через общение в своем коллективе, с туристами, туроператором и менеджерами других агентств. С другой стороны, наличие информационной компетенции у менеджера позволяет ему развить коммуникативную, так как его знания о туристском продукте, о человеке (туристе) и о туристских мотивациях способствуют налаживанию контакта с туристом и реализации тура.
Кроме того, достаточный уровень знаний о турпро-дукте туроператора способствует установлению дружеских отношений с последним, т.е. менеджер может зарекомендовать себя как профессионал, добиться уважения работников туроператорских компаний — а это, в свою очередь, необходимо в работе при решении различных проблем.
Социально-психологическая компетенция необходима для успешной реализации менеджера. Эта компетенция частично пересекается с коммуникативной (по сути, для той и другой требуются схожие качества и черты характера), но она включает в себя и психологическую подготовку к стрессовым ситуациям, а также знания о человеке как часть информационной компетенции.
Формирование и развитие профессиональных компетенций менеджера туризма предполагает освоение и применение комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эф-
фективными технологиями продаж и формирование определенной модели профессионального поведения.
Достижение наилучшего результата возможно только при правильном выборе методов и средств обучения, а также при правильной подаче материала менеджерам, с учетом того, что они работают в туристской отрасли и уже обладают некоторым уровнем знаний по предмету.
В процессе формирования профессиональных компетенций менеджера туристского агентства представляется необходимым использовать как традиционные методы и формы обучения (лекции, семинары с использованием наглядных пособий и туристских учебников, журналов, газет), так и относительно новые, например кейс-стади (от англ. «case study») — метод обучения, при котором обучаемые «погружаются» в одну определенную проблему (рассматривают проблемную ситуацию) и после анализа всей информации по вопросу принимают решение.
Успех развития профессиональных компетенций в основном зависит от самого менеджера туризма — от его упорства, терпения, желания овладеть новыми технологиями продаж и углубить свои познания как о туристском продукте, так и о потребителе, которому он этот турпродукт реализует.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖНАУЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
О.Н. АРТЕМЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета
Аннотация. Автор статьи рассмотрел педагогическую интеграцию как центральное противоречие современной системы образования; в аспекте межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин проанализированы специфика педагогического процесса и его организация как совокупность наиболее эффективных действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса.
Ключевые слова: педагогический процесс, интеграция, межнаучная интеграция, технология обучения, учебная дисциплина.
DIDACTIC REQUIREMENTS TO INTERSCIENTIFIC INTEGRATION OF TEACHING OF SUBJECT MATTERS INTO MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION
O.N. ARTEMENKO,
the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university
The summary. Author of article has considered pedagogical integration as the central contradiction of a modern education system; in aspect of interscientific integration of teaching of subject matters specificity of pedagogical process and its organisation as set of the most effective actions conducting to formation and perfection of interrelations between components of pedagogical process is analysed.
Key words: pedagogical process, integration, interscientific integration, technology of training, a subject matter.
В условиях бурного роста научно-технической информации, возрастающего накопления эмпирического и теоретического материала наблюдается неизбежный процесс дифференциации научного знания, возникновения все новых научных дисциплин. Углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает необходимость противоположного процесса — интеграции научного знания. Поэтому одно из центральных противоречий современного образования — между объективно необходимой интеграцией в качественной подготовке личности к будущей учебной и профессиональной деятельности и противодействующей дифференциацией дисциплин.
Интеграция — это не только усиление связей, это изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. Интеграционный процесс означает новообразование целостности, которое обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств.
Интеграция коренным образом изменяет содержание и структуру современного научного знания, интеллектуально-концептуальные возможности отдельных наук. Это важнейшее средство достижения единства знания в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научно-организационном, лингвистико-семантическом, обще- и частно-методологическом, педагогическом аспектах.
Педагогическую интеграцию обозначают как высшую форму единства целей, принципов, содержания образования и как создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи учебных дисциплин.
Рассматривая педагогический процесс в современном учебном заведении как совокупность последовательных действий педагога и учащегося с целью образования, развития и формирования личности последнего, а организацию педагогического процесса как совокупность наиболее эффективных действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, вполне логично ставить вопрос о технологии обучения.
Теоретическим основанием для разработки технологии обучения учебным дисциплинам в образовательном учреждении являются следующие концептуальные идеи:
определение содержания дисциплины в соответствии с логикой соответствующей науки и учетом психофизических особенностей личности учащихся; ® интеграция смежных дисциплин; ® интенсификация процесса обучения через использование мнемосхем и компьютерных технологий;
# адаптация технологий к уровню развития личности учащегося, предусматривающая постоянные мониторинговые исследования.
Рассматривая учебную дисциплину в трех аспектах: как систему знаний, как систему видов учебно-познавательной деятельности учащихся и как элемент структуры учебного плана, акцентируем, прежде всего, первый аспект, признавая важность всех трех. Необходимо выделять все компоненты системы знаний учебной дисциплины: понятийный аппарат, теоретические утверждения, разъяснения и комментарии; различные точки зрения на одно и то же явление; описание изучаемых явлений и процессов; ретроспективный и перспективный взгляды на изучаемый материал и соответствующую научную отрасль и т.п. Следует понимать, что удельный вес каждого из компонентов надо менять в зависимости от целей изучения дисциплины, от глубины изложения и качественных характеристик ученической аудитории. Важнейшее требование к содержанию учебной дисциплины — интеграция знаний, которая понимается как процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных блоков в единое целое. Это предполагает выделение трех типов интегративных процессов: межнаучных, междисциплинарных, внутридисци-плинарных.
Если идея интеграции связана с содержанием учебной дисциплины в современном учебном заведении, то идея интенсификации касается непосредственно педагогического процесса. Интенсификация учебного процесса предусматривает решение вопроса о том, как при наименьшей затрате времени, увеличив до максимума объем информации на каждом занятии, качественно улучшить подготовку учащихся.
В сфере содержания образования идея интеграции закономерно связана с процессами интеграции — дифференциации, происходящими в науке. Закономерно, что деятельность интеграции — дифференциации в процессе конструирования содержания образования в современном учебном заведении должна определяться принципом соответствия содержания образования общим законам развития. Этот принцип требует, чтобы при построении содержания образования применялась следующая логика:
# первоначальная, относительно слабо расчлененная целостность;
# внутренняя дифференциация целостности и расчленение на элементы;
целостность на уровне большей упорядоченности.
В частности, каждая включаемая в содержание образования единица содержания (предмет, курс) должна исходить из создания внутренне слабо расчлененной, целостной картины (целостного образа), отражающей общие контуры данной единицы содержания. Затем первичная, целостная картина расчленяется на структурные элементы. Единица содержа-
ния (курс) должна заканчиваться созданием новой целостности высшего порядка на основе соответствующих обобщенных понятий, категорий и пр.
Процесс дифференциации содержания на отдельные учебные предметы вызвал к жизни также проблему установления межпредметных связей. В современной дидактике выявлены несколько вариантов соотношения интеграции и установления межпредметных связей в межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин:
® межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегратив-ных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах, методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве;
® термин «интеграция» в содержании образования обозначает объединение, в известных пределах, в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной научной области;
® межпредметные связи прежде всего предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета;
межпредметные связи в интеграции преподавания учебных дисциплин — это дидактический принцип обучения, средство отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности учащихся продуктов межнаучной интеграции.
Из сказанного следует, что при межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин необхо-
димо учитывать следующие дидактические требования:
# необходимо осознать основания для интеграции учебных дисциплин; для этого следует описать структуру взаимодействия педагога и учащегося в каждой из осуществляемых форм преподавания и обосновать необходимость взаимодополнения данных способов взаимодействия;
# интеграция может быть самоцелью только в одном случае: если педагог ставит задачей усвоение специфического содержания, которое заложено в форме преподавания (в структуре взаимодействия педагога и учащегося), в этом случае педагог должен подобрать материал, адекватный избранной форме;
в остальных случаях необходимость межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин в современном образовательном учреждении должна определяться содержанием учебного материала, то есть форма преподавания должна быть адекватна содержанию;
результат интеграции форм преподавания целесообразно описывать через составные термины, например: «занятие—семинар», «лекция—семинар» и т.п.
Литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — М., 2000.
2. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технологии обучения в вузе. — М., 1990.
3. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992.
4. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. — М., 2001.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М; 1998.
6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. — М., 1995.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ
Е.П. БАШАЕВА
Аннотация. В статье рассмотрено развитие личностной рефлексии у студентов — будущих бакалавров педагогики в условиях педагогического вуза, даны критерии, показатели и методики измерения, а также описан практический опыт разработанного процесса развития личностной рефлексии у студентов будущих бакалавров педагогики.
Ключевые слова: рефлексия, личностная рефлексия, молодость, тренинг, личностный рост, семинар-практикум, внеучебная деятельность.
DEVELOPMENT OF A PERSONAL REFLEXION IN STUDENTS OF THE SECOND YEAR OF BACHELORS OF PEDAGOGICS
E.P. BASHAEVA