Научная статья на тему 'Основные подходы к оценке сформированности компетенций в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35. 02. 06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»'

Основные подходы к оценке сформированности компетенций в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35. 02. 06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / БАНК ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПРОГРАММА КОМПЕТЕНЦИЙ / МАТРИЦА / TRAINING OF MID-LEVEL PROFESSIONALS / GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE MODEL OF A GRADUATE / THE BANK FUNDS OF ASSESSMENT TOOLS / THE PROGRAM COMPETENCIES / MATRIX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина Наталья Ивановна

Одним из многообещающих направлений подготовки квалифицированных специалистов в условиях модернизации образовательной системы Российской Федерации в разных областях является выдвижение компетентностного подхода. Компетенции, обозначенные в ФГОС СПО по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», требуют глубокого понимания и всестороннего описания. В статье описываются основные подходы к оценке сформированности компетенций, что значимо в подготовке квалифицированных специалистов сельскохозяйственной отрасли, соответствующих запросам работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Approaches to the Assessment of Competence in the Framework of the Program of Training of Mid-Level Professionals with a Degree 35.02.06 “Technology of Production and Processing of Agricultural Products”

One of the most promising areas of training of qualified specialists in the conditions of modernization of educational system of the Russian Federation in different domains is the extension of the competence approach. Competencies identified in FGOS SPO 35.02.06 in the specialty “Technology of production and processing of agricultural products,” requires a deep understanding and detailed descriptions. The article describes the main approaches to the assessment of competence that is significant in the training of specialists of the agricultural sector, relevant to the needs of employers.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к оценке сформированности компетенций в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35. 02. 06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»»

Селина Н. И. Основные подходы к оценке сформированное™ компетенций в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№2 (9) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/2/00358.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 377

Селина Наталья Ивановна

Преподавател ь

УКАБ ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ni.selina@omgau.org

Основные подходы к оценке сформированности компетенций в рамках реализации

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Аннотация. Одним из многообещающих направлений подготовки квалифицированных специалистов в условиях модернизации образовательной системы Российской Федерации в разных областях является выдвижение компетентностного подхода. Компетенции, обозначенные в ФГОС СПО по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», требуют глубокого понимания и всестороннего описания. В статье описываются основные подходы к оценке сформированности компетенций, что значимо в подготовке квалифицированных специалистов сельскохозяйственной отрасли, соответствующих запросам работодателей.

Ключевые слова: программа подготовки специалистов среднего звена, общие и профессиональные компетенции, компетентностная модель выпускника, банк фондов оценочных средств, программа компетенций, матрица.

В XXI веке одним из значимых концептуальных положений обновления содержания профессионального образования становится компетентностный подход.

Компетентностный подход ориентирует не только лишь на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на формирование познавательных сил и креативных возможностей обучающихся.

Формирование профессиональных компетенций обучающихся средних профессиональных образовательных организаций, которые обеспечивают их многофункциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие в абсолютно всех видах жизнедеятельности широко дискуссируется в современной педагогической литературе (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, А.К. Маркова, Дж. Равен, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.), а потребность перехода от парадигмы оценки достижений в обучении к оценке уровня сформированности профессиональных компетенций фокусируют интерес в составляющих целеполагания учебного процесса совокупности общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции призваны гарантировать вероятность выхода специалиста за границы специфически профессионального контекста. Они определяют умение к мобильности, коммуникации и актуализации личности.

В профессиональных компетенциях отображается осмысленное духовное обогащение личности, изменение себя средствами профессии или специальности, целостное профессиональное самосознание, присутствие положительной Я-концепции, самоценность, творческая установка и другие компетенции, образующие индивидуальную (ценностно-смысловую) компетентность.

Мировая практическая деятельность объединяет на сегодняшний день образовательные результаты с компетентностью выпускника.

Модель выпускника - это образ желаемого результата профессионального образования. Под компетентностной моделью выпускника, мы, преподаватели дисциплин профессионального цикла понимаем формализованную цель освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», которая представляет собой систему:

- обоснованных показателей (общих и профессиональных компетенций), согласно которым определяют о степени соответствия выпускника запросам, предъявляемым ему рынком труда, сформировавшимися общественными критериями обеспеченья личностного и профессионального успеха и существующими социальными институтами;

- обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), определяющих наименьшее пороговое значение общих и профессиональных компетенций, при котором допускается заявлять об их приемлемой сформированности;

- перечня аргументированных (валидных, достаточно точных и достоверных) измерительных инструментов (средств оценки), которые применяются с целью измерения данной общей и профессиональной компетенции и выявления уровня ее сформированности. [4]

Средства оценки общих и профессиональных компетенций составляют основу банка фондов оценочных средств согласно любому направлению подготовки, который является частью компетентностной модели выпускника (КМВ) профессионального образования.

При создании технологии формирования компетентностной модели выпускника преподаватели дисциплин профессионального цикла, согласно ФГОС СПО по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (квалификация «технолог»), выдели пять кластеров, содержащих 20 профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника по данному направлению подготовки. Эффективное формирование любой из компетенций невозможно без ее многостороннего описания, осмысления, определения ее особенностей, а кроме того конкретных методов и условий организации учебного процесса. Программа формирования компетенции дает возможность представить всю эту информацию в компактной форме.

Программа формирования компетенции - это обоснованная совокупность содержания образования, методов и условий, обеспечивающих формирование компетенции заданного уровня. [2]

В программе формирования компетенции делается описание посредством конкретизации целей формирования данной компетенции у обучающихся и обозначения содержания образования, необходимого для формирования компетенции.

Программа формирования компетенции аккумулирует информацию в поле: результаты обучения - методы обучения - методы оценки [2].

При разработке средств оценки профессиональных компетенций нами установлены базовые характеристики проектируемого задания - его содержание и форма, которые формулируются с учетом разработанной матрицы соответствия компетенций, составных частей ППССЗ фондов оценочных средств по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и задач профессиональной деятельности. Матрица определяет, в решении каких профессиональных задач наиболее отчетливо проявляется та или иная общая и профессиональная компетенция. И наоборот - какие общие и профессиональные компетенции значимы для решения тех или иных профессиональных задач. Мы наиболее выделяем положение о том, что каждая компетенция может проявляться в

решении большого количества задач, и напротив - каждая задача может вызывать проявление большого количества компетенций.

Методологическая значимость матрицы соответствия общих и профессиональных компетенций, функций и задач профессиональной деятельности заключается в том, что при ее помощи выявляется главная связь общих и профессиональных компетенций со средствами оценки. К тому же матрица может быть использована как инструментарий планирования содержания и методики реализации ППССЗ. Так как в рамках разрабатываемых программ подготовки специалистов среднего звена каждый профессиональный модуль должен быть связан с одной либо несколькими общими и профессиональными компетенциями, то через матрицу соответствия компетенций всегда можно понять, решение каких конкретно задач рационально отрабатывать в рамках данного профессионального модуля. [4]

Концепция оценки приобретает новое понимание и рассматривается как процедура сбора информации и формирование на ее базе суждений сравнительно успешности деятельности обучающихся, об уровне сформированности общих и профессиональных компетенций.

Преподавателям оценивание профессиональных компетенций дает возможность:

- обнаружить «сильные» и «слабые» стороны подготовки обучающегося;

- дать оценку на соответствующем этапе уровню обученности обучающегося;

- аргументировать обучающегося на последующее обучение;

- принять решение о сформированности образовательного результата и при положительном заключении вручить свидетельство о профессии рабочего, должности служащего;

- подготовить сведения работодателю об уровне развития профессиональных компетенций определенного обучающегося, выпускника.

Практика показала, что при проектировании самого процесса оценивания компетенций возникает, три значимых вопроса:

- Что оценивается?

- Кто обязан оценивать?

- Кто именно обязан производить оценку?

- Как осуществить оценку профессиональных компетенций?

Объектами оценки выступают:

- процесс практической деятельности;

- освоенный объем профессионально важной информации;

- качество продукта практической деятельности, анализ и соответствующие критерии при этом базируются на эталонном качестве продукта (ГОСТы, ТУ и т.д.).

Процедура оценки достижений, обучающихся в условиях реализации компетентност-ного подхода к образованию совершается постепенно посредством выполнения заданий оценочных материалов:

- оценка достижения обучающимся каждого результата освоения профессионального модуля (внутри: междисциплинарный курс, учебная практика, производственная практика (по профилю специальности));

- итоговая оценка обучающегося по профессиональному модулю формируется из полученных оценок по каждому из результатов обучения и экзамена (квалификационного), экзамен (квалификационный) проводит проверку готовности обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций. Итогом контроля является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен».

Этапы оценки профессиональных компетенций:

1 этап - обращение к рабочей программе профессионального модуля. В рабочей программе профессионального модуля уже при разработке были заложены основные принципы процедуры оценивания достижений обучающихся.

2 этап - разработка плана оценки. Как правило, происходит оценка отдельно каждого результата освоения профессионального модуля.

3 этап - сбор и накопление подтверждений (доказательств). Экзаменатор обязан до начала процесса оценки определить и довести до сведения обучающихся, где экзаменуемый имеет возможность получить доказательства того, что успешно достиг результата обучения: в учебной деятельности, на производстве, в смоделированной ситуации профессиональной деятельности (в условиях учебной лаборатории).

4 этап - анализ предоставленных подтверждений (доказательств).

5 этап - оформление решения по оценке.

Как правило, обучающемуся дается больше одной попытки для подтверждения доказательства своих достижений. Поэтому обучающийся, не прошедший процедуру оценки с первого раза, имеет возможность ещё один раз сделать это на ином материале.

6 этап - выдача свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, подтверждающего достижения, обучающегося на конкретном этапе профессиональной подготовки по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

Методологическим ключом к построению банка заданий является взаимосвязь между компетенциями и эффективным решением задач профессиональной деятельности, сопровождающееся общественным и индивидуальным ростом обучающегося.

Для формирования банка заданий оценки профессиональных компетенций основным считается контекст профессиональной деятельности. В соответствии с этим контрольные и учебные задания должны имитировать в учебной ситуации деятельность по решению данной задачи полностью или в отдельных аспектах. Действенными при этом являются воспроизводство алгоритмов решения задачи, имитационные задания, проектные задания, анализ кейсов, деловые и ролевые игры, выполнение задач на практике и т.д. Немаловажно, чтобы учебное задание было по максимуму приближено к условиям профессиональной деятельности, и в тоже время соответствовало профессиональным компетенциям согласно разработанной компетентностной модели выпускника. Естественно, значительной стороной формулирования задания и определение его содержания является педагогическое мастерство.

Бесспорно, что банк фондов оценочных средств в системе современного оценивания необходимо каждый год обновлять, дополнять заданиями с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, техники, технологий и коррективами, внесенными при реализации учебного процесса.

Результаты защиты выпускных квалификационных работ по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» с 2013/2014 уч.г. по 2015/2016 уч.г. показывают преимущество отличных и хороших оценок (рис.1).

Рис. 1. Динамика результатов защиты выпускных квалификационных работ по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» (в %) 4

По общему количеству оценок «отлично» и «хорошо» обучающиеся по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» выявили высокие результаты. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации составляет (84%, 100% и 96% соответственно). Государственная экзаменационная комиссия отмечает, то, что значительная доля дипломных работ выполнена на хорошем теоретическом и методическом уровне. Средний балл защиты выпускных квалификационных работ (рис.2) составляет (4,26, 4,43 и 4,38 соответственно).

2013/2014 уч.г. 2015/2016 уч.г.

Рис. 2. Средний балл защиты выпускных квалификационных работ по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

В дипломных работах сочетаются глубина проработки теоретических вопросов, анализ обширного экспериментального используемого материала. Дипломные работы имеют практическую значимость. Согласно соотношению теоретические и прикладные работы распределены в примерном соотношении 60% и 40%. Выпускники специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» обладают знаниями по производству, хранению, переработке и предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции в организациях, могут формулировать и решать задачи, выбирать нужные методы исследования.

Первоначальные итоги (защита курсовых работ, выпускных квалификационных работ) реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» позволяют сделать вывод о том, что в период обучения в Омском аграрном техникуме у обучающихся формируется целая система универсальных знаний, умений, практических навыков, а кроме того практика самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции.

Ссылки на источники:

1. Абакумова, H.H., Малкова, И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика [Текст]. - Томск: Томский государственный ун-т, 2007.

2. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 52с.

3. Вербицкий, А.А., Ларионова, О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции./А.А. Вербитский, О.Г. Ларионова/ - М.: Логос, 2011. -334с.

4. Дурнева, Е.Е., Нечаев, В.Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ имени М.А. Шолохова: Учеб.пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. -109с.

Natalia Selina

Instructor

University College of Agribusiness of FSBEIHE Omsk SAU, Omsk

The Main Approaches to the Assessment of Competence in the Framework of the Program of Training of Mid-Level Professionals with a Degree 35.02.06 "Technology of Production and

Processing of Agricultural Products"

Abstract. One of the most promising areas of training of qualified specialists in the conditions of modernization of educational system of the Russian Federation in different domains is the extension of the competence approach. Competencies identified in FGOS SPO 35.02.06 in the specialty "Technology of production and processing of agricultural products," requires a deep understanding and detailed descriptions. The article describes the main approaches to the assessment of competence that is significant in the training of specialists of the agricultural sector, relevant to the needs of employers.

Keywords: training of mid-level professionals, general and professional competences, competence model of a graduate, the bank funds of assessment tools, the program competencies, matrix.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.