УДК 373.1.02
ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© 2012 щихалиев Х.Ш., Ибрагимова Л.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье исследуются вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, их активного участия в восприятии знаний по математике, использования игровой формы обучения, способствующей активизации мыслительной деятельности школьников, расширению запаса активных слов русского языка, повышению качества знаний по математике.
The article deals with the problems of activation of the schoolchildren’s cognitive activity, their active participation in the perception of knowledge in Mathematics, the use of the game forms of the education that facilitates the activation of the schoolchildren’s cognitive activity, the expansion of the Russian active vocabulary, the quality improvement of the knowledge in Mathematics.
Ключевые слова: игра, урок, математика, национальная школа, качество знаний, учащиеся, V-IX классы.
Keywords: game, lesson, mathematics, national school, quality of knowledge, schoolchildren, 5-9 forms.
В дагестанской национальной школе обучение всем предметам с пятого класса ведется на русском языке, неродном для учащихся. В этих условиях роль учителя возрастает, он «выступает как помощник становления и развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знанию, меры его понимания или непонимания изучаемого материала» [4. С. 381].
Серьезным препятствием для учащихся становится языковой барьер. Недостаточный активный словарь русского языка намного снижает мыслительную деятельность учащихся национальной школы, обучение же в форме игры способствует ее активизации. При этом игра на уроках математики в национальной школе не самоцель, а средство обучения и воспитания, поскольку школьник в игровой деятельности учится трудиться, самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, показать свое Я и др. Если учащиеся затрудняются в нахождении суммы двух обыкновенных дробей с разными знаменателями, но хорошо умеют выполнять это действие с одинаковыми знаменателями, можно предложить игровое задание: «Кто составит как можно больше примеров дробей, равных
7
данной дроби, например 8 , тот и победитель». Учитель наводящим вопросом может помочь школьникам: умножить или разделить и числитель, и знаменатель данной дроби на одно и то же 7 _ 14 _ 21 _ 28 _ 140 _ 210 число: 8 16 24 32 160 240 При выполнении таких заданий пассивный запас русских слов
учащегося активизируется. При этом смысл слов, воспринимаемых в процессе игровой деятельности, усваивается, развивается попутно и речевая активность. То есть игра выступает как средство умственного развития детей, служит каким-то «неумолимым умешенным запросом, который пробуждает ребенка к неусыпной деятельности» [5. С. 99]. Так, нами учащимся 5 класса было предложено задание: назвать несколько пар чисел - длины сторон прямоугольника, имеющего одну и
ту же площадь (например, 20 ом2). В процессе выполнения этого задания учащиеся усваивают возможность не только представления числа в виде произведения двух других целых чисел, но и бесконечность таких примеров произведения двух чисел, как с приближенным, так и точным ответом:
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. В условиях школы, где языком обучения является русский -неродной для учащихся, игра становится не только желательным, но и обязательным приемом в процессе обучения. Например, учащимися слабо воспринимается понятие «коллинеарные векторы» на начальном этапе. Учитель предлагает задание: «Кто сколько параллельных векторов может начертить в течение трех минут?» и сам включается в процесс только для координации действий учащихся, направляя их мысль на осознание смысла слова «параллельно», относящегося и к противоположно направленным векторам. На основе таких заданий учащиеся приходят к пониманию смысла слова «коллинеарно», которым можно заменить слово «параллельно». При выполнении подобных упражнений учащиеся легко осознают такие задания, как нахождение суммы одинаковых векторов, которые в итоге заменяются действием умножения вектора на число (подобно умножению чисел: 2+2+2+2=2-4). Весь процесс протекает в игровой форме, императивность в выполнении заданий заменяется самостоятельной учебной деятельностью. Работу обобщает учитель, переходя к абстрактной форме выражения
отношений между коллинеарными векторами. Если вектор ■ I^ параллелен вектору
, то это взаимоотношение записывается равенством: = а ■ МР ^ или же МР = с ■ АВ ^ где
а и с — действительные числа, в данном случае я=1/с.
Игровая форма выполнения того или иного задания мобилизует мыслительную деятельность учащихся, школьники приучаются к самостоятельному осмыслению, что очень важно для противопоставления императивному методу обучения (сделай то, выполни по шаблону, образцу) и приучает школьника к творческому мышлению. Еще в первой половине XX века П. П. Блонский отмечал, что теория игры находится лишь на начальной стадии исследования» [1. С. 109], что удовлетворительной теории игры пока нет, и не может быть потому, что термин «игра» прилагается к самым разнообразным видам деятельностей. Ученый подчеркивал, что специфическое удовольствие от игры связано с преодолением непосредственных побуждений. Именно это направление мы имеем в виду: побуждать мыслительную деятельность учащихся тогда, когда недостаточный запас русских слов препятствует восприятию учебного материала, так как игровая форма пробуждает у учащегося стремление быть первым в соревновании за правильный ответ на поставленный вопрос.
Исходя из понимания роли игры в развитии детей, обучающихся в У-1Х классах, мы рассматривали игру как состязание, которое создает атмосферу игры и активизирует учебную деятельность школьников. Даже устные упражнения на уроке (например, устный счет), становясь элементами игровой «оболочки», активизируют мыслительную деятельность школьников, раскрывают их потенциальные возможности. Игра также приучает к коллективным действиям. Когда мы употребляем слова «игра» и «игровая оболочка», резкой границы между их смыслами не подразумеваем, а исходим из исследований В. Е. Коваленко, считающего такое разделение условным: «Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности» [3. С. 6].
Л. С. Выготский подчеркивал большое значение игры в развитии и воспитании ребенка: «В игре же дети - уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [2. С. 434], что подтверждается нашей практикой обучения школьников даже в старших классах. Знакомя учащихся с признаками равенства треугольников, учитель предложил им придумать свой признак равенства треугольников. В этом соревновании активизировалась познавательная деятельность
учащихся. В качестве трех элементов треугольника один учащийся взял три высоты, другой взял три медианы, третий три угла и т. д. Коллективно анализируя их ответы, один ответ (равенство трех углов) пришлось отвергнуть как ложный, поскольку тут третий элемент не задан, третий его угол находится по двум заданным. Такой признак не свидетельствует о равенстве треугольников, что легко доказывается рисунками. Подобные игровые «оболочки» в процессе обучения способствуют не только активизации учебной деятельности школьников, но и усвоению самого материала большинством учащихся. Диалог вокруг этой игры продолжается долго не только на уроке, но и среди самих учащихся вне урока. Учащиеся, развивая свою речь, допуская некоторую вольность в ней, стали интересоваться тем, что только остановились на тех трех признаках, о которых сказано в учебнике. Последствия такой игровой деятельности на уроке оказались глубокими, такой процесс управления обучением натолкнул учащихся на системность знаний, глубину усваиваемого материала, прочность его запоминания. Об этом свидетельствует следующий пример.
Тема урока: «Площадь треугольника». Проводив беседу о единицах измерения площади и напомнив учащимся о способе вычисления площади прямоугольника, учитель предлагает им задание: «Кто сумеет вырезать из листа бумаги кусочек формы треугольника (любого)?». Соревнуясь в процессе выполнения этого задания, учащиеся в ходе активной учебной деятельности предъявляют результат своего труда. Игра продолжается усложнением задания: этот треугольник нужно переделать (перекроить) в прямоугольник. Учитель, напомнив учащимся о средней линии треугольника, вызывает к доске двух учащихся, и предлагает им провести среднюю линию в своих треугольниках. Кто точнее, вернее? Одновременно и учащиеся класса выполняют это задание в своих треугольниках, а затем, по заданию учителя, отрезают от этого треугольника другой треугольник, делая разрез по его средней линии.
Процесс продолжается проведением линии высоты в отрезанном треугольнике из вершины С и разбиванием его на две части (на два треугольника) по линии высоты (рис. 1а).
Файл [Травка Вид Вставка Формат
□ & л а й і а о. ^
44 Обычный + 14 г -г СаІіЬгі
Сервис Таблица Окно Справка
І І& .<* I - т О- г. | А Щ р. р, іі Щ| а 1Г 185%
14 - ж. л~ ]± т ш т |Щ| +ш т •= Щ ЕВ -
Введите вопрос
Чтение л/сё : ■ ________________
:_йі ЫН
= К н
і
дание в своих треугольниках, а затем, по заданию учителя, отрезают от этого треугольника другой треугольник, делая разрез по его средней линии.
Процесс продолжается проведением линии высоты в отрезанном треугольнике из вершины С и разбиванием его на две части {на два треугольника) по линии высоты {рис. 1а).
а!
Рис.1
б)
Учитель обращает внимание на образовавшиеся фигуры: два треуголь-
”§5*1< ни 1 [>']
Рисование - 1* Автофигуры - \ ЧПОИ4й11Э т- А. -г = і_і ^
31»
авааашшн
КВ
и йа а а1У за.
•к Обычный + 14 г т СаНЬп
- ж к ч в з а|в|1= т
| -51 *А 155% • ® 43 Чтение 1/« х' х. ^
•Е ЕЗ - а&? - А т =
! Ш IНВ 'Л
= К Я
■
дание в своих треугольниках, а затем, по заданию учителя, отрезают от этого треугольника другой треугольник, делая разрез по его средней линии.
Процесс продолжается проведением линии высоты в отрезанном треугольнике из вершины С и разбиванием его на две части (на два треугольника) по линии высоты {рис. 1а).
а)
Рис.1
б)
Учитель обращает внимание на образовавшиеся фигуры: два треуголь-
в
мш*1( 1 .1111111П.11ТПТ1.-П ми 1 |>|
°Фигуры*■ \ 4 1 1 о 1аш.^А 1а1 Ш =
Стр. 6 Разд 1 6/9 На 6,6см Ст 5 Кол 58 русский (Рс |ЩК
Учитель обращает внимание на образовавшиеся фигуры: два треугольника и один четырехугольник. Игра вступает в новую фазу: «Кто сумеет из этих трех фигур образовать (сконструировать) один прямоугольник?». Учащиеся, соревнуясь, выполняют задание.
В процессе беседы выясняется способ вычисления площади образовавшегося прямоугольника, и затем сравниваются размеры сторон прямоугольника и первоначального треугольника. Высота треугольника делится его средней линией на две равные части, но его основание не изменилось. Оно совпадает со стороной прямоугольника. Делается вывод: пишется формула вычисления площади
(прямоугольника), которая является одновременно и формулой вычисления площади
1 1
£ = я — Иа = — а ■ Ьа
треугольника: 2 2
В процессе такой активной учебной деятельности актуальное развитие учащихся перешло к ближайшему уровню развития, то есть от актуальности имеющихся запасов знаний по вычислению площади прямоугольника школьник перешел к зоне ближайшего своего развития, причем активность учебной деятельности дала
школьникам возможность осознавать содержание и смысл выполняемого задания. При этом им не стал препятствовать слабый запас русских слов, который пополнился новыми активными словами. Процессу усвоения и расширению запаса слов
способствовали элементы игры, активизируя учебную познавательную деятельность.
Таким образом, в национальной школе элементы игры на уроках математики способствуют интенсивному развитию мышления учащегося; обучение, опережая актуальный уровень развития, привело в движение силы, находящиеся в зоне
ближайшего его развития. Другими словами, познавательная задача, отвечающая уровню ближайшего развития, стала доступной благодаря «мостику» для перехода от актуального уровня развития мышления к ближайшему уровню развития (от
прямоугольника к треугольнику), активизируя познавательные усилия (переделать треугольник в прямоугольник). При выполнении этого задания наблюдается повышенный интерес учащихся, осознающих суть учебной деятельности, которой
сопутствовали элементы игры, элементы соревнования. В процессе такого соревнования (я быстрее и лучше других) отсутствие необходимого запаса слов русского языка не стало помехой для осознания сути решаемой проблемы, а наоборот, словарный запас пассивных слов стал активным, и здесь произошло развитие активной русской речи.
Технологическая культура учителя не всегда может быть направлена на эффективные методы обучения, поскольку такая культура носит субъективный характер, где преобладают настроение, способность и уровень подготовленности самой личности педагога. Тем не менее, такая культура необходима, но недостаточна для достижения цели обучения, поскольку не всякая технологическая культура учителя при обучении может привести к наилучшей результативности труда. Поэтому для прочного формирования своего профессионализма в управлении процессом обучения учитель должен иметь под рукой такое учебное пособие, которое способствовало бы объединению его усилий и стремления учащихся к приобретению знаний. К сожалению, многие учебные пособия (или учебники) по математике носят в основном или императивный характер, или в них преобладает хрестоматийность в подаче материала или заданий, в которой отсутствуют игровая оболочка и направления на развитие креативного мышления для самостоятельного анализа раскрытия хода решения поставленной задачи. Приведем пример из учебно-экспериментального пособия «Геометрия на плоскости 5-9» [6. С. 14]. Например, §7. Угол. Учащиеся чертят два луча, выходящие из одной точки. Предлагается им заштриховать одну из двух частей плоскости между этими лучами. В таком кратком самостоятельном задании раскрылась вся суть определения угла: «Два луча с общим началом и вся часть плоскости между ними». Тут игровая оболочка выполнения задания способствовала осмыслению содержания понятия. Далее работа посвящена обозначению, чтению и записи угла. Дальнейшие упражнения по этой теме выполняются в форме игры, полусамостоятельно и самостоятельно. Тут вытеснена императивность при выполнении задания, что способствовало развитию творческого мышления школьников, поскольку индивидуально-творческое мышление учащегося развертывается в его действиях, осуществляемых самостоятельно. Технологическая культура учителя и характер раскрытия содержания материала в учебном пособии должны быть едины в своей целенаправленности. Интеграция этих двух направлений при управлении обучением положительно сказывается на развитии уровня мыслительных действий учащихся, на их логическом мышлении. При таком интеграционном восприятии материала у учащиеся легко развиваются и русская речь, и их мыслительная деятельность.
Примечания
1. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М. : Просвещение, 1964. 2. Выготский Д. С. Сборник сочинений в двух томах. Т. I. М., 1982. 3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. М. : Просвещение, 1990. 96 с. 4. Монахов В. М., Никулина Е. В., Технологические особенности проектировочной деятельности по реализации учебного процесса // Сборник статей Всероссийской научной конференции. Тольятти, 2003. С. 379-383. 5. Сикорский А. И. Воспитание в возрасте первого детства. СПб., 1984. 6. ШихалиевХ. Ш. Геометрия на плоскости 5-9 кл.: Учебно-экспериментальное пособие для общеобразовательной школы. Махачкала : ДГПУ, 2010. 350 с.
Статья поступила в редакцию 10.10.2012 г.