Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной устойчивости специалистов сервиса и туризма в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Формирование эмоциональной устойчивости специалистов сервиса и туризма в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туроператорская деятельность / эмоциональная устойчивость / туризм / компетенции / эмоциогенные факторы / туроператоры / управление эмоциями / эмоциональные феномены / будущие специалисты сервиса и туризма. / tour operator activity / emotional stability / tourism / competencies / emotional conditions / tour operators / emotion management / emotional phenomena / future service and tourism specialists.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Перминов

В статье рассмотрено понятие «эмоциональная устойчивость», описана программа и выделены компетенции по формированию эмоциональной устойчивости студентов высших учебных заведений. Рассмотрено содержание работы и аспекты формирования эмоциональной устойчивости вобразовательном процессе при изучении дисциплины «Туроператорская деятельность». Изучены природа, пути и средства сохранения работоспособности по формированию эмоциональной устойчивости. В статье рассмотрена непосредственная практическая деятельность будущих специалистов сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATIONOFSERVICEANDTOURISMSPECIALISTS’EMOTIONALSTABILITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE UNIVERSITY

The author of the article considers the concept of “emotional sustainability”, describes the program and highlights the competencies for the formation of the emotional sustainability of university students. The author also considers the content of the work and aspects of the formation of emotional stability in the educational process when studying the discipline "Tour Operator Activities". The author studied the nature, ways and means of preserving the health of the formation of emotional stability. The article discusses the immediate practical activities of future service and tourismspecialists.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной устойчивости специалистов сервиса и туризма в процессе профессиональной подготовки в вузе»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСА И ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В статье рассмотрено понятие «эмоциональная устойчивость», описана программа и выделены компетенции эмоциональной устойчивости студентов высших учебных заведений. Рассмотрено содержание и аспекты формирования эмоциональной устойчивости в образовательном процессе при изучении дисциплины «Туроператорская деятельность». Изучены при-

и сервиса, г. Челябинск \ \ г г

E-ma.il: [email protected] рода, пути и средства сохранения работоспособности будущих специалистов сервиса и туризма.

В статье тическая

А. Н. Перминов

Старший преподаватель, Международный институт дизайна

Alexander N. Perminov

Senior teacher, International Institute ofDesignandService, Chelyabinsk, Russia

сервиса и туризма.

Ключевые слова: туроператорская деятельность, эмоциональная устойчивость, туризм, компетенции, эмоциогенные факторы, туроператоры, управление эмоциями, эмоциональные феномены, будущие специалисты сервиса и туризма.

Разные авторы рассматривают понятие «эмоциональная устойчивость», в которое включают разнообразные эмоциональные феномены, например Л. М. Аболин, М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко и др. Многие авторы определяют устойчивость эмоций как эмоциональную устойчивость, а не

Как цитировать статью: Перминов А. Н. Формирование эмоциональной устойчивости специалистов сервиса и туризма в процессе профессиональной подготовки в вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, №° 1 (57). С. 36-41.

функциональную устойчивость человека по отношению к эмоциогенным факторам. При этом под устойчивостью эмоций понимается эмоциональная стабильность, а также устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций [2].

Эмоциональная устойчивость уменьшает любое негативное влияние, а также понижает воздействие на организм первого стресса. Именно поэтому успех в экстремальных условиях, а также эффективная деятельность человека зависят от эмоциональной устойчивости.

Целью данной статьи является формирование знаний по становлению эмоциональной устойчивости студентов, обучающихся по специальности «Туризм». Основные задачи, которые ставит перед собой преподаватель,— научить будущих специалистов сервиса и туризма адаптироваться к изменяющимся эмоциогенным факторам; уметь определять и анализировать потребности заказчика и контролировать свои эмоции; владеть навыками применения эффективных методов общения с клиентами на русском и иностранном языках; давать клиенту актуальную и достоверную информацию о консульствах иностранных государств и их требованиях к оформлению документов, необходимых для получения визы.

Для реализации поставленной цели нам необходимо рассмотреть компетенции, которые должен освоить каждый обучающийся.

Таблица 1

Компетенции, которыми должен овладеть обучающийся по специальности «Туризм»

№ п/п Шифр компетенции Наименование компетенции Планируемые результаты изучения учебной дисциплины

1 ОК-3 Способность к взаимодействию на разных языках для межкультурного и межличностного и контакта знать: механизмы личностного и культурного сотрудничества

уметь: взаимодействовать с людьми разных культур, устанавливать личностные связи и контакты

владеть: способами взаимодействия в группе для выполнения разных задач

Формирование эмоциональной устойчивости специалистов .

Способность знать:

работать особенности культурных, межнациональных

в группе, бес- и др. различий

2 ОК-4 конфликтно воспринимать культурные, уметь: бесконфликтно принимать культурные, межнациональные и др. различия

межнациональные и др. различия владеть: способами работы в группе для выполнения

разных задач

Способность знать:

к разработке состав, структуру и особенности туристского

туристского продукта продукта; потребительские свойства и качества туристского продукта; требования, предъявляемые к туристскому продукту; этапы проектирования туристского продукта и их содержание; технологию разработки туров;

3 ОПК-2 состав проектной документации при разработке туров

уметь:

выполнять проектирование туристского про-

дукта на всех этапах;

составлять проектную документацию;

рассчитывать стоимость путевок и составлять

калькуляцию

владеть: навыками методик разработки туристских

продуктов

Готовность знать:

к осуществле- нормативные и правовые документы, исполь-

нию заданий зуемые в туристской деятельности

в туристской уметь:

4 ПК-3 индустрии реализовывать проекты в туристской инду-

стрии; определять ресурсные возможности туроператора по созданию туристского продукта

владеть:

навыками исполнения заказов в туризме

знать:

5 ПК-4 Способность реализовать деятельность сотрудников государственную политику; специализацию и кооперацию труда; методы принятия решений; назначение и порядок формирования должностных инструкций; функции управления

уметь: нести ответственность за принятые решения в туризме

владеть: способами реализации туристического продукта

6 ПК-5 Способность анализировать деятельность организации в статье расходов по туристическому продукту знать: классификацию затрат; методы анализа затрат

уметь: рассчитать и проанализировать затраты туристического предложения

владеть: навыками аргументирования управленческого решения

Для формирования компетенций у будущих специалистов сервиса и туризма нами была разработана программа, которая ориентирована на формирование у них основных знаний, умений и навыков.

В первом разделе мы предлагаем рассмотреть предмет, цель, главные задачи курса, выделить основные понятия и их характеристики, а также основные этапы работы туроператора по продаже и внедрению продукта туристского рынка. В данной статье мы разбираем основные темы курса:

- Основные функции и типы туроператоров;

- Структура турпродукта и его характеристики;

- Факторы, влияющие на создание туристского продукта;

- Программный туризм;

- Системы распространения турпродукта.

Выделенные нами темы позволяют рассмотреть туроператорскую деятельность и выделить основные умения формирования эмоциональной устойчивости молодых специалистов:

- Тема «Основные функции и типы туроператоров» позволяет формировать у будущих специалистов сервиса и туризма умение управлять эмоциями, чувствами, переживаниями в экстремальной обстановке.

- Тема «Структура турпродукта и его характеристики» позволяет формировать у молодых специалистов умение управлять эмоциями, чувствами, переживаниями, а именно их интенсивностью, гибкостью, лабильностью.

- Тема «Факторы, влияющие на создание туристского продукта» фор-

Формирование эмоциональной устойчивости специалистов ...

мирует умение подавить боязнь, растерянность человека. - Тема «Программный туризм» формирует умение сохранять работоспособность в изменяющихся эмоциогенных условиях. На основании рассмотренных тем нами была разработана практическая работа будущих специалистов сервиса и туризма

Таблица 2

Содержание работы по формированию эмоциональной устойчивости будущих специалистов сервиса и туризма

Содержание работы Формирование эмоциональной устойчивости

Исследование основных схем работы туроператора по разработке и реализациитурпродукта Умение управлять эмоциями, чувствами, переживаниями в экстремальной обстановке

Деловая игра «Сотрудничество и соперничество туроператоров массового рынка» Умение управлять эмоциями, чувствами, переживаниями в экстремальной обстановке

Проведение анализа оптимального обслуживания туристов во время путешествия Деловая игра «Способы устранения проблем, во время тура» Умение управлять эмоциями, чувствами, переживаниями в экстремальной обстановке

Составление таблицы—временной шкалы для новой туроперейтинго-вой программы Составление туристского пакета на основе проведенного анализа факторов, влияющих на его создание, в конкретном регионе Умение сохранять работоспособность, адаптироваться к изменяющимся эмо-циогенным факторам

Программа обслуживания определенных групп туристов Деловая игра «Бронирование тура для иностранных туристов» Деловая игра: «Определение категории тура» Умение управлять эмоциями, чувствами, переживаниями, а именно их интенсивностью, гибкостью, лабильностью

Анализ различных видов взаимодействия туроператоров Умение управлять эмоциями, чувствами, переживаниями в экстремальной обстановке

Таким образом, содержание работы по формированию эмоциональной устойчивости будущих специалистов сервиса и туризма по предложению и продаже продукта туристского рынка при организации работы туроператора позволяют формировать у будущих специалистов сервиса и туризма профессиональную устойчивость: умение управлять

эмоциями, чувствами, переживаниями в экстремальной обстановке, их интенсивностью, гибкостью, лабильностью, сохранять работоспособность, адаптироваться к изменяющимся эмоциогенным факторам.

Литература

1. Виноградова Т. В., ЗакоринН. Д., ТубелисР.Ю. Технология продаж услуг туристской индустрии: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 240 с.

2. ИльинЕ. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

3. Кусков А. С., ГолубеваВ. Л. Туроперейтинг: учебник. М.: Форум, 2011. 400 с.

4. Сухов Р. И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Март: Феникс, 2010. 366 с.

FORMATION OF SERVICE AND TOURISM SPECIALISTS' EMOTIONAL STABILITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE UNIVERSITY

The author of the article considers the concept of "emotional sustainability", describes the program and highlights the competencies for the formation of the emotional sustainability of university students. The author also considers the content of the work and aspects of the formation of emotional stability in the educational process when studying the discipline "Tour Operator Activities". The author studied the nature, ways and means of preserving the health of the formation of emotional stability. The article discusses the immediate practical activities of future service and tourism specialists.

Keywords: tour operator activity, emotional stability, tourism, competencies, emotional conditions, tour operators, emotion management, emotional phenomena, future service and tourism specialists.

References

• Il'in E. P. Emocii i chuvstva. SPb.: Piter, 2001. 752 s. [In Rus].

• KuskovA. S., Golubeva V. L. Turoperejting: uchebnik. M.: Forum, 2011. 400 s. [In Rus].

• SuhovR. I. Tekhnologii i organizaciya prodazh v turistskom agentstve: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Mart: Feniks, 2010. 366 s. [In Rus].

• VinogradovaT. V., ZakorinN. D., TubelisR. Yu. Tekhnologiya prodazh uslug turistskoj industrii: ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2010. 240 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.