Научная статья на тему 'Основные подходы к формированию системы стратегического управленческого учета'

Основные подходы к формированию системы стратегического управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / ФАКТОР / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимакова Л.А.

В статье рассмотрены основные принципы формирования системы стратегического учета. Их поэтапное использование позволяет вырабатывать наиболее правильные направления развития бизнеса с учетом прогнозных расчетов, опирающихся на постоянно меняющиеся внутренние и внешние экономические условия хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к формированию системы стратегического управленческого учета»

угет

УДК 338.27

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Л. А. ЗИМАКОВА,

доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Е-таИ:1тако\а@Ъ8и.ейи.ги Белгородский государственный университет

В статье рассмотрены основные принципы формирования системы стратегического учета. Их поэтапное использование позволяет вырабатывать наиболее правильные направления развития бизнеса с учетом прогнозных расчетов, опирающихся на постоянно меняющиеся внутренние и внешние экономические условия хозяйствования.

Ключевые слова: стратегический учет, управление, фактор, бизнес.

Современное состояние бизнес-среды, взаимоотношений покупателей, поставщиков, прочих дебиторов и кредиторов, постоянно меняющаяся экономическая ситуация свидетельствуют о необходимости прогнозирования нескольких направлений развития бизнеса. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит стратегическому управленческому учету.

Необходимость в формировании учетного блока стратегического учета определена следующими факторами:

- глобализацией бизнеса;

- развитостью информационных технологий (возможность выделения факторов пространс-тваи времени);

- мобильностью организационной структуры фирмы (реинжиниринг бизнес-процессов);

- изменением стиля и методов управления (поиск путей вовлечения руководителей

подразделений в управление, ориентация на потребителя, на качество и т. п.); - возможностью использования инструментария финансового и бухгалтерского инжиниринга. Стратегический учет основан на предоставлении информации, работающей на долгосрочную перспективу, его приемы должны быть направлены на поддержание общей конкурентоспособной стратегии организации. Важнейшим его постулатом является то, что ценность продукта немонолитна, это результат скопления функциональных возможностей, востребованных клиентом и имеющих полезное измерение. Отсюда следует, что каждый продукт должен рассматриваться как совокупность ценностей. При этом возникают две проблемы. Первая состоит в том, чтобы определить необходимые характеристики продукта (атрибуты), вторая — провести структурирование ценной системы на этой основе.

Особенность стратегического управленческого учета состоит в рассмотрении решаемой проблемы в контексте внутренних и внешних факторов, влияющих на нее, и большом горизонте планирования. Отсюда следует необходимость последовательных принципов при разработке системы стратегического управленческого учета.

Рассмотрим перечень основных принципов формирования системы стратегического управленческого учета и их краткую характеристику.

1. Правильная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках всей хозяйственной системы и отдельных ее составляющих (оценка организационной структуры бизнес-сфер и отдельных центров ответственности, на основе используемых финансовых и нефинансовых индикаторов деятельности).

2. Выбор стратегического направления развития бизнеса:

- лидерство по наименьшим затратам (оценивание показателей функционирования конкурентов, мониторинг конкурентной позиции, оценивание расходов конкурентов);

- дифференциация (оценка сферы деятельности, расчет себестоимости различных характеристик продукции (анализ атрибутов продукции), анализ по потребителям);

- фокусирование (сосредоточение внимания на отдельном виде деятельности — анализ по видам деятельности).

3. Стратегический анализ затрат (оценка затрат и доходов на основе методов дисконтирования).

4. Использование ценных систем управления и учета (учет и оценка затрат на разных стадиях жизненного цикла продукта).

5. Выбор технологии управления затратами (современные системы управления затратами: таргет-костинг, кайдзен-костинг, менеджмент функциональных групп).

6. Управленческий учет инноваций (составление стратегических калькуляций, определение прогнозных прибылей на основе стратегических отчетов).

7. Стратегическое ценообразование (стратегия премиального ценообразования, нейтральное ценообразование, стратегия ценового прорыва, стратегия, ориентированная на категорию потребителя).

8. Использование инструментов бухгалтерского инжиниринга (составление производных балансовых отчетов на основе ситуационного, бухгалтерского, когнитивного моделирования). Рассмотрим более подробно основные принципы формирования системы стратегического управленческого учета

Правильная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках всей хозяйственной системы и отдельных ее составляющих. Общие результаты деятельности холдинга могут быть хорошими или плохими, но важно определить, какие организации, входящие в холдинг, оказали положительное влияние на общие результаты, а

какие — отрицательное. На данном этапе проводится анализ основных показателей деятельности аналогичных организаций внутри холдинга. Так как это отдельные юридические лица, то они составляют финансовую отчетность и провести оценку результативности несложно. Внутри холдинга работа строится таким образом, чтобы чистую прибыль получали только отдельные организации, поэтому для получения полной картины потребуются дополнительные данные.

Если рассматривать отдельную организацию, то следует оценить результативность деятельности отдельных центров ответственности. Для определения прибыли можно использовать трансфертные цены. Учитывая, что избыточная продукция (услуга) подразделения может быть реализована на сторону и имеются рыночные цены на нее, то рекомендуется использовать трансфертные цены на основе рыночных цен. При необходимости состав оценочных показателей может быть расширен.

Проведенный анализ позволит определить наиболее рентабельные подразделения и реально оценить финансовые возможность, что приведет к правильному выбору стратегического направления развития организации в целом.

Одновременно с этим осуществляется оценка организационной структуры и всех бизнес-сфер, характеризующих выполняемые функции, что позволит принять решение о реинжениринге бизнес-процессов.

Выбор стратегического направления развития бизнеса включает:

- лидерство по наименьшим затратам;

- дифференциацию;

- фокусирование.

Для каждого из выбранных направлений развития осуществляется сбор определенной информации.

Лидерство по наименьшим затратам предполагает снижение затрат и получение за счет этого дополнительной прибыли. Для этого направления основным критерием деятельности является показатель рентабельности и акцентируется внимание на самую высокую рентабельность в отрасли. Для ее претворения в жизнь необходимо постоянно вести научно-инновационную деятельность.

По данному направлению рекомендуется использовать следующие приемы:

- оценивание показателей функционирования

конкурентов;

- мониторинг конкурентной позиции;

- оценивание расходов конкурентов.

Фокусирование предполагает получение основной прибыли в том виде деятельности, в котором у организации имеются конкурентные преимущества.

Для проведения анализа по видам деятельности необходима исходная информация, которая может собираться в системе учета, на основе которого составляется конъюнктурный производный балансовый отчет.

Основными направлениями стратегического учета конкурентов являются:

- уровень себестоимости продукции (высокая себестоимость, средняя себестоимость, низкая себестоимость);

- качество и особые свойства (по приоритетным критериям оценки);

- ценовая политика (внутрифирменная политика: максимизации цены, минимизации цены, поддержания цены на определенном уровне);

- возможности появления новых конкурентов (производственная сегментация);

- ведение научно-исследовательской работы сотрудниками (ведущие собственные НИОКР, приобретающие готовые новые достижения научно-технического прогресса, не ведущие научных разработок).

В дальнейшем проводится анализ продаж по географическим сегментам, категориям покупателей. Он является важнейшей составляющей бюджета продаж и контроля за текущим исполнением бюджета. Отсутствие на большинстве отечественных предприятий аналитического учета продаж по сегментам затрудняет работу отдела маркетинга. Учитывая, что эта информация является важной и необходимой, то она составляется путем ручной обработки на основе использования программы Ехе1, т. е. осуществляется двойной ввод данных. Создание интегрированной системы учета поможет избежать многократного ввода первичной информации. Для проведения эффективного анализа следует определить направления ведения учета. При проведении анализа следует составить сегментарный производный балансовый отчет.

Стратегический учет продаж осуществляется по следующим направлениям:

- по географическим сегментам (географическая сегментация продуктов);

- по размерам покупателя (крупные, средние, мелкие);

- по группам (выделение с учетом рентабельности групп);

- по видам деятельности;

- по системам налогообложения (обычная система с налогом на добавленную стоимость, обычная система без налога на добавленную стоимость, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход). Оценка деятельности предприятий показала,

что отдельные организации (не входящие в холдинги), сохраняя свою специализацию, сосредоточивают внимание на улучшении качественных характеристик продукции.

Стратегический анализ затрат. Отличительной чертой стратегического анализа затрат является ранняя экономическая оценка затрат на производство и сбыт продукта с учетом возможных технических решений и возможностей изменения сырьевой базы.

Анализ структуры прямых затрат организаций свидетельствует об их разнообразии. В рамках стратегического анализа осуществляется оценка инвестиционных проектов, сущность которой состоит в ответе на вопрос: оправдают ли будущие выгоды сегодняшние затраты. Особенность долгосрочных инвестиционных проектов состоит в том, что затраты на капитальные вложения производятся в одном периоде, а доходы от их реализации получают в другом. Причем цена денег в эти периоды различна. Для решения этой проблемы необходимо использовать методы, основанные на применении концепции дисконтирования:

- метод определения чистой текущей стоимости;

- метод расчета рентабельности инвестиций;

- метод расчета внутренней нормы прибыли. Дисконтная методика оценки экономической эффективности инвестиционных проектов базируется на оценке возврата инвестированного капитала на основе показателей чистого дохода и амортизационных отчислений в процессе эксплуатации инвестиционного проекта; концепции изменения стоимости денег во времени (реализация этого принципа осуществляется путем приведения всех денежных потоков по проекту к настоящему времени); расчете зависимости эффекта отреализа-ции проекта и объема инвестированного капитала; периода окупаемости проекта и учете инфляции.

Но не всегда достаточно простого использования этих методов. В рамках стратегического учета следует учитывать экономию на затратах и проводить стратегический анализ влияния внешних факторов надоходы и затраты.

Использование ценных систем управления и учета. Система стратегического управленческого учета должна быть нацелена не только на обеспечение информацией процесса прогнозирования, но

и реализации поставленных стратегических задач. Для этого рассматриваемая система должна быть саморазвивающейся, дополняемой и отражающей меняющиеся взаимосвязи внутри холдинга.

Особенностью данных систем является расширение статей прямых затрат и сокращение статей косвенных.

Необходимо отметить, что в рамках осуществления стратегического управленческого учета необходимо планировать и вести учет затрат на протяжении всего жизненного цикла продукции. При этом следует учитывать, что на каждом этапе могут возникатьдополнительные затраты (см. таблицу).

Выбор технологии управления затратами, включающей современные подходы к стратегическому калькулированию себестоимости:

- таргет-костинг;

- кайдзен — костинг;

- менеджмент функциональных групп.

Таргет-костинг — система, ориентированная

на потребителя, сущность которой заключается в определении себестоимости на основе возможной цены реализации продукта, для определенной категории покупателей исходя из фиксированной нормы прибыли. В случае невозможности получения заданного уровня себестоимости к выпуску продукта не приступают.

Необходимость использования этой системы во многих организациях объясняется высоким уровнем конкуренции. В современных экономических условиях все больше внимания уделяется качеству продукции, поэтому появляется необходимость организации учета на этой основе. Данная система актуальна при расчете консолидированной себестоимости отдельных видов конечной продукции.

Кайдзен-костинг — система, ориентированная на постоянное совершенствование процесса производства и сбыта для снижения затрат.

Менеджмент функциональных групп предполагает постоянное проведение анализа связей между производственными процессами и улучшение наиболее значимых операций.

Управленческий учет инноваций. Учитывая, что инновационные исследования являются дорогостоящими и не могут окупиться в короткий срок, необходимо прибегать к составлению стратегических отчетов о прибылях и убытках и стратегических балансов.

Оценку рекомендуется проводить в два этапа.

Первый этап — обособленно рассматривается инвестиционный проект, для которого рассчитывается финансовый результат в каждом периоде, и срок окупаемости.

Второй этап — результаты инвестиционного проекта переносятся и включаются в бухгалтерский баланс организации путем отражения итоговых проводок по результатам работы каждого инвестиционного проекта и составления на этой основе прогнозного баланса.

Стратегическое ценообразование. В стратегическом управленческом учете ценообразование может быть рассмотрено с точки зрения проводимой стратегии.

Процесс ценообразования в современных условиях хозяйствования является многогранным процессом, включающим внутренние и внешние факторы. В ходе стратегического ценообразования следует учитывать фактор потребителя и исходить из того, для какой категории покупателей создается продукт, какие доходы у этой категории и какую цену

Характеристика направлений роста затрат на разных стадиях жизненного цикла продукта

Стадия жизненного цикла Направление роста затрат Риск Отраслевая особенность

Стадия разработки Высокие затраты на создание (разработку) продукта Затраты не окупятся, так как продукт будет не востребован Разрабатываются новые технологии, но они применяются только после комплексных исследований, затраты на них практически всегда окупаются; могут разрабатываться новые продукты, затраты на которые могут не окупиться

Стадия выхода на рынок Дополнительные затраты на создание благоприятных условий для продажи продукции Маленький объем продаж из-за низкого спроса и высокой цены Отраслевые особенности отсутствуют. Высокие затраты на производство, дополнительные затраты на рекламу и маркетинговую политику

Стадия производства Возможны непредсказуемые затраты Высокая конкуренция Необходимость расширения собственной сети розничных продаждля поддержания имиджа

Стадия спада продаж Увеличение затрат на хранение Снижение объема продаж Дополнительные затраты на разработку специальных мер из-за возникновения дисбаланса

Стадия ухода с рынка Затраты на модернизацию (утилизацию) оборудования Не продажа остатка товаров или продажи по заниженной цене Затраты на утилизацию (переработку) не реализованной своевременно продукции

покупатель захочет заплатить, а также необходимо постоянно проводить рыночные исследования.

Использование инструментов бухгалтерского инжиниринга. На основе бухгалтерского учета осуществляется экономическое моделирование ситуации, которое должно найти отражение в прогнозных производных балансового отчета.

Сущность методики использования инструментов бухгалтерского инжиниринга состоит в следующем: информация, сформированная на счетах различных классов структурированного рабочего плана счетов, используется по направлениям, позволяющим прогнозировать развитие экономической ситуации. На ее основе составляются производные балансовые отчеты, производится расчет оценочных показателей — чистых активов и чистых пассивов. Начальным оператором при этом выступают разделы плана счетов или разделы бухгалтерского баланса.

Важнейшей функцией производных балансовых отчетов является обеспечение контроля за

Список литературы

реализацией стратегии коммерческой организации, достижением поставленных стратегических целей и задач, изменением собственного капитала коммерческой организации.

В настоящее время можно выделить более 20 направлений развития системы производных балансовых отчетов. Все они нацелены на определение стоимости коммерческой организации в соответствующих ценах (справедливых, замещения, рыночных и т.п.) и использование системы корректировок балансовых статей для реального определения стоимости его собственности и финансового положения.

Поэтапное использование предложенных основ системы стратегического управленческого учета позволяет вырабатывать наиболее правильные направления развития бизнеса с учетом прогнозных расчетов, опирающихся на постоянно меняющиеся внутренние и внешние экономические условия хозяйствования.

1. Друри ^Управленческий и производственный учет. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Николаева О. Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. М.: Едиториал УРСС, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рапопорт Б.М., СкубченкоА.И. Инжиниринги моделирование бизнеса. М.: Тандем, 2001.

4. Сысоева И. В. Финансовый, управленческий и стратегический учет венчурной деятельности. Ростов-на-Дону: РГСУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.