Научная статья на тему 'Основные особенности и наиболее существенные ограничения, препятствующие экономически-обоснованному развитию региональной сети'

Основные особенности и наиболее существенные ограничения, препятствующие экономически-обоснованному развитию региональной сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РОССИЙСКАЯ ОБОРОННАЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / REGIONAL NETWORK / ECONOMIC DEVELOPMENT / RUSSIA DEFENSE SPORTS AND TECHNICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубов К. Е.

В статье выявлены основные особенности и установлены наиболее существенные ограничения, препятствующие экономическиобоснованному развитию региональной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES AND THE MOST SIGNIFICANT CONSTRAINTS TO THE ECONOMICALLY-FORMED DEVELOPMENT OF THE REGIONAL NETWORK

The paper identified key features and installed the most significant constraints to the economically-formed development of the regional network.

Текст научной работы на тему «Основные особенности и наиболее существенные ограничения, препятствующие экономически-обоснованному развитию региональной сети»

часть неотчуждаемых интеллектуальных ресурсов из него традиционно выпадает. Это происходит как вследствие несовершенного законодательства, так в результате того, что развитые традиции научной деятельности и высокий уровень ее активности в плановой директивной экономике СССР не воплощались в коммерчески значимые продукты. Общеизвестно, что основным заказчиком научно-исследовательских разработок выступал ВПК, собственником результатов интеллектуальной деятельности монопольно выступало государство, а в масштабах национальной экономике непосредственное взаимодействие производителей и разработчиков практически отсутствовало.

Как показано без решения проблемы инвентаризации интеллектуальных ресурсов региона невозможно создание эффективной системы управления его потенциалом. В свою очередь проблема инвентаризации есть комплекс ряда других частных, но не менее существенных проблем. Необходимо формирование системы индикаторов, отражающих состояние интеллектуальных ресурсов региона.

Естественно проблем, связанных с развитием и эффективным использованием интеллектуальных ресурсов, значительно больше. Однако мы считаем, что решение перечисленных выше проблем в значительной степени увеличит инвестиционную привлекательность региона. Решение указанных проблем, а также обеспечение

стабильного финансирования, положительно отразится на состоянии экономики заданного региона. Проводя данную политику во всех субъектах Российской Федерации, определяя и инвестируя в точки роста регионов, имеется возможность в совокупности вывести экономику страны на уровень экономически развитых стран. Высокий темп развития и финансирование науки в развитых странах постоянно увеличивает отставание России. Таким образом, если в течение ближайших 10-15 лет подход к использованию инновационного потенциала регионов решен не будет, то высока вероятность того, что накопленный ранее инновационный потенциал и опыт исследовательской деятельности будет безвозвратно утрачен, и страна потеряет возможность восстановить свои позиции в производстве высокотехнологичной и инновационной продукции.

Литература:

1. Кудров В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Бизнес Академия, 2003. - №1.

- С.17.

2. Рожков В.Г. Региональные зоны роста инновационной экономики. - Автореферат на соиск. уч. степени д-ра экон. наук. - М., 2009. - С. 27.

3. Питерс Т. Представьте себе! / Т. Питерс. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. - С. 249.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ-ОБОСНОВАННОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ

Якубов К.Е., преподаватель НОУ ВПО Ин ОБО

В статье выявлены основные особенности и установлены наиболее существенные ограничения, препятствующие экономически-обоснованному развитию региональной сети.

Ключевые слова: региональная сеть, экономическое развитие, Российская оборонная спортивно-техническая организация.

THE MAIN FEATURES AND THE MOST SIGNIFICANT CONSTRAINTS TO THE ECONOMICALLY-FORMED DEVELOPMENT OF THE REGIONAL NETWORK

Jakubov K., Lecturer, NOU VPO IN OBO The paper identified key features and installed the most significant constraints to the economically-formed development of the regional network. Keywords: regional network, economic development, Russia defense sports and technical organization.

В настоящее время, общественной организацией, имеющей наиболее разветвленную региональную сеть, является Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), созданная в сентябре 1991 года как общероссийское общественное объединение, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. РОСТО является правопреемником ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации, только материально-технические возможности и круг полномочий ДОСААФ были значительно шире, чем сейчас у РОСТО. 7 декабря 2009 года, Постановлением Правительства РФ, РОСТО была преобразована в Общественно государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России)».

Региональная сеть необходима для более четкого позиционирования оказываемых услуг и выполнения социальных функций в соответствующих территориальных образованиях. РОСТО-ДОСА-АФ занимается обучением всех желающих (и имеющих материальные возможности) авиационному спорту (в том числе парашютному спорту), радиоспорту, вождению автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия; проводит патриотическую работу среди молодёжи; организует активный отдых и походы. Имеет филиалы в большинстве субъектов Российской Федерации, членство - свободное. Как показал проведенный анализ, в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие РОСТО-ДОСААФ, требующих неотложного решения, в том числе1:

• недостаточное привлечение молодежи регулярным занятиям физической культурой;

• несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране;

• недостаточное количество профессиональных тренерских и преподавательских кадров;

• отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.

Выявлены региональные особенности создания сети общественных организаций на примере РОСТО-ДОСААФ. По мнению автора, в настоящее время развитие региональной сети осуществляется без использования четкой системы критериев, что влечет за собой недостаточную эффективность реализации имеющегося административного и ресурсного потенциала. Для решения этой проблемы разработана система критериев для выбора регионов, в которых должны создаваться элементы региональной сети:

• дефицит социального потенциала, который заключается в низком уровне развития социальной инфраструктуры региона, наличии предпосылок для эмиграции и т.п.;

• национальные предпосылки обусловлены текущим уровнем национальной автономности и высоким потенциалом сепаратистских настроений;

• отсутствие сети социальной реабилитации, которое заключается в разрушении сети медицинских учреждений, снижении уровня жизни, существенном сокращении доходов населения;

• высокий уровень внутрисемейных конфликтов является след-

1 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. №7.

Таблица 1. Основные отличия общественной организации от частной коммерческой организации и государственного учреждения и ФГУПа в рамках указанных особенностей

Особенность Общественная организация Частная коммерческая организация Г осударственное учреждение или ФГУП

приоритеты выхода в регион Социальная задача Маркетинговый потенциал Г осударственный контроль

используемые ресурсы Человеческий капитал Финансовый ресурс Административный ресурс

система организационного подчинения Филиальная сеть Отношения собственности Представительства и территориальные органы

основные взаимосвязи Социальные коммуникации Финансовые потоки Каналы движения документов

формы текущего и периодического контроля Периодическая отчетность перед вышестоящими органами Корпоративное управление Выездные проверки и ревизии

ствием территориального размещения средств производства, высокого уровня безработицы и демографических сдвигов.

Использование предложенных критериев должно осуществляться только с учетом наиболее важных особенностей регионального развития общественной организации:

а) приоритеты выхода в регион, которые зависят от текущего социального фона;

б) используемые ресурсы, определяются в зависимости от конкретных социально-политических и экономических задач, стоящих перед общественной организацией;

в) система организационного подчинения, предполагает создание подчиненной структуры с использованием предоставленных законодательством инструментов;

г) основные взаимосвязи, которые означают приоритетные каналы связи между центральными органами и представителями на местах;

д) формы текущего и периодического контроля, позволяют осуществлять оперативный мониторинг решения поставленных задач и обеспечивать преемственность формулируемых целей.

В отличие от коммерческих, частных организаций, общественные организации имеют ряд нормативно-правовых и экономических ограничений в рамках указанных особенностей (таблица 1).

Как видно из таблицы общественная организация выполняет социальные функции и в ней преобладают социальные отношения, в то время как в частных коммерческих организациях преобладают финансовые отношения, в государственных организациях, ФГУПах

- административные. Автором сформулированы принципы структуризации региональной сети общественной организации:

• принцип территориального районирования - филиальная сеть создается в привязке к конкретным территориальным образованиям;

• принцип видовой активности - филиальная сеть формируется в зависимости от перечня оказываемых услуг;

• принцип располагаемых компетенций - структура и полно-

мочия филиалов зависят от фактического наличия кадров в конкретном филиале.

Таким образом, региональная сеть общественной организации создается с учетом выявленных особенностей, на основании последовательного критериального отбора решения и должна основываться на одном из базовых принципов.

Участие государства в создании региональной сети общественной организации обусловлено тем, что общественная организация решает государственные задачи по социальной адаптации и общественной социализации населения. Для разработки основных направлений участия государства в процессе развития региональной сети общественной организации автором выявлены основные компоненты региональной сети общественной организации.

Главная роль в обеспечении текущего функционирования региональной сети общественной организации и определении стратегических приоритетов их развития должна принадлежать государству, которое через различные органы определяет правила, рамки, принципы взаимоотношений между всеми территориальными органами, а также в рамках территориальных органов осуществляет контроль правильность решения государственных задач и использования предоставленных государством ресурсов. Региональная сеть общественной организации включает все структурные элементы региональной сети: филиалы и представительства, человеческий капитал, социальные коммуникации, периодическая отчетность перед вышестоящими органами, вспомогательные элементы.

Вся совокупность территориальных органов, действующих в национальной экономике, подпадает под воздействие государства через нормативно-правовую базу региональной деятельности. Сама общественная организация, ее филиалы, представительства и другие элементы действуют на основе финансово-экономической базы региональной деятельности и в форме, которая создается посредством институциональной базы региональной деятельности общественной организации (рисунок 1).

Рис. 1. Состав региональной сети и система связей региональной деятельности общественной организации

Основным результатом функционирования региональной сети общественной организации является проникновение социально значимых функций и других результатов социально-экономической деятельности в соответствующие территории присутствия общественной организации. Основной целью функционирования региональной сети общественной организации как фундамента социальной ответственности общественной организации является разработка, тестирование и реализация мер, стимулирующих рост объемов социально значимых услуг и мер социальной адаптации населения.

Как показано на рисунке 1, основными способами участия государства в создании региональной сети общественной организации являются:

а) институциональный - создание условий, в том числе социально-экономических для функционирования регионально сети

общественной организации, в частности системы коммуникаций, социальной инфраструктуры (стадионы, здания и сооружения для прикладных видов, материально-техническая и ремонтная база);

б) правовой - законодательная база по стимулированию социальной ответственности бизнеса, формирование правового поля деятельности территориально распределенных сетей, судебная защита общественной организации;

в) финансово-экономический - государственные инвестиционные фонды и региональные фонды материально-технического обеспечения, прямое бюджетное субсидирование, тарифное регулирование, создание спортивно-прикладных парков.

Поскольку в современных условиях функционирование общественных организаций на примере РОСТО-ДОСААФ сопровождается подобного рода изменениями, то ориентация последних на интуитивную стратегию не дает желаемых результатов.

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Клочай В.В., генеральный директор Государственной Транспортной Лизинговой компании

Оценка стратегической применимости объектов собственности и их полезности для разработки и реализации организационной стратегии является, одним из основных этапов процесса управления государственной корпорации, что обусловливает необходимость разработки ее методики.

Ключевые слова: государственная корпорация, эффективность, объекты.

APPROACH TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF PROPERTY OF THE STATE CORPORATION

Kluchay V., Director General State Transportation Leasing Company

Evaluation of the applicability of the strategic properties and their usefulness for the development and implementation of organizational strategy is one of the main stages of the management of state corporations, which necessitates the development of its methodology.

Keywords: public corporation, efficiency, objects.

В настоящее время, целями оценки стратегической применимости собственности является распределение всех объектов собственности государственной корпорации по нескольким портфелям, а затем определение важности каждого объекта собственности и вариантов его использования. Для достижения поставленных целей предлагается использовать несколько алгоритмов, в совокупности составляющих методику оценки эффективности управления объектами собственности государственной корпорации.

Выбор критериев и показателей стратегической полезности элементов портфеля профильных объектов собственности проводится исходя из анализа стратегических целей, задач и условий, в которых может функционировать государственная корпорация, направлений его развития, имеющегося опыта построения и функционирования подобных портфелей как в зарубежных странах, так и в России. Кроме того, выбор критериев и показателей полезности портфеля собственности осуществляется исходя из обеспечения следующих требований:

• соответствие стратегическим целям и задачам государственной корпорации;

• полнота учета значимых факторов, отражающих свойства портфеля;

• возможность количественного определения факторов;

• устойчивость, когда малым изменениям параметров портфеля соответствуют малые изменения значений показателей;

• чувствительность показателей к изменению основных параметров.

Исходя из этого, основными критериями и показателями, позволяющими оценить стратегическую полезность объектов собственности, входящих в портфель, являются:

1. Интегральные критерии и соответствующие им показатели.

2. Обобщенные показатели:

То есть, полезность портфеля профильных активов государственной корпорации характеризуется целым рядом критериев и показателей. Их многообразие усложняет процесс получения исходных данных и проведение самой оценки эффективности управления портфелем собственности. В связи с этим из возможных методов оценки многокритериальных задач предлагается использовать метод экспертных оценок и лексикографическую задачу оптимизации.

Известно, что метод экспертных оценок включает комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов-экспертов информации, ее анализ и обработку с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами-экс-пертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов. Комплексное использование интуиции, логического мышления и соответствующего математического аппарата позволяет получить решение поставленной задачи (проблемы).

Многокритериальные задачи со строго ранжированными показателями относятся к лексикографическим задачам оптимизации. Решение таких задач, как правило, сводится к последовательности решения обычных задач максимизации. При этом предполагается, что все показатели строго упорядочены по важности. Лексикографическая задача оптимизации сводится к последовательности обычных задач максимизации. Для решения таких задач формируется анкета оценки полезности объекта собственности государственной корпорации по выбранным показателям (таблица 5).

1. Показатели ценности объекта собственности оцениваются по бальной шкале.

2. Оценивается шесть опорных вариантов формирования портфеля (колонки анкеты 5, 6, 7, 8, 9, 10).

3. В колонке 3 анкеты экспертом осуществляется ранжирование показателей, т. е. устанавливается место каждого показателя по важности (1 - первое, 2 - второе место и т. д.).

Если у государственной корпорации имеется разнообразная собственность, то ее использование для производственной деятельности должно подкрепляться не только показателями, основанными на маркетинговой стратегии, но и показателями технической оценки применимости объектов собственности для производственного процесса.

Для решения указанной задачи в дополнение к рассмотренной методике предлагается использовать набор показателей, позволяющих оценить эффективность управления профильными объектами собственности государственной корпорации. Для удобства оценки они сгруппированы в таблице 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.