Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал и его роль в формировании инновационной модели развития экономики региона (на примере Республики Татарстан)'

Интеллектуальный потенциал и его роль в формировании инновационной модели развития экономики региона (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕСС / СТРУКТУРА / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гареева И. И.

В статье рассматриваются сущность и роль интеллектуального потенциала в условиях перехода российской экономики к инновационному типу развития. Показано влияние интеллектуального потенциала региона на его экономическое и социальное развитие, охарактеризованы процессы вовлечения интеллектуального потенциала региона в его хозяйственную практику. На основе анализа динамики изменений в структуре интеллектуального потенциала Республики Татарстан выявлены факторы, сдерживающие формирование инновационной модели экономики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал и его роль в формировании инновационной модели развития экономики региона (на примере Республики Татарстан)»

УДК 332 (470.41)

интеллектуальный потенциал и его роль в формировании инновационной модели развития экономики региона

(на примере Республики Татарстан)

И. и. гареева,

аспирант кафедры банковского дела E-mail: gareevaii@mail. ru Академия управления «ТИсБИ»

В статье рассматриваются сущность и роль интеллектуального потенциала в условиях перехода российской экономики к инновационному типу развития. Показано влияние интеллектуального потенциала региона на его экономическое и социальное развитие, охарактеризованы процессы вовлечения интеллектуального потенциала региона в его хозяйственную практику. На основе анализа динамики изменений в структуре интеллектуального потенциала Республики Татарстан выявлены факторы, сдерживающие формирование инновационной модели экономики в регионе.

Ключевые слова: инновации, модель развития, интеллектуальный потенциал, регион, интеграция, процесс, структура, анализ.

Одним их приоритетных направлений российской экономической политики является перевод национальной экономики на путь инновационного развития. Реализация данного направления призвана повысить уровень конкурентоспособности отечественной экономики в мире. На современном этапе данная стратегическая задача актуализируется еще и потому, что неизбежность перехода к инновационной модели экономического развития неоднократно была доказана учеными-экономистами.

Среди современных концепций, обосновывающих необходимость перехода к инновационной модели экономического развития, можно выделить теорию «технологических укладов» С. Глазьева и концепцию «технологических революций» К. Перез. Экономист С. Глазьев выделяет

шесть типов технологического уклада. Если пятый, как утверждает автор, «основан на применении достижений микроэлектроники в управлении физическими процессами на микронном уровне», то шестой — «на использовании нанотехнологий, оперирующих на уровне одной миллиардной метра». Среди «несущих отраслей» шестого технологического уклада он называет электронную, атомную и электротехническую промышленность, информационно-коммуникационный сектор и др. По мнению С. Глазьева, «именно сейчас, когда его траектории (технологического уклада — И. Г.) еще не сформировались, и идет конкуренция альтернативных технологий, есть шанс захватить лидерство на перспективных направлениях становления нового технологического уклада и тем самым попасть в восходящий поток новой длинной волны экономического роста» [1].

В отличие от С. Глазьева К. Перез выделила пять технологических революций, последняя из которых связана с созданием микропроцессора и развитием телекоммуникационных технологий [6]. Один из важнейших ее выводов заключается в том, что нынешний мировой кризис — период покоя, за которым в экономике должна последовать инновационная активность. Однако в отличие от С. Глазьева она не очерчивает тех отраслей, которые необходимо развивать, поскольку, по ее мнению, технологические революции, в конечном счете, оживляют старые отрасли промышленности, модернизируя их. Этот вывод К. Перез, на взгляд

автора, как нельзя лучше обосновывает необходимость формирования экономики инновационного типа в России именно в посткризисный период.

В экономической литературе нет общепринятой трактовки термина «инновационная модель экономического развития». Как правило, исследователями принято обозначать целый ряд характеристик, присущих этой модели. Перечислим наиболее важные из них [4]:

• очень высокий уровень и качество человеческого капитала и высокие инвестиции в его рост и развитие;

высокий уровень и качество жизни; высокий уровень развития фундаментальной науки;

высокий уровень развития прикладных наук; наличие в стране мощных интеллектуальных центров технологического развития; наличие развитых и эффективных инновационных систем, поддерживаемых государством; наличие развитых и эффективных венчурных систем, поддерживаемых государством; привлекательный инвестиционный климат и высокие инвестиционные рейтинги; благоприятный предпринимательский климат; диверсифицированная экономика и промышленность;

конкурентоспособная продукция на мировых технологических рынках; наличие транснациональных корпораций, обеспечивающих конкурентоспособное технологическое и научное развитие страны. Известно, что в России идет процесс формирования модели инновационного развития, обозначены цели и приоритетные направления, реализация которых обеспечит плавный, безболезненный переход от сырьевого типа экономики к инновационному. Этот переход планируется осуществить в два этапа [2]. Первый этап можно назвать подготовительным, в течение которого будут сформированы условия для перевода российской экономики на инновационный путь развития. По окончании второго этапа, который можно назвать основным, ожидается обновление технологической базы и структурная диверсификация российской экономики.

Переход к инновационной модели экономического развития позволит России разрешить многие проблемы, связанные с повышением производительности

труда и снижением энергоемкости валового внутреннего продукта; с технологической отсталостью и высокими издержками производства готового продукта. В конечном итоге это обеспечит решение одной из главных для страны задач — повышение на мировом рынке уровня конкурентоспособности отечественных производителей товаров с высокой долей добавленной стоимости.

Ни у кого не вызывает сомнения, что эффективное функционирование инновационной модели экономического развития невозможно без соответствующего уровня развития сфер науки и образования, характеризующих интеллектуальный потенциал страны.

Интеллектуальный потенциал является подсистемой национальной (региональной) инновационной системы, которая включает в себя сферы науки и образования и характеризует способность страны (региона) к созданию новых знаний и технологий в целях его социально-экономического развития.

Распространение и использование новых знаний и технологий в результате реализации интеллектуального потенциала напрямую влияет на социально-экономическое развитие региона (см. рисунок). Во-первых, созданные в регионе знания и технологии могут быть использованы в производственной сфере, обеспечивая снижение издержек и улучшение качества создаваемых продуктов и услуг. Во-вторых, результаты научных работ в виде готовых технологий, конкретных результатов интеллектуальной деятельности могут иметь коммерческий успех за пределами региона, что способствует увеличению валового регионального продукта.

Поскольку изначально передача и распространение знаний осуществляются системой образования, вполне очевидно ее непосредственное влияние на социально-экономическое развитие региона, которое сопровождается, во-первых, подготовкой высококвалифицированных кадров для научной

Влияние процесса реализации интеллектуального потенциала на социально-экономическое развитие региона

и производственной сфер, во-вторых, — повышением общего уровня культуры и грамотности его населения.

Итак, интеллектуальный потенциал во многом определяет экономическое и социальное развитие региона. В связи с этим очень важна работа региональных властей по вовлечению его в хозяйственную практику. В настоящее время данный процесс осуществляется посредством интеграции научной, образовательной и производственной сфер, которая протекает в некоторых основных формах.

К первой форме интеграции науки и производства относится создание научно-образовательных интеграционных структур, таких как федеральные университеты и национальные исследовательские институты. На территории Российской Федерации статус федерального присвоен семи университетам. Так, в Татарстане на базе Казанского государственного университета функционирует Казанский (Приволжский) федеральный университет, приоритетными направлениями деятельности которого являются нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, биологические и медицинские технологии, технологии живых систем, рациональное природопользование и др.

Роль национальных исследовательских университетов (НИУ) заключается, во-первых, в подготовке ученых соответствующего уровня и компетенции для нужд региона, во-вторых, в организации и проведении исследовательских работ по актуальным для региональной экономики направлениям с возможностью использования результатов исследований в промышленности региона [5]. Реализация данной схемы призвана повысить уровень конкурентоспособности предприятий региона, что непременно благоприятно скажется на темпах его социально-экономического развития. В настоящее время по результатам первого и второго конкурсного отбора программ развития университетов на базе учреждений высшего профессионального образования в России создано двадцать семь НИУ, из них двенадцать работают в Москве и Санкт-Петербурге, пятнадцать — в регионах. В их число попали два вуза, расположенных на территории Республики Татарстан, — Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева и Казанский технологический университет им. Кирова. Безусловно, основные направления прикладных исследований НИУ, работающих в республике, должны быть сосредоточены в таких сферах, как машиностроение, химия и нефтехимия, авиастроение, поскольку приоритетными направлениями экономического развития Республики Татарстан

48 -

являются нефтегазохимический, энергетический, авиационный, автомобилестроительный и агропромышленный кластеры [3].

Ко второй форме интеграции науки и производства относятся интеграционные процессы в сфере образования и производства, которые призваны решить проблему дисбаланса между потребностями экономики и процессом выпуска специалистов на рынок труда. Не секрет, что современная образовательная система не способна обеспечить экономику необходимыми трудовыми ресурсами как в качественном, так и в количественном аспектах. В республике решение данной проблемы осуществляется через сотрудничество вузов и производственных предприятий. Примером может послужить реализация проекта «Машиностроительный образовательный кластер «КамАЗ КГТУ (КАИ)» с участием ОАО «КамАЗ», НИУ «Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева», Набережночелнинского политехнического колледжа.

Если говорить о системе дополнительного образования, осуществляющей подготовку и переподготовку кадров предприятия, то следует указать на корпоративные университеты — учебные заведения, создаваемые внутри крупных корпораций. Заметим, что первые корпоративные университеты в России появились в 1999 г, и с каждым годом их число неизменно растет. В Республике Татарстан успешно создан и функционирует Корпоративный университет на базе ОАО «КамАЗ».

И, наконец, третьей организационной формой интеграции науки и производства является создание и функционирование конструкторских, технологических бюро, лабораторий в рамках производственных предприятий, обеспечивающих проведение НИОКР в целях совершенствования производственных процессов. Как правило, на базе этих предприятий осуществляются прикладные исследования, и речь идет о создании технических (технологических) знаний и инноваций. Организация НИОКР на базе производственных предприятий может проводиться в виде научно-производственных объединений, которые занимаются научными исследованиями и разработками наряду с их освоением в производстве и выпуском продукции. Уместно в данном случае привести пример успешно функционирующего в Республике Татарстан НПО «Государственный институт прикладной оптики», на базе которого производятся исследования, разработка и производство оптико-электронных, радиометрических, тепловизионных приборов.

Помимо создания научных подразделений на базе производственных предприятий, возможны такие формы территориальной интеграции науки и производства, как технопарк в виде научно-технического комплекса, основной целью которого является разработка, внедрение и производство конкурентоспособной продукции. В Казани на протяжении уже нескольких лет функционирует технополис «Химград», на территории которого действуют четыре научно-исследовательских центра и лаборатории.

Как уже было сказано, невозможно построить национальную инновационную систему без должного уровня развития интеллектуального потенциала. На взгляд автора, интеллектуальный потенциал можно охарактеризовать в результате анализа его следующих составляющих:

• кадровая составляющая — позволяет дать количественную оценку части населения, зани-

мающейся интеллектуальной деятельностью;

• инфраструктурная компонента—определяется совокупность материальных, организационных условий интеллектуального труда, а также средствами распределения информационных потоков и знаний;

• финансовая составляющая — характеризует размеры финансовых ресурсов, выделяемых государством или другими субъектами на осуществление исследовательских и образовательных работ.

• результативная компонента (в виде патентов, технологий и т. п.) — несет в себе представление о содержании научных открытий и новых знаний, являющихся основой для дальнейших открытий и изобретений. Проанализируем состояние интеллектуального

потенциала Республики Татарстан (см. таблицу).

Динамика изменений в структуре интеллектуального потенциала Республики Татарстан

Показатель 2002 г. 2005 г. 2008 г. 2015 г. *

Кадровая составляющая

Численность персонала, занятого исследованиями 15 297 14 352 12 940 —

и разработками, чел.

Численность специалистов, выполняющих исследования 8 091 7 790 7 035 9 632

и разработки (исследователи, техники), чел.

Удельный вес исследователей в общей численности 0,81 0,76 0,66 —

экономические активного населения, %

Численность обучающихся в аспирантуре, чел. 3 174 3 345 3 812 —

Численность студентов на 10 000 чел. 452 590 593 —

Численность занятых в сфере образования, тыс. чел. 181,7 153,5 178,4 —

Инфраструктурная компонента

Число организаций, выполняющих исследования и разработки, ед. 101 83 80 263

Число высших учебных заведений, ед. 30 35 33 —

Число общедоступных библиотек, ед. 1 677 1 665 1 600 —

Число организаций, использующих Интернет, % 26,9 52,2 78,5 —

Финансовая составляющая

Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. 1 802,0 3 026,8 5 554,5 —

Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВРП 0,69 0,62 0,59 —

Расходы на образование, в % к ВРП 3,65** 3,35 3,21 —

Среднемесячная заработная плата работников организаций, 139,1 139,1 134,4 151,2

осуществляющих научные исследования и разработки,

в % к среднемесячной заработной плате по РТ

Среднемесячная заработная плата работников сферы образования, 65 64 58 —

в % к среднемесячной заработной плате по РТ

Результативная компонента

Число выданных патентов, ед. 554 845 951 7,35***

Экспорт технологий и услуг технического характера, число соглашений 44 37 43 —

Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации, чел. 184 320 212 —

Выпуск из докторантуры с защитой диссертации, чел. 4 14 3 —

Доля экономически активного населения, имеющее высшее образование, % 18,2 19,9 25 —

Источник, таблица составлена автором по данным официальных сайтов. URL: http://www. tatstat. ru/default. aspx, http://www. gks. ru. * Прогнозные значения (при условии реализации активного сценария развития), размещены в Стратегии развития научной и инновационной деятельности Республики Татарстан до 2015 г. URL: http://www. volganews. org/oblast12/terraer/ip-kwgnfq3.htm. ** Данные за 2003 г.

*** В расчете на одну организацию, осуществляющую исследования и разработки.

На основании данных, приведенных в таблице, наблюдается негативная тенденция в кадровой составляющей интеллектуального потенциала региона: сокращается численность персонала и специалистов, занятых исследованиями и разработками, уменьшается их доля в числе экономически активного населения и т. д. Позитивную динамику демонстрирует такой показатель, как численность обучающихся в аспирантуре, где осуществляется подготовка научных кадров, однако качество обучения в аспирантуре оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует такой показатель, как количественная составляющая по выпуску обучающихся из аспирантуры, которые защитили диссертацию (в 2008 г. этот показатель сократился на 33,75 % по отношению к 2005 г.).

Данные о состоянии инфраструктуры интеллектуального потенциала демонстрируют неоднозначность, противоречивость ее текущего состояния. Происходит сокращение числа организаций, выполняющих исследования и разработки, что, безусловно, тормозит инновационное развитие экономики. В то же время рост числа организаций, использующих Интернет, следует расценивать как позитивный фактор развития данной компоненты интеллектуального потенциала региона.

Что касается финансовой составляющей интеллектуального потенциала республики, то наблюдается увеличение размеров финансирования в абсолютном значении. Однако при этом доля затрат на науку и образование в валовом региональном продукте падает.

В финансовой составляющей интеллектуального потенциала немаловажную, скорее даже определяющую, роль играет уровень заработной платы персонала, занятого в сфере образования и науки. Данные по этому показателю также свидетельствуют о падении соотношения уровня оплаты труда работников научно-исследовательской и образовательной сфер и размера среднемесячной заработной платы по республике. Автор считает, что на фоне оттока кадров из научно-исследовательской сферы падение уровня оплаты труда исследователей является недопустимым.

Среди показателей результирующего блока позитивной динамикой характеризуются такие показатели, как число выданных патентов, доля экономически активного населения, имеющего высшее образование. Отсутствие роста такого показателя, как экспорт технологий, свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности результа-

тов республиканской научно-исследовательской деятельности. При этом необходимо учитывать тот факт, что растет число ввозимых технологий на территорию региона.

Оценка изменений в состоянии интеллектуального потенциала Республики Татарстан в последние годы указывает на тенденцию падения его общего уровня, что может стать серьезной преградой в формировании экономики инновационного типа.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) цель создания экономики инновационного типа заключается в стимулировании экономического и социального развития регионов за счет производства и эффективного использования новых знаний и технологий;

2) к числу важнейших факторов формирования экономики инновационного типа относится интеллектуальный потенциал. Его вовлечение в социальное и экономическое развитие региона обеспечивается посредством создания интегрированных структур в системе наука — образование — производство;

3) результаты анализа интеллектуального потенциала Республики Татарстан с 2002 по 2008 г. свидетельствуют о падении его общего уровня, что расценивается как сдерживающий фактор перевода экономики на инновационный путь развития.

Список литературы

1. Глазьев С. Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 34.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http: //base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=9060 1;fld=134;dst=4294967295;from=82134-0.

3. Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011 — 2015 гг. URL: http://www. garant. ru/ hotlaw/tatarstan/290207/.

4. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: монография. Воронеж: ЦИРЭ. 2005. URL: http://www. lerc. ru/?part=books &art=5.

5. Сайт Министерство образования и науки РФ. URL: http: // www. mon. gov. ru.

6. Perez С. Technological revolutions and techno-economic paradigms. URL:http://hum. ttu. ee/wp/ paper20.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.