Научная статья на тему 'К проблеме формирования профессиональных компетенций специалистов среднего звена в сфере туризма'

К проблеме формирования профессиональных компетенций специалистов среднего звена в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТУРОПЕРАТОР (ТУРОПЕРАТОРСКАЯ КОМПАНИЯ) / ТУРИСТСКОЕ АГЕНТСТВО (СОКР. ТУРАГЕНТСТВО) / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ (СОКР. ТУРИНДУСТРИЯ) / ТУРИСТСКАЯ МОТИВАЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ (СОКР. ТУРПРОДУКТ) / ТУРИСТ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзуманова В. В.

В статье поднимается вопрос о профессионализме менеджеров туризма работников среднего звена туристской сферы. Раскрывается понятие «профессиональные компетенции» менеджеров туризма. Рассматривается содержание профессиональных компетенций менеджеров и их значимость для успешной деятельности. Показана взаимосвязь разных видов профессиональных компетенций менеджеров туризма и их составляющие, необходимые для достижения высокого уровня профессионализма работников туристских агентств. Анализируются вопросы формирования и развития уровня профессиональных компетенций менеджеров туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования профессиональных компетенций специалистов среднего звена в сфере туризма»

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

В.В. АРЗУМАНОВА

Аннотация. В статье поднимается вопрос о профессионализме менеджеров туризма — работников среднего звена туристской сферы. Раскрывается понятие «профессиональные компетенции» менеджеров туризма. Рассматривается содержание профессиональных компетенций менеджеров и их значимость для успешной деятельности. Показана взаимосвязь разных видов профессиональных компетенций менеджеров туризма и их составляющие, необходимые для достижения высокого уровня профессионализма работников туристских агентств. Анализируются вопросы формирования и развития уровня профессиональных компетенций менеджеров туризма.

Ключевые слова: менеджер туризма, профессиональные компетенции, туроператор (туроператорская компания), туристское агентство (сокр. турагентство), туристская индустрия, индустрия туризма, туристская отрасль (сокр. туриндустрия), туристская мотивация, туристский продукт (сокр. турпро-дукт), турист, туризм.

В настоящее время в России идет настоящая «борьба» за потребителя турпродукта. Крупные туроператоры создают собственные сети сбыта, состоящие из «проверенных» туристских агентств, успешно занимающихся реализацией туров данного туроператора. Объемы и качество продаж туристского продукта напрямую зависят от профессионализма менеджера туристского агентства — специалиста среднего звена сферы туризма, — так как в реализации любой услуги огромное значение имеет человеческий фактор.

В чем же состоит профессионализм менеджера туристского агентства? Что необходимо знать работнику для того, чтобы состояться в профессии и заслужить доверие и уважение клиента?

Профессионализм менеджеров туризма складывается из сочетания нескольких профессиональных компетенций. Профессиональную компетенцию можно определить как набор характеристик, необходимых для успешной деятельности, т.е. каждая компетенция представляет собой сочетание профессиональных знаний, навыков и установок. Считаем возможным

Общеэкономические факторы

Социально-

демографические

факторы

Культурные и социально-психологические факторы

Личностно-

поведенческие

факторы

Факторы, влияющие на выбор туриста Схема 1. Информационная компетенция менеджеров

выделить три взаимосвязанные компетенции менеджера туризма, необходимые для успешной деятельности в сфере продаж, а именно: ® информационную; ® коммуникативную; ® социально-психологическую.

Под информационной компетенцией менеджера туризма понимается достаточный уровень знаний менеджеров в нескольких частично взаимосвязанных областях (схема 1), т.е. знания о туристском продукте, человеке, туристской мотивации. Источниками данных знаний являются туроператор и другие менеджеры. Тем не менее менеджер самостоятельно изучает данный вопрос.

Важно, что существует обратная связь: менеджер не только применяет на практике свои знания о турпродукте, человеке и туристской мотивации при общении с туристами, но и одновременно пополняет объем знаний в процессе этого общения. На туриста в момент принятия решения о покупке тура влияют различные факторы: общеэкономические, социально-демографические, культурные, социально-психологические и личностно-поведенческие. Менеджер туризма обязан знать, что движет туристом, а также что может отрицательно повлиять на результат общения.

Коммуникативная компетенция логично связана с информационной, так как коммуникация служит средством получения информации как о туристском продукте (общение с туроператором, другими ме-

неджерами, туристами), так и о человеке (в процессе общения с туристом) и его мотивации (схема 2). Это важнейшая составляющая работы с людьми и, в частности, в туристском бизнесе.

Не менее важно наладить контакт с коллективом туристского агентства, так как взаимопомощь и взаимовыручка в турагентстве — основа его эффективного функционирования. Естественно, речь не идет о ликвидации здоровой конкуренции между менеджерами.

Коммуникативная компетенция менеджеров неразрывно связана с социально-психологической компетенцией (схема 3). Данный вид компетенций подразумевает психологическую подготовку менеджера к стрессовым ситуациям, возникающим в процессе работы в туристском агентстве. Не секрет, что работа с людьми связана не только с приятным общением, но иногда и с возражениями. Менеджер обязан уметь с ними работать. Более того, он должен знать, каким образом можно урегулировать конфликтные ситуации. Самое главное, менеджер туризма должен быть готов к тому, что в высокий сезон, когда объем продаж резко возрастает, от него потребуются дополнительный запас терпения и высокий уровень психологической подготовленности для работы с людьми. Анализ профессиональных компетенций менеджера туризма свидетельствует об их тесной взаимосвязи. Фактически информационная компетенция совершенствуется в основном при помощи коммуникативной, так как знания о турпродукте менеджер, помимо самостоятельного изучения вопроса, получает

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Схема 2. Коммуникативная компетенция менеджера

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

\

Тактика работы с возражениями

Урегулирование конфликтных ситуаций

Психологическая подготовка менеджера к стрессовым ситуациям

Схема 3. Социально-психологическая компетенция менеджера

через общение в своем коллективе, с туристами, туроператором и менеджерами других агентств. С другой стороны, наличие информационной компетенции у менеджера позволяет ему развить коммуникативную, так как его знания о туристском продукте, о человеке (туристе) и о туристских мотивациях способствуют налаживанию контакта с туристом и реализации тура.

Кроме того, достаточный уровень знаний о турпро-дукте туроператора способствует установлению дружеских отношений с последним, т.е. менеджер может зарекомендовать себя как профессионал, добиться уважения работников туроператорских компаний — а это, в свою очередь, необходимо в работе при решении различных проблем.

Социально-психологическая компетенция необходима для успешной реализации менеджера. Эта компетенция частично пересекается с коммуникативной (по сути, для той и другой требуются схожие качества и черты характера), но она включает в себя и психологическую подготовку к стрессовым ситуациям, а также знания о человеке как часть информационной компетенции.

Формирование и развитие профессиональных компетенций менеджера туризма предполагает освоение и применение комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эф-

фективными технологиями продаж и формирование определенной модели профессионального поведения.

Достижение наилучшего результата возможно только при правильном выборе методов и средств обучения, а также при правильной подаче материала менеджерам, с учетом того, что они работают в туристской отрасли и уже обладают некоторым уровнем знаний по предмету.

В процессе формирования профессиональных компетенций менеджера туристского агентства представляется необходимым использовать как традиционные методы и формы обучения (лекции, семинары с использованием наглядных пособий и туристских учебников, журналов, газет), так и относительно новые, например кейс-стади (от англ. «case study») — метод обучения, при котором обучаемые «погружаются» в одну определенную проблему (рассматривают проблемную ситуацию) и после анализа всей информации по вопросу принимают решение.

Успех развития профессиональных компетенций в основном зависит от самого менеджера туризма — от его упорства, терпения, желания овладеть новыми технологиями продаж и углубить свои познания как о туристском продукте, так и о потребителе, которому он этот турпродукт реализует.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖНАУЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

О.Н. АРТЕМЕНКО,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета

Аннотация. Автор статьи рассмотрел педагогическую интеграцию как центральное противоречие современной системы образования; в аспекте межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин проанализированы специфика педагогического процесса и его организация как совокупность наиболее эффективных действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогический процесс, интеграция, межнаучная интеграция, технология обучения, учебная дисциплина.

DIDACTIC REQUIREMENTS TO INTERSCIENTIFIC INTEGRATION OF TEACHING OF SUBJECT MATTERS INTO MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION

O.N. ARTEMENKO,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

The summary. Author of article has considered pedagogical integration as the central contradiction of a modern education system; in aspect of interscientific integration of teaching of subject matters specificity of pedagogical process and its organisation as set of the most effective actions conducting to formation and perfection of interrelations between components of pedagogical process is analysed.

Key words: pedagogical process, integration, interscientific integration, technology of training, a subject matter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.