Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 42, № 2. Law Herald of DSU, 2022, vol. 42, no.2. Научная статья УДК/UDC 340.12
DOI: 10.21779/2224-0241-2022-42-2-38-47
Основные подходы к пониманию дефиниции «правовая культура» М. Г. Сулейманова1, А. М. Муртазалиев2
1 2 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация
1 suleimanovamadina@yandex.ru
2 kaftgp@mail.ru
Аннотация. Понимание дефиниции «правовая культура» является многогранным в силу входящих в нее исходных положений, связанных с содержанием понятия культуры. В данной статье проанализированы основные подходы к пониманию правовой культуры в зависимости от типов правопонимания. Наибольший интерес вызывает исследование феномена правовой культуры в рамках юридического позитивизма, юридико-социологического понимания, социологического позитивизма, социокультурного подхода, антропологического подхода, информационно-семиотического подхода, аксиологического анализа и с позиции функционально-содержательного аспекта.
Наиболее важными по значимости выводами в рамках данного исследования являются следующие: 1) доказывается потребность периодического использования достижений, имеющихся в правовой культурологии, при этом правовая культура понимается как результат и средство формирования субъекта права как личности; 2) взаимодействие права и культуры в дихотомическом явлении правовой культуры приводит к формированию правового понятия нового уровня; 3) систематизация правовой культуры базируется на ее понимании как цельной системы, определении подсистем, дающих возможность сформулировать теоретические основания для создания общей модели, наиболее приближенной к процессу функционирования и становления человека и социума в правовой действительности.
Ключевые слова: правовая культура, юридический позитивизм, социокультурный подход, аксиологический анализ, антропологический подход, информационно-семиотический подход, функционально-содержательный подход
Для цитирования: Сулейманова М. Г., Муртазалиев А. М. Основные подходы к пониманию дефиниции «правовая культура» // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 42, № 2. С. 38-47. DOI: 10.21779/2224-02412022-42-2-38-47
Original article
Main approaches to understanding the definition of "legal culture"
Madina G. Suleimanova, Abulmuslim M. Murtazaliev
1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation,
1 suleimanovamadina@yandex.ru
2 kaftgp@mail. ru
Abstract. The understanding of the definition of "legal culture" is multifaceted due to its initial provisions related to the content of the concept of culture. This article analyzes the main approaches to understanding legal culture depending on the types of legal understanding. Of greatest interest is the study of the phenomenon of legal culture within the framework of legal positivism, legal sociological understanding, sociological positivism, soci-ocultural approach, anthropological approach, information-semiotic approach, axiological analysis and from the standpoint of the functional and content aspect.
The most important conclusions in terms of significance within the framework of this study are the following: 1) the need for periodic use of the achievements available in legal cultural studies is proved, while legal culture is understood as the result and means of forming a subject of law as a person; 2) the interaction of law and culture in the dichotomous phenomenon of legal culture leads to the formation of a legal concept of a new level; 3) the systematization of legal culture is based on its understanding as an integral system, the definition of subsystems that make it possible to formulate theoretical foundations for creating a general model that is closest to the process of functioning and formation of a person and society in legal reality.
Keywords: legal culture, legal positivism, sociocultural approach, axiological analysis, anthropological approach, information-semiotic approach, functional-content approach
For citation: Suleimanova M. G., Murtazaliev A. M. Main approaches to understanding the definition of "legal culture". Yuridicheskii vestnikDGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 42, no. 2, pp. 38-47. DOI: 10.21779/22240241-2022-42-2-38-47 (In Russ.).
Сложность современной социальной культуры требует тщательного изучения процессов развития права. Современное общество обладает огромными возможностями для сознательного правотворчества. Это обязывает к отчетливому пониманию как зависимости правовой культуры от социальной психологии, так и необходимости руководства основными задачами социальной культуры.
Базовым основанием методологического постижения правовой культуры выступает ее философское осмысление. Философский уровень реализуется в характеристике правовой культуры посредством философских категорий. Особая роль в познании отводится диалектике, что обусловливает необходимость учета ее принципов и законов. Допускаются различные начала в понимании мира и человека - как материалистические, так и идеалистические, что находит отражение в теоретическом знании правовой культуры.
Российская Федерация является правовым государством. Множество концепций права придерживаются общего знаменателя, согласно которому право - это социальное явление, без которого не может функционировать цивилизационное общество. Право осуществляет функции, направленные на служение обществу, его интересам, охватывает требования, которые направлены на восстановление справедливости. Право выступает в качестве регулятора поведения, отношений граждан, устанавливаемого и охраняемого государством.
Многоаспектность понимания дефиниции права вызывает неоднозначность и любых правовых явлений, основанных на исходном понимании права. С учетом множества подходов к дефиниро-ванию термина «культура» может быть выделено большое дефинитивное разнообразие подходов к термину «правовая культура». Следовательно, понимание дефиниции «правовая культура» является многогранным в силу входящих в нее исходных положений, связанных с содержанием понятия права и культуры.
Право - это важнейшая часть жизни каждого человека, движущая сила в каждом государстве. Для людей, не имеющих отношения к юридической науке, вопрос понимания права и отсутствия единого термина для этого является весьма странным. Вопрос понимания права уже несколько веков является камнем преткновения для многих ученых и школ права. Так или иначе трактовка понятия права является актуальной и по сей день. Право - это живая частица общества, которая имеет место как в социальной, так и в политической, образовательной и иных сферах жизни людей. Вопрос его понимания открыт и, думается, даже при выработке единого подхода к его пониманию спор о правопони-мании будет открыт и для будущих поколений.
Сам термин «право» понимается в различных аспектах, к которым можно отнести и объективное
право, воплощенное в системе правовых норм, и правовые системы, включающие различные правовые явления, и признаваемые на официальном уровне возможности (например, право человека на образование, защиту и др.), социальные и правовые притязания народа (например, право на самоопределение). Поэтому для объективного восприятия контекста необходимо учитывать, что термин «право» описывает и явления неюридического характера (нравственное, религиозное право и т.д.) [28, с. 201].
В юридической литературе существуют различные подходы, раскрывающие понятие права. Следует принять во внимание, что право делится на объективное и субъективное. С.С. Алексеев справедливо отмечает, что объективное право может существовать как явление, которое не зависит от воли субъекта и является регулятором общественных отношений [2, с. 49].
Для нормального и благополучного существования люди осуществляют различные виды деятельности и вступают в различного рода отношения, в ходе чего со временем образуются определенные правила, которые в последующем перевоплощаются в правовые нормы [3, с. 115]. Множество подходов к исследованию права признают наличие в нем определенного порядка. Право во всех концепциях рассматривается как инструмент регулирования общественных отношений, охраняющий общественный порядок.
В.А. Васильев, раскрывая специфику права как инструмента, регулирующего общественные отношения, не ставит под сомнение, что право является обязательным для членов социума. Правовые нормы всегда отображают принудительный эффект. Обязательственный характер права является одним из значимых его качеств, без которого право теряет свойственную ему индивидуальность среди многочисленных регуляторов. По мнению В.А. Васильева, право - это «система сохранения порядка в социуме, которая основывается и учитывает интересы различных слоев социума на их согласии и компромиссе» [5, с. 16]. А закон включает в себя элементы принуждения, но всегда находится на втором плане по отношению к праву.
В.Н. Синюков на основе философского идеализма и его течений определяет несколько типов правопознания, среди которых в качестве фундаментальных он выделяет естественно-правовую доктрину и юридический позитивизм [26, с. 109]. Аналогичного дихотомического подхода придерживается проф. В. Л. Кулапов, выделяющий естественно-правовую концепцию и позитивистское направление [11, с. 154].
В определенной степени отличается подход к типологии правопонимания, обозначенный В.С. Нерсесянцем, который в качестве антагонистических выделяет юридический и легистский
типы правопонимания, а уже затем в рамках юридического (антилегистского) типа называет естественно-правовой подход и либертартно-юридический [20, с. 140].
Право - это явление культуры, как, впрочем, и любое социальное явление. Данное понимание представляется бесспорным, однако вызывает необходимость поиска значимости такого подхода для правоведения, поскольку встречаются мнения относительно спорности такого подхода и возможности необоснованного расширения предмета юриспруденции.
Такую озабоченность высказывает Н.В. Варламова, утверждая, что «исследование правовых культур сосредотачивается на изучении истории формирования различных обществ. специфике функционирующих в них религиозных, философских. политических воззрений и обусловленном ими понимании права, государства и их взаимосвязи, представлениях о месте права в системе социальной регуляции и способах его легитимации. А за пределами внимания кросс-культурного исследования неизбежно останутся особенности юридических понятий и конструкций, способы их образования и оперирования ими, система источников права, особенности основных правовых институтов и структуры права в целом, стиль юридического мышления, теория и практика юридической аргументации и принятия юридических решений» [20, с. 119].
В этой связи уместно заметить, что приведенная трактовка правовой культуры страдает упрощенным представлением о ее содержании. Если же рассматривать правовую культуру как механизм воспроизводства правовой реальности, то все перечисленные аспекты, на которые, якобы, не обращают внимание сторонники «культурологического» подхода к праву, входят в предмет правового исследования. Более того, именно такой подход к предмету юриспруденции является единственно возможным в условиях современной (постмодернистской) эпистемологической ситуации.
С отказом от марксистско-ленинской, или классовой, концепции права в научных исследованиях начинает доминировать аксиологический (ценностный) подход к праву как важному компоненту человеческой культуры. На этом фоне все отчетливее проявляется односторонность сложившихся в прошлом представлений. Так, в учебной и научной литературе правовая культура предстает как внешнее по отношению к праву явление.
Правовая культура является одним из важнейших факторов формирования правового государства и усиления национальной сплоченности. Понимание дефиниции «правовая культура» является многогранным в силу входящих в нее исходных положений, связанных с содержанием понятия права и культуры, поэтому важным представляется исследование понятия культуры.
Обозначить однозначный подход к пониманию культуры в дискурсе современной науки невозможно в силу того, что существует разнообра-
зие подходов и пониманий данного понятия. Так, по мнению Б. Малиновской, термин «культура» понимается как общественное наследство народа.
Немецкий юрист Пуфендорф рассматривал понятие культуры как деятельность человека против стихий природы. На сегодняшний день к термину «культура» прибегают для обозначения воспитанности, просвещенности индивида [21, с. 61].
Понятие культуры можно рассматривать как исторически сформированный уровень развития способностей, творческих сил индивида. Она может быть выражена в различных формах организации жизнедеятельности индивида, а также в материальных, духовных ценностях, создаваемых индивидом. Вне индивида культура не может существовать. Она всегда связана с индивидом и порождается в стремлении человека улучшить свою жизнь [19, с. 40]. Человек обретает культуру путем собственного обучения, получения образования и получения воспитания. Развитие культуры возможно только в социуме, она определяется общественной жизнью людей.
Социальное воздействие культуры обусловлено, прежде всего, необходимостью общественной деятельности человека, которая включает в себя организацию совместной деятельности людей и регулирование ее посредством определенных правил, накопленных в знаково-символических системах, традициях и т. д. Реформы, направленные на создание качественно нового общества, требуют приближения к огромному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Овладение духовными ценностями народов мира, бережное и в то же время соответствующее современным задачам обращение с культурным наследием предшествующих поколений дает возможность осмыслить значимость забытых уроков истории, позволяет выявить живые, развивающиеся ценности культуры, без которых невозможно представить ни социальный прогресс, ни личностное совершенствование [5, с. 52].
A. А. Жигулин, рассматривая правовую культуру с позиции деятельностного подхода, определяет ее как специфический способ существования человека в правовой сфере, созданный человеком метод общественного управления, который заключается в систематическом целенаправленном влиянии на поведение индивидов в целях достижения стабильности и правопорядка в обществе. Данный подход рассматривает правовую культуру как итог взаимодействия субъектов, в процессе которого создаются эталоны поведения в виде норм права [10, с. 45]. Также правовая культура в пределах данного подхода представляет собой правовую реальность, состоящую из правовых норм, ценностей и правопорядка. То есть это все, что создано человеком в сфере права.
B.П. Сальников разделяет позицию Э. Тейлора, Б. Малиновского и В. Оствальда, указывая, что правовая культура может определяться как особый общественный феномен, который имеет особые признаки и показывает качественную сто-
рону как социума, так и индивида [22, 23].
В.С. Нерсесянц не солидарен с позицией вышеупомянутых ведущих ученых и предполагает, что правовая культура - это явление социальное, которое имеет определенные цели и включает в свою структуру ряд ценностей, определяющих развитие органов правоохранительной деятельности [20, с. 170].
Различными авторами приводится достаточно много определений правовой культуры. Так, С.С. Алексеев считает, что правовая культура -«это аналитическое явление, включающая некие правовые богатства, которые отображаются в достижении уровня регулятивного качества права, а также определенных правовых ценностей, усовершенствования юрисдикции и законов» [2, с. 52].
Сторонники философского подхода отождествляют правовую культуру с высокой степенью духовного развития. По мнению Г.А. Головченко, «правовая культура - это высокая степень цивилизованности правовой деятельности и правовых отношений; реализованность ценностей культуры в правовой деятельности; справедливость и гуманность, реализуемые в сфере права и правовых отношений» [9, с. 24].
В специальной литературе существует точка зрения, согласно которой правовая культура не имеет самостоятельной предметности, но присутствует практически во всех правовых аспектах общественной жизни, позволяет оценить качественное состояние правовой системы. Ее не следует рассматривать как отдельный, самостоятельный элемент правовой системы: правовая культура присутствует во всех правовых явлениях, что дает возможность оценить степень их правовой ценности. Следует отметить, что ценности могут отличаться в зависимости от условий самого разного характера.
По мнению Н.С. Соколовой, «правовая культура представляет собой социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важных ценностных компонентов в правовой реальности, в ее фактическом функционировании и развитии» [27, с. 406].
По мнению А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта, а также в степени гаранти-рованности и гражданским обществом прав и свобод человека [25, с. 21].
М.И. Абдулаев и С.А. Комаров считают, что «правовая культура в широком смысле слова - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура в узком смысле слова - это совокупность ма-
териализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании» [1, с. 110].
Проводя исследование на тему: «Правовая культура как элемент культуры общества», О.Б. Шубина отмечает, что «правовая культура -это определенное позитивное или негативное отношение каждого человека к правам других людей, уважение или неуважение их прав» [33, с. 167].
Помимо названных вариантов понимания и трактовки «правовой культуры», существуют и иные. Под правовой культурой предлагается понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании поведении людей» [6, с. 117].
Г. И. Муромцев утверждает, что «правовая культура есть связующее звено между правом и культурой: в праве оно представляет элемент культуры, а в культуре - элемент права. Рассмотрение понятия правовой культуры приводит к выводу о возможности подходов к его определению как с позиции права, так и с позиции культуры»
[15, 16].
Одним из подходов к пониманию правовой культуры является аксиологический, в рамках которого под данной дефиницией необходимо понимать определенный набор правовых ценностей, причем данная совокупность ценностей находится в постоянной динамике и должна носить эволюционный характер. Значение правовой культуры при подобном подходе состоит в обогащении культуры общества, включая и правовую, а также в направленности на позитивное развитие общества. Поскольку речь в этом случае идет о романо-германской правовой системе, в которой основным источником права является нормативный правовой акт, то основной задачей в рамках повышения правовой культуры будет обозначение ряда ценностей, необходимость в закреплении которых существует в данном обществе. Помимо непосредственного закрепления ценностей как объекта нормативного регулирования при данном подходе возникает необходимость обозначения уровня правового регулирования для определенных категорий таких ценностей. В силу этого анализ правовой культуры с точки зрения аксиологии на основе изучения особенностей ее нормативности, общественно-исторической значимости конкретных правовых ценностей для регулирования общественных отношений позволяет дать объективную оценку всем аспектам правовой культуры как сложного культурологического и юридического понятия.
Антропологический подход связан с развитием антропологии права как элемента правовых знаний. Данный подход позволяет определить рассматриваемое понятие как бесспорно правовое сложное явление, структурно включающее нормы права, нормы закона, юридической доктрины и практики, элементы правосознания, однако обязательным признаком такого подхода должна быть
антропоцентричность, иными словами, связанность с индивидом (все указанные элементы правовой культуры должны исходить от индивида, быть им созданными и получать реализацию в пользу человека). Данный подход разрабатывался преимущественно в работах Н.И. Матузова, В.П. Казимирчука и В.Н. Кудрявцева, которые указывали, что «цель правовой культуры заключается во влиянии на общественную реальность для направления индивида к осознанности правовых норм и их важности для прогресса» [18, с. 148].
Социологический подход рассматривает правовую культуру как «совокупность духовных ценностей, которая отражает качество правовой жизни человека или социума» [32, с. 465]. Однако не все представители данного подхода придерживаются аналогичной точки зрения. Так, В.П. Сальников не согласен с ранее предложенной позицией и характеристикой правовой культуры: он разграничивает такие социальные явления, как правовая культура индивида, правовая культура социума, правовая культура государственности, правовая культура цивилизации [22, 23, с. 63].
Одним из уникальных подходов, сложившихся на стыке наук, является информационно -семиотический подход (разработчик - специалист в области языка и культуры Р.О. Якобсон), суть которого сводится к тому, что правовая культура воплощена в правовой информации, имеющей формальную сторону выражения в виде созданных человеком различных информационных систем, при этом индивиды, создающие правовую основу таких систем и воспринимающие правовую информацию из этих правовых систем, сами воспринимаются как «элементы одной знаковой ситуации» [7, с. 64].
А.В. Трикс считает, что «правовая культура пронизывает право, правосознание, правоотношения, правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную правовую деятельность, правовую действительность в функционировании и развитии всех ее составляющих» [29, с. 63].
По мнению М.В. Немытиной, "современные интерпретации права предполагают, что следует оттолкнуться от параллельно существующих, подчас противопоставляемых друг другу типов понимания права" [17, с. 330] и обратиться к идее о необходимости некого интегрального правопо-нимания, в рамках которого "право рассматривается как системная ценность" [16, с. 77.].
На фоне разнообразных подходов к дефини-рованию правовой культуры определенной уникальностью характеризуется функционально-содержательный подход, в рамках которого рассматриваемое понятие определяется как разновидность социальной культуры, которая отражает конкретную степень правосознания и законности, совершенство законодательства, совершенствование юридической практики, охватывающей все ценности, созданные людьми в правовой сфере [30, с. 24].
Постижение правовой культуры в контексте постнеклассического типа рациональности, в рамках которого происходит изучение сложных саморазвивающихся систем, в общем плане характеризуют такие факторы, как радикальные изменения в организации науки, связанные с формированием научных школ; сближение фундаментальных и прикладных исследований в процессе изучения сложных человекоразмерных систем; расширение сферы технологических приложений научных знаний; развитие междисциплинарных исследований. Прослеживается также тенденция к воздействию на познавательную деятельность форм и способов потребления обществом научных знаний. Формируется, с одной стороны, индустрия знаний, с другой - общество знаний, для которого характерны социально детерминированные процессы распределения и воспроизведения не только научно созданного, но и общепризнанного знания.
Если рассматривать правовую культуру общества, то она является частью созданных им духовно-материальных ценностей и включает в себя все виды действий, поведения, которые возникают в ходе правового общения в жизни самого социума. Ее состояние обусловлено общим уровнем культуры населения, уровнем правового сознания общества, правопорядка, состоянием законодательства. Такая культура в большинстве своем может гарантировать соблюдение объективных прав и свобод, уважение к правосудию, правоохранительным органам, готовность соблюдать и исполнять законы, совершенствование законодательства и т. д.
Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам и, в первую очередь, юристам-профессионалам. Она зависима и от принятых в обществе правовых ценностей, и от правовой позиции каждой личности, входящей в нее. Особой интерес вызывает правовая культура молодежи, в частности, неформальные объединения, которые занимают маргинальное, переходное положение по отношению к обществу, имеют отклонение от правомерного поведения.
Правовая культура личности характеризуется уважительным отношением к праву, включая высокое правосознание, навыки использования права, достаточный уровень информированности в области права, обеспечивающей правомерность поведения. Такая правовая культура - это залог эффективного использования правовых приемов, средств достижения своих целей, реализации и, в случае необходимости, защиты субъективных прав и свобод. Следует отметить, что правовая культура напрямую связана с высоконравственными качествами личности, правовой активностью и навыками правомерного поведения. Пополнение правовых знаний человека происходит за счет окружающей среды (семья, коллеги, друзья), практического опыта, СМИ и т.д., все зависит от его возраста, уровня образованности, интеллектуальности, сферы деятельности. В свою очередь, знание закона - это стимул к законопослушному поведению, готов-
ность поступать в соответствии с правовыми нормами.
Таким образом, личность, обладающая правовой культурой, имеет следующие особенности: достаточный уровень правовых знаний, поведение, исходящие из уважения и почитания права как ценности, и позитивным правом, т. е. уважением права. Правовая культура личности - это единство знаний о праве, правомерного поведения и положительного отношения к праву.
Правовая культура личности выступает как составная часть правовой культуры общества и зависит от нее. Правовая культура личности отражает степень и характер культурного развития общества, так или иначе допускает социализацию, а также законную деятельность личности. Этот вид деятельности может соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в области права, приводящим к постоянному правовому обогащению личности и общества в целом. Она тесно связана с воспитанием личности, имеет общие черты и отличительные свойства по отношению к правосознанию личности и зависит от правового воспитания [12, с. 45].
Таким образом, правовую культуру личности можно рассматривать как необходимую предпосылку и творческое начало правового состояния общества, его цель и составляющую. В то же время - это степень и характер правового развития самого человека, которые выражаются в уровне его правовой активности. Будучи в известной мере обусловленным правовым состоянием общества, оно лежит в его основе, образуя целостное ядро. Правовая культура личности обеспечивает ее позитивное правосознание в действии [13, с. 104]. Это - творческая деятельность, соответствующая прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря которой происходит постоянное правовое обогащение личности. Правовая культура личности и общества - это одна из категорий общечеловеческих ценностей, важнейший результат общечеловеческих завоеваний человечества, неотъемлемая составляющая цивилизованного правового государства [4, с. 73].
Правовая культура имеет две стороны, которые обуславливают друг друга - это внутренняя (невидимая) и внешняя (видимая) стороны. Внутренняя сторона выражена правосознанием личности, представлена в виде правовых знаний, идей, которые направляют на правомерные действия, а внешняя - предстает в правомерном поведении. Та часть правовой культуры, которая находится в нашем правосознании, является невидимой и ввиду этого непосредственно не оказывает влияния на окружающую действительность. И лишь посредством видимой, внешней стороны правовая культура становится доступной для ее восприятия окружающими через правомерное поведение, становится «живой».
На данный момент развития науки преобладает мнение о том, что правовая культура включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты.
Первый - это уровень правосознания и правовой активности граждан. Правовая культура переплетена с правосознанием, однако она многогранна, поскольку в ней, помимо знаний, представлений о праве есть и юридически значимое поведение личности. Можно утверждать, что правосознание, выраженное в правовых отношениях, поведении людей, деятельности правовых институтов, то есть в повседневной жизни, и есть правовая культура.
Связь правовой культуры и правосознания заключается и в том, как глубоко изучены обществом правовые явления, например, ценность прав и свобод человека и гражданина, как оно проинформировано в правовой сфере, какого его эмоциональное отношение к законности, правосудию, деятельности правоохранительных органов и т.д., каков его ориентир при соблюдении (несоблюдении) правовых предписаний. Поэтому каждый человек для обогащения своего правосознания, и, как следствие, правовой культуры должен относиться к праву как к ценности, изучать и анализировать правовые основы, исследовать и выяснять для себя сущность правовых предписаний для полноценной защиты прав и свобод [31, с. 97].
В качестве второго компонента выделим уровень правотворческой деятельности и качественное состояние правовой системы, действующей в государстве. Он может быть оценен путем анализа нормативных правовых актов, в которых выражено право данного общества, на предмет их качества, объективности, реальности, согласованности, эффективности и т.д., то есть их соответствия господствующим в общественном сознании представлениям справедливости, законности, равенства, свободы и иным. Помимо этого, закон должен быть правильно оформленным, то есть ясным, кратким и понятным для населения, непротиворечивым, размещенным в доступном источнике, содержать в себе механизм реализации.
Третьим является уровень правоприменительной, в том числе правоохранительной, судебной деятельности. Показатель развития правового сознания может быть выражен лишь в правовом поведении, в реальной правовой деятельности. Такая деятельность осуществляется в процессе реализации полномочий, связанных с применением правовых норм, компетентных органов власти, их должностных лиц.
Следует помнить, что выделение трех составляющих правовой культуры довольно формально, потому что все они взаимообусловлены и проявляется один в другом.
Таким образом, различными авторами приводится достаточно много определений правовой культуры. В данной статье рассмотрены следующие подходы к пониманию правовой культуры:
- антропологический подход, при котором под правовой культурой понимается явление, включающее совокупность созданных индивидом правовых норм, закона, правосознания, науки и юридической практики;
- социологический подход, при котором правовая культура рассматривается как феномен, который ориентирован социумом и государством на создание у индивида политического и правового сознания, при этом цель правовой культуры заключается во влиянии на общественную реальность для направления индивида к осознанности правовых норм и их важности для прогресса;
- информационно-семиотический подход, при котором под правовой культурой понимается правовая информация, которая копится, сохраняется и передается в социуме через различные системы, созданные индивидами;
- аксиологический подход, согласно которому культура объективируется в определенных поступках, состояниях, когда культурные явления объективируются вне зависимости от индивида;
- функционально-содержательный подход, при котором правовая культура социума рассматривается как вид общественной культуры, отображающий конкретную степень правосознания и законности, совершенство законодательства, совершенствование юридической практики, охватывающая все ценности, созданные людьми в правовой сфере.
Авторы различных концепций в проводимых исследованиях ориентируются на анализ разных, но при этом взаимно включающих друг друга объектов (культуры индивида и культуры социума). Очевидно, что систематизация правовой культуры базируется на ее понимании как цельной системы, определении подсистем, дающих возможность сформулировать теоретические основания для создания общей модели, наиболее приближенной к процессу функционирования и становления человека и социума в правовой действительности.
Все рассмотренные подходы свидетельствуют о том, что правовая культура - это сложное правовое явление, рассматриваемое под разными точками зрения. Причем эти подходы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, иллюстрируя богатство содержания рассматриваемого понятия.
На основе анализа различных точек зрения относительно дефинитивного многообразия термина «правовая культура» можно охарактеризовать ее как вид духовно-материальной культуры, охватывающий различные правовые ценности, отражающий состояние правовой системы и уровень правового развития личности, обеспечивающий законность, правопорядок, упорядоченность и управляемость общественных отношений, юридическую коммуникабельность, а также прогрессивно влияющий на развитие всех сфер жизнедеятельности различных субъектов права.
Оценивая социальное значение правовой культуры, можно констатировать, что правовая культура - это залог успешного, постоянно растущего государства и общества, поскольку отсутствие порядка в правовой жизни государства - это обреченные на нереализацию задачи политического, экономического и социально-культурного характера. Этим можно объяснить, что правовая культура - это составной элемент каждого развитого государства. Ввиду сказанного со стороны каждого гражданина, общества и государства должны быть приложены усилия в направлении формирования и развития правовой культы в целом. И только в этом случае можно будет говорить о правовой культуре как о существующем явлении.
Список источников
1. АбдулаевМ.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003.
2. Алексеев С.С. Линия права. М.: Статут, 2006.
3. Алексеев С. С. Теория права. М., 2018.
4. Анаева Е.А. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2018. № 3. С. 73-74.
5. Башмакова Н.И. Основные подходы к пониманию правовой культуры // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. Изд-во «Наука и Просвещение», 2019. С. 52-54.
6. Белозерова А.А. Сущность и содержание понятия «правовая культура», компоненты правовой культуры при изучении обществознания // Дружба народов без границ: экономика, общество, культура: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. Ставрополь, 2018. С. 117.
7. Борбенчук Е.А., Солохова О.А., Фастович Г.Г. Правовая культура как базовый элемент деятельности организационной правовой культуры // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 4 (31). С. 64-67.
8. Васильев В.А. Применение права как особая форма его реализации // Научный вестник Крыма. 2020. №6(29). С.13-25.
9. Головченко Г.А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления. Краснодар, 2016.
10.Жигулин А.А. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики // Научно-исследовательские публикации. 2013. № 2. C. 45-48.
11.Кулапов, В. Л. Теория государства и права: учебник. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019.
12.Кунев А.Н. Законность и правовая культура в условиях становления правового государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
13.Левен Ю.С. Правовая культура общества и правовая культура личности: результативность взаимодействия // Актуальные вопросы противодействия преступности в России и за рубежом: сб. науч. тр. 2017. С. 104-107.
14.Лукашева Е.А. Многообразие культур и права человека // Правовые культуры. Жидковские чтения: материалы всерос. науч. конф. Москва. 25 марта 2011 г. М.: РУДН, 2012. С. 37-45.
15.Муромцев Г.И. Правовая культура как объект научного исследования // Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития: материалы межвузовской научной конференции. М., 2003.
16. Муромцев Г.И. Правогенез и теория права // Право - явление цивилизации и культуры: материалы II Международной научной конференции / отв. ред. М.В. Немытина. Т. II. М.: Изд-во РУДН, 2020. С. 77-82.
17.Немытина М.В. Традиции правовой культуры в профессиональном юридическом сообществе России // Право - явление цивилизации и культуры: материалы II Международной научной конференции / отв. ред. М.В. Немытина. Т. II. М.: Изд-во РУДН, 2020. С. 330-332.
18. Общая теория государства и права; учебник для юридических вузов / В.Н. Кудрявцев и В.П. Ка-зимирчук и др. М.: НОРМА, 2018.
19. Оствальд В. Теория культуры в праве. М.: Изд-во «ПРИОР», 2017.
20.Проблемы общей теории права и государства: учебник / Варламова Н. В. и др.; под общ. ред. В.С. Нерсесянца; Ин-т государства и права РАН. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020.
21.Пуфендорф С. Правовая культура. М.: Просвещение, 2017.
22. Сальников В.П. Общая теория права. М: Изд-во МГУ, 2018.
23. Сальников В.П. Право на пороге нового тысячелетия. М.: Статут, 2017.
24. Сарпеков М. Правовая культура работников прокуратуры как фактор противодействия коррупции // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сб. тезисов докладов и статей III междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Р.А. Абрамов. М., 2016. С. 201-204.
25. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990.
26. Синюков В.Н. Право: понятие, сущность, принципы, функции // Проблемы теории государства и права: учебник / С.Ф. Афанасьев и др.; под ред. А. В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2020.
27. Соколова Н.С. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание // Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2014.
28. Сорокина Ю.В. Государство и право в культурно-философском аспекте: курс лекций. М.: Юрли-тинформ, 2012.
29. ТриксА.В. Справочник прокурора. СПб., 2017.
30. Черданцева И.В., Гайдамака Т.А., Тузова А.А. Основные теоретико-методологические подходы к дефинированию понятия «правовая культура» // Философские дескрипты. 2020. №22. С. 24-237.
31. Шаруева Н.В. Профессиональная правовая культура как вид правовой культуры // Основные тенденции развития современного права: вопросы теории и практики: материалы II всерос. науч.-практ. конф. Министерство образования и науки Республики Татарстан; УВО «Университет управления "ТИСБИ". Казань: ИЦ Ун-та управления «ТИСБИ», 2018. С. 96-99.
32.Шедов Д. Понимание правовой культуры: дискурсивные традиции и объяснительный потенциал // Журнал исследований социальной политики. 2019. №3. С.464-466.
33. Шубина О.Б. Правовая культура как элемент культуры общества: дис. ... канд. юрид. наук: СПб.,
2004.
References
1. Abdulaev M.I., Komarov S.A. Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the theory of state and law]. St. Petersburg, Peter Publ., 2003. (In Russ.).
2. Alekseev S.S. Liniya prava [Line of law]. Moscow, Statut Publ., 2006. (In Russ.).
3. Alekseev S.S. Teoriya prava [Theory of Law]. Moscow, 2018. (In Russ.).
4. Anaeva E.A. Konstitucionno-pravovoj status prokuratury Rossijskoj Federacii [Constitutional and legal status of the Prosecutor's Office of the Russian Federation], Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby [Bulletin of the Volga Academy of Public Service], 2018, no. 3, pp. 73-74. (In Russ.).
5. Bashmakova N.I. Osnovnye podhody k ponimaniyu pravovoj kul'tury [Basic approaches to understanding legal culture], Sovremennaya yurisprudenciya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern jurisprudence: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of the XVI International Scientific and Practical Conference]. Publishing house: "Science and Education", 2019, pp. 52-54. (In Russ.).
6. Belozerova A.A. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya "pravovaya kul'tura", komponenty pravovoj kul'tury pri izuchenii obshchestvoznaniya [The essence and content of the concept of "legal culture", components of legal culture in the study of social studies], Druzhba narodov bez granic: ekonomika, obshchestvo, kul'tura: Sbor-nik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, studentov, shkol'nikov [Friendship of peoples without borders: economy, society, culture: collection of materials of the XII International scientific and practical conference of young scientists, postgraduates, students, schoolchildren]. Stavropol, 2018, рр. 117-119. (In Russ.).
7. BorbenchukE.A., Solohova O.A., Fastovich G.G. Pravovaya kul'tura kak bazovyj element deyatel'nosti organizacionnoj pravovoj kul'tury [Legal culture as a basic element of organizational legal culture activity], Alleya nauki [Alley of Science], 2019, vol. 2, no. 4 (31), pp. 64-67. (In Russ.).
8. Vasil'ev V.A. Primenenie prava kak osobaya forma ego realizacii [The application of law as a special form of its implementation], Nauchnyj vestnik Kryma [Scientific Bulletin of the Crimea], 2020, no. 6(29), pp. 13-25. (In Russ.).
9. Golovchenko G.A. Strategiya formirovaniya pravovoj kul'tury lichnosti v sovremennoj Rossii: ponyatie, celi, osnovnye napravleniya [Strategy of formation of legal culture of personality in modern Russia: concept, goals, main directions], Krasnodar, 2016. (In Russ.).
10.Zhigulin A.A. Ponyatie pravovoj kul'tury i ee sushchnostnye harakteristiki [The concept of legal culture and its essential characteristics], Nauchno-issledovatel'skie publikacii [Research publications], 2013, no. 2, pp. 45-48. (In Russ.).
11.Kulapov V. L. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik [Theory of State and Law: textbook], Saratov: Saratov State Law Academy Publ., 2019. (In Russ.).
12.Kunev A.N. Zakonnost' i pravovaya kul'tura v usloviyah stanovleniya pravovogo gosudarstva [Legality and legal culture in the conditions of the formation of the rule of law], Cand. Law sci. diss. Abstr., Moscow, 2011. (In Russ.).
13.Leven Yu.S. Pravovaya kul'tura obshchestva i pravovaya kul'tura lichnosti: rezul'tativnost' vzaimo-dejstviya [Legal culture of society and legal culture of personality: effectiveness of interaction], Aktual'nye voprosy protivodejstviya prestupnosti v Rossii i za rubezhom sbornik nauchnyh trudov [Topical issues of combating crime in Russia and abroad: collection of scientific works], 2017, pp. 104-107. (In Russ.).
14.Lukasheva E.A. Mnogoobrazie kul'tur i prava cheloveka [Diversity of cultures and human rights], Pra-vovye kul'tury. Zhidkovskie chteniya: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii [Legal cultures. Zhidkov readings: materials of the All-Russian scientific conference. Moscow. March 25, 2011], Moscow, RUDN Publ., 2012, pp. 37-45. (In Russ.).
15.Muromcev G.I. Pravovaya kul'tura kak ob"ekt nauchnogo issledovaniya [Legal culture as an object of scientific research], Pravovye kul'tury: istoriya, evolyutsiya, tendentsii razvitiya: materialy mezhvuzovskoi nauch-noi konferentsii [Legal cultures: history, evolution, development trends: materials of the interuniversity scientific conference], Moscow, 2003. (In Russ.).
16.Muromcev G.I. Pravogenez i teoriya prava [Pravogenesis and theory of law], Pravo - yavlenie civilizacii i kul'tury: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Law - the phenomenon of civilization and culture: materials of the II International Scientific Conference], ed. by M.V. Nemytina. Vol. II. Moscow: Publishing House of RUDN, 2020, pp. 77-82. (In Russ.).
17. Nemytina M.V. Tradicii pravovoj kul'tury v professional'nom yuridicheskom soobshchestve Rossii [Traditions of legal culture in the professional legal community of Russia], Pravo - yavlenie tsivilizatsii i kul'tury: materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Law - the phenomenon of civilization and culture: Materials of the II International scientific conference], ed. by M.V. Nemytin. Vol. II. Moscow: Publishing House of RUDN, 2020, pp. 330-332. (In Russ.).
18. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik dlya yuridicheskih vuzov [General theory of state and law; textbook for law schools], Kudryavtsev V.N. and Kazimirchuk V.P. et al., Moscow, NORM, 2018. (In Russ.).
19. Ostval'd V. Teoriya kul'tury v prave [Theory of culture in law], Moscow, Publishing House "PRIOR",
2017. (In Russ.).
20. Problemy obshchej teorii prava i gosudarstva: uchebnik [Problems of general theory of law and state: textbook], Varlamova N. V. et al.; under the general editorship of V.S. Nersesyants; Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2nd ed., revision. Moscow, Norma: INFRA-M Publ., 2020. (In Russ.).
21.Pufendorf S. Pravovaya kul'tura [Legal Culture], Moscow, Prosveshchenie Publ., 2017. (In Russ.).
22. Sal'nikov V.P. Obshchaya teoriya prava [General Theory of Law]. Moscow, Publishing House of MSU,
2018. (In Russ.).
23.Sal'nikov V.P. Pravo na poroge novogo tysyacheletiya [The right on the threshold of the new millennium], Moscow, Statut Publ., 2017. (In Russ.).
24. Sarpekov M. Pravovaya kul'tura rabotnikov prokuratrny kak faktor protivodejstviya korrupcii [The legal culture of prosecutors as a factor in countering corruption], Organizacionno-upravlencheskie mekhanizmy antikorrup-
cionnoj deyatel'nosti (rossijskij i zarubezhnyj opyt): Sbornik tezisov dokladov i statej III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii rossijskih. Otvetstvennyj redaktor R.A. Abramov [Organizational and managerial mechanisms of anti-corruption activities (Russian and foreign experience): collection of abstracts of reports and articles of the III International scientific and practical conference, ed. R.A. Abramov], 2016, pp. 201-204. (In Russ.).
25.Semitko A.P. Pravovaya kul'tura socialisticheskogo obshchestva: sushchnost', protivorechiya, progress [Legal culture of socialist society: essence, contradictions, progress], Sverdlovsk, 1990. (In Russ.).
26.Sinyukov V.N. Pravo: ponyatie, sushchnost', principy, funkcii [Law: concept, essence, principles, functions], Problemy teorii gosudarstva i prava: uchebnik [Problems of the theory of state and law: textbook], Afana-syev S.F. et al.; ed. by A.V. Malko. M.: Yurlitinform, 2020. (In Russ.).
27.Sokolova N.S. Pravosoznanie, pravovaya kul'tura i pravovoe vospitanie [Legal consciousness, legal culture and legal education], Problemy obshchej teorii prava i gosudarstva: uchebnik dlya vuzov [Problems of the general theory of law and the state: textbook for universities], under the general editorship of V.S. Nersesyants. Moscow, NORMA Publ., 2014. (In Russ.).
28.Sorokina Yu.V. Gosudarstvo i pravo v kul'turno-filosofskom aspekte: kurs lekcij [State and law in the cultural and philosophical aspect: a course of lectures], Moscow, Yurlitinform, Publ., 2012. (In Russ.).
29. TriksA.V. Spravochnik prokurora [Prosecutor's Handbook]. St. Petersburg, 2017. (In Russ.).
30. Cherdantseva I. V., Gaydamaka T.A., TuzovaA.A. Osnovnye teoretiko-metodologicheskie podhody k defini-rovaniyu ponyatiya «pravovaya kul'tura», [Basic theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of "legal culture"], Filosofskie deskripty [Philosophical descriptions], 2020, no. 22, pp. 24-237. (In Russ.).
31. Sharueva N. V. Professional'naya pravovaya kul'tura kak vid pravovoj kul'tury [Professional legal culture as a type of legal culture], Osnovnye tendencii razvitiya sovremennogo prava: voprosy teorii i praktiki: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Tatarstan; UVO "Universitet upravleniya "TISBI" [Main trends in the development of modern law: questions of theory and practice: materials of the II All-Russian Scientific and practical conference. Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan; Higher educational institution "University of Management "TISBI"], Kazan: IT Department of Management "TISBI", 2018, pp. 96-99. (In Russ.).
32.Shedov D. Ponimanie pravovoj kul'tury: diskursivnye tradicii i ob"yasnitel'nyj potencial [Understanding legal culture: discursive traditions and explanatory potential], Zhurnal issledovanij social'noj politiki [Journal of Social Policy Research], 2019, no. 3, pp.464-466. (In Russ.).
33.Shubina O.B. Pravovaya kul'tura kak element kul'tury obshchestva [Legal culture as an element of society culture], Cand. Law sci. diss. Abstr., St. Petersburg, 2004. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Сулейманова Мадина Гюлметовна, аспирантка кафедрой теории государства и права Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: su-leimanovamadina@yandex.ru Муртазалиев Абулмуслим Магомедович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: kaftgp@mail.ru
Поступила в редакцию 08.04.2022 г.; одобрена после рецензирования 14.04.2022 г.; принята к публикации 19.04.2022 г.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Suleymanova Madina Gulmetovna, postgraduate student at the Department of Theory of State and Law of Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: senin.ru@mail.ru
Murtazaliev Abulmuslim Magomedovich, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory of State and Law, Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: kaftgp@mail. ru
Received 08.04.2022; approved after reviewing 14.04.2022; accepted for publication 19.04.2022.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.