Перминов А. Н. ©
Ст. преподаватель кафедры управление образованием, Магнитогорский государственный
университет
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Аннотация
В данной статье раскрываются основные подходы к пониманию эмоциональной устойчивости при обучении специалистов сервиса и туризма. Рассмотрено содержание понятия «эмоциональнаяустойчивость» специалистов сервиса и туризма.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоции, специалист сервиса и туризма.
Perminov A.
Magnitogorsk state university, the post-graduate student of chair of pedagogics
THE MAIN APPROACHES TO THE UNDERSTANDING OF THE EMOTIONAL
STABILITY OF THE FUTURE SPECIALIST OF SERVICE AND TOURISM
Summary
In this article describes the main approaches to the understanding of the emotional stability in the training of the specialists of service and tourism. Considered the concept of «emotional intelligence» specialist of service and tourism.
Keywords: The situational approach, abilities to operate itself, the expert of service and tourism, a situation, model.
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к его эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость» [3, 752].
Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость — является важнейшим условием надежности, эффективности и успеха деятельности человека в экстремальной обстановке. Исследование ее природы, путей и средств сохранения, поддержания и формирования, зависимости от выполняемых задач, способов организации труда, его средств, стиля руководства, воспитательной работы имеет актуальное значение.
Остановимся, прежде всего, на тех основных подходах к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских психологов. Учеными были определены четыре основных подхода.
Для первого подхода характерно сведение эмоциональной устойчивости к
© Перминов А. Н., 2012 г.
проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать, ослаблять, тормозить, подавлять и т.д.). Так, например, человек может волевым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном, некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность человека управлять возникающими эмоциями при выполнении какой-либо деятельности. Так, Марищук В.Л. дает следующее определение данного понятия: «эмоциональная
устойчивость человека представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности» [4, 17].
На наш взгляд, изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.
Второй подход основывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования. В них могут войти разные психические явления. Это относится и к эмоциональной устойчивости. Видимо, поэтому ряд авторов определяет ее как интегративное свойство личности. Так, сопоставив различные точки зрения на нее, П.И. Зильберман приходит к выводу, что под эмоциональной устойчивостью «следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [1, 152].
В рамках второго подхода находится понимание эмоциональной устойчивости как свойства психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях [7, 83-89].
Третий подход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств, на теории самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость возможна в таком случае на основе резервов нервнопсихической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, лабильности нервных процессов [5]. Суть этого подхода выражается в следующем определении рассмотренного нами понятия: «...эмоциональная устойчивость — это свойство
темперамента... позволяющее... надежно выполнять целевые задачи... деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии» [5, 78].
Я. Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1) человек
эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2) человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений [6, 262 - 263]. Основными направлениями исследований эмоциональной устойчивости, по Я. Рейковскому, являются: физиологическое (изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы) структурное (изучение регуляторных структур личности) и поиск особого механизма в виде самоконтроля [6, 264 —266].
Четвертый подход к исследованию эмоциональной устойчивости основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик данного понятия. Так, К. Изард, отвечая на поставленный им же вопрос о том, устойчивы или изменчивы эмоции, приводит различие между эмоциональным состоянием и эмоциональной чертой человека [2, 18], показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они
сами не являются необходимой частью эмоций [2, 69].
В рамках четвертого подхода советский психолог О.А. Черникова понимает под эмоциональной устойчивостью: а) относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б) устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач [8].
Однако, несмотря на неоднозначность подходов к обсуждаемому понятию, общим во всех рассмотренных определениях является, на наш взгляд, то, что эмоциональная устойчивость личности представлена как её качество, благодаря которому она способен сохранять работоспособность и успешно осуществлять деятельность в условиях эмоциогенных воздействий.
Сопоставление и анализ различных точек зрения позволяет нам уточнить понятие «эмоциональная устойчивость» следующим образом: эмоциональная устойчивость
будущего специалиста сервиса и туризма является интегративным качеством его личности, которое характеризуется оптимальным сочетанием психофизиологических, эмоциональных, волевых и мотивационных особенностей, в комплексе препятствующих возникновению эмоциональной напряженности и обеспечивающей в дальнейшем высокий уровень его работоспособности в профессиональной деятельности.
Однако, как показал проведенный нами теоретический анализ, на сегодня еще недостаточна специфика эмоциональная сфера будущих специалистов сервиса и туризма, отсутствуют специальные методики измерения динамики эмоциональных состояний будущих специалистов сервиса и туризма в процессе профессиональной подготовки в вузе, не разработаны педагогические условия и методика становления эмоциональной устойчивости студентов, обучающихся по данным специальностям. Это позволило обозначить заявленную проблему как актуальную и малоизученную применительно к данной категории специалистов.
Литература
1. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. М., 1974., С.152].
2. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. М., 1980.; С.69].
3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с].
4. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дис. Л., 1982., 17 с.].
5. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте // Физкультура и спорт. М., 1985.].
6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М., 1979.; С. 262 -263].