УДК 371+15
О. В. Сергеева
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВОПРОСА НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
Раскрывается роль вопроса в учебном процессе, механизм его влияния на познавательную деятельность учащихся через его сущность, через характер познавательной деятельности, через содержание материала, через пути поиска ответа, а также через формы выражения вопроса.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, вопрос как средство, побуждающее человека к различным мыслительным действиям, вопрос как средство, с помощью которого осуществляется поиск ответа.
Одна из проблем, с которой сталкивается учитель в начальных классах, - это как развить познавательный интерес, как научить обучающихся думать над учебным текстом, рассуждать, как развить умение искать в тексте свой смысл и т. д. Для этого существуют разные способы (методы, приемы, средства) активизации познавательной деятельности. Наименее изученным приемом активизации познавательной деятельности является вопрос учителя, учебника, самого учащегося, посредством которого можно активизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, вопрос является частью коммуникативной культуры. «Активно развивающиеся сегодня коммуникативные технологии (компьютерная коммуникация, телемосты, дистанционное обучение, телеконференции, Интернет и др.) становятся новыми инструментами познания, которыми учащиеся овладевают лишь в процессе диалога» [1, с. 52]. Но главной составляющей частью диалога являлся и является вопрос.
Прежде чем рассмотреть основные подходы к работе по вопросам на уроках по окружающему миру средствами вопроса, проанализируем значение вопроса в активизации мыслительной деятельности, которая состоит прежде всего в его сущности. Анализ работ Л. Л. Савченко и Е. Н. Ильина дал возможность определить вопрос как средство, которое побуждает человека к познанию какого-либо содержания, к его воспроизведению, к поиску в нем различных взаимосвязей, к определенным выводам, оценкам, к определению своего отношения, т. е. к различным мыслительным действиям. Это средство, с помощью которого осуществляется поиск ответа. Вопрос - это мысль, выраженная в форме вопросительного предложения, направленная на поиск новых знаний, учебных действий, на выявление, дополнение, уточнение и конкретизацию знаний [2, с. 10; 3, с. 29].
Обычно в вопросе выделяют две функции, которые определяют его место в познавательной деятельности учащихся: 1) вопрос как начало умст-
венной деятельности, основанной на мотивации; 2) вопрос как средство получения знаний, поиска ответа.
Известно, что поставленный перед учащимися вопрос прежде всего вызывает мотив, желание найти ответ. Но не всякий вопрос может вызвать у человека положительный мотив как начало мыслительной деятельности. Если вопрос требует воспроизведения старого, уже известного из запаса имеющихся знаний, то он не вызывает мыслительной работы учащегося, мышление здесь излишне. В других случаях, когда он направлен на усвоение новых знаний, установление различных связей между предметами и явлениями и на другие мыслительные операции, вопрос вызывает познавательную активность у учащихся. Возникает мыслительный процесс, с помощью которого осуществляется поиск ответа. И. Я. Лернер в своих трудах говорит о том, что из множества возникших ассоциаций при предъявлении учащимся вопроса в ходе мыслительной деятельности некоторые из них отсеиваются и начинается «движение мысли в русле намеченного направления» [4, с. 73]. «В случае подтверждения человек принимает решение, испытывая удовлетворение своей потребности в решении вопроса». «Если нет подтверждения, то начинается новое движение мысли» [4, с. 74]. Таким образом, начало движения мысли, вызванное вопросом в правильном направлении, заканчивается получением новых знаний (как ответа на поставленный вопрос). Реализация первой функции вопроса - начала мыслительной деятельности учащегося - знаменует возникновение положительной мотивации деятельности как поиска ответа на поставленный вопрос. И здесь начинает доминировать вторая функция вопроса - как средства получения знаний, поиска ответа. Адресованный учащимся вопрос должен вызвать познавательную деятельность, на основе которой происходит поиск ответа. В процессе последнего происходит поиск новых знаний (учебных действий), выявление уже имеющихся, дополнение, уточнение,
конкретизация, а также поиск форм выражения ответа.
Таким образом, мыслительная деятельность, отражающая первую функцию вопроса, является средством познавательной деятельности, с помощью которой осуществляется поиск ответа, познание (вторая функция вопроса). Этими двумя функциями определяется роль вопроса в активизации познавательной деятельности учащихся.
Реализация вышеназванных функций вопроса прежде всего зависит от того содержания, которое подлежит усвоению (познание, закон, действие), а также от этапа усвоения этого содержания. В учебном процессе учащимися подлежат усвоению представления, понятия, действия, законы.
Однако роль вопроса в организации познавательной деятельности проявляется также и в путях поиска ответа на него (эмпирический или теоретический), которые, в свою очередь, могут осуществляться по-разному: дискурсивным способом, интуитивным, алгоритмическим, по аналогии. Также роль вопроса в познавательной деятельности проявляется и в характере познавательной деятельности. Предполагаемый заданным вопросом путь поиска ответа определяет вид познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, творческий.
Таким образом, роль вопроса в активизации познавательной деятельности учащихся прежде всего выражается сущностью вопроса, его функциями, а именно: вопрос выступает мотивирующим началом мыслительной деятельности, определяет направление, способ поиска ответа на него, характер познавательной деятельности. В то же время постановка вопроса в учебно-познавательной деятельности зависит и от содержания учебного материала.
Учителя часто не задумываются над тем, как нужно правильно задавать учащимся вопросы, как нужно формулировать вопросы, заставляют ли эти вопросы думать, интересны ли они для учащихся, нужно ли учитывать при этом особенности преподаваемой дисциплины и т.д. В основном цель таких вопросов - это проверка знаний учащихся. Назначение вопроса гораздо шире. Вопрос должен побуждать человека мыслить и вызывать желание найти на него ответ. Вопрос надо формулировать учителем так, чтобы учащийся понимал его и мог найти на него ответ.
При работе с вопросами и заданиями должен быть прежде всего предметный подход. Нужно учитывать особенности преподаваемой дисциплины, содержание, которое подлежит усвоению, структуру урока, не забывая при этом о направленности вопросов по характеру познавательной и мыслительной деятельности.
В отличие от других дисциплин на уроках по окружающему миру (природоведению) работа идет над формированием понятий. Формирование понятий строится по этапам: 1) постановка перед обучающимися задач предстоящей деятельности; 2) развитие у учащихся мотивации к предстоящей деятельности; 3) наблюдение за изучаемыми объектами с целью выделения их признаков и свойств; 4) выделение существенных признаков; 5) сравнение предметов или явлений по их существенным и несущественным признакам; 6) обобщение изучаемого материала (подведение под понятие, подведение итога по изученному материалу, выявление личного отношения у учащихся к изучаемому материалу). Каждому этапу формирования понятий должны соответствовать определенные вопросы и задания. Например, на этапе выделения признаков преобладает поисковая познавательная деятельность. Учащиеся, наблюдая за предметами, находят различные признаки, свойства этих предметов. Например, учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: Рассмотрите предметы со всех сторон: резинку, стакан, коробочку. Что вы видите у резинки, стакана, коробочки? Посмотрите сверху на эти предметы. Что вы увидели? Какие фигуры? Рассмотрите в учебнике рисунки (указывается страница) и подумайте, как надо посмотреть на данные предметы, изображенные на них, чтобы увидеть квадрат или прямоугольник? (тема «Рисунок и план»). На этапе выделения существенных признаков учащиеся должны среди выделенных признаков найти главный, существенный, характерный только для этого предмета или явления признак, то есть на этом этапе должна осуществляться поисковая познавательная деятельность. Например: назовите главный отличительный признак плана местности и карты, без которого карта не будет являться картой. На этапе сравнения предметов или явлений по их существенным и несущественным признакам также должна быть основой поисковая познавательная деятельность, так как на этом этапе учащиеся ищут схожие и отличительные признаки. На уроке по теме «Рисунок и план» можно использовать такие вопросы: Чем отличаются предметы на плане от предметов на рисунке? Что нужно сделать, чтобы начертить план стакана, резинки, коробочки? На уроке по теме «Карта» можно учащимся предложить вопросы на сравнение: Чем отличаются изображенные предметы на плане местности и на карте? Какой масштаб крупнее: на плане или на карте? Применение знаний на практике должно осуществляться через поисковую или творческую познавательную деятельность, так как полученные знания обучающиеся должны применять на новом материале, в новых условиях. Используемые
вопросы и задания на этом этапе должны вызывать у учащихся поисковый и творческий характер познавательной деятельности. По теме «Горизонт» можно использовать на уроке следующие задания и вопросы: Изобразите стороны горизонта на доске или у себя в тетради. Какие различают основные и промежуточные стороны горизонта? Запомните, в каком порядке они находятся; назовите и покажите по схеме на доске промежуточные стороны горизонта. По теме «Ориентирование» можно использовать задания и вопросы: Продемонстрируйте в классе, как определить стороны горизонта по компасу. Какое правило вы должны помнить, чтобы не заблудиться в незнако-
мой местности? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома шли в северном направлении? Представьте, что во время сбора грибов вы заблудились, однако помните, что нужно идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он вам, как найти направление на север?
Вопросы и задания в методическом аппарате должны быть построены преподавателем в логической последовательности. Их нужно чередовать между собой, а также с другими видами деятельности, чтобы учащимся было интересно с ними работать.
Список литературы
1. Балакина Л. Л. Диалог как педагогический принцип формирования коммуникативной компетентности учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2 (46). С. 52-55.
2. Савченко Л. Я. Развивать познавательную активность первоклассников // Начальная школа. 1977. № 11. С. 9-11.
3. Ильин Е. Н. Искусство общения. Педагогический поиск. М., 1987. С. 27-31.
4. Лернер Л. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. 96 с.
Сергеева О. В., аспирант.
Сибирский колледж транспорта и строительства.
Ул. Лермонтова, 82, Иркутск, Россия, 664074.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.08.2013.
O. V Sergeyeva
THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF ENHANCING THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CLASSROOM BY MEANS OF THE ISSUE BY THE OUTSIDE WORLD IN THE EARLY GRADES
The article exposes the role of question in educational process, the mechanism of its influence on cognitive and thinking activities of students through its main point, through the character of cognitive activity, through the content of the material, which is subjected to mastering, through the stages of studying of this material, through the ways of searching of the answer, and also through the forms of the expression of the question.
Key words: activating of cognitive activity, question as a means of motivating a person on various mental actions, question as a means to search answer.
References
1. Balakina L. L. Dialogue as a pedagogical principle of the formation of the communicative competence of students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2005, no. 2 (46), pp. 52-55 (in Russian).
2. Savchenko L. Ja. Develop cognitive activity of first-formrs. Grade school, 1977, vol. 11, pp. 9-11 (in Russian).
3. Il'in E. N. The art of communication. Teachers search. Moscow, 1987, pp. 27-31 (in Russian).
4. Lerner L. Ya. The learning process and its laws. Moscow, 1980. 96 p. (in Russian).
Siberian College of Transport and Construction.
Ul. Lermontova, 82, Irkutsk, Russia, 664074. E-mail: [email protected]