УДК 332.3
Соискатель Е.А. НАЙМУШИНА
(СПбГАУ, nea@ziza.ru)
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Территориальное планирование, комплексная организация территории, перераспределение земель
Территориальное планирование, которое должно осуществляться в результате применения комплексного подхода к развитию территории и тесно связано со многими отраслями науки и различными видами практической деятельности, имеет фундаментальное значение, т.к. в его основе лежит географический подход. Это означает, что территориальное планирование по своим задачам и содержанию сближается с теоретическими и практическими задачами самой географии.
В современных условиях единое управление процессом организации территории осуществляется на разных уровнях и ограничено областью принятия решений. В результате сложившейся системы возникает потребность общегеографической оценки для формирования комплексной системы комплексной организации конкретной территории. К примеру, чтобы составить проектные предложения территориального планирования, необходимо опираться на программы и методики изучения территории, собрать и систематизировать имеющиеся данные о ней, и в последующей обработке и сводке материалов обследования подготовить картографическую основу.
Потребность в комплексной оценке возникает в результате необходимости решать задачи по территориальному планированию на научной основе с учетом природных и экологических условий каждой территории, конкретных экономико-географических, сырьевых, энергетических и водных ресурсов, центров потребления, географии населения, транспорта [1].
Кроме того, в процессе территориального планирования осуществляется размещение новых производственных предприятий, организуются новые виды и формы территориально-производственных объединений и форм собственности. Определяется проектная система расселения с учетом исторического значения и перспективной сети населенных мест в результате улучшения факторов жизнеобеспечения территории. Отдельно выявляются необходимые мероприятия по охране и преобразованию природы, восстановлению природных ресурсов и устойчивому развитию территорий [2].
Многие задачи, которые составляют основу территориального планирования, решаются географической наукой, то есть имеют фундаментальное значение:
- описание ресурсного потенциала территории;
- прогнозирование направлений развития базовых секторов народного хозяйства и сфер жизни;
- определение демографических, социально-экономических, энергетических, коммуникационно-инфраструктурных (логистических) параметров развития территории для разработки предложений по формированию системы расселения и системы обслуживания населения;
- разработка мероприятий по сохранению и рациональному использованию природно-экологической основы территории, объектов историко-культурного наследия;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработка мер по их предотвращению.
Эти решения становятся основой для проектирования в рамках территориального планирования и содержат всю необходимую информацию для мероприятий по ведению хозяйственной деятельности в форме предложения по функционально-планировочной организации территории.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ начальным этапом разработки Схемы территориального планирования региона является разработка Концепции пространственного планирования региона.
В основе Концепции лежат результаты анализа, предоставленные экспертами в области географии, современного состояния использования территориальных ресурсов, возможных направлений развития и ресурсных ограничений. Это означает, что необходимо составить первоначальную модель пространственной организации региона, выделить укрупненные зоны интенсивного, экстенсивного и ограниченного развития территории по критерию экологической «нагрузки» на нее.
В новых условиях социально-экономического развития значительно изменилось содержание проектов и схем территориального планирования. Например, в Советском Союзе градостроительное проектирование основывалось на народнохозяйственном планировании и осуществлялось через схемы районной планировки. Основная задача такой планировки -размещение всех видов производств и строительства в районе в настоящее время и на перспективу с учетом требований рационального использования территории в интересах повышения производительности общественного труда, снижения стоимости строительства и издержек производства при одновременном улучшении условий для жизни. Планирование территории велось исходя из планов развития производства и народного хозяйства в целом, что давало возможность полного решения задач для эффективной организации территории [3]. То есть составлялся проект межотраслевой застройки всей страны и только потом - для конкретной территории, исходя из общей закономерности развития отраслей и экономики страны в целом. Так обеспечивалась распределительная система, рассредоточенная по функционалу исходя из специфики условий каждой территории.
Непосредственное принятие решения в области территориального планирования велось на основе различных схем районирования, среди которых имели место разнообразные сетки районов - экономические, административные, естественно-исторические и др. В свою очередь экономические или экономико-географические районы характеризовались определенной специализацией в общей системе народного хозяйства страны, а также комбинированием производства путем комплексного использования сырья и производительного сочетания основных производительных процессов [4].
В современных условиях мероприятия по территориальному планированию требуют выработки новых методологических подходов - именно формирования документов территориального планирования. Это требуется ввиду того, что типовые стандарты для схем территориального планирования регионов РФ отсутствуют в связи с изменением их социально-экономического статуса. Это предполагает повышение роли местного самоуправления, ставя перед субъектом РФ задачу самостоятельного прогнозирования и планирования развития своей территории. Такой подход появляется в результате того, что территория теперь - не объект планирования, а самостоятельный хозяйствующий субъект.
Одним из основных методологических направлений для формирования схем организации проектов является системный анализ, который подразумевает проведение системных исследований в документах территориального планирования.
Таким образом, схема территориального планирования является пространственной проекцией основных приоритетов и стратегических направлений социально-экономического развития территории и, прежде всего, модернизации ее экономической структуры и основных параметров территориально-хозяйственной и социоприродной системы региона.
Появление новых подходов в организации территории связано тем, что изменились условия и факторы территориального планирования, которые должны соответствовать основным принципам устойчивого развития территорий. К ним относятся:
- Включение в ресурсный потенциал территории информационного ресурса.
- Изменение принципов расселения (переселение в города).
- Влияние экологических факторов на процесс организации основных сфер народного хозяйства.
- Изменение уровня технологий.
- Увеличение значимости социального фактора в процессе расселения людей.
Для того чтобы разрешить эту проблему, понадобится описание системы организации всех сфер жизнедеятельности для дальнейшего планирования, основанной на принципах формирования рациональной среды обитания, развития общества и рационального природопользования.
Каждая территория может быть самодостаточной и обеспечить всеми необходимыми условиями для развития человека. Эту возможность могут обеспечивать:
- высокий уровень развития технологий, который позволяет минимально использовать природные ресурсы без ущерба природе, при этом обеспечивать рациональную среду обитания;
- оптимизацию системы организации производства (с учетом особенностей природных условий);
- осуществление координации распределения территориального ресурса.
Внедрение системы взаимодействия для комплексного развития территории возможно
только при проектировании не каждой отдельной отрасли хозяйствования, а территории в целом, обеспечивая потребности общества и максимальное использование потенциала территории.
Эффективность использования ресурсов зависит от их внутренних характеристик -признаков качества, которые показывают пригодность данных ресурсов для данной производственной системы, степени оптимальности их использования, а также служит целевой функцией для инновационной оптимизации производства.
Территориальное планирование осуществляется как в рамках административно-территориального деления, так и путем организации ресурса. Одним из ключевых механизмов, который реализуется в рамках схемы территориально планирования, является механизм распределения и перераспределения земель. Основой для реализации мероприятий по совершенствованию распределения земель и улучшению реализации территории, по мнению современного исследователя С.Н. Волкова, должны быть:
1. Природно-сельскохозяйственное районирование земель. Оно необходимо для определения факторов состояния природных ресурсов. К ним относятся: основные природные признаки земли (агроклиматические, геолого-геоморфологические, гидрологические, почвенно-литосферные; состояние земель; целевое назначение и приоритеты использования земель в соответствии с пригодностью под сельскохозяйственные угодья и культуры, рекреационные и иные объекты; режим использования и охраны земель). На схематичной карте должны быть показаны границы поясов, зон, провинций, типы и подтипы почв, преобладающие типы рельефа местности, механический состав, гидрологические условия.
2. Эколого-ландшафтное зонирование территории используется для нахождения оптимального соотношения между потенциалом природного комплекса и направлениями хозяйственной, природоохранной и иной деятельностью.
3. Зонирование межселенных территорий Российской Федерации.
На основании зонирования межселенных территорий должны приниматься решения по перераспределению земель, территориального размещения отраслей экономики и системы землевладений, оптимизация структуры угодий, организация рационального использования и охраны земель, установление землеустроительного регламента и правил землепользования, а также и определение территорий перспективного развития.
Литература
1. Стеценко Д.Н. Комплексное территориальное планирование народного хозяйства. - Киев:
Выш. школа, 1988. -200 с.
2. Преображенский B.C., Александрова Т.Д. Геоэкологические основы территориального проектирования и планирования. -М.: Наука, 1989,- 144 с.
3. Волков С.Н. Повысить эффективность управления земельными ресурсами //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - М, 2013. - №1. - С. 1.
4. Шишов Д.А. Некоторые аспекты реализации современной концепции управления земельным фондом Российской Федерации. Научное обсечение развития АПК в условиях импортозамещения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава: СПбГАУ. - СПб. - 2016. - С. 182185.
УДК 336.226.2 Канд. экон. наук М.А. НАМ
(СПбГАУ, naimnarinai@mail.ru) Канд. экон. наук А.В. БУГА (СПбИНЭиО, sineo-expert@mail.ra) Канд. экон. наук Е.М. ЗВЯГИНА (СПбУТУиЭ, ime_finance2004@inail.ru)
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ИЗМЕНЕНИЯ В 2015-2016 гг.
Земельный налог, кадастровая стоимость, кадастровая оценка земель
Земельный налог относится к местным имущественным налогам, взимаемым в соответствии с главой 31 НК РФ, введенной в действие с 01 января 2005 г. До этого времени действовал Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».
С 2015 г. в исчислении земельного налога действуют изменения, принятые сразу несколькими законами, а именно [4]:
- Федеральным законом от 02 декабря 2013 г. № 334-ф3 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»;
- Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;
- Федеральным законом от 04 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»;
- Федеральным законом от 04 ноября 2014 г. № 347-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ»;
- Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 379-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с принятием ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
- Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. № 320-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ».
Изменения в основном коснулись срока уплаты, объектов налогообложения, порядка определения налоговой базы, а также уплаты налога индивидуальными предпринимателями.
С 2015 г. предельный срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков (физических лиц) изменился: для оплаты налога за 2014 г. (в 2015 г.) был установлен на 1 октября, а для оплаты за 2015 г. (в 2016 г.) - на 1 декабря.
Также выведены из объектов налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (с 2015 г. собственники помещений в многоквартирных домах не признаются плательщиками земельного налога как было ранее).
Кроме этого, предусмотрен порядок определения налоговой базы в случае изменения в течение налогового периода стоимости участка земли. В большинстве случаев подобные