М. А. ЛУКИНА
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА
УДК 378:001.891
Автор проводит содержательный анализ профессиональных компетенций менеджеров туризма, взяв за основу модель компетенций, предложенную И.Л. Зимней. Выделенные группы компетенций можно использовать в качестве оценки результатов профессиона11ьной подготовки менеджеров по туризму.
Ключевые слова: качество профессионального образовании, профессиональная подготовка менеджеров по туризму, ключевые компетенции, профессиональные компетенции менеджера туризма.
The author holds a meaningful analysis of the professional competencies of managers of tourism, based on competency model proposed LA. Zimnyaya. Selected groups of competencies can he used as the results of training managers in tourism.
Key words: quality of vocational education, training manager for tourism, core competencies, professional competence of the manager of tourism.
Большинство отечественных ученых представляет качество современного профессионального образования как многомерную системную характеристику, в которой качество результата, т.с. качество подготовки специалиста, рассматривается как ведущий компонент этой характеристики. Качество результата профессиональной подготовки понимается как соответствие профессиональной подготовленности выпускника вуза современным вызовам времени и рассматривается через понятие компетентности. Как отмечают С.Е. Шпшов и В.А. Кальней, «компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в се проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенций внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются» [7]. А. К. Маркова определяет компетентность как «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии» 151.
Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
В структуре компетентности личности представлены: компетентность в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере социально-трудовой деятельности, компетентность в бытовой сфере, в сфере культурно-досуговой деятельности.
Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, — навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-слсдствснныс связи, находить, формулировать и решать проблемы.
Сегодня появляется проблема необходимости формирования и развития но-
вого качества образования, в основу обновленного содержания которого будут положены ключевые компетентности.
Ключевую компетенцию в данном случае можно определить как обязательную компетенцию, потому что она соответствует условиям реализации, которые не ограничены, не слишком специфичны, но являются в определенной степени универсальными.
Интегральным показателем качества профессионального образования в контексте его модернизации считают компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. По мнению академика РАО А.М. Новикова, профессиональная компетентность, помимо технологической и профессиональной подготовки, подразумевает целый ряд других компонентов, имеющих в основном внспрофсссиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту [6].
Профессиональная компетентность специалиста не сводится только к знаниям и умениям, ее сущностной характеристикой является возможность мобилизации знаний и умений в нужный момент, когда возникает такая необходимость. Формирование профессиональной компетентности — процесс, продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности и, по сути, начинающийся задолго до нее.
И.А. Зимняя выделяет три основные группы компетентностей:
• относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
• относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
• относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
В настоящее время образование, по мнению Зимней, столкнулось с доста-
точно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения как содержания понятия «компетенция», так и оснований разграничения ключевых компетенций и объема входящих в них компонентов. Это, в свою очередь, затрудняет и разработку подходов (процедур, критериев, инструментов) к их оценке как результату образования [1].
С целью определения компетенций, необходимых для менеджера туризма, необходимо обратиться к характеристике его труда. Специалист, задействованный в туристском бизнесе, вовлечен в особый вид предпринимательской деятельности по производству, продвижению и реализации турпродукта. Производством турпродукта занимаются туроператоры. Менеджер-туроператор взаимодействует с отечественными и зарубежными поставщиками услуг: гостиницами, предприятиями питания, транспортными компаниями, музеями, экскурсионными бюро, досугово-развлекательными предприятиями и т.д., ведет переговоры; заключает договоры на обслуживания туристов, формирует турпродукт, оформляет туристскую документацию. Дальнейшее продвижение турпродукта к туристу реализуется при помощи ту-рагентов.
Как свидетельствует Е.Н. Ильина, в задачи турагентов входит полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам, продвижение этой информации с помощью рекламы, организация продажи турпродукта в соответствии с современными методами торговли, а также с использованием специфики и особенностей туристского рынка |3|.
Основываясь на характеристике труда менеджера туризма и ключевых компетенциях, описанных И.А. Зимней, С.И.Инюшкина выделяет ряд компетенций, которыми должен обладать менеджер туризма |4|.
Компетенции, относящиеся к менеджеру туризма как к субъекту жизни и деятельности:
• компетенции здоровьесбережения — знание, соблюдение нормы образа жизни в различных странах, знание региональных традиций отношения к курению, алкоголю, наркотикам, знание правил личной гигиены в месте временного пребывания, умение передать клиентам эти знания;
• компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире — знание особенностей культуры, религии и истории разных стран, умение формировать понимание ценности культуры и прививать уважение к традициям разных стран у клиентов;
• компетенции интеграции — структурирование знаний о сфере туризма, пополнение, актуализация знаний об особенностях туристской деятельности и тенденциях развития туриндустрин;
• компетенции гражданственности — знание прав и обязанностей граждан в России и иностранных государствах, знание законов и других нормативно-правовых актов в области туризма, умение передать знания туристам;
• компетенции развития себя как субъекта жизни и деятельности — регулирование своего эмоционального состояния, рефлексия, профессиональное развитие в сфере туризма, совершенствование знания родного языка, овладение иностранными языками.
Компетенции, относящиеся к межлич-ностному взаимодействию менеджера туризма:
• компетенции социального и профессионального взаимодействия с трудовым коллективом, партнерами, клиентами — умение разрешать конфликты, работать в команде, знание и соблюдение корпоративной культуры, особенностей разных народов, уважение представителей различных рас, национальностей, религий, социальная мобильность, толерантность;
• компетенции в профессиональном общении — умение общаться с клиентом, коллегами, партнерами, знание технологии продаж, особенностей различных групп потребителей, умение вести переговоры, разговаривать по телефону, знание и соблюдение этикета, особенностей кросс культур но го общения, умение вести деловую переписку, знание делопроизводства, умение вести иноязычное общение.
Компетенции,относящиеся к профессиональной деятельности менеджера туризма:
• компетенции познавательно-аналитической деятельности менеджера туризма — умение выявлять и разрешать проблемные ситуации, исследовать рынок, выявлять конкурентов, конкурентные преимущества, слабые и сильные стороны предприятия, целевую аудиторию, определять принадлежность потребителя к сегменту рынка, подбирать деловых партнеров;
• компетенции профессиональной деятельности в туризме — планирование, проектирование деятельности фирмы, моделирование рыночной ситуации, прогнозирование развития туристской фирмы и тенденций развития индустрии туризма, ориентация в туроператорской и турагснтской деятельности, знание туристских формальностей, связанных с пребыванием туристов за рубежом;
• компетенции информационных технологий в туризме — умение обрабатывать информацию при помощи компьютера, знание специализированных компьютерных программ в сфере туризма: систем бронирования (глобальных, национальных), программ автоматизации туристского офиса, систем поиска туров, владение Интернетом и мультимеди йными технолоГИЯМИ.
Для достижения высокого качества профессиональной подготовки менеджеров туризма необходимо в процессе обучения и воспитания выбирать наиболее корректные и обоснованные целями образования технологии, методы и
средства формирования ключевых компетенций.
В настоящее время существует множество разнообразных техник, методик, активно используемых в образо-
вательном процессе, но невозможно утверждать, что все они подходят для такого специфического и индивидуальноориентированного процесса, как формирование ключевых компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Игючевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
2. Зорин И.В.. Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2005. 528 с.
3. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 256 с.
4. И и юшки на С. И. Повышение квалифи-
кации менеджеров туризма в системе корпоративного обучения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 163 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: ЭКСМО-Пресс, 1996. 30S с.
6. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.. 2000. 320 с.
А. А. ЛЯМИН
МЕТОПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
УДК 378.1:371.3
Методы формирования ответственности у студентов туристского вуза, рассматриваемые в данной статье, строятся на основе методов осуществления целостного педагогического процесса В. А. Сластенина. В рамках данной классификации автор предлагает выделить те методы и приемы, которые в первую очередь влияют на формирование ответственности с учетом ряда условий и факторов, также анализируемых в статье.
Ключевые слова: профессиональное туристское образование, формирование ответственности как профессионалыю важного качества, методы осуществления целостного педагогического процесса, методы формирования ответственности.
A method of forming the responsibility of the university students of tourism discussed in this article are based on the methods of implementation of a holistic educational process (V. A. Slastenin). The author under this classification has to identify those methods and techniques, which primarily affect the formation of liability based on a number of conditions and factors are also analyzed in this paper.
Key words: professional tourist education, professional development responsibility as an important quality, methods of holistic educational process, methods of forming liability.
Воспитание ответственности человека в обусловлено комплексом еоциокультур-
современных условиях является важней- ных, экономических и экологических
шей задачей высшего образования, что факторов. По мнению ряда ученых — пе-