Основным результатом функционирования региональной сети общественной организации является проникновение социально значимых функций и других результатов социально-экономической деятельности в соответствующие территории присутствия общественной организации. Основной целью функционирования региональной сети общественной организации как фундамента социальной ответственности общественной организации является разработка, тестирование и реализация мер, стимулирующих рост объемов социально значимых услуг и мер социальной адаптации населения.
Как показано на рисунке 1, основными способами участия государства в создании региональной сети общественной организации являются:
а) институциональный - создание условий, в том числе социально-экономических для функционирования регионально сети
общественной организации, в частности системы коммуникаций, социальной инфраструктуры (стадионы, здания и сооружения для прикладных видов, материально-техническая и ремонтная база);
б) правовой - законодательная база по стимулированию социальной ответственности бизнеса, формирование правового поля деятельности территориально распределенных сетей, судебная защита общественной организации;
в) финансово-экономический - государственные инвестиционные фонды и региональные фонды материально-технического обеспечения, прямое бюджетное субсидирование, тарифное регулирование, создание спортивно-прикладных парков.
Поскольку в современных условиях функционирование общественных организаций на примере РОСТО-ДОСААФ сопровождается подобного рода изменениями, то ориентация последних на интуитивную стратегию не дает желаемых результатов.
ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
Клочай В.В., генеральный директор Государственной Транспортной Лизинговой компании
Оценка стратегической применимости объектов собственности и их полезности для разработки и реализации организационной стратегии является, одним из основных этапов процесса управления государственной корпорации, что обусловливает необходимость разработки ее методики.
Ключевые слова: государственная корпорация, эффективность, объекты.
APPROACH TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF PROPERTY OF THE STATE CORPORATION
Kluchay V., Director General State Transportation Leasing Company
Evaluation of the applicability of the strategic properties and their usefulness for the development and implementation of organizational strategy is one of the main stages of the management of state corporations, which necessitates the development of its methodology.
Keywords: public corporation, efficiency, objects.
В настоящее время, целями оценки стратегической применимости собственности является распределение всех объектов собственности государственной корпорации по нескольким портфелям, а затем определение важности каждого объекта собственности и вариантов его использования. Для достижения поставленных целей предлагается использовать несколько алгоритмов, в совокупности составляющих методику оценки эффективности управления объектами собственности государственной корпорации.
Выбор критериев и показателей стратегической полезности элементов портфеля профильных объектов собственности проводится исходя из анализа стратегических целей, задач и условий, в которых может функционировать государственная корпорация, направлений его развития, имеющегося опыта построения и функционирования подобных портфелей как в зарубежных странах, так и в России. Кроме того, выбор критериев и показателей полезности портфеля собственности осуществляется исходя из обеспечения следующих требований:
• соответствие стратегическим целям и задачам государственной корпорации;
• полнота учета значимых факторов, отражающих свойства портфеля;
• возможность количественного определения факторов;
• устойчивость, когда малым изменениям параметров портфеля соответствуют малые изменения значений показателей;
• чувствительность показателей к изменению основных параметров.
Исходя из этого, основными критериями и показателями, позволяющими оценить стратегическую полезность объектов собственности, входящих в портфель, являются:
1. Интегральные критерии и соответствующие им показатели.
2. Обобщенные показатели:
То есть, полезность портфеля профильных активов государственной корпорации характеризуется целым рядом критериев и показателей. Их многообразие усложняет процесс получения исходных данных и проведение самой оценки эффективности управления портфелем собственности. В связи с этим из возможных методов оценки многокритериальных задач предлагается использовать метод экспертных оценок и лексикографическую задачу оптимизации.
Известно, что метод экспертных оценок включает комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов-экспертов информации, ее анализ и обработку с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами-экс-пертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов. Комплексное использование интуиции, логического мышления и соответствующего математического аппарата позволяет получить решение поставленной задачи (проблемы).
Многокритериальные задачи со строго ранжированными показателями относятся к лексикографическим задачам оптимизации. Решение таких задач, как правило, сводится к последовательности решения обычных задач максимизации. При этом предполагается, что все показатели строго упорядочены по важности. Лексикографическая задача оптимизации сводится к последовательности обычных задач максимизации. Для решения таких задач формируется анкета оценки полезности объекта собственности государственной корпорации по выбранным показателям (таблица 5).
1. Показатели ценности объекта собственности оцениваются по бальной шкале.
2. Оценивается шесть опорных вариантов формирования портфеля (колонки анкеты 5, 6, 7, 8, 9, 10).
3. В колонке 3 анкеты экспертом осуществляется ранжирование показателей, т. е. устанавливается место каждого показателя по важности (1 - первое, 2 - второе место и т. д.).
Если у государственной корпорации имеется разнообразная собственность, то ее использование для производственной деятельности должно подкрепляться не только показателями, основанными на маркетинговой стратегии, но и показателями технической оценки применимости объектов собственности для производственного процесса.
Для решения указанной задачи в дополнение к рассмотренной методике предлагается использовать набор показателей, позволяющих оценить эффективность управления профильными объектами собственности государственной корпорации. Для удобства оценки они сгруппированы в таблице 6.
Таблица 5. Форма анкеты для оценки полезности объектов собственности
№ Наименование Обозначение Место по Вариант формирования портфеля
показателя показателя важности Однопродуктовое производство Многопродуктовое производство
I II III IV V VI
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Таблица 6. Показатели применимости объектов собственности
Наименование Экономический смысл Обозначение
Время начала эксплуатации Показывает, насколько начало эксплуатации конкретного объекта собственности отстоит по времени от момента разработки стратегии (может использоваться, если объект собственности предполагается использовать в перспективе) т
Потребность в инвестициях для переноса производства Показывает, сколько средств должно быть затрачено для переноса, пуска и наладки производства продукции в случае изменения объекта собственности 1р
Соответствие продуктовой стратегии Показывает, насколько имеющиеся помещения соответствуют утвержденным производственным программам государственной корпорации PS
Следует отметить, что правильное использование предложенных алгоритмов и методик позволит экономить государственной корпорации миллионы рублей и получить косвенные доходы, способные снизить дефицит собственных оборотных средств. При этом автоматизация расчета предложенных показателей позволяет существенно снизить временные затраты на анализ и повысить эффективность управления портфелем профильной собственности.
Одна из главных задач управления собственностью государственной корпорации - обеспечить формирование предпосылок научно-технического развития в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества всем участникам государственной корпорации.
В зависимости от существенности угроз выбираются соответствующие инструменты противодействия. Набор инструментов управления экономической безопасностью корпорации должен быть таким, чтобы он охватывал все указанные принципы. В частности, использовать только бюджетирование и диверсификацию корпорации не целесообразно, так как они не охватывают принципы непрерывности и
экономности (таблица 7).
Выбор субъектов обеспечения экономической безопасности зависит от особенностей каждого конкретной корпорации: ее размеров, формы собственности, отрасли, к которой она принадлежит, ее экономических, финансовых, производственно-технических, информационных, интеллектуальных, профессиональных, организационных и других возможностей. Как показывает опыт, малые компании чаще всего пользуются услугами внешних специализированных организаций: консалтинговых, охранных, информационных и тому подобных. К ним относятся регистрационные палаты, фирмы по подбору и аттестации кадров, кредитные бюро, оказывающие информационные, услуги по деловому определению партнеров, их платежеспособности, центры маркетинговых исследований, частные охранные, детективные агентства и многие другие.
Использование инструментов в соответствии с принципами, изложенными ранее, должно четко соответствовать тем угрозам, от которых корпорация должна быть защищена. В зависимости от того, какие угрозы приоритетны, тот набор инструментов выходит на первый план (таблица 8). Таким образом, выбор стратегии (&) является
Таблица 7. Анализ соответствия инструментов принципам безопасности корпорации
Комплексность или системность Приоритет мер предупреждения Непрерывность Законность Плановость Экономичность Взаимодействие Сочетание гласности и конфиденциальности Комп етентность Адекватность усилий Эффективность защиты
Диверсификация • • • • • • •
Страхование • • • • • • • •
Хеджирование • • • • • •
Охрана • • • •
Информационная • • • • •
безопасность
Кадровая политика • • • • • •
Финансовый
• • • • •
мониторинг
Контроллинг и
управленческий • • • • • • •
учет
Бюджетирование • • • • • • • •
Таблица 8. Взаимозависимость инструментов управления и угроз корпорации
Внутре нние угрозы Внешние угрозы
Угрозы в сфере управления Угрозы ресурсного обеспечения Угрозы производственной деятельности Мотивационные Технологические Рыночные Научно- технические Политические Социальные Финансовые
Диверсификация • • • • •
Страхование • • • •
Хеджирование • • • • •
Охрана • • •
Информационная
безопасность
Кадровая • • • • •
политика
Финансовый
мониторинг
Контроллинг и
управленческий • • • • • •
учет
Бюджетирование • • • • •
функцией от трех основных составляющих:
Ц = f (У, И, Р),
где
У - перечень текущих и прогнозируемых угроз;
И - имеющиеся у корпорации инструменты обеспечения экономической безопасности;
Р - ресурсы, которые корпорация выделяет на создание системы экономической безопасности.
Исходя из вышесказанного любая выбранная стратегия обеспечения экономической безопасности должна включать характеристику внешних и внутренних угроз; определение и мониторинг факторов, укрепляющих или разрушающих устойчивость его производственноэкономического положения на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу; определение критериев и пороговых значений показателей, характеризующих интересы корпорации и отвечающих требованиям ее экономической безопасности. Для достижения поставленной перед системой экономической безопасности корпорации цели - обеспечения ее экономической безопасности необходимо решение системой следующего комплекса задач:
• выявление круга объектов системы экономической безопасности корпорации, функциональных связей между ними и значимости каждого для экономической безопасности корпорации;
• определение состояния защищенности экономической безопасности корпорации путем реализации модели экономической безопасности, включающей комплекс параметров деятельности корпорации, ее дочерних обществ с использованием пороговых значений;
• оценка и мониторинг уровня защищенности и обеспеченности экономической безопасности корпорации и эффективности менеджмента по ее обеспечению;
• разработка, внедрение и контроль функционирования системы внутренней правовой защиты, придающей легитимность системе экономической безопасности корпорации и являющейся ее инструментарием;
• прогнозирование экономической безопасности корпорации и планирование системы ее экономической безопасности с целью определения будущего состояния дочерних обществ, определяющих уровень экономической безопасности корпорации и мероприятий по управлению их экономической защищенностью.
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Гасанов М.А., д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИДНЦ РАН, профессор
В статье рассмотрены вопросы устойчивого развития предприятий в регионе. При этом особое внимание уделено социально-экономическим параметрам функционирования предпринимательства. Приводится анализ деятельности объектов и повышения эффективности развития бизнеса в данной сфере экономики.
Ключевые слова: управление, предпринимательство, факторы развития предприятий, сфера оказания услуг, оборот, государственная поддержка, инвестиций, эффективность функционирования.
STATUS AND PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES ECONOMIC REGION
Gasanov M., Doctor of Economic Sciences, a leading researcher, Professor ISEIDNZ RAN
The article considers issues of sustainable development of enterprises in the region. With special attention paid to socio-economic parameters of the functioning of business. We give an analysis offacilities and enhancing the efficiency of business development in this sector of the economy
Keywords: management, entrepreneurship, enterprise development factors, the scope of services, turnover, government support, investment, efficiency of operation.
В современных условиях, когда экономика ориентируется на ны, Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагес-
рыночные отношения, отмечаются её стабильность и подъём, осо- тан.
бое значение приобретает малое предпринимательство как ключе- Сейчас, когда речь идёт о развитии малого предприниматель-
вой фактор и приоритет социально-экономического развития стра- ства в условиях рынка, предполагается в первую очередь финанси-