Научная статья на тему 'Вопрос как педагогический феномен и его роль в активизации'

Вопрос как педагогический феномен и его роль в активизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОПРОС КАК СРЕДСТВО / ACTIVATION / COGNITIVE ACTIVITY / QUESTION AS A MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ольга Вячеславовна

Статья раскрывает роль вопроса в учебном процессе, механизм его влияния на познавательную деятельность учащихся через его сущность, характер познавательной деятельности, особенности материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Question as a pedagogical phenomenon and its role in activation

The article reveals the role of question in educational process, the mechanism of its influence on cognitive activity of students through its essence, character of cognitive activity, peculiarity of material.

Текст научной работы на тему «Вопрос как педагогический феномен и его роль в активизации»

Но большого доверия и уважения у местного населения Эрженя достигает своим быстрым усвоением их языка. С больными, стариками-бурятами она без всяких затруднений общается на их родном языке, не в пример работавшему до неё коллеге -врачу, который, прожив более десяти лет среди них, освоил только десяток слов, которые можно использовать только в пределах амбулатории. - (Эрженя) Буряад хэлээр yha cahaH. Харин тэрэ mYPYYH байгша Алексей Семёнович тиимэ бэшэ hэн. Арба гаран жэлдэ буряад соо байха-даа, арай гэжэ арбаад Yгэ мэдэхэ болоо. Жэлэй ганса Yгэ хадаа даншье yco^ гээшэ бэзэ. Теэд тэдэшье гансал амбулатори соогоо байхадань хэрэгтэй болодог YгэнYYд. «Амила... Шангаар амила... Ханяа... Халуун бии гY? Юумэ эдинэ?» гэхэ мэтын лэ YгэнyYд hэн. Yшвв тиигээд хaaнahaaшьеб «шабганса» гэжэ Yгэ мэдэхэ боло^н байха. Харин энэ Эрженя гурба дYрбэн жэлдэ буряад соо байхадаа уна-ган хэлэтэй болошоо. Буряадаар дуу ду-улахыень гайхаха юун байхаб! «(Женя) Бурятский выучила замечательно (в высшей степени). Бывший здесь до неё Алексей Семёнович не был таким. Более десяти лет прожив среди бурят, выучил только десяток слов. В год по одному слову это слишком уж мало. Причём эти слова были нужны только в пределах амбулатории. «Дыши... Сильнее дыши... Покашляй... Есть ли жар? Что едите?» - только такие слова. И ещё откуда -то узнал слово шабганса - старуха. Эрженя же, прожив всего четыре года, уже в совершенстве выучила бурятский язык. И нет удивления, что она и песни бурятские поет!».

Такая удивительная девушка, прекрасно говорящая на родном для улусников языке, по душе всем. Иимэ сэбэр хэлэтэй болоо хадаа, Эрженя, буряад XYбYYндэ хадамда гарахал болоо гээшэ хаш. Али би тааруу буряад XYбYY

зууршалхамни гY? - гэжэ нэгэтэ Пэтэнхэнэй эжы наадангаа хэлэhэн юм. - «Раз так чисто говоришь по-бурятски, Эрженя, надо бы тебе замуж за парня-бурята выходить. Может быть, мне подыскать подходящего парня? - сказала однажды мать Пэтэнхэна, шутя».

Но старушка, как известно, и не подозревала, что между ее сыном и молодым врачом уже существуют определенные далеко идущие отношения и возможно со временем молодые люди соединят свои судьбы.

В заключение подчеркнём, что воспитание толерантности на материале бурятской литературы связано с глубоким и тонким обучением подрастающего поколения и общества в целом конкретным навыкам толерантного поведения, с формированием определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивное отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.

Литература

1. Бочкарев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт, становление антропоцентрической парадигмы // Филологические науки. - 2001. -№ 1. - С. 32-39.

2. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. -2006. - № 2. - С. 23-30.

3. Нерознак В.П. Языковая толерантность и культура межнационального общения // Проблемы языкового контактирования в конкретных полиэтнических регионах СССР. - Махачкала, 1991. -С. 12-15.

Санжина Дарима Дабаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры бурятского языка Бурятского государственного университета. E-mail: darima sanzhina <dsanzhina@yandex.ru>

Sanzhina Darima Dabaevna, Doctor of Philology, professor of the chair of buryat language of Buryat state university. E-mail: darima sanzhina <dsanzhina@yandex.ru>

УДК 371 + 15 © О.В. Сергеева

Вопрос как педагогический феномен и его роль в активизации

Статья раскрывает роль вопроса в учебном процессе, механизм его влияния на познавательную деятельность учащихся через его сущность, характер познавательной деятельности, особенности материала. Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, вопрос как средство.

O.V. Sergeeva

Question as a pedagogical phenomenon and its role in activation

The article reveals the role of question in educational process, the mechanism of its influence on cognitive activity of students through its essence, character of cognitive activity, peculiarity of material. Keywords: activation, cognitive activity, question as a means.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся - одна из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Среди множества найденных средств активизации познавательной деятельности учащихся наименее изученным является вопрос преподавателя, самого ученика, учебника.

Цель статьи - показать роль вопроса в учебном процессе, раскрыть механизм его влияния на познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Значимость вопроса в активизации познавательной и мыслительной деятельности состоит, прежде всего, в его сущности. Анализ работ Л.Л. Савченко, Е.Н. Ильина и других дал нам возможность определить вопрос как средство, которое побуждает человека к познанию какого-либо содержания, к его воспроизведению, к поиску в нем различных взаимосвязей, к определенным выводам, оценкам, к определению своего отношения, т.е. к различным мыслительным действиям. Это средство, с помощью которого осуществляется поиск ответа. Вопрос - это мысль, выраженная в форме вопросительного предложения, направленная на поиск новых знаний, учебных действий, на выявление, дополнение, уточнение и конкретизацию знаний.

Вопрос выполняет две основные функции, которые определяют его место в познавательной деятельности учащихся: 1) вопрос как начало умственной деятельности, основанной на мотивации; 2) вопрос как средство получения знаний, поиска ответа.

Известно, что поставленный перед учащимися вопрос, прежде всего, вызывает мотив, желание найти ответ. Но не всякий вопрос может вызвать у человека положительный мотив как начало мыслительной деятельности. Если вопрос требует воспроизведения старого, уже известного из запаса имеющихся знаний, то он не вызывает мыслительной работы учащегося, мышление здесь излишне. В других случаях, когда он направлен на усвоение новых знаний, установление различных связей между предметами и явлениями и на другие мыслительные операции, вопрос вызывает познавательную активность у учащихся. Возникает мыслительный процесс, с помощью которого осуществляется поиск ответа. Из множества возникших ассоциаций при предъявлении учащимся вопроса в ходе мыслительной деятельности неко-

торые из них отсеиваются и начинается «движение мысли в русле намеченного направления» [3, с. 128]. «В случае подтверждения человек принимает решение, испытывая удовлетворение своей потребности в решении вопроса». «Если нет подтверждения, то начинается новое движение мысли» [2, с. 74]. Таким образом, начало движения мысли, вызванное вопросом в правильном направлении, заканчивается получением новых знаний (как ответа на поставленный вопрос). Реализация первой функции вопроса - начала мыслительной деятельности учащегося - знаменует возникновение положительной мотивации деятельности, как поиска ответа на поставленный вопрос. И здесь начинает доминировать вторая функция вопроса - как средство получения знаний, поиска ответа. Адресованный учащимся вопрос должен вызвать познавательную деятельность, на основе которой происходит поиск ответа. В процессе последнего происходят поиск новых знаний (учебных действий), выявление уже имеющихся, дополнение, уточнение, конкретизация, а также поиск форм выражения ответа.

Таким образом, мыслительная деятельность, отражающая первую функцию вопроса, является средством познавательной деятельности, с помощью которой осуществляется поиск ответа, познание (вторая функция вопроса). Этими двумя функциями определяется роль вопроса в активизации познавательной деятельности учащихся.

Реализация вышеназванных функций вопроса прежде всего зависит от того содержания, которое усваивают учащиеся на занятиях (понятия, представления, законы, действия), а также от этапа усвоения этого содержания. В справоч-но-энциклопедической литературе находим следующее определение понятия: «понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений» [5, с. 1035]. Таким образом, при изучении различных понятий используются специальные вопросы, направленные на выделение существенных признаков и свойств, на установление связей и отношений между предметами и явлениями, на выделение общего. Решение этих вопросов осуществляется в ходе мыслительной деятельности, через такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Постановка вопроса зависит и от этапа формирова-

ния понятия. Например, на этапе наблюдения за предметами и явлениями с целью выделения их свойств и признаков используются вопросы, направленные на наблюдение. На этапе выделения признаков наблюдаемых предметов или явлений используются вопросы, направленные на выделение и определение признаков, также и на остальных этапах: выделение существенных признаков, сравнение предметов и явлений по их существенным и несущественным признакам, обобщение (выводы, подведение итога по пройденному материалу, формирование понятий). Таким образом, каждому этапу формирования понятия должен соответствовать специальный вопрос, направленный на организацию познавательной деятельности.

С помощью вопросов идет ознакомление учащихся с различными законами. При изучении законов и закономерностей вопрос предполагает анализ, сравнение различных отношений между изучаемыми предметами, явлениями, обобщение, подведение единичных предметов под их (законов) действие.

При изучении различных дисциплин учащиеся усваивают множество различных действий (умений и навыков).

Объектом действия могут быть слова, понятия и т.п. Само действие состоит из множества операций, расположенных в определенном порядке. В зависимости от того, что является объектом действия, то есть, над чем будет выполняться действие и какие умственные операции нужно осуществить, чтобы выполнить действие, ставятся соответствующие вопросы.

На характер вопроса влияет и этап формирования действия. В зависимости от формируемого действия, от того, какие операции входят в его состав, а также от этапа его формирования будет зависеть характер вопроса преподавателя.

Итак, через две стороны (функции) вопроса: вопрос как начало умственной деятельности и вопрос как средство поиска ответа и получения знаний; через особенности усваиваемого содержания; через этапы работы над учебным материалом можно определить роль и место вопроса в активизации познавательной деятельности учащихся.

Однако роль вопроса в организации познавательной деятельности проявляется также и в путях поиска ответа на него (эмпирический или теоретический), которые, в свою очередь, могут осуществляться по-разному: дискурсивным способом, интуитивным, алгоритмическим, по аналогии. Также роль вопроса в познавательной деятельности проявляется и в характере познавательной деятельности. Предполагаемый заданным вопросом путь поиска ответа определяет характер познавательной деятельности: ре-

продуктивный, частично-поисковый, поисковый, творческий.

Репродуктивный характер деятельности подразумевает чистое воспроизведение учебного материала (воспроизведение каких-либо событий, фактов, списывание готовых предложений, написание диктантов, воспроизведение какого-либо учебного содержания наизусть, воспроизведение различных определений) и соответствует таким способам поиска ответов на вопросы, как алгоритмический и по аналогии.

На наиболее высоком уровне по своему содержанию стоит частично-поисковая деятельность, при которой осуществляется совместный поиск ответа на вопрос с элементами самостоятельности учащихся: нахождение нужного безударного гласного (русский язык), нахождение ответа в аналогичных между собой примерах, проверка правильности постановки знаков больше, меньше в неравенствах (математика) и т.д.

Такого рода вопросы и задания способны вызвать определенную познавательную активность, так как предполагают алгоритмический способ познания и по аналогии.

Вопросы, направленные на поисковую деятельность, вызывают большую активность детей, так как предполагают самостоятельный выбор правильного пути решения. В этом случае происходит мобилизация почти всех внутренних сил ребенка, так как основными способами познания являются интуитивный и дискурсивный пути.

Самый высший этап активной деятельности учащихся - это творческий подход, когда учащиеся могут по-своему, неординарно мыслить, решать и находить ответ на те или иные вопросы и задания. Творческий характер поиска ответа предполагает дискурсивный и интуитивный способы познания, которые имеют свое отличие при поисковой и творческой познавательной деятельности. Это отличие состоит в том, что поисковая познавательная деятельность заключается в самостоятельном выборе правильного пути решения, а творческая - в неординарном мышлении.

Вопросы могут выступать в различных формах: в форме вопросительного предложения, проблемных задач (математические задачи, различные задачи на смекалку и т.д.), в форме учебных заданий (по литературе, обществозна-нию, истории, географии и т.д.).

Проведенный анализ сущности вопросов дает возможность сделать их классификацию, в основу которой положен характер познавательной деятельности, организуемой в ходе поиска ответа на него. Можно выделить следующие группы вопросов: 1) вопросы, вызывающие репродуктивный характер познавательной деятельности; 2) во-

просы, вызывающие частично-поисковый и поисковый характер познавательной деятельности; 3) вопросы, вызывающие творческий характер познавательной деятельности.

Первая группа включает три вида вопросов (заданий): а) вопросы, направленные на воспроизведение и проверку учебного содержания, например: что такое общество?; какие стадии развития общества вы знаете?; дайте им характеристику (обществознание, раздел: «Общество»); б) вопросы, направленные на раскрытие смысла слов, выражений и высказываний какого-либо текста, с которым работают учащиеся, например: объясните значение слов: консенсус и тенденция (деловое общение, тема: «Конфликт и методы урегулирования конфликта»); как вы понимаете выражение: познание - постижение человеком меры собственного невежества? (обществознание, раздел: «Познание»); в) вопросы, направленные на обогащение знаний и личного опыта учащихся, например: узнайте о национальных особенностях делового этикета (деловое общение, тема: «Этика и деловой этикет»); найдите национальные стили ведения деловых переговоров и расскажите о них (деловое общение, тема: «Ведение переговоров с деловыми партнёрами»). Приведенные вопросы и задания не вызывают поисковой и творческой деятельности и, следовательно, большой познавательной активности. Но отказываться от них нельзя, так как они необходимы для более сознательного изучения материала. А чтобы вызвать небольшой интерес к этим вопросам, необходимо, чтобы усваиваемый материал был интересным для учащихся.

Вопросы, входящие во вторую группу, предполагают частично-поисковый и поисковый характер познавательной деятельности. Они включают несколько видов вопросов: а) вопросы, направленные на выделение признаков предмета, явления и любого другого объекта; б) вопросы на выделение главного в содержании, свойствах, предметах, действиях; в) вопросы на сравнение предметов, явлений, различных понятий по их свойствам и признакам, на установление их сходства и различия; г) вопросы на определение различных связей и отношений между предметами или явлениями во времени и пространстве (причинно-следственные связи, временные и пространственные связи); д) вопросы на подведение предмета или явления под понятие; е) на обобщение изучаемого материала: на личное отношение, на определённые выводы по содержанию и форме материала, на осознание значимости и формирование понятий, на определённые выводы и подведение итога по изученному материалу. С помощью вопросов, направленных на выделение признаков предме-

та, явления и любого другого объекта, учащиеся анализируют поведение литературных и исторических героев, их характеры, различные ситуации, возникающие между людьми, выделяют различные стороны и свойства в предметах или явлениях, выделяют в словах их составные части (приставку, корень, суффикс, окончание), в предложениях их члены (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены), работают над звуковым составом слов и др. Например, проанализировать конкретную конфликтную ситуацию, предложенную учащимися или преподавателем: определить тип конфликта, его причину, метод урегулирования (деловое общение, тема: «Конфликт и методы урегулирования конфликта»); найти, допущенные ошибки в критических замечаниях, предложенных преподавателем (деловое общение, тема: «Конструктивная критика»). С помощью вопросов, направленных на выделение главного в содержании, свойствах, признаках, действиях, учащиеся учатся искать, выделять главное в прочитанном отрывке, в выученном правиле, в произведении, в выделенных свойствах и признаках, в человеческих отношениях, в поступках людей и т.д. Например: назовите основной признак общества охотников и собирателей; назовите главный признак аграрного общества; назовите, что характерно, прежде всего, для индустриального общества (обще-ствознание, тема: «Объективные и субъективные факторы развития общества»); назовите главную особенность разговора по телефону (деловое общение, тема: «Этические нормы телефонного разговора»); что главным образом влияет на формирование личности человека? (обществознание, тема: «Влияние общества на личность»). Выделение главного предполагает сложный анализ, так как, отвечая на такой вопрос, учащийся должен не только выяснить составные части объекта, но и выделить главное, существенное.

Вопросы на сравнение предметов, явлений, понятий по их свойствам и признакам, на установление их сходства и различия часто используются преподавателем на занятиях. Вопрос, направленный на сравнение, будет разрешен учащимися тогда, когда будут верно выделены все стороны наблюдаемого объекта, выделено основание для сравнения, т.е. будет осуществлена работа с вопросами первого типа. Например: найдите отличительные особенности проведения деловой беседы и телефонного разговора (деловое общение, тема: «Этические нормы телефонного разговора»); чем дети отличаются от взрослых с точки зрения социализации? (обществознание, тема: «Личность. Влияние общества на личность»); чем действия

отличаются от деятельности? (обществознание, тема: «Бытие человека и мир человеческой повседневности»). Вопросы, направленные на сравнение, могут использоваться после анализа или после выделения главного, их постановка зависит от особенностей работы над тем или иным учебным содержанием.

Вопросы, направленные на определение различных связей и взаимоотношений между предметами или явлениями во времени и пространстве (причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения), могут вызвать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Например, идет работа с учащимися по выяснению каких-либо взаимосвязей и отношений между изучаемыми объектами по вопросам преподавателя. Эти вопросы вызывают у учащихся умственную операцию - сравнение. Учащиеся начинают обнаруживать различие в связях рассматриваемых предметов или явлений. Например: можно ли сказать, что чувственное познание и рациональное мышление взаимосвязаны? Почему? (обществознание, тема: «Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Истина и ложь»). Какие знания об окружающем мире и зачем необходимы каждому современному человеку? (обществознание, раздел: «Познание»). Вопросы, направленные на определение различных связей между предметами или явлениями, могут требовать от учащихся осуществления такой мыслительной операции, как обобщение. Например: зачем используется невербальный язык в общении между людьми? (деловое общение, тема: «Вербальные и невербальные средства общения»).

Вопросы, направленные на подведение под понятие, вызывают совокупность мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение. Допустим, надо подвести под понятие какой-либо предмет. Для этого необходимо выделить существенные признаки этого предмета; определить соотношение данного объекта с тем понятием, под которое подводится рассматриваемый объект. Вопросы, направленные на обобщение изучаемого материала: на выражение личного отношения, на определенные выводы по содержанию и форме материала, на осознание его значимости, на формирование понятий и подведение итога по изученному материалу также предполагают частично-поисковый и поисковый характер познавательной деятельности. Например: для чего нужно знать индивидуальные особенности личности в общении? (деловое общение, на осознание значимости); что нового и интересного мы с вами узнали на занятии? (на подведение итога); зачем мы используем невербальный язык в общении между людьми? (деловое

общение, тема: «Вербальные и невербальные средства общения», на осознание значимости); что такое экономика? (обществознание, тема: «Экономика и производство», на формирование понятия); что такое производство? (обществознание, тема: «Сущность производства», на формирование понятия). Учащиеся смогут найти ответ на вопросы, предполагающие обобщение, только в том случае, если у них будут сформированы способы поиска ответов на предыдущие вопросы.

Вопросы, предполагающие творческий характер познавательной деятельности (третий тип вопросов), включают следующие виды вопросов: 1) вопросы, направленные на практическое применение знаний в новых ситуациях; 2) вопросы, направленные на воссоздающее и творческое воображение; 3) вопросы, направленные на наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности и их свойствами. Вопросы, направленные на практическое применение знаний в новых ситуациях, предполагают одновременное действие многих мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, установление связей и зависимостей, так как применение знаний на практике требует применения знаний в другой особой ситуации, в других новых условиях. Учащийся должен еще раз выделить и воспроизвести в уме те свойства, признаки, которые ему необходимы для практического применения знаний. Приведу пример заданий, направленных на практическое применение знаний: найдите ошибки в критических замечаниях, предложенных преподавателем (деловое общение, тема: «Конструктивная критика»); составьте конструктивную критику другому человеку по поводу его профессиональной деятельности (деловое общение, тема: «Конструктивная критика»); составьте облик делового человека (деловое общение, тема: «Этика и деловой этикет»); придумайте и изобразите схему развития общества (обществознание, тема: «Объективные и субъективные факторы развития общества»).

Вопросы, направленные на развитие воссоздающего и творческого воображения, дают возможность учащимся представить ту или иную ситуацию, предмет или явление, которые нельзя показать учащимся непосредственно. Например: представьте себе, что вы руководитель компании, организации или предприятия. Что вы будете учитывать при формировании трудового коллектива? (деловое общение, тема: «Деловое общение в трудовом коллективе»). Подобные вопросы (задания) должны использоваться там, где должны присутствовать творчество и самостоятельность мышления.

Вопросы, направленные на организацию наблюдения за явлениями окружающей действительности, за предметами и их свойствами, осуществляются с помощью сравнения, поиска и названия признаков, которые были обнаружены благодаря сопоставлению объектов.

В основе наблюдения лежит анализ: мы наблюдаем за предметами или явлениями и их свойствами не ради наблюдения, а ради того, чтобы выделить существенные свойства, срав-

нить их и сформировать понятие, т.е. наблюдение осуществляется всегда целенаправленно. Например: рассмотрите этапы подготовки и этапы проведения деловой беседы и телефонного разговора, скажите, что в них общего (деловое общение, тема: «Этические нормы телефонного разговора»).

Таким образом, описанную выше классификацию вопросов можно показать в виде таблицы.

Таблица 1

Классификация вопросов по характеру познавательной деятельности, организуемой в ходе поиска ответа на вопрос

Вопросы, предполагающие репродуктивный характер познавательной деятельности Вопросы, предполагающие частично-поисковый и поисковый характер познавательной деятельности Вопросы, предполагающие творческий характер познавательной деятельности

Вопросы, направленные на: 1) воспроизведение и проверку усвоения учебного материала; 2) раскрытие смысла слов, выражений и высказываний какого-либо текста, с которым работают учащиеся; 3) обогащение знаний и личного опыта учащихся. Вопросы, направленные на: 1) выделение признаков предмета, явления и любого другого объекта; 2) выделение главного в содержании, свойствах, предметах, действиях; 3)сравнение предметов, явлений, различных понятий по их свойствам и признакам, установление их сходства и различия; 4) определение различных связей и отношений между предметами или явлениями во времени и пространстве (причинно-следственные связи, временные и пространственные связи); 5) подведение предмета или явления под понятие; 6) обобщение изучаемого материала: личное отношение, определенные выводы по содержанию и форме материала, осознание значимости и формирование понятий, определенные выводы и подведение итога по изученному материалу. Вопросы, направленные на: 1) практическое применение знаний в новых ситуациях; 2) воссоздающее творческое воображение; 3) наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности и их свойствами.

Таким образом, роль вопроса в активизации познавательной деятельности обучающихся определяется его сущностью, характером познавательной деятельности, содержанием, которое подлежит усвоению, этапом его (материала) усвоения, путями поиска ответа, а также формами выражения вопроса.

Литература

1. Ильин Е.Н. Искусство общения. Педагогический поиск. - М., 1987.

2. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М., 1985.

3. Лернер Л.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

4. Савченко Л.Я. Развивать познавательную активность первоклассников // Начальная школа. -1977. - № 11.

5. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова и др. - М., 1985.

Сергеева Ольга Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики Восточно-Сибирской академии образования. E-alrsandr_ershov_97@mail.ru.

Sergeeva Olga Vyacheslavovna, postgraduate student, department of pedagogy, East-Siberian Academy of Education. E-alrsandr_ershov_97@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.