Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НЕДОВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НЕДОВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / НЕДОВЕРИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федорченко В.Е.

Рассмотрены основные подходы к пониманию доверия - недоверия в современной психологии, представлены существующие взгляды на соотношение доверия и недоверия в современной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НЕДОВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 3 (54). Т. I

УДК 159.923:159.98

В.Е. Федорченко

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НЕДОВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рассмотрены основные подходы к пониманию доверия - недоверия в современной психологии, представлены существующие взгляды на соотношение доверия и недоверия в современной психологии.

Ключевые слова: доверие, недоверие, идентичность, нравственность, профессиональные деформации, уголовно-исполнительная система.

В настоящее время феномен недоверия является еще мало раскрытой темой. В России толчком к возникновению данного феномена стал "дефицит" доверия, развившийся в 90-е годы прошлого века. Нехватка доверия во всех сферах жизни дала необходимость исследовать, прогнозировать и воздействовать на недоверие.поэтому данный феномен рассматривается в разных науках и в каждой находит свое основание и развитие.

Традиционно ученые делают акцент на изучении доверия, рассматривая его как одну из важных характеристик человеческой жизнедеятельности. Д. Левис и А. Вейгер характеризуют доверие как «совершение рискованного действия на основе уверенного ожидания, что все, кто вовлечен в это действие, будут действовать компетентно и с сознанием долга» [4]. С. Робинсон определяет доверие как «ожидания, предположения или веру в вероятность того, что будущие действия другого будут выгодными, благоприятными и, по крайней мере, не наносят ущерба интересам другого». П. Ринг и А. Ван де Вен определяют доверие как «уверенность в подтверждении ожиданий и доброжелательности другого». Существует ряд и других определений. На основании ряда характеристик, данных учеными, можно сформулировать рабочее определение доверия. Доверие - это убежденность, что действия человека, направленные на другого, носят только положительный характер, доброжелательность, благоприятность, отзывчивость, а так же не наносят ущерба».

Можно выделить в качестве основополагающих признаков доверия такие, как эмоциональная близость, социальная идентичность, обмен, социальные добродетели и другие. [4]

Эмоциональная близость - это открытость чувств, мыслей, эмоций по отношению к другому человеку. Противоположностью этого определения является «эмоциональная отстраненность» Термин эмоциональная отстраненность обозначает невозможность установки близких, доверительных эмоциональных отношений. Его развитие связано с неумением или боязнью раскрыть свое «Я» и с неумением доверять окружающим.

Социальная идентичность - это определение себя в социальной группе, к которой принадлежит человек. Противоположным данному, является термин «социальное различие». Социальное различие -это взгляд человека на окружающих с точки зрения их несхожести по различным параметрам: рост, возраст, пол, внешняя сторона, принадлежность к тому или иному социальному слою и так далее.

Под обменом понимается умение обмениваться с человеком чувствами, переживаниями, эмоциями. Если же человек не доверяет кому-то, то он не может раскрыться полностью, не всегда покажет свои истинные чувства, он так же не будет уверен в том, что человек, которому он не доверяет, несет истинную информацию о событии, чувстве и другое.

Социальные добродетели подчиняются нравственному закону, одни из социальных добродетелей, выделенных Б.Франклином - искренность, справедливость, чистота, целомудрие и другие. Противоположным по значению является «социальный порок». Социальный порок - это сквернословие, неправильные представления людей друг о друге, вредные и неискренние поступки по отношению к кому-либо. Как социальные добродетели, так и социальные пороки не могут не существовать в мире подобно добру и злу.

Существует феномен, тесно связанный с категорией доверия. Это недоверие. В последнее время недоверие стали выделять как самостоятельный феномен. Недоверие включает такие составляющие, как: осознание рисков, чувство опасности, страх, негативные оценки, готовность прекратить контакт, настороженность и неопределенность. Недоверие возникает при противоречии сторон, конфликте интересов и целей, желания и опасения зла. [4]

Вершинин С.Е., рассматривая вопрос соотношения доверия и недоверия, считает, что доверие и недоверие существуют во взаимосвязи. И доверие, и недоверие обладают индивидуально -психологическими характеристиками, социальными признаками, так же оба могут быть рассмотрены как атрибут существования, как отдельного индивида, так и общества. [3]

© Федорченко В.Е., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 3 (54). Т. I.

ISSN 2223-4047

Недоверие можно считать необходимым элементом социального поведения. Различным культурам, различным сферам социальной жизни присуща своя определенная культура недоверия. Объектами доверия и недоверия могут являться как отдельные люди, так и группы людей, организации, общества.

В социальных отношениях недоверие базируется, прежде всего, на жизненном опыте человека. Недоверие может возникнуть по ряду причин: уже имеющийся негативный опыт с данным человеком, страх перед предательством, патологическое недоверие, не имеющее объективных причин, а так же недоверие к другим как следствие недоверия человека самому себе.

Недоверие становится важной рассматриваемой проблемой в постсоветский период. В послереволюционный период происходит разрушение идеологии, распространяется скептицизм (люди перестают верить во что-либо без доказательной основы), образование различных социальных групп (то есть на доверие к человеку может рассчитывать только та социальная группа, к которой он себя относит, остальные группы остаются за полем его доверия). Распространяется на все сферы жизни общества и становится мировоззренческой ценностью. Недоверие распространяется на все сферы жизни человека. Недоверие распространяется на семью, а так же на отношение к себе - недоверие собственной личности.

Помимо общих признаков, существует и дифференциация доверия и недоверия. Доверие создает условия для развития субъекта в результате обмена, а недоверие способствует сохранению субъекта и его социально-психологического пространства. Баланс доверия и недоверия личности сохраняется при результате двух взаимосвязанных факторов: «притяжение - избегание» и «приятно - неприятно». Эти факторы являются наиболее значимыми для того, чтобы развести понятия доверие и недоверие. [4]

Таким образом, каждая наука выделяет свой подход к пониманию недоверия. С.Е. Вершинин рассматривает недоверие как социальную проблему. Недоверие понимается как сложный социальный феномен, который имеет когнитивную, эмоциональную и поведенческую стороны. [3] А.Б. Купрейченко считает проблему недоверия как нравственно-психологическую регуляцию социальной активности и группы. [4] Ф. Фукуяма обращается к вопросу о недоверии с точки зрения экономической проблемы. Недоверие рассматривается как действие, развивающееся в условиях кризисного развития. [4] Оно так же изучается и в других науках, таких как философия, политология и другие.

Доверие и недоверие могут сосуществовать, противопоставляться друг другу, эти феномены нельзя назвать полными антонимами друг другу, так как в одной ситуации может присутствовать как одно, так и другое. Необходимо проводить исследования для того, чтобы более подробно можно было изучить недоверие и свести его определенному, точному понятию, явлению.

В ряде профессий недоверие выступает в качестве основной модели взаимодействия с окружающими. Например, по отношении к сотрудника уголовно-исполнительной системы А.В. Болдырев с соавторами рассматривают недоверие как основную модель взаимодействия, позволяющую выполнять профессиональные обязанности. [1]. Однако избыточное эмоциональное напряжение, возникающее в результате эксплуатации недоверия может формировать такой специфический тип профессиональной деструкции личности, как феномен недоверия. [2].

По сути феномен недоверия отражает содержательное своеобразие внутренней позиции личности, связанное с усвоением профессиональных норм, когда личность оказывается в принципе ориентированной на недоверие к окружающим. [5].

Таким образом, можно отметить расширение диапазона представлений о предметном поле дихотомии доверие - недоверие в современной психологии. Это позволяет конкретизировать психологическое содержание понятий доверия и недоверия в функциональном аспекте.

Библиографический список

1. Тхоржевская, Л.В. Болдырева, Т.А., Болдырев, А.В. Прогнозирование профессиональных деструкций личности сотрудников пенитенциарной системы на этапе первичной профессиональной подготовки / Л.В. Тхоржевская, Т.А. Болдырева, А.В. Болдырев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 243247.

2. Болдырев, А.В. Диагностика профессиональных деструкций личности: психосемантический подход. // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 75-82.

3. Вершинин, С.Е. Феномен недоверия в контексте постсоветского общества: к постановке проблемы // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук 2001, вып. 2. - Екатеринбург, Ифип, 2002. - С. 58-72.

4. Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. -

571 с.

5. Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 9 (59). - С. 79-86.

ФЕДОРЧЕНКО ВИКТОРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА - студент факультета гуманитарных и социальных наук, Оренбургский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.