date of access: 25.06.2021).

Fabius L. Sur la Syrie, «la France est favorable à ce que la CPI soit saisie» / Propos recueillis par N. Nougayrède, Th. Wieder // Le Monde. - Paris, 2012. -29.05. - URL: https://www.lemonde.fr/international/article/2012/05/29/m-fabius-sur-la-syrie-la-france-est-favorable-a-ce-que-la-cpi-soit-saisie_1708808_ 3210.html (date of access: 25.06.2021).

France unemployment rate / / Investing.com. - Tel Aviv, 2021. - URL: https: / / web.archive.org/ web/20210406071413/https: / / www.investing.com/ economic-calendar/french-unemployment-rate-397 (date of access: 25.06.2021).

Kepel G. Passion française : les voix des cités. - Paris : Gallimard, 2014. -

288 p.

Kepel G. Sortir du chaos : les crises en Méditerranée et au Moyen-Orient. - Paris : Gallimard, 2018. - 514 p.

Kepel G. Terreur dans l'Hexagon : genèse du jihad français. - Paris : Gallimard, 2015. - 352 p.

Saif al-Gaddafi «wants money back from Sarkozy» : exclusive interview // Euronews. - Lyon, 2011. - 16.03. - URL: http://euronews.com/ 2011/03/16/exclusive-saif-al-gaddafi-wants-money-back-from-sarkozy/ (date of access: 25.06.2021).

Thomson D. Les français jihadistes. - Paris : Les Arènes, 2014. - 228 p.

DOI: 10.31249/ape/2021.04.07

Dolgov B.V.1, 2021 Islamist terrorism, Western politics and Islamic factor in Europe (the case of France)

Abstract. The article covers the phenomenon of Islamist terrorism in the countries of Western Europe. The key research method is interdisciplinary approach. The multidimensional nature of the phenomenon under consideration, which is related to the spread of radical trends of political Islam among a certain part of the European Muslim community, particularly among young people, and also to double standards in the politics of Western countries towards radical Islamism in the Arab Muslim region, is analyzed in details. On the one hand, Western countries fought against Islamist movements, whose actions were in conflict with the interests of the West in Afghanistan and the African Sahel, but, on the other hand, they supported Islamist «rebels» and tried to use them for their own purposes in order to remove «unwanted» regimes in Libya and Syria. The results of such politics, that has given rise to radical Islamism and ISIS and their expansion in Iraq and Syria are revealed. The main aspects of «jihadist» ideology, the influence of which has led to the intensification of Islamist terrorist activity, are examined. The particular attention is paid to the internal situation in the European Arab Muslim society on the example of its largest community in France. The difficult social and economic problems aggravated by the COVID-19 pandemic and affecting primarily the Muslim-migrant community (especially its youth segment), are exposed. They became most important factors in the radicalization of the part of Muslim community. The activities of numerous Muslim organizations reflecting the interests of various ethnic groups and trends in Islam are examined thoroughly. The role of Islamic factor which became the integral element of the social and cultural landscape of French society is analyzed. Also, it is exposed that a part of French society does not accept this reality. The author concludes that the problem of combating the Islamist threat is complex and diverse. Western society cannot adequately respond to this challenge.

1 Dolgov Boris Vasil'evich - Sc.D. in History, Leading Researcher INION RAS; Leading Researcher IOS RAS (dolgov.boris@list.ru). 188

Keywords: Islamist terrorism, Western politics, Muslim community, social and economic problems, radical Islamism.

References

Ayad Ch., Geneste A. (2012). Le massacre d'Houla illustre l'affaiblissement du régime syrien //Le Monde. - Paris. - 28.05. - URL: https://www.lemonde.fr/international/article/2012/05/28/le-massacre-d-ho ula-illustre-l-affaiblissement-du-regime-syrien_1708378_3210.html (date of access: 25.06.2021).

Dolgov B.V. (2016). The phenomenon of the «Arab Spring» 2011-2016 : causes, development, prospects [Fenomen «Arabskoi vesny» 2011-2016 gg. : prichiny, razvitie, perspektivy] / Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. - Moscow : Lenand. - 198 p.

Dolgov B.V. (2017). The Arab-Muslim community in France: Islamic identity and secular democracy (1980-2016) [Arabo-musul'manskoe soobshchestvo vo Frantsii : islamskaya identifikatsiya i svetskaya demokratiya (1980-2016 gg.)] / Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. - Moscow : Lenand. - 160 p.

Fabius L. (2012). Sur la Syrie, «la France est favorable à ce que la CPI soit saisie» / Propos recueillis par N. Nougayrède, Th. Wieder // Le Monde. - Paris. - 29.05. - URL: https://www.lemonde.fr/international/article/2012/ 05/29/ m-fabius-sur-la-syrie-la-france-est-favorable-a-ce-que-la-cpi-soit-saisie_ 1708808_3210.html (date of access: 25.06.2021).

France unemployment rate. (2021) // Investing.com. - 2021. - URL: https: //web.archive.org/ web/20210406071413/https:/ / www.investing.com/ economic-calendar/french-unemployment-rate-397 (date of access: 25.06.2021).

Gulia K. (2021). In France, decided to eliminate the ultra-right group [Vo Frantsii reshili likvidirovat' ul'trapravuyu gruppirovku] // RFI. - Paris. - 17.02. -URL: https: / / www.rfi.fr/ru/франция/20210217-во-франции-решили-лик видировать-ультраправую-группировку (date of access: 25.06.2021).

Kepel G. (2014). Passion française : les voix des cités. - Paris : Gallimard. - 288 p.

Kepel G. (2015). Terreur dans l'Hexagon : genèse du jihad français. -Paris : Gallimard. - 352 p.

Kepel G. (2018). Sortir du chaos : les crises en Méditerranée et au Moyen-Orient. - Paris : Gallimard. - 514 p.

ISIS : the formula of modern terror [IGIL : formula sovremennogo terrora]. (2017) / Glazova A.V., Ataev A.V., Biryukov E.S., Volkhonsky B.M., Glad-chenko L.V., Enikeev R.Sh., Komissina I.N., Konovalov I.P., Khizriev A.Ya. ; Russian Institute for Strategic Studies. - Moscow. - 294 p.

Madani A. (1409/1989). The crisis of modern thought and the justifications for an Islamic solution [Azmat al-fikr al-hadis va mubarrirat al-hall al-islamiy]. -Mecca : Maktabat al-Manar. - 188 p.

Saif al-Gaddafi «wants money back from Sarkozy» : exclusive interview. (2011) // Euronews. - Lyon. - 16.03. - URL: http://euronews.com/2011/03/ 16/exclusive-saif-al-gaddafi-wants-money-back-from-sarkozy/ (date of access: 25.06.2021).

Thomson D. (2014). Les français jihadistes. - Paris : Les Arènes. - 228 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.