DOI: 10.47026/2499-9636-2022-2-82-88
УДК 340.11 ББК Х05
В. А. МЕДВЕДЕВ
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: понятие правовой культуры, подходы к пониманию, формированию, совершенствованию правовой культуры, состав правовой культуры, уровни правовой культуры, правовая грамотность, правовое просвещение.
В статье исследуются современное понимание и сущностные характеристики правовой культуры, которая отражает степень и характер ее развития. Актуальность темы исследования обусловлена потребностями формирования высокого уровня правовой культуры населения, воспитания безусловного уважения к праву и закону как важнейшим составляющим модели правомерного социального поведения, необходимого для успешной реализации задач социально-экономического развития общества и государства в современных реалиях.
Цель исследования - определить возможные направления повышения и совершенствования правовой культуры на основе анализа научных подходов к пониманию правовой культуры, а также действующих нормативных правовых актов в этой сфере. Методологическая основа исследования представлена комплексом общенаучных и част-нонаучных методов исследования: диалектический метод, методы анализа и синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания. Проведен анализ понятия и сущности правовой культуры, ее составных элементов, состояния правовой культуры, рассмотрены подходы к формированию, повышению и совершенствованию правовой культуры на современном этапе. В качестве основных направлений повышения уровня правовой культуры определены обеспечение режима законности в правотворческой и правореализационной сферах, формирование соответствующего правового мышления, совершенствование законодательства, юридической практики, создание условий и мотиваций для совершенствования правового поведения, внедрение цифровых технологий в сферу правового просвещения и правовой помощи.
В современной действительности становится очевидным, что решение задач экономического, политического и социального плана без повышения и развития правовой культуры гражданина и общества, а также без должного отношения к закону невозможно.
С этих позиций правовую культуру можно рассматривать как одну из основ (условий) для развития и функционирования правового государства, борьбы с коррупцией и преступностью, проведения и реализации правовых структурных изменений в нашем обществе.
Существуют различные подходы к пониманию правовой культуры [1, 2, 7], среди которых нам ближе позиции таких ученых, как В.И. Каминской и А.Р. Ра-тинова, которые предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей. По их мнению, «в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: а) право как система норм, выражающих государственные веления; б) правоотношения, т. е. система общественных отношений, регулируемых правом; в) правовые учреждения и институты, т.е. система государственных
и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; г) правовое поведение, как правомерное, так и противоправное; д) правосознание (правовая психология), т.е. система духовного отражения правовой действительности» [3. С. 19].
Н.М. Кейзеров в этот перечень дополнительно включает «критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую деятельность, а также правовую науку» [4. С. 113].
Формирование правовой культуры - это важная задача, которая стоит перед обществом и государством. Формирование, накопление и усвоение правовых ценностей обществом, его социальными группами и отдельными личностями, как отмечает Петров А.В., обеспечивает прогрессивное развитие человека и человечества [5. С. 204].
Славова Н.А. акцентирует внимание, что «правовая культура предполагает не только знания о праве, действующих правовых нормах, но и обязательное «претворение» правовых знаний, идей на личную «убежденность» (правовую уверенность)» [7. С. 51]. Правовая уверенность, в свою очередь, побуждает людей к социально-правовой активности.
В качестве базовых средств, влияющих на формирование правовой культуры и правосознания, можно выделить: укрепление и уважительное отношение к праву, пропаганду правовых знаний, борьбу с фейками и подтасовкой фактов, систематизацию и совершенствование правовых актов, в том числе экспертизу законов.
Правовая культура - важнейшее условие осознания гражданином своей ответственности перед обществом, что, на наш взгляд, должно способствовать доминированию взглядов, исключающих произвол и насилие над человеком, борьбу с преступностью как фактор предпосылки укрепления законности и правопорядка, являющийся основой построения гражданского общества и правового государства.
В качестве сущности правовой культуры можно рассматривать совокупность ценностей, выработанных обществом с целью их дальнейшего использования личностью в правовой и других сферах.
В составе правовой культуры можно выделить следующие составные части:
- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
- систему правоотношений, регулируемых правом;
- правосознание как систему духовных ценностей, отражающих правовую действительность;
- правомерное поведение как высшую форму функционирования правовой культуры.
Правовая культура подвержена оценкам, что проистекает из роли права, в связи с чем можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Важными являются основные направления повышения правовой культуры: а) обеспечение режима законности в правотворческой и правореали-зационной сферах; б) формирование соответствующего правового мышления; в) совершенствование законодательства и юридической практики; г) создание условий и мотиваций для совершенствования правового поведения.
На данный момент мы сталкиваемся с рядом проблем, оказывающих влияние на процесс формирования правовой культуры, что обозначено в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан1. Среди них: правовая безграмотность в обществе, особенно среди граждан, не имеющих юридического образования, правовой нигилизм, правовой эгоцентризм, являющиеся одними из ключевых факторов, обуславливающих низкий уровень правовой культуры. Сохраняются некоторые противоречия в действующем законодательстве разных уровней, в определенных сферах наблюдается недостаточная систематизация нормативных актов. Недостаточно эффективно проводится работа по правовому просвещению населения. В целях их преодоления в упомянутом выше нормативном акте определены направления государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, представленные на рисунке.
Направления государственной политики в сфере развития правовой грамотности
и правосознания граждан
Правовое просвещение и правовое информирование граждан
Направления государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
Соответствующее внимание в рамках повышения и совершенствования правовой культуры должно уделяться правовому просвещению, правовому
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. № Пр-1168 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/11139.
и патриотическому воспитанию, роли средств массовой информации, художественной литературы в процессе формирования правовой культуры. Рассмотрим некоторые направление более подробно.
К важнейшим способам правового воспитания относится правовое просвещение. В свою очередь, увеличение объёма правовых знаний приведет к росту общей правовой культуры. Главным является - привитие уважение к праву и закону как базовым ценностям для широких слоев населения.
Уважительное отношение к праву, как отмечает Н.А. Славова, предусматривает: «отношение к правовым нормам как необходимым и наиболее целесообразным правилам поведения; осознание каждого члена общества о его социальной роли в процессе индивидуального регулирования общественных отношений; отношение к правам и свободам человека как ценностным ориентирам общества» [7. С. 54].
Формирование такого отношения к закону, праву, умение пользоваться своими правами и обязанностями в обществе, обращаться к правовым средствам защиты от посягательств на них являются неотъемлемой частью правовой культуры граждан.
В этой связи можно вспомнить советский опыт правового обучения, состоящий из специальных мероприятий, таких как создание правовых курсов на разную правовую тематику, проведение семинаров с разбором правовых ситуаций, проводимых представителями правоохранительной системы, иных государственных и общественных органов. Главная цель состоит в том, чтобы ознакомить население с образцами идеального (должного) поведения, рассмотреть позитивные примеры как из российской, так и из мировой практики, которые несомненно влияют на повышение культуры.
Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. По нашему мнению, основной отличительной особенностью современного функционирования правового воспитания является его характеристика как составного элемента информационной среды правовой культуры личности. Именно воспитательная функция правового регулирования занимает центральное место в механизме формирования правовой активности и правомерного поведения человека [6].
На решение задач повышения уровня правовой культуры нацелены некоторые преобразования в сфере культуры, массовой информации и рекламной деятельности, которые могут быть направлены на формирование правовой грамотности и правосознания граждан. Повышение правовой культуры может осуществляться с помощью произведений литературы и искусства на правовую тематику. Кино, театр, литература, соединяя силу эмоционального воздействия с информативной насыщенностью, могут добиваться таких результатов, которые подчас не под силу другим формам правового просвещения. Эффективность этих
средств особенно возрастает при использовании их вместе с другими формами правового информирования. Если после просмотра фильма, сюжет которого связан с уголовным преступлением, квалифицированный лектор осветит юридическую сторону дела, несомненно, усвоение юридической информации будет очень действенным. Тут важно постараться правильно использовать для сюжета правовую основу, расставить акценты, для того, чтобы вызвать интерес к законодательным нормам, зафиксировать присутствующий в произведении комплекс знаний о правовых установках. Полагаем, что ряд направлений государственной культурной политики должен соотноситься с направлениями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
В настоящее время прослеживается потребность совершенствования государственной политики в сфере формирования и повышения правовой культуры. А.З. Шефруков справедливо отмечает, что «правовая культура общества зависит от состояния всей деятельности государства, жизни общества и специально направленной деятельности на укрепление законности и правопорядка» [9]. Согласно Государственной программе Российской Федерации «Юстиция»1, задачи обеспечения прав и свобод человека, демократического правового характера Российского государства, укрепления законности в контексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2 и одновременно с развитием безопасного информационного пространства определяются в качестве национальных интересов России на современном этапе. Н.А. Троян обращает внимание на то, что «в области правовой информации происходят изменения, на смену традиционным каналам (газеты, журналы, специальная литература, радио) приходят оперативные каналы получения правовой информации (телевидение, Интернет), невзирая на то, что эти каналы не могут, к сожалению, гарантировать полноту и достоверность информации» [8. С. 80].
Новые направления повышения правовой культуры общества обусловлены данными факторами и связаны в том числе с процессами цифровой трансформации и управления правовым пространством на основе информационных технологий:
- развитие и цифровизация государственных услуг и функций;
- создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов;
- создание государственной информационной системы правовой помощи;
- создание широкого спектра правовых сервисов и ресурсов, ориентация на развитие и широкое применение информационных технологий, внедрение искусственного интеллекта.
Анализируя направления возможных преобразований в целях повышения правовой культуры, необходимо остановиться и на правовой составляющей:
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 312 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18. Ст. 2158; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
обращает на себя внимание отсутствие законодательного закрепления понятий «правовая культура» и «правовая грамотность». Данный пробел необходимо восполнить ввиду того, что данные понятия представляют собой центральные объекты государственной политики в этой сфере.
Развитие правовой культуры в современных условиях связано с необходимостью дальнейшего совершенствования правовой базы, в том числе путем обновления Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правового просвещения граждан, утвержденных Президентом РФ в 2011 г. Внесение изменений в государственную программу «Юстиция», несомненно, является своевременным. Однако в системе нормативных правовых актов данная государственная программа выступает лишь как ведомственный правовой акт, отражает деятельность ее исполнителей по ряду направлений. Полагаем, что вопросы формирования и развития правовой культуры требуют иного уровня правовой регламентации, принятия нормативного правового акта иного свойства и юридической силы. Уточнение целей, задач, дополнение направлений современной государственной политики в области развития правовой грамотности и правосознания граждан будут не только способствовать качественному развитию правового регулирования в этой области, но и позволят четко определить современные ориентиры деятельности по развитию и укреплению в обществе правовой модели поведения граждан.
Литература
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988. 142 с.
2. Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4(26). С. 10-20.
3. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. С. 39-67.
4. КейзеровН.М. Политическая и правовая культура. М., 1983. 231 с.
5. Петров А.В. О единстве содержания правовой культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 3. С. 200-206.
6. Петров А.В., Лесникова А.М. Правовая активность и правовая культура // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-1(40). С. 110-113.
7. Славова Н.А. Правовая культура: понятие и функции // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. № 3(96). С. 48-55.
8. Троян Н.А. Современный подход и перспективы развития правовой грамотности и правосознания граждан // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3(24). С. 77-85.
9. ШефруковА.З. Динамика правовой культуры // Новые технологии. 2008. № 5. С. 153-155.
МЕДВЕДЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры публичного права, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0002-4367-5505)._
Vladimir A. MEDVEDEV
LEGAL CULTURE: CONCEPT, ESSENCE AND MODERN DEVELOPMENT TRENDS
Key words: concept of legal culture, approaches to understanding, formation, improvement of legal culture, composition of legal culture, levels of legal culture, legal literacy, legal education.
The article explores the modern understanding and essential characteristics of legal culture, which reflects the extent and nature of its development. The relevance of the research topic is due to the needs of forming a high level of legal culture of the population and fostering respect for the rule of law as the most important components of a model of legitimate social behavior necessary for the successful implementation of the tasks of socio-economic development of society and the state in modern realities.
The purpose of the study is to identify possible directions for improving and increasing legal culture based on the analysis of scientific approaches to understanding legal culture, as well as existing regulatory legal acts in this area.
The methodological basis of the research is represented by a complex of general scientific and private scientific research methods: dialectical method, methods of analysis and synthesis, formal legal, comparative legal and other methods of scientific cognition. The paper analyzes the concept and essence of legal culture, its constituent elements, the state of legal culture, considers approaches to the formation, improvement and development of legal culture at the present stage. Ensuring the rule of law in the law-making and law-realization spheres, formation of appropriate legal thinking, improvement of legislation, legal practice, creation of conditions and motivations for improving legal behavior, introduction of digital technologies into the field of legal education and legal assistance are defined as the main directions for increasing the level of legal culture.
References
1. Agranovskaya E.V. Pravovaya kul'tura i obespechenie prav lichnosti [Legal culture and ensuring the rights of the individual]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 142 p.
2. Bondarev A.S. Pravovaya kul'tura obshchestva: problemyponyatiya i struktury [Legal culture of society: problems of concept and structure]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki, 2014, no. 4(26), pp. 10-20.
3. Kaminskaya V.I., Ratinov A.R. Pravosoznanie kak elementpravovoi kul'tury [Legal awareness as an element of legal culture]. In: Pravovaya kul'tura i voprosypravovogo vospitaniya: sb. nauch. tr. [Legal Culture and Issues of Legal Education: Collection of Scientific Works]. Moscow, 1974, pp. 39-67.
4. Keizerov N.M. Politicheskaya i pravovaya kul'tura [Political and legal culture]. Moscow, 1983, 231 p.
5. Petrov A.V. O edinstve soderzhaniya pravovoj kul'tury [On the unity of the content of legal culture]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2015, no. 3, pp. 200-206.
6. Petrov A.V., Lesnikova A.M. Pravovaya aktivnost' i pravovaya kul'tura [Legal activity and legal culture]. Privolzhskii nauchnyi vestnik, 2014, no. 12-1(40), pp. 110-113.
7. Slavova N.A. Pravovaya kul'tura: ponyatie i funkcii [Legal culture: concept and functions]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva, 2020, no. 3(96), pp. 48-55.
8. Troyan N.A. Sovremennyi podkhod i perspektivy razvitiya pravovoi gramotnosti i pravo-soznaniya grazhdan [Modern approach and prospects for the development of legal literacy and legal awareness of citizens]. Monitoringpravoprimeneniya, 2017, no. 3 (24), pp. 77-85.
9. Shefrukov A.Z. Dinamikapravovoj kul'tury [Dynamics of legal culture]. Novye tekhnologii, 2008, no. 5, pp. 153-155.
VLADIMIR A. MEDVEDEV - Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Department of the Public Law, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4367-5505)._
Формат цитирования: Медведев В.А. Правовая культура: понятие, сущность и современные тенденции развития [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 2. - С. 82-88. -URL: http://oecomia-et-jus.rU/single/2022/2/10. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-2-82-88.