Научная статья на тему 'Сформированность профессиональных компетенций обучающихся как основа качества подготовки выпускников вузов'

Сформированность профессиональных компетенций обучающихся как основа качества подготовки выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / LABOR MARKET / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / SOCIAL COMPETENCE / COMPETITIVENESS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боттаева Джамиля Юсуповна

Статья посвящена повышению качества подготовки выпускников высших учебных заведений на основе реализации компетентностного подхода. В статье представлены основные способы внедрения данного подхода в систему образования, а также рассмотрены факторы влияния компетентностного подхода на эффективность подготовки квалифицированных выпускников. Особое внимание уделено необходимости приведения компетенций обучающихся в соответствие с запросами работодателей в изменяющихся условиях современного рынка труда. На основании выявленных проблем в системе образования приведены рекомендации для повышения качества подготовки выпускников вуза с применением компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боттаева Джамиля Юсуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PUPILS AS A BASIS FOR QUALITY TRAINING UNIVERSITY GRADUATES

The article is devoted to improving the quality of preparation of graduates of higher education institutions based on the implementation of the competence approach. The article presents the basic methods of implementation of this approach in the education system, and also considered factors influence the effectiveness of the competency approach to training of qualified graduates. Particular attention is paid to the need to bring the competences of students in line with the demands of employers in the changing conditions of the modern labor market. Based on the identified problems in the education system provides recommendations to improve the quality of university graduates with the competence approach.

Текст научной работы на тему «Сформированность профессиональных компетенций обучающихся как основа качества подготовки выпускников вузов»

УДК 334

ДЮ Боттаева СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена повышению качества подготовки выпускников высших учебных заведений на основе реализации компетентностного подхода. В статье представлены основные способы внедрения данного подхода в систему образования, а также рассмотрены факторы влияния компетентностного подхода на эффективность подготовки квалифицированных выпускников. Особое внимание уделено необходимости приведения компетенций обучающихся в соответствие с запросами работодателей в изменяющихся условиях современного рынка труда. На основании выявленных проблем в системе образования приведены рекомендации для повышения качества подготовки выпускников вуза с применением компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, рынок труда, рынок образовательных услуг, социальная компетенция, конкурентоспособность, профессиональная подготовка.

DzMmUya Bottaeva FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

OF PUPILS AS A BASIS FOR QUALITY TRAINING UNIVERSITY GRADUATES

Annotation. The article is devoted to improving the quality ofpreparation of graduates of higher education institutions based on the implementation of the competence approach. The article presents the basic methods of implementation of this approach in the education system, and also considered factors influence the effectiveness of the competency approach to training of qualified graduates. Particular attention is paid to the need to bring the competences of students in line with the demands of employers in the changing conditions of the modern labor market. Based on the identified problems in the education system provides recommendations to improve the quality of university graduates with the competence approach.

Keywords: competence, competence-based approach, labor market, educational services market, social competence, competitiveness, professional training.

На современном рынке труда в условиях непрерывной модернизации производства важнейшими качествами выпускника вуза становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Работодатели заинтересованы не только в профессиональной компетентности выпускников, но и в их воспитанности, коммуникативности, т.е. в уровне их общей культуры. Также важны такие качества, как обычная выносливость, дисциплинированность, умение владеть собой в сложных ситуациях. Кроме того, в настоящее время квалифицированный выпускник вуза должен не только обладать определенным набором знаний, умений и навыков, но и уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях и находить новые, нетипичные решения.

Существуют определенные запросы и потребности, предъявляемые современным рынком труда к качеству профессионального образования, поскольку высшее образование - это не только профессиональное обучение как процесс формирования специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Это целый комплекс, или система, куда входят:

- профессиональная ориентация;

- обучение, повышение квалификации;

- профессиональная социализация и адаптация на всех этапах приобретаемого статуса (абитуриента, студента, выпускника - молодого специалиста, а впоследствии и профессионала, мо-

© Боттаева Д.Ю., 2016

тивированного к повышению своего профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности) [10].

Цель компетентностного подхода заключается в том, что бы выпускник вуза обладал не только знаниями в своей профессиональной области, но и навыками и способностями к деятельности в той или иной ситуации. Основополагающим условием внедрения компетентностного подхода в систему высшего образования является ориентация на творческую инициативность обучающихся, их самостоятельность, конкурентоспособность на рынке труда, мобильность и быстрая адаптация. Считается, что применение компетентностного подхода в вузе будет стимулировать будущих выпускников к усовершенствованию и закреплению полученных знаний, умений и навыков. В настоящее время существуют определенные проблемы с трудоустройством выпускников и их адаптацией на предприятии. Применение данного подхода обеспечит достижение нового уровня в качестве образования, соответствующего требованиям рынка труда.

В условиях современного рынка труда необходимо формирование и развитие социально ориентированной личности, в полной мере реализующей свой потенциал, становление знающего выпускника вуза, ответственного за результаты и качество своей деятельности. Поэтому большое внимание в работе должно уделяться обновлению научно-методического содержания подготовки кадров, внедрению компетентностного подхода при оценке эффективности и результативности учебного процесса [1].

Обзор выводов исследователей по данной проблематике показывает то, что во всех подходах к определению понятия «компетентность», как и понятия «компетенция», внимание акцентируется на опыте деятельности личности, ее активной позиции, готовности к действию, включая ценностную составляющую.

Можно выделить следующую структуру компетентности, согласно которой:

- компетентность шире знаний и умений, так как она включает их в себя;

- компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию поведенческого проявления;

- содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации;

- будучи активным проявлением человека в его деятельности и поведении, компетентность характеризуется постоянной готовностью ее реализации в любой требующей этого ситуации [9].

К общим компетенциям можно отнести совокупность социально-личностных качеств выпускника вуза, которые обеспечивают осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Им также присущ термин компетенций социального взаимодействия или социальные компетенции. Значение этих компетенций сводится к тому, что выпускник вуза способен принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Развитие социальной компетентности обучающихся в образовательном процессе становится успешным, если:

- выявлены сущностные характеристики социальной компетентности как интегративного личностного образования: раскрыто понятие, определены его структура и содержательные элементы;

- выделены задачи развития социальной компетентности обучающихся, на основе новообразований, обусловленных особенностями возрастного развития и ведущей социально значимой деятельностью;

- разработана и целенаправленно реализуется в социально-культурном пространстве вуза модель развития социальной компетентности обучающихся;

- развитие умений решения практических задач, ситуации выбора проводится путем организации проектной деятельности, решения задач по выбору;

- в учебно-воспитательной работе прививаются нравственные ценности через конкурсы, проекты, другие виды социально-культурной деятельности;

- одной из важнейших составляющих социальной компетентности личности в условиях усложнившейся нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций [2].

Обучение, основанное на компетенциях, имеет личностную направленность, осуществляется в процессе практической деятельности с использованием прошлого опыта и строится на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций, представляющих собой совокупность профессиональных и личностных качеств. Следует отметить комплексную взаимосвязь профессиональных и личностных качеств выпускника, которая заключается во взаимном сочетании необходимых для данного модуля знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.

Из этого следует, что вуз должен создавать условия, способствующие формированию совокупности компетенций обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Обучить в полной мере компетентности сложно. Компетентным обучающийся в вузе может стать лишь на своем опыте, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, самостоятельно выбрав из них те, которые в наибольшей степени подходят его стилю, притязаниям, и нравственным ориентациям [6]. При этом, необходимо использовать активные методы обучения, такие как: презентация идей, исследование ролевых моделей, кейс, метод обратной связи через взаимодействие с внешним миром и т.п.

На протяжении всего учебного процесса очень важно правильное соотношение теории и практики. В условиях вуза должна быть создана среда, максимально схожая с производственной. Поэтому для обеспечения таких условий в первую очередь требуется постоянная модернизация материальной базы. Теоретические знания должны изучаться не отдельно на лекциях, а использоваться при необходимости на практических занятиях, для чего обучающимся следует самостоятельно изучить теорию при подготовке к выполнению практических заданий. Преподаватели в этом случае помогают в выборе источников информации и консультируют по мере необходимости. Вследствие таких занятий ценность и значимость знаний, как правило, возрастает, приобретая статус интеллектуального показателя компетенции и, соответственно, самого обучающегося, что немаловажно для его самоутверждения.

Выпускник вуза должен не только постоянно совершенствовать методы своей деятельности, но и искать наиболее рациональные способы действий. Поэтому важно развивать конструкторское мышление, творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей. Главной составляющей профессиональной компетентности современного квалифицированного выпускника вуза является такое качество личности, как творческий потенциал [7]. Под творческим потенциалом понимается готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления. Внесение элементов творчества в самые разнообразные стороны профессионального труда, в проектирование и осуществление различных технологических процессов представляет собой наиболее универсальный и всеобъемлющий показатель нового отношения обучающегося к осваиваемой профессии, специальности. В процессе овладения любой профессией и специальностью обучающимся доступны все формы творческой деятельности: рационализация, усовершенствование, проектная деятельность и т.д. И чем выше конечная цель творчества и сложнее пути, ведущие к достижению этой цели, тем выше радость от достигнутого результата.

Поскольку творческие способности, знания и профессиональные навыки наиболее успешно укрепляется в процессе самостоятельной и активной деятельности, основные пути формирования умения работать творчески связаны с развитием производственной самостоятельности и творческой активности обучающихся [11]. Для любой деятельности самостоятельность является важной, основополагающей чертой личности, и одним из основных критериев уровня профессиональной квалификации выпускника вуза. Формирование самостоятельности у выпускников вуза составляет одну из важных задач высшего образования. Под самостоятельностью обучающегося в процессе обучения, прежде всего, подразумеваются два аспекта этого понятия. Во-первых, самостоятельность как независимость действий учащегося от промежуточного контроля преподавателя, во-вторых, действия учащегося уже с конкретным знанием своего дела.

Успешное выполнение самостоятельной работы возможно только в том случае, если обучающийся уже владеет достаточным объемом знаний, навыков и умений. Следовательно, опыт, накопленный в процессе исполнительской работы, служит базой для последующей самостоятельной деятельности. Причем, как правило, простая исполнительская работа создает условия для более сложных действий, а те, в свою очередь, создают условия для выработки навыков самостоятельной работы. И напротив, низкий уровень исполнительской работы не способствует созданию предпосылок для самостоятельной работы [4].

Умение работать самостоятельно проявляется в способности мобилизовать силы, необходимые для выполнения трудных задач. Это происходит тогда, когда учащийся представляет степень ответственности. Преподавателю следует внушать обучающемуся веру в собственные силы для того, что бы учащийся привыкал действовать самостоятельно. Преподаватели, стимулирующие самостоятельность обучающихся, достигают значительно лучших результатов. Они считают, что учить надо лишь тому, чему обучающийся не может научиться самостоятельно, и что в процессе обучения он должен сам находить правильное решение при большей или меньшей помощи преподавателя.

Самостоятельность будущего выпускника вуза проявляется в деятельности, в процессе которой последовательно расширяются границы трудовой самостоятельности и кругозор учащихся. Когда процесс прививания самостоятельности протекает успешно на производство приходит молодой специалист, который быстро адаптируется к любым производственным условиям, В самом общем виде работа обучающегося в процессе обучения включает в себя следующие виды самостоятельной деятельности:

- анализ задания преподавателя;

- подкрепление его указаний знаниями, опытом, наблюдениями;

- подбор наиболее подходящих для данного задания знаний, навыков и т.д.

От того, в какой степени обучающийся умеет выполнять конкретные виды профессиональной деятельности без помощи преподавателя, зависит уровень его самостоятельности.

Низкий уровень характеризуется тем, что обучающиеся в вузе могут выполнить задание хорошо только под руководством преподавателя. Они постепенно овладевают навыками рациональной организации рабочего места и отдельными приемами самоконтроля.

Средний уровень - обучающиеся выполняют задание качественно и в срок, но только под руководством преподавателя. Они проявляют самостоятельность, если необходимо применить уже известный прием или несложное действие, используют рациональные приемы работ, умело организуют рабочее место и владеют необходимыми навыками самоконтроля.

Высокий уровень - обучающиеся не только проявляют соответствующую определенному периоду обучения самостоятельность при выполнении задания, но и используют при этом некоторые элементы творчества. Выполнение такого рода заданий дает широкие возможности для проявления самостоятельности [8].

На практике можно увидеть, что наиболее благоприятные условия для развития творческой активности создаются там, где в процессе производственного обучения обучающийся выступает как личность действующая, планирующая, оценивающая самостоятельно. Следует отметить такой способ активизации творческой деятельности, как создание своеобразных «ситуаций затруднения». Один из приемов создания таких ситуаций связан с внесением в задания элементов новизны, когда преподаватель сознательно изменяет условия, сообщая, что отсутствует тот или иной составляющий элемент задания. Полезно также упражнять обучающихся в самостоятельной разработке «ситуаций затруднений» [3]. Задания, способствующие формированию умения работать творчески, должны отвечать следующим требованиям: быть достаточно сложными, что бы создавать условия для применения ранее приобретенных знаний и опыта; быть проблемными, т.е. побуждать к активным поискам более рациональных приемов деятельности и т.д.

Можно обозначить некоторые актуальные проблемы, которые существуют на рынке труда в настоящее время:

- обеспечение предприятий квалифицированными выпускниками вузов;

- несоответствие профессиональной структуры подготавливаемых выпускников вуза потребностям рынка труда;

- потребность в совершенствовании производственных процессов.

Для решения вышеперечисленных проблем предлагается использование компетентностного подхода как способа повышения качества образования. Также следует дополнять учебные планы дисциплинами по формированию обучающимися определенных компетенций, проводить системы контроля знаний в форме ситуационных заданий и т.д. В современных условия процесс подготовки выпускников вуза следует ориентировать на компетентность, поскольку применение этого подхода позволяет сократить сроки адаптации выпускников на предприятии.

Таким образом, применение компетентностного подхода в подготовке выпускников вуза является основной составляющей в модернизации системы образования. При создании компетентност-ной модели подготовки выпускника вуза следует учитывать особенности его профессиональной деятельности для формирования компетенций, которые необходимы для дальнейшей самореализации в условиях современного рынка труда. Сформированные компетенции помогают выпускнику вуза более качественно выполнять свои профессиональные обязанности на предприятии. Использование в образовательном процессе современных информационных технологий, профессиональных программных продуктов, с которыми в настоящее время работают предприятия, позволяет формировать выпускников вузов, востребованных на рынке труда. Для достижения этой цели требуется взаимодействие вузов с социальными партнерами: привлечение специалистов для подготовки обучающихся работе с программными продуктами, обучение преподавателей на базе предприятия [5]. Также возможно применение разнообразных форм взаимодействия вузов и работодателей, например, участие работодателей в совершенствовании профессиональных образовательных программ, участие в учебном процессе вуза (чтение лекций, проведение семинаров, тренингов, руководство производственной практикой студентов), осуществление целевых заказов предприятий вузу на подготовку специалистов, проведение совместных научно-практических конференций, круглых столов и др.

Помимо этого, к важным факторам подготовки квалифицированного выпускника вуза можно отнести создание электронных учебников, словарей, методических пособий, презентаций, привлечение к этой работе самих обучающихся.

Организация работы всего профессорско-преподавательского состава по формированию социально и профессионально востребованного выпускника должна быть направлена, прежде всего, на развитие компетентности, конкурентоспособности и профессиональной культуры обучающегося. Это достигается путем формирования у обучающегося готовность к будущей самостоятельной жизни,

оказания ему помощи в успешном овладении выбранной специальностью и в последующей профессиональной самореализации.

Библиографический список

1. Безюлева, Г. В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Г. В. Безюлева, Н. В. Иванова, М. В. Никитин [и др.]. - М. : Моск. психолого-социальный институт, 2005. - 82 с. - ISBN 58379-0158-2.

2. Белоновская, И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт : монография / И. Д. Белоновская. - М. : Ин-т развития профессионального образования, 2005. - 351с. -ISBN 5-7410-0658-2.

3. Березовский, Б. М. Использование информационных технологий при создании электронных средств обучения / Б. М. Березовский, С. А. Хузина // Профессиональное образование. - 2006. - № 5. - С. 25-29.

4. Вайсеро, З. В. Активизация самостоятельной работы студентов - путь к повышению качества подготовки специалистов / З. В. Вайсеро // Инновации в образовании. - 2008. - № 9. - С. 4-8.

5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2010.- 336 с. - ISBN 978-5-98704-452-0.

6. Голуб, Г. Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман // Вопросы образования. - 2008. -№ 2. - С. 165-187.

7. Звонников, В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход / В. И. Звонни-ков, М. Б. Челышкова. - М. : Логос, 2009. - 272 с. - ISBN 978-5-98704-369-7.

8. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - М. : Академия, 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-7695-3568-0.

9. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

10. Николаева, Л. Н. Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования / Л. Н. Николаева // Образование и общество. - № 3. -2009. - С. 36-40.

11. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен.- М. : Когито-Центр, 2002.- 396 с.- ISBN 5-89353-052-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.