Научная статья на тему 'Методика исследования результатов взаимодействия протектора с наклонной опорной поверхностью в режиме варьирования углами увода пневматических шин'

Методика исследования результатов взаимодействия протектора с наклонной опорной поверхностью в режиме варьирования углами увода пневматических шин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
305
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИНЫ / УГОЛ УВОДА / ИЗНОС / ИНТЕНСИВНОСТЬ ИЗНАШИВАНИЯ / ВНУТРИШИННОЕ ДАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС УВОДА / ДВИЖЕНИЕ / КОЛЁСНАЯ МАШИНА / TIRES / TIRE SLIP ANGLE / WEAR / WEAR INTENSITY / INTRA-TIRE PRESSURE / SLIP PROCESS / MOVEMENT / WHEEL MACHINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тарасова Сария Валейевна

Представлена методика, предназначенная для определения интенсивности износа протектора на единицу длины пути пневматического колеса в условиях склонного земледелия. Функции формализуются конкретными формулами и интервалами допустимых значений, влияющих на процесс износа. Используется алгоритм, реализующий целевую функцию интенсивности износа протектора в пятне контакта с опорной поверхностью, в которую входят такие факторы, как угол склона, вес трактора, радиус и ширина колеса, внутришинное давление, высота центра тяжести трактора, ширина колеи колёс и функции составляющих нормальной силы для каждого колеса, а также коэффициенты аппроксимации характеристик бокового увода шин, трения резины о грунт и истирающей способности грунта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тарасова Сария Валейевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methods of determining the tread wear rate per unit of path length of pneumatic wheels under the conditions of slope crop farming are submitted. The functions have been formalized by specific formulas and intervals of valid values influencing on the wear process. There has been used the algorithm realizing the target function of the tread wear intensity in the contact patch with the supporting surface, which includes such factors as the slope angle, tractor weight, radius and width of the wheel, intra-tire pressure, height of the tractor gravity center, wheels track width and functions of the components of normal force for each wheel, as well as the coefficients of characteristics approximation of the tire slip, rubber friction on the ground and the ground wearing capacity.

Текст научной работы на тему «Методика исследования результатов взаимодействия протектора с наклонной опорной поверхностью в режиме варьирования углами увода пневматических шин»

Методика исследования результатов взаимодействия протектора с наклонной опорной поверхностью в режиме варьирования углами увода пневматических шин

С.В. Тарасова, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ

Исследование динамики износа шин неразрывно связано с изучением процесса качения пневматического колеса по грунту, являющегося составляющим элементом системы «дорога — шина — машина».

В настоящее время существуют методические, математические и процедурные наработки, позволяющие значительно снизить затраты на проведение лабораторных и производственных экспериментов, основанных на использовании дорогостоящих опытных образцов испытуемой техники и значительных капиталовложений в комплектование технического обеспечения в закладываемых экспериментах [1—3]. Однако, оценивая уровень релевантности при реализации поисковых и исследовательских процедур, можно прийти к выводу о недостаточности использования какой-то одной из существующих методик для анализа исследуемого процесса.

В связи с этим можно сделать вывод о необходимости формирования метода комплексного исследования влияния углов увода колёс на износ шин, который позволит создать информационную лабораторную базу данных экспериментальных процедур, тем самым сократить затраты денежных средств.

Теоретические и экспериментальные исследования процесса качения колеса с пневматической шиной описаны в ряде работ [3, 4]. Однако в научных изысканиях не акцентировалось внимание на вопросе влияния бокового увода на интенсивность изнашивания шин. Методика определения интенсивности изнашивания шин на единицу

длины пути описана В.П. Бойковым, при этом предложена функция [5]:

I =

Ки ■ Pcp ■ ^ и

г-5,.

(1)

2 Гк

где Ки — коэффициент истирающей способности грунта;

Рср — среднее номинальное давление в контакте, МПа;

ц,тр — коэффициент трения резины о грунт; 5/ — угол увода 1-го колеса, рад.; гк — радиус качения колеса, м; а — длина пятна контакта колеса, м.

Данная методика определения интенсивности износа устанавливает взаимосвязь между конструктивными и эксплуатационными параметрами шины, которые являются как опытными данными, так и математическими зависимостями. Для решения предлагаемого уравнения необходимо знать функции определения углов увода, длины области контакта и среднего номинального давления в контакте, также функции входящих в них параметров. Однако автор не формализовал параметры, входящие в данную функцию, что привело к ограничению исследовательского диапазона предложенной методики.

Чтобы методика представляла собой математическую процедуру, реализующую наиболее адекватную модель исследуемого процесса, необходимо установить теоретические, формальные связи и математические выражения эмпирических составляющих в указанной методике В.П. Бойкова. Для этого были проведены научные изыскания, в результате реализации которых было установлено, что деформированное пятно контакта колеса

оказывает значительное влияние на управляемость трактора. Площадь пятна контакта тракторных шин, непосредственно связанную с нормальной деформацией, определяют за счёт эллиптического отпечатка контакта шины. Большая полуось эллипса является половиной длины пятна контакта шины, входящей в математическое описание процесса износа, которую можно определить приближённо, рассматривая схему колеса, находящегося под действием нагрузки [5]:

a =

2-V

2 2 Г — r

^ ст •

(2)

К =

п-pm-л/D^

где вк — ширина колеса, м;

Б — диаметр колеса, м.

В методике В. П. Бойкова предусмотрено, что при работе колеса на наклонной опорной поверхности износ шины имеет специфический характер, связанный с влиянием углов увода на деформацию шины. Однако автор не установил математическую зависимость определения угла увода, а обозначил её как эмпирический параметр.

Нами предложено использовать функцию [7]: G- sin а

§2 =— , C1 + C2- Рю1,2 -G- c0sa

(6)

где гст — статический радиус колеса, м; гс — свободный радиус колеса, м. Методический подход установления длины пятна контакта локализован системой погрешностей при оценке эмпирических составляющих. В связи с этим в результате разработки новых методов и использования современного инженерного обеспечения на базе ОАО «Научно-исследовательский тракторный институт» были внесены коррективы и разработаны достоверные способы определения конструктивно-режимных параметров движителя, в том числе длины пятна контакта. В уравнение (2) внесён уточняющий коэффициент, находящийся в диапазоне от 0,7 до 0,75 [5]:

а = (0,7 - 0,75)-2- д/Г^гТ- (3)

В полученном выражении исследовательский интерес представляет разность между свободным и статическим радиусом, характеризующая нормальный прогиб шины Н2 [6]. Таким образом, выражение длины контакта шины можно преобразовать в формулу, удобную для дальнейших математических процедур определения износа шин:

'2 УоЛ,2

где 5! — угол увода переднего колеса, рад; 52 — угол увода заднего колеса, рад; О — вес трактора, Н; а — угол склона, рад;

С1 — коэффициент аппроксимации характеристик бокового увода шин, Н; С2 — коэффициент аппроксимации характеристик бокового увода шин, Н; рга — давление воздуха в шине, Па. В дальнейшем пришли к необходимости определения величины среднего номинального давления в пятне контакта шины с опорной поверхностью рср, которая выражается отношением составляющей нормальной силы N к площади пятна контакта Fп.к..

Значения составляющих нормальной силы отличаются в зависимости от расположения колёс относительно продольной и поперечной осей трактора, так:

— составляющая нормальной силы правого переднего колеса равна, Н:

N = 04-G

1 у п.п.к. w

cosa К . --1— sin a

2 B

v /

(7)

— составляющая нормальной силы правого заднего колеса, Н:

Nп„. = 0,6- G

cosa К . --1— sin а

2 B

v /

(8)

— составляющая нормальной силы левого переднего колеса, Н:

a = 2 - (0,7 — 0,75) - ^¡h¿z = (1,4 —1,5) - hz, (4)

где hz — нормальный прогиб шин колеса, м.

Как известно, для нахождения нормального прогиба существует ряд эмпирических выражений, позволяющих оценить нормальный прогиб в зависимости от нормальной нагрузки, давления воздуха и размеров шин [6]. По мнению ведущих специалистов, достоверной является методика, предложенная Р. Хедекелем, учитывающая как внутришинное давление, так и угол опорной поверхности:

G - cosa

(5)

N = 04-G

1 у л.п.к. w

cosa К .

--1— sin a

2B

V /

(9)

— составляющая нормальной силы левого заднего колеса, Н:

Nл.з.к. = 0,6- G

cosa К

--1— sin a

2B

V /

(10)

где Н — высота центра тяжести трактора, м; В — ширина колеи колёс, м. Площадь пятна контакта Fпк. выражается как, м2:

=

п- Ъп

4

(11)

где Ьп.к. — ширина пятна контакта колеса, м.

По методике В.П. Бойкова, необходимые для определения интенсивности износа параметры такие, как коэффициент истирающей способности грунта Ки, коэффициент трения резины о грунт цтр, радиус качения колеса гк, являются справочными данными для каждой конкретной модели шины. Тогда можно утверждать, что интенсивность износа шин при качении с боковым уводом адекватно описывается выражением:

a

к

I =

2 • к и • N ц тр • О • а

(12)

Гк Вк -К (С1 + С2 • Р® • О • С08а) Внесённые в методику В.П. Бойкова дополнения позволили проанализировать величину силового взаимодействия шины с опорной поверхностью при её деформации и проскальзывании в пятне контакта, что в условиях бокового увода является характеристикой интенсивности износа. Учитывая возможность численного решения анализируемой системы уравнений, наиболее целесообразно дальнейшую формализацию поисковых процедур проводить в формате математического эксперимента, с учётом его машинной интерпретации в программе МаШСАО 14 и с использованием эксплуатационных и конструктивных параметров трактора модели

МТЗ-82.1 укомплектованного шинами 11,2—20 Ф-35-1 и 15,5R38 Ф-2А соответственно передних и задних колёс. Моделирование функции интенсивности износа от углов склона и внутришин-ного давления представлено на рисунке, которое проводилось при следующих принятых условиях: ри1=[0,08; 0,2 МПа], ри2=[0,08; 0,18 МПа], а = [0°; 20°], G = 3150 кг, С1перк= 24,8, С2перк= 10,3, Dпер.к= 985 мм, вкпер = 284 мм, гкперк=460 мм, С1заднк = 25,5, С2заднк = 17,7, Dзадн.к.= 1540 мм, вкзадн = 394 мм, гкзаднк = 730 мм, цтр= 0,07. Полученные поверхности показали взаимосвязь трёх параметров, необходимых для удобства дальнейшего использования при анализе износа шин.

Как показал анализ массива значений интенсивности износа на единицу длины, с увеличением

Переднее левое колесо с шиной 11,2—20 модели Ф-35-1

а, град.

р„,1'10 , Па

Заднее левое колесо с шиной 15,5Я38 модели Ф-2А

а, град.

Ри,2-10 , Па

Переднее правое колесо с шиной 11,2—20 модели Ф-35-1

р„1-10 , Па

Заднее правое колесо с шиной 15,51138 модели Ф-2А

а, гра,

Р\м2-10 , Па

Рис. - Функция интенсивности износа шин от внутришинного давления на различных склонах (правые колёса располагаются ниже по склону)

угла склона возрастает величина износа для шины 11,2-20 до 2-10-10, а для шины 15,5И38 до 4-10-11 относительно роста давления воздуха от 0,08 до 0,2 МПа. Угол увода передних колёс должен варьироваться в пределах [0°; 15°], в данном интервале интенсивность износа шин 11,2-20 лежит в пределах допустимых значений. В результате решения физических задач, связанных с поиском функций длины области контакта, среднего номинального давления в контакте и углов увода шин от внутришиннного давления и углов склона, были установлены аналитические зависимости, имеющие прикладную инженерную направленность на модернизацию параметров и определения режимов работы машины при движении по негоризонтальной опорной поверхности. Рекомендованные оптимальные значения углов увода и склона сужают диапазон производственных экспериментов, из этого следуют материальные затраты на их проведение.

Литература

1. Асманкин Е.М., Реймер В.В., Стеновский В.С. и др. Специфика концептуального развития технического обеспечения курсовой устойчивости колёсных машин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. № 4 (28). С. 73-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Маргвелашвили О.В. Исследование явления бокового увода эластичных тракторных колёс: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Тбилиси, 1959. 15 с.

3. Яровой В.Г. Исследование бокового увода тракторных шин и его влияния на некоторые показатели криволинейного движения агрегата: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Харьков, 1970. 21 с.

4. Войтиков А.В., Войтиков А.В. Исследование курсовой устойчивости колёсного трактора класса 14 кН на склоне: дисс. ... кан,д. техн. наук. Минск, 1979. 188 с.

5. Бойков В.П., Белковский В.Н. Шины для тракторов и сельскохозяйственных машин. М.: Агропромиздат, 1988.

6. Петрушов В.А. Зависимость нормального прогиба пневматической шины от нормальной нагрузки и внутреннего давления воздуха. М.: Труды НАМИ. Вып. 158. 1976. С. 3-11.

7. Асманкин Е.М., Тарасова С.В. К вопросу определения компенсационного радиуса траектории движения тягового средства на наклонной поверхности // Совершенствование инженерно-технического обеспечения технологических процессов в АПК: матер. Междунар. науч.-практич. конф. Оренбург, 2014. С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.