реализации инновационных процессов в военно-инженерном вузе, имеющий ресурсные и временные ограничения, планируемый или осуществляемый инновационными проектными группами, обладающий потенциалом вовлечения во взаимодействие других педагогов военно-инженерного вуза за счет полного или частичного совпадения с их интересами в саморазвитии и развитии своей профессиональной деятельности.
Объединение педагогов-инноваторов в профессиональное сообщество будет отражать многофункциональность, многоплановость инновационных процессов, развернутых в военно-инженерном вузе. Однако эти процессы в целом будут направлены на выполнение четырех функций:
- сетевое профессиональное образование и самообразование;
- сетевой обмен опытом инновационной педагогической деятельности;
- сетевое профессиональное педагогическое и инженерное творчество;
- сетевое продвижение инновационных проектов.
Развитию субъекта инновационной педагогической деятельности могут способствовать такие специфические особенности организации взаимодействия педагогов в условиях сетевого профессионального сообщества, как:
- формирование общего банка информации об инновационных проектах по каждому из ключевых инновационных процессов в военно-инженерном вузе;
- задание событийности, т. е. создание событий, в которых происходит взаимодействие субъектов инновационной педагогической деятельности;
Библиографический список
- привлечение к взаимодействию лидеров инноваций и успешных инновационных групп - реальных носителей субъектного опыта инновационной педагогической деятельности.
Таким образом, формирование субъекта предполагает взаимодействие, взаимное обогащение и обмен идеями и опытом осуществления инноваций инновационной педагогической деятельности, разработку стратегии профессионального саморазвития в контексте всей жизни.
В качестве среды и инструмента развития субъекта инновационной педагогической деятельности на основе профессионального взаимодействия может быть выбран такой формат его организации в военно-инженерном вузе, как профессиональное сообщество, приобретающее в своих инновационных вариантах сетевые характеристики. Собственные информационно-коммуникационные платформы могут сегодня предложить современные вузы, чьи образовательные порталы, как правило, поддерживают (хотя и в меньших объемах) потребности профессионального взаимодействия. Российская традиция появления профессиональных сообществ позволяет связать их именно с желанием и возможностями как осваивать недоступный в обычных форматах профессиональный опыт, так и расширить категорию людей, которым педагог может передать собственные уникальные знания и компетенции. Имея в виду эту функцию, профессиональные сообщества можно отнести к формам организации непрерывного профессионального образования.
1. Калимуллин Д.Д. Информационная культура в социокультурной реальности. Казанский педагогический журнал. 2016; № 4: 58-62.
2. Никитина Е.О. Педагогические условия развития информационной культуры курсантов образовательных организаций МВД России. Москва: Московский университет МВД РФ, 2017.
3. Самохин В.Ф. Модель инновационной системы военного профессионального образования: структура, цели и задачи. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007; № 1: 239-243.
4. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации: проблемы, цели, вызовы. Инженерное образование. 2012; № 9: 5-11.
5. Лисин Б.К. Инновационная культура. Инновации. 2008; № 10 (120): 49-53.
6. Филыенкова И.Ф. Методология и технологии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Калининград, 2017.
7. Паштаев Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности. Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2013.
8. Плугина М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2009.
9. Мизинцева М.Ф., Гербина Т.В. Сообщества практики: как управлять знаниями в организациях. Управление персоналом. 2009; № 21. Available at: https://www.top-personal. ru/issue.html?2221
10. Образование для сложного общества. Available at: https://futuref.org/educationfutures_ru
11. Мольков А.С. Сетевое проектирование как технология формирования инновационной деятельности педагогов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2012.
References
1. Kalimullin D.D. Informacionnaya kul'tura v sociokul'turnoj real'nosti. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2016; № 4: 58-62.
2. Nikitina E.O. Pedagogicheskie usloviya razvitiya informacionnoj kul'tury kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Moskva: Moskovskij universitet MVD RF, 2017.
3. Samohin V.F. Model' innovacionnoj sistemy voennogo professional'nogo obrazovaniya: struktura, celi i zadachi. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2007; № 1: 239-243.
4. Poholkov Yu.P., Agranovich B.L. Podhody k formirovaniyu nacional'noj doktriny inzhenernogo obrazovaniya Rossii v usloviyah novoj industrializacii: problemy, celi, vyzovy. Inzhenernoe obrazovanie. 2012; № 9: 5-11.
5. Lisin B.K. Innovacionnaya kul'tura. Innovacii. 2008; № 10 (120): 49-53.
6. Fil'chenkova I.F. Metodologiya itehnologii vovlecheniya vinnovacionnuyudeyatel'nost'prepodavatelejvuza. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2017.
7. Pashtaev B.D. Teoreticheskie osnovy podgotovki prepodavatelya sovremennogo vuza k innovacionno-kommercheskoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.
8. Plugina M.I. Akmeologicheskaya koncepciya professional'nogo stanovleniya prepodavatelej vysshej shkoly. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2009.
9. Mizinceva M.F., Gerbina T.V. Soobschestva praktiki: kak upravlyat' znaniyami v organizaciyah. Upravlenie personalom. 2009; № 21. Available at: https://www.top-personal.ru/ issue.html?2221
10. Obrazovanie dlya slozhnogo obschestva. Available at: https://futuref.org/educationfutures_ru
11. Mol'kov A.S. Setevoe proektirovanie kak tehnologiya formirovaniya innovacionnoj deyatel'nosti pedagogov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.12.23
УДК 377.8
Zapalatskaya V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), State University of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN APPROACHES AND PRINCIPLES OF THE FORMATION OF THE PEDAGOGICAL QUANTORIUM MODEL (USING THE EXAMPLE OF THE STATE UNIVERSITY OF EDUCATION). The article is devoted to the research of approaches and principles of forming a model of pedagogical quantorium created on the basis of higher education organizations of pedagogical profile. The main objective of the study is to consider methodological approaches for creating a conceptual model of the pedagogical quantorium. The main approaches to creating a model of pedagogical quantorium through the organization of a special educational space for the study of theoretical and applied aspects of the humanities and exact sciences in the teaching profession are considered. A structural model of the pedagogical quantorium has been built on the basis of the State University of Education. Algorithms for the participation and forms of work of target groups in the organization of the pedagogical quantorium have been developed. The proposed approaches and principles of model formation will be useful in organizing the activities of the technological park of pedagogical quantoriums.
Key words: pedagogical quantorium, educational environment, model, principles of creating a model, gifted children, students
В.С. Запалацкая, канд. пед. наук, доц., Государственный университет просвещения, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВАНТОРИУМА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОСВЕЩЕНИЯ)
Статья посвящена вопросам исследования подходов и принципов формирования модели педагогического кванториума, создаваемого на базе организаций высшего образования педагогического профиля. Основной задачей исследования является рассмотрение методологических подходов для создания концептуальной модели педагогического кванториума. Проанализированы основные подходы к созданию модели педагогического кванториума через организацию специального образовательного пространства для изучения теоретических и прикладных аспектов гуманитарных и точных наук в педагогической профессии. Построена структурная модель педагогического кванториума на базе Государственного университета просвещения. Разработаны алгоритмы участия и формы работы целевых групп в организации деятельности педагогического кванториума. Предложенные подходы и принципы формирования модели будут полезны при организации деятельности технологического парка педагогических кванториумов.
Ключевые слова: педагогический кванториум, образовательная среда, модель, принципы создания модели, одаренные дети, студенты
Определение основных подходов и принципов формирования модели создаваемых повсеместно в настоящее время инновационных технопарков является актуальным вопросом в понимании современной трансформации образовательной среды педагогических вузов. Научно-практическая значимость данного исследования состоит в применении разработанных подходов к созданию и организации деятельности педагогических кванториумов.
Целью настоящей статьи является описание основных подходов и принципов формирования модели педагогического кванториума, образуемого в структуре Государственного университета просвещения для формирования особого образовательного пространства, что позволит выстроить новую эффективную систему педагогического и дополнительного образования студентов. Объектом изучения является процесс создания концептуальной, структурной и организационной модели педагогичного кванториума. Анализ теоретических аспектов проблемы исследования проводился на основе изучения научных статей из электронных баз данных (elibrary, Scopus, Web of Science, каталог Российской государственной библиотеки) на русском и английском языках, содержащих данные о проектировании и результатах реализации различных видов образовательных сред различных уровней образования и образовательных технопарков.
Задачами исследования являются:
- выделение методологических подходов и определение принципов формирования модели педагогического кванториума;
- разработка концептуальной модели педагогического кванториума;
- определение миссии, цели и задач педагогического кванториума в соответствии с предложенной концептуальной моделью;
- определение принципов формирования образовательной среды педагогического кванториума;
- описание способов создания особого образовательного пространства для формирования мотивации к инновационной деятельности в процессе обучения студентов педагогических специальностей;
- разработка модели организационной структуры педагогического кванто-риума на примере Государственного университета просвещения;
- определение целевых групп - участников образовательной деятельности, организуемой в рамках педагогического кванториума;
- определение основных форм работы целевых групп педагогического кванториума.
Научная новизна исследования заключается в определении способов формирования модели педагогического кванториума, позволяющего выстроить новую эффективную систему педагогического и дополнительного образования студентов, используя гуманитарные технологии образования будущего.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений об используемых для формирования модели педагогического кванториума подходах и принципах применительно к понятию образовательной среды, формируемой как особое мотивирующее интерактивное образовательное пространство.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования к формированию модели технологического парка педагогического кванториума в педагогических вузах.
Методами исследования являлись анализ литературных источников, контент-анализ, изучение образовательной практики, систематизация и обобщение полученных выводов.
Вопросы создания и функционирования педагогических технопарков «Кванториум» на базе организаций высшего образования сегодня находятся в центре внимания педагогической общественности профильных вузов страны. Детально эти вопросы изложены в специальных методических рекомендациях, рассматривающих основные положения, связанные с материально-техническим, кадровым, информационным обеспечением их деятельности [1]. Отдельно рассмотрены вопросы обновления содержания отдельных рабочих программ курсов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики с учетом применения ресурсов Педагогического технопарка «Кванториум», повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и организации образовательной деятельности. Подчеркивается также, что «Педагогический технопарк «Квантори-ум» - площадка, формируемая на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации и оснащаемой высокотехнологичным оборудованием, средствами обучения и воспитания с целью развития условий по обеспечению системы образова-
ния высококвалифицированными кадрами для реализации учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей [курсив наш - В. 3.] (далее - Педагогический Кванториум)» [1].
Исходя из данного определения, предлагаемая модель организации Педагогического Кванториума способна охватить только указанные блоки естественно-научного знания и педагогических специальностей технической направленности. Несмотря на определенные преимущества для формирования этой части образовательного поля, все же для создания полноценной образовательной экологичной системы педагогического вуза она является недостаточной, поскольку не предполагает формирования специально организуемой образовательной среды в рамках Педагогического Кванториума для реализации предметов гуманитарного блока, таких как русский язык, история, литература, культурология, иностранные языки, психология и др.
С целью выстраивания целостной системы Педагогического Кванториума на базе организаций высшего образования в Государственном университете просвещения была разработана модель Педагогического Кванториума, соединяющая естественно-научный и технический блоки с гуманитарным блоком для формирования единой образовательной среды педагогического вуза.
Концептуальной основой для разработки такой модели стало рассмотрение Педагогического Кванториума Государственного университета просвещения как:
- среды развития новых гуманитарных технологий;
- пространства создания интеллектуальной и нравственной составляющей профессии педагога настоящего и будущего;
- мотивирующей интерактивной образовательной среды развития гуманитарного, естественно-научного и технического знания для педагогической профессии [2];
- пространства для формирования научно-исследовательского мышления;
- пространства опережающих технологий развития школьников и студенческой молодежи;
- пространства педагогических технологий развития одаренности детей и студенческой молодежи.
Миссией такого Педагогического Кванториума становится создание платформы нового российского педагогического образовательного формата; целью деятельности Педагогического Кванториума, исходя из его миссии, является создание инновационной модели педагогического и дополнительного образования студентов как основы формирования гуманитарных технологий образования будущего.
Основными задачами, решаемыми на базе Педагогического Кванториума, становятся следующие:
- обеспечение условий формирования у студентов навыков использования новых гуманитарных технологий, как педагогических, так и образовательных;
- создание системы работы с потребностно-мотивационной и смысловой сферой участников образовательного процесса [3];
- создание условий для развития навыков креативного мышления и формирования педагогического мастерства в области гуманитарного и точного знания;
- обеспечение условий для формирования научно-исследовательского мышления студентов и школьников;
- обеспечение приоритета в образовательном процессе опережающих технологий развития детей и студенческой молодежи;
- внедрение в образовательный процесс педагогических технологий развития одаренности у школьников и студенческой молодежи.
Основными методологическими подходами при создании модели Педагогического Кванториума являются:
- системно-деятельностный, согласно которому образовательная деятельность, осуществляемая на базе Педагогического Кванториума, основана на формировании осознанной включенности всех участников образовательного процесса в активную познавательную деятельность через организацию системы интерактивных занятий для различных целевых групп;
- компетентностный, предполагающий формирование системы мер, направленных на выявление у студентов и школьников явной и потенциальной одаренности, развитие мотивации, личностной и потребностно-мотивационной сферы;
- средовый, рассматривающий образовательную среду Педагогического Кванториума как мотивирующее интерактивное пространство развития гуманитарного, естественно-научного и технического знания для педагогической профессии;
- синергетический, основанный на интеграции внутренних и внешних ресурсов для достижения максимального эффекта за счет использования внутренних ресурсов Педагогического Кванториума;
- полисубъектный, предусматривающий формирование нового типа общности (полисубъекта) за счет объединения творческих потенциалов отдельных субъектов деятельности в рамках Педагогического Кванториума, направленного на реализацию совместных творческих проектов и ориентированного на максимальное проявление способностей каждого участника образовательного процесса.
Создание инновационной модели педагогического и дополнительного образования студентов как основы формирования гуманитарных технологий образования будущего предполагает особый взгляд на образовательную среду Педагогического Кванториума.
Это открытая образовательная среда, отвечающая принципам целостности, системности, непрерывности, адресной ориентации, открытости и информированности (табл. 1).
Таблица 1
Принципы формирования образовательной среды Педагогического Кванториума
Название принципа Особенности организации образовательной среды Педагогического Кванториума
Принцип целостности На основе интеграции деятельности его структурных подразделений гуманитарного, научно-естественного и технического блоков
Принцип системности Посредством системных взаимосвязей между структурными подразделениями университета и другими образовательными организациями различных уровней подчинения
Принцип непрерывности Обеспечение последовательного и целенаправленного выявления, развития и поддержки актуальной и потенциальной одаренности школьников старшей ступени и студентов на всех ступенях обучения
Принцип адресной организации Персонализация образования одаренных школьников и студентов для максимального раскрытия их способностей и талантов
Принцип открытости и информированности Обеспечение информационного обмена между участниками образовательного процесса, а также с целью информирования широкой общественности по актуальным вопросам деятельности Педагогического Кванториума, включая вопросы привлечения одаренных школьников, будущих абитуриентов, специалистов и экспертов в различных областях гуманитарного и точного знания
Данная среда экологична [4], мультипликативна и формируется как пространство поиска, пространство мотивации, пространство творчества, пространство воплощения замысла и пространство разнообразных социальных практик. Для понимания свойств экологичности и мультипликативности образовательной среды Педагогического Кванториума важным обстоятельством является приме-
Таблица 2
Соотнесение принципа организации образовательного пространства с принципом избыточности образовательной среды
Принцип организации образовательного пространства Принцип избыточности образовательной среды
Пространство поиска Избыточность выбора видов творческой деятельности
Пространство мотивации Избыточность возможностей реализации познавательной потребности
Пространство творчества Избыточность (насыщенность) обеспечивающей среды, возможности конструирования ее элементов с целью создания подходящей модели для реализации творческих потребностей
Пространство воплощения замысла Избыточность возможностей проектирования результатов деятельности
Пространство разнообразных социальных практик Возможность проектирования персонального образования
нение принципа избыточности образовательной среды как необходимого элемента для превращения условий в возможности. Согласно теории возможностей Дж. Гибсона, возможности являются своеобразным мостом между субъектом и средой и определяются как свойствами среды, так и свойствами субъекта, тогда как условия определяются только средой, но никак не объектом [5]. При этом, как указывает В.А. Ясвин, «если «пространство» характеризуется условиями, то «среда» может быть охарактеризована через ее возможности. Можно сказать, что пространство становится средой, когда условия становятся возможностями» [6].
Возможность организации образовательного пространства поиска, мотивации, творчества, воплощения замысла, разнообразных социальных практик в рамках деятельности Педагогического Кванториума через реализацию принципа избыточности отображена в табл. 2.
Рассматривая модель Педагогического Кванториума Государственного университета просвещения с точки зрения его организационной структуры, можно отметить, что она в своем строении соответствует логике выделения двух блоков: гуманитарного и научно-естественного и технического (табл. 3).
Таблица 3
Организационная структура модели Педагогического Кванториума на базе Государственного университета просвещения
Гуманитарный блок Естественно-научный и технический блок
Лаборатория гуманитарных технологий Лаборатория технической подготовки
Студия новых образовательных и педагогических технологий Лаборатория естественно-научных дисциплин
Студия реконструкции исторических и культурных событий НейроКвантум
Медиа студия БиоКвантум
Лекторий Студия промышленного дизайна
РобоКвантум
Квантум AR/VR
Квантум БПЛА
Особое внимание в рассматриваемой модели уделено принципам организации лаборатории гуманитарных технологий, основанным на понимании предмета гуманитарных технологий, определяемым через совокупность методов, применяемых в гуманитарных науках. Системы методов изучения человека, способов влияния на человека и его поведение, методов изучения социума, так же, как и системы методов извлечения информации и формирования знаний, принципиально важны в изучении профессии педагога и его становления. Антропоцентрические технологии активно востребуют концепции и идеи литературы, истории, психологии, лингвистики, этнографии, поэтому могут использоваться для создания инновационных методов обучения и исследований в гуманитарной области знания. Для примера можно привести возможные формы организации работы в лаборатории гуманитарных технологий в области психологии. К ним относятся такие как:
- создание виртуальной реальности: мультимедийные технологии могут использоваться для изучения поведения человека, находящегося, например, в стрессовой ситуации;
- 3D-моделирование: создаваемые на 3D-принтерах физические модели для бионического моделирования (органов чувств, нейронов) являются вещественными моделями в психологии, создаваемыми для понимания психики через расширение знания о его материальной основе;
- использование в психологической оценке: создание виртуальной среды через 3D-моделирование и мультимедийные инструменты для наблюдения и оценки особенностей мышления, восприятия человека, принятия им решений.
Кроме того, мультимедийные ресурсы и модели, напечатанные на 3D-прин-терах, могут использоваться как для обучения и развития навыков, включая важные социальные навыки, для формирования главных психолого-педагогических компетенций, так и для создания интерактивных образовательных материалов и активностей, которые позволят студентам лучше понять психологию мотивации школьника к обучению.
Отдельного рассмотрения требует объединение методологии компьютерных и традиционных гуманитарных наук, предполагающее использование оцифрованных материалов и материалов цифрового происхождения в области истории, литературы, лингвистики, русского и иностранных языков, искусства. На основе использования уже разработанных корпусов, например, обучающего или поэтического корпуса Национального корпуса русского языка, студенты могут разрабатывать собственные курсы, самостоятельно формируя, наполняя контентом и визуализируя курс, которым они занимаются. Используя информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, применяя методы математической статистики, студенты могут разрабатывать модели реконструкции культурных и исторических событий. Студенческие достижения в ходе такой работы создаются через мотивацию и формирование научно-исследовательских навыков.
Таблица 4
Примерные формы организации работы Педагогического Кванториума Государственного университета просвещения в соответствии с его целевыми группами
Целевая группа Формы работы
Студенты Инженерные игры для студентов для обучения промышленному дизайну с элементами проектной деятельности
Реализация практической части студенческих Олимпийских игр (олимпиады) факультетов на базе единой системы оценивания для сопоставимости результатов
«Я - твой наставник»: студенческое сопровождение одаренных школьников через реализацию совместного научно-исследовательского или социального проекта
Информационное сопровождение и поддержка всех видов студенческих активностей
Участие в организации и проведении родительского лектория
Профессорско-преподавательский состав Практический курс по использованию нового технологического оборудования в рамках общего и дополнительного образования школьников
Практический курс по использованию нового технологического оборудования для использования в обучении студентов, включая дополнительное образование студентов
Организация и проведение практической части студенческих Олимпийских игр (олимпиады) факультетов на базе единой системы оценивания для сопоставимости результатов
Организация и проведение практической части Университетских олимпиад для будущих абитуриентов
Организация исследовательской и научной деятельности студентов через наставничество и тьюторство
Организация родительского лектория для родителей школьников - будущих абитуриентов
Организация родительского лектория для родителей студентов первого курса
Школьники -будущие абитуриенты Реализация образовательных программ для школьников: «^-моделирование»; «Школа дизайна», «Анатомия человека»; «Инновационные технологии гальванопластики» и др.
Инженерные игры (соревнования) для школьников
Организация практической части Университетской олимпиады для школьников
Реализация программ развития и поддержки одаренности через студенческое наставничество
Организация проектной и научно-исследовательской работы различных областях гуманитарного и естественно-научного знания
Учителя, педагоги колледжей, педагоги дополнительного образования Практический курс по использованию нового технологического оборудования в рамках общего и дополнительного образования для применения на уроках, дополнительных занятиях, подготовки к итоговой аттестации, к участию в олимпиадах различного уровня
Практический курс по организации лабораторных практикумов с использованием нового технологического оборудования в преподавании предметов естественно-математического цикла
Практический курс по использованию нового технологического оборудования в преподавании предметов гуманитарного цикла
Практический курс по освоению технологий работы с одаренными детьми с использованием нового технологического оборудования
Практический курс по конструированию мотивирующих демонстраций на уроках химии, физики и биологии
Участие в организации и проведении родительского лектория
Родители школьников и студентов Участие в проведении родительского лектория по актуальным и трудным темам воспитания детей и подростков, организуемого силами профессорско-преподавательского состава (психологического факультета, кафедры педагогики, других факультетов), учителей школ и студентов
Участие в проведении родительского лектория по подготовке будущих абитуриентов
Организация участия родительского актива в развитии Государственного университета просвещения
Образовываемая в рамках гуманитарного блока Педагогического Кванториума Студия новых образовательных и педагогических технологий позволяет сформировать будущим педагогам практические навыки творческого применения новых образовательных и педагогических технологий. Речь идет об организации, например, студенческой активности в предметной области и в области методики преподавания предмета. На первом этапе студент проектирует и проводит самостоятельную практическую работу по заданной теме, используя оборудование Педагогического Кванториума в определенной предметной области точных или гуманитарных наук. На этапе завершения этой части работы он анализирует и резюмирует полученные результаты в виде отчета, который предъявляет преподавателю по предмету, тьютору или наставнику, если речь идет о научно-исследовательском аспекте этой работы. После совместного обсуждения итогов практической части предметного блока студент приступает ко второму этапу, суть которого заключается в разработке различных способов применения результатов самостоятельной практической работы по определенной теме в различных педагогических технологиях: проблемного обучения, развивающего обучения, кейс-технологии, технологии решения изобретательских задач, технологии критического мышления, игровой технологии и т. д. Построение целого ряда педагогических моделей использования полученного материала способствует, таким образом, формированию практических навыков работы в различных педагогических технологиях и креативного подхода к становлению педагогического мастерства.
Помимо этого, актуальными направлениями организации студенческой деятельности в рамках Студии новых образовательных и педагогических технологий могут стать также, например, разработка модели мотивирующей образовательной среды; проектирование образования для одаренных школьников в условиях открытого образовательного пространства; разработка модели персонализированного подхода для обучения одаренных школьников и другие.
Важным моментом в разработке модели Педагогического Кванториума Государственного университета просвещения является определение возможных форм организации работы, предлагаемых для различных целевых групп: студентов, профессорско-преподавательского состава, учителей школ, педагогов колледжей и педагогов дополнительного образования, а также родителей студентов и школьников. При этом к целевым группам, указанным в «Методических рекомендациях по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования» [1], нами добавлены такие группы, как педагоги колледжей и дополнительного образования, а также родители студентов и школьников - будущих абитуриентов университета. Примерные формы организации работы в рамках Педагогического Кванториума по данным целевым группам приведены в табл. 4.
Таким образом, рассмотренные выше концептуальные и иные подходы к формированию модели Педагогического Кванториума, а также принципы формирования специально создаваемой образовательной среды позволяют определить основные свойства, структуру и особенности его функционирования и развития на базе организаций высшего образования педагогического профиля.
Описанные выше концептуальные основания создаваемой модели, миссия, цель и задачи, решаемые Педагогическим Кванториумом, позволяют определить ее организационную структуру в логике выделения гуманитарного, естественно-научного и технического блоков.
Образовательная среда Педагогического Кванториума описана как среда формирования пространства гуманитарных технологий будущего для студентов педагогического вуза.
Показано значение принципа избыточности для формирования образовательной среды Педагогического Кванториума как пространства поиска, мотивации, творчества, воплощения замысла и социальных практик.
Описаны возможные формы студенческой деятельности в рамках дополнительного и основного педагогического образования, формы работы различных целевых групп, к которым относятся, помимо студентов вуза, профессорско-преподавательский состав, одаренные школьники, педагоги школ, колледжей, организаций дополнительного образования, родители студентов и школьников - будущих абитуриентов вуза.
Библиографический список
Основным преимуществом описанной выше модели Педагогического Кван-ториума является ее свойство генерировать инновационное пространство гуманитарных технологий образования будущего за счет перехода к интенсивной системе государственной поддержки педагогического образования путем создания в профильных вузах мотивирующей интерактивной среды развития гуманитарного и точного знания для педагогов настоящего и будущего.
1. О направлении методических рекомендаций. Письмо Минпросвещения России от 27.01.2023 № 08-244 (вместе с Методическими рекомендациями по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования). Судебные и нормативные акты РФ. Available at: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-27012023-n-08-244/?ysclid=lqfm7cr3ce283144746
2. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах: монография. Москва: МГОУ, 2016.
3. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1984.
4. Корочистова Ю.А., Нагель О.В. экология социальных процессов, коммуникации и обучения. Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2023; № 2 (54): 140-163.
5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Москва: Книга по требованию, 2018.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.
References
1. O napravlenii metodicheskih rekomendacij. Pis'mo Minprosvescheniya Rossii ot 27.01.2023 № 08-244 (vmeste s Metodicheskimi rekomendaciyami po sozdaniyu i funkcionirovaniyu pedagogicheskih tehnoparkov «Kvantorium» na baze obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya). Sudebnye i normativnye akty RF. Available at: https://sudact.ru/law/ pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-27012023-n-08-244/?ysclid=lqfm7cr3ce283144746
2. Zapalackaya V.S. Motivaciya k intellektual'nym dostizheniyam v obrazovatel'nyh sredah: monografiya. Moskva: MGOU, 2016.
3. Orlov Yu.M. Potrebnostno-motivacionnye faktory 'effektivnostiuchebnojdeyatel'nostistudentov vuza. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1984.
4. Korochistova Yu.A., Nagel' O.V. ekologiya social'nyh processov, kommunikacii i obucheniya. Chelovek: Obraz i suschnost'. Gumanitarnye aspekty. 2023; № 2 (54): 140-163.
5. Gibson Dzh. 'Ekologicheskijpodhod kzritel'nomu vospriyatiyu. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2018.
6. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.
Статья поступила в редакцию 22.12.23
УДК 378.2
Znikina L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Professor, Foreign Languages Department, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical
University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Borovtsov V.A., senior teacher, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIL AND PATRIOTIC POSITION OF FUTURE UNIVERSITY GRADUATES. The development of the educational potential of a university is an important component of vocational education. Fulfilling the main function of training a competitive specialist for the labor market, the real economy or for a wide range of services, the higher education system actively acts as an institution of civic and patriotic education, forming personal qualities and an active life position of a modern specialist. The educational potential of the university is considered as a set of possibilities for the unity of educational and educational processes. The article substantiates methodological approaches to the formation of civil and patriotic values of future university graduates, gives a brief description of them from the standpoint of the private scientific level. The methodological directions that form the basis of the process of forming the civic and patriotic values of students are represented by personality-developing, cognitive-activity and regional-motivational approaches. The highlighted methodological approaches have identified the functional components of the process under study: the axiological component (characterized by taking into account individual characteristics), the activity component (creating conditions for active inclusion in various types of activities), the civil-patriotic component (developing interest in national values, understanding civic duty).
Key words: educational potential of university, civic and patriotic values of students, formation of civic and patriotic position of future graduates
Л.С. Зникина, д-р пед. наук, канд. филол. наук, проф., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово,
E-mail: [email protected]
В.А. Боровцов, ст. преп., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Развитие воспитательного потенциала вуза является важной составляющей профессионального образования. Выполняя главную функцию - подготовку конкурентоспособного специалиста для рынка труда, реальной экономики или для широкой сферы услуг, система высшего образования активно выступает в качестве института гражданского и патриотического воспитания, формирующего личностные качества и активную жизненную позицию современного специалиста. Воспитательный потенциал вуза рассматривается как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов. В статье обосновываются методологические подходы к формированию гражданско-патриотических ценностей будущих выпускников вузов, дается их краткая характеристика с позиций частнонаучного уровня. Методологическими направлениями, которые положены в основу процесса по формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся, представлены личностно-развивающий, когнитивно-деятельностный и регионально-мотивационный подходы. Выделенные методологические подходы определили функциональные составляющие исследуемого процесса: аксиологический компонент (характеризуется учетом индивидуальных особенностей), деятельностный компонент (создание условий активного включения в различные виды деятельности), гражданско-патриотический компонент (развитие интереса к отечественным ценностям, понимание гражданского долга).
Ключевые слова: воспитательный потенциал вуза, гражданско-патриотические ценности обучающихся, формирование гражданско-патриоти-ческой позиции будущих выпускников
Актуальность представленного исследования по обоснованию методологических подходов к формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся вуза обусловлена глубинными социально-экономическими и политическими процессами в современном мире. Особым обстоятельством, определяющим актуальность и внимание к данной теме, является то, что современное положение воспитательного процесса в системе высшего образования сталкивается с новыми вызовами, связанными с формированием требуемых «гуманитарных кодов» у молодых специалистов [6]. Общая идея исследования связана
с решением вопросов развития воспитательного потенциала вуза, что является важной составляющей профессионального образования.
Целью исследования является обоснование методологических подходов, обеспечивающих выполнение необходимых требований подготовки будущих специалистов в процессе профессионального воспитания - формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Авторами учтено, что любая статья имеет ограничительные рамки для изложения научных наработок и предложений, что не позволяет полностью раскрыть научную идею. Тем не ме-