Научная статья на тему 'Основные показатели и тенденции развития инновационной системы Ростовской области'

Основные показатели и тенденции развития инновационной системы Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REGION / REGIONAL AND NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INTERACTION OF THE SUBJECTS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Наталья Дмитриевна

Рассмотрена и проанализирована динамика основных показателей развития инновационной системы Ростовской области, обоснована целесообразность повышения эффективности взаимодействия ведущих субъектов инновационной деятельности в регионе в качестве приоритета развития инновационной системы Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Indicators and Tendencies of Development of the Innovation System of the Rostov Region

The dynamics of the main indicators of the development of the innovation system of the Rostov region is reviewed and analyzed in the article, the expediency of increasing the efficiency of interaction of the main subjects of innovative activity in the region as a key priority of the innovation system of the Rostov region is grounded.

Текст научной работы на тему «Основные показатели и тенденции развития инновационной системы Ростовской области»

УДК 332+338.24 (470.61)

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2013 г. Н.Д. Родионова

Родионова Наталья Дмитриевна -кандидат экономических наук, доцент,

кафедра экономической теории, факультет коммерции и маркетинга, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: prorector@rsue.ru.

Rodionova Natalya Dmitriyevna -Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory, Faculty of Commerce and Marketing, Rostov State

Economic University (RINE),

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002.

E-mail: prorector@rsue.ru.

Рассмотрена и проанализирована динамика основных показателей развития инновационной системы Ростовской области, обоснована целесообразность повышения эффективности взаимодействия ведущих субъектов инновационной деятельности в регионе в качестве приоритета развития инновационной системы Ростовской области.

Ключевые слова: регион, региональная и национальная инновационная система, взаимодействие субъектов инновационной деятельности.

The dynamics of the main indicators of the development of the innovation system of the Rostov region is reviewed and analyzed in the article, the expediency of increasing the efficiency of interaction of the main subjects of innovative activity in the region as a key priority of the innovation system of the Rostov region is grounded.

Keywords: region, regional and national innovation system, interaction of the subjects of innovation.

Формирование региональных и национальной инновационных систем в РФ в последнее десятилетие сталкивается с целым рядом проблем, среди которых ведущую роль занимает недостаточный уровень взаимодействия их субъектов. Несмотря на то что в российских регионах, и в частности в Ростовской области, осуществлен ряд мер по формированию инновационной инфраструктуры и выработке инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, до сих пор нельзя говорить о существенных качественных изменениях в развитии региональной экономики, подтверждающих переход к инновационно-ориентированной стратегии.

Основные показатели инновационной деятельности в Ростовской области, такие как количество инновационных предприятий и инновационных разработок, остаются на низком уровне и не демонстрируют позитивную динамику. Это следует из целого ряда негативных показателей инновационной деятельности РО и РФ: отсутствия роста общего количества организаций, выполнявших исследования и разработки в Ростовской области за 2005 - 2010 гг., при их несущественном росте (на 2,8 %) в целом по РФ; сокращения удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе и по РФ (на 0,5 %), и по РО (на 1,8 %); существенного преобладания числа используемых передовых технологий над числом создаваемых -в 216 раз по РФ и в 242 раза - по РО [1, 2].

Для инновационной системы Ростовской области характерны недостаточное вовлечение малых и средних предприятий в инновационную деятельность, низкий уровень вза-

имодействия крупного и малого бизнеса вообще и в инновационной сфере в частности. Так, ряд исследователей отмечают, что «последние тенденции в развитии малого бизнеса во всем мире характеризуются возрастающей ролью малых предприятий в инновационной сфере. В большинстве развитых стран мира инновационные траектории развития обусловлены значительным участием малых форм хозяйствования во всех стадиях разработки и практической реализации инновационного продукта, что обеспечивает его удешевление за счет снижения издержек крупных инновационных компаний, передающих часть функций малым предприятиям» [3, с. 17]. «Рациональное соотношение числа больших и малых предприятий играет большую роль в рамках отдельных отраслей и территорий (регионов), что позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности региональной экономики. В России наблюдается значительная обособленность больших и малых предприятий. Это связано с нерациональным соотношением количества крупных и малых предприятий, свойственного для всех отраслей российской экономики, и имеет свою историческую основу» [3, с. 15 - 16].

Роль государственных мер поддержки в развитии инновационной деятельности также достаточно низкая, налицо недостаточное взаимодействие государственных и частных структур при финансировании инновационно-ориентированных проектов в регионе. Объекты инновационной инфраструктуры, созданные на территории Ростовской области с целью стимулирования развития инновационной

деятельности (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.), функционируют недостаточно эффективно.

Большинство участников инновационного процесса и инновационной инфраструктуры региона отмечают недостаточный уровень доверия субъектов частного сектора к государственным структурам, низкий уровень осведомленности о существующих мерах господдержки инновационной деятельности, и в целом низкий уровень взаимодействия всех субъектов региональной инновационной системы [3 - 7].

Недостаточный уровень взаимодействия субъектов региональной инновационной системы рассматривался различными авторами с разных позиций. Так, в исследовании Ж.Я. Колычевой отмечается, что «анализ проблем и препятствий для инновационного развития малых предприятий Ростовской области показал недостаточную согласованность различных заинтересованных сторон-участников инновационного рынка региона. К таким сторонам целесообразно отнести: самих представителей малого предпринимательства; представителей региональных органов власти, занимающихся вопросами развития малого предпринимательства, в том числе инновационного; представителей научного мира (как существенный сегмент региональной экономики, имеющий существенный потенциал в области научно-технических разработок и перспективных направлений сотрудничества с представителями инновационного малого предпринимательства); общественные некоммерческие организации, оказывающие услуги в области стимулирования инновационного развития в регионе. Помимо перечисленных сторон, имеющих непосредственное отношение к вопросам инновационного развития малого предпринимательства, на наш взгляд, к решению данной проблемы необходимо также привлекать и представителей крупного бизнеса. Следует обратить внимание на тот факт, что малое предпринимательство вообще и в инновационной сфере в частности не может развиваться без развитого сегмента крупных предпринимателей, обеспечивающих малый бизнес заказами на производство тех или иных товаров и услуг. В этой связи следует учитывать, что малый и крупный

бизнес должны взаимодействовать и взаимо-дополнять друг друга» [3, с. 23 - 24].

Таким образом, перспективы развития современных российских региональных инновационных систем (РИС) в полной мере отражают общенациональные тенденции инновационного развития и связаны с недостаточным уровнем взаимодействия их субъектов. В связи с этим целесообразно более детально проанализировать основные общие тенденции развития российской инновационной системы и их влияние на взаимодействие субъектов инновационной системы Ростовской области.

Одним из важнейших показателей развития инновационной системы является размер финансирования исследований и разработок. По сравнению с ЕС доля затрат на них в ВВП России ниже в 1,5 раза. За 2006 - 2008 гг. в Российской Федерации наблюдалась тенденция к их снижению в отличие от всех ведущих держав мира, включая ЕС (за исключением Японии, Канады и Франции) [4, с. 9 - 10]. Государственному сектору в России принадлежит в среднем значительно более высокая доля во внутренних затратах на исследования и разработки (в 2 - 3 раза превышающая значение данного показателя в развитых странах), а сектору высшего образования - самая низкая -6,7 %, что от 1,5 до 5 и более раз ниже, чем в развитых странах [8, с. 317 - 319].

Сопоставление национального и регионального уровней внутренних затрат на исследования и разработки показывает, что за последние десять лет данный показатель в РФ увеличился в 6,8 раза. На долю предприятий ЮФО приходится около 2,5 % внутренних затрат на научные исследования и разработки, а на долю Ростовской области - около 1,3 %. При этом она обеспечивает примерно половину внутренних затрат на исследования и разработки ЮФО, и данный показатель в регионе в течение всего рассматриваемого периода вырос почти в 6 раз [9, с. 788 - 789].

Существенным изменением в структуре внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ как в РФ, так и в Ростовской области является значительное сокращение долей фундаментальных и прикладных исследований и преобладание разработок (рисунок).

РФ РО

■ Фундаментальные исследования > Прикладные исследования Разработки

2010 г. 2011г.

Структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ в РФ и Ростовской области, 2010 - 2011 гг., млн р. [9, с. 794 - 795]

Очерчивая межсекторальный срез развития НИС в Российской Федерации, следует также проанализировать задействованный в различных секторах персонал. В межстрановом сопоставлении за последнее десятилетие в большинстве крупных мировых держав наблюдался значительный рост абсолютной численности исследователей, который опережал рост числа занятых в экономике: в Китае и Республике Корее он достиг более чем 113 % за последние 8 лет, в Италии - 57,4 %, в Канаде - 36,02 %. Из развитых и развивающихся стран ЕС только в России данный показатель имеет отрицательное значение и составил -13,65 % за 2000 - 2008 гг. [8, с. 60, 316], что

отражает продолжающееся снижение инновационной активности российских предприятий, а также недостаточную привлекательность инновационной сферы для работников и предпринимателей.

В регионах ЮФО и Ростовской области численность персонала, занятого исследованиями и разработками, также в большей степени подвержена тенденции сокращения (табл. 1). По сравнению с 1995 г. в Ростовской области, как и в РФ, произошло значительное сокращение персонала в инновационной сфере. Однако за последние десять лет общая численность его существенно не менялась и в целом остается примерно на одном уровне.

Таблица 1

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, РФ, ЮФО и Ростовская область, 1995 - 2011 гг., чел. [1, с. 780; 9, с. 780]

Регион 1995 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

РФ 1061044 858470 839338 813207 807066 801135 761252 742433 736540 735273

ЮФО 44615 30047 29648 28875 29290 30458 27492 27695 28109 27738

Республика Адыгея 201 172 162 163 361 361 320 327 330 357

Республика Калмыкия 228 242 241 221 227 217 214 199 203 190

Краснодарский край 9083 8198 7872 7000 7324 6997 6452 6379 6256 6059

Астраханская область 2591 1716 1625 1621 1444 1859 1047 942 917 966

Волгоградская область 6413 4580 4298 4157 4017 4553 3657 3965 4001 3988

Ростовская область 26099 15139 15450 15713 15917 16471 15802 15883 16402 16178

Показателем, отражающим эффективность функционирования инновационных систем, является инновационная активность организаций. Ее сравнительная динамика в РФ, ЮФО и Ростовской области представлена в табл. 2.

Как видим, на 2003 - 2005 гг. приходится пик инновационной активности Ростовской области, значительно превышающей среднероссийские значения. Основными конкурен-

тами ее по инновационной активности можно назвать Астраханскую и Волгоградскую области, имеющие значительно более высокие уровни. Затем в РО происходит ее снижение, причем в 2009 - 2011 гг. инновационная активность организаций уже значительно ниже, чем среднероссийский уровень.

Таким образом, сопоставление динамики ряда важных показателей в течение последних

десяти лет подтверждает серьезное отстава- риально развитых экономик по большей части ние России и Ростовской области от индуст- индикаторов инноваций.

Таблица 2

Динамика показателей инновационной активности организаций в РФ, ЮФО и Ростовской области, %, 2000 - 2011 гг. [9, с. 812]

Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

РФ 8,8 8,5 9,0 9,5 9,6 9,7 9,9 10,0 9,4 9,3 9,5 10,4

ЮФО 8,1 8,3 7,7 9,0 8,7 8,6 8,6 9,4 8,0 7,2 7,5 6,5

Республика Адыгея 3,1 0,9 7,0 - 5,1 5,6 11,5 8,8 10,4 9,1 10,0 9,7

Республика Калмыкия - - - - 1,2 - - - - - - 1,1

Краснодарский край 5,9 5,4 4,1 2,9 3,9 4,1 7,5 7,9 6,8 5,4 6,2 6,1

Астраханская область 2,7 4,2 2,0 6,3 6,1 9,0 3,7 7,1 6,9 9,9 12,8 5,2

Волгоградская область 15,9 15,0 12,6 17,2 15,8 14,3 10,8 11,3 9,5 8,4 8,4 7,9

Ростовская область 10,4 9,3 10,9 12,5 11,8 11,2 10,7 11,4 9,4 7,8 7,3 6,6

Учитывая, что Российская Федерация обладает целым рядом конкурентных преимуществ, таких как развитые научно-технический комплекс и фундаментальная наука, наличие уникальных технологий и высококвалифицированных кадров, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, существенные запасы сырьевых ресурсов и т.д., сформировавшиеся в настоящий момент тенденции в развитии инновационной сферы позволяют поставить под сомнение возможность достижения целей, отраженных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

В частности, следует сделать акцент на следующих двух целевых ориентирах, предложенных в данной Концепции: формировании экономики лидерства и инноваций в обеспечении сбалансированного пространственного развития. Планируется, что к 2020 г. Россия может занять значимое место (5 - 10 %) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах, будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики. Сформируются новые территориальные центры роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной

интеграции и территориальной мобильности населения.

Однако реализация данных приоритетных направлений невозможна без создания целостной и эффективной инновационной системы, структурной перестройки экономики за счет инноваций, сохранения и развития кадрового научного потенциала, развития фундаментальной и прикладной науки, что до настоящего времени все еще не реализовано, поскольку механизмы их реализации ограничены и требуют существенной доработки.

В российских регионах процесс самоорганизации инновационных рыночных субъектов происходит чрезвычайно затрудненно. При этом нельзя сказать, что хозяйствующие субъекты или региональные экономики не предъявляют платежеспособный спрос на инновационные продукты. Как показывают статистические данные, соотношение используемых и произведенных передовых производственных технологий на территории российских регионов достигает нескольких сотен раз [9, с. 808, 810], что говорит о сильной импор-тозависимости российской экономики от данного вида инноваций.

В настоящее время Ростовская область позиционируется как опорная зона национальной инновационной системы на юге России. В целом по стране регион занимает третье место по научно-образовательному потенциалу по* Передовые производственные технологии - это технологии и технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции [1, с. 818].

сле Москвы и Санкт-Петербурга, но заметно отстает от лидеров [10] (табл. 3).

Сопоставление данных табл. 3 с данными об общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками в Ростовской области, показывает, что около 8 % ис-

следователей в регионе имеют ученые степени, что несколько ниже, чем в целом по стране (10,6 %). На Ростовскую область приходится около 3 % организаций, ведущих научные исследования и разработки в РФ, и более 40 % - в ЮФО.

Таблица 3

Основные показатели научно-образовательного потенциала инновационного развития Ростовской области, 2000 - 2011 гг. [9, с. 778, 786, 798, 802]

Показатель 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки 111 96 100 97 106 99 101 100 109

Численность исследователей с учеными степенями, чел., всего 1254 - 1156 - - - - 1335 1517

в т.ч. докторов наук 205 163 279 283

кандидатов наук 1049 - 993 - - - - 1056 1234

Организации, ведущие подготовку аспирантов

Количество организаций 28 - 29 - 30 35 32 35 35

» аспирантов 3342 - 3954 - 3994 4112 4314 4296 4211

Организации, ведущие подготовку докторантов

Количество организаций 10 13 13 - - 15 14 15 15

» докторантов 129 161 185 - - 182 180 173 157

При этом в области имеются серьезные предпосылки и кадровый потенциал для полноценного вхождения в процесс интенсификации инновационной деятельности, развернувшийся в настоящее время в стране в рамках проекта «Национальная инновационная система». Основная цель данного проекта -формирование и развитие инновационной системы России посредством трансформации сети субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, создания недостающих институтов инновационного развития и их объединения в инновационную систему.

Инфраструктура инновационной системы Ростовской области в основе своей сформирована и в настоящее время включает следующие элементы: 3 технопарка (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск); 7 бизнес-инкубаторов (Ростовский бизнес-инкубатор при НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», НП «Но-вошахтинский зональный бизнес-инкубатор», бизнес-инкубатор как структурное подразделение НП «САПП», некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции», бизнес-инкубатор г. Гуково, некоммерческое партнерство «Октябрьский бизнес-инкубатор», бизнес-инкубатор г. Ростова-на-Дону), инно-

вационно-технологические центры (НП «Ростовский центр трансфера технологий»; Центр энергосбережения и инновационных технологий; Научно-производственный центр космических и оптико-электронных технологий «Вертикаль» на базе ОАО «Квант»; ЗАО «Дон-Текс»; ОАО НПП «НИИПАВ»; ООО НПП «Пьезоэлектрик» и др.). Всего инновационную деятельность на территории Ростовской области осуществляют 145 организаций [11, 12].

В целях привлечения средств федерального бюджета разработаны и направлены на рассмотрение в Рабочую группу по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии программы создания двух пилотных инновационных территориальных кластеров Ростовской области: плазмохимического инновационного территориального кластера по глубокой переработке угля и селекционно-генетического инновационного территориального кластера в сфере промышленного производства и переработки мяса птицы. В рамках областной долгосрочной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2012 - 2015 гг. подготовлена и в мае 2012 г. направлена заявка в Минэкономразвития РФ для привлечения в 2012 г. средств федерального бюджета в объеме 56 млн р. на

создание в Ростовской области центра кластерного развития и предоставление субсидий субъектам инновационного предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса. Принято постановление Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 45 «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции». В 2012 г. министерством сельского хозяйства и продовольствия области планируется внедрить не менее 15 инновационных проектов [13]. В целом в регионе сформирована нормативно-правовая основа инновационной деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что в Ростовской области есть предпосылки для перехода региональной экономики на инновационную модель развития. Основная задача на ближайшую перспективу - стимулирование частного капитала, вузов на создание венчурных фондов, технопарков, инновационных компаний, которые будут реализовывать наукоемкие проекты. В то же время для инновационной системы Ростовской области характерны все описанные выше негативные тенденции и проблемы взаимодействия субъектов инновационной деятельности, что и для Российской Федерации. В связи с этим необходимо более детальное изучение показателей, отражающих возможности взаимодействия субъектов региональной инновационной системы.

Литература

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011.

2. Индикаторы инновационной деятельности. 2009: стат. сб. М., 2009.

3. Колычева Ж.Я. Инновационное развитие малого бизнеса как структурный элемент пропорциональности региональных воспроизводственных систем: авто-реф. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2010.

Поступила в редакцию

4. Инструментарно-мегодическое обеспечение механизма взаимодействия инновационно-ориентированных субъектов на региональном уровне / М.А. Боровская [и др.]; под ред. М.А. Боровской. Таганрог, 2010.

5. Мидлер Е.А. Генерирование и трансфер инноваций в системе формирования новой экономики. Ростов н/Д, 2010.

6. Федосова Т.В., Морозова Т.В. Результативность инновационной политики региона: проблемы и информационно-коммуникативный инструментарий / Материалы сайта «Проект - Партнер». Информационная система взаимодействия инновационно-ориентированных экономических субъектов. URL: http://pp.tti.sfedu.ru (дата обращения: 05.04.2013).

7. Формирование регионального модуля национальной инновационной системы / под ред. Л.Г. Матвеевой, Т.В. Федосовой. Таганрог, 2009.

8. Россия и страны мира. 2010: стат.сб. / Рос-стат. M., 2010.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. / Собрание законодательства РФ. 24.11.2008 г. № 47. Ст. 5489.

11. Итоговый отчет о реализации Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007 - 2008 годы. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=88965 (дата обращения: 05.04.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Бизнес-инкубаторы Ростовской области // Материалы официального сайта Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=80838 (дата обращения: 05.04.2013).

13. О деятельности министерств, ведомств, муниципальных образований Ростовской области по обеспечению эффективности инвестиционно-инновационных процессов. Пояснительная записка к заседанию Правительства Ростовской области 20.06.2012 // Материалы официального сайта Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=111157 (дата обращения: 05.04.2013).

21 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.