ББК 60-70 УДК 378.147.88
Большакова Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент г. Братск Bolshakova Olga Nikolayevna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Bratsk
Основные подходы к формированию личности профессионала на современном этапе развития Российского образования Basic Approaches to the Professional Personality Forming at the Present Stage of Russian Education Development
В статье проанализирована способность традиционной системы высшего образования формировать специалистов нового поколения, обоснована необходимость инновационных преобразований в системе подготовки специалистов вузами, приведены статистические данные по увеличению спроса населения в получении высокого образовательного уровня в мире, нашей стране, Иркутской области и в городе Братске.
This article is devoted to the analysis of the ability of the traditional educational system to form new generation specialists. The author describes the necessity of in-novational reforms in the system of higher education specialists' training, brings statistic information about increasing population demand in the getting of a high educational level in the world, in our country, in Irkutsk region and in Bratsk.
Ключевые слова: психологическая социализация, социальный интеллект, самоактуализация, самореализация.
Key word: psychological socialization, social intellect, self-actualization, self-realization.
Во время переходного периода, когда осуществляется реформа образования в нашей стране, а также в момент принятия Болонского декларации, вступления Российской Федерации в Европейский Союз и подписания соглашения ВТО - возникает крайняя необходимо пересмотреть требования к формированию современной личности. Иными словами, интенсивные социально-экономические и психологические изменения, происходящие сегодня в России, определяют актуальность изучения проблемы формирования человека «нового поколения» - NEXT. Каков новый взгляд на личность-профессионала, отвечающую требованиям нового веяния?
На рынке образовательных услуг в настоящее время все больше ценятся не только высококвалифицированные специалисты, но и всесторонне грамотные
творческие личности, способные самостоятельно добывать знания и на их основе создавать новые. Опрос российских работодателей показал, что для оценки качества образования чаще применяются такие показатели, как «скорость адаптации сотрудника в новом коллективе» (около 35% респондентов) и «эффективность работы сотрудника» (20%). Э. Манушин и А. Добряков определяют концептуальную модель элитного специалиста, составляющие которой являются: фундаментальность (знаниевая грамотность); профессионализм (функциональная грамотность); коммуникативность (корпоративная грамотность); социализированность (социальная грамотность) [3. с.5].
Специалисту инновационной направленности совершенно недостаточно присутствие одних только профессиональных глубоких знаний. Он должен быть психологически готов к самостоятельному освоению новых для него знаний и на этой основе уметь целенаправленно создавать новое информационное содержание, обладать определенным набором профессионально важных личностных качеств и иметь широкое междисциплинарное образование.
Способна ли существующая традиционная система высшего образования сформировать специалиста инновационной направленности?
Не только Россия, но и другие промышленно развитые государства, такие как Франция, Германия, Япония, Великобритания и США, переживали сложности, связанные с необходимостью реформирования высшего образования. Многие проблемы в области образования, выявленные в данных странах, имеющие исторические, экономические, структурно-политические и культурные существенные различия, актуальны и для России, так:
• Спрос на высшее образование стал существенно шире и продолжительнее (на протяжении всей жизни человека), что не предполагалось прежними политическими ориентирами; к тому же новое поколение студентов требует от учебных программ большей релевантности и доступности, временной и географической.
• Наряду с традиционными институтами и университетами расширяется число учреждений на коммерческой основе обучения.
* Гарантии качества, предоставляемые на основе старых критериев (квалификация преподавательского состава, программы, ресурсы), уже не могут удовлетворять; от оценки качества и достижений в человеко-часах следует переходить к замерам уровня компетентности.
* Уход от традиционно академического календаря и организации учебного года - в Направлении асинхронности, возможности обучаться в разном темпе, в разное время и в разных местах.
В результате исследования вопроса развития высшего образования в России ОСЭР предлагает проводить политику перестройки и укрепления сферы высшего образования по семи основным направлениям:
* снятие необоснованных барьеров на стыке среднего и высшего образования;
* рационализация высшего и профессионального образования;
* формирование более эффективной системы качества и стандартов;
* стимулирование использования современных методов дистанционного обучения;
* развитие и повышение качества научных исследований в учреждениях высшей школы;
* улучшение социально-экономических условий жизни студентов и преподавателей;
* создание надежной и рациональной системы финансирования высшей школы. [4. с.171].
Главной целью инновационной политики РФ в области образования становится обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалифицированных требований, эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных проблем.
Статистические данные показывают увеличение спроса населения в получении высшего образования. Так, в середине 1990-х гг. численность студентов в мире приблизилась к 70 млн. Около половины из них приходится на развиваю-
щиеся страны. В России на 1997 год в стране насчитывалось 762 университета, где обучалось 3 млн. студентов (220 студентов на 10000 человек), в 2006 году насчитывалось 1090 вузов - 7млн.310тыс студентов (514 студентов на 10000 человек), что составило увеличение обучающихся в вузах больше чем на половину по сравнению с 1997 г. (Рис.1)
Рис.1
Мы провели статистическое исследование в Иркутской области и Братскому району, которое было нам интересно в плане сравнения данных с европейской (центральной) частью нашей страны. Так на 2006 год в Иркутской области насчитывалось 38 вузов, где обучалось около 142 тыс. человек (565 студентов на 10000 человек). В малом промышленном городе Братске на тот же период насчитывалось 5 вузов и филиалов, где в общей сложности обучается 19 тыс. человек (484 студента на 10000 человек), учитывая только тех, кто обучается в родном городе, что показывает небольшую разницу в сравнении со средними показателями по стране (514 студентов на 10000 человек) [1]. (Рис.2)
Данные статистического анализа показывают, что спрос населения в получении высшего уровня образованности возрастает, но какова возможность обеспечение вузами качества образования, способствующего формированию личности инновационной направленности?
Рис.2
Количество вузов в Иркутской области и городе Братске на 2006 год
г Братск 5
Иркутская обл 38
Исследования А.Н. Джуринского приводят нас к пессимистическому выводу. Так, в документе американского правительства «Нация в опасности» указывается, что старшую и среднюю школу захлестнула волна «посредственности». Из-за превращения этой ступени в массовый тип образования знания учащихся девальвируются. Снижается качество образования и в других странах:
- во Франции удовлетворительную подготовку в середине 80-х гг. демонстрировали не многим более трети выпускников лицея;
- В США по максимальной программе общего образования занимается лишь треть учащихся;
- в Японии, где общая ситуация благополучная (90% учеников успешно завершают курс общего образования), ежегодно не менее 100 тыс. учащихся покидают старшую среднюю школу, не получив выпускного свидетельства [2. с.49].
Какова ситуация по уровню освоения программы общего среднего образования в России? В пору модернизации образования наша страна с 2007 года перешла на обязательное полное среднее образование. Означает ли это, что все учащиеся в полной мере смогут освоить программу старшей школы? Учитывая опыт РФ и опыт ведущих стран о том, что подъем медианного (среднестатистического) уровня образования сопровождается снижением качества подготовки учащихся общеобразовательной школы, необходимо, прежде всего, модернизи-
Количество студентов на 10000 человек в Иркутской обл и гюБратске в 2006 г.
в г.Братске-19 тыс студентов 484 (
565
в Иркутской обл.-142 тыс. студентов
ровать содержание, формы и методы школьного образования. Сегодня средний балл выпускников школ-абитуриентов снизился. Преподавателям вузов общеобразовательных дисциплин необходимо в большинстве случаев возвращаться к программам общего среднего образования с тем, чтобы подвести обучающихся к освоению вузовских программ. О каком качестве вузовского образования мы можем говорить?
Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и о формировании в стенах учебных заведений поколения дееспособного, инициативного, следующего идеалам гуманизма.
На современном этапе развития образования, необходимо создавать службы психологического сопровождения студентов в процессе их обучения и профессионализации; привлекать студентов к самоуправлению и самоорганизации жизнедеятельности студенческого сообщества.
Успешное профессиональное обучение возможно, если учащийся обладает необходимыми качествами личности, специальными способностями, творческим потенциалом и направленностью личности на дальнейшую самостоятельную профессиональную деятельность инновационной направленности.
Научно-исследовательской лабораторией, созданной при кафедре педагогики и психологии Братского филиала Иркутского государственного университета, составлен комплекс методик для диагностирования студентов-психологов на предмет выявления у них уровня развития профессиональной ответственности, саморегуляции, самосознания, самоактуализации, самостоятельности. В комплекс включены такие методики как: «Исследование волевой саморегуляции», «Исследование уровня субъективного контроля», тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), тест на определение степени самостоятельности, «Способность самоуправления», «Выявление целеустремленности-целеполагания» (В.А. Лысенков), тест по оценке самоактуализации личности (САМОАЛ), «Дифференциально-диагностический опросник в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (ДДО), тест «Интеллектуальная лабильность», тест «Индивидуальные стили мышления» (А.Алексеева, Л.
Громова), методика «Карта интересов», методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич), методика «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ), Цифровой тест «Социотип», методика «Личностный дифференциал», «Определение направленности личности», опросник для измерения мотивации достижения, типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович), шкала оценки мотивации одобрения, шкала оценки потребности в достижении.
Первоначально силами студентов старших курсов, обучающимися по специальности «Психология», было проведено эмпирическое исследование по проблеме профессионального формирования личности-психолога, психологической социализации и развития социального интеллекта студентов-психологов всех курсов. Исследования показали следующие результаты (Рис 3):
Полученные в ходе исследования результаты говорят о том, что в вузе на факультете «Психология» средний уровень развития профессионального формирования у 84% студентов (высокий - у 11%, низкий - у 5%); а также средний уровень сформированности психологической социализации у 86% студентов (высокий - у 13%, низкий - у 3%); значительно выше показатели развития социального интеллекта. Так - высокий уровень развития у 29% студентов, средний - у 71%, низкий уровень развития отсутствует. Можно сделать вывод о том, что профессиональное формирование также как и психологическая социализация развиваются в течение всего периода обучения в вузе, а в развитии социального интеллекта видим хорошую динамику к моменту получения диплома.
Дальнейшим шагом нашего исследования явилось определение уровня сформированности психолого-педагогических качеств у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и получающих квалификацию «Психолог. Преподаватель психологии». Для решения поставленной проблемы были использованы методики: «Проверьте, какой вы преподаватель?», методика «САН», «Тест на объективность», диагностика парциальной направленности личности педагога, методика «Педагогические ситуации».
Рис.3
Уровень профессионального формирования личности студента-психолога БФ ИГУ
%
I 1 1-1 I
1 2 3 4 5 курсы
□ низкий уровень □ средний уровень □ высокий уровень
Уровень развития психологической социализации у студентов БФ ИГУ
%
60 -40 -
20 -0
N11
П низкий уровень п средний уровень п высокий уровень
80
50 -
0
курс ы
Уровень развития социального
интеллекта у студентов-
психологов БФ ИГУ
%
100
80
60
40
20
0
1 2 3 4 5 курс ы
□ низкий уровень □ средний уровень □ высокий уровень
В ходе проведения исследования мы увидели, что педагогические качества формируются в течение всех лет обучения в вузе. К 5-му курсу у студентов отмечается высокоразвитая профессиональная направленность, они становятся уже осознанными педагогами-психологами. Наблюдается яркая выраженность психолого-педагогических качеств, что свидетельствует о полинаправленности личности педагога-психолога (Рис.4).
Рис.4
При сравнении полученных данных об уровне развития психолого-педагогических качеств у студентов, обучающихся по специальности психология с 1-го по 5-ый курс, отмечаем ярко выраженную динамику. Так, например, наблюдается развитие умения контролировать свою эмоциональную сферу и способности вызывать доверие, умение слушать и слышать. Выявляется более высокий уровень развития наблюдательности, общей интеллектуальности, аналитического мышления, творческого склада ума, стремление к соблюдению моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, интуиция, сдержанность, рационализм, готовность к установлению контактов, быстрая ориентация в ситуации, эмпатичность и способность понимать внутренний мир других людей. Таким образом, присутствие статистически динамичного повышения уровня развитости от 1-го к 5-му курсу указывает на относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента как личности педагога-психолога.
Следующим шагом нашего исследования стало дифференцирование результатов диагностики студентов к началу обучения в вузе - на I курсе (Рис 5).
Исходя из данных показателей, мы делаем вывод, что в течение обучения в вузе у студентов необходимо развивать целеполагание, настойчивость, самообладание, самостоятельность, самоконтроль, ответственность, умение прогнозировать, а также волевые и профессиональные качества личности, интерес к совершенствованию профессиональных навыков и умений. Интеллектуальную лабильность необходимо развивать, основываясь на индивидуальных стилях мышления при условии формирования более высокого уровня мотивации достижения.
Профессиональное обучение возможно, если студент обладает специальными способностями, творческим потенциалом. А внедрение нетрадиционных методов и форм обучения существенно меняет отношение студентов к учению, меняются мотивы их учебной деятельности. Они знают близкие и далекие цели и перспективы своей деятельности, становящиеся для них общественно и лич-ностно значимыми. Учащиеся являются субъектами своей учебной деятельно-
сти, а она сама приобретает характер самодеятельности. Все это будет способствовать успешному формированию самостоятельной деятельности инновационной направленности. Поэтому, для эффективной организации образовательного процесса необходима подготовка преподавателей вуза, развитие у них профессионального мастерства.
Рис.5
Уровни развития готовности к самостоятельной учебной деятельности у студентов-психологов I курса БФ ИГУ
%
100 -| 80 -
60 40 20 0
и
1Е
3 4 5 6
10 11 12 13 14
7
□ низкий уровень □ средний
уровень
1. Саморегуляция - настойчивость
2. Саморегуляция - самообладание
3. Самостоятельность
4. Самоуправление
5. Самоактуализация
6. Профответственность
7. Психологическая социализация
□ высокий уровень
8. Социальный интеллект
9. Интеллектуальная лабильность
10. Ценностные ориентации
11. Направленность личности
12. Мотивация достижения
13. Мотивация одобрения
14. Потребность в достижении
Анализ ответов, проведенного на основании опросника САС по А.В. Гав-рилину, предлагаемый им в целях улучшения работы образовательного учреждения, показал, что педагоги адекватно оценивают реальную ситуацию и дают ей достаточно высокую оценку, но все считают необходимым дальнейшее совершенствование образовательной системы вуза, не успокаиваясь на достигнутом. Так, педагоги вуза считают, что преподаватели хорошо знают свой предмет (100%), но желают постоянного самосовершенствования в области владе-
ния предметом (100%); отмечают преемственность в преподавании (100%), постоянно работают над изменением содержания образования и его дидактическим обеспечением (100%), хотят изменить формы работы в своем предмете (80%) так, чтобы содержание образования совпадало с интересами студентов (95%); педагоги за совместную деятельность со студентами на занятиях (90%), проявление инициативы студентов (100%), высоко оценивают отношение преподавателей к индивидуальной работе со студентами (90%), при этом учитывают способности и талант при оценке успехов обучающихся (80%), а мотивация достижений студентов идет через ситуацию успеха (95%), результаты которого поощряются (80%), но в итоге педагоги мало удовлетворены результатами развития студентов (25%). Следует отметить, что педагоги считают филиал вуза прогрессивным (100%), что атмосфера в вузе стимулирует студентов на хорошие результаты (95%), особенно конечные (100%), определяя высокий уровень образованности выпускников-специалистов (100%), называют его открытой системой (90%), но считают, что команда администрации недостаточно поощряет тех, кто проявляет инициативу (60%). При высоком уровне оценки работы вуза, определяя необходимость дальнейшего совершенствования системы, педагоги отмечают, что слабо владеют рефлексией (75%).
Одна из акцентируемых нами проблем - это проблема формирования у студентов самостоятельной деятельности инновационной направленности. По результатам анкетирования, наблюдений и итоговых результатов работы преподавателя, мы определили уровень готовности преподавателей к работе по организации подготовки студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности, что составило высокий уровень - 22,4%, средний - 37,2%, низкий - 40,4% исследуемых нами преподавателей БФ ИГУ (Табл.1).
Итогом данного исследования является определение основных подходов по формированию педагогической компетентности, основываясь на критериальных подходах готовности преподавателя к организационной работе со студентами для развития у них самостоятельной деятельности инновационной направленности, мы включили следующие структурные компоненты:
- обеспечение психолого-педагогических условий для личностного саморазвития: свободный объективный выбор; самореализация в различных видах деятельности (учебной, исследовательской, творческой, общественно-полезной и др.); развитие самостоятельности и самодеятельности; сочетание педагогической оценки с самооценкой и другие;
Табл.1
Показатели уровня готовности преподавателей к организации подготовки студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности (%)
КРИТЕРИИ Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1.Интерес к данной деятельности 46 27 27
2.Осознание необходимости выполнения данных функций 34 47 19
3.Наличие информации по проблеме организации данной работы 15 25 60
4.Глубина, прочность, полнота, устойчивость организационных знаний и умений по проблеме 7 48 45
5.Самостоятельность в организации подготовки студентов к данному виду деятельности 10 39 51
- формирование у студентов потребности и способности к самопознанию, самовоспитанию, самоопределению, волевой саморегуляции, самоактуализации, самоопределению (самостоятельности);
- проектирование поэтапного социально-профессионального формирования специалиста инновационной направленности на различных возрастных этапах через вариативные подходы в образовании и создание активной образовательной среды, которая бы обеспечивала непрерывное сопровождение развивающейся личности-профессионала в построении жизненных траекторий, способствующие дальнейшему ее самосовершенствованию, самоактуализации в современном социуме;
- психолого-педагогическое проектирование эффективных методов обучения и воспитания как механизма адекватного самоопределения в процессе познания мира и построения своего образа "Я" в качестве творческого, инициативного специалиста, способного к инноватике.
Библиографический список
1. Высшие учебные заведения. Администрация Иркутской области: Новости. Братск -официальный городской сайт / http://www.bratsk-city/education/top_ed.php (дата обращения: 11.02.2008)
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире /А.Н. Джуринский. -М. - 1999. - с. 48-51.
3. Мануши, Э. Модель подготовки элитного специалиста /Э. Манушин, А. Добряков. // Высшее образ в России. - 2007. - №8. - с. 3-16.
4. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование в Российской Федерации: организованное Центром сотрудничества со странами-нечленами ОЭСР - М. -2000. - 200 c.
Bibliography
1. Dzhurinsky, A.N. Education Development in Modern World / A.N. Dzhurinsky. - М. -1999. - P. 48-51.
2. Higher Educational Institutions. Administration of Irkutsk Region: News. Bratsk - An Official City Site [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.bratsk-city/education/top_ed.php (Application Date 11.02.2008).
3. Мanushin, E. Elite Expert Training Model / E. Manushin, A. Dobryakov // Higher Education in Russia. - 2007. - № 8. - P. 3-16.
4. National Educational Policy Review. Higher Education in the Russian Federation: Organized by the Cooperation Center with the Non-member Countries of OESR. - M. - 2000. - 200 p.