Научная статья на тему 'Процессный подход к управлению интеллектуальной собственностью корпораций'

Процессный подход к управлению интеллектуальной собственностью корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КАПИТАЛ / КОРПОРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / ЗАТРАТНЫЙ / ДОХОДНЫЙ / РЫНОЧНЫЙ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / INTELLECTUAL PROPERTY / CAPITAL / CORPORATION / EFFICIENCY / PROCESS APPROACH / MANAGEMENT / MECHANISM / EXPENSIVE / PROFITABLE / MARKET METHODS OF AN ASSESSMENT INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова В. В., Стрекалова Г. Р.

В статье на основе сравнительной оценки интеллектуальной собственности корпорации затратным, доходным, рыночным и методом на основе учета специфики функционирования корпоративных экономических систем, предложен механизм эффективного управления интеллектуальной собственностью корпораций на принципах процессного подхода, включающий систему инструментов и рычагов воздействия на интеллектуалов, по поводу создания и использования интеллектуальных ценностей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article on the basis of a comparative assessment of intellectual property of corporation expensive, profitable, market and a method on the basis of the accounting of specifics of functioning of corporate economic systems, the mechanism of effective management by intellectual property of corporations on principles of the process approach, including system of tools and levers of impact on intellectuals, concerning creation and use of intellectual values is offered

Текст научной работы на тему «Процессный подход к управлению интеллектуальной собственностью корпораций»

В. В. Авилова, Г. Р. Стрекалова

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КОРПОРАЦИЙ

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, капитал, корпорация, эффективность, процессный подход, управление, механизм, затратный, доходный, рыночный методы оценки интеллектуальной собственностью.

В статье на основе сравнительной оценки интеллектуальной собственности корпорации затратным, доходным, рыночным и методом на основе учета специфики функционирования корпоративных экономических систем, предложен механизм эффективного управления интеллектуальной собственностью корпораций на принципах процессного подхода, включающий систему инструментов и рычагов воздействия на интеллектуалов, по поводу создания и использования интеллектуальных ценностей.

Keywords: intellectual property, capital, corporation, efficiency, process approach, management, mechanism, expensive, profitable,

market methods of an assessment intellectual property.

In article on the basis of a comparative assessment of intellectual property of corporation expensive, profitable, market and a method on the basis of the accounting of specifics offunctioning of corporate economic systems, the mechanism of effective management by intellectual property of corporations on principles of the process approach, including system of tools and levers of impact on intellectuals, concerning creation and use of intellectual values is offered.

Современный бизнес эффективен, если успешно управлять капиталом в любой его форме: материальной, финансовой и интеллектуальной [1].

Управление интеллектуальным капиталом обеспечивает корпорации конкурентоспособность и устойчивость бизнеса за счет охраноспособных, монопольно используемых технических решений. При этом система управления интеллектуальным капиталом формирует правовую политику, направленную на защиту экономических интересов корпорации. Отличительной особенностью корпоративных экономических систем от других организационноправовых форм организации бизнеса является отделение собственности от управления ею [2].

Экономическая эффективность корпорации определяется синергическим эффектом от масштаба его деятельности при консолидации финансовых потоков, снижении совокупной потребности в оборотных средствах, получении крупных кредитов и ведения эффективных бизнес-процессов. С этой точки зрения экономический механизм управления собственностью корпорации определяется стратегией работы на финансовом и фондовом рынках, принципами формирования состава участников корпорации и правилами определения их роли в управлении и совместной деятельности на рынке.

Корпорация представляет собой институциональное устройство, сформированное в целях создания социально и экономически благоприятных условий для развития и реализации человеческого капитала, ее назначение - в сокращении издержек поиска информации и осуществления трансакций, связанных с куплей-продажей ценностей субъектами хозяйственной деятельности: корпорация это, по сути, институт интеграции знаний.

Созидательное начало корпоративного устройства обеспечивается не реализацией политических интересов, связанных с переделом объектов корпоративной собственности, а институциональными преобразованиями, определяющими возможные способы и пути реализации интересов перспек-

тивного инвестора. Таковым в корпорации является экономический участник корпоративной деятельности, который вопреки достижению краткосрочных показателей, определяющих экономическую эффективность вложения финансовых и иных ресурсов, заинтересован в инвестициях стратегического характера, обеспечивающих интеллектуально-

инновационное развитие и соответственное конкурентное преимущество корпорации. Деятельность, направленная на повышение объема получаемой корпорацией прибыли, носит характер кредитования экономической деятельности, причем интен-

сивность финансовых потоков в пользу корпоративного развития прямо пропорциональна их чисто экономической целесообразности. Социальный аспект корпоративного развития в этом случае практически не затрагивается, а это не просто сокращает, а ликвидирует корпорацию, как инструмент развития интеллектуального капитала.

Интеллектуальная собственность корпорации представляет собой институционализированные отношения между субъектами хозяйственной деятельности по поводу присвоения интеллектуальных ценностей и использования интеллектуальных благ.

Сущность экономической реализации интеллектуальной собственности корпорации может проявляться:

- в обеспечении нового качества социально-экономического и интеллектуального развития, которое определяется непрерывностью процесса воспроизводства элементов, составляющих интеллектуальную собственность;

- в получении дохода от интеллектуального творчества в ходе реализации присваивающей интеллектуальной деятельности;

- в обеспечении самовыражения личности, ее независимости, общественного признания, известности и престижности, а также мотивации к непрерывности в воспроизводстве интеллектуальных ценностей.

Экономическая реализация интеллектуальной собственности определяет не только результативность ее формирования, но и является заделом, обеспечивающим ее воспроизводство, а с помощью системы показателей реализации интеллектуальной собственности определяется адекватность формирования институциональной инфраструктуры развития самого процесса присвоения интеллектуальных ценностей.

Общественный характер отношений по поводу присвоения является обязательным условием формирования и реализации собственности вообще и интеллектуальной собственности в частности, поскольку собственность это механизм взаимодействий субъектов хозяйствования по поводу создания и использования благ.

Высокое качество реализации интеллектуальной собственности, в конечном счете, обусловливает высокое качество экономического роста, которое реализуется в технологическом, институциональном, экономическом и социальном развитии не только отдельной корпорации, но и страны в целом. [3] Созидательное начало интеллектуальных ценностей вообще и интеллектуальной собственности в частности, как продукта интеллектуального творчества, определяет приоритет социально-

экономического благополучия по сравнению с экономической результативностью деятельности корпорации. Поэтому высокая эффективность реализации интеллектуальной собственности - это стратегический ресурс и средство обеспечения гарантии социально-экономического благополучия корпорации.

Эффективность управления интеллектуальной собственностью может быть определена на основе анализа результатов интеллектуальной деятельности корпорации, оценка использования которой позволяет определить эффективность инфраструктуры интеллектуальной деятельности корпорации.

Существуют затратный, доходный и рыночный подходы к оценке интеллектуальной собственности. Выбор того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, в том числе от требований покупателей и собственников объектов интеллектуальной собственности и экономической ситуации на момент оценки.

При каждом подходе к оценке интеллектуальной собственности используются соответствующие методы. Так, например, в рамках рыночного подхода используются метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности, при затратном подходе - методы стоимости замещения, восстановительной стоимости, исходных затрат, при доходном - расчет роялти, метод исключения ставки роялти, методы DCF, методы прямой капитализации, экспресс - оценка, метод избыточной прибыли, метод основанный на «правиле 25%», экспертные методы.

Каждый из методов имеет свои особенности и допущения, так например, при рыночном подходе при использовании метода сравнения продаж рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными

объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

Затратный подход используется при оценке стоимости интеллектуальной собственности если невозможно найти объект - аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации интеллектуальной собственности очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.

Затратный подход является традиционным для корпорации, при котором используется метод расчета предполагающий определение стоимости объектов интеллектуальной собственности на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации интеллектуальной собственности на момент оценки.

При доходном подходе стоимость нематериального актива или интереса в нем определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.

В рамках затратного, рыночного и доходного подходов рассматривается множество факторов, определяющих оценку интеллектуальной собственности. Однако существует ряд важных показателей, которым в настоящее время при оценке интеллектуальной собственности либо придается мало внимания, либо они вообще не рассматриваются. Данные показатели можно назвать специфическими характеристиками корпоративных экономических систем, выпускающих инновационные продукты. [4]

К показателям, которые могут оказать существенное влияние на оценку интеллектуальной собственности и характеризуют специфику корпоративных экономических систем, можно отнести:

-возможность проведения маркетинговых исследований рынка инновационной продукции;

-наличие материально-технической базы для разработки объектов интеллектуальной собственности;

-доступность информационной, технологической, профессиональной базы для успешной разработки, внедрения и реализации инновационной продукции;

- репутация и имидж корпорации. Результаты оценки интеллектуальной собственности по методике, учитывающей специфические характеристики корпоративных экономических систем в сравнении с другими методами оценки, представлены на рис.1.

Столбец 1 на рис.1 соответствует величине стоимости интеллектуальной собственности, определенной по традиционной для корпорации методике расчета (затратный подход без учета потерь экономического дохода в результате временных затрат на создание интеллектуальной собственности).

Столбец 2 на рис.1 соответствует величине стоимости интеллектуальной собственности в рамках затратного подхода с учетом потерь экономиче-

ского дохода в результате временных затрат на создание интеллектуальной собственности.

Рис. 1 - Результаты оценки интеллектуальной собственности ОАО «Нижнекамскнефтехим» с позиции различных подходов

Столбец 3 на рис.1 соответствует величине стоимости интеллектуальной собственности рассчитанной в рамках рыночного подхода.

Столбец 4 на рис.1 соответствует величине стоимости интеллектуальной собственности рассчитанной в рамках доходного подхода.

Столбец 5 на рис.1 соответствует величине стоимости интеллектуальной собственности рассчитанной на основе синтеза подходов.

Столбец 6 на рис.1 соответствует величине стоимости интеллектуальной собственности рассчитанной по методике с учетом специфики корпоративных экономических систем.

Как следует из рисунка 1, стоимость интеллектуальной собственности, рассчитанная по методике с учетом специфики корпоративных экономических систем, превышает стоимость интеллектуальной собственности, рассчитанной принятым в корпорации методом на 57,4%. То есть корпорация может получить на 57,4% больше дохода при использовании интеллектуальной собственности.

300

250

200

150

100

50

0

¥ у 17,01х 4 175,0

Р!2 0,639

V -7,475х2 ( 69,33х 1 105,2

И2 0,902

Рис. 2 - Достоверность результатов оценки интеллектуальной собственности по методике, учитывающей специфику корпорации

Достоверность расчетов подтверждается уравнениями регрессии, которые адекватно описывают полученные данные. Так, например, согласно линейному уравнению коэффициент корреляции R=0,639, что указывает на связь между параметрами. Если рассматривать данную зависимость как полиному, то коэффициент корреляции становиться

равным R=0,902, что еще в большей степени подтверждает корреляцию полученных результатов.

Таким образом, оценка интеллектуальной стоимости корпораций должна осуществляться по методике с учетом их специфики, что позволит в большей степени достоверно определить потенциал интеллектуальной собственности и принять решение по реализации того продукта интеллектуальной собственности от внедрения которой корпорация получит большую прибыль.

Разработка эффективного механизма управления интеллектуальной собственностью может быть осуществлено при наличии высокого качества субъектов, в функции которых входит создание благополучной для раскрытия и развития человеческого капитала институциональной среды. Основной задачей становится воспитание творцов стратегий и институтов деятельности, не только на уровне корпораций, но и на уровне государства. Необходимым становится также разработка и освоение программы подготовки институциональных предпринимателей, которые, овладев методологией формирования институтов, будут способны проводить мониторинг, отбор и институционализацию наиболее эффективных форм общественных отношений.[5]

Понимание сущности и содержания интеллектуального творчества, роли интеллектуала и интеллектуальных сообществ в этом процессе, причинно-следственных связей социально-

экономического развития, умение определять приоритеты стратегического движения вперед в ущерб достижению сиюминутных выгод, умение видеть не количественную составляющую экономического роста, а качественное его содержание, стремление к гуманизации и инновационному совершенствованию хозяйственных отношений вот некоторые из качеств личности предпринимателя, обеспечивающие его ориентацию на формирование институциональной среды инновационного типа.[6]

По нашему мнению, механизм, способный реализовывать эффективное управление интеллектуальной собственностью корпорации, должен обеспечивать следующее:

1) формирование корпоративного собственника интеллектуальных ценностей, путем разработки и внедрения образовательных программ обучения основам предпринимательства, что будет способствовать воспроизводству интеллектуального капитала уровень которого, сможет обеспечить связь содержания вырабатываемых институтов с особенностями интеллектуального присвоения. Обучение алгоритму институционализации общественных отношений, создаст предпосылку для обеспечения:

- соответствия разрабатываемых и внедряемых институтов специфике инновационного творчества и использования интеллектуальных ценностей;

- эквивалентности обмена юридическими правами и правомочиями собственности конкретных граждан и других экономических агентов [7];

- разнообразия предлагаемых правомочий интеллектуальной собственности в соответствии с разнообразием реализуемых трансакций, связанных

с присвоением и использованием интеллектуальных ценностей;

-правовой защиты прав субъектов интеллектуальной собственности.

Менеджеры корпораций, осознающие свободный характер творческой деятельности, должны суметь организовать такую среду и соответственно механизмы взаимодействия, которые обеспечат, во-первых, расширенное воспроизводство интеллектуальной личной собственности субъекта деятельности, во-вторых, беспрепятственную трансформацию личной собственности в интеллектуальную собственность корпорации. Трансакции, связанные с этими процессами, должны гарантировать минимизацию риска неправового регулирования интеллектуальной деятельности и ее результатов. Причем необходимо учитывать тот факт, что большую роль в обеспечении справедливости во взаимодействии личного и корпоративного капиталов играют неформальные корпоративные институты, например, институт доверия и уважения и в-третьих, формирование высокоэффективного собственника интеллектуальных ценностей корпорации, определяется развитием институтов, обеспечивающих эквивалентность обмена юридическими правомочиями интеллектуальной собственности личности и корпорации. Личность, олицетворяющая корпорацию, будет стремиться реализовать личную интеллектуальную собственность в целях развития интеллектуального капитала корпорации тогда, когда институциональное предпринимательство менеджмента корпорации обеспечит воспроизводство институтов: определяющих равное справедливое отношение к корпоративной и личной интеллектуальной собственности; базирующихся на работе рыночного механизма, обеспечивающего эквивалентность обменных трансакций; определяющих равный доступ собственников интеллектуального капитала к информации об условиях обменных трансакций в корпорации и юридическую защиту их прав. Гарантия в обеспечении справедливости и функциональности институтов, а также эквивалентности корпоративных трансакций способствует формированию уверенной в своих интеллектуальных способностях и справедливости общественных взаимодействий личности, и ее готовности к активному интеллектуальному плодоношению в процессе корпоративного сотрудничества.

2) институциональный механизм реализации интеллектуальной корпоративной собственности должен обеспечивать совершенствование механизма управления интеллектуальной собственностью корпорации в направлении расширенного воспроизводства интеллектуального капитала и мотивацию развития морально-этической и инновационной культуры корпорации.

Стремление финансового капитала подчинить интеллектуальный, рождает противоречие, которое увеличивает отставание в развитии культурных ценностей общества, в пользу господства узко специализированных информационных товаров корпораций, что в итоге ведет к формированию догматичных рамочных представлений бытия обще-

ства, подчиненности личности принятому укладу корпоративной жизнедеятельности, что естественно, не обеспечивает стратегической стабильности интеллектуально-инновационного развития. В противовес наблюдаемым сегодня процессам, возникают свободные формы организации творческой деятельности (например, деятельность независимых творческих коллективов, общественных фондов и др.), то есть интеллектуал стремится к свободе.

Схема механизма экономической реализации интеллектуальной собственности в корпорации может выглядеть следующим образом (рис.3.)

Рис. 3 - Процессный подход к формированию механизма управления интеллектуальной собственностью корпорации

Сущность механизма управления интеллектуальной собственностью корпорации заключается в том, что опираясь на стратегические цели инновационного развития корпорации, используя инструменты управления инфраструктурой и регулирования интеллектуальной деятельностью корпорации, механизм управляющего воздействия нацелен на формирование интеллектуальной собственности корпорации в виде интеллектуальных продуктов, обеспечивающих рост доходов корпорации.

Таким образом, механизм реализации интеллектуальной собственности корпорации представляет собой систему социально- экономически оправданных инструментов и рычагов воздействия на интеллектуалов, направляющая и определяющая качество и интенсивность отдачи системы обобществленных отношений между субъектами хозяйственной деятельности по поводу создания и использования интеллектуальных ценностей.

В результате проведенного исследования возможных направлений и путей повышения эффективности экономической реализации интеллектуальной собственности корпорации, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, управление интеллектуальной собственностью корпорации связано с функционированием институционализированных отношений по поводу присвоения и использования интеллектуальных инноваций. Эффективность реализации интеллектуальной собственности выражается не только в росте экономических показателей от использования результатов интеллектуального творчества, но и в социально-интеллектуальном развитии корпорации. Эффективность реализации интеллектуальной собственности определяет качество ее формирования и функционирования, что, в конечном счете, будет способствовать ее воспроизводству в процессе присвоения интеллектуальных ценностей корпорации, конструктивный процесс развития отношений между субъектами интеллектуальной деятельности, процесс институционализации отношений и их функционирования в социально-экономической системе корпорации. Каждый из элементов системы интеллектуальной собственности, с одной стороны, определяет направление и интенсивность интеллектуальной деятельности субъекта хозяйствования, с другой, - обусловливается уровнем его интеллектуального развития. Таким образом, воспроизводство собственности корпорации зависит от качества интеллектуального капитала субъектов интеллектуальной деятельности и развития сферы институционального предпринимательства, как базового условия формирования механизма управления интеллектуальной собственностью корпораций.

Во-вторых, развитие корпоративного интеллекта и интеллектуального корпоративного капитала может быть обеспечено путем наделения свободой носителя интеллектуального капитала, которая определяет расширение возможности и развитие способности у участника интеллектуальной корпоративной деятельности выбирать методы и способы, пути и условия реализации интеллектуального капитала; проявлять лидерство; быть независимым и ответственным. Социальную функцию обучения участников корпорации уметь жить свободно выполняет корпоративная культура.

Развитие интеллектуального корпоративного капитала обеспечивается формированием и развитием инновационной культуры. Она представляет собой систему исторически определенных, обусловленных особенностями интеллектуальной деятельности ценностей, которая воспринимается сотрудниками корпорации как само собой разумеющееся и как то, что влияет на выбор потребности, которая сможет удовлетворить нужду в саморазвитии. Инновационная культура определяет направление формирования институциональной среды корпорации, которая, обеспечивая развитие культурных ценностей корпорации, представляет собой совокупность норм и правил, стимулирующих, координирующих и регулирующих отношения между участниками корпоративной деятельности по поводу

обеспечения эффективности в развитии и реализации корпоративного капитала.

Инновационная культура и институциональная среда корпорации - явления взаимодополняющие, образующие инновационную систему корпорации. Инновационная культура задает направление инновационной активности корпорации, институциональная среда воздействует на формирование модели корпоративного поведения, определяя условия творческой деятельности [8].

Инновационная система, обеспечивающая формирование корпоративного интеллекта, развитие и реализацию тех или иных видов корпоративного интеллектуального капитала в целях производства внешних интеллектуальных продуктов, включает следующие мероприятия: освоение системы стратегического и тактического управления инновационным развитием корпорации; развитие системы непрерывного образования и информационного обеспечения сотрудников корпорации; формирование системы охраны морального и физического здоровья сотрудника; совершенствование структуры управления корпорацией, стилей управления, способов сотрудничества, методов взаимодействия интеллектуалов, мотивирующих свободный обмен знаниями; формирование справедливой, адекватной особенностям и результатам интеллектуальной деятельности системы мотивации и экономических взаимоотношений, связанных с распределением, обменом и потреблением продуктов творчества; разработка механизма экспертизы и освоения результатов интеллектуальной деятельности участников корпорации.

Определяющими в обеспечении реализации интеллектуального капитала корпорации является система корпоративной интеллектуальной собственности и механизм ее высокоэффективной реализации.

В-третьих, институциональный механизм реализации интеллектуальной корпоративной собственности представляет собой систему легитимных, социально и экономически оправданных инструментов и рычагов воздействия на интеллектуалов корпорации, работа которых задает направление и определяет качество и интенсивность «плодоношения» интеллектуального капитала корпорации. Высокая эффективность функционирования институционального механизма реализации интеллектуальной собственности обусловливает качество экономического роста, которое реализуется в технологическом, институциональном, экономическом и социальном развитии отдельной корпорации и страны в целом. Созидательное начало интеллектуальных ценностей вообще и интеллектуальной собственности в частности (как продукта интеллектуального творчества) определяет приоритет социальноэкономической эффективности по сравнению с экономической результативностью их бытия.

Создание институционального механизма высокоэффективной реализации интеллектуальной собственности сопряжено с проблемой воспитания и обучения институциональных предпринимателей -непосредственных творцов институциональных

ценностей, узаконивающих объективно складывающиеся отношения по поводу присвоения и использования интеллектуальных ценностей.

Основными элементами механизма реализации интеллектуальной корпоративной собственности являются: институты спецификации прав интеллектуальной корпоративной собственности; методика оценки и распределения эффективности о коммерциализации интеллектуальной собственности корпорации; антимонопольное регулирование интеллектуальной деятельности корпорации, преследующее цель разрешения противоречия между монополией интеллектуальной корпоративной собственности и монополией интеллектуальной деятельности корпорации.

Таким образом, основными инструментами и рычагами социально и экономически эффективной реализации интеллектуальной корпоративной собственности являются:

во-первых, институты, обеспечивающие спецификацию прав корпоративной собственности в соответствии с законом формирования собственности. Субъектная структура корпоративной интеллектуальной собственности представляется полными и ограниченными экономическими и юридическими собственниками, среди которых сотрудники, менеджеры, акционеры корпорации и сама акционерная корпорация, каждый из них претендует на свою долю дохода, извлекаемого от использования продукта внешнего интеллектуального творчества корпорации. Справедливая спецификация прав корпоративной интеллектуальной собственности воздействует на их мотивацию в деле воспроизводства интеллектуальных ценностей корпорации и увеличивает потенциал отношений, связанных с присвоением и использованием интеллектуальных корпоративных ценностей;

-во-вторых, используемая методика оценки стоимости интеллектуальных ценностей корпорации и извлекаемых ею прибыль от коммерциализации интеллектуальной собственности, а также механизм ее распределения. Стоимостные отношения, возникающие в результате реализации права субъекта интеллектуальной собственности распоряжаться ее объектом, регулируют спрос и предложение на все разнообразие продуктов интеллектуального творчества. Формирование стоимости на продукты интеллектуального творчества обусловливается субъективностью оценки затрат, связанных с интеллектуальным созиданием и полезности, извлекаемой от использования одноименных продуктов. Четкость в определении значения тех или иных доходов от использования интеллектуальной собственности позволит провести социально-экономическую оценку каждого этапа цепочки созидания инновации и разработать мероприятия по их оптимизации, что в

итоге приводит к максимальному использованию потенциала интеллектуальной корпоративной собственности;

-в-третьих, антимонопольное регулирование отношений, возникающих в связи с созиданием и использованием интеллектуальных ценностей. Несмотря на то, что монополия корпоративной собственности и есть причина образования дохода от ее коммерциализации, ее сдерживающая позиция в обеспечении непрерывности развития представляет собой отрицательный момент для социальноэкономической деятельности клрпорации. Таким образом, монополия корпоративной интеллектуальной собственности не должна развивать корпоративную монополию на интеллектуальное хозяйствование. Разрешение данного противоречия как раз и приводит к появлению эффекта масштаба со стороны спроса на интеллектуальные продукты корпорации, что ведет в конечном итоге к воспроизводству интеллектуального корпоративного капитала и интеллектуального ресурса общества.

Литература

1. Авилова В.В. Управление интеллектуальным капиталом нефтяных компаний (на примере ОАО «Татнефть») /

B.В. Авилова, Г.И. Гарафиева // Вестник Казанского технологического университета. - Казань, № 23, 2011.-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 174- 180.

2. Салихов Б. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления / Б. Салихов.

- М.: ИТК "Дашков и К", 2008.- 156 с.

3. Байбурина Э.Р. Эмпирическое исследование интеллектуальной стоимости крупных российских компаний и факторов ее роста / Э.Р. Байбурина, Т.В. Головко // Корпоративные финансы. 2008. № 2(6). С. 5-19.

4. Шишкина Е.А. Разработка метода оценки рыночной стоимости нематериальных активов: Автореферат дис... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.А. Шишкина - Москва, 2011. - 24 с/

5. Ермакова Н.М. О коммерциализации технологий и зарубежном опыте в области регулирования прав на результаты научно-технической деятельности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. -№ 4. - С. 17-29.

6. Макаров В. Л. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями -("Научная мысль") / В.Л. Макаров и [др.] Под. ред. Мильнера Б.З., Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.

7. Ламберова Н.А. Рыночные сбои при патентной защите технологий в различных странах / Н.А. Ламберова // Вестник Казанского технологического университета. -2011. - № 3. - С.220-224.

8. Якунин В.И. Инновация как социальная, технологическая и управленческая категория / В.И. Якунин // Труды Центра проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования. Вып. № 16. М.: Научный эксперт, 2010. - 32 с.

© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ, Г. Р. Стрекалова - канд. техн. наук, доц. той же ка-

федры, strekalova-9@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.