Научная статья на тему 'Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности'

Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ / ДИВЕРГЕНТНОЕ / ПРОДУКТИВНОЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CREATIVE / DIVERGENT / PRODUCTIVE / CREATIVE THINKING / SELF-REGULATION / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Ольга Николаевна

В статье представлены сведения о необходимости подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. Приведены результаты исследования готовности студентов-первокурсников к самостоятельной деятельности инновационной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности»

УДК 378.147.88

О. Н. Большакова

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены сведения о необходимости подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. Приведены результаты исследования готовности студентов-первокурсников к самостоятельной деятельности инновационной направленности.

Ключевые слова: креативное, дивергентное, продуктивное, творческое мышление, саморегуляция, самоактуализация, самосознание, профессиональная ответственность.

Abstract. The article introduces information about the necessity of students’ training for scientific and research activity. The author adduces the research results displaying readiness of first-year students to independent innovational activity.

Key words: creative, divergent, productive, creative thinking, self-regulation, selfactualization, self-realization, professional responsibility.

Современные исследования показывают, что научная деятельность для молодых людей в настоящее время стала одной из самых непопулярных. Только 2 % из них хотели бы пойти в науку, и лишь 0,5 % считают эту деятельность престижной. В докладе заместителя директора Департамента Министерства образования и науки России С. В. Лебедева на собрании научнопедагогической общественности 26 ноября 2008 г. в Белгороде (по данным Российского фонда фундаментальных исследований) указан средний возраст исследователей - 49 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год [1]. Наука сегодня живет благодаря научным школам. Если их нет в вузах, то невозможно говорить о формировании нового поколения ученых, которые воспитают достойных учеников. Вузовская практика только тогда позволит вырастить молодые таланты, когда вести занятия будут люди с высоким творческим потенциалом, постоянно работающие в науке [2]. Для развития творческого потенциала студентов, считающих научное творчество социально и личностно значимым, необходим соответствующий пример для подражания, так как только большой ученый может воспитать достойную смену в науке.

Заместитель министра образования и науки РФ А. В. Хлунов выделил одну из основных проблем в секторе высшего образования - недостаточный вклад в научное обеспечение потребностей инновационной экономики [3]. В связи с этим В. И. Круглов определяет критериальные показатели подготовки высококвалифицированного работника: конкурентоспособность на рынке труда, компетентность, ответственность, ориентированность в смежных областях деятельности, способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальная и профессиональная мобильность [4]. Поэтому необходимо совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности образовательных учреждений и их критериев. Это в первую очередь учет государственных приоритетов, связанных со следующими показателями:

- повышением инновационной составляющей образования;

- изменениями экономической политики в образовании;

- интеграцией российского образования в европейское и мировое образовательное пространство;

- переносом акцента с оценки качества условий и процесса на оценивание эффективности и результатов деятельности образовательного учреждения;

- увеличением роли работодателей в системе гарантии качества образования.

Для развития современной системы высшего образования важно, чтобы она базировалась на серьезных научных исследованиях. «Одной из причин того, что творческий потенциал многих молодых людей остается нереализованным, является сложившаяся ортодоксальная практика вузовского обучения, в которой элемент научной дискуссии, обеспечивающей развитие креативного мышления, к сожалению, практически отсутствует» [4]. Психологопедагогические исследования в области теории творчества личности, идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, А. Н. Леонтьева,

И. Я. Лернера, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкина, М. Н. Скаткина, Б. М. Теплова и многих других. Актуальность проблемы определяется состоянием современного российского общества, когда система образования приводится в соответствие с изменениями, происходящими в обществе. Различные преобразования в нашей стране привели сегодня к радикальным изменениям во всех сферах жизни общества, затронули общественное и личное сознание. Формирование и развитие творческого мышления человека осуществляется в процессе его целенаправленной деятельности. Без этого невозможно ни глубокое усвоение научных знаний, ни выработка умения самостоятельно использовать их на практике. Сами по себе знания не служат достаточным основанием для включения молодого человека в самостоятельную жизнь. Знание должно быть подкреплено способностью к сознательному социальному творчеству. Образование должно сформировать личность, способную к плодотворной социальной жизни, имеющую возможность удовлетворить потребность общества в творчески мыслящей личности, тем самым способствовать формированию научного мировоззрения у студентов в современных условиях. В результате творческого мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии. Во многих работах о творческом мышлении основными его показателями считаются такие, которые отражают степень отклонения от привычного решения, преодоление «барьеров прошлого опыта». С целью их выявления используются искусственные проблемы, предполагающие резкое столкновение имеющегося опыта с требованиями задачи, они предполагают необычные решения, нарушающие то, что диктуется опытом жизни. Формирование творческого мышления подразумевает формирование и развитие определенных творческих способностей, представляющих собой сплав многих качеств. А вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности прежде всего с особенностями мыш-

ления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1) быстротой - способностью высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);

2) гибкостью - способностью высказывать широкое многообразие

идей;

3) оригинальностью - способностью порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми решениями);

4) законченностью - способностью совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [5, с. 67-72].

Продуктивное мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от привычного образа мысли, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации, оригинальность решений, их своеобразие. Эту сторону мышления чаще всего обозначают как гибкость ума, динамичность, подвижность и т.д. Обладающий гибким умом человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой. И если этого требует решаемая задача, он может отказаться от привычных действий. Инертность ума проявляется в противоположности гибкости ума: в склонности к шаблону, в трудности переключения от одних действий к другим, в длительной задержке на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательного подкрепления и т.п. [5, с. 92-94]. Внешне хорошо выраженная особенность продуктивного мышления - самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями. Это качество ума проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих задач [6, с. 215].

Крупнейшие дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебно-развивающая среда. В качестве ее критерия рассматривается способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития. При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, являясь в равной мере как фактором общеобразовательной среды, так и поведенческим фактором субъекта. Для того

чтобы использовать возможности среды и возможности, отвечающие потребностям учащегося и таким образом мотивирующие его деятельность, ребенок проявляет соответствующую активность. Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, т.е. по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций [7, с. 36]. Центральное место в обучении творчеству должна занимать самостоятельная продуктивная деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Творческое системное мышление по своей сути диалектическое, оно отражает господствующие в природе законы развития, которые раскрывают как генетическую природу источника развития такого мышления, так и его ориентацию.

Однако мир вокруг стремительно изменяется, и педагог оказался в довольно сложной ситуации: знания, информация, а вместе с ними и технология ее добычи меняются со стремительной скоростью, образование с трудом успевает отслеживать эти перемены. Именно такая стремительная динамика происходящих в обществе на современной ступени развития социальных и культурных перемен, высочайший уровень развития науки вызывают необходимость переноса внимания педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс добывания знаний, т.е. на развитие мышления и творческих способностей. Поэтому немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учащихся, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании. Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30 % из них достигают в жизни вершин. Чем активнее педагог включится в проблемы интеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться и реализовать свой творческий потенциал [6, с. 15].

Период студенчества - это время специализации и профессионального становления. В этот период творческая личность, как правило, уже выработала путь реализации знаний, умений и навыков, способностей, хотя часты и ошибки. Молодой человек все еще ищет себя. Молодость - период студенчества - характеризуется, с одной стороны, физическим расцветом, с другой -эмоциональной ранимостью и неустойчивостью. Наблюдается несоответствие между физической и социальной зрелостью студентов. Еще недавно студентов упрекали в пассивности, инфантильности, потребительском отношении к окружающим. Объяснение этому находили в социальных условиях, когда родители содержали свое выросшее дитя и даже его семью. Но современная ситуация настойчиво требует от студентов социальной активности [8, с. 50]. Молодость - период повышенной эмоциональности, которая реализуется в студенческие годы. Современное образование, как правило, ориентировано на развитие теоретического и критического мышления, в меньшей степени ставит своей целью развитие творческого мышления, еще меньше -развитие эмоциональной сферы. Самостоятельному творчеству отводится недостаточное место. Главное в студенческие годы - это становление характе-

ра. В эти годы происходит стабилизация самосознания, складывается более или менее устойчивая самооценка. Хорошее самочувствие - одно из главных условий успешного творчества. Оно определяется, во-первых, самооценкой студента, во-вторых, ожидаемой им оценкой педагога, в-третьих, оценкой личности студенческой группой. Особое значение в студенческие годы имеет референтная группа (несколько лиц, объединенных неформальным общением, с которыми может обмениваться впечатлениями, соотнести свои оценки, мнения, суждения). Ведущей потребностью в это время является потребность в общении. Если студент не имеет необходимого в этом возрасте общения, наступает апатия, пессимизм и пассивность. В норме самое значимое для студента - это реализация способностей. Проявляются и другие потребности взрослого человека: действовать и добиваться успеха, потребность в самоутверждении, в межличностных отношениях. Ценностные ориентации современных студентов выстраиваются в следующей иерархии: 1) профессия, творчество; 2) бизнес, обогащение; 3) культура; 4) общение (дружба, любовь). Естественно, что многие студенты имеют двойную или тройную ориентацию. Мышление студента в этот период поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реально трудовым [8, с. 209].

Исходя из характеристики студенческого возраста мы протестировали студентов на предмет готовности к самостоятельной творческой деятельности. В научно-исследовательской лаборатории при кафедре педагогики и психологии Братского филиала Иркутского государственного университета (БФ ИГУ) совместно со студентами, обучающимися по специальности «Психология», была проведена диагностика студентов-психологов на предмет готовности их к самостоятельной деятельности инновационной направленности. В частности, нас интересовали проблемы развития саморегуляции, самоактуализации, самосознания, формирования профессиональной ответственности, а также определения роли мотивации в познавательной активности студентов. Для данного исследования мы подобрали такие методики, как «Исследование волевой саморегуляции», «Исследование уровня субъективного контроля», тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), тест на определение степени самостоятельности, методика «Способность самоуправления», «Выявление целеустремленности-целеполагания» (В. А. Лысенков), тест по оценке самоактуализации личности (САМОАЛ), методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова, тест «Интеллектуальная лабильность», тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громова), методика «Карта интересов», методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ), цифровой тест «Социотип», методика «Личностный дифференциал», «Определение направленности личности», опросник для измерения мотивации достижения, типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович), шкала оценки мотивации одобрения, шкала оценки потребности в достижении.

Результаты исследования показали, что к началу обучения в вузе на первом курсе у студентов:

- недостаточно развита волевая саморегуляция (70 %), самоотношение и степень самостоятельности достигают среднего уровня развития (70 %);

- способность самоуправления на среднем (60 %) и низком (40 %) уровне развития, целеустремленность и целеполагание достигают среднего (50 %) и низкого (35 %) уровня, самоактуализация личности - среднего (90 %) и низкого (10 %) уровня;

- ценностные ориентации - это здоровье, любовь, друзья, активная студенческая жизнь; недостаточно развита профпригодность, причем в деятельности отмечается направленность на себя (30 %), пассивность и осознание давления группы (40 %);

- профессиональное становление личности определяется средним уровнем сформированности (85 %), психологическая социализация также на среднем уровне (95 %), на среднем уровне развитие социального интеллекта (90 %);

- студенты-психологи в основном, как показывают результаты теста «Карта интересов», выбирают профессии типа «человек-человек»: журналистику, право, педагогику, сферу обслуживания. Развитие интеллектуальной лабильности находится на высоком (50 %), среднем (20 %) и низком (10 %) уровне, стиль мышления в основном аналитический (45 %), прагматический (27 %), реалистический (18 %), идеалистический (10 %), синергетический стиль отсутствует;

- мотивация достижения на среднем уровне сформированности (75 %), гармоничное сочетание потребностей у 70 %, доминированное сочетание у 30 %, высокий уровень потребности в достижении испытывают 40 %, средний уровень - 50 %, на среднем уровне сформированности мотивация одобрения у 25 %, на уровне выше среднего - у 40 %, на высоком - у 20 % (рис. 1).

%

100

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

□ низкий уровень □ средний уровень □ высокий уровень

1. Саморегуляция - настойчивость

2. Саморегуляция - самообладание

3. Самостоятельность

4. Самоуправление

5. Самоактуализация

6. Профответственность

7. Психологическая социализация

8. Социальный интеллект

9. Интеллектуальная лабильность

10. Ценностные ориентации

11. Направленность личности

12. Мотивация достижения

13. Мотивация одобрения

14. Потребность в достижении

Рис. 1. Уровни развития готовности студентов-психологов I курса БФ ИГУ к самостоятельной деятельности инновационной направленности

Исходя из данных показателей, мы делаем вывод, что готовность студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности раз-

вита недостаточно. Поэтому в течение обучения в вузе студентам необходимо развивать целеполагание, настойчивость, самообладание, самостоятельность, самоконтроль, ответственность, умение прогнозировать, а также волевые и профессиональные качества личности, интерес к совершенствованию профессиональных навыков и умений. Основываясь на индивидуальных стилях мышления, при условии формирования более высокого уровня мотивации достижения, необходимо развивать интеллектуальную лабильность, способствовать формированию творческого мышления и развитию творческих качеств личности. Это означает, что на каждом занятии необходимо стремиться создавать творческую ситуацию, развивать новые и известные, но редко применяемые преподавателями вуза формы организации работы со студентами по развитию творческой самостоятельности. Только творческий педагог с нестандартным мышлением, с чувством юмора, увлеченный и заразительный, может разрешить это непростое противоречие, снимая давление авторитетов, перемещая «фокус» внимания учащихся на творческие задачи, для выполнения которых необходимы определенные навыки. Считаем, что развитие у студентов самостоятельной деятельности инновационной направленности будет способствовать эффективной подготовленности их к научноисследовательской деятельности.

Итак, изучив актуальность проблемы, теоретические подходы к вопросу развития научно-исследовательской деятельности студентов, а также социально-экономические условия и потребность общества в специалистах инновационной направленности, делаем следующие выводы:

- сегодня отмечается недостаточный вклад в научное обеспечение потребностей вузов инновационной экономики;

- для стимулирования вузов к работе в данном направлении необходимо совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности образовательных учреждений и их критериев, таких как учет государственных приоритетов, связанных с повышением инновационной составляющей образования, изменениями экономической политики в образовании, интеграцией российского образования в европейское и мировое образовательное пространство, переносом акцента с оценки качества условий и процесса на оценивание эффективности и результатов деятельности образовательного учреждения;

- необходимым условием является увеличение роли работодателей в системе гарантии качества образования;

- само образование должно способствовать формированию научного мировоззрения у студентов в современных условиях, стремиться сформировать личность, способную к плодотворной социальной жизни, тем самым удовлетворить потребность общества в творчески мыслящей личности;

- только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей, а одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебноразвивающая среда;

- при этом центральное место в обучении творчеству должна занимать самостоятельная продуктивная деятельность учащихся, направленная на получение нового результата.

Стремительная динамика происходящих в обществе на современной

ступени развития социальных и культурных перемен будет способствовать

формированию новой личности инновационной направленности.

Список литературы

1. Лебедев, С. В. Меры государственной поддержки молодых российских ученых / С. В. Лебедев : доклад на собрании научно-педагогической общественности от 26 ноября 2008. - Белгород, 2008.

2. Берулава, М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации / М. Н. Берулава // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 3-8.

3. Хлунов, А. В. О новых инструментах развития образования и науки / А. В. Хлу-нов : доклад на собрании научно-педагогической общественности от 26 ноября 2008. - Белгород, 2008.

4. Круглов, В. И. О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов / В. И. Круглов : доклад на собрании научно-педагогической общественности от 26 ноября 2008. - Белгород, 2008.

5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие. Кн. 1, 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекция и упражнения / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 480 с.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М. : Академия. - 2002. - 456 с.

7. Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2004. - 528 с.

8. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологических исследований / А. Г. Асмолов. - М., 1984.

Большакова Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Братский филиал Иркутского государственного университета

E-mail: [email protected]

Bolshakova Olga Nikolaevna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology, Irkutsk State University (affiliated branch in Bratsk)

УДК 378.147.88 Большакова, О. Н.

Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности /

О. Н. Большакова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (18). - С. 124-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.