Научная статья на тему 'Основные показатели статической устойчивости колёсного трактора на склоне при автоматическом регулировании давления воздуха в шинах'

Основные показатели статической устойчивости колёсного трактора на склоне при автоматическом регулировании давления воздуха в шинах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
623
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА / АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УГОЛ НАКЛОНА ПОВЕРХНОСТИ / ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА / КОЛЁСНЫЙ ТРАКТОР / УСТОЙЧИВОСТЬ / AIR PRESSURE / AUTOMATIC CONTROL / SURFACE SLOPE ANGLE / PNEUMATIC TIRE / WHEEL TRACTOR / STABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горшков Юрий Германович, Старунова Ирина Николаевна, Калугин Антон Александрович, Бакунин Вадим Васильевич

В статье рассмотрены основные показатели статической устойчивости колёсного трактора при автоматическом регулировании давления воздуха в шинах. Аналитически получены временные характеристики процесса истечения воздуха при регулировании давления в шинах с помощью разработанной автоматической системы регулирования. Предложена математическая модель для согласования временной составляющей процесса подкачки (выпуска) воздуха для пневматических шин колёсного трактора с учётом величин статического угла наклона трактора, статического радиуса колеса, величин давления воздуха в передних и задних шинах колёс трактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Горшков Юрий Германович, Старунова Ирина Николаевна, Калугин Антон Александрович, Бакунин Вадим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main indicators of static stability of wheeled tractors in case of automatic regulation of air pressure in the tires are considered in the article. The time characteristics of the process of air flow, when the pressure in tires is adjusted by means of the developed automatic control system, have been analytically derived. The mathematical model for matching the temporal component of the process of air swapping (flow) for pneumatic tires of wheel tractors, taking into account the values of the static tractor inclination angle, the static wheel radius, as well as the air pressure in the front and rear wheels of the tractor tires is suggested.

Текст научной работы на тему «Основные показатели статической устойчивости колёсного трактора на склоне при автоматическом регулировании давления воздуха в шинах»

Основные показатели статической устойчивости колёсного трактора на склоне при автоматическом регулировании давления воздуха в шинах

Ю.Г Горшков, д.т.н., профессор, И.Н. Старунова, к.т.н., доцент, А.А. Калугин, к.т.н., В.В. Бакунин, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО Челябинская ГАА

В исследованиях по вопросам повышения безопасности эксплуатации колёсных машин установлено, что улучшение их устойчивости при движении по склонам может быть реализовано путём изменения направления вектора центра тяжести и его координатами [1—4].

Основными показателями, обеспечивающими безопасность движения колёсных тракторов на склонах, являются:

— величина статического угла наклона трактора и статического радиуса колеса;

— величина давления воздуха в шинах трактора;

— величины времени подкачки (выпуска) воздуха в передних и задних шинах колёс трактора.

Известно, что для обеспечения поперечной устойчивости колёсных машин необходимо, чтобы вектор центра тяжести не проходил через критическую точку опрокидывания О (рис. 1) [4]. Однако проведённые ранее расчёты [1] позволяют констатировать, что изменение радиусов колёс по бортам машины значительно влияет на её статическую устойчивость [1]. Для изучения указанных показателей статической устойчивости авторами статьи разработана автоматическая следящая система регулирования давления воздуха в шинах, которая позволяет в зависимости от угла наклона трактора изменять величину статического радиуса колеса [5]. Величина статического радиуса колеса трактора, находящегося на склоне, зависит от ве-

\ \

Рис. 1 - Принципиальная схема изменения радиусов колёс при статическом положении машины поперёк склона:

Оа - вес колёсной машины; гст - статический радиус колеса; Аглев, Агпр. - приращение радиусов колёс; а0 - угол склона

личины давления воздуха в шинах, угла склона и перераспределения веса.

Повышение и снижение давления воздуха в шинах по бортам колёсной машины (до необходимых величин) происходит не мгновенно, а за относительно небольшие промежутки времени. Это обусловлено до некоторой степени постоянством нагрузки (разгрузки) колёс, величиной угла склона, силой инерции при повороте машины, длиной пути, сопротивлением воздуха в каналах устройства, скоростью движения машины, давлением воздуха (газа) в баллоне высокого давления устройства [5].

Материалы и методы исследования. Для решения согласования (по времени) срабатывания автоматической системы по бортам колёсной машины надо определить основные параметры, такие, как объём баллона высокого давления, необходимое давление в нём (для неоднократного подкачивания), время истечения воздуха при различных давлениях, как в шину, так и из шины в атмосферу, и др.

Для этого воспользуемся принципиальной схемой (рис. 2) и определёнными допущениями: перетекание воздуха (газа) происходит без изменения температуры и выделения тепла; оба резервуара считаются жёсткими [6]; перетекание сжатого воздуха (газа) происходит после открытия электроклапана. Для решения поставленной задачи используем основные положения теории движения газов [7, 8].

Основные положения теории движения газов позволили получить математическую модель времени истечения воздуха (газа) из баллона высокого давления 2 через клапан 3 в шину 1:

Рис. 2 - Расчётная схема:

1 - шина (2-й резервуар); 2 - баллон высокого давления (1-й резервуар); 3 - электроклапан высокого давления; 4 - электроклапан выхода воздуха (газа) в атмосферу; 5 - воздуховод

tK =■

к

i

nd 2 од/2 -AP(m) -Pop (

-dm

(m)

(1)

4

где — время перетекания воздуха (газа), с; 1 — диаметр воздуховода, м; Ар(в|)= р1—р2 — разность давлений в резервуарах (от количества перетёкшей массы воздуха); Рср(м) — средняя плотность воздуха (газа), кг/м3;

1

1 + + l

l — коэффициент расхода,

d

учитывающий потери напора (давления) (для задвижки ц«0,7; для круглого отверстия и 0,82); Zq — сумма всех местных гидравлических сопротивлений в трубке воздуховода со стороны резервуара 1 до выхода воздуха (газа) из трубки в резервуар 2;

X — коэффициент трения по длине трубки длиной l и диаметром d.

Выражение (1) позволяет обосновать размеры величин, входящих в эту зависимость. В частности, можно определить диаметр воздуховода, массу перетёкшего воздуха (газа), объём баллона высокого давления и давление в нём, любое время t, необходимое для перетекания массы т воздуха (газа) из 1-го резервуара во 2-й, а также из 2-го резервуара в атмосферу.

С помощью полученной зависимости (1) можно определить временную диаграмму работы автоматической следящей системы регулирования давления воздуха в шинах колёсной машины. Это выражение позволит оптимизировать время работы системы и её основные конструктивные параметры.

Для определения среднего массового расхода воздуха (газа) за время полного перетекания и скорости истечения воздуха (газа) в любой момент времени t(m), предложены следующие равенства:

О - тк • (2) и v - 4 ' Q(m) (3)

Qcp - — , (2) и V(т) -p-~2 , (3)

1к Pop(т) - nd

где Qcp — средний массовый расход воздуха (газа), кг/с;

тк — максимальное значение перетёкшей массы, кг;

(т)

— скорость истечения воздуха (газа), м/с. В качестве примера рассмотрим колёсный трактор МТЗ-80. Для расчёта используем следующие значения: давление в шине Р2(п) переднего колеса 0,14—0,25 МПа; объём шины переднего колеса У2(п) = 78-10-3, м3; давление в шине Р2(з) заднего колеса 0,08—0,14 МПа; объём шины заднего колеса У2(з) = 281-10-3, м3; диаметр воздуховода 1 = 5-10-3, м; длина воздуховода / = 70-10-3, м; длина воздуховода /1=35-10-3, м; объём баллона высокого давления К1 = 7-10-3, м3; давление в баллоне Р1 = 2—4 МПа (рис. 2). Расчёты по вышеприведённым формулам выполнены в программной среде Mathcad 15.0.

Результаты исследования. Для определения величин прогиба шин при различных давлениях и нагрузках воспользуемся формулой, предложенной В.Л. Бидерманом [9]. На рисунках 3 и 4 представлены зависимости изменения прогиба шин (передних и задних колёс) от угла склона (нагрузки) при различных давлениях воздуха (газа) в шинах.

Согласно ранее опубликованным данным, при определённых условиях движения допускается кратковременно превышать нормативные значения рекомендуемых давлений в шинах трактора [10]. Поэтому при построении предложенных графиков расширен диапазон допускаемых давлений воздуха в пневматических шинах колёсного трактора.

Представленные графики показывают, что даже незначительное изменение давления в шинах, например с 0,06 до 0,08 МПа (рис. 3, нагружаемое колесо), при угле склона а =10° (линия 1 и 2) приводит к прогибу около Д^ и 16—17 мм. При разгружении этого же колеса (рис. 3) уменьшение прогиба составляет Д^ и 13—14 мм. Эту же ситуацию можно наблюдать и у передних колёс трактора МТЗ-80 (рис. 4). Полученные расчёты позволяют констатировать, что изменение давления воздуха в шинах даёт возможность регулировать направление вектора центра тяжести в более безопасное положение.

нагружаемое колесо

разгружаемое колесо

Рис. 3 - Графики изменения прогиба (И) шин задних колёс трактора МТЗ-80 от угла склона (а0) и нагрузки (С) при различных давлениях в них: 1 - 0,06 МПа; 2 - 0,08 МПа; 3 - 0,1 МПа; 4 - 0,12 МПА; 5 - 0,14 МПа; 6 - 0,17 МПА

1

1

нагружаемое колесо

Ь, мы

30 25 20 15 10 5

1

2

3 4~~

V

0 10 15 20 25 6,16 479 4,45 3,23 2,46 разгружаемое колесо

зо

1.54 О.кН

Рис. 4 - Графики изменения прогиба (к) шин передних колёс трактора МТЗ-80 от угла склона (а0) и нагрузки (С) при различных давлениях в них:

1 - 0,12 МПа; 2 - 0,14 МПа; 3 - 0,16 МПа; 4 - 0,18 МПА; 5 - 0,2 МПа; 6 - 0,22 МПА; 7 - 0,25 МПа

а б

Рис. 5 - Зависимости времени истечения воздуха (газа) t от давления Р для переднего колеса: а - из баллона высокого давления в шину; б - из шины в атмосферу

аб

Рис. 6 - Зависимости времени истечения воздуха (газа) t от давления Р для заднего колеса: а - из баллона высокого давления в шину; б - из шины в атмосферу

На рисунках 5 и 6 представлены графики истечения воздуха (газа) из баллона высокого давления в шину и из шины в атмосферу (для переднего и заднего колёс), рассчитанные по зависимости (1).

Выводы. Анализ графиков показывает, что время, необходимое для повышения давления, например на 0,02 МПа, для переднего и заднего колёс (например, правого борта) составляет менее 1 с (рис. 5а, 6а — Д^ и Д13). Время, затрачиваемое на снижение давления в шинах (левого борта) на 0,02 МПа, составляет от 1 до 2 с (рис. 5б, 6б — Д^ и Д14). Т.е. включение в работу следящей системы

(повышение и снижение давления воздуха в шинах) при перепаде давлений (например, на +0,02 МПа) составляет не более 2 с, а разность в изменении радиусов колёс в этом случае находится в диапазоне около 20—24 мм. Это позволяет сместить направление вектора центра тяжести (рис. 1) в наиболее устойчивое положение машины (трактора).

Представленный материал статьи можно использовать для дальнейшего направления исследований в вопросе повышения устойчивости колёсных машин при движении их по поверхностям, имеющим уклон.

Литература

1. Горшков Ю.Г., Старунова И.Н., Калугин А.А. и др. Исследование влияния угла склона на дисбаланс нагружения бортов колёсной машины и изменение направления вектора центра тяжести // Научное обозрение. 2014. № 1. С. 28—32.

2. Шкрабак В.С. Противоопрокидывающее устройство для мобильных машин // Охрана труда в сельском хозяйстве: научные труды Ленинградского сельскохозяйственного института. Т. 402. Л. — Пушкин, 1980.

3. Реймер В.В. Обоснование методики повышения эффективности эксплуатации колёсных тракторов класса 1,4 при работе на наклонной поверхности: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Оренбург, 2012. 21 с.

4. ГОСТ 12.2.019-2005 ССБТ. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности.

5. Горшков Ю.Г., Старунова И.Н., Калугин А.А. Автомати-

ческое регулирование давления воздуха в шинах — фактор безопасного движения колёсных машин на склонах // Техника в сельском хозяйстве. 2014. № 1. С. 13—15.

6. Абакумов Г.В. Корректирование давления воздуха в шинах при эксплуатации автомобилей зимой: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Тюмень, 1999. 17 с.

7. Кириллин В.А., Сычев В.В., Шейндлин А.Е. Техническая термодинамика: учебник для вузов. Изд. 2-е. М.: Энергия, 1974. 448 с.

8. Чугаев Р.Р. Гидравлика: учебник для вузов. 4-е изд. Л.: Энергоиздат, 1982. 672 с.

9. Бидерман В.Л. и др. Автомобильные шины (конструкция, расчёт, испытание, эксплуатация) М.: Госхимиздат, 1963. 384 с.

10. Ульянов Ф.Г. Повышение проходимости и тяговых свойств колёсных тракторов на пневматических шинах. М.: Машиностроение, 1964. 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.