РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
УДК 332. 142
И. Е. Рисин
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ И МЕХАНИЗМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Аннотация: в статье изложены результаты сравнительного анализа направлений, задач и механизмов пространственного развития субъектов Российской Федерации, представленных в региональных стратегиях, разработ анных в соот ветствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. Nq 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Ключевые слова: пространственное развитие, направления, задачи, механизмы, региональные стратегии.
UDC 332. 142
I. Е. Risin
THE MAIN DIRECTIONS, OBJECTIVES AND MECHANISMS SPATIAL
DEVELOPMENT OF REGIONS
Abstract: the article expounds the results of a comparative analysis of the directions, tasks and mechan isms of spatial developmen t of the Russian Federation's sub-projects presen ted in the region al strategies developed in accordance with the requiremen ts of the Federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 Nq 172 «On strategic planning in the Russian Federation». Keywords: spatial development, directions, tasks, mechanisms, regional strategies.
Введение
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] субъекты РФ осуществили актуализацию стратегий социально-экономического развития. Один из разделов названных стратегий посвящен пространственному развитию. Анализ его содержания позволит выявить общее и особенное в составе направлений, задач и механизмов пространственного развития регионов.
Для обеспечения репрезентативности результатов анализа в его объектную базу включены субъекты РФ, представляющие разные Федеральные округа. Информационную базу анализа составили актуализированные стратегии социально-экономического развития Вологодской [2], Воронежской [3], Ростовской [4], Челябинской [5] областей, Камчатского [6], Красноярского [7], Хабаров-ского[8] краев, Республик Башкортостан [9], Саха (Якутия) [10], Татарстан [11].
Направления, задачи и механизмы пространственного развития регионов
Анализ содержания региональных стратеги й позволил выявить основные направления и задачи пространственного развития регионов (табл.1).
Анализ данных табл. 1 позволяет зафиксировать сильные и слабые стороны практики стратегирования. К первым могут быть отнесены направления и задачи, обеспечивающие:
— повышение целостности пространственной экономики субъектов РФ посредством развития с одной стороны, процессов агломерирования, с другой межмуниципальной кооперации (Воронежская область, Красноярский край, Республика Татарстан);
— повышение экономической активности муниципальных образований путем формирования и развития новых точек экономического роста (Воронежская и Ростовская области, Красноярский и Хабаровский края, Республики Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан);
Таблица 1
Основные направления и задачи пространственного развития в стратегиях социально-экономического развития регионов
Регионы Направления пространственного развития Задачи пространственного развития
1 2 3
Вологодская область — формирование и развитие агломераций; — формирован не сильных межрайонных центров; — диверсификация экономики моногородов — формирование системы рекреацнонно-образо-вательных, спортивно-развлекательных, нннова-цнонно-образовательных зон агломераций; — внедрение стандартов «шаговой» доступности учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения; — создание туристского кластера; развитие инфраструктурных и производственно-кооперационных связей с другими регионами
Воронежская область — развитие агломерации; — полицентрнческое развитие региона; — развитие межмуниципального экономического взаимодействия — формирование (развитие) кластеров, основанных на использовании ресурсов разных муниципальных образований, в том числе, проблемных; — развитие сети индустриальных парков, создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, формирование территории опережающего развития; — модернизация транспортно-логистнческой системы; — комплексное развитие застроенных территорий; — формирование субрегиональных и опорных центров, зон межмуниципально-М) сотрудничества; — развитие потенциала сельских территорий; — снижение уровня межмуниципальных различий по базовым показателям социально-экономического развития; — разработка и использовании в управлении пространственной экономикой геоинформационной системы (ГИС)
Ростовская область — формирование и развитие полюсов роста; — развитие межмуниципального сотрудничества — создание и развитие индустриальных, агроин-дустриальных, технологических парков; — обеспечение приемлемого уровня доходов населения в каждом муниципальном образовании; — снижение дифференциации территорий по доступности объектов социального, культурного н бытового назначения; — обеспечение экономического и технологического роста региональных «полюсов» роста экономики региона;
Челябинская область — развитие агломераций; — развитие ключевых экономических центров; — развитие межмуниципального н межрегионального сотрудничества — формирование и развитие кластеров, в том числе, созданных на основе межрегионального экономического взаимодействия; — создание индустриальных и технологических парков, формирование территорий опережающего развития; — улучшение транспортной связности и доступности
Окончание табл. 1
1 2 3
Камчатский край — развитие агломерации; — развитие производственной инфраструктуры муниципальных образований; — укрепление финансовой базы местного самоуправления; — развитие населенных пунктов вдоль транспортных магистралей — формирование привлекательного инвестиционного облика муниципальных образований; — обеспечение сбалансированных темпов экономического роста муниципальных образований; — создание комфортной среды обитания, направленной на выравнивание условий доступа населения муниципальных образований к государственным (муниципальным) услугам и гарантированным социальным и общественным благам; — создание фондов венчурных инвестиций совместно с российскими н иностранными финансовыми институтами
Красноярский край — формирование и развитие агломерации; — создание новых точек экономического роста; — развитие зон промышленного освоения ресурсов Арктики и Крайнего Севера; — новая индустриализация — развитие хозяйственных связей территорий — согласованное развитие транспортной, энергетической инфраструктуры территорий; — согласованное развитие социальной сферы соседних территорий; — сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов; — развитие северного морского пути и арктических портов; — усиление взаимодействия территорий-лидеров с соседними муниципальными образованиями
Хабаровский край — развитие агломераций; — формирование и развитие полюсов роста; — формирование и развитие территорий с особым экономическим режимом — развитие транспортной инфраструктуры; — формирование комфортной среды проживания; — формирование медицинского хаба; — создание туристско-рекреационной зоны; — создание российско-китайского центра информационно-коммуникационных технологий; — создание агропромышленного парка
Республика Башкортостан — формирование и развитие агломераций; — развитие экономических зон; — создание территорий роста — снижение дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований; — «подтягивание» отстающих территорий в пределах экономических зон
Республика Саха (Якутия) — развитие существующих точек роста; — создание и развитие новых точек роста; — развитие сельских территорий — развитие транспортной, энергетической инфраструктуры; создание благоприятных условий жизнедеятельности человека; — формирование кластера; — создание индустриального парка; — разработка и использование в управлении гео-ннформационной системы
Республика Татарстан — формирование и развитие агломераций; — формирование зон активного развития; — развитие межмуниципальной кооперации и трансграничного сотрудничества — формирование и развитие кластеров «умной» экономики; — индустриализация АПК; — повышение качества транспортно-коммуника-ционной системы; — создание устойчивого скоростного транспортного каркаса региона; — развитие логистической системы; — создание системы управления агломерационными процессами
— повышение конкурентоспособности региона на основе новой индустриализации ключевых промышленных центров (Красноярский край), индустриализации агропромышленного комплекса, формирования и развития секторов «умной» экономики (Республика Татарстан),
— расширение ресурсной базы пространственного развития посредством освоения новых территорий (Красноярский край), формирования и усиления инфраструктурных и производственно-кооперационных связей с другими субъектами РФ (Вологодская и Челябинская области, Республика Татарстан), привлечения иностранных инвестиций (Камчатский и Хабаровский края);
— снижение социально-экономической асимметрии в пространственной экономике регионов (Воронежская и Ростовская области, Республика Башкортостан).
Слабой стороной современной практики оправданно считать положение, при котором только ограниченный ряд субъектов Российской Федерации, имеет стратегии, в которых пространственное развитие отличается составом вышеназванных направлений и задач.
Сфокусируем внимание на составляющих механизма управления пространственным развитием, позиционированного в региональных стратегиях (табл. 2).
Таблица 2
Составляющие механизма пространственного развития в стратегиях социально-экономического развития регионов
Регионы Составляющие механизма пространственного развития
1 2
Вологодская область территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР); государственные региональные и муниципальные программы; туристический кластер; центры общественного доступа к электронным услугам и серверам во всех населенных пунктах с числом жителей от 200 чел.
Воронежская область Региональная схема (План) развития и размещения производительных сил; стратегии развития муниципальных районов и городских округов; государственные программы федерального и регионального уровней; ТОСЭР; индустриальные н агропромышленные парки; технопарки; особая экономическая зона промышленно-производственного типа; кластеры, производственная деятельность которых основывается на использовании ресурсной базы ряда муниципальных образований; ГИС
Ростовская область ТОСЭР; государственные региональные программы; муниципальные программы комплексного развития жилой среды; сервисные контракты в благоустройстве жилой среды; межмуниципальные координационные советы; инвестиционные стандарты для полюсов роста; индустриальные и агроиндустри-альные парки; технопарки
Челябинская область ТОСЭР; государственные региональные программы; региональные промышленные кластеры; агрокластер; кластеры, созданные на основе межрегионального экономического взаимодействия; индустриальные парки; технопарки
Камчатский край государственные региональные и муниципальные программы; маркетинговая поддержка муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования; государственно-частное партнерство; фонды венчурных и отраслевых инвестиций совместно с российскими и иностранными финансовыми институтами; региональный инвестиционным фонд; геоинформационная система, обеспечивающая формирование банков градостроительных данных регионального и местных уровней
Красноярский край государственные и муниципальные программы; промышленные и технологические парки; кластеры; государственно-частное партнерство
Хабаровский край ТОСЭР; государственные и муниципальные программы; промышленные н технологические парки; российско-китайский агропромышленный парк; ту-ристско-рекреацнонная зона; международный центр информационно-коммуникационных технологий; государственно-частное партнерство
Окончание табл. 2
1 2
Республика Башкортостан ТОСЭР; государственные и муниципальные программы
Республика Саха (Якутия) ТОСЭР; государственные и муниципальные программы; индустриальный парк; кластер; ГИС
Республика Татарстан государственные н муниципальные программы; программа развития и размещения производительных сил на основе кластерного подхода; стратеги и агломераций; стратегии развития муниципальных образований; флагманские проекты пространственного развития; кластеры; координационные советы по пространственному развитию агломераций и сельских территорий, не входящих в агломерации
Анализ данных табл. 2 позволяет в качестве сильных сторон практики стратеги-рования определить:
— высокий уровень разнообразия институциональных форм пространственной организации экономики, комплексное применение которых позволяет заметно расширить территорию, отличающуюся повышенными стимулами для бизнеса, а соответственно, активизировать его участие в формировании новых точек экономического роста (Воронежская, Ростовская и Челябинская области, Красноярский и Хабаровский края, Республики Саха (Якутия), Татарстан);
— обновление состава инструментов управления пространственным развитием посредством включения в него схемы (программы) развития и размещения производительных сил региона, стратегий развития муниципальных образований (Воронежская область, Республика Татарстан), геоинформационной системы (Воронежская область, Республика Саха (Якутия), флагманские проекты пространственного развития, координационные советы по пространственные развития агломераций и сельских территорий (Республика Татарстан).
Слабой стороной практики обоснованно считать положение, при котором только ограниченный ряд субъектов Российской Федерации, использует инструментарий управления пространственным развитием, отличающийся высоким уровнем разнообразия, достигаемый, в том числе, посредством его обновления.
Выводы
Полагаем, что учет результатов проведенного нами анализа общего и особенно-
го в составе направлений, задач и механизма пространственного развития регионов свидетельствуют о востребованности бенч-маркинга, позволяющего расширить примеры эффективных практик и территорий их применения.
ЛИТЕРАТУРА
1.0 стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru
2. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru
3. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс // www.consultant.ru
4. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru
5. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс // www.consultant.ru
6. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края на период до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru
7. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru
8. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 года. —
Режим доступа: КонсультантПлюс // www. consultant.ru
9. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. — Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant.ru
10. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года. — Режим доступа: КонсультантПлюс // www. consultant.ru
11. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года. — Режим доступа: http:// www.invest.tatar.ru
Воронежский государственный университет
Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления
E-mail: [email protected]