Научная статья на тему 'Основные подходы к оценке стоимости инновационного продукта'

Основные подходы к оценке стоимости инновационного продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / РОЯЛТИ / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Надежда Константиновна, Курылева Мария Николаевна

Представлен обзор различных взглядов на дефиницию понятия «инновация», а также рассмотрены основные подходы к оценке стоимости инновационного продукта. Обозначены факторы, которые оказывают влияние на ценность и, через ценность, на цену, за которую покупатель готов приобрести уникальный товар, а продавец продать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO THE VALUATION OF AN INNOVATIVE PRODUCT

The article presents an overview of the different views on the definition of the concept of «innovation», and the basic approaches to assessing the value of an innovative product. Also the main factors identified that influence the value, and a value influence at the price the buyer is willing to pay for a unique product, and the seller to sell.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к оценке стоимости инновационного продукта»

Н.К. Рожкова

М.Н. Курылева

УДК 338

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Аннотация. Представлен обзор различных взглядов на дефиницию понятия «инновация», а также рассмотрены основные подходы к оценке стоимости инновационного продукта. Обозначены факторы, которые оказывают влияние на ценность и, через ценность, на цену, за которую покупатель готов приобрести уникальный товар, а продавец - продать.

Ключевые слова: инновация, роялти, затратный подход, сравнительный подход, доход■ ный подход.

Nadezhda Rozhkova

Мапу КигПеуа

В последнее время компании работают в условиях острой конкуренции. Одним из способов выиграть и не отстать на рынке является использование различных «ноу-хау» - инноваций. Для компании - это нематериальные активы, которые иногда не имеют вообще никакой физической формы, но, тем не менее, имеют свою стоимость и могут выступать как отдельный товар на рынке, а могут увеличивать стоимость бизнеса своего правообладателя.

В последние двадцать лет на российский рынок пришло много иностранных компаний, для которых характерны свои принципы ведения бизнеса. Стараясь отвоевать часть рынка, они строили и строят заводы с высокотехнологичным оборудованием, набирают лучших сотрудников, активно занимаются исследованиями и разработками, стараясь не стоять на месте, а предлагать самые лучшие, удобные и качественные товары, повышают качество клиентского сервиса. Вместе с иностранцами на российскую землю и пришли такие новые для нашего рынка понятия, как инновации, новации, интеллектуальный капитал. Для многих организаций ценность навыков сотрудников, информационных систем намного превышает стоимость материальных ресурсов.

В 1911 г. увидел свет научный труд экономиста и социолога Й. Шумпетера «Теория экономического развития» [10]. В нем он представил свои взгляды на развитие экономических процессов и описал инновационные процессы. Истинное развитие экономики он видел только благодаря качественным изменениям. «Обычный рост экономики, выражающийся в увеличении населения и богатства, также не рассматривается здесь как процесс развития, поскольку он не порождает новые в качественном отношении явления, а всего-навсего дает толчок процессам их приспособления, подобно тому, как это происходит при изменении природных показателей. Мы же намереваемся обратить свое внимание на иные процессы, постольку относим такой рост просто к изменению показателей» [10]. Он также вводил понятие «инновации» и в своей работе называл их «изменением». Иными словами, он считал, что экономическое развитие определяется «осуществлением новых комбинаций» - изменений, а также описал пять видов этих комбинаций-нововведений:

1) изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т.е. в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного,

© Рожкова Н.К., Курылева М.Н., 2014

метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [10].

Другие ученые, отечественные и зарубежные, предложили свои определения термина «инновация». Суждения Шумпетера нашли своих последователей, появились альтернативные точки зрения. Все взгляды систематизированы в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «инновация»

№ пп Подходы к определению понятия «инновации» Определение понятия «инновация»

1 Объектный Результат научно-технической деятельности: новая техника или технология [4; 9]

2 Процессный Комплексный динамический процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских товаров [3; 5]

3 Объектно-утилитарный Объект, новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники [8; 10]

4 Процессно-утилитарный Комплексный процесс создания, распространения и использования нового продукта [1; 7]

5 Процессно-финансовый Процесс инвестирования денежных средств в создание нового продукта [2; 6]

Циклический характер инновационного экономического процесса отмечает венгерский экономист Б. Санто, определяя инновацию как технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. По мнению Б. Санто, инновация - «общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход» [8]. Советский экономист И.А. Пригожин, представитель процессного метода, современный российский социолог, известный специалист, занимавшийся проблемами организаций и управления, делал акцент не на удовлетворении потребностей, а на самом процессе, считая, что предметом инноватики является «прежде всего создание, освоение и распространение различного типа новшеств» [5], а само нововведение - «клеточкой» управляемого развития, целенаправленных изменений» [5].

Таким образом, трактовка понятия «инновация» неоднозначна - это комплексный технико-экономический инвестиционный процесс (от идеи до внедрения в повседневный обиход), который ориентирован на получение нового качества жизни через использование новых технологий, товаров, объектов или административных процессов.

Инновации являются нематериальными, интеллектуальными ресурсами организации. Для определения их стоимости разными учеными предлагалось большое количество методов. Однозначной стандартной методики для этого не существует в силу того, что каждая инновация - уникальна, и ее цена зависит от большого числа факторов. Методология оценки инноваций на законодательном уровне регулируется «Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности» от 26 ноября 2002 г. Данный методологический документ содержит ключевые принципы для расчета стоимости интеллектуальной собственности. В данном документе обозначены общие рекомендации по проведению оценки, приведены методические основы, рассмотрены подходы к определению стоимости.

Согласно данному документу на рыночную стоимость интеллектуальной собственности влияют следующие факторы:

1) полезность (инновация удовлетворяет конкретные потребности при ее использовании);

2) ожидание (рыночная стоимость инновации зависит от характера приобретенных выгод или доходов, которые могут быть получены при максимально эффективном ее использовании: величина выгоды/дохода, риски и продолжительность получения);

3) спрос и предложение (наличие и характер спроса и предложения на рынке);

4) внешнее влияние (юридические, экономические, политические факторы, определяющие востребованность инновации, характер использования, ограничения, наличие поддержки и т.д.);

5) изменение (непостоянство ситуации на рынке);

6) замещение (рыночная стоимость инновации не может превышать вероятные затраты на приобретение другого товара/услуги эквивалентной полезности);

7) максимально эффективное использование (зависит от наиболее вероятного характера использования) [4].

Законодательные аспекты также освещаются в Налоговом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ. Подходы, регламентируемые вышеупомянутыми документами, - доходный, затратный и сравнительный. В рамках каждого подхода можно выделить целый ряд методов. Доходный поход включает в себя метод дисконтированного денежного потока, метод прямой капитализации, метод остаточного подхода, метод экспресс-оценки, метод расчета роялти, метод избыточных прибылей, метод, основанный на «правиле 25 %», метод реального экономического эффекта, метод экспертной оценки. В рамках затратного подхода выделяют метод стоимости создания и метод выигрыша в себестоимости.

Выбор метода оценки стоимости инновации зависит от характера инновации и конкретных условий сделки. При проведении оценки бизнеса для целей покупки, продажи, реорганизации, акционировании, приватизации, национализации компании, открытой продажи акций проводят комплексную стоимостную оценку «инновационного портфеля» организации, от которого напрямую зависит рентабельность и потенциал ее развития.

На сегодняшний день при выборе подхода и способа оценки стоимости нематериальных активов (НМА) и объектов интеллектуальной собственности часто используют рекомендации Гордона Смита и Рассела Парра, которые были изложены в их совместном труде «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов» [1] (см. табл. 2).

Суть затратного подхода - оценка стоимости инновации на основании калькуляции всех затрат на создание (приобретение) и издержки на эксплуатацию (содержание) инновации на момент оценки. Условия, определяющие использование данного метода, следующие:

— невозможно найти аналог инновации;

— отсутствие опыта реализации аналогичных объектов или нестабильность прогнозов будущих прибылей;

— среда реализации не определена.

Таблица 2

Классические подходы к оценке стоимости инноваций

НМА и объекты интеллектуальной собст- Предпочтительный Применимый Неприменимый

венности подход подход подход

Корпоративные процедуры и бизнес- Затратный Доходный Рыночный

процессы, квалифицированный персонал,

дистрибьюторские сети

Технологии, патенты, объекты авторского

права, товарные знаки, программные про- Доходный Рыночный Затратный

дукты, права по франчайзингу

Информационное программное обеспечение Затратный Рыночный Доходный

менеджмента

Примером инноваций, которые чаще всего оцениваются затратными методами, может быть разработка или внедрение нового программного продукта, инновационные административные процедуры для повышения эффективности труда - то, что списывается сразу по расходным статьям, а доходы от инновации очень сложно или вообще невозможно подсчитать. Используются следующие методы оценки инновации в рамках затратного подхода (см. рис. 1).

Рис. 1. Методы затратного подхода

Стоимость инновации будет определяться следующими составляющими:

— прямые и косвенные затраты по созданию и доведению до конечного потребителя - зарплата персонала, себестоимость научно-методического обеспечения, расходы на юридическое сопровождение, расходы на маркетинг и рекламу, страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, использование средств индивидуализации (например, товарные знаки, лицензии, слоганы, логотипы и т.д.).Также необходимо учитывать различные формы устаревания -амортизацию, функциональное и технологическое устаревание, устаревание, учитываемое регулирующими органами;

— прибыль инвестора - величину желаемого или прогнозного вознаграждения за инвестирование капитала в создание интеллектуальной собственности.

Сравнительный подход предполагает, что стоимость инновации идентична стоимости аналогичного товара. Соответственно, данный метод может быть применим при условии, что существует

товар-аналог, он продается, реальная цена продажи известна и любая дополнительная информация может быть без труда получена. Это идеальная картина, так как в реальной жизни и покупателю, и продавцу приходится действовать в условиях ограниченности информации, поэтому данный подход применяется не часто.

Здесь уместно будет вспомнить о модели рынка лимонов, сформулированной американским экономистом Джорджем Акерлофом (1970 г.). Данная модель рассматривает наличие информационной асимметрии на рынке. Если она присутствует на рынке, то проведение оценки инновации методом сравнительного подхода будет необъективной или даже затруднительной [6].

При идеальной ситуации на рынке (наличии полной и открытой информации о товарах) для проведения сравнения инновации и ее аналога (или аналогов) используется список критериев и характеристик:

1) наличие специальных условий финансирования (государственные программы, государственные и частные фонды поддержки, субсидии, «бизнес-ангелы», наличие законодательного регулирования инновационной сферы и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), динамика цен на инновацию и аналоги и т.д.);

2) объем и характер имущественных прав на инновацию, передаваемых в сделке;

3) характеристики инновации (физические, технологические, функциональные);

4) экономические условия на соответствующем рынке (территория, на которой предполагается использование объекта оценки, спрос на инновацию, наличие и характер конкуренции, расчетный объем реализации продукции и емкость рынка сбыта, срок полезного использования интеллектуальной собственности и т.д.);

5) вид экономической деятельности, где использовалась или будет использоваться инновация.

В основе оценки стоимости инновации по доходам понимается будущий доход, который планируется получить от использования инновации (объекта интеллектуальной собственности). В данном случае речь идет о платежах на постоянной основе за пользование данным объектом интеллектуальной собственности - например, роялти или паушальные платежи (в случае, если покупается лицензия или франшиза). Доходом от использования инновации может быть различная экономия затрат на производство: снижение ресурсоемкости, сокращение производственного цикла, увеличение объема продаж продукции, снижение ресурсоемкости и др. Стоимость инновации определяется нахождением разницы между величиной денежного потока (с учетом рисков и временной структуры) от использования инновации и величиной денежного потока (с учетом рисков и временной структуры), которая была бы получена в случае неиспользования данной инновации. Все величины корректируются с использованием ставки дисконтирования - расчетной величины, которая зависит не только от уровня инфляции, но и от размера премии за риск, ставки отдачи на капитал аналогичных инвестиций.

Экспертные методы оценки наиболее интересны, так как помогают получить наиболее объективную оценку с точки зрения и опыта нескольких специалистов из разных областей. В целом же оценка стоимости интеллектуальной собственности затруднена из-за нетрадиционных подходов, непредвиденных и, порой специфических, расходов и эффективности их использования в производстве или других областей исследования. Рынок инноваций включает в себя множество локальных рынков, ноу-хау, лицензий, патентов, и, следовательно, требуется более детальное изучение каждого из них.

Для получения объективного результата целесообразно провести оценку стоимости инновации различными подходами и обобщения полученных результатов расчетов. Подобная процедура оценки и обобщения предполагает:

— постановку цели оценки и планируемого использования ее результатов;

— определение возможных допущений и ограничений при проведении оценки;

— определение условий, имеющих первостепенное значение для проведения оценки и интерпретации результатов;

— описание инновации как объекта оценки;

— законное право на использование инновации и получение выгод от этого использования при наличии оформленных правоустанавливающих документов;

— описание продукции, которая была произведена с использованием инновации;

— анализ рынка продукции, при производстве и реализации которой была задействована оцениваемая инновация;

— определение источников доходов от использования инновации.

Библиографический список

1. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.]. — СПб: АНО ИПЭВ, 2008.

2. Блинова У.Ю. Управленческий учет в антикризисном менеджменте: теория и практика: монография / У.Ю. Блинова, Н.К. Рожкова. — Хабаровск, 2011.

3. Маренков Н.Л. Оценка стоимости инновационного продукта // Аудит и финансовый анализ. - 2006. - № 1.

4. Методические рекомендациями по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности. Утверждены Министерством имущественных отношений РФ от 26 ноября 2002 г. № СК-4/21297 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

5. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003.

6. Рожкова Н.К., Блинова У.Ю., Рожкова Д.Ю. Парадоксы теории Клейтона Кристенсена // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. - С. 191-199.

7. Рожкова Н.К. Учет затрат методом «директ-костинг» // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 3. — С. 243-248.

8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. - М.: Прогресс, 1990.

9. Шипова Е.В. Методы оценки интеллектуальной собственности: учеб. пособие / Е.В. Шипова. - Иркутск: БГУЭП. 2006.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М.: Эксмо, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.