НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
99
УДК 378.091
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ DEVELOPMENT OF INTELLIGENT SPACE IN HIGH SCHOOL
Н.В. Посохова, М.Е. Мережко
N.V. Posokhova, M.E. Merezhko
Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308033, Белгород, ул. Королёва, 7 The Belgorod state institute of arts and culture, 7 Korolev St, Belgorod, 308033, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития интеллектуального пространства вуза, направления создания интеллектуальной собственность вуза, ряд правовых аспектов, связанных с защитой авторских прав, целесообразность постановки на учет объектов интеллектуальной собственности.
Resume. The article discusses the features of the intellectual space of the university, the direction of creating intellectual property of the university, a number of legal issues related to copyright protection, the appropriateness of the registration of intellectual property.
Ключевые слова: интеллектуальное пространство, интеллектуальная собственность, инновационность, нематериальный актив, контент.
Key words: intellectual space, intellectual property, innovation, intangible assets, content.
В условиях рыночной экономики капитализация вуза имеет важное значение, так как она является денежной оценкой полезности хозяйствующего субъекта и успешности ее функционирования. Производственная структура в развитых странах уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества организации только за счет материальных и финансовых факторов, делая их в принципе общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих в себя объекты интеллектуальной собственности.
Особое место среди хозяйствующих субъектов занимают организации образования. В конце прошлого - начале текущего столетия в отечественной системе образования сложилась парадоксальная ситуация, суть которой состоит в том, что основной результат труда многочисленного профессорско-преподавательского корпуса - контент - не входит в состав основных фондов вуза, не отражается на бухгалтерском учете, на него не начисляется амортизация, другими словами, с точки зрения экономики он не принимает участия в формировании экономической базы вуза. Такое положение дел порождает обманчивое и опасное представление о том, что создание контента не требует приложения усилий, а сам контент не имеет ни стоимости, ни цены. В понятие «контент» мы включаем все учебно-методические материалы и учебно-методические комплексы (УМК), используемые в том или ином виде в учебном процессе. Надо отметить, что возмещение затрат вуза в настоящее время осуществляется в неявном виде через накладные расходы, а амортизация контента не производится вовсе в связи отсутствием мотивации для учета нематериальных активов.
Интеллектуальное пространство вуза создается в двух направлениях: учебнометодическом и научно-методическом. С оценкой прав на создаваемый контент и постановкой его на учет все более менее ясно. Если произведение создано в свободное (личное) время автора и при этом на создание произведения затрачены личные средства автора, то при постановке на учет как объекта нематериальных активов его стоимость формируется в размере авторского вознаграждения, при условии, что срок полезного использования превышает 12 месяцев. Если произведение является служебным, то есть произведение создано в рабочее время за средства нанимателя или по договору с нанимателем, то возможность распоряжаться произведением будет принадлежать нанимателю, если иные условия не предусмотрены договором между нанимателем и автором, если таковой существует. Исключительные права в этом случае принадлежат работодателю, т. е. вузу. В этом случае возникают проблемы с оцен-
100
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
кой созданного произведения. На стоимостную оценку объектов интеллектуальной собственности вуза оказывают влияние множество факторов. Это и история развития вуза, количественный и качественный кадровый состав, материально-техническое обеспечение, финансовое состояние вуза. Существующие стандарты оценки рекомендуют проводить оценку методом начальных затрат, рыночным методом, методом пересчета валютной стоимости. В рамках рыночного метода выделяют доходный, затратный и сравнительный методы. Однако данные стандарты не учитывают специфики вуза и создаваемых в нем объектов интеллектуальной собственности. На наш взгляд для оценки создаваемого контента наиболее предпочтительнее затратный и доходный методы. В рамках затратного подхода контент будет оценен на основании стоимости затрат необходимых для воссоздания объекта интеллектуальной собственности. Но такой подход скорее недооценивает стоимость создаваемого контента. Будет логично оценивать контент исходя из тех доходов, которые принесет его эксплуатация. Естественно встают такие важные вопросы как определение величины ожидаемых доходов, ставки дисконтирования, возможного срока эксплуатации объекта и т. д. Все это предопределяет необходимость разработки стандарта оценки интеллектуальной собственности вуза, который бы учитывал специфику организации. Это позволило бы дать четкое понимание сотрудникам бухгалтерско-финансовых служб и руководству организации, что будет оценено, как проводить оценку, и соответственно будет поставлено на учет и амортизироваться. В этом случае постановка на учет контента как объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов позволяет решить следующие проблемы:
- оплата профессорско-преподавательского состава будет зависеть не только от проведенных в аудитории часов, но и от активности его научной деятельности, и напрямую связана с внесением им вклада в формирование интеллектуального пространства;
- интеллектуальная собственность вуза, в рамках образуемого интеллектуального пространства, обретает «права гражданства», так как при постановке контента на бухгалтерский учет требуются правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие правообладателей и распределение прав между ними, при этом авторы и администрация оказываются в состоянии ответить на вопрос «кому принадлежат права на данный УМК или его часть?»;
- возможность возмездной реализации контента, права на который документально подтверждены правоустанавливающими документами;
- оплата подготовки контента устраняет деление дисциплин на «выгодные» и «невыгодные»;
- фонд амортизации нематериальных активов становится источником средств для организации научных исследований в вузе;
- появляется возможность (и необходимость) выплаты профессорскопреподавательскому составу авторского вознаграждения за контент.
Интеллектуальное пространство вуза формирует также его репутации (имидже, бренде), представленной:
• историей вуза. В современной системе высшего образования в России государственный вуз с многолетней историей является высокоэффективным объектом интеллектуальной собственности, обеспечивающим дополнительные доходы вузу;
• впечатлением, производимым вузом на потребителей образовательных услуг (престижность вуза, степень сложности вступительных экзаменов, стоимость и содержание обучения, материальная база вуза);
• результатами применения на практике полученных в вузе знаний, выражающимися в возможности хорошего трудоустройства.
По способу правовой защиты интеллектуальное пространство вуза представлено:
1) объектами авторского права - учебно-методические материалы (тексты
лекций, учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы, программы дисциплин и т.п.), программы для ЭВМ, базы данных;
2) объектами патентного права - для технических вузов - изобретения, полезные модели;
3) объектами, охраняемыми в режиме коммерческой тайны, - результаты опытов и их протоколы, статистические расчеты, методы обучения студентов и т.п.
Одной из основных проблем системы управления интеллектуальным пространством вуза является оценка рыночной стоимости ее объектов, что объясняется:
1) их экономической и правовой спецификой как объектов оценки;
2) слабой проработанностью методических аспектов оценки таких объектов в России.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 8 (205). Выпуск 32
101
Методические особенности оценки объектов интеллектуального пространства вуза непосредственно связаны с целями оценки, которые, в свою очередь, обусловлены выполнением определенных задач (функций) такими объектами и интеллектуальной деятельностью вуза в целом.
Стоимостная оценка объектов интеллектуальной собственности (ОИС), из которых формируется интеллектуальное пространство в вузах, представлена в настоящее время следующими основными направлениями:
• при передаче или уступке прав на ОИС;
• при определении размера вознаграждения авторам ОИС и лицам,
содействующим их применению;
• для учета и поощрения творческого вклада преподавателя;
• оценкой величины ущерба при нарушении прав на ОИС;
• оценкой стоимости ОИС в целях бухгалтерского и налогового учета.
Во всех перечисленных ситуациях оценки оцениваемые ОИС вуза должны соответствовать обязательным требованиям к объекту оценки, включающим:
• отчуждаемость (отделимость) ОИС от автора или вуза;
• представление ОИС на материальном носителе (для того, чтобы отчуждение и присвоение прав на ОИС конкретизировали строго обозначенные структуру, форму и свойства);
• наличие оформленных прав на использование ОИС.
Для повышения эффективности использования объектов интеллектуального пространства необходимо создание и внедрение в вузе системы управления интеллектуальной собственностью, включающей совокупность мер относительно объектов интеллектуальной собственности:
• по разработке политики вуза в данной области;
• по оформлению и защите прав;
• по бухгалтерскому и налоговому учету;
Указанный выше комплекс мер по управлению интеллектуальной собственностью в настоящее время реализовывается в Белгородском государственном институте культуры и искусств и постоянно совершенствуется. Использование подходов и элементов этой системы помогает организовать менеджмент интеллектуальной собственностью и воспользоваться возможностями быстро меняющейся внешней инновационной среды, а также реализовать свои преимущества на рынке инноваций, особенно в связи с ускорившимся процессом интеграции России в мировую экономику.
Список литературы References 1
1. Андреев В.К. Некоторые правовые проблемы учета интеллектуальной собственности // Бухгалтерский учет. 1997. № 10. С. 39-43.
Andreyev V.K. Nekotoryye pravovyye problemy ucheta intellektual'noy sobstvennosti // Bukhgalterskiy uchet. 1997. № 10. S. 39-43.
2. Бромберг Г., Розов Б. Российская наука на “полосе препятствий”: Вопросы использования прав на интеллектуальную собственность / / Интеллектуальная собственность. 1995. № 9/10. С. 5-7.
Bromberg G., Rozov B. Rossiyskaya nauka na “polose prepyatstviy”: Voprosy ispol'zovaniya prav na in-tellektual'nuyu sobstvennost' // Intellektual'naya sobstvennost'. 1995. № 9/10. S. 5-7.
3. Волкова Т. Индивидуальная интеллектуальная собственность в науке // Российский экономический журнал. 1993. № 6. С. 137-139.
Volkova T. Individual'naya intellektual'naya sobstvennost' v nauke // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhur-nal. 1993. № 6. S. 137-139.
4. Костюк В. О вопросах защиты авторских и смежных прав // Хозяйство и право. 1995. № 6. С. 101-109.
Kostyuk V. O voprosakh zashchity avtorskikh i smezhnykh prav // Khozyaystvo i pravo. 1995. № 6. S. 101-109.
5. Мамаев В.М. Интеллектуальная собственность: прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 38-44.
Mamayev V.M. Intellektual'naya sobstvennost': proshloye i nastoyashcheye // Obshchestvennyye nauki i sovremennost'. 1996. № 4. S. 38-44.