Научная статья на тему 'Пространственное развитие региона в контексте стратегии социально-экономического роста'

Пространственное развитие региона в контексте стратегии социально-экономического роста Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3644
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPATIAL DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / INDUSTRIAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колмакова Евгения Микаеловна, Колмакова Ирина Дмитриевна, Дегтярева Нина Адамовна

Потребности сбалансированного развития российской экономики в условиях глобализации требуют проведения исследований в области взаимосвязи пространственных изменений регионов и стратегий их социально-экономического роста. Взаимосвязь пространственного развития территории со стратегическим планированием экономики проявляется во включении в структуру разрабатываемых в субъектах РФ стратегий социально-экономического роста блоков управления пространственным развитием территорий. В статье изложены основные направления пространственного изменения региона во взаимосвязи со стратегией его развития на период до 2035 г. на примере Челябинской области. Раскрыты перспективные формы пространственного развития: территория опережающего развития (ТОР), промышленный кластер, агломерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Колмакова Евгения Микаеловна, Колмакова Ирина Дмитриевна, Дегтярева Нина Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial Development of the Region in the Context of the Strategy for Socio-Economic Growth

The needs of a balanced development of the Russian economy in the context of globalization call for research on the interrelationship between spatial changes in regions and strategies for their social and economic growth. The relationship between spatial development of the territory and strategic planning of the economy is manifested in the inclusion in the structure of the socio-economic growth strategies of the spatial development management units developed in the subjects of the Russian Federation. The article outlines the main directions of the spatial change of the region in correlation with the Strategy of its development for the period up to 2035 on the example of the Chelyabinsk region. Perspective forms of spatial development are revealed: the territory of advanced development (TOR), industrial cluster, agglomeration.

Текст научной работы на тему «Пространственное развитие региона в контексте стратегии социально-экономического роста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 3 (413). Экономические науки. Вып. 60. С. 30—37.

УДК 332.1 ББК 65.04

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Е. М. Колмакова1, И. Д. Колмакова2, Н. А. Дегтярева3

1 Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия 2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 3Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Россия

Потребности сбалансированного развития российской экономики в условиях глобализации требуют проведения исследований в области взаимосвязи пространственных изменений регионов и стратегий их социально-экономического роста. Взаимосвязь пространственного развития территории со стратегическим планированием экономики проявляется во включении в структуру разрабатываемых в субъектах РФ стратегий социально-экономического роста блоков управления пространственным развитием территорий. В статье изложены основные направления пространственного изменения региона во взаимосвязи со стратегией его развития на период до 2035 г на примере Челябинской области. Раскрыты перспективные формы пространственного развития: территория опережающего развития (ТОР), промышленный кластер, агломерация.

Ключевые слова: регион, пространственное развитие, стратегия социально-экономического развития, территория опережающего развития, агломерация, промышленный кластер.

Модернизация российской экономики, связанная с переходом к инновационному развитию, обусловила перенос стратегического управления экономикой на уровень регионов. В связи с этим усилился интерес к такому направлению экономических исследований, как исследование пространственного развития экономики региона.

Региональное экономическое пространство связано с территориальной интеграцией хозяйственных связей и отношений, а его специфика определяется территориальным размещением ресурсов региона.

Устойчивое пространственное развитие регионального хозяйства невозможно без увязки со стратегией социально-экономического роста региона. Необходимость взаимосвязи пространственного развития территории со стратегическим планированием экономики проявляется во включении в структуру разрабатываемых в субъектах РФ стратегий социально-экономического роста блоков управления пространственным развитием территорий.

Вопросы пространственного развития регионов изучали многие отечественные и зарубежные экономисты. Проблема пространственного развития территории в контексте обеспечения конкурентных преимуществ рассматривалась в работах А. И. Татаркина [2], А. Ю. Даванкова, Д. Н. Замятина [3], Е. А. Колесник, Г. Н. Пряхина, И. Д. Колмаковой, В. П. Максимова [4], В. С. Си-

линцева, Е. М. Колмаковой, Р. И. Гарипова [5] и др. Исследование шкалы приоритетов территориального развития с точки зрения устойчивости роста экономики, обеспечения территориальной целостности содержится в работах Д. В. Климова [6], Я. А. Дикова, И. В. Нусратуллина [7], Е. М. Колмаковой [8]. Вопросам создания и развития городских агломераций уделено внимание в работах отечественных экономистов: Е. Г. Аними-цы, А. Г. Гранберга, Д. А. Сирина [9], Е. В. Яроц-кой [10], С. В. Кормаковой, С. В. Мокичева [11] и других; а также зарубежных ученых: J. Parr [12], D. Puga [13], Q. Yuan, X. Luo [14], J. Trullen-Thomas, R. Boix-Domenech [15], M. Gerritse, D. Arribas-Bel [16] и др. Однако пока не полностью исследованы вопросы о факторах и условиях регионального управления пространственным развитием территории в новых условиях.

Изначально предпосылки для развития той или иной территории (в большей или меньшей степени) заложены на федеральном уровне. Минэкономразвития Российской Федерации осуществляет деятельность по формированию, согласованию и координации в рамках страны стратегического планирования, стратегического и территориального планирования, перспективного пространственного планирования, инвестиционного климата в регионах и др.

Инструментами воздействия являются поддержка и реализация различных программ и

проектов. Например, с 2014 г. попытки оценить инвестиционный климат в различных субъектах РФ предпринимаются автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). Данная организация разработала систему показателей для оценки субъектов по различным направлениям («Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» и т. д.). Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ формируется посредством анализа показателей трех типов: опросных, экспертных и статистических.

Практически пространственное развитие представляет собой процесс изменений пространственной организации обустройства занимаемой государством территории и пространственного распределения мест обитания и характера деятельности основных социальных и профессиональных слоев общества, вносящих наиболее значимый вклад в его прогрессивное развитие.

Этот процесс определяется характером изменений пространственного структурирования:

— территории по характеру ее освоения, обустройства и использования;

— демографической ситуации и миграционного поведения населения, определяемых характером изменений направленности социально-экономического развития общества;

— функций системы управления развитием территории.

Соответственно, стратегия пространственного развития государства должна определять направленность:

— изменений социальной структуры общества и связанных с ними изменений направленности его социально-экономического развития;

— структурирования пространственной организации освоения, обустройства и использования территории, способствующей повышению эффективности социально-экономического развития общества;

— регулирования изменений демографической остановки и миграционных потоков, влияющих на удовлетворение потребностей территории в человеческом капитале;

— системы организации управленческой деятельности по регулированию развития территории [17. С. 14].

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривалась разработка совершенно нового для России типа документа, синтезирующего в себе задачи стра-

тегического и территориального планирования, — Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Она должна выявить приоритеты социально-экономических развития территорий, дать оценку сложившейся системе расселения в Российской Федерации, предложить рекомендации по ее гармонизации.

Задачи Стратегии пространственного развития РФ:

• повышение степени интегрированности (связности) и сбалансированности пространства на основе активизации и укрепления межрегиональных связей и снижения межрегиональной дифференциации, закрепления населения на геополитически значимых территориях;

• создание пространственной среды, благоприятной для жизнедеятельности и формирования человеческого капитала, повсеместное повышение доступности услуг социальной инфраструктуры;

• инновационный путь развития экономики, содействующий повышению ее конкурентоспособности; согласованное использование рациональных форм пространственной организации и условий преференциального развития, а также потенциала городских агломераций и межрегиональных взаимодействий в рамках макрорегионов;

• обустройство инфраструктуры территории, улучшение ее транспортной и информационной обеспеченности, доступность населенных мест и мобильность населения, а также эффективная реализация транзитного потенциала;

• повышение экологической безопасности и сохранение окружающей среды, неистощи-тельное природопользование;

• максимальное раскрытие социально-экономического потенциала отдельных территорий страны, создание новых центров развития;

• формирование крупных пространственных структур — глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества;

• совершенствование государственного регулирования — обеспечение гибкости системы управления пространственным развитием в сочетании с его саморегулированием, использование проектного подхода, повышение эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, активизация местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества [18].

Пространственное развитие должно обеспечить инновационное развитие экономики, создать условия для функционирования «экономики знаний». Однако существует ряд вызовов глобального и внутреннего характера, препятствующих эффективному пространственному развитию РФ (рис. 1).

В настоящее время субъектами РФ разрабатываются стратегии социально-экономического развития до 2030 или 2035 гг. Некоторые регионы в рамках стратегии определяют и целевое видение развития своей территории до 2050 гг.

Проект Стратегии социально-экономического развития на период до 2035 г. (далее Стратегия) разработан также в Челябинской области и включает:

— комплексный анализ социально-экономического развития Челябинской области, место Челябинской области в экономике Уральского федерального округа и экономике Российской Федерации;

— оценку конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и потенциала развития Чеацбинскцйорлаати;

— оцерауеоциалсного6^ випмикач ества ро-вирияае лсвечециог->иапитал а ЧеляНиникой облааиц;

— оценку экономического развития Челябинской области в разрезе ключевых видов экономической деятельности;

— оценку достижения основных социально-экономических показателей и факторов экономического развития Челябинской области;

— описание и анализ ключевых проблем развития Челябинской области;

— определение конкурентных преимуществ и стратегических целей развития Челябинской области.

Важное место в Стратегии занимают вопросы пространственного развития территории.

Пространственная система организация экономики Челябинской области включает 37 муниципальных районов и 16 городских округов. Административно-территориальные единицы ЧвлиЦикскоЦоблистн достаточносилинодиффе-ренцированы, несмотря на то что в целом область имеет статус промышленного региона, специали-знр°ющегибя на метоилэдзгрр.

ПрданнымГдс комятара,зепер иод°р11—2017 гг. илеличение числеииосро насеиениянаблюда-етсорншь е Змукиципаленыхобразованиях

— Зииеишение липли развития шиининй мппнпмипи и поиохни я нпипму технплпйичецппму уклииу

— Чпциепеннпе изменение йонйрифичоцпнй ппнфшyиилии ширниых ломиини йлнPилямнйн мппнпмичецппйп илидмид

— Днциижомио пиииичоцпнйн уипиня ИMИИНПНйOMMНйН и ИOXMНйOMMНйН иноиойцииид ри ринцфоиу Зошли

— ГлнPилямыо изменения иоиииинииилямнй цииипбииы ИИЦЦOломид, ииоличомио чицленнпции мицоломид

Глобального характера

г

Оцмнимыо иыониы пинцииимцииоммнши иизиииию ИФ

— Сищоцииоммыо иошнйрифичоцпио Пйриничения рооиииид

— Чрнлоюцы пнмломииилии ницеления и мпнмншичоцпнй ипииимнции и прупрейших йнрниих и Мнцпницпнй цинличмнй ийлпмерилии

— Чроошормыо шожройинмилямыо пнмииициы и цплиилярн-мпнмншичоцпнш ризиииии

— СлиРид инфрицбрукбьрния нPицирноммнция иорриинрии циримы

— Нерозиибпция имциибьини прнциримцииоммнйн рооиииид

Внутреннего характера

L

Рис. 1. Глобальные и внутренние вызовы пространственному развитию РФ

(максимальный рост на 14,88 % в Сосновском муниципальном районе). В остальных муниципальных образованиях произошло снижение численности населения (максимальное — на 14,57 % в Карабашском городском округе) [19].

Особенностью пространственного развития территории Челябинской области является наличие 16 моногородов (Аша, Усть-Катав, Трехгор-ный, Снежинск и др.).

В целях реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» определен перечень из 21 территории области, подлежащей комплексному и устойчивому развитию в первоочередном порядке по инициативе органов местного самоуправления.

Стратегической задачей развития региона является реализация перспективных форм пространственного развития — территорий опережающего развития (ТОР), промышленных кластеров и агломераций (рис. 2).

Семь муниципалитетов вместе с Челябинском включены в состав схемы терпланирования Челябинской агломерации: два городских округа (Челябинск, Копейск) и пять муниципальных районов (Сосновский, Еткульский, Еманжелинский, Коркинский, Красноармейский). Проектный план Челябинской агломерации определяет основные направления развития укрупненной территории для комплексного и взаимосвязанного развития ее муниципалитетов, в числе которых транспортная, социальная и инженерная инфраструктура, промышленность, сохранение рекреационного комплекса агломерации — заказников, памятников природы, объектов археологического наследия. В рамках развития агломерации в долгосрочной перспективе планируется сформировать единую транспортную систему, в том числе за счет строительства малого транспортного кольца вокруг Челябинска, а также большого транспортного кольца через города — центры муниципалитетов. Это позволит увеличить долю автодорог с твердым асфальтовым покрытием областного и муниципального значения с 76 % в 2017 г. до 100 % к 2040 г.

Планируется также создание агломерации «Горный Урал», в которую должны войти Златоустов-ский, Миасский, Карабашский городские округа, Саткинский, Кусинский, Чебаркульский муниципальные районы.

Целями создания агломераций являются:

— формирование комплекса мероприятий, направленных на повышение потенциала инвестиционного развития и диверсификации экономики территории;

— стимулирование развития городской среды и публичных пространств, создающих условия для повышения качества жизни граждан, за счет обустройства и облагораживания городов;

— развитие и повышения уровня образования населения, создание благоприятной социокультурной среды.

Постановлением Правительства РФ № 115 от 6 февраля 2018 г. созданы ТОР в городах Сне-жинск и Озерск Челябинской области. Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), в рамках которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Создание ТОР «Снежинск» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию закрытого административно-территориального образования, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала города, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций. Озерск как моногород, связанный с атомным энергопромышленным комплексом, согласно постановлению, подготовленному Минэкономразвития России, получит определенные границы ТОР, а также особый правовой режим предпринимательской деятельности, предусматривающий минимальный объем капитальных вложений резидентов.

По мнению ученых, концентрация агломерационных и кластерных территорий в северной части региона (исключение — город Магнитогорск) усиливает территориальную неоднородность, что может привести к усилению дифференциации до-

ходов населения Челябинской области и развитию производственного разрыва. В то же время стратегический потенциал «коридора» новых территориальных форм имеет серьезный потенциал, который в перспективе может обеспечить дальнейшие шаги в снижении территориального неравенства [20. С. 352].

В результате мероприятий по развитию Челябинской агломерации, по данным Министерства строительства и дорожной инфраструктуры Челябинской области, к 2040 г. планируется увеличить численность проживающих на ее территории до 2 млн чел. против нынешних 1,5 млн, общую площадь жилищного фонда — до 62 млн кв. м с 38 млн.

Изменение концепции пространственного развития региона в пользу территориально-экономического объединения муниципальных образований становится значимой характеристикой современного этапа. Создание агломераций направлено на использование их в качестве антикризисного инструмента для экономики муниципальных образований Челябинской области в целях ускорения их роста, сглаживания диспропорций в освоении территорий, укрепления экономических связей за счет создания новых производств, что формирует более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни населения. Создание агломераций обеспечивает преимущества всем ее субъектам в привлечении средств бюджетов и средств частных инвесторов, а также возможность участия в федеральных инвестиционных программах. Объединение финансовых ресурсов территорий, входящих в агломерацию, позволяет консолидировать и аккумулировать собственные ресурсы региона, а также привлечь значительно больше федеральных средств для решения более масштабных и серьезных задач.

Соединение всех данных факторов может дать агломерационный эффект для развития региона в целом и каждого муниципального образования в отдельности.

Создание ТОР поможет в реструктуризации и модернизации градообразующей базы моногородов Челябинской области, в развитии их «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс всего региона.

Список литературы

1. Колмакова, Е. М. О роли инвестиционного проектирования в социально-экономическом развитии территории / Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 15 (344). Экономика. Вып. 45. — С. 124—128.

2. Татаркин, А. И. Конкурентная активность территорий в пространственном развитии Российской Федерации / А. И. Татаркин // Экономика и упр. — 2012. — № 11 (85). — С. 20—29.

3. Даванков, А. Ю. Особенности управления пространственным развитием крупнейшего города в современной России / А. Ю. Даванков, Д. Н. Замятин. — Челябинск, 2008. — 132 с.

4. Научно-методические основы обеспечения самодостаточности малых городов / Н. А. Берг, Е. А. Колесник, И. Д. Колмакова, В. П. Максимов [и др.]. — Екатеринбург, 2009.

5. Территориальное планирование сбалансированного социо-эколого-экономического развития / И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова, В. С. Силинцев, Р. И. Гарипов // Управление сбалансированным развитием территориальных систем: вопросы теории и практики. — Челябинск, 2016. — С. 250—291.

6. Климов, Д. В. Экономические инструменты управления пространственным развитием территорий / Д. В. Климов // Terra Economicus. — 2009. — Т. 7, № 3-3. — С. 218—220.

7. Диков, Я. А. Пространственное развитие территорий: комплексный подход / Я. А. Диков, И. В. Нусратуллин // Экон. исслед. и разработки. — 2017. — № 7. — С. 15—23.

8. Колмакова, Е. М. Потенциал и ограничения реализации пространственно-инвестиционно-инновационной модели роста региона / Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. — С. 82—86.

9. Сирина, Д. А. Эволюция принципов развития Свердловской агломерации в XX—XXI вв. / Д. А. Сирина // Науч. обозрение. — 2016. — № 17. — С. 47—55.

10. Яроцкая, Е. В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях инновационного развития регионов / Е. В. Яроцкая // Вестн. науки Сибири. — 2012. — № 5 (6). — С. 185—190.

11. Кормакова, Е. С. Агломерации — стратегическая составляющая устойчивого развития региональной экономической системы / Е. С. Кормакова, С. В. Мокичев // Экон. науки. — 2011. — № 81. — С. 99—103.

12. Parr, J. B. Missing elements in the analysis of agglomeration economies / J. B. Parr // Intern. Regional Sci. Rev. — 2002. — Vol. 25, iss. 2. — P. 151—168.

13. Puga, D. The magnitude and causes of agglomeration economies / D. Puga // J. of Regional Sci. — 2010. — Vol. 50, iss. 1. — P. 203—219.

14. Yuan, Q. A comparative study on agglomeration effects of the central cities of three urban agglomerations in China — a case study of producer services / Q. Yuan, X. Luo // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2nd Intern. Conf. on Intelligent and Interactive Systems and Applications, IISA 2017, Beijing, China, 17—18 June 2017. — Beijing, 2018. — Vol. 686. — P. 664—668.

15. Trullen-Thomas, J. The Marshallian industrial district and inclusive urban growth strategy / J. Trullen-Thomas, R. Boix-Domenech // Economia e Politica Industriale. — 2017. — Vol. 44, iss. 4. — P. 449—456.

16. Gerritse, M. Concrete agglomeration benefits: do roads improve urban connections or just attract more people? / M. Gerritse, D. Arribas-Bel // Regional Studies. — 2017.

17. Вильнер, М. Я. О стратегии пространственного развития России / Я. М. Вильнер // Упр. развитием территории. — 2016. — № 3. — С. 14—17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Проект Концепции пространственного развития Российской Федерации на период до 2035 года. — М., 2016.

19. Муниципальная статистика [Электронный ресурс] // Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований. — URL: http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/chelstat/ru/municipal_statistics/main_indicators/usloviay_godovay (дата обращения 22.02.2018).

20. Отчет о научно-исследовательской работе «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года». — Челябинск, 2017.

Сведения об авторах

Колмакова Евгения Микаеловна — старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на предприятиях строительства и землеустройства» Южно-Уральского государственного университета (НИУ), Челябинск, Россия. Janenet@mail.ru

Колмакова Ирина Дмитриевна — доктор экономических наук, завкафедрой «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kolmirina@mail.ru

Дегтярева Нина Адамовна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск, Россия. degtyareva_na56@mail.ru

36

Е. M. KonMaKOBa, H. ff. KonMaKOBa, H. A. ffегтнревa

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 3 (413). Economic Sciences. Iss. 60. Pp. 30—37.

SPATIAL DEVELOPMENT OF THE REGION IN THE CONTEXT OF THE STRATEGY FOR SOCIO-ECONOMIC GROWTH

Ye.M. Kolmakova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. katekol_mn@mail.ru

I.D. Kolmakova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. kolmirina@mail.ru

N.A. Degtyareva

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. degtyareva_na56@mail.ru

The needs of a balanced development of the Russian economy in the context of globalization call for research on the interrelationship between spatial changes in regions and strategies for their social and economic growth. The relationship between spatial development of the territory and strategic planning of the economy is manifested in the inclusion in the structure of the socio-economic growth strategies of the spatial development management units developed in the subjects of the Russian Federation. The article outlines the main directions of the spatial change of the region in correlation with the Strategy of its development for the period up to 2035 on the example of the Chelyabinsk region. Perspective forms of spatial development are revealed: the territory of advanced development (TOR), industrial cluster, agglomeration.

Keywords: region, spatial development, strategy of social and economic development, territory of advanced development, agglomeration, industrial cluster.

References

1. Kolmakova E.M. O roli investitsionnogo proektirovaniya v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii territorii [On the role of investment design in the socio-economic development of the territory]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 15 (344), pp. 124—128. (In Russ.).

2. Tatarkin A.I. Konkurentnaya aktivnost' territoriy v prostranstvennom razvitii Rossiyskoy Federatsii [Competitive activity of territories in the spatial development of the Russian Federation]. Ekonomika i upravleniye [Economics and Management], 2012, no. 11 (85), pp. 20—29. (In Russ.).

3. Davankov A.Yu., Zamyatin D.N. Osobennosti upravleniyaprostranstvennym razvitiyem krupneyshego goroda v sovremennoy Rossii [Features of spatial development of the largest city in modern Russia]. Chelyabinsk, 2008. 132 p. (In Russ.).

4. Berg N.A., Vereshchagina T.A, Galiullina G.S., Garipov R.I., Gordeev S.S., Gryazev M.A., Davankov A.Yu., Degtyarev P.Ya., Zamyatin D.N., Kolesnik E.A., Kolmakova I.D., Korotina N.Yu., Krasil'nikova I.G., Leonova N.A., Maksimov V.P. [et al.]. Nauchno-metodicheskiye osnovy obespecheniya samodostatochnosti malykh gorodov [Scientific and methodological basis for ensuring the self-sufficiency of small towns]. Yekaterinburg, 2009. (In Russ.).

5. Kolmakova I.D., Kolmakova E.M., Silintsev V.S., Garipov R.I. Territorial'noye planirovaniye sbalansirovannogo sotsio-ekologo-ekonomicheskogo razvitiya [Territorial planning of balanced socio-ecological and economic development]. Upravleniye sbalansirovannym razvitiyem territorial'nykh sistem: voprosy teorii i praktiki [Management of Balanced Development of Territorial Systems: Issues of Theory and Practice]. Chelyabinsk, 2016. Pp. 250—291. (In Russ.).

6. Klimov D.V. Ekonomicheskiye instrumenty upravleniya prostranstvennym razvitiyem territoriy [Economic instruments for spatial development management]. Terra Economicus [Terra Economicus], 2009, vol. 7, no. 3-3, pp. 218—220. (In Russ.).

7. Dikov Y.A., Nusratullin I.V. Prostranstvennoye razvitiye territoriy: kompleksnyy podkhod [Spatial development of territories: an integrated approach]. Ekonomicheskiye issledovaniya i razrabotki [Economic Research and Development], 2017, no. 7, pp. 15—23. (In Russ.).

8. Kolmakova E.M. Potentsial i ogranicheniya realizatsii prostranstvenno-investitsionno-innovatsionnoy modeli rosta regiona [Potential and limitations of the implementation of the spatial-investment-innovation model of the region's growth]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 21 (350), pp. 82—86. (In Russ.).

9. Sirin D.A. Ehvolyutsiya printsipov razvitiya Sverdlovskoy aglomeratsii v XX—XXI vv. [Evolution of the principles of development Sverdlovsk agglomeration in the XX—XXI centuries]. Nauchnoye obozreniye [Scientific Review], 2016, no. 17, pp. 47—55. (In Russ.).

10. Yarotskaya E.V. K voprosu o kriteriyakh identifikatsii gorodskoy aglomeratsii v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya regionov [On the issue of criteria for the identification of urban agglomeration in conditions of innovative development of regions]. Vestnik nauki Sibiri [Bulletin of Siberian Science], 2012, no. 5 (6), pp. 185—190. (In Russ.).

11. Kormakova E.S., Mokichev S.V. Aglomeratsii — strategicheskaya sostavlyayushchaya ustoychivogo razvitiya regional'noy ekonomicheskoy sistemy [Agglomeration is a strategic component of sustainable development of the regional economic system]. Ekonomicheskiye nauki [Economic sciences], 2011, no. 81, pp. 99—103. (In Russ.).

12. Parr J.B. Missing elements in the analysis of agglomeration economies. International Regional Science Review, 2002, vol. 25, iss. 2, pp. 151—168.

13. Puga D. The magnitude and causes of agglomeration economies. Journal of Regional Science, 2010, vol. 50, iss. 1, pp. 203—219.

14. Yuan Q., Luo X. A comparative study on agglomeration effects of the central cities of three urban agglomerations in China — a case study of producer services. Advances in Intelligent Systems and Computing 2nd International Conference on Intelligent and Interactive Systems and Applications, IISA 2017; Beijing; China; 17—18 June 2017. Vol. 686. Beijing, 2018. Pp. 664—668.

15. Trullén-Thomas J., Boix-Domenech R. The Marshallian industrial district and inclusive urban growth strategy. Economia e Politica Industriale, 2017, vol. 44, iss. 4, pp. 449—456.

16. Gerritse M., Arribas-Bel D. Concrete agglomeration benefits: do roads improve urban connections or just attract more people? Regional Studies, 2017.

17. Vil'ner M.Ya. O strategii prostranstvennogo razvitiya Rossii [On the strategy of spatial development of Russia]. Upravleniye razvitiyem territorii [Territory management], 2016, no. 3, pp. 14—17. (In Russ.).

18. Proekt Kontseptsii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2035 goda [Draft Concept of Spatial Development of the Russian Federation for the period until 2035]. Moscow, 2016. (In Russ.).

19. Munitsipal'naya statistika [Municipal statistics]. Osnovnye pokazateli sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya munitsipal'nykh obrazovaniy [Main indicators of socio-economic status of municipalities]. Available at: http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/municipal_statistics/main_ indicators/usloviay_godovay (In Russ.).

20. Otchet o nauchno-issledovatel'skoy rabote "Strategiya sotscial'no-ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti na period do 2035 goda" [Report on the research work "Strategy of social and economic development of the Chelyabinsk region for the period until 2035"]. Chelyabinsk, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.