АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА
Лысов Д.И., главный экономист отдела кредитования юридических лиц Нижегородского филиала ОАО «АК БАРС» Банк
В данной работе рассматривается роль интеллектуальных ресурсов в развитии экономики региона, необходимость увеличения инновационного потенциала территории в условиях рынка с целью обеспечения конкурентоспособности. Определен ряд основных проблем использования интеллектуального потенциала региона.
Ключевые слова: инновационный потенциал региона; кластер; проблема использования интеллектуальных ресурсов; конкурентоспособность региона.
RELEVANCE AND BASIC PROBLEMS OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION
Lysov D., the chief economist of the corporate lending department of the Nizhny Novgorod branch OJSC AK BARS Bank
This work examines the role of intellectual asset in the development of the region S economy, the need to increase the innovation potential of the territory in the marketplace to ensure competitiveness. It is identified a number of main problems of using the intellectual potential of the region.
Keywords: innovation potential of the region; cluster; the problem of the usage of intellectual asset; the competitiveness of the region.
Проблема экономического роста в странах с переходной экономикой всегда стоит достаточно остро. Развитие экономики во многом зависит от политики проводимой руководством страны. В настоящий момент можно с уверенностью сказать, что мы наблюдаем сформированную систему международной спецификации: экономически развитые страны играют роль производителей конечного блага, готового продукта, когда как страны с развивающейся экономикой являются источниками сырья. Производство продукта в современных условиях проходит под эгидой инновации, то есть конкурентоспособной продукция является лишь в случае её принципиальной новизны. Для производства принципиально новых продуктов необходимы соответствующие знания и технологии. Именно инновации воплощенные в технологиях, изобретениях являются основным источником прироста добавочной стоимости, создаваемого продукта. Развивающиеся страны, как было отмечено выше, в настоящий момент выполняют функцию «сырьевых придатков», обеспечивая экономики своих стран финансовыми ресурсами за счет продажи природных богатств. К подобным странам в настоящее время относится и Россия. Однако, следует отметить, что дореформенная Россия (распад СССР в 1991г.) обладала развитыми научными и экспериментальными базами, а также средствами производства, позволяющими достигать выдающихся результатов в науке и технике. Во время проведения реформ, связанных с переходом от командной экономики к рыночной, российская наука, лишенная финансирования, в значительной степени отстала от зарубежной. Без достаточного финансирования функционировали целые отрасли народного хозяйства, что в значительно степени затормозило развитие и внедрения отечественных инноваций. Развитие научно-исследовательских организаций было заморожено. Таким образом, в настоящее время Россия обладает устаревшими средствами производства и технологиями, при этом позитивным моментом остается имеющийся опыт исследовательской деятельности, а также научно-исследовательские учреждения, образованные в дореформенный период. Несомненно, данное преимущество необходимо использовать и проводить инвестирование в научно-исследовательские разработки в виде региональных целевых программ. Возникает проблема определения зоны роста региональной экономики. В виду ограниченности ресурсов, развитие российской экономики возможно лишь через отдельные отрасли и предприятия, обладающие потенциалом для роста. В свою очередь данный процесс не возможен без использования интеллектуальных ресурсов региона - одной из основных составляющих исследований и инноваций. Следует отметить, что инновационный потенциал, являющийся основным источником получения прибыли в современных рыночных условиях, зависит от развитости интеллектуального потенциала региона. То есть от готовности и способности исследователей проводить необходимые работы и решать поставленные задачи. Таким образом, интеллектуальные ресурсы региона выступают значимым составляющим инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона. Однако российская экономика на текущем этапе развития не в достаточной степени исполь-
зует интеллектуальные ресурсы. В этой связи, данный вид ресурса практически лишен как государственной, так и бизнес поддержки, что не обеспечивает его динамичный прирост. Проблема эффективного использования инновационного потенциала региона является следствием проблемы использования интеллектуального потенциала.
Существует ряд проблем развития интеллектуального потенциала региона:
Проблема 1: Определение зон роста интеллектуального потенциала региона. В условиях ограниченности финансовых и др. ресурсов их концентрация является важнейшим условием эффективности.
Методологической основой выявления таких зон может стать кластерный (от англ. «cluster», дословно — расти вместе) подход. Термин «кластер» многозначен и имеет несколько значений:
- базовая инновация, порождающая комплекс производных инноваций в смежных отраслях производства;
- отрасль промышленности, характеризующаяся высоким уровнем агрегации на основе однотипных технологий одного поколения;
- вертикальная производственная цепочка;
- форма экономической активности внутри родственных секторов региональной экономики.
В.Г. Рожков дает следующее определение кластера применительно к региональному уровню экономики: «Региональный кластер - это сетевая структура, которая включает представителей власти, бизнес сообщества, организации гражданского общества в регионе, сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности».1 К числу признаков регионального кластера он относит наличие сильных конкурентных позиций и высокий экспортный потенциал участников; наличие у территории базирования конкурентных преимуществ; географическую концентрацию и близость расположения предприятий и организаций кластера; широкий набор участников; наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера. Автор практически отождествляет региональный кластер и сети взаимодействий субъектов инновационной экономики. В его интерпретации региональный кластер есть социальные сети субъектов хозяйственной деятельности, представляющих предприятия новой экономики.
Предложим свой вариант понятия «региональный кластер». Это
- категория, обозначающая устойчивую систему взаимодействий хозяйствующих субъектов региона, действующих на основе технологий последнего поколения и имеющих конкурентные преимущества, позволяющие им занимать позицию «диктующих цену» других региональным участникам регионального воспроизводства. В нашем варианте региональный кластер не отождествляется с социальным партнерством, но обозначает зону роста новой инновационной экономики. Такая зона есть сеть взаимодействий, которая предоставляет ее участникам возможности снижения транзакционных издержек, в том числе и за счет снижения уровня рисков партнерского взаимодействия. Региональный кластер является устой-
чивой зоной роста потенциала региона только в том случае, если сеть взаимодействий выходит за границы территории и обеспечивает интернационализацию региональной экономики.
Наличие кластеров в качестве зон экономического роста является существенной чертой экономики развитых стран. Кластер не ограничивается рамками одного сектора экономики или одной отрасли. В соответствии с мировым опытом высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов, отраслей, секторов региональной экономики.
Исследователи выделяют 5 моделей формирования кластеров: 1) итальянская (большое количество малых фирм, объединенных в различные ассоциации для повышения конкурентоспособности); 2) японская (формируется вокруг фирмы-лидера с масштабным производством); 3) финская (характеризуется высоким уровнем инноваций, поддерживается мощным сектором научных исследований и разработок, развитой системой образования); 4) североамериканская (отличается выраженной конкуренцией между предприятиями); 5) индийско-китайская (ключевую роль играет государство).2 Какая из этих моделей более соответствует специфике развития российских регионов и, в частности, особенностям Нижегородской области, - ответ на этот вопрос требует специального исследования. Здесь пока отметим следующее:
- ядром кластера может быть; а) предприятие-лидер, способное монополизировать передовые технологии и производство инновационных товаров; б) лидирующий (интегрирующий) продукт или услуга, объединяющие ряд предприятии партнерскими отношениями и способствующие их реструктуризации, а также созданию новых предприятий;
- даже если центром кластера выступает предприятие-монополист, существенная роль в формировании и функционировании регионального кластера принадлежит малым предприятиям, что позволяет лидеру концентрироваться на постоянном обновлении конкурентных преимуществ, размещая производство промежуточных продуктов и предоставляя ключевые услуги, в т.ч. и в области инновационных разработок, малому бизнесу;
- ядром регионального кластера может быть наукоград, расположенный на территории региона, эффективно действующие науко- или технопарки;
- региональный кластер может стать зоной экономического роста региональной экономики в целом за счет преимущественной способности обеспечивать воспроизводство интеллектуальных ресурсов, следовательно, такой кластер (кластеры) должен стать точкой концентрации инвестиций в воспроизводство интеллектуального потенциала территории.
В 2008 году Минэкономразвития РФ утвердило «Концепцию развития территориальных промышленных кластеров». В нее входят три основных блока:
- содействие институциональному развитию кластеров;
- повышение конкурентоспособности участников кластера;
- формирование благоприятных условий для развития кластеров.
Данный программный документ носит отраслевой характер и в основном ориентирован на промышленные кластеры. Кроме того, он предполагает лишь одну модель кластерной структуры - вертикально-интегрированную компанию. Представляется, что роль малого бизнеса, действующего в поддерживающих и смежных секторах, должна оцениваться более высоко. Она может стать основой региональной кластерной политики.
Локализация и агломерация субъектов хозяйственной деятельности на основе инноваций в сочетании с концентрацией ресурсов составляют сущность создания региональных зон экономического роста. Формирование зон роста интеллектуального потенциала региона должно происходить на основе государственно-частных партнерств, в т.ч. и с организациями образовательно-исследовательского комплекса. Создание и государственная поддержка таких зон роста сегодня является актуальной проблемой всех российских регионов, включая и Нижегородскую область.
Проблема 2. Решение предыдущей проблемы невозможно без
проблемы создание благоприятной региональной конъюнктуры для научно-исследовательской деятельности. Эта проблема заключается в недостаточном понимании значимости интеллектуальной деятельности, ее результатов и ее носителей. «...Мы должны понять, что в эпоху, когда добавленная стоимость проистекает из креативности, энергичный и непослушный народ из «лиги талантов» стал первоосновой конкурентного преимущества, а возможно, и единственной его основой».3
Для подтверждения этой проблемы приведем некоторые данные. За годы перестройки численность занятых в науке снизилась с 1,5 млн. до 800 тыс. человек. По сравнению с 1990 годом объем расходов на науку сократился в 1995 году в 6 раз, в 2003 году — в 5 раз. По доле высокотехнологичной продукции в экспорте Россия отстает от лидера — Южной Кореи — в 4,12 раза, по росту компьютерной оснащенности отстает от лидера (США) в 12,6 раз, по числу опубликованных научных статей отстает от США в 10 раз. За 15 последних лет в России снизился запас когнитивного ресурса (запас знаний): около 300 современных технологий в таких областях, как аэрокосмическая промышленность, производство высокочистых материалов, промышленных роботов, станков с числовым программным управлением, биотехнология и т.д. утрачены окончательно. Утеряно лидерство в освоении космоса, в передовых направлениях физики и математики.4 Данные примеры можно продолжить, но очевидно, что при значительной доле работников научно-исследовательского сектора в общей численности занятых Россия значительно отстает не только по результатам коммерциализации их труда, но и по его результативности.
Причина - в неблагоприятной конъюнктуре этого вида деятельности, падении ее престижа в результате недостаточного экономического вознаграждения исследовательского труда, старении корпуса научно-исследовательских кадров, постоянной миграции ученых, способных к коммерчески значимым разработкам в другие отрасли, страны, регионы. Усилия по решению этой проблемы на федеральном уровне в течение последних 15 лет носят скорее декларативный, чем реальный характер. В определенной степени ситуация может смягчаться на региональном уровне за счет целенаправленной поддержки организаций и лиц, результаты работы которых являются стратегически значимыми для экономики области. При ограниченности ресурсов областной администрации возможен путь создания своеобразных «командных кластеров» - сетей взаимодействия, финансовой и организационной поддержки таких субъектов интеллектуальной деятельности.
Очевидно, что такая поддержка должна быть, во-первых, реально значимой, во-вторых, ориентированной на решение актуальных региональных задач, в-третьих, она должна быть открытой и не носить корпоративный характер.
Проблема 3. В качестве следующей проблемы выделим проблему инвентаризации интеллектуальных ресурсов региона. Эффективное управление интеллектуальным потенциалом предполагает выделение в качестве объектов управленческих воздействий весь комплекс ресурсов данного типа. Это требуется;
- для оценки факторного влияния отдельных ресурсов данного вида на экономические процессы региона;
- для определения интегративного, кумуляционного эффекта всей системы интеллектуальных ресурсов;
- для адекватного распределения инвестируемых средств в данный сегмент потенциала территории.
Инвентаризация интеллектуальных ресурсов как практическая задача затруднена отсутствием общепринятых, практически опробованных теоретических моделей интеллектуального потенциала региона. В данном случае, как нам представляется, необходима административная воля по внедрению в практику регионального управления наиболее адекватной для конкретного региона модели.
Составной частью данной проблемы выступает проблема оценки интеллектуальных ресурсов. Экономическая оценка нематериальных ресурсов вообще выступает нерешенной и даже неосознаваемой задачей для большинства российских предприятий. Но если оценка интеллектуальных активов как объектов собственности, так или иначе, осуществляется в бухгалтерском учете, то значительная
1 Рожков В.Г. Региональные зоны роста инновационной экономики. - Автореферат на соиск. уч. степени д-ра экон. наук. - М., 2009. - С. 27.
2 Там же. - С. 28.
3 Питерс Т. Представьте себе! / Т. Питерс. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. - С. 249.
4 Приводится по: Кудров В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Бизнес Академия, 2003. - №1. - С.17.
часть неотчуждаемых интеллектуальных ресурсов из него традиционно выпадает. Это происходит как вследствие несовершенного законодательства, так в результате того, что развитые традиции научной деятельности и высокий уровень ее активности в плановой директивной экономике СССР не воплощались в коммерчески значимые продукты. Общеизвестно, что основным заказчиком научно-исследовательских разработок выступал ВПК, собственником результатов интеллектуальной деятельности монопольно выступало государство, а в масштабах национальной экономике непосредственное взаимодействие производителей и разработчиков практически отсутствовало.
Как показано без решения проблемы инвентаризации интеллектуальных ресурсов региона невозможно создание эффективной системы управления его потенциалом. В свою очередь проблема инвентаризации есть комплекс ряда других частных, но не менее существенных проблем. Необходимо формирование системы индикаторов, отражающих состояние интеллектуальных ресурсов региона.
Естественно проблем, связанных с развитием и эффективным использованием интеллектуальных ресурсов, значительно больше. Однако мы считаем, что решение перечисленных выше проблем в значительной степени увеличит инвестиционную привлекательность региона. Решение указанных проблем, а также обеспечение
стабильного финансирования, положительно отразится на состоянии экономики заданного региона. Проводя данную политику во всех субъектах Российской Федерации, определяя и инвестируя в точки роста регионов, имеется возможность в совокупности вывести экономику страны на уровень экономически развитых стран. Высокий темп развития и финансирование науки в развитых странах постоянно увеличивает отставание России. Таким образом, если в течение ближайших 10-15 лет подход к использованию инновационного потенциала регионов решен не будет, то высока вероятность того, что накопленный ранее инновационный потенциал и опыт исследовательской деятельности будет безвозвратно утрачен, и страна потеряет возможность восстановить свои позиции в производстве высокотехнологичной и инновационной продукции.
Литература:
1. Кудров В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Бизнес Академия, 2003. - №1.
- С.17.
2. Рожков В.Г. Региональные зоны роста инновационной экономики. - Автореферат на соиск. уч. степени д-ра экон. наук. - М., 2009. - С. 27.
3. Питерс Т. Представьте себе! / Т. Питерс. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. - С. 249.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ-ОБОСНОВАННОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ
Якубов К.Е., преподаватель НОУ ВПО Ин ОБО
В статье выявлены основные особенности и установлены наиболее существенные ограничения, препятствующие экономически-обоснованному развитию региональной сети.
Ключевые слова: региональная сеть, экономическое развитие, Российская оборонная спортивно-техническая организация.
THE MAIN FEATURES AND THE MOST SIGNIFICANT CONSTRAINTS TO THE ECONOMICALLY-FORMED DEVELOPMENT OF THE REGIONAL NETWORK
Jakubov K., Lecturer, NOU VPO IN OBO The paper identified key features and installed the most significant constraints to the economically-formed development of the regional network. Keywords: regional network, economic development, Russia defense sports and technical organization.
В настоящее время, общественной организацией, имеющей наиболее разветвленную региональную сеть, является Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), созданная в сентябре 1991 года как общероссийское общественное объединение, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. РОСТО является правопреемником ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации, только материально-технические возможности и круг полномочий ДОСААФ были значительно шире, чем сейчас у РОСТО. 7 декабря 2009 года, Постановлением Правительства РФ, РОСТО была преобразована в Общественно государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России)».
Региональная сеть необходима для более четкого позиционирования оказываемых услуг и выполнения социальных функций в соответствующих территориальных образованиях. РОСТО-ДОСА-АФ занимается обучением всех желающих (и имеющих материальные возможности) авиационному спорту (в том числе парашютному спорту), радиоспорту, вождению автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия; проводит патриотическую работу среди молодёжи; организует активный отдых и походы. Имеет филиалы в большинстве субъектов Российской Федерации, членство - свободное. Как показал проведенный анализ, в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие РОСТО-ДОСААФ, требующих неотложного решения, в том числе1 :
• недостаточное привлечение молодежи регулярным занятиям физической культурой;
• несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране;
• недостаточное количество профессиональных тренерских и преподавательских кадров;
• отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Выявлены региональные особенности создания сети общественных организаций на примере РОСТО-ДОСААФ. По мнению автора, в настоящее время развитие региональной сети осуществляется без использования четкой системы критериев, что влечет за собой недостаточную эффективность реализации имеющегося административного и ресурсного потенциала. Для решения этой проблемы разработана система критериев для выбора регионов, в которых должны создаваться элементы региональной сети:
• дефицит социального потенциала, который заключается в низком уровне развития социальной инфраструктуры региона, наличии предпосылок для эмиграции и т.п.;
• национальные предпосылки обусловлены текущим уровнем национальной автономности и высоким потенциалом сепаратистских настроений;
• отсутствие сети социальной реабилитации, которое заключается в разрушении сети медицинских учреждений, снижении уровня жизни, существенном сокращении доходов населения;
• высокий уровень внутрисемейных конфликтов является след-
1 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. №7.