Научная статья на тему 'Стратегическое планирование снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах Российской Федерации'

Стратегическое планирование снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНЫ / СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Железняков С. С., Рисин И. Е.

В статье предложена сравнительная характеристика современной практики стратегического планирования снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ. Установлены и содержательно раскрыты ее сильные и слабые стороны. Объектной базой проведенного авторами анализа стали 11 регионов России, относящиеся к разным федеральным округам. Информационной базой анализа явились Стратегии социально-экономического развития регионов, разработанные в соответствии с требованиями Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах Российской Федерации»

5. Аничин В.Л., Ващейкина Ю.Ю. Дифференциация регионов по стоимости человеческого капитала // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2017. - Т. 44. - № 23 (272). - С. 24-29.

6. Громыко Г.Л. Теория статистики: практикум. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 238 с.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с.

9. Шорохова И.С., Кисляк Н.В., Мариев О.С. Статистические методы анализа: учеб. пособие. - М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 300 с.

List of sources used

1. Raiackas R.L., Plakunov M.K. Quantitative analysis in the economy. - Moscow: Nauka, 1987. - 376 p.

2. Anichin V.L. Measuring the production capacity of agricultural enterprises. - Kharkov: Publishing House of KSAU, 1995. - 113 p.

3. Orlov A.V. Algorithm for the decomposition of the total increment between factors // Questions of statistics. - 2012. - No. 7. - P. 78-85.

4. Kalugin V.A., Shkurkin A.A. Construction of integrated indicators as a means of assessing regional socio-economic systems. In: Actual problems of economics in the conditions of modern society reforming: materials of the IV International scientific and practical conference dedicated to the 140th anniversary of the founding of the BelSU Research Institute, 2016. - P. 139-141.

5. Anichin V.L., Vashchekinina Yu.Yu. Differentiation of Regions by the Cost of Human Capital // Scientific Bulletins of Belgorod State University. Series: The Economy. Computer science. - 2017. - P. 44. - No. 23 (272). - P. 24-29.

6. Gromyko G.L. Theory of statistics: practical. - 5 th ed., Rev. and additional. - Moscow: INFRA-M, 2013. - 238 p.

7. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012: Stat. Sat. / Rosstat. - M., 2012. - 990 p.

8. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016: Stat. Sat. / Rosstat. - M., 2016. - 1326 p.

9. Shorokhova I.S., Kislyak N.V., Mariev O.S. Statistical methods of analysis: Textbook. allowance. - Ministry of Education and Science. Federation, the Urals. feder. un-t. - Ekaterinburg: Publishing house Ural. University, 2015. - 300 p.

УДК 332. 142

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЖЕЛЕЗНЯКОВ С.С.,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и политики Юго-Западного государственного университета.

РИСИН И.Е.,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления Воронежского государственного университета.

Реферат. В статье предложена сравнительная характеристика современной практики стратегического планирования снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ. Установлены и содержательно раскрыты ее сильные и слабые стороны. Объектной базой проведенного авторами анализа стали 11 регионов России, относящиеся к разным федеральным округам. Информационной базой анализа явились Стратегии социально-экономического развития регионов, разработанные в соответствии с требованиями Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Ключевые слова: стратегическое планирование, регионы, снижение социально-экономической асимметрии, сильные и слабые стороны практики.

STRATEGIC PLANNING REDUCING SPATIAL SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

ZHELEZNYAKOV S.S.,

Candidate of economic sciences, assistant professor, head of the department of economics, politics and management Southwest State University, e-mail: [email protected].

RISIN I.E.,

Doctor of economics, Professor, Head of the Regional Economy and Territorial Management Chair at The Voronezh State University, e-mail: [email protected].

Essay. The article presents a comparative description of the current practice of strategic planning to reduce spatial socioeconomic asymmetry in the subjects of the Russian Federation. Its strengths and weaknesses are established and meaningfully revealed. 11 regions of Russia belonging to different Federal districts became the object base of the analysis conducted by the

authors. The information base of the analysis was the Strategy of socio-economic development of the regions, developed in accordance with the requirements of the Federal law № 172 "on strategic planning in the Russian Federation".

Key words: strategic planning, regions, reduction of socio-economic asymmetry, strengths and weaknesses of practice.

Введение. Первый опыт стратегического планирования снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ социально-экономического развития субъектов РФ приобретен в первом десятилетии XXI века, когда регионы страны осуществили разработку стратегий социально-экономического развития на долгосрочный период времени (как правило, до 2020 года). Этот опыт был ранее нами проанализирован [1].

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2] в субъектах РФ осуществляется актуализация действующих стратегий. Разработанные программные документы отличаются иным горизонтом планирования (в одних случаях - до 2030, в других - до 2035 года) и содержанием.

Важно отметить, что в соответствии с методическими указаниями по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 [3] в структурной композиции названного программного документа предусмотрен в качестве самостоятельного раздел «Основные направления пространственного развития субъекта Российской Федерации [3].

Полагаем, что анализ новых стратегий позволит определить изменения, происходящие в подходах к планированию снижения социально-экономической асимметрии, реализуемых органами государственной власти субъектов РФ.

Материал и методика исследования. Для получения оценки сложившейся практики стратегического

планирования снижения пространственной социально-экономической асимметрии нами проведен сравнительный анализ стратегий развития регионов, входящих в разные федеральные округа. В их числе: Вологодская [4], Воронежская [5], Иркутская [6], Костромская [7], Московская [8], Тамбовская области [9], Камчатский [10], Красноярский [11] и Хабаровский [12] края, Республика Башкортостан [13].

Заметим, что выборка объектов является достаточно представительной, поскольку в настоящее время (март 2018 г.) только 5 субъектов РФ согласовали свои Стратегии с Министерством экономического развития (МЭР) Российской Федерации (в т.ч. Иркутская, Костромская, Московская области, Камчатский край), еще 6 - представили в МЭР доработанные проекты Стратегий (в т.ч. Вологодская и Тамбовская области, Красноярский и Хабаровский края), 3 субъекта РФ осуществили первичное размещение Стратегий в МЭР (в т.ч. Республика Башкортостан).

Проведенный нами анализ сфокусирован на выявлении состава:

- ключевых задач снижения пространственной социально-экономической асимметрии;

- механизмов, посредством которых органы власти намерены достигать поставленных целей;

- показателей, используемых в оценке сложившегося и планируемого уровней пространственной социально-экономической асимметрии.

Систематизация информации, отражающей состав ключевых задач, с решением которых связывается снижение пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Ключевые задачи снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ

_Субъект РФ__Ключевые задачи снижения социально-экономической асимметрии_

_1__2_

Вологодская область - развитие алгомераций;

- создание условий для формирования сильных межрайонных центров как

пространственных противовесов агломерациям;

- обеспечение устойчивого и комплексного развития сельских территорий;

- развитие и диверсификация экономики моногородов области;

- развитие энергетической инфраструктуры;

- улучшение параметров транспортной доступности;

__- создание современной транспортно-логистической инфраструктуры_

Воронежская область - выравнивание темпов развития муниципальных образований;

- развитие межмуниципального сотрудничества;

- развитие потенциала сельских поселений;

- повышение престижа проживания и работы в сельской местности;

- обновление экономического профиля муниципальных образований;

- развитие агломерации;

- создание территорий развития;

- развитие энергетической инфраструктуры;

- улучшение параметров транспортной доступности;

__- создание современной транспортно-логистической инфраструктуры._

Иркутская область - создание территорий развития;

- развитие агломерации;

- развитие энергетической инфраструктуры;

- улучшение параметров транспортной доступности;

- создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.

Продолжение таблицы 1

1 2

Камчатский край - создание зон территориального развития; - формирование и развитие агломерации; - развитие энергетической инфраструктуры; - улучшение параметров транспортной доступности; - создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.

Костромская область - создание территорий развития; - восстановление и развитие социально-культурной инфраструктуры в муниципальных районах и городских округах; - развитие энергетической инфраструктуры; - улучшение параметров транспортной доступности; - создание современной транспортно-логистической инфраструктуры; - выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Красноярский край - усиление межмуниципального взаимодействия территорий-лидеров с соседними муниципальными образованиями; - обеспечение согласованного развития транспортной и энергетической инфраструктуры территорий; - расширение практики предоставления городами социальных услуг прилегающим сельским населенным пунктам.

Московская область - преодоление пространственных диспропорций посредством сбалансированного размещения мест приложения труда и мест проживания; - выравнивание темпов развития географических секторов и локализация в каждом из них полного набора объектов и функций, необходимого для достижения лидерских позиций по качеству среды и качеству жизни; - формирование оптимальной специализации групп муниципальных образований.

Тамбовская область - развитие потенциала сельских поселений; - снижение сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе; - осуществление системы мер, направленных на снижение миграции сельской молодежи в города и формирование у нее установок на постоянное местожительство ; - повышение уровня благоустройства жилищного фонда, строительство и реконструкция инженерных сетей, повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений.

Республика Башкортостан - формирование центров развития; - формирование опорных территорий роста экономики; - диверсификация экономики моногородов; - повышение мобильности трудовых ресурсов, сокращение территориальных диспропорций в распределении трудовых ресурсов Республики Башкортостан; - создание новых рабочих мест на территориях муниципальных образований; - развитие энергетической инфраструктуры; - улучшение параметров транспортной доступности; - создание современной транспортно-логистической инфраструктуры; - развитие межмуниципального сотрудничества.

Хабаровский край - создание территорий развития; - создание промышленных парков; - создание промышленных зон; - создание смарт-зоны; - развитие энергетической инфраструктуры; - улучшение параметров транспортной доступности; - создание транспортно-логистического комплекса; - распространение и реализация режима Свободного порта Владивосток на территориях двух муниципальных районов.

Результаты исследования. Анализ информации, представленной в таблице 1, позволяет акцентировать внимание на ряде моментов.

1. Заметен инвариантный перечень ключевых задач, решение которых призвано обеспечить снижение уровня пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ. Их состав включает, в том числе: создание территорий развития; диверсификацию

экономики муниципальных образований; развитие энергетической инфраструктуры; улучшение параметров транспортной доступности; формирование и развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры региона.

2. При достаточно высоком уровне разнообразия поставленных задач в большинстве региональных Стратегий отсутствует целевая установка на формирование и разви-

тие социально-экономического взаимодействия муниципальных образований. Полагаем, что такой подход существенно ограничивает возможности снижения пространственной социально-экономической асимметрии поскольку не востребованными оказываются эффекты, обеспечиваемые ростом масштабов производства, повы-

шением мобильности и комплексным использованием ресурсной базы.

Систематизация информации, отражающей общее и особенное в механизмах, призванных обеспечить снижение пространственной социально-экономической асимметрии, представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Механизмы снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ

Субъект РФ Составляющие механизма снижения социально-экономической асимметрии

1 2

Вологодская область - формирование и развитие агломераций; - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах.

Воронежская область - развитие действующих и формирование новых субрегиональных центров; - формирование и развитие опорных центров; - развитие действующих и формирование новых агропромышленных кластеров, использующих ресурсы ряда муниципальных образований; - развитие действующих и формирование новых индустриальных парков; - создание особой экономической зоны; - формирование туристско-рекреационных зон; - формирование и развитие агломерации; - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах.

Иркутская область - формирование и развитие агломераций; - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах; - формирование и развитие агропромышленного кластера

Камчатский край - формирование и развитие агломерации; - создание и развитие особых экономических зон; - создание зон территориального развития; - формирование и развитие кластеров; - маркетинговая и имиджевая поддержка муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования.

Костромская область - агломерирование территорий (муниципалитетов, объединенных не только в пространстве, но и обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями); - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах.

Красноярский край - формирование и развитие агломерации; - формирование и развитие кластеров

Московская область - создание и развитие стратегических полюсов роста; - комплексное развитие опорных точек роста; - реализация сетевых проектов, формирующих инфраструктуру сбалансированного регионального развития; - индустриальные и технологические парки; - центры прототипирования; - центры кластерного развития; - многофункциональные центры прикладных квалификаций; - транспортно-логистические центры с возможностью мультимодальных операций между автомобильным и железнодорожным транспортом.

Тамбовская область - введение в областные программы и проекты разделов по развитию муниципальных районов и городских округов; - формирование зон опережающего развития; - формирование кластеров; - заключение соглашений между органами местного самоуправления и предприятиями по вопросам содержания объектов социальной инфраструктуры; - государственная поддержка хозяйствующих субъектов, создающих новые рабочие места в сельской местности; - реализация региональных и муниципальных программ по поддержке занятости сельского населения, развития несельскохозяйственной занятости, развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств и иных видов самозанятости населения; - финансовое поощрение муниципальных образований, ориентированных на выявление и распространение наиболее эффективной муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ.

Продолжение таблицы 2

1 2

Республика Башкортостан - формирование центров развития; - формирование и развитие опорных территорий; - создание территорий опережающего социально-экономического развития; - разработка и реализация государственной программы «Развитие монопрофильных муниципальных образований в Республике Башкортостан»; - реализация портфеля проектов «Диверсификация экономики моногородов и монотерриторий»; - реализация портфеля проектов «Сбалансированное развитие территорий Республики Башкортостан». - реализация межмуниципальных проектов; - кооперация территорий на основе развития транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры.

Хабаровский край - создание центров роста; - создание территорий опережающего социально-экономического развития; - создание промышленных парков; - создание смарт-зоны; - развитие промышленных зон; - создание транспортно-логистического комплекса; - распространение и реализация режима Свободного порта Владивосток на территориях дух муниципальных районов; - формирование кластеров; - создание туристско-рекреационных зон; - создание центров компетенций; - создание технопарка; - создание инжинирингового центра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 - Показатели, используемые в оценке уровня пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ

Субъект РФ Показатели, используемые в оценке уровня пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ

Вологодская область Коэффициенты вариации муниципальных районов и городских округов области по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате и уровню занятости населения.

Воронежская область Коэффициенты межмуниципальных различий по: общей площади жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя; инвестициям в основной капитал на душу населения; естественному и миграционному приростам населения; среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций; уровню безработицы.

Иркутская область Коэффициент межмуниципальных различий, рассчитываемый как среднее арифметическое коэффициентов вариации по показателям: выручка от реализации продукции, работ, услуг в расчете на 1 жителя; оборот розничной торговли в расчете на 1 жителя; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя; коэффициент прироста (убыли) населения; удельный вес учащихся дневных общеобразовательных школ, занимавшихся во вторую смену, в общей численности учащихся (%); обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей); обеспеченность жилищным фондом ( кв. м/чел.); уровень безработицы (%).

Камчатский край Отсутствуют

Костромская область Отсутствуют

Красноярский край Отсутствуют

Московская область Отсутствуют

Тамбовская область Отсутствуют

Республика Башкортостан Коэффициенты межмуниципальных различий по: объему отгруженной продукции в расчете на 1 жителя, объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на 1 человека, среднемесячной начисленной заработной плате, уровню зарегистрированной безработицы, естественному приросту населения. По моногородам: количество городских округов и городских поселений, относящихся к монопрофильным; доля работающих на градообразующих предприятиях в общей численности экономически активного населения в монопрофильных городских округах и городских поселениях; количество созданных рабочих мест в монопрофильных городских округах и городских поселениях, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий; объем привлеченных инвестиций в монопрофильные городские округа и городские поселения.

Хабаровский край Отсутствуют

Анализ информации, представленной в таблице 2, позволяет сделать ряд выводов.

1. Заметно появление новых механизмов, способных обеспечить снижение пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ. В их составе механизмы развития агломераций; формирования территорий опережающего социально-экономического развития: создания центров компетенций, прикладных квалификаций, прототипирования, смарт-зон; реализации сетевых проектов, формирующих инфраструктуру сбалансированного регионального развития.

2. При достаточно высоком уровне разнообразия механизмов в большинстве региональных Стратегий они обеспечивают точечную фокусировку ресурсов и действий факторов экономического развития. Единичным является пример, когда механизм кластеризации социально-экономического пространства субъекта РФ призван обеспечить мобилизацию ресурсов (трудовых, природных, инвестиционных), находящихся на территориях разных муниципальных образований (Воронежская область).

Систематизация информации по показателям, используемым в оценке пространственной социально-экономической асимметрии представлена в таблице 3.

Анализ информации, представленной в таблице 3, позволяет сделать ряд выводов.

1. Заметно, что только в 4 субъектах РФ снижение пространственной социально-экономической асимметрии имеет не только векторы (направления), но и сопровождается оценками ее существующего и ожидаемого (планируемого) уровней. Это означает, что в большинстве случаев невозможен мониторинг состояния и результатов этого процесса.

2. Состав показателей, используемых в оценке уровня пространственной социально-экономической асимметрии, существенно варьируется по субъектам РФ. Так, в Вологодской области, мониторинг процесса ее снижения предусмотрено проводить по 2 показателям, в Воронежской области - по 6, Иркутской области - по 8, Республике Башкортостан - по 9 показателям.

3. Приведенные в Стратегиях развития Вологодской, Воронежской, Иркутской областей, Республики Башкортостан фактические и плановые значения показателей, по которых оцениваются межмуниципальные различия, дают принципиально значимую информацию, характеризующую существующий «размах» колебаний значений социально-экономических показателей в разрезе муниципальных образований, а также планируемый темп снижения пространственной асимметрии. Так, например, в Иркутской области значение интегрального показателя межмуниципальных различий за период 2018-2035 гг. планируется уменьшить в 1,43 раза, в Воронежской области - в 2,85 раза, в Республике Башкортостан «разрыв» по объему отгруженной продукции в расчете на одного жителя сократится в 3,95 раза, уровню безработицы - в 2,86 раза, среднемесячной заработной плате - в 1,47 раза.

Полагаем, что выявленные нами «сильные» и «слабые» стороны современной практики стратегического планирования снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ должны быть учтены при осуществляемой ныне разработке новых стратегий регионального развития в соответствие с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Список использованных источников

1. Железняков С.С., Рисин И.Е. Современная практика стратегирования процесса снижения социально-экономической асимметрии в регионе // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2016. - № 9. - С. 41-46.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant.ru.

3. Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132. - Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant.ru.

4. Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года. - Режим доступа: http://economy.gov.ru

5. Проект Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. - Режим доступа: http://economy.gov.ru

6. Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года. - Режим доступа: http://economy.gov.ru

7. Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http://economy.gov.ru

8. Проект Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года. - Режим доступа: http://mosoblduma.ru

9. Проект Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года. - Режим доступа: http://economy.gov.ru

10. Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2030 года. - http://economy.gov.ru

11. Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2030 года. - Режим доступа: http://economy.gov.ru

12. Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года. - Режим доступа: http://economy.gov.ru

13. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. -Режим доступа: http://economy.gov.ru

List of sources used

1. Zheleznyakov S.S., Risins I.E. Modern practice strategirovanija the process of reducing socio-economic asymmetries in the region // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. -2016. - No. 9. - P. 41-46.

2. The Federal law of the Russian Federation dated June 28, 2014 N 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation." - Access mode: ConsultantPlus// www.consultant.ru.

3. Methodical recommendations for the development and adjustment of the strategy for socio-economic development of the Russian Federation and of the action plan for its implementation. Approved by Russian Ministry of 23.03.2017 N132.- Access mode: ConsultantPlus // www.consultant.ru .

4. The revised draft strategy for socio-economic development of Vologda Oblast for the period up to the year 2030. -Access mode: http://economy. gov. ru

5. Draft strategy for socio-economic development of the region for the period up to the year 2035. - Access mode: http://economy. gov. ru

6. The revised draft to the particular socio-economic development of the Irkutsk region for the period up to the year 2030. - Access mode: http://economy. gov.ru

7. The revised draft strategy for socio-economic development of the Kostroma region for the period up to the year 2025. - Access mode: http://economy. gov. ru

8. The draft strategy for socio-economic development of the Moscow region for the period up to the year 2030. - Access mode: http: // mosoblduma.ru

9. The draft strategy for socio-economic development of Tambov Oblast for the period up to the year 2035. - Access mode: http://economy. gov. ru

10. The revised draft strategy for socio-economic development of the Kamchatka region for the period up to the year 2030. - Access mode: http://economy. gov.ru

11. The revised draft strategy for socio-economic development of Krasnoyarsk territory for the period up to the year 2030. - Access mode: http://economy.gov. ru

12. The revised draft strategy for socio-economic development of Khabarovsk region for the period up to the year 2030. - Access mode: http://economy.gov. ru

13. The draft strategy for socio-economic development of Bashkortostan for the period up to the year 2030. - Access mode: http://economy.gov.ru

УДК 332.334

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ВЕКЛЕНКО В.И.,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита Курского государственного университета; e-mail: [email protected], тел. (4712)51-36-52.

ДУПЛИН В.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических дисциплин ФГБОУ ВО Курская ГСХА. ЖМАКИНА Н.Д.,

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Юго-Западный государственный университет.

Реферат. В Курской области почвы представлены черноземами и серыми лесными почвами, содержащими разное количество гумуса. Земли сельскохозяйственного назначения, кроме того, расположены на склонах разной крутизны, а, следовательно, в разной степени эродированы. Развитие процессов эрозии сопровождается дегумифи-кацией почв. Вместе с тем снижение запасов гумуса в почвах в не меньшей мере определяется и факторами хозяйственной деятельности. Сложившаяся структура посевов в области является неблагоприятной для сохранения и повышения плодородия почв и воспроизводства земельных ресурсов, поскольку основные культуры не обеспечены хорошими предшественниками, низкий удельный вес культур, улучшающих качество почв, высокий - пропашных культур, сокращается поголовье крупного рогатого скота и объемы заготовки и внесения органических удобрений. Количество гумуса, поступившего с пожнивными и корневыми остатками при средней сложившейся урожайности сельскохозяйственных культур в последние годы, превышает минерализацию гумуса только при возделывании яровых колосовых зерновых культур, однолетних и многолетних трав. Посевы культур на эродированных почвах приводит к снижению урожайности, особенно значительному по пропашным культурам. Наиболее устойчивыми к снижению плодородия на смытых почвах являются многолетние травы. В современных условиях повышение эффективности сельскохозяйственного производства, сохранение и повышение плодородия почв возможно при использовании адаптивно-ландшафтных систем земледелия. Оптимизация структуры посевных площадей проведена в соответствие с требованиями адаптивно-ландшафтных систем земледелия, заключающимися в учете агро-экологической неоднородности земель. В разработанной экономико-математической модели оптимальная структура посевных площадей определена отдельно для каждого из агропочвенных районов Курской области на пашне с интенсивным и ограниченным использованием. Увеличение посевных площадей однолетних и многолетних трав, зернобобовых позволит уменьшить дефицит гумуса в почве на 12,9 %. Пополнение запасов гумуса в почве за счет использования соломы и стеблей позволит сократить дефицит гумуса при использовании оптимальной структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.