Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL CULTURE / METHODOLOGICAL APPROACHES / VALUE BASES / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаруева Наталья Вячеславовна

Автором рассмотрены основные подходы к изучению феномена правовой культуры: социологический, антропологический (деятельностный), аксиологический. Обоснован вывод автора о том, что анализ тех или иных сущностных характеристик правовой культуры как объекта исследования во многом определяется тем подходом, критериями её оценки, понимания и назначения, которые положены учеными в основу исследования сложного многоуровневого феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF LEGAL CULTURE

The author considers the main approaches to the study of the phenomenon of legal culture: sociological, anthropological (activity), axiological. The author concludes that the analysis of certain essential characteristics of legal culture as an object of research is largely determined by the approach, criteria of its evaluation, understanding and purpose, which are the basis for the study of complex multi-level phenomenon

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

ШАРУЕВА Наталья Вячеславовна,

соискатель кафедры теории и истории государства и права ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

e-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Автором рассмотрены основные подходы к изучению феномена правовой культуры: социологический, антропологический (деятельностный), аксиологический. Обоснован вывод автора о том, что анализ тех или иных сущностных характеристик правовой культуры как объекта исследования во многом определяется тем подходом, критериями её оценки, понимания и назначения, которые положены учеными в основу исследования сложного многоуровневого феномена.

Ключевые слова: правовая культура, методологические подходы, ценностные основания, юридическая деятельность.

SHARUEVA Natalya Vyacheslavovna,

applicant for a degree of the theory and history department of the Kazan (Volga region) Federal University

THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF LEGAL CULTURE

Annotation. The author considers the main approaches to the study of the phenomenon of legal culture: sociological, anthropological (activity), axiological. The author concludes that the analysis of certain essential characteristics of legal culture as an object of research is largely determined by the approach, criteria of its evaluation, understanding and purpose, which are the basis for the study of complex multi-level phenomenon.

Key words: legal culture, methodological approaches, value bases, legal activity.

Анализ обширной отечественной и зарубежной литературы позволяет утверждать, что феномен правовой культуры исследован учеными достаточно широко, что свидетельствует о продолжающемся внимании исследователей к самым различным аспектам понимания данного феномена. Вместе с тем, среди ученых отсутствуют единые универсальные подходы к обоснованию сущностных свойств и элементного состава этого сложного социокультурного и правового феномена. Анализ тех или иных сущностных характеристик правовой культуры как объекта исследования во многом определяется тем подходом, критериями её оценки, понимания и назначения, которые положены учеными в основу исследования сложного многоуровневого феномена.

Методологическое значение категории «культура», по мнению Е.М. Павленко, заключается в том, что она, «во-первых, отражает всеобщее в явлениях культуры во всех её разновидностях и служит отправной точкой в движении научной мысли от абстрактного к конкретному; во-вторых, представляет собой ориентир в анализе эмпирического материала от теории наиболее философского уровня обобщений к теории культуры прав человека и правовой культуры, что

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

позволяет исследователю выявить специфику объектов жизнедеятельности общества именно в правовой сфере; в-третьих, указывает на важнейшие направления развития культуры прав человека и правовой культуры» [11, а 18, 19].

В 1970-х годах советским историком и культурологом Л. Е. Кертманом впервые были предложены три основных подхода к изучению феномена культуры [10: а 3]: 1) антропологический подход, в рамках которого культура рассматривается как совокупность благ, созданных человеком, в отличии от созданных природой; 2) социологический подход, согласно которому культура представляет собой компонент общественной жизни и выражена в совокупности духовных ценностей, накопленных человечеством (в свою очередь, данный подход подразделяется на ценностный и деятельностный); 3) философский подход, в рамках которого культура изучается как явление, не имеющее связи с общественным развитием.

Основываясь на указанных подходах к изучению культуры, отечественные ученые-правоведы применяли их в качестве основы изучения права, а также исследования феномена правовой культуры. Так, В.Н. Карташов и М.Г. Баумова значительно расширяют перечень подходов к изучению правовой культуры, обосновывая лингвисти-

ческий, психологический (психоаналитический), исторический, аксиологический, деятельностный, семиотический, культурологический и др. [9]. Подробный анализ основных методологических подходов к изучению понятия правовой культуры представлен в монографическом исследовании Л.А. Петручак «Правовая культура как детерминанта современного российского общества» (2012) [14, с. 11 - 29], в котором автором выявлены особенности исследования правовой культуры в рамках антропологического (деятельностного), социологического, философского, аксиологического, культурологического подходов. Безусловно, каждый из предложенных учеными подходов помогает выявить определенные характерные черты сложного феномена «правовая культура», подчеркивает различные грани данного явления.

На наш взгляд, правовую культуру можно определить как условие и среду социальных изменений, где праву, именно праву, принадлежит роль социального детерминанта, но не в целом общественного развития, а воспроизводства правовой жизни и обеспечения деятельности государства. При этом отметим, что сама культурная среда общества, социальной группы, индивида различается качественно по формам и уровням. Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что большая часть авторов исследуют феномен правовой культуры с позиции трех методологических походов: социологического, антропологического (деятельностного) и аксиологического (ценностного). Обозначенные подходы, как представляется, наиболее полно раскрывают основное содержание феномена правовой культуры.

Сторонником социологического подхода к изучению правовой культуры А.П. Семитко правовая культура понимается как «синоним государственно-правовой системы, правовой сферы жизни общества», «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» [17, с. 5]. В рамках данного подхода О.И. Цыбулевской и Т.В. Милушевой предлагается рассматривать правовую культуру «как своего рода матрицу, в рамках которой протекает социально значимая человеческая и общественная жизнь, выражающаяся в типах и формах организации деятельности общества и индивида, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях», при этом, зона покрытия правовой куль-

туры выходит за рамки правовой сферы и «с точки зрения системного подхода, тесно связана с нравственной, политической культурой» [21, с. 9], с чем сложно не согласиться.

Обосновывая социокультурный подход к изучению права, среди ученых выработана позиция, что право как феномен культуры представляет собой древнейший механизм саморегуляции, культурно-нормативную ценность, на которую возлагается задача упорядочения, гармонизации общественных отношений [4, с. 11, 12; 12, с. 30, 31; 15, с. 40, 41]. Учеными отмечается неразрывная связь правовой культуры с государством. Так, например, Ф.Х. Галиев утверждает, что «понятия - государство и правовая культура так же взаимосвязаны, как и государство и его территория, люди и природа, право и закон и т.д.» [5, с. 28]. Он подчеркивает высокую роль правовой культуры в решении «собственных проблем» отдельных индивидов «с помощью именно правовых норм и в пределах того правового пространства, которое им обеспечивается государством», что способствует, в свою очередь, «формированию соответствующего статуса государства как правового» [6, с. 83]. О.Ю. Рыбаков указывает, что правовая культура, ее содержание соединяют в единую ценностную нить общий процесс развития современного общества и государства, продуцируют позитивные преобразования современных правовых систем [15, с. 40, 41], чью точку зрения мы склонны разделить.

В рамках настоящего исследования определенный интерес представляет антропологический (или деятельностный) подход к изучению правовой культуры, сущность которого сводится учеными к пониманию культуры через достижения человечества, накопленные за всю историю развития общества, совокупность всех благ, созданных человеком в различных сферах своей жизнедеятельности (профессиональной деятельности, творческой активности и т.д.). В рамках данного подхода «правовая культура представляется как правовая реальность, включающая нормы, правовые ценности, правовые ситуации и их реализацию в правопорядке», иными словами, правовая культура представляет собой «все то, что создано человечеством в сфере права» [14, с. 11]. На наш взгляд, приведенные формулировки являются недостаточно полными. Культура не может быть выражена только через результат творческой (или любой иной) деятельности человека. Культура включает в себя и результат развития самого субъекта этой деятельности, т.е. человека-индивида.

Роль социального механизма по воспроизводству и передаче норм правового поведения отводит правовой культуре и В.Н. Синюков, кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

рый справедливо полагает, что «часть этого механизма находится вообще вне культуры и определяется рядом психофизиологических закономерностей, которые наследуются» [18, а 13]. Наследуемые признаки, по мнению ученого, «есть результат действия сложного механизма отбора характеристик поведения, в котором культурный опыт вполне способен фиксироваться на генетическом уровне», в то время как «генетическая сфера правового поведения испытывает влияние материально-вещественных условий существования людей и социальных факторов» [18, а 14]. Данный подход, безусловно, заслуживает внимания и разделяется другими исследователями.

О.Н. Братусева предлагает дифференцировать правовую культуру на духовную и материальную, при этом, как утверждает она, «правовая культура гармонична только при условии, когда ее материальная составляющая выступает выразителем и носителем адекватных определенному типу духовной правовой культуры психологических и идеологических черт, определяемых правовым менталитетом» [3, а 9, 10]. Выделяя в правовой культуре общества духовную и материальную составляющие, учеными обосновано предлагается акцентировать внимание на развитии духовного [13, а 329] и нравственного аспектов [20, а 16, 17] правовой культуры как естественных предпосылок развития культуры материальной. На наш взгляд, именно духовная составляющая правовой культуры способствует формированию правового сознания субъектов права, воспроизводству, сохранению, приумножению духовных ценностей и их последующей передаче от одного поколения к последующим.

Подчеркивая важную роль правовой культуры в процессе развития гражданского общества, Е.Ф. Усманова также определяет правовую культуру через уровень развития правосознания и законности, совершенство права и юридической техники, как один из способов описания относительно стабильных моделей социального поведения и влияния законодательства на общество [19, а 47]. Рассматривая феномен правовой культуры с позиции деятельностного подхода, следует констатировать, что освоения правовой реальности, посредством деятельности человека в сфере права и опосредованную правом, правовая культура выражает собой совокупность накопленных человечеством представлений о должном, идеальном образе права, правовых феноменах, что обеспечивает оптимальные перспективы пути ее развития, возможности воздействия на правовую систему. Вместе с тем, правовая культура вбирает в себя лишь ту часть опыта развития человечества в сфере права, которая способна положительно генерировать правовую жизнь общества, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

связи с чем особую значимость приобретает аксиологический подход к исследованию феномена правовой культуры.

Аксиологический (или ценностный) подход предполагает определение правовой культуры через совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человеком за всю историю своего существования. Согласно данному подходу, учеными определяется роль культуры как наивысшей ценности общественной жизни. Раскрывая содержание данного подхода, Е.В. Аграновская относит к понятию культуры не только «комплекс ценностей, направляющих и координирующих поведение людей, в том числе образцы и эталоны человеческого поведения», но и «совокупность институтов, посредством которых эти ценности сохраняются и распространяются, включая систему, осуществляющую контроль над ценностями, их отбор, распространение, внедрение в общественное сознание» [1, а 12, 13]. В рамках данного подхода заслуживает внимания точка зрения О.Ю. Рыбакова о том, что правовая культура нестатична, находясь в постоянной динамике, она обеспечивает преемственность лучших образов человеческой мысли и результатов деятельности в правовой сфере [16, а 14, 15]. По его мнению, политика правового государства, имея ценностное измерение, «с одной стороны, устанавливает определенные критерии развития правовой культуры, а с другой стороны, сами ценности правовой культуры оказывают свое влияние, являются параметрами дальнейшего движения общества по пути правового прогресса» [16, а 16, 17]. Подобного представления придерживается И.А. Иванников, рассматривая правовую культуру через «выражение государственного опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение» [8, а 13].

Рассматривая правовую культуру как совокупность всех ценностей, созданных человеком в сфере права, Э.И. Атагимова полагает, что «правовая культура характеризует уровень правосознания граждан и должностных лиц, совершенства законодательства, законности и правопорядка, работы правоприменительных, в т.ч. правоохранительных, органов, развития юридической техники, а также правотворческой и правореализаци-онной культур как всего общества и отдельных его социальных групп, так и личности в отдельности» [2, а 77, 78], с чем сложно не согласиться. По существу, правовая культура представлена в виде совокупности всех позитивных компонентов правовой деятельности человечества, способствующих переходу богатства позитивного социокуль-

турного опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивида, социума. Правовая культура есть своего рода социальный регулятор, координирующий поведение общества (социальных групп, индивидов), основой которого является степень освоения субъектами права правовыми ценностями.

Выполняя функцию обеспечения преемственности правовых ценностей, традиций, идей, взглядов и убеждений, правовая культура резуль-тирует накопленный правовой опыт, вбирающий в себя достижения в области права, представлений о его сущности и назначении, представляющий своего рода культурно-исторический правовой код, позволяющий развиваться, в том числе, юридической науке, которая без оценок прошлого не может обоснованно выстроить будущего в области права. На наш взгляд, правовая культура немыслима вне правовых и нравственных ценностей, идей, убеждений, влияет своим содержанием, направленностью на характер функционирования права в его самых различных широко понимаемых воплощениях. Она динамична, изменяема в определенной части, но стабильная в своей основе, так как базируется на универсальных основаниях права, свойственного различным правовым семьям и системам. Именно правовая культура отражает воспроизводство и преемственность устойчивых правовых форм реализации права, юридической деятельности в целом.

Множественность подходов к объяснению структурно-содержательных характеристик правовой культуры объясняется: во-первых, использованием различных методологических инструмен-тариев в оценке данного феномена; во-вторых, различием мировоззренческих позиций ученых в части осмысления явлений правовой жизни, понятий «право» и «культура», в едином антологическом и аксиологическом векторе, определяющем значение правовой культуры в жизни современного общества как минимум на трех уровнях: персонифицированном (на уровне отдельных индивидов), уровне социальной группы и общесоциальном.

Список литературы:

[1] Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: Наука, 1988. -145 с.

[2] Атагимова Э.И. Правовая культура общества как основа правового государства // Вестник МГЭИ. - 2017. - № 3. - С. 77 - 82.

[3] Братусева О.Н. Правовые культуры в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2009. - 24 с.

[4] Вопросы глобализации культуры и защиты культурных прав человека и гражданина

(междисциплинарное исследование) / Бурьянов С.А., Кривенький А.И., Пашенцев Д.А., Романова Г.В.: монография. - М., 2018. - 200 с.

[5] Галиев Ф.Х. Синкретизм правовой культуры современной России: теоретико-методологическое и историко-прикладное исследование: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - М., 2014. - 55 с.

[6] Галиев Ф.Х. Правовая культура и проблема статуса государства / В сб.: Проблемы статуса современной России: историко-правовой аспект: в 2 ч. - 2018. - С. 79 - 88.

[7] Гусейнов А. И.-о Право как феномен культуры: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - М., 2007. - 48 с.

[8] Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. - 1998. - № 3 (222). - С. 11-17.

[9] Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структуры, функции: монография / В.Н. Кар-ташов, М.Г. Баумова - Ярославль: ЯрГУ, 2008. -200 с.

[10] Кертман Л.Е. К методологии изучения культуры и критике ее идеологических концепций // Новая и новейшая история. - 1973. - № 3.

[11] Павленко Е.М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации. - М.: Права человека, 2016. -216 с.

[12] Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. - 2016. - № 1. - С. 29 - 32.

[13] Петров А.В., Котрикова Т.Ю. Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества // Вестник НУ им Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3-1. - С. 326 - 331.

[14] Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества: монография / Л.А. Петручак. - М.: ИД «Юриспруденция», 2012. - 400 с.

[15] Рыбаков О.Ю. Личность и государство: основные подходы к концепции социального партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. № 5. С. 39-43.

[16] Рыбаков О.Ю. Ценностные измерения российской правовой политики // Вестник СГЮА. -2012. - № 5. - С. 11 - 17.

[17] Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: проблемы теории и методологии: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - Екатеринбург, 1996. - 36 с.

[18] Синюков В.Н. Юридическое образование и правовая культура // Правовая культура. -2009. - № 1. - С. 13 - 30.

[19] Усманова Е.Ф. Роль правовой культуры в процессе развития гражданского общества //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Общество: политика, экономика, право. - 2018. -№ 7. - С. 47 - 50.

[20] Цыбулевская О.И. Правовая культура субъектов власти: нравственный аспект // Правовая культура. - 2006. - Т. 1. - № 1. - С. 15 - 30.

[21] Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Ценности правовой культуры и российская государственность // Правовая культура. - 2016. - № 4 (27). - С. 8 - 16.

Spisok literatury:

[1] Agranovskaya E.V. Pravovaya kul'tura i obespechenie prav lichnosti. - M.: Nauka, 1988. -145 s.

[2] Atagimova E.I. Pravovaya kul'tura obshchestva kak osnova pravovogo gosudarstva // Vestnik MGEI. - 2017. - № 3. - S. 77 - 82.

[3] Bratuseva O.N. Pravovye kul'tury v usloviyah globalizacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. - M., 2009. - 24 s.

[4] Voprosy globalizacii kul'tury i zashchity kul'turnyh prav cheloveka i grazhdanina (mezhdisciplinarnoe issledovanie) / Bur'yanov S.A., Kriven'kij A.I., Pashencev D.A., Romanova G.V.: monografiya. - M., 2018. - 200 s.

[5] Galiev F.H. Sinkretizm pravovoj kul'tury sovremennoj Rossii: teoretiko-metodologicheskoe i istoriko-prikladnoe issledovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. - M., 2014. - 55 c.

[6] Galiev F.H. Pravovaya kul'tura i problema statusa gosudarstva / V sb.: Problemy statusa sovremennoj Rossii: istoriko-pravovoj aspekt: v 2 ch.

- 2018. - S. 79 - 88.

[7] Gusejnov A. I.-o Pravo kak fenomen kul'tury: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. - M., 2007.

- 48 s.

[8] Ivannikov I.A. Koncepciya pravovoj kul'tury // Pravovedenie. - 1998. - № 3 (222). - S. 11-17.

[9] Kartashov V. N. Pravovaya kul'tura: ponyatie, struktury, funkcii: monografiya / V.N. Kartashov, M.G. Baumova - Yaroslavl': YarGU, 2008. - 200 s.

[10] Kertman L.E. K metodologii izucheniya kul'tury i kritike ee ideologicheskih koncepcij // Novaya i novejshaya istoriya. - 1973. - № 3.

[11] Pavlenko E.M. Obrazovanie v oblasti prav cheloveka kak osnova formirovaniya pravovoj kul'tury i kul'tury prav cheloveka v Rossijskoj Federacii. - M.: Prava cheloveka, 2016. - 216 s.

[12] Pashencev D.A. Rossijskaya pravovaya tradiciya pered vyzovom globalizacii // Yuridicheskaya nauka. - 2016. - № 1. - S. 29 - 32.

[13] Petrov A.V., Kotrikova T.Yu. Professional'naya pravovaya kul'tura v sisteme pravovoj kul'tury obshchestva // Vestnik NU im N.I. Lobachevskogo. - 2013. - № 3-1. - S. 326 - 331.

[14] Petruchak L.A. Pravovaya kul'tura kak determinanta sovremennogo rossijskogo obshchestva: monografiya / L.A. Petruchak. - M.: ID «Yurisprudenciya», 2012. - 400 s.

[15] Rybakov O.Yu. Lichnost' i gosudarstvo: osnovnye podhody k koncepcii social'nogo partnerstva // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2004. № 5. S. 39-43.

[16] Rybakov O.Yu. Cennostnye izmereniya rossijskoj pravovoj politiki // Vestnik SGYuA. - 2012. - № 5. - S. 11 - 17.

[17] Semitko A.P. Razvitie pravovoj kul'tury kak pravovoj progress: problemy teorii i metodologii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. -Ekaterinburg, 1996. - 36 s.

[18] Sinyukov V.N. Yuridicheskoe obrazovanie i pravovaya kul'tura // Pravovaya kul'tura. - 2009. - № 1. - S. 13 - 30.

[19] Usmanova E.F. Rol' pravovoj kul'tury v processe razvitiya grazhdanskogo obshchestva // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. - 2018. - № 7. - S. 47 - 50.

[20] Cybulevskaya O.I. Pravovaya kul'tura sub"ektov vlasti: nravstvennyj aspekt // Pravovaya kul'tura. - 2006. - T. 1. - № 1. - S. 15 - 30.

[21] Cybulevskaya O.I., Milusheva T.V. Cennosti pravovoj kul'tury i rossijskaya gosudarstvennost' // Pravovaya kul'tura. - 2016. - № 4 (27). - S. 8 - 16.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.