Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями'

Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ / MANAGEMENT / INTELLECTUAL PROPERTY / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихомирова Н. В., Мальченко С. Н., Якимахо А. П.

Система управление интеллектуальной собственностью (СУИС) рассматривается как подсистема управления знаниями, овеществленными в объектах интеллектуальной собственности. Приведена структура СУИС и экономические последствия ее реализации в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY AS THE OBJECT OF KNOWLEDGE MANAGEMENT

The system of intellectual property management (SIPM) is considered to be a subsystem of knowledge management, where knowledge is embodied in the intellectual property objects. The SIPM structure and economic consequences of its implementation at the university are discussed.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Н.В. Тихомирова, к.э.н., проф., ректор Тел.:8-495-442-77-77; E-mail: NTikhomirova@rector.mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru С.Н. Мальченко, к.х.н., проф., директор Тел.: 8-10-375-17-328-12-92; E-mail: office@mfmesi.ru А.П. Якимахо, к.т.н, ученый секретарь Тел.: 8-10-375-17-291-45-56; E-mail: yakimaho@mfmesi.ru Минский филиал МЭСИ http://www.mfmesi.ru

The system of intellectual property management (SIPM) is considered to be a subsystem of knowledge management, where knowledge is embodied in the intellectual property objects. The SIPM structure and economic consequences of its implementation at the university are discussed.

Стремительно нарастающий поток публикаций, посвященных проблеме управления знаниями (УЗ), в последние два десятилетия устремляется, в основном, по двум направлениям [1, с. 11]. Одно из них посвящено сбору информации, средствам и способам ее обработки, хранения и доставки [2, с. 42]. Второе имеет дело с созданием знаний внутри корпорации, способами обмена знаниями в рамках самообучающейся организации [3, с. 47].

Не умаляя важности исследований в этих направлениях, следует, тем не менее, отметить существенный пробел в работах,

посвященных УЗ, связанный с недооценкой важнейшей роли института интеллектуальной собственности (ИС) в процессах управления знаниями.

Как известно, согласно части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года, интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Исчерпывающий перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации приведен в ста-

тье 1225 ГК. Из этого перечня в вузах наиболее часто создаются и используются такие объекты, как произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности.

Согласно статье 128 ГК РФ охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) относятся к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права), работами и услугами, информацией и нематериальными благами.

На охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации распространяется действие интеллектуальных прав, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные и иные права (такие, как право следования, право доступа и др.).

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом (ст. 129 ГК РФ). Однако результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица другому в силу их нематериальности (п. 4 ст. 129 ГК РФ в ред. ст. 17, п. 8 Федерального закона «О введении в дейст-

вие части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» от 18.12.2006 № 231 ФЗ).

В то же время права на такие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица другому в случаях и порядке, которые установлены ГК РФ. Следовательно, ГК РФ признает оборотоспособ-ными права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты и средства.

Следовательно, объектами управления интеллектуальной собственностью являются материализованные носители знаний, воплощенных в результатах интеллектуальной деятельности, которые мы будем называть объектами интеллектуальной собственности (ОИС), а также исключительное имущественное право на них.

Действие интеллектуальных прав распространяется не на все, а лишь на определенную часть результатов интеллектуальной деятельности, прямо названных в ст. 1225 ГК РФ. Причина такой кажущейся «дискриминации» прочих результатов интеллектуальной деятельности, на которые не распространяется действие интеллектуальных прав, заключается в следующем. Основополагающей идеей института интеллектуальной собственности является охрана не всех результатов интеллектуальной деятельности, а только тех, которые являются результатом творческих усилий их авторов, дают человечеству новые знания о природе и обществе (или позволяют испытать новые, неизвестные ранее чувства и ощущения, если речь идет о произведениях искусства).

Таким образом, менеджмент интеллектуальной собственности, как часть менеджмента знаний, имеет дело с особой категорией знаний, воплощенных в материализованных результатах интеллектуальной деятельности, на которые распространяется действие интеллектуальных прав. Институт ИС обеспечивает защиту прав авторов на формализованные знания, «упакованные» в ОИС. Он включает также экономические механизмы, благоприятствующие развитию организации, создающей знания.

Дальнейшее развитие УЗ невозможно без формирования системы правовых и эко-

номических отношений в вопросах интеллектуальной собственности. В этом смысле управление ИС следует рассматривать как один из важнейших аспектов УЗ, а интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и материальные носители знаний -объекты интеллектуальной собственности - как объекты управления знаниями. При этом не будет излишним подчеркнуть, что не сами знания и информация как таковые, а именно исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, воплощенные в ОИС, охраняется законодательством по интеллектуальной собственности. Другими словами, всякий раз, когда мы сталкиваемся с незаконным использованием знаний и информации, мы имеем дело, как правило, с нарушением интеллектуальных прав. Поэтому защиту исключительного имущественного права на принадлежащие организации ОИС от их несанкционированного использования и иных нарушений этого права следует рассматривать как непременный атрибут процесса УЗ.

Практические шаги по реализации такой защиты должны предусматривать создание системы управления ИС. Для ее функционирования необходимо разработать ряд нормативных документов корпоративного уровня, таких как политика организации в сфере ИС; положение о порядке использования ОИС; порядок распределения средств от использования ОИС и др. [4].

Другие меры по предотвращению нарушений интеллектуальных прав должны предусматривать: формирование базы данных ОИС, исключительное имущественное право на которые принадлежит организации; поэтапное введение ОИС в экономический оборот организации посредством их оценки и постановки на бухгалтерский учет; мониторинг процесса управления ИС; актуализацию базы данных ОИС и др.

Коротко остановимся на особенностях элементов СУИС и ее функционирования в организации применительно к специфике крупного высшего учебного заведения, имеющего в своей структуре филиалы, вовлеченные в процесс УЗ и связанные с соз-

данием и использованием ОИС. Для оперативного управления ИС в таком вузе должно быть создано структурное подразделение (центр или департамент).

Центр (департамент) по управлению интеллектуальной собственностью в системе УЗ вуза должен обеспечить построение эффективной системы единообразного управления его интеллектуальным богатством во всех структурных подразделениях вуза. Функции такого подразделения включают:

- разработку пакета нормативной документации для организации работы по учету,

охране и коммерциализации ОИС;

- создание и актуализацию базы данных ОИС, исключительное имущественное право на которые . принадлежит вузу;

распоряже-ЕЩ ние этими ОИС (их оценка и принятие решения о постановке или снятии объекта с бухгалтерского учета, о переоценке стоимости; определение сроков амортизации объекта и др.);

- заключение договоров с разработчиками и пользователями (покупателями) ОИС;

- формирование финансовой и учетной политики вуза в части эксплуатации принадлежащей ему ИС и др.

Политика вуза в сфере интеллектуальной собственности представляет собой совокупность корпоративных правил, мер и решений, определяющих и регулирующих процесс создания, коммерциализации, капитализации и воспроизводства ИС, и является составной частью системы УЗ, обеспечивающей к тому же решение важнейшей задачи по охране знаний от их несанкционированного и неправомочного использования.

Целью разработки политики вуза является достижение единообразного понимания места и роли ИС в экономике вуза всеми его сотрудниками и менеджерами; получение на этой основе конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг в России и за рубежом.

Политика вуза в отношении ОИС, интеллектуальные права на которые принадлежат его сотрудникам или непосредственно

вузу (служебные ОИС), должна предусматривать:

- признание за ИС равных прав с другими видами принадлежащей вузу собственности;

- желание извлекать дополнительные средства от эксплуатации ОИС;

- намерение осуществлять учет и управление ОИС, описание способов такого учета и управления;

- создание специальной структуры по управлению ИС;

- перечень видов ОИС, подлежащих охране, с указанием способов, сил и средств для организации такой охраны;

- определение мер и приемов охраны конфиденциальной информации и коммерческой тайны;

- намерение вкладывать средства в защиту ОИС, включая затраты на патентные исследования, подачу заявок и поддержание патентов в силе;

- условия оплаты труда авторов ОИС и распределения вознаграждения за использование служебных ОИС;

- заключение с авторами договоров на использование результатов их интеллектуальной деятельности;

- внутривузовские особенности распре -деления прав на ОИС, включая служебные объекты, и т.п. [5, с. 379].

Среди основных нормативных документов следует выделить «Положение о порядке использования ОИС», «Положение о порядке распределения средств от использования ОИС» и «Положение о реестре ОИС».

При разработке «Положения о порядке использования ОИС» необходимо предусмотреть решение следующих задач:

• создание в вузе условий и предпосылок для соблюдения международного и национального законодательства в области создания и использования ОИС;

• соблюдение государственных, корпоративных и личных интересов при использовании ОИС;

• разработка механизмов правового и экономического регулирования и стимулирования деятельности, направленной на создание и использование ОИС;

• создание эффективной системы предотвращения неправомерного и несанкционированного использования ОИС;

• повышение правовой культуры менеджеров и сотрудников вуза в вопросах использования ОИС и др.

«Положение о порядке распределения средств от использования ОИС» призвано решить непростую задачу эффективного распределения прибыли, полученной в результате всех видов и способов использования ОИС, между юридическими и физическими лицами, которые имеют на это законное право.

В общем случае субъектами, имеющими право на получение части прибыли, являются авторы ОИС, обладатели исключительного права на ОИС, государственные заказчики, юридические или физические лица - заказчики ОИС, инвесторы, юридические или физические лица - разработчики ОИС.

Справедливое вознаграждение авторов и лиц, содействующих созданию ОИС, является ключевой проблемой мотивации творческого труда «работников знаний». Поэтому при разработке «Положения о порядке распределения средств от использования ОИС» следует уделять особое внимание проблеме авторского вознаграждения.

«Положение о реестре ОИС» решает одну из важнейших тактических задач по формированию общей базы данных ОИС. В отличие от бухгалтерского учета, которому подлежат ОИС, приносящие прибыль, общая база данных ОИС должна включать все создаваемые в вузе объекты независимо от их коммерческой значимости.

Периодическая ревизия содержания базы данных и ее актуализация позволяют проанализировать эффективность работы структурных подразделений и отдельных сотрудников; выявить ОИС, которые могут быть использованы при создании новых объектов; уточнить актуальность их коммерциализации и подачи заявок на получение охранных документов, а также хранить информацию о списанных ОИС, снятых с бухгалтерского учета в связи полной амортизацией их стоимости.

Для внесения ОИС в базу данных разрабатывается форма регистрационной карты реестра объектов интеллектуальной собственности, которая должна содержать:

• наименование ОИС;

• описание объекта;

• список авторов (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, телефон, домашний адрес и т.п.);

• полное наименование и реквизиты юридических или физических лиц, являющихся правообладателями ОИС;

• ссылки на соответствующие документы, регламентирующие права на объект (договор, соглашение и т.п.);

• сведения об имеющихся обязательствах автора и правообладателя (данные об осуществленных продажах ОИС и других имеющих юридическую силу обязательствах автора и правообладателя);

• описание конкурентных преимуществ объекта;

• данные о потенциальных потребите -

лях;

• сведения о состоянии разработки;

• способ представления и объем передачи (поставки) ОИС (спецификация, перечень технической документации, рукопись и т.п.);

• цену объекта;

• фамилию, адрес, телефон представителя, уполномоченного вести переговоры по вопросам, связанным с коммерциализацией ОИС, и т.п.[6, с. 57].

База данных учтенных ОИС создается с целью учета оборота принадлежащих вузу объектов, поставленных на бухгалтерский учет в составе нематериальных активов.

Внесение ОИС в эту базу осуществляется из реестра ОИС по решению руководителя подразделения по управлению ИС, согласованному с руководителем подразделения - разработчика ОИС.

Введение ОИС в экономический оборот вуза в составе нематериальных активов представляет собой недостающее звено в системе УЗ, замыкающее эту систему на экономику вуза. По сути, это означает переход вуза к экономике, основанной на знаниях, признанной Президентом и Правительством России главным приоритетом экономической, технической и инновационной политики на ближайшие десятилетия.

Как известно, экономика, основанная на знаниях, отличается от экономики, основанной на экстенсивном использовании материальных ресурсов, тем, что основной прирост валового внутреннего продукта является следствием «производства» информации и знаний [7, с. 16]. Практически вся «продукция» такого «производства» представляет собой объекты ИС. При этом главную стоимость таких объектов составляют не материализованные носители результатов интеллектуальной деятельности «работников знаний», такие как книги, патенты, программы для ЭВМ и т.п., а исключительное право ав-

торов и других правообладателей на эти результаты.

Постановка задачи о включении весьма значительных в денежном выражении объемов ИС в гражданский оборот, или, другими словами, о капитализации затрат на их создание, представляется на сегодня не только экономически оправданной, но и политически обоснованной в связи с необходимостью укрепления международной конкурентоспособности России на мировых рынках наукоемкой продукции. К тому же Россия должна в полной мере удовлетворять требованиям соглашения ТРИПС по охране как своей, так и зарубежной ИС.

Мониторинг процесса управления интеллектуальной собственностью должен обеспечить получение за отчетный период следующей достоверной информации о создании, приобретении и экономической эффективности использования ОИС:

- перечни разработанных, приобретенных на возмездной основе и переданных вузу на безвозмездной основе ОИС;

- затраты на разработку (приобретение)

по каждому объекту, стоимость объектов, переданных вузу на безвозмездной основе;

- перечень ОИС, поставленных на бухгалтерский учет;

- стоимость поставленных на учет ОИС;

- амортизационные отчисления по каждому ОИС;

- остаточная стоимость по каждому ОИС;

- восстановленная стоимость по каждому ОИС, переоцененному в течение отчетного периода;

- балансовая стоимость нематериальных активов за отчетный период;

- балансовая стоимость ОИС в составе объектов нематериальных активов;

- удельный вес нематериальных активов в активах вуза;

- удельный вес ОИС в нематериальных активах вуза;

- срок окупаемости затрат на разработку (приобретение) каждого поставленного на бухгалтерский учет ОИС;

- рентабельность капиталовложений в создание и приобретение ОИС и др.

Таблица

Сравнение существующей и предлагаемой моделей экономики вуза

Критерии оценки Действующая модель Предлагаемая модель

Правовое основание продажи ОИС Несовершенна Договорное подтверждение имущественных прав вуза на каждый ОИС

Форма распространения исключительного права на рынке Нечетко выражена Договоры на передачу исключительного права

Доход от продажи исключительного права Нет данных Платежи по лицензионным договорам

Стимулирование авторов Заработная плата авторов ОИС Выплата вознаграждений сверх заработной платы из сумм, получаемых от продажи прав и других способов использования ОИС

Отражение затрат на создание исключительного имущественного права в учете Включение заработной платы в себестоимость услуг Формирование стоимости объектов нематериальных активов с последующим начислением амортизации, включаемой в себестоимость услуг

Формирование источников развития вуза Прибыль от реализации услуг Прибыль от реализации услуг, прибыль от передачи исключительного права; амортизационный фонд восстановления стоимости объектов нематериальных активов

Что дает вузу разработка и внедрение системы управления объектами интеллектуальной собственности? Главный практический результат - переход вуза к новой модели экономики учреждения образования, в основе которой лежит признание нематериальных активов основным средст-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вом пополнения активов вуза за счет капитализации затрат на «производство» знаний, заключенных в ОИС. Учитывая специфику вуза, следует иметь в виду, что основным его продуктом являются знания, заключенные в ОИС, которые приобретают товарную форму в процессе трансфера знаний от их

Отечественный и зарубежный опыт

носителей (преподавателей, научных сотрудников) к потребителям (студентам, слушателям, предприятиям, учреждениям).

Новая модель существенным образом меняет как структуру себестоимости «продукции» (стоимости обучения), так и отношения собственности, а также затрагивает систему оплаты труда и стимулирования создателей ОИС.

Создание системы управления ОИС вуза как неотъемлемой части общей системы УЗ позволит:

- упорядочить правовые отношения по поводу ОИС, создаваемых за счет средств вуза, путем заключения договоров с авторами, закрепить принцип принадлежности вузу исключительного права на ОИС и узаконить участие автора в распределении прибыли от всех способов их использования;

- ввести в практику работы структурных подразделений вуза и партнерских организаций в рамках существующего законодательства торговлю правами на ОИС в це-

Литература

1. Мариничева М.К. Управление знаниями на Бизнес Букс, 2008. - 320 с.

2. Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). - Мн.: Соврем. шк., 2006. - 392 с.

3. Коулопоулос Т.М. Управление знаниями / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2008. - 224 с.

4. Нечепуренко Ю. Нормативно-правовое обеспечение управления ИС // Интеллектуальная собственность в Беларуси. - 2005. - № 4. - С. 10-14.

5. Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. -Мн.: Амалфея, 2005. - 472 с.

6. Близнец И.А. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности на предприятиях / И.А. Близнец, Б.Б. Леонтьев, Х.А. Мамаджанов. - 2-е изд., пе-ресм. и доп. - М.: ИНИЦ «Патент», 2007. - 100 с.

7. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.

лях получения дополнительных доходов;

- увеличить объем торговли правомерно введенными в хозяйственный оборот экземплярами учебной и научной продукции, снизить вероятность появления контрафактной продукции;

- вознаграждать авторов ОИС в зависимости от спроса на эту продукцию, установить критерии ее конкурентоспособности;

- создать дополнительные источники финансирования развития материальной и интеллектуальной базы вуза и др.

Сравнение существующей и предлагаемой моделей экономики вуза представлено в таблице.

Преимущества предлагаемой модели очевидны. Переход на «игру по цивилизованным правилам», установленным на международном рынке ОИС, с одновременным созданием дополнительных источников финансирования представляет собой эффективный механизм развития вуза.

100 %: Путеводитель для практиков. - М.: Альпина

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ АСПИРАНТУРЫ МЭСИ

А.П. Пучкова, нач. Управления Тел.8 (495)442-67-98; E-mail APuchkova@staff.mesi.ru В.П. Дворяшина, нач. Отдела стратегического и регионального развития Тел.: 8 (495)442-67-98; E-mail VDvoriashina@staff.mesi.ru Аспирантура и докторантура Московского государственного университета экономики, статистики и информатики http://www.mesi.ru

This article describe the educational environment of post - graduate student with use

of e - Learning technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.