Научная статья на тему 'Территориальное планирование в системе управления социально-экономическим развитием России'

Территориальное планирование в системе управления социально-экономическим развитием России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
554
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Малеева Татьяна Владимировна, Мищеряков Егор Сергеевич

Анализируется трансформация подходов к территориальному планированию в России. Обосновывается необходимость его использования как эффективного инструмента социально-экономического развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Малеева Татьяна Владимировна, Мищеряков Егор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of approaches to the management of the territorial planning in Russia is analyzed in the article. The necessity of its application as an effective instrument of social and economic development of territory is proved.

Текст научной работы на тему «Территориальное планирование в системе управления социально-экономическим развитием России»

УДК 332.1

Т.В. Малеева, Е.С. Мищеряков

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ

Для большинства развитых государств характерно наличие общегосударственной системы расселения и продуманной политики развития территории, включая городские и сельские поселения, межселенные связи, транспортную инфраструктуру. Россия же вступила в XXI столетие без общероссийской стратегии развития системы поселений, что во многом обусловлено реалиями ее многовекового исторического опыта.

Российская Федерация - самое большое государство мира, ее территория составляет свыше 17 млн км2 (11,46 % площади всей суши), располагается на территории двух континентов, в четырех климатических поясах. Около 2/3 ее территорий (так называемые незаселенные территории) не включены в промышленное и аграрное хозяйство и представляют собой уникальный планетарный ресурс России [1].

Древнерусское государство формировалось при активной роли городов - опорных центров народов и княжеств. Изучение и освоение современной территории Российской Федерации происходило поэтапно на протяжении более девяти веков. В Х1-ХУ вв. совершались путешествия на восток новгородцев и поморов, в ХУ-ХУ1 вв. - военные походы московских князей в Западную Сибирь, в ХУ1-ХУ11 вв. -государственные экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток. В дальнейшем освоению новых территорий способствовали результаты работы экспедиций В.И. Беринга, Н.М. Пржевальского, В.К. Арсеньева и др. Развитие и освоение территории Российской империи до ХХ в. зависело в основном от необходимости обеспечения безопасности государства и снабжения армии, было направлено на поиск месторождений полезных ископаемых, которые обеспечивали необходимыми ресурсами Европейскую часть Российской империи.

С образованием СССР возникла острая необходимость в форсированном освоении

огромных территорий. Начиная с 20-х гг. ХХ в. на территории страны велось активное строительство новых городов и сел, основным назначением которых было освоение ресурсного потенциала; перспективы их развития во многом определялись ресурсами и планами отраслевых министерств и ведомств.

В ходе реконструкции старых городов и строительства новых возникла необходимость развития межселенных территорий, которые в большинстве случаев представляли собой сельскохозяйственные угодья и леса различных категорий, для размещения на них инфраструктурных объектов. Потребность в их обслуживании и содержании послужила толчком к началу разработки документов территориального планирования в форме проектов районной планировки. Процесс разработки схем территориального планирования районов и их согласования постепенно трансформировался в создание единой схемы территориального планирования для территорий всех субъектов СССР. Сформировалась система управления развитием территории страны, состоящая из разработанных документов территориального планирования районного, республиканского и государственного уровней.

На основании этих документов проводилась государственная политика по расселению населения, размещению производственных комплексов, строительству инженерной и транспортной инфраструктуры, что в условиях жесткой государственной административной системы дало значимый положительный эффект с определенными издержками, характерными для сложившегося типа социально-экономического развития. В методологическом же плане «территория» рассматривалась как объект для размещения производства, жилья, объектов соцкультбыта и необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Считалось весьма незначитель-

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2

ным, а иногда и вообще игнорировалось мнение ученых, что территория - это еще объект демографической, экологической, техногенной и духовно-эстетической природы.

Политические и экономические изменения в 90-х гг. XX в. внесли свои коррективы в подходы к управлению развитием территорий. На фоне системного кризиса экономики и ослабления федерального начала в управлении произошли коренные изменения в структуре распределения территориальных ресурсов. На характер территориального развития в значительной мере повлияли изменение политико-территориального устройства страны, проводимые экономические реформы, децентрализация власти и демографические процессы.

Так, в связи с распадом СССР, в границах которого начала зарождаться и к 80-м гг. XX в. сложилась общесоюзная система территориального расселения, Россия оказалась в условиях разорванных территориальных связей, поскольку в СССР базовыми опорными центрами в системе расселения были, прежде всего, республиканские, краевые, областные и другие крупные города, общесоюзная инфраструктура транспорта и связи.

В значительной степени повлияли на территориальное развитие государства и экономические реформы. Программа приватизации государственной собственности, в том числе стратегических предприятий и предприятий военно-промышленного комплекса, повлекла за собой снижение производственного потенциала страны. В процессе приватизации значительная часть предприятий, перешедших в частную собственность, распродавалась по частям, либо закрывалась с последующей продажей оборудования за пределы РФ. Банкротство или закрытие градообразующих предприятий подстегнуло развитие негативных процессов не только в отдельных городах, но и в целых регионах. Снижение производственного потенциала привело к перераспределению производственной базы и концентрации большей части населения в Европейской части страны.

Децентрализация власти в 90-е гг. привела к уменьшению интереса федеральных органов управления к вопросам сбалансированного,

комплексного социально-экономического развития регионов. Кроме того, под сомнение была поставлена целесообразность разработки документов территориального планирования даже на уровне городов, не говоря уже о скоординированных планах развития территории на уровне субъектов РФ и страны в целом.

Негативное влияние на процессы территориального развития оказали и демографические изменения. Начиная с 1992 г. впервые после окончания Великой Отечественной войны на территории Российской Федерации начался процесс депопуляции: низкая рождаемость и высокая смертность. Единственным источником пополнения населения стала внешняя миграция, без которой численные потери населения были бы почти в два раза больше. Внутренняя миграция обрела характер интенсивного переселения с сельских территорий в города, из Сибири и Дальнего Востока - в Европейскую часть РФ, а также гипертрофированного переезда населения в крупнейшие города России -Москву и Санкт-Петербург. Произошло значительное перераспределение производительных сил на территории страны.

Все эти процессы, взаимоусугубляя друг друга, в значительной степени повлияли на современный облик территории Российской Федерации и обострили проблемы управления сбалансированным социально-экономическим развитием страны и ее регионов. Сложившаяся реальность требует общегосударственной целенаправленной политики позитивного развития территорий страны, изменения методологии разработки планов развития территорий и подходов к их реализации.

Сегодня общепризнано, что территориальное планирование - один из наиболее эффективных инструментов развития территории. Например, этого мнения придерживаются участники конференции «Формирование инвестиционной привлекательности Российских регионов средствами территориального планирования», прошедшей в рамках X Международного инвестиционного форума «Сочи-2011». Основным выводом дискуссий было утверждение: «Территориальное планирование - основа устойчивого развития и инвестиционной привлекательности регионов» [2].

В последние годы федеральные органы предпринимают некоторые действия в области регулирования пространственного развития страны. Так, Федеральный закон Российской Федерации № 324-ФЗ от 04.12.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дал импульс к восстановлению системы территориального планирования, обязав субъекты РФ и муниципальные образования разработать соответствующие документы [3].

Правовые аспекты разработки документов территориального планирования (схем территориального планирования Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов) определены Градостроительным кодексом РФ (далее - Кодекс) [4]. После введения в действие Кодекса в этот важнейший концептуальный документ уже более двадцати раз вносились изменения. Корректировка положений Кодекса была обусловлена разными причинами: например, изменениями в порядке осуществления государственной экспертизы проектной документации, введением института саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, необходимостью обеспечения объектов требованиям энергоэффективности, усилением контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности на региональном и муниципальном уровне, формированием правовой базы развития застроенных территорий и т. д., вплоть до терминологических уточнений.

В 2011 г. изменения, внесенные в Кодекс, коснулись концептуальных положений по разработке документации территориального планирования. Существенно изменился обязательный состав схем территориального планирования РФ и состав схем субъектов РФ. В новой редакции Кодекса документами территориального планирования РФ являются схемы в следующих областях: федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; оборона страны и безопасность государства;

энергетика; высшее профессиональное образование; здравоохранение.

Заметим, что включение в состав документации отдельных схем по планированию размещения объектов высшего профессионального образования и здравоохранения на федеральном и региональном уровне свидетельствует о повышении внимания к обеспеченности объектами образования и здравоохранения, признании чрезвычайной важности данных сфер, которые носят не просто социальный характер, но и являются стратегически важными для обеспечения устойчивости развития страны в целом.

В новой редакции Кодекса из состава федеральных схем исключены схемы естественных монополий (которые, по сути, дублировали схемы транспорта и энергетики), а также схемы космической деятельности,. В ряде случаев это логично, однако целесообразность исключения схем особо охраняемых природных территорий и чрезвычайных ситуаций весьма сомнительна, поскольку экологическое состояние многих территорий нашей страны требует особого внимания, нередки и чрезвычайные ситуации.

Функции основного регулятора в вопросах территориального планирования на федеральном уровне закреплены за Министерством регионального развития РФ. В настоящее время наметилась активизация его нормотворческой деятельности в этом направлении. Завершается разработка требований к составу и содержанию региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, утверждены «Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов». По понятным причинам Методические рекомендации не могут противоречить положениям Градостроительного кодекса в части обязательного состава и содержания проектов генеральных планов. Но в них приводятся разъясненные требования (например, указывается необходимость учитывать инвестиционные планы развития государственных естественных монополий), отмечается возможность разработки следующих дополнительных разделов и подразделов [5]:

- Взаимосвязь с соседними муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации;

Научно-технические ведомости СПбГПУ 2-2' 2012. Экономические науки

- Природно-ресурсный потенциал территории;

- Демографические и трудовые ресурсы, каркас расселения;

- Прогноз развития экономической подсистемы муниципального образования, инвестиционная привлекательность территории, развитие промышленности и сельского хозяйства;

- Целевые программы федерального, регионального и муниципального уровня, инвестиционные программы субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса;

- Комплексная оценка территории, ее пространственная организация и функциональное зонирование, транспортный каркас и природные элементы планировочного каркаса;

- Жилищный фонд, инфраструктура социально-культурно-бытового обслуживания, система образования, здравоохранения и физической культуры и спорта;

- Инженерная и транспортная инфраструктура, инженерная защита территории.

Безусловно, методические рекомендации Минрегиона РФ с пояснениями пояснив положения Кодекса в части состава и содержания материалов генеральных планов окажут положительный эффект на качество их формирова-

ния. В процесс территориального планирования вовлекается все большее число субъектов РФ и муниципальных образований. Но при этом в масштабах страны мы получаем некое «лоскутное одеяло», подчас с массой несогласован-ностей и даже противоречий.

Пространственно-территориальные и географические особенности страны, тенденции в развитии системы расселения, по нашему мнению, обусловливают необходимость разработки комплексной схемы территориального планирования для всей территории России как объекта социально-экономической, демографической, экологической, техногенной и духовно-эстетической природы.

Таким образом, территориальное планирование должно рассматриваться не просто как часть градостроительной деятельности, а представлять собой синтез идей, методологических подходов и научно-обоснованных решений по перспективам использования и развития всех потенциалов территории России. Только тогда территориальное планирование может стать эффективным инструментом регионального развития и повышения инвестиционной привлекательности территории Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лола, А.М. Основы градоведения и теории города (в российской интерпретации) [Текст] / А.М. Лола. -М.: КомКнига, 2005. - 344 с.

2. Лесина, Е.А. Территориальное планирование -основа устойчивого развития и инвестиционной привлекательности регионов (по материалам X Международного инвестиционного форума «Сочи-2011») [Текст] / Е.А. Лесина // Управление территориальным развитием. - 2011. - № 3. - С. 24-30.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: Федер. закон РФ № 324-Ф3 от 04.12.2007 г.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. (ред. 06.12.2011 г.).

5. Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов [Текст] : Приказ Мин-ва регион. развития РФ № 244 от 26.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.