ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Заиграев А. С.
Заиграев Артем Станиславович / Zaigraev Лг1уот 8Ьятз1аУ0У1ек - магистрант,
Институт магистратуры Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: данная статья посвящена основным понятиям инновационной деятельности и направлениям развития инноваций в России, а также в Ростовской области, обоснованию необходимости введения инноваций с целью обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Анализируется динамика основных показателей инновационного развития Ростовской области. Выявлены факторы, сдерживающие развитие инновационной деятельности, определенный круг основных проблем функционирования отечественных предприятий и направлений их решения. Ключевые слова: инновационный процесс, инновационный менеджмент, Ростовская область, конкурентоспособность, инновационно-активные предприятия.
Инновационный менеджмент в России является необходимым элементом перехода российской экономики на инновационный путь развития. Эксперты отмечают, что технологический разрыв между Россией и США, Германией, Японией и другими развитыми странами велик. Для сокращения разрыва, государство разрабатывает планы по поддержке внедрения инноваций, которые включают различные программы, масштабные финансовые вложения и подготовку специалистов по примеру западных коллег.
Инновационный рост в России связан с реализацией Стратегии РФ в области развития науки и инноваций до 2015 года. Главная цель - разрешение противоречия между темпами развития и структурой российского сектора исследований и разработок и потребностями системы обеспечения национальной безопасности, растущему спросу со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии. Финансирование научных исследований и разработок к 2010 году увеличилось вдвое по отношению к 2002 году - с 2% до 4% ВВП. Всего на 2007-2012 гг. выделено 194,89 млрд р., в том числе за счет средств федерального бюджета - 133,83 млрд р. [1]. На 2014-2020 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 239062,621 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 197682,426 млн рублей, из них на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения -128144,166 млн рублей [2].
Основная цель инновационного менеджмента - определение основных направлений научно-технологической, производственной и экономической деятельности предприятия в различных областях. Например:
- разработка и внедрение новой продукции (услуг), технологии (инновационная деятельность);
- дальнейшее развитие производства традиционных видов продукций;
- модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии;
- создание или совершенствование системы менеджмента;
- снятие с производства устаревшей продукции и т. д. [3].
В современных условиях каждая компания стремиться придумать свой инновационный продукт - продукт, который будет полностью или относительно новым, сможет удивить потребителей, не будет иметь аналогов среди конкурентов. Однако создание новых продуктов не единственная цель, ради которой применяется инновационный менеджмент. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок.
В последнее десятилетие инновационный бизнес демонстрирует значительный потенциал. Темпы роста крупных и малых инновационных предприятий достаточно высоки, однако недостаточная конкурентоспособность их продукции в сравнении с западными стандартами часто препятствует проникновению отечественных товаров на международный рынок.
Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т. е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.
Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана - все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги.
Причина заключается в том, что подготовка управленческих кадров ведется по принципу обучения отдельным компонентам менеджмента и крайне редко - самой процедуре управления. Это связано и с отсутствием реального управленческого опыта у большинства вузовских преподавателей.
Для России функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно -внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту.
С целью решения этих проблем органы государственной власти реализуют регулирующие воздействия на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.
Так, например, Ростовская область обладает значительным научно -образовательным и инновационным потенциалом. Правительство Ростовской области последовательно осуществляет политику, направленную на развитие и поддержку инновационной деятельности.
Стимулирующим фактором инновационного развития региона являются инновационные программы. С 2014 года действует подпрограмма «Инновационное развитие Ростовской области» в рамках государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика». Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий (финансовой, организационной, информационной поддержки), направленных на формирование условий для обеспечения системного перехода региона на инновационный путь развития.
Инновационная инфраструктура Ростовской области включает:
- Некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» - ключевой объект региональной инновационной инфраструктуры;
- 11 инновационно-ориентированных региональных высших учебных заведения;
- 10 инновационно-технологических центров: некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический центр «ИнТехДон» (г. Новочеркасск), Некоммерческое партнерство «Южный лазерный инновационно-технологический центр» (г. Таганрог) и 8 центров, созданных при ЮФУ;
- 20 центров коллективного пользования (при высших учебных заведениях), обеспечивающих доступ к высокотехнологичному, современному оборудованию для
разработки опытных образцов и мелкосерийного производства новой продукции (14 -на базе ЮФУ, 3 - на базе ДГТУ, 2 - ЮРГПУ, 1 - РостГМУ);
- ОАО «Региональная корпорация развития»;
- 1Т-инкубатор «Южный 1Т-парк>>, основанный на базе ОАО «Региональная корпорация развития».
По итогам регионального исследования инновационной активности крупных и средних организаций, осуществлявших экономическую деятельность по приоритетным направлениям инновационной деятельности в Ростовской области за первое полугодие 2015 года, в развитии инновационной составляющей выявлены следующие тенденции.
В январе-июне 2015 года число организаций Ростовской области, осуществлявших технологические, маркетинговые и организационные инновации составило 84 единицы, что на 13 единиц (18,3%) больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Уровень инновационной активности, рассчитываемый как удельный вес организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые и организационные инновации, в общем числе обследованных субъектов, составил 8,0 процента и превысил значение первого полугодия 2014 года на 1,2 п. п.
Исследование инновационной активности организаций по типам осуществляемых инноваций показало, что в рассматриваемый период из 84 организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые и организационные инновации, 82 хозяйствующих субъекта (97,6%) осуществляли технологические инновации (рис. 1).
январь-июнь 2014 года
январь-июнь 2015 года
-1 Технологические инновации
Маркетинговые инновации
и Организационные инновации
Рис. 1. Инновационная активность организаций Ростовской области по типам осуществляемых инноваций (в процентах)
При этом удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных субъектов составил 7,9 процента, что на 1,4 п. п. больше, чем в январе - июне 2014 года [4].
Наиболее значимый вклад в формирование исследуемого показателя внесли обрабатывающие производства. Доля организаций промышленного сектора в общем числе предприятий, осуществлявших технологические инновации, составила 65,9 процента в январе-июне 2015 года (60,3% в январе-июне 2014 г.).
Анализируя среду функционирования отечественных предприятий, мы видим определенный круг основных проблем и направлений их решения.
Таблица 1. Система основных проблем функционирования отечественных предприятий
и пути их решения
Проблемы Направления решений
1) Недостаток финансовых средств, обусловливающий поиск источников финансирования и рационального использования имеющихся за счет обоснованности выбора перспективных направлений инновационной деятельности; 2) Отсутствие сбалансированности распределения ресурсов предприятия между текущей и стратегической инновационной деятельностью; 3) Повышенная рискованность, обусловленная как малыми масштабами предприятия, так и неопределенностью результата; 4) Необходимость систематического и технологического переоснащения производства современным оборудованием; 5) Ограниченные возможности ведения маркетинговой деятельности; 6) Несовершенство мотивации персонала, учитывая повышенную значимость отдельных специалистов 1) Обеспечение сбалансированности текущей и стратегической инновационной деятельности; 2) Повышение обоснованности выбора перспективных направлений инновационной деятельности; 3) Обеспечение условий дл снижения риска инновационной деятельности МНП; 4) Определение рациональных финансовых и временных условий активизации инновационной деятельности; 5) Оценка состояния и планирования инновационной активности МНП; 6) Функционально-структурное описание и закрепление ответственности по реализации процесса управления МНП
В число основных направлений по решению обозначенных проблем следует отнести повышение эффективности управления развитием предприятий, и прежде всего, обеспечение сбалансированности текущей и стратегической инновационной деятельности, повышение обоснованности выбора ее перспективных направлений, снижение рискованности, адаптацию управления развитием предприятий к условиям изменения среды.
Государство и экономическое сообщество выступают партнерами в совместных действиях, которые регулируют рост активности в инновационной деятельности предприятия. Координации совместных усилий государства и экономического сообщества - вот одна из важнейших организационных задач, которая позволит решить существующие в инновационной деятельности предприятий проблемы и тем самым обеспечить устойчивое инновационное развития экономики России.
Литература
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/8192/ (дата обращения: 24.12.2016).
2. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: ht:tp://m.govem-ment.ru/docs/2129/ (дата обращения: 25.12.2016).
3. Тохчуков М. О. Организация работы с персоналом в процессе реализации нововведений. Вестник Московского института государственного управления и права, 2014. № 8. С. 185-189.
4. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=124053&mi d=128713&itemId=126810/ (дата обращения: 25.12.2016).