Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности обучаемых средствами вопросов (на опыте проведения занятий по деловому общению)'

Активизация познавательной деятельности обучаемых средствами вопросов (на опыте проведения занятий по деловому общению) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОПРОС КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАРАКТЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удольская О. В.

В статье раскрываются основные подходы к проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся средствами вопросов на занятиях по деловому общению. Она достигается посредством реализации организационно-педагогических условий, связанных, прежде всего, с направленностью вопросов и организацией беседы, т. е. обеспечения учебного процесса вопросами, направленными на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Рассматривается организация работы с вопросами в соответствии с особенностями учебной дисциплины, содержание которой подлежит усвоению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVATION OF LEARNERS' COGNITIVE ACTIVITIES BY MEANS OF QUESTIONS (BASED UPON THE EXPERIENCE OF BUSINESS COMMUNICATION LESSONS)

This article exposes the main approaches to the problem of activation of learners' cognitive activities by means of questions at the social science lessons. It is achieved through the implementation of organizational and pedagogical conditions associated particularly with the focus of the questions and the organization of the conversation, in other words, ensuring the educational process with the questions aimed to activate the cognitive activity of students. We consider the organization of work with questions in accordance with the features of the academic discipline, the content of which is to be mastered.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности обучаемых средствами вопросов (на опыте проведения занятий по деловому общению)»

8. Терентьев А. А., Свадьбина Т. В. Духовно-нравственные ориентиры воспитания молодежи в идейном наследии И. А. Ильина. Нижний Новгород, Нижегородский региональный институт управления и экономики, АПК, 2000. 32 с.

9. Козырьков В. П., Свадьбина Т. В., Немова О. А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 2. С. 15-25.

УДК 371.315 Науч. спец.: 13.00.01

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ СРЕДСТВАМИ ВОПРОСОВ (НА ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ)

В статье раскрываются основные подходы к проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся средствами вопросов на занятиях по деловому общению. Она достигается посредством реализации организационно-педагогических условий, связанных, прежде всего, с направленностью вопросов и организацией беседы, т. е. обеспечения учебного процесса вопросами, направленными на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Рассматривается организация работы с вопросами в соответствии с особенностями учебной дисциплины, содержание которой подлежит усвоению.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, вопрос как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, мыслительная деятельность, характер познавательной деятельности обучающихся.

10. Nemova O. A., Retivina V. V., Kutepova L. I., Vinnikova I. S., Kuznetsova E. A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 13. P. 6226-6237.

© Немова О. А., Карташева И. А., 2019

O. B. ydonbCKan O. V. Udolskaya

THE ACTIVATION OF LEARNERS' COGNITIVE ACTIVITIES BY MEANS OF QUESTIONS (BASED UPON THE EXPERIENCE OF BUSINESS COMMUNICATION LESSONS)

This article exposes the main approaches to the problem of activation of learners' cognitive activities by means of questions at the social science lessons. It is achieved through the implementation of organizational and pedagogical conditions associated particularly with the focus of the questions and the organization of the conversation, in other words, ensuring the educational process with the questions aimed to activate the cognitive activity of students. We consider the organization of work with questions in accordance with the features of the academic discipline, the content of which is to be mastered.

Keywords: activation of cognitive activity, question as the means of activation of learners' cognitive activities, thinking activity, character of the cognitive activity of the students.

Эффективность познавательной деятельности обучающихся зависит от развития у них познавательного интереса и устойчивой мотивации на познавательную деятельность, отработку общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Стремление к конечному результату возможно только в активной познавательной деятельности как поэтапном и комплексном процессе развития личностных качеств обучающегося, общеучебных умений и навыков практической деятельности, направленной на создание образовательных продуктов, отражающих применение знаний на практике.

Условием активизации познавательной деятельности является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Итак, одна из проблем, с которой сталкивается преподаватель на занятиях в колледже: как развить познавательный интерес, как научить обучающихся думать над учебным материалом, рассуждать, как развить умение искать в тексте смысл и т. д. Соответственно, необходимо совершенствовать методы, формы и средства обучения, обеспечивающие широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Инновационные методы и технологии выступают как средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных прежде всего не на механическое получение знаний, выработку умений и навыков, а на возрастание мотивации и познавательной активности обучающегося, на освоение различных способов познавательной деятельности.

Роль вопроса в познавательной деятельности — проблема, ведущая свою историю еще с античных времен и широко разрабатываемая в наше время. Начиная с Сократа [1, с. 308], вопрос рассматривался как источник внутреннего и внешнего диалога, в процессе которого происходит постижение истины. Метод Сократа базируется на прове-

дении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, свое неведение.

Современные исследователи психологии мышления Е. С. Белова [2, с. 58], А. М. Матюшкин [3, с. 121], Н. Б. Шумакова [4, с. 96] рассматривали вопрос как неотъемлемый элемент структуры мышления и познания окружающей действительности. Логическую природу вопроса анализировали философы и логики: А. Д. Гетманова [5], Ю. И. Зуев [6], Н. И. Кондаков [7] и др. С. И. Архангельский [8, с. 262], В. Бертон [9, с. 24], Н. Г. Дайри [10, с. 142] и др. изучали дидактические аспекты вопроса, говоря о его бесспорной познавательной роли. Методика применения вопроса исследовалась К. П. Королевым [11], З. А. Смирновой [12].

Большинство из названных исследователей солидаризировались в том, что действительно полезным можно назвать вопрос, на который не просто нужно ответить, основываясь на учебнике или лекции, а «запустить» все, что имеется в арсенале обучающегося — от логики до жизненного опыта. Недаром до сих пор известностью пользуется майевтика Сократа как метод получения знаний через наводящие вопросы. Правильно спросить учащегося — значит запустить его мыслительные процессы, а не заставить всего лишь реагировать на внешний раздражитель. Речь о том, что умело поставленные вопросы могут спровоцировать усиленный интерес к проблеме, дискуссию, обсуждение, выявить потребность в дополнительном изучении учебного материала, включить воображение и эмоции.

Несмотря на общее признание того, что вопросу принадлежит важная роль в процессе постановки и поиска решения задачи, в осуществлении процессов понимания и достижении нового знания, систематического изучения вопроса в структуре познавательной активности, включающей порождение проблемы и формирование мыслительной задачи, решение и обоснование найденного решения, не проводилось. В результате функционирования вопросов в мыслительном процессе особенности проявления активности субъекта в проблемных ситуациях остаются малоизученными.

Предпочтение в методических рекомендациях следует отдавать вопросам и заданиям, направленным прежде всего на поиск новых знаний, установление различных связей между предметами или явлениями, сравнение предметов, явлений, различных понятий по их свойствам и признакам, установле-

Попробуем раскрыть активизирующие возможности вопроса в познавательной деятельности обучающихся на занятиях по деловому общению в колледже, которые можно строить посредством внедрения в процесс обучения следующих организационно-педагогических условий:

1) условия, связанные с направленностью вопросов и организацией беседы:

- обеспечение учебного процесса вопросами, направленными на активизацию познавательной деятельности обучающихся, т. е. соответствующими определенному виду познавательной и мыслительной деятельности;

- организация работы с вопросами в соответствии с особенностями учебной дисциплины, содержанием, которое подлежит усвоению, этапами работы над этим содержанием и этапами проведения занятия в зависимости от его типа;

- построение вопросов в логической последовательности в сочетании с другими видами деятельности, регулирование их количества;

- профессиональная направленность вопросов преподавателя;

2) условия, связанные с взаимодействием преподавателя и обучающихся:

- умение преподавателей правильно формулировать вопросы и их способность доносить мысли до обучающихся;

- понимание обучающимися значимости, смысла выполняемой деятельности (работы по вопросам);

- создание ситуации комфортности и сотрудничества, активности во взаимодействии с обучающимися;

- продолжительность работы с вопросами на занятиях на основе психофизиологических особенностей обучающихся.

Подготовка к занятию заключается в разработке методических рекомендаций повышения эффективности познавательного процесса средствами вопросов к каждому занятию в рамках дисциплины «Деловое общение» с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. Методические рекомендации предполагают обозначение темы занятия, определение характера вопросов по характеру мыслительной и познавательной деятельности, этапы работы над содержанием, которое подлежит усвоению, или этапы проведения занятия в зависимости от его типа (форма таблицы 1).

Таблица 1

ние их сходства и различия, выделение главного в содержании, свойствах, предметах, действиях, практическое применение знаний в новых ситуациях и другие мыслительные действия со знаниями. Таким образом, каждый вопрос нужно анализировать с точки зрения его активизирующих возможностей.

Вопросы и задания (дисциплина, тема, тип занятия)

методический аппарат (вопросы и задания) Характер вопросов (мыслительная деятельность, инициируемая вопросом) Характер познавательной деятельности, вытекающий из вопроса Этапы работы над учебным содержанием, которое подлежит усвоению или этапы работы на занятии, в зависимости от его типа

1. 2. 3. 4.

Гуманитарные исследования • 2019 • № 2 (23)

137

Занятия целесообразно составлять поэтапно в зависимости от их типа (проверка домашнего задания, изучение нового материала, повторение и закрепление полученных знаний, упражнения по формированию умений и навыков и т. д.). Соответственно, вопросы необходимо формулировать с учетом особенностей каждого этапа занятия и целей, которые ставятся преподавателями на каждом этапе. Одновременно следует учитывать и этапы работы над тем содержанием, которое подлежит усвоению: законы, понятия, действия и т. д.

Вопросы необходимо выстраивать в логической последовательности, разнообразить по форме и содержанию в сочетании с другими видами деятельности, регулировать их количество. Надо сказать и о том, что в методических рекомендациях не следует исключать вопросы репродуктивного характера, использование которых, на наш взгляд, необходимо для проверки усвоения учебного содержания, раскрытия смысла слов, выражений и высказываний какого-либо текста, с которым работают обучающиеся, обогащения знаний и личного опыта учащихся и т. д.

Второй этап (процесс работы по вопросам) рекомендуется начинать с постановки перед обучающимися цели предстоящей деятельности: получение новых знаний для расширения своего кругозора и обогащения личного опыта, раскрытие смысла слов, выражений и высказываний, усвоение законов, формирование понятий, представлений об изучаемом предмете или явлении окружающей действительности и т. д. Для обеспечения учебного процесса вопросами, соответствующими определенному виду познавательной деятельности (частично-поисковый, поисковый, творческий) следует предварительно анализировать их активизирующие возможности.

Необходимо уделять внимание на занятиях созданию ситуации комфортности и сотрудничества, активности во взаимодействии со студентами, созданию спокойной, доверительной обстановки во время беседы. Не только преподаватели должны осуществлять воздействие на студентов посредством вопросов и других методов и приемов обучения, но и студенты должны быть равноправными участниками учебного процесса. Поэтому любому преподавателю нужно руководствоваться в своей работе дидактическими, психологическими и методическими принципами (положениями), которые касаются прежде всего взаимодействия студентов и преподавателя, непосредственно самой работы по вопросам и заданиям, а также учебного процесса в целом.

Планируя работу на занятии, следует учитывать особенности возраста обучающихся. Возраст студентов первого курса 15-17 лет. Обучающиеся могут удерживать свое внимание не более 20-25 минут, а некоторые студенты еще меньше. Исходя из этого следует четко определять время на занятии для работы по вопросам.

Работу по вопросам полезно строить в логике будущей профессии, что должно стимулировать познавательную активность обучающихся и интерес студентов к выбранной специальности. Приведем примеры некоторых вопросов, направленных на их будущую профессиональную деятельность. При изучении темы «Этические нормы телефонного разговора» на занятии по деловому общению:

- нужно ли уметь разговаривать по телефону автомеханику или начальнику автомобильной сервисной службы с людьми, которые звонят в сервисный центр, и почему?

При изучении темы «Конструктивная критика»:

- зачем нужно знать и применять правила конструктивной критики? (установление причинно-следственных связей, поисковая познавательная деятельность). Темы для телефонного разговора преподавателю и студентам следует предварительно обсудить, после чего обучающиеся могут работать малыми группами, распределяя между собой роли. После этого составленные диалоги можно зачитывать по ролям.

Финальный этап заключается в контроле и оценке при подведении итогов работы по вопросам и заданиям. Любая учебная деятельность, в том числе и работа студентов по вопросам и заданиям, должна быть оценена, чтобы учащиеся понимали, какого результата в работе они достигли. Любой результат, тем более положительный, будет стимулировать желание у студентов работать на занятиях и в дальнейшем ставить и достигать новых целей, улучшать результаты своей учебной деятельности. Таким образом, студенты должны научиться более конструктивно вести диалог, отвечать на вопросы, четко формулируя свои ответы, т. е. не просто давать полный и грамотный ответ на задаваемый вопрос, но и обосновывать его, стать равноправными участниками диалога.

1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М. : Просвещение, 1981. 582 с.

2. Белова Е. С. Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач : дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 189 с.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1975. 368 с.

4. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. 336 с.

5. Гетманова А. Д. Логика : учеб. для студентов педагогических вузов. М. : Высшая школа, 1989. 287 с.

6. Зуев Ю. И. Логическая интерпретация вопроса // Логико-грамматические очерки. М. : Высшая школа, 1961. 198 с.

7. Кондаков Н. И. Введение в логику. М. : Наука, 1967. 467 с.

8. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учеб.-метод. пособие. М. : Высш. шк., 1980. 368 с.

9. Бертон В. Принципы обучения и его организация: пер. с англ. / под ред. Г. П. Вейсберга, Е. В. Гурьянова. М. : Учпедгиз, 1934. 350 с.

10. Дайри Н. Г. Проверка знаний и познавательная деятельность класса: исследования в обучении истории. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 159 с.

11. Королев К. П. Беседа как метод сообщения новых знаний в 5-7 классах школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1954. 16 с.

12. Смирнова З. А. Вопросы и задания учителя как средство активизации мышления учащихся при сообщении новых знаний на уроке : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1960. 16 с.

© Удольская О. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.