Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области как основы инновационной активности региона'

Повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области как основы инновационной активности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / INVESTMENT APPEAL / INNOVATION ACTIVITY / SMALL BUSINESS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Божаренко Олег Юрьевич

Рассматривается широкий круг проблем, связанных с развитием инвестиционной привлекательности региона. Анализируются приоритетные направления государственной политики совершенствования и формирования инновационной активности региона. Сформированы предложения по модернизации региональной инновационной системы Ростовской области в части инвестиционной привлекательности региона, включающие меры по обеспечению взаимодействия органов власти и частных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Attractiveness Increasing of the Rostov Region as the Basis of Innovation Activity in the Region

The article is devoted to the consideration of a wide range of questions, connected with development of investment attractiveness of the region. The priority state policy directions of improvement and organization of region innovation activity are analyzed in details. The modernization proposals of Rostov region innovation system are made in the direction of investment attractiveness of the region, including cooperation of regulatory bodies and private structures.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области как основы инновационной активности региона»

УДК 332.1

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ

АКТИВНОСТИ РЕГИОНА

© 2013 г. О.Ю. Божаренко

Божаренко Олег Юрьевич -аспирант,

кафедра региональной экономики

и природопользования,

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ),

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: [email protected].

Bozharenko Oleg Yuryevich -Post-Graduate,

Department of Regional Economics and Nature Management, Rostov State

Economic University (RINE),

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002.

E-mail: [email protected].

Рассматривается широкий круг проблем, связанных с развитием инвестиционной привлекательности региона. Анализируются приоритетные направления государственной политики совершенствования и формирования инновационной активности региона. Сформированы предложения по модернизации региональной инновационной системы Ростовской области в части инвестиционной привлекательности региона, включающие меры по обеспечению взаимодействия органов власти и частных структур.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инновационная активность, малое предпринимательство, регион.

The article is devoted to the consideration of a wide range of questions, connected with development of investment attractiveness of the region. The priority state policy directions of improvement and organization of region innovation activity are analyzed in details. The modernization proposals of Rostov region innovation system are made in the direction of investment attractiveness of the region, including cooperation of regulatory bodies and private structures.

Keywords: investment appeal, innovation activity, small business, region.

Сегодня в России актуальна проблема перехода к качественно новой экономике, основывающейся на последних достижениях науки и техники.

В современных условиях одно из главных направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей -стимулирование полномасштабного притока инвестиций с целью замены и технологического обновления используемых средств производства.

В течение всего 2011 г. в экономике России наблюдалось сохранение инвестиционной активности, несмотря на некоторое замедле-

ние темпов роста инвестиций в основной капитал в 2009 г. В сопоставимых ценах их объем превысил уровень предыдущего года на 10,9 % [1].

Таким образом, отмечаются следующие тенденции:

- сохранялась довольно высокая инвестиционная активность, однако в течение года темп роста инвестиций в основной капитал замедлился;

- общий объем финансовых вложений в абсолютном выражении вырос, в то же время доля долгосрочных вложений в их объеме существенно снизилась;

- сохранялось неравномерное распределение инвестиций в основной капитал по отраслям экономики и промышленности;

- в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования несколько сократилась доля привлеченных средств, но все же ее удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет более половины;

- увеличился темп роста цен в инвестиционной сфере и т.д.

Общий объем инвестиций в нефинансовые активы в действующих ценах в 2011 г. составил 4580,5 млрд р. [2].

Исходя из тесной корреляционной связи между динамикой изменения объемов валового регионального продукта (ВРП) и валового накопления основного капитала (ВНОК) по федеральным округам России, была проанализирована информация по изменению динамики отношения ВНОК к ВРП по Ростовской области.

Основные показатели инновационн<

Важнейшей задачей экономической политики Ростовской области сегодня является стимулирование инновационной активности всех субъектов хозяйствования с целью формирования на Дону экономики инновационного типа и повышения инвестиционной привлекательности области. Инновационная политика нацелена на создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы для использования достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития территории, а также на формирование условий для повышения технологического уровня и конкурентоспособности промышленного производства и обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда в материальной сфере региональной экономики (табл. 1).

Таблица 1

э развития Ростовской области [3, 4]

Показатель 2008 2009 2010 2011

ВРП в текущих основных ценах, млн р., в % к предыдущему периоду 264067,2 106,9 319579,6 108,2 392012,6 109,4 458781,2 109,5

Совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, по полному кругу предприятий (отгруженная промышленная продукция), млн р., % к предыдущему периоду 205863,4 116,1 243607,2 115,8 302101,2 110,0 373113,4 114,1

Объем отгруженной инновационной продукции (по крупным и средним предприятиям), млн р. 6089,5 6551,2 9500,0 14100,0

Доля в ВРП инновационной продукции, % 2,31 2,05 2,42 3,07

Доля инновационной продукции в отгруженной продукции (отгруженная промышленная продукция по полному кругу), % 2,96 2,69 3,14 3,78

Стоимость научных исследований и разработок, млн р. 6031,4 6899,8 9290,0 13950,0

Доля в ВРП выполненных научных исследований и разработок, % 2,28 2,16 2,37 3,04

Затраты на технологические инновации (по крупным и средним предприятиям), млн р., 1861,2 1373 1920 3500

из них на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, млн р. 875,76 679,9 1020,0 1920,0

Доля затрат на технологические инновации в отгруженной продукции (отгруженная промышленная продукция по полному кругу), % 0,90 0,56 0,64 0,94

Количество малых инновационных предприятий, ед. 53 92 150 238

Как видно из табл. 1, доля инновационных в общем количестве малых предприятий и общем количестве предприятий и организаций региона критически мала: из 33,5 тыс. малых предприятий Ростовской области только 238 являются инновационными, что составляет всего 0,71 %.

Для получения реальной картины в части влияния доли малых предприятий на уровень

развития региона целесообразно использовать корреляционно-регрессионный анализ пяти регионов-лидеров Юга России: Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской и Волгоградской областей, по данным Федеральной службы государственной статистики за период с 2008 по 2011 г. [4].

Таблица 2 Динамика доли оборота малых предприятий в обороте организаций регионов-лидеров юга России, %

Субъект федерации 2008 2009 2010 2011

Краснодарский край 48,0 56,5 54,8 54,6

Ставропольский край 39,6 41,6 47,2 48,5

Астраханская область 35,5 41,5 42,6 43,0

Волгоградская область 30,4 29,1 29,3 44,8

Ростовская область 66,0 71,0 74,1 71,2

Динамика показателей, представленных в табл. 1 и 2, позволяет сделать вывод о сохранении диспропорций в воспроизводстве инновационной системы и сегмента малого бизнеса, а также об их влиянии на общие воспроизводственные пропорции в экономике Ростовской области. Актуальность темы обосновывается необходимостью формирования условий развития инновационной инфраструктуры, ориентированной на стимулирование инновационной деятельности, увеличения числа инновационных предприятий, в том числе малых, создания механизмов коммерциализации и трансфера технологий, а также повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области.

В настоящее время в регионе созданы и действуют отдельные элементы инновационной инфраструктуры. По состоянию на 1 октября 2011 г. на территории Ростовской области функционируют 7 бизнес-инкубаторов: Ростовский (городской) и муниципальные в Ростове-на-Дону, Новошахтинске, Сальске, Таганроге, Гу-ково и Октябрьском (сельском) районе. Но распределение предприятий в бизнес-инкубаторах по видам деятельности неравномерное: в сфере услуг - 31 ед., в производственной сфере - 9, в инновационной деятельности - 3 ед. [4].

В Ростове-на-Дону действует НП «Ростовское городское агентство поддержки малого и среднего предпринимательства», основными сферами деятельности являются: оказание помощи предпринимателям, начинающим самостоятельную хозяйственную деятельность в форме консультационной, информационной поддержки предпринимателей и организаций всех форм собственности по проблемам развития предпринимательства; оказание комплекса вспомогательных услуг, направленных на содействие экономическому развитию, росту промышленного и научного потенциала предпринимателей и предприятий всех форм

собственности; и иные сферы деятельности, направленные на развитие предпринимательства в Ростове-на-Дону [5].

Программы, реализуемые в настоящее время на территории Ростовской области, отражают приоритеты политики в конкретных сферах деятельности: реализация молодежной политики, развитие сельского хозяйства, малого предпринимательства, инновационного и инвестиционного потенциала. В рамках последнего направления на территории страны, области, города реализуются различные нормативно-правовые акты и программы федерального, регионального и местного уровня.

Но все же следует отметить, что масштабы и темпы распространения инноваций в городе и области сегодня недостаточны. Их удельный вес в общем числе обследованных организаций еще очень мал [6].

В этой связи необходимо создание областной программы инновационного развития Ростовской области, которая будет носить конкретный и предметный характер, актуальной и своевременной. Принятие программы позволит создать основу для привлечения инвестиций в развитие высоких технологий, соответственно она ускорит их внедрение в сферу образования, науки, экономики региона. Для этого необходимы: консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов; формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры инновационной системы; развитие технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения (таких, как энерго- и ресурсосбережение); расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса. Решение этих задач позволит создать инновационную систему Ростовской области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики города на инновационный путь развития.

Несмотря на то что администрацией Ростовской области представлены все основные нормативно-правовые документы и программы, реализуемые в сфере инновационного развития региона, значительная часть предприни-

мателей даже не ищет данную информацию на официальном сайте, так как сохраняется высокая степень недоверия к таким программам, а пакет документов, чтобы воспользоваться помощью региона, бывает настолько сложным, что предприниматель предпочитает ее не получать вообще.

На наш взгляд, проблема имеет больше психологические, нежели экономические корни, и требует использования региональными органами власти рыночно-ориентированных маркетинговых технологий взаимодействия с представителями бизнеса. Региональные органы власти должны не только разрабатывать меры по поддержке предпринимателей, но и преподносить их таким образом, чтобы они захотели ими воспользоваться.

Малые предприятия должны рассматриваться как потребители соответствующих государственных услуг со всеми вытекающими из этого последствиями:

- с разработкой региональной PR-компании по рекламированию тех или иных видов поддержки малого предпринимательства;

- налаживанием непосредственных личных связей сотрудников Администрации с представителями малого предпринимательства;

- проведением подробной разъяснительной работы с ними;

- агитацией и других технологий менеджмента, перенесенных в сферу государственного управления.

Кроме того, аналогичный подход должен использоваться региональными органами власти и при формировании всей схемы взаимодействия различных заинтересованных сторон-участников инновационного развития региона. Взаимодействие может быть обеспечено только при скоординированной реализации федерального, регионального и местного уровней политики в сфере повышения инвестиционной привлекательности региона.

Поступила в редакцию

Подводя итог, следует отметить, что далеко не последнюю роль в активизации инновационных процессов играют предприятия малого бизнеса. Положительная динамика инновационного процесса возможна только при повышении восприимчивости предпринимателей к нововведениям и стимулировании этого процесса со стороны органов власти и управления через совершенствование механизмов поддержки инновационно-активных малых предприятий. Ведь инновационная экономика возникает только тогда, когда наука в обществе превращается в производительную силу.

Реализация предложенных мер позволит не только поднять авторитет Ростовской области, но и решить проблему инновационного развития с целью повышения инвестиционной привлекательности региона.

Литература

1. Деятельность бизнес-инкубаторов в Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 15.11.2012).

2. Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я. Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития региона // Вестник РГЭУ (РИНХ). 2012. № 3 (39).

3. Цифры и факты. Аналитический отчет по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в донской столице // Единая Россия в Ростове-на-Дону. 2009. № 2 (21). URL: http://www.enostov.ru/ pdf21.pdf (дата обращения: 20.12.2012).

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 год: стат. сб. М., 2011.

5. Гуляев П.В. Проблемы эффективного использования информационного ресурса в экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 32.

6. Митенев В.В. Региональная система инновационного развития промышленности // Там же. 2008. № 3.

20 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.