Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика механизмов реализации стратегий развития регионов'

Сравнительная характеристика механизмов реализации стратегий развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы / стратегии / механизм реализации / regions / strategies / implementation mechanism
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика механизмов реализации стратегий развития регионов»

Рисин И.Е.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский

государственный университет

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Ключевые слова: регионы, стратегии, механизм реализации.

Keywords: regions, strategies, implementation mechanism.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 субъекты РФ осуществили актуализацию стратегий социально-экономического развития, определив и механизмы их реализации. Для получения их сравнительной характеристики применен авторский методический подход, предусматривающий включение в выборку объектов анализа субъектов Российской Федерации, представляющих разные Федеральные округа; выбор в качестве предмета анализа институциональных форм и инструментов управления, посредством которых органы публичной власти совместно с бизнесом намерены обеспечить реализацию поставленных стратегических целей; использование контент-анализа содержания региональных стратегий, дополняемого методом его компаративного анализа.

Информационную базу анализа составили актуализированные стратегии социально-экономического развития Воронежской2, Ростовской3, Самарской4 областей, Краснодарского5, Красноярского6 краев, Санкт-Петербурга7, Республик Алтай8, Саха (Якутия)9, Татарстан10. Результаты контент-анализа приведены в табл. 1.

Таблица 1

Институциональные формы и инструменты управления, обеспечивающие реализацию стратегий

социально-экономического развития регионов

Субъекты РФ Институциональные формы и инструменты управления

1 2

Воронежская область кластеры (действующие и новые, в том числе, инновационные), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), индустриальные и технологические парки, особая экономическая зона (ОЭЗ); стратегии развития муниципальных районов и городских округов, прогноз научно-технологического развития области до 2030 года, региональная Схема (План) развития и размещения производительных сил, проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), контракты «жизненного цикла», специальные инвестиционные контракты, региональный центр инжиниринга, гранты на реализацию проектов в области НИОКР, развития информационных технологий, субсидии на поддержку проектов муниципальных образований в рамках инициативного бюджетирования, налоговые льготы для предприятий, осуществляющих экспортную и импортозамещающую деятельность, субсидии для бизнеса, работающего в наукоемких отраслях, государственные и муниципальные программы, региональный экспортный стандарт, геоинформационная система (ГИС)

Ростовская область кластеры (действующие и новые, в том числе, инновационные), индустриальные и технологические парки, агроиндустриальные парки, аэротрополис, ТОСЭР, ОЭЗ, лизинговый фонд региона, фонд развития промышленности, инвестиционная карта региона, инвестиционные стандарты для полюсов роста, проекты ГЧП, центры коммерциализации технологий при ведущих вузах, центры трансфера технологий, пул организаций-интеграторов экспортной деятельности, субсидии сельскохозяйственным производителям (на модернизацию производства, обновление техники, на строительство инфраструктурных объектов), государственные программы федерального и регионального уровней

1 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - www.consultant.ru

2 Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. -www.consultant.ru

3 Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года. - www.consultant.ru

4 Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года». - www.consultant.ru

5 Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2030 года. - www.consultant.ru

6 Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. - www.consultant.ru

7 Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. - www.consultant.ru

8 Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года». - www.consultant.ru

9 Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года. - www.consultant.ru

10 Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года. - http://www.invest.tatar.ru.

1 2

Самарская область кластеры (действующие и новые, в том числе, инновационные), ОЭЗ, индустриальные и технологические парки, агропромышленный парк, аэротрополис, инжиниринговый центр, проекты ГЧП, венчурное финансирование, субсидирование НИОКР, центры подготовки кадров для кластеров, субсидии на подготовку и привлечение специалистов, центр контрактного производства, финансовые инструменты поддержки технологического предпринимательства, пакетное гарантирование займов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), ОАО «Корпорация развития Самарской области», государственные программы федерального и регионального уровней

Краснодарский край кластеры (действующие и новые, в т.ч. инновационные), индустриальные и технологические парки, центр координации поддержки экспорта, «дорожные карты» участников Национальной технологической инициативы (НТИ), центры прототипирования, фонд развития промышленности, региональный центр инжиниринга, региональный центр коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, софинансирование пилотных проектов НТИ, венчурные фонды, проекты ГЧП, флагманские проекты, государственные программы федерального и регионального уровней, НАО «Корпорация развития Краснодарского края», Агентство развития Краснодарского края - проектный офис реализации стратегии

Красноярский край кластеры (действующие и новые, в т.ч. инновационные), индустриальные и технологические парки, ТОСЭР, центры коллективного пользования, региональные центры инжиниринга, сертификации и стандартизации, проектное финансирование научно-технологических проектов, венчурные фонды, «дорожная карта» развития инновационной инфраструктуры, стратегии развития муниципальных образований, экспортная стратегия, флагманские проекты, проекты ГЧП, территориальный маркетинг, государственные программы федерального и регионального уровней, коллегиальный орган для осуществления мониторинга и коррекции стратегии

Санкт-Петербург кластеры (действующие и новые, в т.ч. инновационные), индустриальные и технологические парки, инновационно-промышленные парки, ТОСЭР, ОЭЗ, центры трансфера технологий, центры инжиниринга, центры коллективного пользования, межвузовские научные центры для создания и коммерциализации инновационных разработок, ГЧП, представительства ведущих мировых технологических брокеров, международные исследовательские центры, территориальный маркетинг, финансовые и нефинансовые меры поддержки экспортной деятельности, региональный экспортный стандарт

Республика Алтай кластеры, проекты ГЧП, муниципальные стратегии, приоритетные проекты, государственные и муниципальные программы, софинансирование приоритетных, инфраструктурных и социально значимых проектов, территориальный маркетинг, мониторинг качества жизни населения, состояния трудового, демографического и миграционного балансов

Республика Саха (Якутия) кластеры, в том числе, инновационные, территории опережающего развития, 1Т-парк, биотехнологический парк, схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики, схема размещения и развития особо охраняемых территорий, региональный финансовый центр для формирования долгосрочных финансовых ресурсов, агентство развития бизнеса и инноваций, агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, центр ГЧП, проекты ГЧП, ключевые инвестиционные проекты, территориальный маркетинг, государственные программы федерального и регионального уровней

Республика Татарстан кластеры (действующие и новые, в том числе, инновационные), индустриальные и технологические парки, ОЭЗ технико-внедренческого типа, зоны активного развития, технополис, транспортно-логистический хаб, стратегии развития муниципальных образований, стратегии агломераций, стратегия системы брендирования, проекты ГЧП, институты развития федерального и регионального уровней (инвестиционный, венчурный фонды), государственные бизнес-инкубаторы, частные венчурные фонды и «бизнес-ангелы», центры молодежного инновационного творчества, молодежный инновационный парк, консорциум глобальных вузов, грантовые программы для вузовских инноваций, субсидирование межвузовских исследований, геоинформационная система как инструмент управления пространством, флагманские проекты, государственные и муниципальные программы, бюро анализа реализации стратегии как новое подразделение министерства экономики Республики

Сравнительный анализ информации, приведенной в табл. 1, позволяет сделать ряд выводов.

1. Заметной тенденций, являющейся сквозной для пространственной экономики России, является обновление механизма реализации стратегии. Появившиеся в последние годы в региональной практике перспективные формы территориальной локализации бизнеса (кластеры, индустриальные и технологические парки, территории опережающего развития), проекты государственно-частного партнерства, территориальный маркетинг становятся неотъемлемыми элементами системы управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации.

Заметим, что их эффективное использование основывается на взаимовыгодном и долгосрочном взаимодействии органов публичной власти и бизнес-структур.

2. Единичные примеры свидетельствуют как об организационных инновациях (т.е. уже апробированных новшествах), так и о планируемых нововведениях в практике публичного управления. В их числе:

- прогноз научно-технологического развития региона (Воронежская область);

- Схема комплексного развития производительных сил региона (Воронежская область, Республика Саха (Якутия);

- стратегии развития муниципальных образований (Воронежская область, Красноярский край, Республики Алтай и Татарстан);

- мониторинг качества жизни населения, состояния трудового, демографического и миграционного балансов (Республика Алтай);

- геоинформационная система, как инструмент управления пространственным развитием региона (Воронежская область, Республика Татарстан);

- частные венчурные фонды и «бизнес--ангелы», центры молодежного инновационного творчества, молодежный инновационный парк, консорциум глобальных вузов, субсидирование межвузовских исследований (Республика Татарстан).

Полагаем, что потенциал названных форм и инструментов управления развитием регионов позволяет говорить об их востребованности в пространственной экономике России.

3. Заслуживает внимания позиционирование в стратегиях проектного подхода к организации управления реализацией региональной стратегии, о чем свидетельствуют меры, призванные закрепить функцию мониторинга и коррекции стратегии за определенным структурным звеном в системе публичного управления. В качестве примеров приведем планируемые в регионах действия, связанные с созданием:

- агентства развития региона как проектного офиса реализации стратегии (Краснодарский край)

- коллегиального органа, ответственного за мониторинг и коррекцию стратегии (Красноярский край);

- бюро анализа реализации стратегии как нового подразделения министерства экономики региона (Республика Татарстан).

Полагаем, что выявленные нами в результате анализа примеры эффективных практик выбора механизма реализации региональных стратегий позволяют расширить сферу их применения, сфокусировав действия органов государственной власти и бизнес-структур на разработке мер, обеспечивающих его обновление в широком ряду субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.